Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2023.
№ 73. С. 240-253.
Tomsk State University Journal of Philosophy, Sociology and Political Science. 2023. 73. pp. 240-253.
Научная статья УДК 32
doi: 10.17223/1998863Х/73/20
КИТАИЗАЦИЯ МАРКСИЗМА В СОВРЕМЕННОМ КИТАЕ
Чжан Яньцю
Пекинский педагогический университет, Пекин, Китай, [email protected]
Аннотация. В статье рассматриваются дискуссии об интерпретации китаизации марксизма в современном Китае. Особое внимание уделяется выявлению идеологической сути китаизации марксизма и изложению мнений китайских марксистов о трех великих исторических «скачках» китаизации марксизма в истории Китая. Представлен анализ мирового значения социализма с китайской спецификой новой эры как новейших достижений китаизации марксизма.
Ключевые слова: китаизация марксизма, идеологическая суть, три скачка, новый тип цивилизации
Благодарности: исследование выполнено при финансовой поддержке Фонда фундаментальных исследований для центральных университетов.
Для цитирования: Чжан Яньцю. Китаизация марксизма в современном Китае // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2023. № 73. С. 240-253. doi: 10.17223/1998863Х/73/20
Original article
THE SINICIZATION OF MARXISM IN CONTEMPORARY CHINA
Zhang Yanqiu
Beijing Normal University, Beijing, China, [email protected]
Abstract. Reviewing the history of the CPC, Chinese contemporary Marxist philosophers highly value the achievements of the CPC for hundreds of years. Chinese Marxists have come to the conclusion that China's great achievements in this period are directly related to the philosophy of Sinicization of Marxism in China. Chinese scholars are increasingly interested in the study of the sinicization of Marxism, which leads to further research achievements in the field. According to my data, there is no special work dedicated to studying the views of contemporary Chinese Marxists on this issue, which determines the relevance of this article. The aim of the study is to reveal the ideological essence of the Sinicization of Marxism and the characteristics of the views of Chinese Marxists on the three historic leaps of the Sinicization of Marxism in Chinese history. In order to reach this aim, the following main objectives were set and achieved: (1) analysis of the relationship between the Sinicization of Marxism in China and the achievements of the CPC; (2) examination of the ideological essence of the Sinicization of Marxism in China on the basis of summing up the views of different Marxists; (3) analysis of the characteristics of the three historic leaps of the Sinicization of Marxism in Chinese history; (4) determination of the latest achievements of the Sinicization of Marxism in the new era; (4) summary of the views of Chinese Marxists on the role of the latest achievements in the development of Marxism in China and the world. The modern form of Sinicized Marxism is socialism with Chinese characteristics, which is of great significance not only to the Chinese nation under the new historical situation, but also to the world's socialism and the overall development of human society. This is a kind of "world-historical significance". The reason why socialism with Chinese characteristics has world-historical significance is that the great rejuvenation of the
© Чжан Яньцю, 2023
Chinese nation lies in becoming a modern power by using modern civilization and also by accomplishing modernization tasks and actively exploring the possibility of a new type of civilization.
Keywords: Sinicization of Marxism, ideological essence, three leaps, new type of civilization
Acknowledgments: The study is supported by the Foundation for Basic Research for Central Universities.
For citation: Zhang Yanqiu (2023) The sinicization of marxism in contemporary China. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Filosofiya. Sotsiologiya. Politologiya -Tomsk State University Journal of Philosophy, Sociology and Political Science. 73. pp. 240253. (In Russian). doi: 10.17223/1998863Х/73/20
Введение
В последнее десятилетие в среде русских исследований наблюдается растущий интерес к исследованию китайского марксизма. Многие философы и политологи посвящали свои работы данной проблематике. Например, А.В. Виноградов в своей работе систематически рассматривал марксизм с китайской спецификой [1]; некоторые русские ученые акцентируют внимание на традиционные культурные факторы в современной китайской политике [2, 3], например, В.Г. Бров обращает особое внимание на китайские экономические реформы и считает, что успехи Китая обусловлены тем, что руководство Китая следует принципу китаизации марксизма, соединяя его с пропагандой отечественного духовного наследия [4]. Но как же китайские современные марксисты интерпретируют китаизацию марксизма? Данный вопрос требует подробного анализа.
В 2021 г. в Китае отметили юбилей - столетие Коммунистической партии Китая. Оглядываясь на историю Коммунистической партии Китая, китайские философы-марксисты высоко оценили вековое достижение Коммунистической партии Китая. Профессор Ван Вэйгуан отмечает, что «это успешный век, в котором китайский народ под руководством КПК обогатился и стал сильным; это славный век, в котором Китай перешел от отсталости и побоев к независимости, а затем постепенно приблизился к центру мира; это и возрожденный век, в течение которого осуществилось построение социализма с китайской спецификой, реализация мечты о построении всестороннего среднезажиточного общества, а также построение модернизированной социалистической страны» [5. С. 5]. При этом китайские марксисты так или иначе пришли к одному и тому же выводу: великие достижения КНР за данный период непосредственно связаны с философией китаизации марксизма.
Марксистская философия и китаизация марксизма как идеологическая основа Коммунистической партии Китая
Указывая на тесную связь между китайским путем и марксизмом, профессор У Сяомин отмечает, что «многовековое освоение китайского пути началось с основания Коммунистической партии Китая, и оно неотделимо от развития марксистской философии в Китае, потому что ход непрерывного развития дела возрождения китайской нации также является процессом углубления китаизации марксизма» [6. С. 15]. В то же время китайские философы-марксисты отмечают, что именно марксистская философия и китаизация марксизма послужили идеологическим фундаментом многове-
ковых достижений китайского пути: как пишет Ван Вэйгуан, «...наиболее фундаментальной причиной достижений китайского пути является то, что Коммунистическая партия Китая всегда умела сочетать основные принципы марксизма с конкретной реальностью Китая, продвигать китаизацию марксизма и сознательно использовать китаизированный марксизм и марксистскую философию для руководства в китайской практике» [5. С. 5]. И действительно, если оглядываться на руководство КПК, то нетрудно обнаружить, что каждый раз, когда КПК сталкивалась с серьезной проблемой, она всегда искала ответы в марксистской философии; основная причина серьезных ошибок в линиях, принципах и политике КПК состоит в том, что она отклонялась от основных принципов марксистской философии; и каждый раз, когда КПК выходила из серьезных затруднений, она черпала мудрость и силу из марксистской философии. Смогут ли китайская революция, строительство и реформы пройти гладко, осуществится ли дело возрождения китайской нации - все это зависит от того, сможет ли КПК укрепить идеологическую основу марксистской философии и овладеть этим умением в будущей практике [Там же].
Китайские марксисты согласны с тем, что в течение столетия китайские коммунисты последовательно брали марксистское мировоззрение и методологию в качестве теоретической основы партии и использовали диалектический материализм для наблюдения за проблемами Китая, анализа ситуаций и поиска их решения. Таким же образом они добились блестящих достижений на пути великого возрождения китайского народа ([5-8] и др.).
Идеологическая суть китаизации марксизма
Основание Коммунистической партии Китая знаменует собой существенную связь марксизма с исторической судьбой китайской нации. С тех пор историческая практика Китая - будь то социальная революция или модернизация - неизбежно установила исключительную связь с марксизмом. Однако не только марксизм, но особенно китаизированный марксизм составляет существенную связь с китайской революцией и модернизацией. Китайские марксисты не только обсуждали важное значение китаизации марксизма для векового развития Китая, но и глубоко анализировали идеологическую суть китаизации марксизма. Профессор У Сяомин пишет: «Самый общий смысл китаизации марксизма - не что иное, как соединение основных принципов марксизма с реальностью китайской революции и строительства. Такое сочетание отнюдь не легкое, это процесс, полный напряженной тренировки» [6. С. 15]. Это указывает на существенную важность и абсолютную необходимость китаизации марксизма. Это значит, что если учение или принцип марксизма не смогут проникнуть в социально-историческую действительность Китая и полностью конкретизироваться в ней, то оно тотчас потеряет свою жизненную силу и перестанет быть марксистским.
Китаизация марксизма - великий исторический процесс, ведь марксизм -это привозной продукт, чужеродная идея, даже если это универсальная истина, то ее нельзя копировать. Современный молодой марксист Вэй Бинь отмечает, что «китаизация марксизма должна построить свою собственную дискурсивную систему всеобъемлющей теории марксистской китаизации, отражающую китайские особенности, китайский стиль и китайский дух.
Необходимо применять теорию на практике для теоретических инноваций, которые обеспечивают непрерывную жизнеспособность» [9. С. 32].
Кроме того, профессор Ван Вэйгуан дал более глубокую интерпретацию идеологической сути китаизации марксизма: «китаизация марксизма представляет собой не только органическое сочетание модернизации, китаизации и популяризации марксистской философии, но и ядро модернизации, китаизации и популяризации марксистской философии. Модернизация, китаизация и популяризация марксистской философии - это один и тот же процесс китаизации, и эти три аспекта неразделимы. Модернизация подчеркивает развитие времени, китаизация - китайские особенности, а популяризация - принятие народом» [5. С. 13].
При этом Ван Вэйгуан объяснил свою позицию следующими высказываниями: «...процесс развития марксистской философии в Китае - это процесс модернизации марксистской философии. Всякая истинная философия есть духовная сущность своего времени» [Там же]. Бесспорно, у каждой эпохи есть свои собственные проблемы и задачи, которые необходимо выполнить в данный период времени.
Кроме того, Ван Вэйгуан, как и все другие китайские марксисты, тоже отметил важный составляющий элемент китаизации марксима: процесс развития марксистской философии в Китае есть и процесс китаизации марксистской философии [Там же. С. 14]. Как подчеркнул генеральный секретарь Си Цзиньпин, «чтобы решить проблемы Китая, мы должны найти свой собственный путь и метод только на нашей китайской земле» [10. С. 84]. Применение и развитие марксистской философии в Китае должно сочетаться с «тремя реалиями» - реалиями условий Китая, реалиями превосходной традиционной китайской культуры и реалиями практики китайского народа, и только таким образом мы можем сформировать китайскую национальную, родную марксистскую философию, которую китайскому народу легко понять и принять.
Что касается популяризации марксистской философии, профессор Ван считает, что историческая роль народа составляет важную часть основных принципов марксистской философии. Другими словами, марксистская философия - это философия, опирающаяся на массы. Только опираясь на массы и их практику, мобилизуя массы, мы можем понять этот мир и изменить его. И все это указывает на то, что осуществление китаизации марксистской философии неотделимо от ее популяризации, которая определяется природой марксистской философии. Китайские коммунисты могут постоянно продвигать китаизацию марксистской философии именно благодаря тому, что они ценят практику и новаторский дух масс [5. С. 13].
С нашей точки зрения, Ван Вэйгуан вполне справедливо дал такое широкое понимание сути китаизации марксизма, которая включает в себя модернизацию, китаизацию и популяризацию. В целом китайские марксисты согласны с тем, что процесс развития китаизации марксизма - это процесс сочетания основных принципов марксизма с конкретной реальностью Китая и с превосходной традиционной китайской культурой. Эти два «сочетания» отражают «китайскую специфику» китайской марксистской философии. Сочетание с конкретной реальностью Китая подчеркивает практический путь китаизации марксизма, фокусируясь на объективном и практическом уровне,
который конкретно проявляется как процесс исследования «китайского пути». Сочетание с превосходной традиционной культурой Китая подчеркивает культурный путь китаизации марксизма, фокусируясь на субъективно-познавательном уровне, который конкретно проявляется как процесс «китайского духа».
Философия играет фундаментальную руководящую роль в управлении временем. Один из основных опытов, сформированных борьбой китайских коммунистов, состоит в том, что необходимо разумно придерживаться принципов марксизма, идей Мао Цзэдуна, теории Дэн Сяопина, важных идей «тройного представительства», научного взгляда на развитие и социалистической идеологии с китайской спецификой новой эры под руководством Си Цзиньпина, сохранять ясный ум и непоколебимую решимость в руководящей идеологии, постоянно создавать новую сферу китаизации марксистской философии, которая положит философскую основу для построения современной социалистической страны и реализации китайской мечты о великом возрождении китайской нации ([5; 7; 11] и др.).
Три великих исторических скачка китаизации марксизма
Коммунистическая партия Китая - марксистская партия, которая придает большое значение теоретическому руководству и постоянно продвигает теоретические инновации на практике. Как сказал Си Цзиньпин, «история нашей партии на протяжении столетия была историей непрерывного продвижения китаизации марксизма, а также историей непрерывного продвижения теоретических инноваций и теоретического творчества» [12. С. 12]. В общем китайские марксисты приходят к следующему выводу: на протяжении столетия Коммунистическая партия Китая, касаясь темы великого возрождения китайской нации, проводила теоретические инновации, основанные на практическом выполнении исторических задач различных этапов, и тем самым совершила очередные скачки к китаизации марксизма ([9; 11. С. 15] и др.). По мнению самых активных китайских марксистов, ход развития китаизации марксизма можно разделить на три великих исторических скачка.
Первый скачок. На основе анализа разных точек зрения ученых молодой марксист Вэй Бинь пишет, что «первый скачок в развитии китаизации марксизма позволил полуколониальной полуфеодальной стране завершить новую демократическую революцию, национальное освобождение и независимость. Теоретическими результатами этого этапа были идеи Мао Цзэдуна (маоизм)» [9. С. 32].
В период новой демократической революции главной задачей партии являлась борьба против империализма, феодализма и бюрократического капитализма, борьба за национальную независимость и освобождение, создание фундаментальных социальных условий для великого возрождения китайской нации. В этот период основная проблема нашей партии - как и какую революцию осуществить в полуколониальном и полуфеодальном Китае [13. С. 304]. Именно осмысливая эту важную проблему, китайские коммунисты под руководством Мао Цзэдуна, объединив основные положения марксизма с конкретной реальностью Китая и сделав серьезные исследования, в конце концов накопили оригинальный опыт [11. С. 11]. Например, Ван Вэйгуан в
своей работе перечислил и анализировал следующий опыт практики китаиза-ции марксизма в этот период:
1. В 1925 г. Мао Цзэдун опубликовал статью «Анализ классов китайского общества», заложившую теоретическую основу для линии, политики и программы борьбы Коммунистической партии Китая в период новой демократической революции. В своей статье Мао Цзэдун глубоко рассуждал о взаимоотношениях различных классов и предупреждал китайских коммунистов, что классовая точка зрения и метод классового анализа марксистского исторического материализма верны. Применяя эту мысль к анализу классовых отношений в китайском обществе, мы можем отличить друзей от врагов и привести китайскую революцию к победе. Ван Вэйгуан отмечает, что в этот момент уже возникло научное положение о китаизации марксизма [5. С. 7].
2. На начальном этапе аграрной революции молодые китайские коммунисты организовали несколько вооруженных восстаний в крупных городах, но по неопытности и незрелости они оказались под сильным влиянием догматизма и копировали практику революционного опыта СССР, восстания закончились неудачами. Мао Цзэдун своевременно подвел итоги уроков революции. В 1930 г. он написал работу «Против книгопоклонства», представляющую собой знаковый трактат китаизации марксизма. Опираясь на материалистическую гносеологию, он решительно выступил против существовавших в партии субъективизма и догматизма и предложил идею соединения универсальной истины марксистской философии с реальностью революционной борьбы Китая. Он напомнил известную поговорку: «Без расследования нет права на выступление». Затем в реальной борьбе в Цзин-ганшане Мао Цзэдун практиковал свое высказывание и мудро объявил правильную стратегию китайской революции - «окружать города селами и захватить власть вооруженными силами». Данное предложение не только решило существующую проблему линии китайской революции, но и дало философское методологическое руководство для практики китайской революции.
3. В 1937 г. на основе глубокого размышления о марксисткой философии Мао Цзэдун написал статьи «Относительно практики» и «Относительно противоречия», которые являются новаторскими, знаковыми и зрелыми работами по китаизации марксистской философии, вобравшими в себя превосходные традиционные китайские идеи и философские мысли. В статье «Относительно практики» Мао Цзэдун объяснил диалектическую связь между практикой и познанием с точки зрения гносеологии и теории практики марксистской философии, эпистемологии, заложив нерушимый философский фундамент для установления идеологической линии, основанной на реалистическом подходе к истине. А в работе «Относительно противоречия» Мао Цзэдун проанализировал и разъяснил марксистскую диалектику с китайской спецификой с точки зрения научного мировоззрения и методологии. Таким образом, Ван Вэйгуан отметил, что данные две работы «являются не только огромным теоретическим богатством и кристаллизацией важных идей для китаизации марксизма, но и солидной теоретической и философской базой для китаизации марксизма, тем более и научной методологией для того, чтобы добиться больших успехов в революции, строительстве и реформах» [Там же. С. 8].
Цинь Сюань в своей статье еще добавил, что в период социалистической революции и строительства основными вопросами являются: какой общественный строй строить после победы новой демократической революции, как установить такой строй, какое строительство осуществлять. Именно на основе глубокого осмысления и теоретического исследования этих значимых вопросов китайские коммунисты под руководством Мао Цзэдуна выдвинули ряд важных идей о социалистической революции и строительстве, включив новое содержание в идеи Мао Цзэдуна. Именно руководствуясь этой важной идеей, партия привела народ к великим достижениям в социалистической революции и строительстве, осуществила самые масштабные и глубокие социальные преобразования в истории китайской нации [11. С. 11]. Кроме того, автор также отметил, что в последние годы правления Мао Цзэдуна в решениях партии допускались серьезные ошибки: «большой скачок вперед», «движение народных коммун» и «культурная революция» - были ошибочными решениями, оторванными от национальных особенностей Китая и причинившими невосполнимые потери. Все это также свидетельствует о том, что понимание национальных реальных условий Китая является необходимой предпосылкой для продвижения китаизации марксизма [Там же].
В Постановлении ЦК КПК о столетних великих достижениях и историческом опыте партии указывалось: «Идеи Мао Цзэдуна есть творческое применение и развитие марксизма-ленинизма в Китае, являются правильным теоретическим принципом и обобщением опыта китайской революции и строительства, подтвержденные практикой, и это первый исторический скачок китаизации марксизма» [14. С. 13].
Второй скачок. О втором скачке китаизации марксизма Вэй Бинь пишет, что этот скачок решил проблемы о том, как строить и развивать социализм в такой отсталой стране, как Китай, как укреплять способности партии к управлению [9]. Также в Постановлении указывалось: «В новую эпоху реформ и открытости и социалистической модернизации главная задача, стоящая перед партией, состоит в том, чтобы найти правильный путь построения социализма в Китае, освобождать и развивать общественные производительные силы, обеспечить народу избавление от бедности и как можно скорее стать богатыми, заложить материальную основу и институциональные гарантии для великого возрождения китайской нации» [Там же. С. 14-15]. Теоретическим достижением этого этапа является теоретическая система социализма с китайской спецификой, которая включает в себя теорию Дэн Сяопина, важные идеи «тройного представительства» и научный подход к развитию. «Теоретическая система социализма с китайской спецификой является наследием и новаторством идей Мао Цзэдуна» [9. С. 32].
После основания нового Китая китайские коммунисты по неопытности допустили серьезные ошибки при построении социализма - во время «культурной революции» «банда четырех» нарушила основной принцип марксистской философии и отклонилась от идеологической линии реалистического подхода к делу, что нанесло большой ущерб партии и стране. Чтобы избавиться от тяжелой ситуации и вернуться к правильной идеологической и политической линии, Дэн Сяопин первый осознал, что необходимо обратиться к марксистской философии и придерживаться идеологической линии реалистического подхода к делу. Затем Дэн Сяопин инициировал в партии «обсуж-
дение критерий истины», настаивал на том, что «практика является единственным критерием проверки истины», в результате исправил серьезные ошибки догматизма и субъективного идеализма в партии, восстановил идеологическую линию реалистического подхода к делу. Таким образом, были сформированы марксистская идеологическая линия на раскрепощение мышления и реалистический подход к делу, которые открыли завесу социалистических реформ и открытости, обеспечили философское руководство китайскому социализму для продвижения к новому этапу развития.
По мнению китайских ученых, последующие поколения китайских коммунистов после Дэн Сяопина также придавали большое значение принятию марксистской философии в качестве руководящей идеологии развития партии и страны в новую эпоху реформ и открытости, придерживались диалектического и исторического материализма, настаивали на реалистическом подходе к делу, применяли марксистскую философию к конкретной практике Китая и продвигали дела партии и страны на новый исторический этап [5. С. 8]. Аналогичного мнения придерживается и Цинь Сюань, который более подробно разъяснил свою позицию: «Китайские коммунисты во главе с Цзян Цзэминем объединили и возглавили всю партию и народ, придерживались основной линии партии, углубляли понимание о том, что такое социализм, как строить социализм, в результате чего были сформированы важные идеи „Тройного представительства", под руководством которых коммунисты успешно внедряли китайский социализм в XXI в. Далее китайские коммунисты во главе с Ху Цзиньтао вместе с китайским народом продвигали практические, теоретические и институциональные инновации в процессе строительства всестороннего среднезажиточного общества, глубоко поняли и ответили на основные вопросы, такие как: какого развития нужно добиться в новой ситуации и как развиваться, в результате чего был сформирован научный подход к развитию, который способствовал строительству социализма с китайской спецификой в новых исторических условиях» [11. С. 11]. 17-й съезд Коммунистической партии Китая четко включил три основных теоретических достижения, последовательно созданных в этот период, а именно: теорию Дэн Сяопина, важные идеи «Тройное представительство» и научный подход к развитию теоретической системы социализма с китайской спецификой. Важная мысль «Трех представительств» и научный взгляд на развитие, которые являются важными теоретическими достижениями китаизации марксизма, отражают эпохальный характер китаизации марксизма.
Третий скачок. Идеи Си Цзиньпина о социализме с китайской спецификой в новую эпоху - это новый скачок развития китаизации марксизма.
Социализм с китайской спецификой вступил в новую эпоху, и ЦК КПК во главе с Си Цзиньпином всегда придерживается марксистской философии. После 18-го Всекитайского съезда Коммунистической партии Китая Си Цзиньпин руководил двумя коллективными обучениями Политбюро ЦК на темы диалектического материализма и исторического материализма. Он призвал всю партию усердно работать над продвижением китаизации марксистской философии, «пытаясь воспринимать марксистскую философию как свои особенные способности» [16. С. 192]. В Постановлении указывалось, что в новую эру социализма с китайской спецификой «главная задача, стоящая перед партией, состоит в том, чтобы добиться цели первого столетия, начать
новый путь к достижению цели второго столетия и продолжать стремиться к великому возрождению китайской нации» [14. С. 2]. Под руководством марксистской философии Си Цзиньпин, опираясь на великую практику социализма с китайской спецификой, подчеркнул эпохальное и актуальное значение марксистской философии, провел глубокие размышления и научные суждения по ряду крупных теоретических и практических вопросов, связанных с развитием партии и страны в новую эпоху. Си Цзиньпин выдвинул ряд оригинальных новых концепций, идей и стратегий по государственному управлению, а именно: какой социализм с китайской спецификой и как его строить в новую эпоху, какую и как строить социалистическую модернизированную страну, какую и как строить долговременную правящую марксистскую партию и другие важные эпохальные вопросы. В результате были сформированы идеи Си Цзиньпина о социализме с китайской спецификой в новую эпоху. Си Цзиньпин, ответив на вышесказанные стратегические, фундаментальные и всеобъемлющие вопросы, показал высоту и глубину марксистского философа и новейшее развитие китаизации марксистской философии. В качестве современного китайского марксизма идеи Си Цзиньпина о социализме с китайской спецификой в новую эпоху отражают теоретический характер марксистской философии и образуют новейшие плоды китаизации марксистской философии.
В Постановлении указывалось, что «идеи Си Цзиньпина о социализме с китайской спецификой в новую эпоху - это современный китайский марксизм, марксизм XXI в. и эпохальная квинтэссенция китайской культуры и духа, который совершил новый скачок в китаизации марксизма» [Там же. С. 25].
Мировое значение социализма с китайской спецификой новой эры как новейшее достижение китаизации марксизма
2020 г. знаменует собой год, когда Китай в полной мере построил сред-незажиточное общество. Полная ликвидация крайней нищеты является одной из основных целей построения среднезажиточного общества или, точнее, даже его самой основной целью. Достижение этой цели является не только прямым продуктом социализма с китайской спецификой, но и одновременно практическим продуктом модернизации и китаизации марксизма на определенном этапе. Си Цзиньпин в докладе на XIX Всекитайском съезде КПК сделал принципиальное суждение о времени: «После многолетних усилий социализм с китайской спецификой вступил в новую эру, которая является новой исторической позицией для развития нашей страны» [15. С. 8]. У Сяомин считает, что «новая историческая позиция», которую обозначил Си Цзинь-пин, может быть выражена и конкретизирована посредством тройственного повествования.
В-первых, это историческое повествование о китайской нации. Социализм с китайской спецификой вступил в новую эру, а это означает, что китайская нация, которая долгое время страдала в Новое время, совершила большой скачок - от подъема, обогащения до процветания, и открыла блестящие перспективы великого возрождения нации.
Во-вторых, это историческое повествование о мировом социализме. Социализм с китайской спецификой вступил в новую эру... Это значит, что
научный социализм излучал сильную жизненную силу в Китае XXI в. и высоко поднял знамя социализма с китайской спецификой в мире. Это великое знамя социализма. В своем бурном развитии и росте социализм с китайской спецификой решительно выстоял из огромной неудачи; став великим доказательством и практикой научного социализма, он исторически открыл хорошие перспективы мирового социализма.
В-третьих, это историческое повествование о всемирной истории и об общем развитии человечества. Вступление социализма с китайской спецификой в новую эпоху означает и то, что историческая практика современного Китая начинает играть в целом важную роль для общего развития мировой истории [6]. Благодаря непрерывному развитию социализма с китайской спецификой во всех аспектах (особенно в поиске пути, теоретических предпосылок, институционализации и культуры) социализм с китайской спецификой расширил пути реализации модернизации и предоставил новые возможности выбора в поисках развития для разных стран и наций, тем самым «предложил китайскую мудрость и китайские проекты для решения общечеловеческих проблем» [15. С. 9].
Обобщив значение социализма с китайской спецификой, Си Цзиньпин отметил, что «социализм с китайской спецификой вступил в новую эру - это имеет большое значение как в истории развития КНР и китайской нации, так и в истории развития социализма в мире и истории человеческого общества» [Там же. С. 10].
Обсуждая содержание «новой исторической позиции», выдвинутой Си Цзиньпином, У Сяомин подчеркнул, что «исторические достижения социализма с китайской спецификой не только имеют решающее значение для возрождения китайской нации, но и начинают иметь важное значение для развития мирового социализма и общего развития человеческой цивилизации. Хотя последнее значение находится только в зачаточном состоянии, но с точки зрения своего характера и перспектив оно имеет решающее значение. Это означает, что вековой поиск китайского пути начинает проявлять свое «всемирно-историческое значение» в новой исторической позиции» [6. С. 17]. Ссылаясь на высказывание Гегеля, «...конкретная нация иногда берется за всемирно-историческую задачу на определенной стадии, и поскольку эта задача имеет высшую всеобщность во всемирной истории, она выставляет свое „всемирно-историческое значение"» [17. С. 68-70], У Сяомин отмечает, что причина, по которой китайский путь может проявить это значение на определенном этапе, заключается в том, что великое возрождение китайской нации, продвигая задачу модернизации и принимая позитивные достижения современной цивилизации, показывает новый тип цивилизации [6. С. 15].
Что такое новый тип цивилизации? По У Сяомину, «это тип цивилизации, выходящей за пределы модерн-капитализма, другими словами, его существенным признаком является снятие современности и капитализма. Снятие означает: развивать позитивные элементы, отбрасывать негативные. Поэтому возможность нового типа цивилизации, с одной стороны, может возникнуть лишь на основе определенной модернизации, а с другой стороны, его реализация - переход от возможности к реальности - никогда не подчиняется или не ограничивается современностью. Как неоднократно демонстрировал научный социализм, как бы ни были различны пути развития раз-
ных народов в мировой истории, они должны уметь «присвоить себе все положительные результаты, созданные капиталистической системой» [18. С. 762, 765, 769].
С нашей точки зрения, молодой марксист Мэн Цинъянь, хотя и не использует понятие «новый тип цивилизации», но объясняет частичные характеристики этого «нового типа цивилизации» в своей статье: «Си Цзиньпин указал, что в процессе китаизации марксизма следует использовать материалистическую диалектику для формирования стратегического мышления, и предложил творческую концепцию „Сообщества единой судьбы человечества". Мы сможем построить „Сообщество единой судьбы человечества", что позволяет нам найти наибольший общий делитель общих интересов человечества. Можно сказать, что концепция „Сообщества единой судьбы человечества", предложенная Си Цзиньпином, является не только крупной теоретической инновацией китаизации марксистской философии в новую эпоху, но и вносит китайскую мудрость, китайские решения и китайскую силу в мировое развитие. Таким образом, китаизация марксизма не ограничивается в решении проблем Китая, но и имеет более широкое глобальное значение. Она открыла эпоху строительства сообщества единой судьбы человечества...» [19. С. 73].
Кроме того, У Сяомин указал, что предложение «нового типа отношений крупных держав» может быть полностью понято и по-настоящему реализовано только в возможности нового типа цивилизации. Дело в том, что современные международные отношения измеряются «вестфальской системой», сутью которой является закон джунглей или принцип «сильный пожирает слабого». Поэтому взаимное равенство и взаимоуважение в международных отношениях, истинно мирное развитие без следования по старому пути «сильная страна должна быть гегемонией» может быть реализовано лишь за пределами самой современности, а это значит, что такие отношения могут получить активную жизнь только в возможности нового типа цивилизации. Отсюда видно, что когда социализм с китайской спецификой развился до определенного этапа, продолжающийся перед нами модернизационный процесс неизбежно показал возможность нового типа цивилизации, и возможность такого типа цивилизации постепенно превращается в реальность исторической практики - возможность становится реальностью. В ходе недавнего развития социализма с китайской спецификой основные требования и важные положения, способные продемонстрировать возможность нового типа цивилизации, уже неоднократно представали перед нашими глазами. И таких примеров можно привести немало: концепция «Развития, ставящего во главу угла интересы человека», социальная концепция «Общего процветания», концепция «Сообщества единой судьбы человечества» и концепция «Величайший идеал - созидание мира, его разделяют поистине все» [6. С. 22].
Чэнь Сяньда так комментировал последние достижения китаизации марксизма с точки зрения исторического материализма: «Ведь расцвет Китая означает успех китайского проекта; а успех китайского проекта означает, что сегодня возможен собственный путь к возрождению своей страны и нации. И не обязательно признавать мнение о превосходстве капиталистической системы и ее вечности, пропагандируемой Западом, на взгляд которого она и есть чудодейственное средство. Китайский проект - это сочетание марксизма
и китайской культуры. Его эффективность сегодня - это вклад Китая в мировую историю» [7. С. 237].
Конечно, китаизация марксизма не закончилась. Как сказал Си Цзинь-пин, «настаивая на первоначальном замысле, мы должны придерживаться руководящей позиции марксизма и осуществлять тесную интеграцию основных принципов марксизма с реальностью современного Китая и особенностями времени. Необходимо способствовать теоретическим и практическим инновациям и непрерывно продвигать китаизацию марксизма вперед» [20. С. 8]. Иными словами, продвигая китаизацию марксизма, нужно не только учитывать историю Китая, но и изучать историю мира, с научной точки зрения относиться к культуре Китая и культуре мира, как говорится в китайской пословице: «взять хорошее и отбросить плохое».
Список источников
1. Виноградов А.В. Дискуссия о марксизме. Марксизм с китайской спецификой // Духовная культура Китая : энциклопедия : в 5 т. / Российская академия наук. Институт Дальнего Востока. М. : Восточная литература, 2009. Т. 4. С. 87-95.
2. Янгутов Л.Е., Чебунин А.В., Хабдаева А.К. Модернизация конфуцианства, буддизма и даосизма в Китае (XX-XXI вв.) // Вопросы философии. 2020. № 4. С. 197-207.
3. Оботурова Н. С. Трансформация социальных идей марксизма в современной китайской философии // Актуальные проблемы философии науки и техники : сб. науч. статей / под ред. Б.В. Ковригина, Н.А. Ястреб. Вологда : Вологод. гос. ун-т, 2016. С. 49-64.
4. Буров В.Г. Методология китайских реформ и конфуцианство // Философские науки. 2015. № 2. С. 107-118.
5. Ван Вэйгуан. Ход столетнего развития КПК и китаизация марксизма // Тенденция философии. 2021. № 06.
6. У Сяомин. Столетний поиск китайского пути и китаизация марксизма // Вестник Пекинского педагогического университета. Серия: Гуманитарные науки. 2021. № 4.
7. Чэнь Сяньда. Исторический материализм и китайский путь. Пекин : Изд-во Пекин. пед. ун-та, 2019. 300 с.
8. Исторический материализм и китайский путь: сборник материалов форумов по теме марксизма и его китаизации / гл. ред. Чжай Шэнмин. Гуанси : Изд-во Гуансиского пед. ун-та, 2015. 288 с.
9. Вэй Бинь. Ход развития китаизации марксизма и опыт // Изучение теории. 2016. № 05.
10. Дайджест рассуждений Си Цзиньпина о согласованном продвижении общей стратегии «Четыре всесторонних аспекта» / Центр по изучению партийных документов при ЦК КПК. Изд-во партийных документов при ЦК КПК, 2015. 166 с.
11. Цинь Сюань. Столетние достижения КПК и «Три скачка» китаизации марксизма // Педагогика и исследование. 2021. № 12.
12. Си Цзиньпин. Речь Си Цзиньпина на мобилизационном собрании по изучению истории КПК. Пекин : Народ. изд-во, 2021. Т. 3. 30 с.
13. Мао Цзэдун. Собрание сочинений. Пекин : Народ. изд-во, 1996. Т. 3. 472 с.
14. Постановление ЦК КПК о столетних великих достижениях и историческом опыте партии. Пекин : Народ. изд-во. 2021.
15. Си Цзиньпин. Си Цзиньпин о государственном управлении. Пекин : Изд-во литературы на иностранных языках. 2020. Т. 3. 570 с.
16. Дайджест рассуждений Си Цзиньпина о построении всестроннего среднезажиточного общества / Центр по изучению партийных документов при ЦК КПК. Изд-во партийных документов при ЦК КПК, 2016. 209 с.
17. Гегель Г.В.Ф. Философия истории / пер. Ван Цзаоши. Шанхай : Шанхайское изд-во «Книжный дом», 2006. 568 с.
18. Избранные сочинения Маркса и Энгельса / Управление переводов при ЦК КПК по работам Маркса, Энгельса, Ленина и Сталина. Пекин : Народ. изд-во, 1995. Т. 3. 943 с.
19. Мэн Цинянь. Оригинальные ценности китаизации марксизма в новой эре и ее путь реализации // Вековой мост. 2021. № 2.
20. Си Цзиньпин. Речь на праздновании 95-летия основания Коммунистической партии Китая. Пекин : Народ. изд-во, 2016. 28 с.
References
1. Vinogradov, A.V. (2009) Diskussiya o marksizme. Marksizm s kitayskoy spetsifikoy [Discussion about Marxism. Marxism with Chinese characteristics]. In: Titarenko, M.L. (ed.) Dukhovnaya kul'tura Kitaya: entsiklopediya [Spiritual Culture of China: An Encyclopedia]. Vol. 4. Moscow: Vostochnaya literatura. pp. 87-95.
2. Yangutov, L.E., Chebunin, A.V. & Khabdaeva, A.K. (2020) Modernizatsiya konfutsianstva, buddizma i daosizma v Kitae (XX-XXI vv.) [Modernization of Confucianism, Buddhism and Taoism in China (20th - 21st centuries)]. Voprosy filosofii. 4. pp. 197-207.
3. Oboturova, N.S. (2016) Transformatsiya sotsial'nykh idey marksizma v sovremennoy kitayskoy filosofii [Transformation of social ideas of Marxism in modern Chinese philosophy]. In: Kovrigin, B.V. & Yastreb, N.A. (eds) Aktual'nyeproblemy filosofii nauki i tekhniki [Topical Problems of Philosophy of Science and Technology]. Vologda: Vologda State University. pp. 49-64.
4. Burov, V.G. (2015) Metodologiya kitayskikh reform i konfutsianstvo [Methodology of Chinese Reforms and Confucianism]. Filosofskie nauki. 2. pp. 107-118.
5. Wang Weiguang. (2021) Khod stoletnego razvitiya KPK i kitaizatsiya marksizma [The course of the centenary development of the CCP and the Sinicization of Marxism]. Tendentsiyafilosofii. 6.
6. Wu Xiaoming. (2021) Stoletniy poisk kitayskogo puti i kitaizatsiya marksizma [Centenary Search for the Chinese Way and Sinicization of Marxism]. Vestnik Pekinskogo pedagogicheskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki. 4.
7. Chen Xianda. (2019) Istoricheskiy materializm i kitayskiy put' [Historical materialism and the Chinese way]. Beijing: Beijing Pedagogical University.
8. Shenmin, Z. (ed.) (2015) Istoricheskiy materializm i kitayskiy put': sbornik materialov forumov po teme marksizma i ego kitaizatsii [Historical materialism and the Chinese way: a collection of forum materials on the topic of Marxism and its Sinicization]. Guangxi: Guangxi Teachers Education University.
9. Bin', W. (2016) Khod razvitiya kitaizatsii marksizma i opyt [The course of development of sinization of Marxism and experience]. Izuchenie teorii - Theory Research. 5.
10. ССР СС Party Documents Research Centre. (2015) Daydzhest rassuzhdeniy Si Tszinpina o soglasovannom prodvizhenii obshchey strategii "Chetyre vsestoronnikh aspekta" [Digest of Xi Jinping's Discourse on the Coordinated Promotion of the "Four Comprehensive Aspects"]. CCP CC, 2015. 166 s.
11. Xuan, Q. (2021) Stoletnie dostizheniya KPK i "Tri skachka" kitaizatsii marksizma [Centenary Achievements of the CPC and the "Three Leaps" of Sinicization of Marxism]. Pedagogika i issledovanie - Pedagogy and Research. 12.
12. Jinping, Xi. (2021) Rech' Xi Jingpina na mobilizatsionnom sobranii po izucheniyu istorii KPK [Xi Jinping's speech at a mobilization meeting to study the history of the CCP]. Beijing: Narod. Vol. 3.
13. Zedong, Mao.(1996) Sobranie sochineniy [Collected works]. Pekin : Narod. Vol. 3.
14. Chinese Communist Party (2021). Postanovlenie TsKKPK o stoletnikh velikikh dostizheniyakh i istoricheskom opyte partii [Decree of the Central Committee of the Communist Party of China on the Great Achievements and Historical Experience of the Party]. Pekin : Narod.
15. Jinping, Xi. (2020) Xi Jinping o gosudarstvennom upravlenii [Xi Jinping on public administration]. Vol. 3. Beijing: Izd-vo literatury na inostrannykh yazykakh.
16. CCP СС Party Documents Research Centre. (2016) Daydzhest rassuzhdeniy Si Tszinpina o postroenii vsestronnego srednezazhitochnogo obshchestva [Digest of Xi Jinping's thoughts on building a comprehensive moderately prosperous society]. CCP CC.
17. Hegel, G.V.F. (2006) Filosofiya istorii [Philosophy of History]. Translated from German by Van Tszaoshi. Shanghai: Knizhnyy dom.
18. Marx, K. & engels, F. (1995) Izbrannye sochineniya [Selected Works of Marx and Engels]. Vol. 3. Beijing: Narod.
19. Meng Qingyan. (2021) Original'nye tsennosti kitaizatsii marksizma v novoy ere i ee put' realizatsii [Original Values of Sinicization of Marxism in the New Era and Its Way of Realization]. Vekovoy most - Vekovoi Most. 2.
20. Xi Jinping. (2016) Rech' na prazdnovanii 95-letiya osnovaniya Kommunisticheskoy partii Kitaya [Speech at the celebration of the 95th anniversary of the founding of the Chinese Communist Party]. Beijing: Narod.
Сведения об авторе:
Чжан Яньцю - кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры русского языка, институт иностранных языков Пекинского педагогического университета (Пекин, Китай). E-mail: [email protected]
Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Information about the author:
Zhang Yanqiu - Cand. Sci. (Philology), senior lecturer of the Russian Language Department, Institute of Foreign Languages, Beijing Normal University (Beijing, China). E-mail: [email protected]
The author declares no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию 16.11.2022; одобрена после рецензирования 23.05.2023; принята к публикации 23.06.2023
The article was submitted 16.11.2022; approved after reviewing 23.05.2023; accepted for publication 23.06.2023