Кислицын С. А., Кислицына И. Г. История Донского края. ХХ век: Учебник для 9 классов общеобразовательных учреждений. Ростов н / Д, 2004.184 с.
Интерес большинства самых разных социальных и возрастных категорий к истории родного края в последнее время заметно усилился. И это вполне объяснимо: люди хотят знать историю своей области, района, города, села, станицы, историю реальную и живую, без прикрас и умолчаний, без глянца и сплошных «белых пятен» и «черных событий». Одинаковое недоверие, а зачастую и откровенное негативное отношение как к официальным трактовкам событий отечественной истории коммунистического периода, так и к предвзятым, а зачастую крайне поверхностным и тенденциозным характеристикам последующего времени «демократических преобразований», закономерно привели к кризисным проявлениям в массовом общественном сознании по отношению к собственной истории Новейшего времени. Особенно отчетливо данная тенденция прослеживается среди старшеклассников и студентов. Значительные проблемы, обусловленные многочисленными объективными и субъективными факторами, в том числе собственно оценочно-содержательной стороной вопроса, а также методикой преподавания, присущи и курсу истории родного края. Поэтому издание массовым тиражом рецензируемого учебного пособия авторами, имеющими, помимо
значительных научных наработок по различным вопросам отечественной истории Новейшего времени в общероссийском и региональном масштабах, и большой учебно-педагогический опыт, представляется очень важным и своевременным.
Данное учебное пособие отличает хорошо продуманная, стройная, четкая структура, отразившая все основные периоды и события донской истории Новейшего времени. Само название параграфов образно, выразительно сформулировано с четким указанием на проблемно-содержательную и хронологическую сторону (например: §5 . «В память вольной старины...». Формирование новой донской власти после Февральской революции 1917 г. и т. д.). Важную обучающую и методическую функции выполняют «Терминологический словарь», «Хронология важнейших событий», список литературы.
Авторами всесторонне отражены основные события отечественной истории ХХ в. в таком непростом во всех отношениях регионе, как Донская область. При этом они, несмотря на значительные трудности непосредственного освещения крайне сложных и неоднозначных событий, например, революций 1917 г. и гражданской войны, с учетом особенностей
подачи материала для учащихся 9 классов общеобразовательных учреждений, стремились максимально использовать элементы проблемного изложения, четко формулировали ту или иную проблему, выстраивали стройную доказательную базу, фактологически и логически подводящую к емким обобщениям и аргументированным выводам.
Авторы не обошли ни одного сложного вопроса рассматриваемого периода, не встали на удобные и безопасные для них, но весьма негативные для всесторонности и объективности рассмотрения позиции умолчания, недоговоренности при освещении таких сложных по внутреннему содержанию и неоднозначно характеризуемых исследователями, педагогами, краеведами и различными представителями общественности проблем, как участие жителей донского края, особенно казачества, в революциях и гражданской войне, политики расказачивания, особенности форсированных социально-экономических преобразований на Дону конца 20 - 30-х гг., сотрудничества части жителей с оккупантами в годы войны, противоречия в социально-политической жизни 60 - 70-х гг., вопросы современного общественно-политического развития области. Более того, авторы, прекрасно осознавая все возможные сложности и проблемы, большое внимание уделили постановке, объективной характеристике и оценке многих «белых пятен» истории донского края. Так, впервые в практике учебных пособий по истории Дона они объективно представили
политические репрессии в области в годы гражданской войны и особенно в конце 20 - 30-х гг., наряду с неизвестными страницами героической борьбы жителей Ростовской области с немецко-фашистскими захватчиками отразили и вопрос сотрудничества части населения с оккупантами, в частности, казачий коллаборационизм, осветили практически неисследованную проблему голода в области в послевоенный период, трагические новочеркасские события 1962 г.
Несомненным достоинством данного учебного пособия является развернутая характеристика непростых, весьма противоречивых и недостаточно изученных процессов социально-экономических и общественно-политических преобразований 2-й половины 80-х - 1991 гг., а также радикальных реформ 90-х гг. Особенно содержательны фактологическое изложение и комплексный анализ в параграфах, посвященных общественно-политической жизни Ростовской области на современном этапе, а заключительный параграф, отражающий непростые процессы становления и развития гражданского общества в нашей области, носит еще и несомненный новаторский научно-образовательный историко-полито-
логический характер.
В пособии присутствует и квалифицированно разработанный, насыщенный и разнообразный по содержанию и степени сложности методический инструментарий проверки качества усвоения учащимися данного курса. Так, в конце каждого параграфа содержатся вопросы и за-
дания, часть из которых проблемного характера, нацеливающие на самостоятельную работу в плане анализа и обоснования собственных оценочных подходов, они выделены синим цветом. Это способствует рациональному и успешному освоению учащимися учебного материала, стимулирует мыслительную деятельность по всестороннему и объективному рассмотрению и пониманию изученных проблем. Лучшему усвоению содержательного материала способствует и таблица важнейших событий ХХ в. в истории России и Дона. Приведенные в ней сведения наглядно отражают ключевые моменты общероссийского масштаба и наиболее значимые факты истории Дона и Новейшего периода отечественной истории, что позволяет учащимся осуществлять самостоятельную работу по дополнительному закреплению фактологического материала, а главное, по осмыслению общего и особенного в отечественной истории в целом и Донского края в частности.
Но, к сожалению, есть и недостатки. Часть из них носит сугубо технический характер (например, досадные отпечатки, так, на с. 39 сказано: «После прихода на помощь контрреволюции моряков
Черноморского флота...», хотя всем, в том числе и школьникам, хорошо известно, что черноморские моряки прибыли в Ростов на помощь революции. Налицо явная техническая оплошность при наборе текста). В некоторых параграфах, на наш взгляд, чересчур развернуто освещаются политические коллизии внутри местного партийно-советского руководства, что усложняет работу учащихся.
Учебное пособие содержит биографические справки наиболее известных донских политических, государственных и военных деятелей, богатый документальный и художественный иллюстрированный материал. Позитивной оценки заслуживает и полиграфическое качество его исполнения. Оно, несомненно, послужит важным образовательным средством для старшеклассников, а также студентов средних специальных учебных заведений, станет весомым подспорьем в работе преподавателей. Учитывая всесторонность и качество представленного содержательного материала, учебное пособие будет пользоваться спросом у всех, интересующихся отечественной историей Новейшего времени и историческим краеведением.
В.П. Трут