DOI: 10.24411/2618-6888-2020-10020
С.Л. Сазонов
КИТАЙ — МИРОВОЙ ЛИДЕР В ОБЛАСТИ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ БЕСПИЛОТНОГО ВОЖДЕНИЯ?
Аннотация. В статье анализируется факт того, что Китай стремительно вырывается на перспективный мировой рынок технологий полу- и автоматического вождения автомобилей, а также производства инновационного программного обеспечения с интегрированной возможностью вождения без участия водителя. Руководство КНР полагает добиться полной автоматизации транспортных средств в конце 14-й пятилетки. Планируется, что программное обеспечение на основе искусственного интеллекта будет управлять работой всех систем автомобиля, а сенсоры — собирать информацию об окружающей обстановке. В итоге беспилотный автомобиль сам проанализирует дорожную обстановку и рассчитает оптимальную траекторию движения.
Уже сегодня многие китайские производители создают автомобили, способные передвигаться по дорогам общего пользования автономно, а не под управлением водителя. Лидерами в этом направлении являются корпорации Chongqing Changan Automobile, Dongfeng Motor, FAWGroup и Hongqi, которые одними из первых мировых производителей беспилотных автомобилей начали работы в этом направлении. Развитие беспилотного вождения в Китае имеет как зна-
чительный социальный, так и экономически мультипликативный эффекты. Кардинально снижается количество дорожно-транспортных происшествий, практически полностью исключаются человеческие жертвы. Это приводит к сокращению расходов на автострахование и медицину быстрого реагирования. Уменьшается себестоимость транспортировки грузов и пассажиров за счет экономии на заработной плате персонала и снижения расхода топлива. Повышается рентабельность автомобильных магистралей за счет полного соблюдения беспилотными автомобилями правил дорожного движения. Появляются новые отрасли, связанные с разработкой, производством и обслуживанием беспилотных автомобилей; генерируется значительный мультипликативный эффект в отраслях промышленности, связанных с производством электронной начинки «умных» автомобилей.
В итоге автор разделяет мнение о том, что Китай уже сегодня становится крупнейшим мировым рынком беспилотных АИАИЭ с встроенными технологиями искусственного интеллекта (ИИ) и 5G, что к 2030 г. способно обеспечить КНР только от одной продажи этих технологий значительный ежегодный рост доходной части бюджета.
Ключевые слова: Китай, беспилотные автомобили, автономное движение, искусственный интеллект (ИИ), программное обеспечение, облачные вычисления, большие данные, алгоритмы, мультипликативный эффект.
Автор: Сазонов Сергей Леонидович, кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник Центра социально-экономических исследований Китая, Институт Дальнего Востока РАН. ORCID: 0000-0002-8889-7072; E-mail: sazonovch@mail.ru.
S.L. Sazonov
Does China become a world leader in innovation driverless driving technologies?
Abstract. The article notes that China is rapidly breaking into the promising global market of semi- and automatic car driving technologies, as well as the production of innovative software with integrated driverless autonomous driving capability. The Chinese leadership believes to achieve full automation of vehicles at the end of the 14th Five-year plan — dri-verless cars will be able to move independently thanks to special software and sensors. Software based on artificial intelligence will control the ope-
ration of all car systems, and sensors will collect information about the surrounding environment, which will form the basis of the car's actions — the driverless car will analyze the road situation and calculate the correct trajectory.
Today, many Chinese manufacturers are creating cars that can move on public roads independently, rather than under the control of a driver, and the leaders in this direction are the corporations Chongqing Changan Automobile, Dongfeng Motor, FAW Group and Hongqi, which are among first global manufacturers of self-driving cars which started working in this direction. The development of driverless automobiles in China creates both significant social and multiplier effects. The number of road accidents drastically diminish and human casualties can be almost completely eliminated, what leads to a significant reduction in the cost of car insurance and urgent response medicine. The cost of transporting goods and people is reduced due to the saving of wages and fuel. The efficiency of using highways increases because of full compliance of driverless cars with traffic rules. New industries related to development, production and maintenance of self-driving cars are emerging, and a significant multiplier effect is being generated in industries related to the production of electronic filling of «smart» cars.
As a result, the author shares the opinion that China is already becoming the world's largest market for unmanned vehicles with built-in artificial intelligence (AI) and 5G technologies, which by 2030 can provide China with a significant annual increase in state revenue from the sale of these technologies.
Keywords: China, self-driving cars, autonomous driving, artificial intelligence (AI), software, cloud computing, big data, algorithms, multiplicative effect.
Author: Sergey L. SAZONOV, Ph.D. (Economics), Leading Research Fellow, Institute of Far Eastern Studies of the Russian Academy of Sciences. ORCID: 0000-0002-8889-7072; E-mail: sazonovch@mail.ru.
Сегодня в Китае практически все крупные автопроизводители стремятся занять заметное место не только на развивающемся рынке продаж высокотехнологичных автомобилей, использующих альтернативные источники энергии (АИАИЭ), но и на пока еще мало «разработанном», но перспективном мировом рынке технологий автомобилестроения полу- и автоматического вождения, а также ин-
новационного программного обеспечения со встроенной возможностью вождения без участия водителя.
Ныне в КНР уже практически разработаны автомобили, оснащенные автопилотом, функционирующем в полуавтоматическом режиме (в стране для полуавтоматического режима по степени автономности управления введены три уровня, или классификатора, системы вождения: L-1, L-2, L-3), а сами машины оборудуются разного рода датчиками и камерами видеофиксации и слежения, компьютерными модулями, которые анализируют складывающуюся на дороге обстановку и автоматически управляют автомобилем.
Аналитики Китайской ассоциации автопроизводителей (КААП) уверены, что автономная система вождения — наиболее безопасна, поскольку 90 % дорожных аварий происходит в силу человеческого фактора — усталости водителя, невнимательности при возникновении препятствий или при дефектах дорожного полотна, или вследствие вождения в нетрезвом виде [Smart cars put...]. В феврале 2019 г. муниципальные власти Пекина заявили, что с 2020 г. они начнут решать задачу беспилотного вождения АИАИЭ уровня L-1, который, в частности, предусматривает способность беспилотной парковки за 1,5 мин (двойной парковки — за 3,5 мин), а также автоматического определения скорости впереди идущего транспортного средства, а также функцию распознавания знаков дорожного движения и возникающих препятствий без участия водителя.
Автомобили, которым будут присваивать уровень L-4 и уровень L-5, еще находятся в стадии доработки и будут запущены в эксплуатацию в период 2022—2025 гг. Они будут обладать полностью автономной системой вождения при любых скоростях, причем последняя получит способность самообучения: в процессе эксплуатации компьютер системы станет собирать и обрабатывать данные о дорожной обстановке и отправлять их на центральный сервер автопроизводителя, который будет посылать обратно обновленные программы и алгоритмы действий для автономной системы вождения.
Китайские автопроизводители постоянно наращивают усилия по разработке технологии автономного вождения. Так, автомобили компании Chongqing Changan Automobile (являющейся единственным китайским автомобильным производителем, получившим лицензии
не только в КНР, но и в США, на испытания беспилотных автомобилей) прошли более 12 млн км дорожных испытаний в автономном режиме. Системы с 1-го по 3-й уровень оборудованы радарами миллиметрового диапазона, которые обеспечивают обнаружение пешеходов и других препятствий с разрешением 25 см даже на расстоянии до 50 м менее чем за 0,2 с и рассчитаны на то, что водитель постоянно следит за обстановкой на дороге и в любой ситуации может взять управление на себя. Либо же, в случае, если водитель временно отвлекся, система контроля может оповестить водителя о проблеме и принудительно возвратит его внимание к дорожной обстановке [Zhang Dandan]. Те системы, которые находятся выше по классификации (L-4 и L-5), автономно от водителя осуществляют управление АИАИЭ и абсолютно не нуждаются в его участии и контроле, а отличительная характеристика 5-го уровня заключается в том, что все эти функции могут выполняться на любой, даже менее подготовленной дороге [Stronger demand...]. Руководство компании заявляет, что в ближайшие 10 лет намерено инвестировать 20 млрд юаней (2,98 млрд долл.) в исследования и разработки, а к 2025 г. начать массовое производство автомобилей со степенью автоматизации 4-го уровня.
Ведущие китайские автопроизводители Dongfeng Motor, FAW Group и Hongqi к 2025 г намерены запустить в эксплуатацию соответственно 13, 17 и 14 новых моделей электромобилей. В 2022 г. (примерно по 100 тыс. автомобилей у каждого из указанных производителей) машины будут оснащены системами беспилотного вождения 4-го уровня; в 2025 г. (по 300 тыс. соответственно) — системами автономного «умного» вождения уровня L-4 и в 2035 г. (по 500 тыс. единиц) — системами 5-го уровня [Liu Kunin, Zhao Ruixue].
Китайская компания Baidu (первая в Китае научно-техническая компания по продвижению технологий искусственного интеллекта (ИИ) и беспилотных автомобилей), которая начала исследования систем беспилотного вождения еще в 2013 г., в последние годы вышла в мировые лидеры в области разработки систем автоматического управления. 8 января 2019 г. на автомобильной выставке «CES 2019» в Лас-Вегасе (США) она представила свою новую платформу Apollo Enterprise, которая является набором настраиваемых решений
для автономного вождения и системы IoV1 для серийных АИАИЭ, решающими проблему возможной аварийности, возникающей вследствие человеческих ошибок, и обеспечивающими совместимость при обмене цифровыми активами между «интеллектуальными» автомобилями [Huang Ge].
Представленная Baidu платформа Apollo Enterprise совместима с картами высокого разрешения и платформами на базе ИИ и предоставляет разработчикам такие возможности беспилотного вождения, как ощущение личного присутствия, планирование маршрутов, управление транспортным средством и др. Последнее обновление Apollo Enterprise включает возможность управления в условиях сложных городских и пригородных районов.
В конце января 2019 г. 22 автомобиля, оборудованных автономной системой вождения, прошли тестирование в г. Янцюань (пров. Шаньси). Испытания показали, что уже сегодня АИАИЭ, оборудованные автономной системой вождения, способны самостоятельно участвовать в городском движении без нарушений правил и без ДТП [Nation leads]. В 2019 г. корпорация Baidu приняла решение создать центр облачных вычислений2 с применением технологий ИИ
1 IoV — Input/Output Virtualization (виртуализация систем ввода/вывода цифровых данных на единой базе) — алгоритм, координирующий синхронизацию автомобилей с ИИ и других автомашин, который к ней подключены [A more innovative...].
2 Облачные вычисления (Cloud computing) — это метод управления ресурсами IT, дата-центров, в которых размещаются серверное и сетевое оборудование с виртуальной инфраструктурой. Облачные технологии крайне необходимы в процессе передвижения автомобиля, поскольку инновационные АИАИЭ представляют собой не только набор механических элементов и электронных компонентов, но и сложное программное обеспечение, являющееся основой программируемых сервисов, помогающих водителю управлять машиной. Облако подключенного АИАИЭ (Connected Vehicle Cloud) изменяет автомобильную электронику и способ взаимодействия водителя с автомобилем и является частью комплексной автоматизированной системы, позволяющей подключенным АИАИЭ в режиме реального времени обмениваться данными о ситуации на магистралях с целью повышения безопасности и эффективности организации трафика. Сегодня основными инструментами оповещения водителя являются дорожные знаки, поэтому Облако подключенного трафика (Connected Traffic Cloud) позволяет передавать актуальную информацию о каждом участке пути на дисплей бортового компьютера. Именно этими вопросами занимается компания Huawei, разрабатывающая новую технологию, благодаря которой АИАИЭ может определять местоположение дорожных промоин, сломанных ливневых решеток и крышек дорожных люков, а затем через Облако делиться полученной информацией с дорожными
в г. Баодин (пров. Хэбэй). Новый центр облачных вычислений обещает стать самым крупным по масштабам и будет обслуживать пользователей в новом районе Сюнъань и других районах на севере Китая благодаря своей гигантской базе данных и высокопроизводительным вычислительным мощностям. Этот центр станет вторым по счету мегацентром облачных вычислений корпорации Baidu после центра, созданного в г. Янцюань. Эти центры займутся разработкой искусственной нейронной сети Baidu Brain, основанной на технологиях искусственного интеллекта. В целом эта работа будет направлена на превращение китайских мегаполисов в «умные» города с удобной транспортной инфраструктурой и интеллектуальным автомобильным транспортом [Cheng Yu].
В 2018 г. Министерство транспорта КНР впервые одобрило проведение испытаний автомобилей, оснащенных автономной системой вождения, на дорогах общего пользования в городах Пекин, Шанхай и Гуанчжоу. Оно планирует постепенно вводить подобную систему тестирования и в других городах страны1. По сообщениям Транспортного управления муниципалитета г. Пекин, в 2018 г. 56 автомобилей, оборудованные системами ИИ и автономной системой вождения, в тестовом режиме проехали более 153 тыс. км по улицам столицы КНР [Chai Hua].
Муниципальные власти Пекина установили строгие стандарты безопасности для компаний, намеревающихся проводить испытания в автономном режиме. Согласно постановлению Управления транс-
службами и другими участниками дорожного движения. Получив предупреждение от впереди идущего АИАИЭ, водитель имеет время, чтобы сбросить скорость и избежать повреждения колеса или подвески, что, в свою очередь, уменьшает вероятность случаев ДТП, а если бортовая система АИАИЭ фиксирует опасный (обледеневший, либо скользкий участок магистрали), то вся информация об этом загружается в базу данных и затем направляется тем автомобилям, которые приближаются к проблемному участку магистрали. Собранная информация идет в соответствующие дорожные службы, что значительно повышает качество обслуживания магистралей.
1 Китай активно развивает инфраструктуру для Облачных вычислений и Интернета вещей (IoT): в 2018 г. в КНР было совершено более 700 млн IoT-соединений, их рыночный объем превысил 1 трлн юаней, а общий объем облачной индустрии в Китае достиг 330 млрд юаней, в то время как в индустрии IoT он превысил 1,2 трлн юаней [China accelerates...].
порта Пекина, компании должны предоставить каждому испытуемому беспилотному автомобилю страховое покрытие ответственности в размере 5 млн юаней (716 870 долл.) или предоставить эквивалентную гарантию компенсации. Также власти должны убедиться, что автомобили могут быть переведены из автопилота в ручной режим в любое время [Zhang Hongpei].
В августе 2019 г. в г. Чанша начались тестовые испытания небольшого парка такси, оснащенных возможностями автономного вождения. В настоящее время в Чанша проводятся тестовые прогоны в рамках усилий по превращению этого административного центра пров. Хунань в «умный» город. Эти «роботакси» (robotaxis), совместно произведенные китайским гигантом искусственного интеллекта Baidu и автопроизводителем FAWHongqi, представляют собой автономные пассажирские транспортные средства уровня L-4, способные управлять вождением без вмешательства человека в определенных условиях и зонах [Changsha test...].
В конце 2019 г. Baidu и две хунаньские компании создали совместное предприятие, предварительно заключив стратегическое соглашение о превращении г. Чанша в демонстрационный город для автономного вождения [Driverless taxis...].
К началу 2020 г. в общей сложности 20 провинций Китая разработали и опубликовали стандарты тестирования автомобилей, оборудованных автономной системой вождения; в 11 городах этих провинций было выдано 95 лицензий на проведение подобных испытаний 27 компаниям, а тестирование беспилотных автомобилей началось в шести китайских городах, включая Пекин и Шанхай, Гуанчжоу (пров. Гуандун), Чанша (пров. Хунань), Ухань (пров. Хубэй) и Цанчжоу (пров. Хэбэй) [Self-Driving Cars...].
Председатель совета директоров компании Baidu Ли Яньхун заявил, что к началу 2021 г. автомобильная компания Jinlong начнет серийное производство беспилотных микроавтобусов и первая партия в 100 автобусов выйдет на улицы Пекина и Шэньчжэня [Chang Jun]. Не отстает от них и компания SAIC Motor, которая также совместно с компанией Intel разрабатывает систему беспилотного вождения 3-го уровня, основанную на технологии «Мобильный глаз» (Mobil eye technology). Ведущая компания Китая по производству средних и
легких грузовиков FAWJiefang намерена в 2021 г. приступить к продажам тяжелого грузовика Jiefang — J7 с пятью функциями интеллектуального вождения, такими как распознавание светофоров и препятствий, обгон, следование за автомобилем, а также дистанционное управление.
Беспроводная сеть 5-го поколения обещает более быструю скорость, меньшую задержку при подключении к сети, а также возможность подключения многих устройств к Интернету без перегрузки системы (максимальная плотность подключенных к сети устройств — 1 млн устройств/кв. км в городских условиях, и возможность работы автономных датчиков — не менее 15 лет без подзарядки при поддержке мобильности на скоростях движения устройств до 500 км/ч). «Умная» скоростная автомагистраль на базе 5G позволит собирать информацию о транспортном потоке в реальном времени и делать прогнозы на основе интеллектуальной агрегации и анализа больших объемов данных («Больших данных»). В период 2019— 2021 гг. КНР проведет масштабные испытания стандарта связи 5G, нацеленного на совершенствование не только телекоммуникаций, но и IoT для автомобильных приложений. Технология 5G обеспечит реальную скорость работы в примерно 20 Гбит/с (для загрузки данных) и более 10 Гб/с — для передачи данных. Также эта технология будет способна обрабатывать запросы более 1 млн устройств на
1 кв. км [Cao Yingying].
Приложения системы 5G для беспилотных автомобилей обеспечивают связь автотранспортных средств с окружающей средой посредством их подключения к информационной сети, которая применяет систему управления движением. Одним из главных их преимуществ является уменьшение рисков ошибки водителей во время движения на высоких скоростях, а основной фактор безопасности автономной езды заключается в отсутствии проблем с передачей данных, а также в сокращающемся времени отклика, которое должно стремиться к нулю. Само внедрение сетей 5G в Китае намечено на период 2020—2022 гг., и многие научные центры в стране активно вовлечены в их разработку, понимая исключительную технологическую и коммерческую важность данной технологии. А в ноябре 2019 г. заместитель министра Министерства науки и техники Ван Си
заявил, что в Китае созданы два научных центра для разработки системы сотовой передачи данных уже следующего поколения — в формате 6G, которая появится после сверхбыстрого 5G [Li Xuanmin].
В 2019 г. в городе центрального подчинения Чунцин начались испытания беспилотного электробуса с использованием мобильной сети 5G, оснащенного инновационными технологиями — сетью контроллеров (Controller Area Network) и обзорным лазерным локатором, способным выполнять все автономные операции с помощью мобильной сети 5G. Китайский автопроизводитель Zhejiang Geely Holding Group объявил о запуске серийного производства в 2021 г. первых автомобилей с поддержкой 5G и системой C-V2X (Cellular Vehicle-To-Everything), которая представляет собой беспроводную технологию, обеспечивающую связь между автомобилями, водителями, автодорожной инфраструктурой и трафиком. Новые автомобили компании Geely будут производиться в сотрудничестве с интернет-провайдерами Qualcomm Inc (США) и Gosuncin Technology Group Co (КНР) и станут первыми автомобилями с автономной технологией 3-го уровня.
Специалисты компании Geely утверждают, что в начале 2019 г. некоторые модели их автомобилей уже достигли 2-го уровня, но с внедрением вышеуказанных технологий к концу 2021 г. они будут повышены до 3-го уровня [Automakers embrace...].
В начале 2018 г. был сдан в тестовую эксплуатацию самый большой в мире автоматизированный контейнерный терминал — 4-я очередь шанхайского глубоководного порта «Яншань», который оснащен как полностью автоматизированным оборудованием, так и автоматизированной системой управления, и способен обрабатывать до 15 млн контейнеров в год. Именно здесь в 2019 г. начались испытания полностью автоматизированного беспилотного грузовика-погрузчика для перевозки контейнеров по зонам проведения погрузоч-но-разгрузочных работ. Грузовик оборудован шестью камерами слежения, радаром миллиметрового диапазона (который определяет местоположение объектов путем измерения отражения излучаемых радиоволн) и автоматическим навигатором, способен самостоятельно выбирать самый удобный маршрут перевозки контейнеров по портовой территории со скоростью 30 км/час. Погрузчик умеет объ-
езжать препятствия и способен избегать аварийных ситуаций благодаря встроенным системам экстренного торможения. Погрузчик работает 24 часа в сутки и может увеличить эффективность работы порта на 50 % [Chai Hua].
На пристани автоматического контейнерного терминала в портовой зоне Цяньвань порта Циндао (пров. Шаньдун) больше не используется труд стивидорных рабочих — их заменили беспилотные электромашины, которые двигаются упорядоченно и организованно, а портовые краны без кабины управления активно работают в контейнерном секторе. В портовой зоне осталось лишь несколько инженеров, которые контролируют работу автоматических транспортных средств через компьютеры, и сейчас только 9 человек управляют погрузочно-разгрузочными работами, для чего раньше требовалось более 60 человек. Министерство транспорта КНР намерено постепенно внедрять подобные грузовики-погрузчики в ведущих китайских портах, таких как Чжухай, Гуанчжоу, Тяньцзинь, Нинбо-Чжоушань и др. 28 ноября 2019 г. первый в мире терминал, оборудованный системой 5G с автопогрузчиками на водороде, был введен в эксплуатацию в порту Циндао. В отличие от традиционных терминалов не только загрузка, но и разгрузка контейнеров автопогрузчиками и грузовиками с платформами автономно контролируются интеллектуальными системами, и один контейнер загружается и выгружается менее чем за 90 секунд. Уже сейчас по эффективности стивидорных работ порт намного превосходит другие порты мирового класса.
В марте 2020 г. Китай обнародовал амбициозный план по разработке собственных стандартов для автономных транспортных средств к 2025 г. (которые, по мнению аналитиков, создадут обширные инвестиционные возможности и трансформируют автомобильную промышленность страны) — «Стратегию разработки интеллектуальных транспортных средств». Согласно документу, Китай к 2025 г. в основном завершит разработку своего набора стандартов для автономных АИАИЭ, охватывающего такие аспекты, как технологические инновации, дорожная инфраструктура, законодательство, надзор и безопасность сетей. В частности, в стране поставлена задача по реализации «масштабного производства АИАИЭ, способных
к условному автономному вождению», и ожидается, что в 2025 г. будет достигнут прогресс в программах «умный» транспорт и «умный» город. В документе отмечается, что «Китай располагает стратегическими преимуществами в разработке автономных АИАИЭ, в стране есть несколько телекоммуникационных и интернет-гигантов мирового класса и Китай лидирует в сфере коммуникационных и навигационных систем 5G, являясь крупнейшим в мире рынком АИАИЭ». Ли Цзюнь, член Китайской инженерной академии, отметил, что, помимо автомобильного сектора, от новой стратегии выиграют многие отрасли, включая производство микросхем и датчиков, разработку и внедрение систем и алгоритмов искусственного интеллекта.
По прогнозам Beijing News, в 2020 г. объем рынка сбыта автономных АИАИЭ в Китае достигнет 170 млрд юаней (24,31 млрд долл.), а согласно долгосрочным прогнозам издания, в общем объеме пасса-жирооборота на долю беспилотных АИАИЭ в 2040 г. может прийтись до 66 % пассажиро-километров, что обеспечит доход в размере 0,9 трлн долл. от продаж беспилотных АИАИЭ и 1,1 трлн долл. от предоставления услуг мобильной связи. В 2040 г. объем продаж беспилотных АИАИЭ в Китае составит более 40 % объема продаж новых « умных» автомобилей и 12 % общего автомобильного парка КНР [Smart vehicle...].
Следует отметить, что стремительное развитие новых технологий связи и беспилотного вождения в КНР становится не только одним из важнейших драйверов инновационного развития китайской промышленности, генерирующим значительный социальный1 и экономический мультипликативные эффекты в экономике страны, но и конкурентным преимуществом китайских компаний на мировом рынке продаж «умных» автомобилей. Согласно прогнозу аналитиков КААП,
1 В период 2014—2019 гг. правительство Китая инвестировало более 720 млрд юаней в разработку технологий 4G, а в период 2020—2025 гг. рассчитывает вложить от 900 млрд юаней (134 млрд долл.) до 1,5 трлн юаней в развитие технологий связи 5G (в
2019 г. объем мирового рынка технологий 5G оценивался в 24 млрд долл, а доля Китая составляла 9,2 %). Это позволит к 2025 г. создать более 3 млн новых рабочих мест в стране. Китайские аналитики утверждают, что развитие технологии передачи данных в формате 5G будет стимулировать увеличение темпов роста ВВП КНР на 0,1 п.п. в
2020 г. и на 5,8 п.п. в 2030 г. [Zhou Mo].
в 2025 г. объем мирового рынка автомобилей, оборудованных технологиями связи формата 5G и 6G1, а также системами автономного вождения и IoV, составит 72,5 млн ед. общей стоимостью 1,48 трлн юаней (221 млрд долл.). Ежегодные темпы роста этого рынка достигнут 10 %, и на Китай придется около 45 % его объема (на 2-м месте будут США (30 %), а на 3-м — страны ЕС (23 %). Поэтому видятся обоснованными прогнозы одного из крупнейших американских финансовых холдингов — JP Morgan Chase, согласно которым Китай уже сегодня становится крупнейшим мировым рынком беспилотных АИАИЭ с встроенными технологиями ИИ и 5G, что к 2030 г. способно обеспечить КНР только от одной продажи этих технологий значительный рост доходной части бюджета в размере 280—300 млрд долл. [How will 5G...].
Библиографический список
A more innovative China plays «leading» role in developing AI, big data, says scholar. URL: http://en.ce.cn/Business/opinion/201902/28/t20190228_31588364.shtml (accessed: 28.02.2019).
Automakers embrace 5G for smart vehicles. URL: http://www.china.org.cn/busi ness/2019-02/28/content_74513421.htm (accessed: 29.02.2019).
Cao Yingying. Carmakers embrace 5G technology to boost future mobility. URL: http://www.chinadaily.com.cn/a/201902/11/WS5c60ebf4a3106c65c34e8a8e.html (accessed: 11.02.2019).
Chai Hua. Autonomous driving cars travel over 150,000 km in Beijing in 2018. URL:http://www.chinadaily.com.cn/a/201904/02/WS5ca3545ea3104842260b4039.html (accessed: 02.04.2019).
Chang Jun. Joint efforts essential for self-driving industry as explosive growth is expected. URL: http://www.chinadaily.com.cn/a/201812/18/Ws5c1917c8a3107d4c3a 0017fb.html (accessed: 19.12.2018).
1 Благодаря увеличению скорости передачи данных, значительно превышающей скорость обмена данными в формате 4G, разработанные в Китае технологии 5G и 6G будут стимулировать развитие цифровой экономики других стран, что станет основой для имитационного моделирования программ, которые превратятся в эффективный инструмент, активно применяющийся при проектировании национальных интеллектуальных транспортных систем [China leads...].
Changsha test rides offer glimpse into driverless future. URL: https://www.global times.cn/content/1172467.shtml // Xinhua-Global Times. 2019/12/5 (accessed: 05.12.2019).
Cheng Yu. Baidu plans new AI cloud computing center in North China. URL: http://www.chinadaily.com.cn/a/201902/01/WS5c5402a4a3106c65c34e7d16.html (accessed: 02.02.2019).
China accelerates construction of IoT, cloud computing infrastructure. URL: http:/ /www.china.org.cn/business/2019-05/20/content_74801572.htm (accessed: 21.05.2019).
China leads in global 5G rollout. URL: https://www.globaltimes.cn/content/ 1173465.shtml // Globaltimes.cn. 2019/12/14 (accessed: 15 December, 2019).
Driverless taxis make test runs in central China. URL: http://www.china.org.cn/ business/2019-08/07/content_75074435.htm (accessed: 08.08.2019).
How will 5G change the world? URL: http://www.china.org.cn/opinion/2019-08/ 14/content_75098265.htm (accessed: 8 August, 2019).
Huang Ge. China's autonomous driving gets boost from 5G. URL: https://www.glo baltimes.cn/content/1165295.shtml // Global Times. 2019/12/23 (accessed: 24.12.2019).
Li Xuanmin. Why is 6G important for China? URL: https://www.globaltimes.cn/ content/1172827.shtml // Global Times. 2019/12/9 (accessed: 09.12.2019).
Liu Kunin, Zhao Ruixue. Sweden OK's Chinese firm to test self-driving cars on roads. URL:http://www.chinadaily.com.cn/a/201912/13/WS5df33de8a310cf3e3557e0 50.html (accessed: 14.12.2019).
Nation leads the world in applications for AI patents. URL: http://www.chma. org.cn/business/2019-12/19/content_75528749.htm (accessed: 09.12.2019).
Self-Driving Cars Test Carrying Passengers in 6 Chinese Cities. Drivers participating in this test must have more than 100 hours of normal road testing experience for the same vehicle type. URL: http://www.bjreview.com.cn/Business/201912/t2019122 4_800188337.html (accessed: 25.12.2019).
Smart cars put China's auto industry on fast track. URL: http://www.global times.cn/content/1145040.shtml // Xinhua-Global Times. 2019/4/8) (accessed: 09.04.2019).
Smart vehicle strategy set to put China strides ahead. URL: http://www.chma. org.cn/business/2020-03/02/content_75763236.htm (accessed: 02.03.2020).
Stronger demand, higher expectations from new energy vehicle owners. URL: http://www.chinadaily.com.cn/a/201904/22/WS5cbd3517a3104842260b784d.html (accessed: 22.04.2019).
Zhang Dandan. Self-driving in China gets investment boosts. URL: http://www. chinadaily.com.cn/a/202003/30/WS5e8164aea310128217282fa2.html
Zhang Hongpei. Beijing starts road tests for autonomous-driving cars with passengers. URL: https://www.globaltimes.cn/content/1173694.shtml // Global Times. 2019/12/16 (accessed: 17.12.2019).
Zhang Shiyu. Self-driving freight transport makes a debut at Zhuhai Port. URL: https://defence.pk/pdf/threads/self-driving-freight-transport-makes-a-debut-at-zhuha i-port.540754/ (accessed: 24.01.2018).
Zhou Mo. 5G will drive China's digital economy // Consultant. URL: http://www. chinadaily.com.cn/a/201904/23/WS5cbeff71a3104842260b7db7.html (accessed: 23 April, 2019).
References
A more innovative China plays «leading» role in developing AI, big data, says scholar. URL: http://en.ce.cn/Business/opinion/201902/28/t20190228_31588364.shtml (accessed: 28 February, 2019).
Automakers embrace 5G for smart vehicles. URL: http://www.china.org.cn/ business/2019-02/28/content_74513421.htm (accessed: 29 February, 2019).
Cao Yingying (2019). Carmakers embrace 5G technology to boost future mobility. URL: http://www.chinadaily.com.cn/a/201902/11/WS5c60ebf4a3106c65c34e8a8e.html (accessed: 11 February, 2019).
Chai Hua (2019). Autonomous driving cars travel over 150,000 km in Beijing in 2018. URL: http://www.chinadaily.com.cn/a/201904/02/WS5ca3545ea3104842260b40 39.html (accessed: 2 April, 2019).
Chang Jun (2018). Joint efforts essential for self-driving industry as explosive growth is expected. URL: http://www.chinadaily.com.cn/a/201812/18/WS5c1917c8a 3107d4c3a0017fb.html (accessed: 19 December, 2018).
Changsha test rides offer glimpse into driverless future. URL: https:// www.globaltimes.cn/content/1172467.shtml, Xinhua-Global Times, 2019/12/5 (accessed: 5 December, 2019).
Cheng Yu (2019). Baidu plans new AI cloud computing center in North China. URL: http://www.chinadaily.com.cn/a/201902/01/WS5c5402a4a3106c65c34e7d16.html (accessed: 2 February, 2019).
China accelerates construction of IoT, cloud computing infrastructure. URL: http://www.china.org.cn/business/2019-05/20/content_74801572.htm (accessed: 21 May, 2019).
China leads in global 5G rollout. URL: https://www.globaltimes.cn/content/ 1173465.shtml, Globaltimes.cn, 2019/12/14 (accessed: 15 December, 2019).
Driverless taxis make test runs in central China. URL: http://www.china.org.cn/ business/2019-08/07/content_75074435.htm (accessed: 8 August, 2019).
How will 5G change the world? URL: http://www.china.org.cn/opinion/2019-08/ 14/content_75098265.htm (accessed: 8 August, 2019).
Huang Ge (2019). China's autonomous driving gets boost from 5G. URL: https:// www.globaltimes.cn/content/1165295.shtml, Global Times, 2019/12/23 (accessed: 24 December, 2019).
Li Xuanmin (2019). Why is 6G important for China? URL: https://www.globalti mes.cn/content/1172827.shtml, Global Times, 2019/12/9) (accessed: 9 December, 2019).
Liu Kunin, Zhao Ruixue (2019). Sweden OK's Chinese firm to test self-driving cars on roads. URL: http://www.chinadaily.com.cn/a/201912/13/WS5df33de8a310cf3e355 7e050.html (accessed: 14 December, 2019).
Nation leads the world in applications for AI patents. URL: http://www.chma. org.cn/business/2019-12/19/content_75528749.htm (accessed: 9 December, 2019).
Self-Driving Cars Test Carrying Passengers in 6 Chinese Cities. Drivers participating in this test must have more than 100 hours of normal road testing experience for the same vehicle type. URL: http://www.bjreview.com.cn/Business/ 201912/t20191224_800188337.html (accessed: 25 December, 2019).
Smart cars put China's auto industry on fast track. URL: http://www.global times.cn/ content/1145040.shtml, Xinhua-Global Times, 2019/4/8 (accessed: 9 April, 2019).
Smart vehicle strategy set to put China strides ahead. URL: http://www.chma. org.cn/business/2020-03/02/content_75763236.htm (accessed: 2 March, 2020).
Stronger demand, higher expectations from new energy vehicle owners. URL: http://www.chinadaily.com.cn/a/201904/22/WS5cbd3517a3104842260b784d.html (accessed: 22 April, 2019).
Zhang Dandan (2020). Self-driving in China gets investment boosts. URL: http:// www.chinadaily.com.cn/a/202003/30/WS5e8164aea310128217282fa2.html (accessed: 30 March, 2020).
Zhang Hongpei (2019). Beijing starts road tests for autonomous-driving cars with passengers. URL: https://www.globaltimes.cn/content/1173694.shtml, Global Times, 2019/12/16 (accessed: 17 December, 2019).
Zhang Shiyu (2018). Self-driving freight transport makes a debut at Zhuhai Port. URL: https://defence.pk/pdf/threads/self-driving-freight-transport-makes-a-debut-at -zhuhai-port.540754/ (accessed: 24 January, 2018).
Zhou Mo (2019). 5G will drive China's digital economy, Consultant. URL: http:// www.chinadaily.com.cn/a/201904/23/WS5cbeff71a3104842260b7db7.html (accessed: 23 April, 2019).