ЭКОНОМИКА
Н.В. Кузнецова,
доктор экономических наук, ДВГУ
КИТАЙ - СТРАНА ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПАРАДОКСОВ
В начале реформирования нашей экономики мы ослабили влияние на механизм экономической системы со стороны государства. Однако сегодня становится очевидным, что нельзя ослаблять роль государства даже, а может быть особенно, при построении рыночной экономики. Именно государству отводится решающая роль в политике макроэкономического регулирования, функциональное назначение которого состоит в компенсации изъянов и слабости рынка, поскольку негативное влияние рынка сказывается прежде всего на вопросах социальной справедливости, образования, экологии и т.д. Для Дальнего Востока особенно важно понимание того, что рынок бьет по соотношению центра и региона, каждый из которых отстаивает свои интересы, но располагает различными стартовыми условиями построения микроэкономической модели.
Примером неослабного государственного влияния является осуществляемое Китаем жесткое плановое развитие рыночной социалистической экономики, соединившей старую систему с новой. Китай с конца 1978 г. формально приступил к реформированию хозяйственной системы в рыночном направлении, но только с 1992 г. модель социалистической экономики официально утверждена как цель реформы.
Можно с уверенностью сказать, что экономическая система Китая полна экономических парадоксов. Рассмотрим некоторые из них.
Инфляция не привела к депрессии. Экономический рост Китая сопровождается инфляцией, но отсутствует депрессия, характерная для России. Определяющую роль в этом сыграло государство, когда в 1994 г. по сравнению с предшествующим было сокращено предложение валюты на 10 млрд юаней, а в 1995 г. — на 80 млрд юаней1. Одновременно сдерживались темпы роста кредитования. Среднегодовые темпы прироста кредитов Национального банка Китая в 1992 - 1997 гг. не превышали 15%, а среднегодовые темпы прироста денежной массы за вычетом темпов прироста реального ВВП - 17,3%. Благодаря этому среднегодовые темпы инфляции в Китае составили чуть более 10%, а ее негативное воздействие на экономическое развитие оказалось незначительным. Однако наряду с этим Китай широко применяет такие формы абсорбирования иностранных капиталов, как займы и товарные кредиты. В настоящее время внешняя задолженность Китая уже составляет 110 млрд дол., ежегодные платежи по обслуживанию долга — примерно 20 млрд дол., а к 2010 г. ожидается их увеличение2. При этом золотовалютные
резервы в 1985 г. составили 17,80 млрд дол., а в 1995 г. - 80,37 млрд дол.3 Отражением достаточности золотовалютных резервов в той или иной стране является число месяцев покрытия импорта, в Китае этот показатель был наиболее высоким: в 1985 г. - 4,9, а в 1995 г. - 7,4 ( для сравнения в США соответственно этот показатель составлял — 4,9 и 2,9).
Наблюдаются ускоренные темпы экономического развития: в ходе реформы (1978 - 1996 гг.) среднегодовой прирост ВВП Китая составил 9,9%, что на 3,8 процентных пункта выше, чем в предшествующие реформе годы (1953 - 1978 гг.). При этом в отдельные годы этот показатель превышал 13% (1984 г. - 15,2%, 1985 г. - 13,5, 1992 г. - 14,2, 1993 г. - 13,5%)4 . По предварительным подсчетам, в первом квартале 2000 г. темп роста ВВП Китая превысил 7% по сравнению с 1999 г.5 Общий объем ВВП в 1980 г. составил 535 млрд дол., в 1995 г. 2500 млрд дол., на душу населения в 1980 г. - 550 дол., в 1995 г. - 2085 дол." Однако качество экономической эффективности сравнительно низкое (далее мы это продемонстрируем на примере развития госсектора Китая.)
Мы не будем в данной статье подвергать сомнению официально объявленные показатели темпов роста и прироста ВВП Китая. Однако отметим интересный анализ данного факта в статье В. Гельбраса «Куда идет Китай?»7, в которой автор приводит в качестве примера две страницы официального издания Государственного статистического управления КНР. На одной из них пишется, что в 1995 г. ВВП составил 5826,05 млрд юаней, но если подсчитать на следующей странице сумму ВВП провинций, городов центрального подчинения, автономных районов, то получим иной результат - 5763,28 млрд, т. е. почти на 63 млрд меньше. Разница более чем на 1%. Далее автор сравнивает объем ВВП в сопоставимых ценах в 1995 г., который составил 497% к уровню 1978 г. В то же время рост производства всех видов топлива в пересчете на условное составил 205%, а его потребления - 226%. Это значит, что темпы роста ВВП были в 2,2 раза выше темпов роста потребления всех видов энергии. Существенно ниже темпы роста ВВП и по сравнению с темпами роста объема грузооборота всех видов транспорта. Он увеличился за те же годы в 3,6 раза8. А реальный рост ВВП должен определяться темпами роста грузооборота и потребления всех видов топлива. Он вряд ли может быть выше темпов роста грузооборота и роста потребления всех видов топлива. Таким образом, В. Гельбрас отмечает, что среднегодовой темп прироста ВВП в 1979 — 1995гг. составил примерно 5 - 6%9
Парадоксом является, во-первых, несоизмеримая с ростом ВВП доля государственных расходов в ВВП: в 1985 г. она составляла 10,7%), а в 1995 г. — 13,2%'". Для стран с «догоняющей» экономикой эта доля должна быть больше. Во-вторых, несоразмерность прироста на одного занятого и на душу населения: прирост на одного занятого за 1978 - 1997гг. составил всего 6,8%, а на душу населения всего 8,2 %".
Однако здесь следует напомнить, что такая несоразмерность становится характерной для Китая. Так, объем промышленной продукции вырос в
1983 г. на 10%), 1984г. - на 14%), 1985г. - на 18%). При этом эффективность производства не повысилась. По расчетам У. Цзиньляня, ежегодные темпы прироста совокупной производительности факторов производства за 1981 -
1984 гг. составили 0,6% (в 1956 - 1979 гг. - 0,1%, 1953 - 1957 гг. - 3,8%)12.
Китай смог преодолеть резкие циклические колебания. Если разница между высшим и низшим темпами прироста ВВП в 1958 - 1962 гг. составила 51,7%, то уже в 90-е гг. всего 4%. За 20 лет экономических реформ объем инвалютных запасов государства на сегодняшний день (без учета Сянгана, у которого запас 96 млрд дол.) достиг 140,5 млрд дол. А объем иностранной валюты, имеющейся в распоряжении страны, по данным китайских экономистов, в настоящее время составляет 220 млрд дол. Эта сумма включает, кроме вышеуказанного объема государственных инвалютных запасов, иностранную валюту, которой располагают финансовые институты, государственные и частные предприятия КНР, а также личные средства китайских граждан в инвалюте. Если принять во внимание, что годовой объем инвалюты, необходимой для обслуживания нужд внешней торговли и для выплаты процентов по иностранным займам и кредитам, составляет, как об этом заявляют китайские экономисты, всего 60 млрд дол., то даже после вычета этой суммы в запасах остается еще 160 млрд дол. Инвалютный оборот «черного рынка» находится под полным контролем властей, и его объем незначителен (0,01 % всех инвалютных операций), поэтому его можно не брать в расчет13.
Интернационализация экономики Китая достаточна высока, но подготовка руководящих работников не соответствует этому.
Темпы роста валовых капитальных вложений опережают валовое потребление. В 1981 - 1996 гг. среднегодовой прирост валового потребления составил 17,9%, (в том числе потребления населения - 18%, общественного -17,2%), валовых капиталовложений — 19,7% (в том числе в основные средства — 22,9%).
Коэффициент капиталовложений не соответствует уровню капитало-отдачи. Коэффициент капиталовложений (т. е. их доля в ВВП) всегда был довольно высоким. Начиная с 1978 г. он не опускался ниже 32%, при этом в 1993 - 1995 гг. держался у отметки 40% (1993 г. - 43,3%, 1994 г. - 39,9,1995 г. -40,5%). Однако уровень капиталоотдачи составил в 1985 г.- 2,6дол. на человека, а в 1995 г. - 2,5 дол. на человека14, что свидетельствует об экстенсивном развитии экономики.
При этом среди всех факторов наибольшее влияние на развитие экономики оказали масштаб и коэффициент капиталовложений в основные средства производства. С начала реформ этот коэффициент проявлял тенденции к росту и в последние годы достигал следующих размеров: 1993 г. - 37,7%, 1994 г. -36,6, 1995 г. - 34,4, 1996 г. - 34,9%15. Однако наблюдаются затруднения в функционировании предприятий, подтверждением чему является сокращение госсектора и его реструктуризация. Более того, рост китайской экономики носит экстенсивный характер и, по всей вероятности, будет продолжать оставаться таковым еще достаточно продолжительное время. Однако в этом парадоксе есть еще один парадокс: у Китая есть неисчерпанный запас для такого развития: значительное количество не вовлеченного в эффективное производство трудовых ресурсов - аграрное перенаселение. Сельские жители составляют около 70% от общей численности населения страны, в 1978 г. городские и поселковые жители составили лишь 17,9% 16.
Китай смог установить баланс между ростом доходов и расходов. Среднегодовой темп прироста в 1979 - 1995 гг. составил соответственно 10,6 и
11,2%. Среднегодовой прирост финансовых поступлений в 1991- 1995 гг. был равен 16,3%, а расходов - 17,2%. В 1996 г. прирост финансовых поступлений достиг 18%, а расходов - 16%.
Понимая значение налогов в формировании доходов страны, Китай, однако, не пошел по линии наращивания этой доходной статьи, а, наоборот, снизил ставку с 30,4% в 1979 г. до 10,3% ВВП в 1996 г. Снижение налогов повлекло за собой уменьшение всех государственных доходов - с 31,3% ВВП в 1979 г. до 11,5% ВВП в 1996 г. Колоссальное сокращение государственных доходов не вызвало дестабилизирующих макроэкономических последствий только потому, что одновременно с этим и даже с опережающей скоростью происходило радикальное сокращение всех государственных расходов - с 36,4% ВВП в 1979 г. до 13,1% ВВП в 1996 г.
За первые два года экономических реформ в Китае удельный вес занятых в государственном секторе сократился с 94,9 до 26,6%. К 1995 г. он снизился до 18,9%. Такие данные приводит А. Илларионов в качестве положительного фактора в макроэкономической политике государства, что, на наш взгляд, является спорным.
Однако снижение госсектора, на наш взгляд, не является положительным фактором для китайской экономики. Наоборот, на фоне отмеченных выше положительных достижений это и оказывается индикатором низкого качества экономических реформ, проводимых в стране.
Таблица 1 '7 Политика занятости, социальная политика в Китае
Показатели 1978 1995 .
Удельный вес занятых, %:
- в государственном секторе 94,9 18,9
- в аппарате государственного управления 1,2 1,7
Удельный вес лиц, получающих пособия и субсидии из государственного бюджета, % 5,6 3,4
Расходы на социальное обеспечение, в % к ВВП 4,0 0,9
Уровень безработицы, % 5,3 2,9
Цзян Цзэминь, с одной стороны, заявлял на XV съезде КПК, что государственный сектор был, есть и будет экономической основой китайского социализма. При этом, однако, он предпочел говорить не только о государственном секторе, но и о секторе «общественной собственности». Под таковым подразумевались государственный и «коллективный» секторы, а также их «компоненты» в «смешанных» формах собственности. Все они являются важной составной частью социалистической рыночной экономики Китая. Главное, чтобы в руках государства сохранялась преобладающая часть капитала предприятий разных форм собственности. Мощь «общественной» собственности должна наращиваться. Она должна сохранять ведущие позиции в экономике. С другой стороны, было сказано о необходимости решительной реформы государственных предприятий на основе их акционирования, слияния, закрытия, банкротства.
В настоящее время именно основные экономические трудности страны, связаны с госсектором экономики Китая, промышленные предприятия госсектора сотавляют 19%18, на который приходится 48,3% произведенной продукции, 56% занятых, 70% капиталовложений и 75% остаточной стоимости основных фондов19. Предприятия госсектора дают 66% доходов госбюджета и несут основное бремя расходов на социальные нужды20. Речь идет о более чем 300 тыс. государственных промышленных предприятий, на которых занято 107 млн чел., причем крупных и средних предприятий насчитывается 14 тыс.21
Промышленный рост достигается за счет мелкого производства. Объем валовой продукции промышленности за счет расширения мелкого производства возрос за период 1981 - 1995 гг. в 8,9 раза, а государственной - только в 3,1 раза22.
Не оправдались надежды на увеличение доходов городского населения, наблюдается замедленный рост доходов крестьян — таким образом, потребительский спрос не соответствует стране с высокими темпами экономического развития (так, в 1985 г. личное потребление на душу населения составило 593 дол., а в 1995 г. - 1179 дол.)23. Продолжающееся сокращение численности рабочих и служащих на государственных предприятиях создает серьезные проблемы их вторичного трудоустройства. Усиливаются региональные социально-экономические противоречия, определяемые неравномерностью распределения ВВП страны между провинциями (разрыв составляет 30% и более). Социальным страхованием и пенсионным обеспечением охвачено не более 20% населения24.
В 1980 г. доходы на душу населения составили 310 дол.: высшие слои населения (10%) - 875 дол., низшие слои (10%) - 225 дол. (коэффициент разрыва составил — 3,9); в 1995 г. соответственно 1250 дол. в среднем, высшие слои -3825 дол., низшие - 335 дол. (коэффициент разрыва - 11,4)25.
Создан привилегированный экономический режим для госпредприятий, которые являются своеобразными «гирями», замедляющими темпы экономического роста. Удельный вес убыточных предприятий (с числом занятых 20 млн чел.) составляет 41%; в 1996 г. убытки составили 6,4 млрд дол., а накопившаяся задолженность друг другу превысила 30 млрд дол. Предприятия удерживаются на плаву лишь благодаря кредитам государственных банков. В 1997 г. были списаны долги по кредитам госпредприятиям на 4 млрд дол. В настоящее время быстрого развития негосударственных секторов экономики недостаточно, чтобы перевести туда рабочую силу с госпредприятий.
По оценкам Всемирного банка, в ходе реструктуризации госсектора экономики Китая в течение ближайших 10 лет без работы могут остаться 30 млн из 140 млн рабочих. Такое количество рабочей силы может занять только интенсивно развивающийся частный сектор. Проблемы госсектора Китая еще более обострятся со вступлением страны в ВТО, т.к. страна будет испытывать острую конкуренцию со стороны западных фирм, проникающих на китайский рынок, по качеству товаров и новых технологий, что будет далеко не в пользу Китая.
Энергоресурсная слабость экономики особенно скажется после 2000 -2010 гг. и, по прогнозам, может превратиться в мощный ограничитель
развития Китая. В 2000 г. планируется добыть 155 млн т нефти, между тем потребности в сырой нефти в Китае к 2010 г. оцениваются в 330 млн т.26 В 2010 г. страна будет вынуждена импортировать большое количество нефти, потребуется создание собственного океанского танкерного флота, а также обустройство морских портов.
Внешнеэкономическая политика Китая характеризуется данными, представленными в табл. 2.
Итогом проведения либеральной внешнеэкономической политики в Китае стали повышение годовых темпов прироста внешней торговли с 2 - 3% в 1978 г. до 17 - 20% в 1996 г. и увеличение удельного веса экспорта и импорта в ВВП -с 5 - 6% накануне реформ до 15 - 17% в 1996 г. Объем китайского экспорта за 18 лет вырос в 15,2 раза, импорта - в 12,5 раза.
Согласно статистическим данным, в 1999 г. экспорт страны вырос на 6% по сравнению с 1998 г. и достиг 195 млрд дол., при этом положительное сальдо в торговле составило 30 млрд дол. Однако уже сегодня Китай испытывает влияние фактора сужения спроса на международных рынках, значительное сокращение экспорта.
Наметилась некоторая тенденция к сокращению притока иностранных инвестиций в Китай. За первый квартал 1998 г. объем прямых инвестиций Японии в китайскую экономику сократился на 42,2% по сравнению с тем же периодом прошлого года, Южной Кореи — на 55,8%, Таиланда — на 35,5%м Снижение доверия иностранных инвесторов к азиатскому рынку из-за
Таблица 27 Результаты внешнеэкономической политики Китая
Показатель Китай Россия
1978 1996 1992 1997
Импортные пошлины, % к импорту 17,7 2,5 0,7 5.3
Темпы прироста, %:
- экспорта 2,3 17,1 -20,0 0,5
- импорта 2,8 19,5 -36,0 3,8
В % к ВВП:
- экспорт 5,1 17,1 25,6* 27,7
- импорт 6,3 15,2 36,7* 22,0
Удельный вес машин и оборудования в экспорте, % 4,7 21,1 8,9 8,1
Иностранные инвестиции, % к ВВП 0,11 5,08 0,18 0,86
* 1990 г.
4 0
кризиса также отразилось на доверии к экономике Китая. Однако уже в первом квартале 2000 г. в Китае наблюдалась тенденция увеличения притока зарубежных инвестиций. Согласно последним статистическим данным, опубликованным Министерством внешней торговли и внешнеэкономического сотрудничества КНР, в январе-марте в стране было утверждено 4316 предприятий с участием иностранного капитала на сумму в 11,08 млрд дол. Эти два показателя увеличились соответственно на 22,75 и 27,05% по сравнению с аналогичным периодом 1999 г.
Под влиянием азиатского финансового кризиса в Китае наметилась устойчивая тенденция сокращения иностранных инвестиций. И вот впервые за 30 месяцев спада ситуация явно изменилась, о чем свидетельствует имевший в первом квартале текущего года рост притока иностранных инвестиций из месяца в месяц. В числе главных причин, обусловивших перелом в благоприятную сторону, эксперты называют улучшение экономической ситуации в Азиатско-Тихоокеанском регионе, устойчивый рост китайской экономики и ускорение процесса, предшествующего вступлению КНР во Всемирную торговую организацию (ВТО)29.
В связи с кризисом значительно упали цены на акции китайских предприятий на фондовых биржах стран Азиатского региона, в результате чего возникают трудности с их реализацией. Положение осложняется тем, что кризис совпал с проведением в стране фундаментальных экономических преобразований, структурной перестройки банковской системы, государственных предприятий и аппарата государственного управления.
Все эти факты могут быть подтверждением следующего обстоятельства: Китай может быть заинтересован в сотрудничестве с Россией уже хотя бы потому, что наши страны могут взаимодополнять друг друга как полноправные партнеры, имеющие очень схожие проблемы и недостатки. Полная реализация потенциальных возможностей каждой страны в XXI веке обеспечит непрерывный рост процветания. Для нашей страны это прежде всего инвестиции в человеческий капитал и быстрый технологический прогресс. Информационная технология, биотехнология, передовые материалы, альтернативные источники энергии и более совершенный транспорт будут помогать создавать богатство, но они будут также стимулировать структурные изменения.
На основе проведенного исследования при участии 55 научных центров из разных стран был составлен новый международный индекс экономической свободы. Россия оказалась на 93-м месте среди 123 стран, охваченных исследованием. Одним из главных результатов авторы считают подтверждение причинно-следственной связи между экономической свободой и процветанием. В первую пятерку стран и территорий мира, обладающих наиболее свободной экономикой, вошли Сянган, Сингапур, Новая Зеландия, США и Великобритания. По подсчетам специалистов, у 20% наиболее экономически свободных стран и территорий мира средний доход на душу населения составлял в минувшем году 18108 дол. 20% наименее свободных стран имели соответствующий показатель на уровне 1669 дол."
Индекс готовился под руководством знаменитого ученого-экономиста, лауреата Нобелевской премии Милтона Фридмана. Положение дел в каждой
стране оценивалось по 23 показателям, важнейшими из которых были структура экономики и использование рынков, монетарная политика и ценовая стабильность, свобода использования различных валют, правовая структура и надежность гарантий частной собственности, свобода торговли с иностранцами, свобода финансовых рынков.
Авторы исследования разделили страны на пять квинтелей (пять равных частей), проранжировав их по степени экономической свободы, взяв средние показатели за последние 30 лет. Обнаружилась четкая тенденция: чем выше степень экономической свободы в стране, тем выше темпы ее экономического роста. Квинтель стран с наименьшей экономической свободой (куда попала и Россия) имеет отрицательные темпы экономического роста. Кроме того, анализ показал, что при последовательном повышении степени экономической свободы быстро увеличивались и показатели экономического роста и наоборот.
Рассмотрим индекс человеческого развития (ИЧР), введенный экспертами ООН в начале 90-х гг., а затем модифицированный рядом исследователей, рассчитанный как среднее геометрическое невзвешенное нескольких субиндексов, включая подушевой ВВП (измеренный в паритетах покупательной способности валют), среднюю продолжительность предстоящей жизни и достигнутый уровень образования взрослого населения, а также степень распространения информационно-коммуникационных средств, отнесенных к уровню наиболее развитой страны мира (США) на конец изучаемого периода (1997 г.). Обобщенный индикатор развития (благодаря развитию человеческого фактора) в СССР за 1913 - 1990 гг. вырос в 4,5 раза и опережал многие другие страны: в отмеченный период в Великобритании он увеличился в 2 раза; в США, Германии и Франции - в 2,3 - 2,4 - 2,6 раза; в Италии, Индии и Китае - в 3,5 - 3,6 раза; в Японии, Бразилии и Египте - в 3,8 - 3,9 раза; в Таиланде - в 4,2 раза. Среди стран, которые сумели по этому показателю опередить СССР, — Южная Корея и Тайвань (рост индекса в 5,1 — 5,5 раза), а также Турция и Иран (в 4,7 - 4,8 раза)11. В табл. 3 приведены некоторые составляющие ИЧР, рассчитанные согласно методике ООН.
Коэффициент научного развития государства (КНР) является аналогом внутреннего валового продукта на душу населения только в сфере науки. Он представляет собой отношение доли данной страны в мировом информационном потоке (в %) к доле в населении земного шара (также в %). Показатели численности населения взяты на 1993 г. из доклада ООН по человеческому развитию 1996 г. Получаемая величина КНР является безразмерной и характеризует относительный вклад (на душу населения) в мировой информационный процесс.
В соответствии с потенциалом России по данным показателям для Китая сближение является выгодной интеграцией интересов.
У Китая также есть несколько практических причин стремиться к улучшению отношений с Россией. Россия обладает современными технологиями, в особенности в военной области. Аэрокосмическая и оборонная промышленность Китая уже извлекает пользу из сотрудничества с российскими фирмами. Динамичная экономика Китая с ее растущими потребностями в энергии требует доступа к нефтяным и газовым запасам России и других стран на территории бывшего СССР. Таким образом, Китай
видит особые связи с Россией как дополнение, но не замену его жизненно важных экономических отношений с США, Японией и Западом. Его также объединяет с Россией стремление уменьшить нестабильность, бороться с этническим сепаратизмом и найти ответы на вызовы, брошенные политическому статус-кво во Внутренней Азии.
Как уже было отмечено, растущие потребности Китая в энергетических ресурсах и наличие в России запасов нефти и газа будет способствовать сближению наших стран. Экономика КНР будет требовать все больше энергии в количествах, отсутствующих в материковой части Китая. Естественно, что Китай видит в России поставщика нефти и газа с месторождений на Дальнем Востоке и в Сибири. Китай также проявляет растущий интерес к нефти из Казахстана, который является потенциальным конкурентом России и
Таблица З32 ИЧР по данным ООН за 1998 г.
Рейтинг ИЧР Страна Индекс ожид. прод. жизни Индекс образ. Индек с ВВП Индекс ЧР Рейтинг реального ВВП на душу населения минус рейтинг ИЧР
Высокий уровень человеческого развития
1. Канада 0,90 0,99 0,99 0,960 10
2. Франция 0,90 0,96 0,99 0,946 12
3. Норвегия 0,88 0,97 0,99 0,943 5
4. США 0,86 0,98 0,99 0,943 -1
8. Япония 0,91 0,92 0,99 0,940 2
14. Великобритания 0,86 0,95 0,99 0,932 7
Средний /ровень человеческого развития
68. Беларусь 0,74 0,92 0,69 0,783 11
69. Турция 0,72 0,75 0,87 0,782 -2
71. Оман 0,75 0,59 0,97 0,771 -24
72. Россия 0,68 0,92 0,71 0,769 5
74. Румыния 0,74 0,86 0,70 0,767 4
104. Узбекистан 0,71 0,90 0,37 0,659 13
106. Китай 0,74 0,76 0,46 0,650 1
108. Грузия 0,80 0,89 0,21 0,633 33
западных нефтегазовых компаний. Добыче и транспортировке ресурсов из Сибири и Дальнего Востока России в Китай препятствуют такие факторы:
- отсутствие трубопроводов;
- необходимость привлечения капитала для финансирования строитель ства и содержания трубопроводов (без финансовой помощи извне планы России и Китая не смогут осуществиться);
- политическая неустойчивость в России и неблагоприятный инвестицион ный климат, в особенности на Дальнем Востоке.
После начала осуществления политики реформ и открытости шел стабильный рост внешней торговли Китая. К 1997 г. совокупный объем экспортно-импортных операций достиг 320 млрд дол. Однако китайско-российская торговля находилась в состоянии застоя, а в последние годы наметилась тенденция к снижению товарооборота.
Всем известно, что с 1989 г. Китай и Россия восстановили нормальные отношения, а в 1996 г. построили «отношения стратегического партнерства». В 1997 г. во время визита Б. Ельцина в Китай было подписано рамочное соглашение, двусторонние отношения стали быстро развиваться.
С 90-х гг., когда произошло урегулирование международной обстановки в соответствии с принципами государственных интересов, наблюдается определенный дисбаланс между политическим сотрудничеством, составляющим основное содержание новых китайско-российских отношений, и экономическим сотрудничеством: отношения политического сотрудничества достаточно крепкие, а отношения экономического сотрудничества довольно
Таблица 433 Вклад в мировой информационный процесс различных
стран мира (первые 30 стран)
Страна % Страна % Страна %
США 30,817 Испания 2,028 Финляндия 0,793
Япония 8,244 Швеция 1,841 Австрия 0,652
Великобритания 7,924 Индия 1,643 Бразилия 0,646
Германия 7,184 Швейцари я 1,640 Украина 0,578
Франция 5,653 Китай 1,339 Норвегия 0,569
Канада 4,302 Израиль 1,074 Южная Корея 0,546
Россия 4,092 Бельгия 1,059 Новая Зеландия 0,426
Италия 3,394 Дания 0,962 ЮАР 0,415
Нидерланды 2,283 Польша 0,913 Греция 0,411
Австралия 2,152 Тайвань 0,805 Венгрия 0,398
слабые, и это влияет на качество всего комплекса двусторонних отношений. Основной причиной падения уровня китайско-российских торгово-экономических связей является недостаточная глубина и широта сближения рынков Китая и России. Китай является третьим (после Германии и США) торговым партнером России среди дальнего зарубежья, Россия - восьмым по объему товарооборота партнером Китая.
По данным МВТЭС КНР, в 1996 г. в России действовало около 1,5 тыс. предприятий с участием китайского капитала. Общий объем китайских инвестиций в эти СП составлял около 192 млн дол.34 Они создаются в основном в приграничных районах в торговой сфере, которая дает быструю оборачиваемость капитала. Но только 200 СП имеют производственный характер.
Последние шесть лет показали ошибочность утверждения, что важным фактором двусторонней торговли может стать существующая «взаимодополняемость» двух экономик - некий синергизм, являющийся результатом значительного и широкого вклада Советского Союза в оборонную и обрабатывающую промышленность Китая на заре существования КНР. В целом Китай не стал совершенствовать стареющую технологическую базу, заложенную СССР в тяжелой промышленности, производстве вооружений и других секторах экономики. Если бы Китай пошел по этому пути, Россия действительно получила бы реальные преимущества. Однако Китай выбрал вариант полномасштабной модернизации производства и даже создания новых отраслей с нуля (при этом сильно пострадала экономика северо-востока, который остается «пораженной кризисом зоной»). Самолетам Туполева Китай предпочитает «Боинги» или широкофюзеляжные самолеты, построенные в Европе; он создал совместные предприятия с компанией «Дженерал Моторс» и немецкими автостроителями, а не с ВАЗом. Однако в таких отраслях, как строительство ядерных энергетических установок или оборонные технологии, Россия имеет преимущество перед конкурентами, и это было признано Китаем. Но даже в этих отраслях сделки между КНР и Россией не сопровождаются реконструкцией старых предприятий. Приобретение Китаем лицензии на производство самолетов Су-27 в
1996 г. не повлекло за собой переоснащения старых оборонных заводов на се веро-востоке страны. Вместо этого будут созданы совершенно новые предпри ятия в других регионах.
Значительная выгода, которая ожидалась в российской промышленности от двусторонней торговли, так и не материализовалась. В первые годы торгового сотрудничества преобладал бартер, и вместо валюты российские заводы-изготовители, к своему неудовольствию, получали китайские товары. Коррупция и погоня за легкой наживой привели к тому, что многие администраторы разбогатели, но предприятия и рабочие не получили при этом ничего.
Несмотря на то что при подписании контрактов широко рекламировались ожидаемые выгоды, поступления от продаж в Китай вооружений в конце лета
1997 г. использовались для устранения задолженности по заработной плате офицерам российской армии. В итоге от сделок выиграли только руководители предприятий и чиновники, остальным так ничего и не досталось.
В 1998 г. Китай оставался ведущим партнером в торгово-экономических связях с девятью субъектами РФ в дальневосточном регионе. Однако существуют серьезные проблемы.
Граничащий с Китаем российский Дальний Восток не относится к наиболее экономически развитым регионами, отмечается неразвитость транспортных коммуникаций. Благоприятный фактор географической близости сказывается очень незначительно на приграничной торговле, в которой сравнительно невелика доля технического сотрудничества. Только структурная взаимодополняемость экономик Китая и России может считаться самым благоприятным условием для развития двусторонних экономических обменов.
Рост потребностей в эффективных трансконтинентальных перевозках между Европой и Азией стимулировал процесс разработки концепций формирования новых евроазиатских транспортных коридоров. Маршруты этих коридоров и проходящие по ним грузопотоки могут в перспективе оказать существенное влияние на экономические интересы России: речь идет о создании евроазиатского транспортного коридора. Ввиду наличия огромного рынка перевозок грузов все широтные направления, соединяющие Азию с Европой, должны не конкурировать между собой, а дополнять друг друга.
Китайско-российский товарооборот составил: в 1992 г. - 5,8 млрд дол.; 1993 -7,6 млрд дол.; 1994 - 5 млрд дол.; 1996 - 6,8 млрд дол.; 1998 - 5,4 млрд дол. Только в 1996 г. товарооборот Китая с Японией и США при колеблющихся, нестабильных политических отношениях составил, соответственно, 62,4 и 48,6 млрд дол. Доля Китая в мировом внешнеторговом обороте выросла с 1% в начале периода реформ до почти 11%. 4% продукции внутреннего производства реализуется на внешнем рынке. Российский рынок также имеет огромные потенциальные силы, широкое свободное пространство для привлечения китайской продукции. Доля китайско-российской торговли составила 2,4 и 5% совокупных внешних товарооборотов двух стран, в настоящее время доля российско-китайской торговли в общем объеме товарооборота КНР составляет 1,9 %.
Учитывая экономическую мощь Китая и России, различия в структуре экономик и установленные между двумя странами «отношения стратегического партнерства, ориентированные в XXI век», такой низкий уровень взаимной торговли никак нельзя назвать соответствущим потенциалу двусторонних связей.
В 1996 г. Россия вышла на первое место среди поставщиков в КНР минеральных удобрений, алюминия, рыбы и сохранила второе место (после Японии) по объемам поставок в Китай черных металлов. Доля российских инвестиций в КНР в 1996 г. составила лишь 0,01% общего объема иностранных инвестиций в ее экономику.
Нельзя забывать, что Китай - это огромный рынок. При усилении сближения рынков Китай сможет разрешить многие потребности районов Сибири и Дальнего Востока в предметах потребления, продовольствии, т. к. географические преимущества Китая не могут сравниться ни с одной другой страной; в то же время Россия имеет часть продукции, не способной конкурировать на мировом рынке, которая также может найти спрос на китайском рынке.
Однако имеется довольно много причин, вызывающих нестабильное положение в двусторонней торговле, основные из них следующие: (а) товарная структура товарооборота довольно уродливая, в структуре экспорта и импорта
преобладают один-два товара, на объеме товарооборота сказываются различные рыночные и политические ограничения; (б) конкуренция иностранных товаров на рынках СНГ постоянно обостряется, и это сокращает рынок китайских товаров; (в) с 1994 г. сильно ограничился выезд в Россию с торговыми целями, т. к. выросли сборы при выдаче виз по служебным паспортам и общегражданского назначения, процедура выдачи виз сложная и продолжительная; (г) новая налоговая система и двойной курс обмена валют сократили имеющиеся льготы у предприятий, ведущих двустороннюю торговлю.
Межправительственные торговые связи не занимают ведущего положения в двусторонней торговле, и это одна из основных особенностей китайско-российских торговых отношений. За 8 лет развития китайско-российских торгово-экономических отношений так и не был построен отвечающий мировым нормам правовой механизм.
Имеется проблема создания действенного механизма для банковских расчетов. С 1994 г. торговля за наличные деньги стала основной формой расчетов. Это вызвано тем, что, хотя Россия всячески стимулировала ход реформ, современная банковская система в стране все еще недостаточно развита. Хотя число коммерческих банков велико, но они не имеют достаточно средств, слабо развита банковская информационная система. Трастовые отношения между банками не приняты, на счета поступает мало наличных средств.
Механизм страхования экспортно-импортных операций не отлажен, поэтому китайским компаниям при экспорте в Россию часто ставят условие произвести оплату только после поставки товаров или после их реализации, а при импорте из России товаров от китайских компаний часто требуют 100% предоплаты. Данная ситуация, естественно, вызывает огромные проблемы и также может привести к серьезным рискам.
Развитие приграничной торговли позволит построить новые города. В соответствии с потребностями российской стороны китайская сторона может построить в приграничных городах заводы по переработке сырья, производству стройматериалов, мебели и текстиля: также может исследовать проблемы организации сельскохозяйственных ферм и наладить снабжение городов овощами (особенно в местностях, расположенных в зоне вечной мерзлоты). Российское население традиционно доверяет китайской народной медицине, следовательно, можно в России построить заводы по производству лекарств китайской народной медицины.
Мы также недооцениваем и не понимаем международного характера гонконгского бизнеса. Сянган является признанным поставщиком производственного оборудования, особенно для легкой промышленности, в том числе пищевой, для производства бытовой электроники, изготовления изделий из пластмассы и производства одежды. По данным Совета по развитию торговли Гонконга, объем товарооборота в 1998 г. оценивается в 1 млрд дол., что почти на 200 млн дол. меньше, чем в 1997 г.
Сянган очень часто воспринимается в качестве ведущего экспортера, однако в его товарообороте по России и странам СНГ преобладает импорт (в соотношении 5:4). По отношению к российской продукции гонконгские фирмы
играют более важную роль в качестве покупателей российской продукции (сталь, цветные металлы, химикаты и удобрения, зерно, продукты нефтехимии, незначительные поставки древесины, перепродажа российских турбин, авиационной техники, горнодобывающего оборудования в Китай и Монголию).
Ряд сянганских финансовых компаний давно и активно участвует в работе российского рынка ценных бумаг. Совокупная стоимость российских активов (акций, облигаций, долговых обязательств и т.п.), находящихся в их распоряжении, превышает i млрд дол. Компания «Риджент Пасифик» - одна из крупнейших управляющих инвестиционными фондами, ориентированными на Россию (очень часто в международной прессе эту компанию ошибочно называют британской).
Кроме того, многие транснациональные корпорации используют Сянган в качестве базы для осуществления делового сотрудничества с Россией и российским Дальним Востоком. К примеру, компания American Express осуществляет из Сянгана свои операции по российскому Дальнему Востоку. Таким образом, Сянган должен рассматриваться нами не как потенциальный инвестор , а как база для поиска деловых партнеров.
Для расширения круга потенциальных деловых партнеров (в том числе ориентированных на Китай), но самое главное для выхода на международные рынки товаров и капиталов, нам необходимо активно создавать в Сянгане дочерние компании, несмотря на то, что это дорогостоящее мероприятие.
Если у Вас в Сянгане собственный офис, то бизнес будет рассматриваться всеми как местный, в результате чего у Вас имеются более широкие возможности для выбора там деловых партнеров. Сянганские банки и инвестиционные компании будут намного охотнее финансировать фирму, базирующуюся в Сянгане, чем переводить средства в далекую Россию. Китай и китайские компании успешно используют Сянган для этих целей уже около десятка лет.
Особенность сянганских инвестиций заключается в том, что они финансируют выпуск интересующей их продукции на российских предприятиях. Причем следует помнить, что инвестиции делаются только после того, как налажено деловое сотрудничество.
Именно сянганские фирмы возглавляют список основных акционеров Дальневосточного морского пароходства и владивостокской компании «Дальморепродукт». Сянганские компании участвовали также в ликвидации взаимных задолженностей между отдельными российскими предприятиями и тем самым содействовали оздоровлению всей российской экономики в целом.
ПРИМЕЧАНИЯ
' Цзиньвэнь Ли. Роль государственного регулирования в реформировании и развитии экономики Китая. - http://www/chinaembassy/rus.
2 Гарнетт Ш.Ограниченное партнерство. http://pubs/Carnegie/ru/bouks/i999/0idt/toc/
asp.
'Малышев В., Рахлина Л. «Пятерка» и Китай: сопоставительный прогноз экономического развития на период до 20i5 года//Вопр. экон.1999. №ii. СЛ50.
4 Илларионов А. Тайна китайского экономического чуда//Бюллетень по проблемам экономической и социальной политики. 199S. 25 марта.
5 Центр «Модернизация» http://www park га/ hewsar chive/gilbo. "
Глобализация и периодизация //МэиМО. 1999. №12. C.I 15.
7 Гельбрас В. Куда идет Китай?// МэиМО. 1998. №4. С.35-46.
8 Малышев В., Рахлина Л. Указ. соч. С. 140.
9 Гельбрас В. Указ. соч. С.42.
0 Малышев В., Рахлина Л. Указ. соч. С. 146.
1 Илларионов А. Секрет китайского экономического «чуда» //Вопр. экон. 1997. №4. С. 15.
2 Цзиньлянь У. Эволюция экономической теории и выбор стратегии реформ в Китае//ЭКО. 1990.№1.С.14.
3 Информационный бюллетень №01 (05.01.1999). - http://www/ rinet/ ru: 7070/acsmru/ ffft/weekly/anik/index/htm.
4 Малышев В., Рахлина Л. Указ. соч. С. 147.
5 Цзиньвэнь Ли Роль государственного регулирования в реформировании и развитии экономики Китая. - http: //www/ chinaembassy/rus.
6 Центр «Модернизация» http://www park ru/ hewsar chive/gilbo.
7 Илларионов А. Тайна китайского экономического чуда// Бюллетень по проблемам экономической и социальной политики.1997.25 марта.
7 Чжоу Синьчэн. Экономическая реформа в Китае: достижения и задачи// Проблемы теории и практики управления. 1997. №2.
"'Информационный бюллетень №01 (05.01.1999). - http://www/ rinet/ ru: 7070/acsmru/ ffft/weekly/anik/index/htm.
2" Чжоу Синьчэн. Экономическая реформа в Китае... // Проблемы теории и практики управления. 1997. №2.
2 Информационный бюллетень №01 (05.01.1999). - http://www/ rinet/ ru: 7070/acsmru/ ffft/weekly/anik/index/htm.
22 Гельбрас В. Указ. соч.С.42.
2:1 Малышев В., Рахлина Л. Указ. соч. С. 147.
24 Экономика переходного периода: Очерки экономической политики посткоммунистической России (1991 - 1997) М.: ИЭППП, 1997. Гл. 1 - 3.
23 Глобализация и периодизация. С. 116.
w Гарнетт Ш. Ограниченное партнерство.
27 Малышев В., Рахлина Л. Указ. соч. С. 137 - 151.
27 Султанов К, Бекбергенов С. Азия: финансовый рынок //Деловая неделя. 1997.17 сент. № 36(314).
а Центр «Модернизация» http://www park ru/hewsar chive/gilbo.
311 Информационный бюллетень №01 (05.01.1999).- http://www/ rinet/ ru: 7070/acsmru/ffft/ weekly /anik/index/htm
3 Мельянцев В. Россия в глобальном контексте. Евразия, 1997.
32 Дикурас А.И. Взаимное влияние процессов социально-экономического и научного (информационного) развития общества. С. 25. Dessigned by Open Information Society, 02/07/ 99,16:43:47.
3:1 Там же.
14 Информационный бюллетень №01 (05.01.1999). - http://www/rinet/ru: 7070/acsmru/ffft/ weekly/anik/index/htm.
Natalia V. Kuznetsova. China as a country of the economic paradoxes
This paper is devoted to the market oriented reforms of economic system of China.
The role of the state as a key factor in reforming processes is analyzed. The author is circumstantially investigating Chinease experience of economic development from the thre point view of paradoxes. Some of these paradoxes: inflation without depression, high degree of internalization and non - adequate level of management, high rates of development and non -profitability of the state owned enterprises and other paradoxes. The author gives explanation of these paradoxes.