Научная статья на тему 'КИНОКРИТИКА КАК СЕГМЕНТ КУЛЬТУРЫ И КАК СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ ОБЛАСТЬ ЖУРНАЛИСТИКИ: РЕЦЕНЗИЯ НА МОНОГРАФИЮ Л.П. САЕНКОВОЙ-МЕЛЬНИЦКОЙ «БЕЛОРУССКАЯ КИНОКРИТИКА XX–XXI ВВ.: ОТ ПЕРВЫХ АНОНСОВ В ПЕЧАТИ ДО ГИБРИДНЫХ ЖАНРОВ В ИНТЕРНЕТЕ» (МИНСК: БГУ, 2020. – 243 С.)'

КИНОКРИТИКА КАК СЕГМЕНТ КУЛЬТУРЫ И КАК СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ ОБЛАСТЬ ЖУРНАЛИСТИКИ: РЕЦЕНЗИЯ НА МОНОГРАФИЮ Л.П. САЕНКОВОЙ-МЕЛЬНИЦКОЙ «БЕЛОРУССКАЯ КИНОКРИТИКА XX–XXI ВВ.: ОТ ПЕРВЫХ АНОНСОВ В ПЕЧАТИ ДО ГИБРИДНЫХ ЖАНРОВ В ИНТЕРНЕТЕ» (МИНСК: БГУ, 2020. – 243 С.) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Беларусь / национальная культура / медиакультура / СМИ / Интернет / белорусская журналистика / кинокритика / теория / периодизация / жанры / проблемно-тематическое своеобразие / Belarus / national culture / media culture / mass media / Internet / Belarusian journalism / film criticism / theory / periodization / genres / problem-thematic originality

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Александр Петрович Короченский, Андрей Васильевич Полонский

В рецензии представлен критико-аналитический разбор монографии Л.П. Саенковой-Мельницкой «Белорусская кинокритика XX–XXI вв.: от первых анонсов в печати до гибридных жанров в Интернете» (Минск: БГУ, 2020. – 243 с.). Рецензируемое монографическое исследование посвящено теории кинокритического творчества и становлению этой специализированной области белорусской журналистики, ее жанровой системе и проблемно-тематической повестке. Особая востребованность сегодня работ подобного рода связана с увеличивающейся сложностью и многообразием журналистики в целом и кинокритики как явления, предстающего одновременно в нескольких ипостасях, а именно в качестве (1) специализированной области журналистики, (2) сформированного в контексте публицистического дискурса национального сегмента творческой деятельности, то есть явления национальной культуры, (3) феномена массовой коммуникации. Монография Л.П. Саенковой-Мельницкой является откликом на давно назревшую потребности изучить и систематизировать обширное творческое достояние, сформированное белорусской журналистской кинокритикой за десятилетия с момента ее появления до настоящего времени. Актуальность представленного в монографии исследования обусловлена также необходимостью анализа процесса становления, развития и обобщения современного опыта кинокритической деятельности и медиапрактик в национальных средствах массовой информации и в Интернете. До недавнего времени комплексных исследований белорусской кинокритики не проводилось. Масштабность научных результатов, впервые полученных с применением мультидисциплинарных методик исследования, свидетельствует об открывающемся в белорусской журналистской науке новом направлении, а именно мультидисциплинарном изучении теории, истории и практики журналистской кинокритики как специализированной области журналистики и как важного сегмента национальной культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FILM CRITICISM AS A SEGMENT OF CULTURE AND AS A SPECIALIZED FIELD OF JOURNALISM: REVIEW OF L.P. SAENKOVA-MELNITSKAYA’S MONOGRAPH “BELARUSIAN FILM CRITICISM OF THE XX–XXI CENTURIES: FROM THE FIRST ANNOUNCEMENTS IN PRINT TO HYBRID GENRES ON THE INTERNET” (MINSK: BSU, 2020. – 243 P.)

The review presents a critical and analytical analysis of L.P. Saenkova-Melnitskaya’s monograph “Belarusian Film Criticism of the XX-XXI centuries: from the first announcements in print to hybrid genres on the Internet” (Minsk: BSU, 2020. – 243 p.). The reviewed monographic research is devoted to the theory of film critical creativity and the formation of this specialized field of Belarusian journalism, its genre system and problem-thematic agenda. The special demand for works of this kind today is associated with the increasing complexity and diversity of journalism in general and film criticism as a phenomenon appearing simultaneously in several guises, namely as (1) a specialized field of journalism, (2) formed in the context of the journalistic discourse of the national segment of creative activity, that is, the phenomenon of national culture, (3) the phenomenon of mass communication. Monograph of L.P. Saenkova-Melnitskaya is a response to the long overdue need to study and systematize the vast creative heritage formed by the Belarusian journalistic film criticism for decades from the moment of its appearance to the present time. The relevance of the research presented in the monograph is also due to the need to analyze the process of formation, development and generalization of the modern experience of film criticism and media practices in the national media and on the Internet. Until recently, no comprehensive studies of Belarusian film criticism have been conducted. The scale of the scientific results obtained for the first time using multidisciplinary research methods testifies to the opening of a new direction in the Belarusian journalistic science, namely the multidisciplinary study of the theory, history and practice of journalistic film criticism as a specialized field of journalism and as an important segment of national culture.

Текст научной работы на тему «КИНОКРИТИКА КАК СЕГМЕНТ КУЛЬТУРЫ И КАК СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ ОБЛАСТЬ ЖУРНАЛИСТИКИ: РЕЦЕНЗИЯ НА МОНОГРАФИЮ Л.П. САЕНКОВОЙ-МЕЛЬНИЦКОЙ «БЕЛОРУССКАЯ КИНОКРИТИКА XX–XXI ВВ.: ОТ ПЕРВЫХ АНОНСОВ В ПЕЧАТИ ДО ГИБРИДНЫХ ЖАНРОВ В ИНТЕРНЕТЕ» (МИНСК: БГУ, 2020. – 243 С.)»

РЕЦЕНЗИИ REVIEWS

Знак: проблемное поле медиаобразования. 2023. № 1 (47). С. 154-159. elSSN 2949-3641; ISSN 2070-0695 (print). Znak: problemnoe pole mediaobrazovanija. 2023;1(47): 154-159. elSSN 2949-3641; ISSN 2070-0695 (print).

Рецензия УДК 070

КИНОКРИТИКА КАК СЕГМЕНТ КУЛЬТУРЫ И КАК СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ ОБЛАСТЬ ЖУРНАЛИСТИКИ: РЕЦЕНЗИЯ НА МОНОГРАФИЮ Л. П. САЕНКОВОЙ-МЕЛЬНИЦКОЙ «БЕЛОРУССКАЯ КИНОКРИТИКА ХХ-ХХ1 ВВ.: ОТ ПЕРВЫХ АНОНСОВ В ПЕЧАТИ ДО ГИБРИДНЫХ ЖАНРОВ В ИНТЕРНЕТЕ» (МИНСК: БГУ, 2020. - 243 С.)

Александр Петрович Короченский1, Андрей Васильевич Полонский2

1 2 ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет» (НИУ «БелГУ»), Белгород, Российская Федерация

1 [email protected], https://orcid.org/0000-0001-9634-6687

2 [email protected], https://orcid.org/0000-0002-2678-6203

Аннотация. В рецензии представлен критико-аналитический разбор монографии Л. П. Саенковой-Мельницкой «Белорусская кинокритика ХХ-ХХ1 вв.: от первых анонсов в печати до гибридных жанров в Интернете» (Минск: БГУ, 2020. - 243 с.). Рецензируемое монографическое исследование посвящено теории кинокритического творчества и становлению этой специализированной области белорусской журналистики, ее жанровой системе и проблемно-тематической повестке. Особая востребованность сегодня работ подобного рода связана с увеличивающейся сложностью и многообразием журналистики в целом и кинокритики как явления, предстающего одновременно в нескольких ипостасях, а именно в качестве (1) специализированной области журналистики, (2) сформированного в контексте публицистического дискурса национального сегмента творческой деятельности, то есть явления национальной культуры, (3) феномена массовой коммуникации. Монография Л. П. Саенковой-Мельницкой является откликом на давно назревшую потребности изучить и систематизировать обширное творческое достояние, сформированное белорусской журналистской кинокритикой за десятилетия с момента ее появления до настоящего времени. Актуальность представленного в монографии исследования обусловлена также необходимостью анализа процесса становления, развития и обобщения современного опыта кинокритической деятельности и медиапрактик в национальных средствах массовой информации и в Интернете. До недавнего времени комплексных исследований белорусской кинокритики не проводилось. Масштабность научных результатов, впервые полученных с применением мультидисциплинарных методик исследования, свидетельствует об открывающемся в белорусской журналистской науке новом направлении, а именно мультидисциплинарном изучении теории, истории и практики журналистской кинокритики как специализированной области журналистики и как важного сегмента национальной культуры.

Ключевые слова: Беларусь, национальная культура, медиакультура, СМИ, Интернет, белорусская журналистика, кинокритика, теория, периодизация, жанры, проблемно-тематическое своеобразие.

Для цитирования: Короченский А. П., Полонский А. В. Кинокритика как сегмент культуры и как специализированная область журналистики: рецензия на монографию Л. П. Саенковой-Мельницкой «Белорусская кинокритика ХХ-ХХ1 вв.: от первых анонсов в печати до гибридных жанров в интернете» (Минск: БГУ 2020. - 243 с.) // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2023. № 1 (47). С. 154-159.

Original article

FILM CRITICISM AS A SEGMENT OF CULTURE AND AS A SPECIALIZED FIELD OF JOURNALISM: REVIEW OF L. P. SAENKOVA-MELNITSKAYA'S MONOGRAPH "BELARUSIAN FILM CRITICISM OF THE XX-XXI CENTURIES: FROM THE FIRST ANNOUNCEMENTS IN PRINT TO HYBRID GENRES ON THE INTERNET" (MINSK: BSU, 2020. - 243 P.)

Alexander P. Korochensky1, Andrey V. Polonskiy2

1 2 Belgorod State National Research University (NRU "BelSU"), Belgorod, Russian Federation,

1 [email protected], https://orcid.org/0000-0001-9634-6687

2 [email protected], https://orcid.org/0000-0002-2678-6203

Abstract. The review presents a critical and analytical analysis of L. P. Saenkova-Melnitskaya's monograph "Belarusian Film Criticism of the XX-XXI centuries: from the first announcements in print to hybrid genres on the Internet" (Minsk: BSU, 2020. - 243 p.). The reviewed monographic research is devoted to the theory of film critical creativity and the formation of this specialized field of Belarusian journalism, its genre system and problem-thematic agenda. The special demand for works of this kind today is associated with the increasing complexity and diversity of journalism in general and film criticism as a phenomenon appearing simultaneously in several guises, namely as (1) a specialized field of journalism, (2) formed in the context of the journalistic discourse of the national segment of creative activity, that is, the phenomenon of national culture, (3) the phenomenon of mass communication. Monograph of L.P. Saenkova-Melnitskaya is a response to the long overdue need to study and systematize the vast creative heritage formed by the Belarusian journalistic film criticism for decades from the moment of its appearance to the present time. The relevance of the research presented in the monograph is also due to the need to analyze the process of formation, development and generalization of the modern experience of film criticism and media practices in the national media and on the Internet. Until recently, no comprehensive studies of Belarusian film criticism have been conducted. The scale of the scientific results obtained for the first time using multidisciplinary research methods testifies to the opening of a new direction in the Belarusian journalistic science, namely the multidisciplinary study of the theory, history and practice of journalistic film criticism as a specialized field of journalism and as an important segment of national culture.

Keywords: Belarus, national culture, media culture, mass media, Internet, Belarusian journalism, film criticism, theory, periodization, genres, problem-thematic originality.

For citation: Korochensky A. P., Polonskiy A. V. Film criticism as a segment of culture and as a specialized field of journalism: review of L. P. Saenkova-Melnitskaya's monograph "Belarusian film criticism of the XX-XXI centuries: from the first announcements in print to hybrid genres on the internet" (Minsk: BSU, 2020. - 243 p.). Znak: problemnoe pole mediaobrazovanija. 2023; 1(47): 154-159. (In Russ.).

Введение

Критика как ценностно ориентирующий вид информационно-аналитической, познавательно-творческой и культурно-просветительской деятельности средств массовой информации, как «сознание действительности» (Белинский 1948: 348) и как востребованное обществом конструктивное сомнение, заставляющее перепроверять не только значимость социальных фактов, но и суждений о них, находится среди тех привилегированных интеллектуальных ресурсов, к которым общество обращается с целью оценочно-смыслового проникновения в сущность текущей коммуникативной практики, однако в перспективе разных эпох и культур, обновлений политико-идеологических и духовно-нравственных оснований жизни содержание критики не раз корректировалось, уточнялся ее социальный статус, определялись ее цели и задачи, характер ее вовлеченности в формирование необходимой и обществу, и отдельной личности способности к интеллектуально-творческому соучастию, а также к самостоятельному мировоззренческому выбору и морально-эстетическому самопознанию. Постановка задачи

Исследователи критику никогда не упускали из виду, отмечая необходимость прояснения ее природы, ее исходных установок и принципов, ее особых форм с учетом как культурно-исторической, политико-идеологической, так и медийной перспективы (Барт 1989; Зельдович 1969; Короченский 2003; Перси 2017). Сегодня, в условиях жестко оппонирующего взаимодействия разных социальных и политико-идеологических процессов и связанных с ними мировоззренческих высказываний, обнаруживающих увеличение между разными культурными традициями ценностно-смысловых разрывов, которые далеко не исчерпываются конфликтом досетевого и постсетевого, вербального и визуального, в условиях беспрецедентного погружения человека в перенасыщенный и стремительно обновляющийся информационный поток (Полонский, Глушкова 2016), осмысление феномена критики, ее сущности, критериев ее объективности, ее жанрового и проблемно-тематического своеобразия, ее «положения на гуманитарной карте» (Сухих 2012: 66) и ее роли в востребованном обществом интеллектуальном диалоге, в процессе которого отыскиваются ответы на вопросы «кто виноват и что делать?» (Якимович 2021), является необходимым и чрезвычайно значимым.

Анализ истории критической аналитики в разных культурах, обществах и эпохах, ее современного состояния с учетом динамики медиасреды - задача не только актуальная в научном отношении, но и имеющая социальное измерение.

Монографии Л. П. Саенковой-Мельницкой «Белорусская кинокритика XX-XXI вв.: от первых анонсов в печати до гибридных жанров в Интернете» (Минск: БГУ, 2020. 243 с.) посвящена кинокритическому

творчеству, его теории, становлению как специализированной области белорусской журналистики, жанровому и проблемно-тематическому своеобразию в белорусских средствах массовой информации и в Интернете (Саенкова-Мельницкая 2020). Исследование, выполненное автором монографии, отличается мультидисциплинарным подходом, что особенно актуально сегодня ввиду увеличивающейся сложности и возрастающего многообразия форм журналистики в целом и кинокритики как явления, предстающего одновременно в нескольких ипостасях, а именно в качестве (1) специализированной области журналистики; (2) сформированного в контексте публицистического дискурса национального сегмента творческой деятельности, то есть явления национальной культуры; (3) феномена массовой коммуникации. Л. П. Саенкова-Мельницкая на страницах монографии справедиво замечает, что «кинокритика, выполняя роль и общественного деятеля, и нравственного проповедника, и политически зрелого участника социального строительства, реализовывала общественно-регулятивные, этико-ориентирующие, познавательно-мотивационные функции» (Саенкова-Мельницкая 2020: 21).

Изучение процесса становления белорусской кинокритики с начального периода её существования, а это, как подчеркивается в монографии, «первое десятилетие XX в., когда в городах Северо-Западного края стали показывать привозные фильмы» (Саенкова-Мельницкая 2020: 6), до наших дней, выявляющее эволюцию её содержательно-тематического комплекса, изменчивость ценностных ориентаций, медийных практик, а также значение для национальной культуры, сегодня особенно востребовано, поскольку до сих пор не проводилось комплексных, многоаспектных историко-теоретических исследований развития кинокритики, её творческих практик и влияния на кинематографический процесс и национальную культуру - с привлечением подходов и методов, характерных для филологии, исторической науки, аксиологии журналистики, культурологии и киноведения, медиадискурсивных практик.

Монография отвечает давно назревшей потребности изучить и систематизировать обширное творческое достояние, сформированное белорусской журналистикой, проанализировать в исторической перспективе и обобщить опыт кинокритической деятельности в национальных средствах массовой информации. Значимость этому масштабному исследованию придает тот факт, что творчество критиков оказывало конструктивное воздействие на кинопроцесс, способствовало формированию мощной белорусской школы киноискусства (Калинкина 2016), особенно ярко проявившей себя в советский период. Как и белорусское кино, кинокритика в СМИ представляет собой важную составную часть национальной культуры белорусов, безусловно, достойной самого пристального изучения.

Подчеркнем, что монография Л. П. Саенковой-Мельницкой - это не только сугубо академический труд: погруженность в кинокритическую практику в качестве опытного профессионального критика и эксперта позволила автору ни на мгновенье не упускать из виду реальные процессы в белорусском обществе и белорусской медийной сфере. В монографии системно исследуется белорусская кинокритика как средство рефлексии относительно кинопроизведений и процессов киноискусства - и в то же время рефлексии относительно отраженной в этих произведениях социальной реальности. Интересным представляется сформулированный на страницах исследования вывод автора о том, что белорусская кинокритика, «будучи частью журналистского пространства, вписанного в плотный идеологический контекст, не могла быть в стороне от значимых социальных, политических проблем. По этой причине предметом внимания кинокритиков было не только кино, но и то, что в нем отражалось с точки зрения общественно значимых явлений... Рассматривая искусство кино через отношение к жизни, историческому процессу, белорусская кинокритика тяготела в большей степени к социорефлексивности, чем к артрефлексивности. Критика, выступая неким посредником между жизнью и искусством, как будто выражала интересы самой жизни» (Саенкова-Мельницкая 2020: 21).

Л. П. Саенкова-Мельницкая дает развернутое определение кинокритики в СМИ как системного медийного творчества, посредством которого осуществляется социально-оценочное познание кинореальности с информационно-аналитической репрезентацией киноискусства, киноиндустрии, кинематографии, которое имеет нравственный, воспитательный и эстетический потенциал и которое реализуется в разнообразии жанров, форматов, авторских стратегий и дискурсивных практик, таких, как «научная, публицистическая, художественная, рекламная» (Саенкова-Мельницкая 2020: 40). В результате кинокритика предстает одновременно и как часть культуры, и как обязательная составляющая медиакультуры.

В монографии внятно сформулировано положение о медиаобразоавательной роли кинокритики, выстраивающей культурно-эстетическую парадигму, в качестве элементов которой выступают культурные коды экранного искусства, диахронность хронотопных построений, эстетический вкус зрительской/ читательской аудитории, ценностные ориентации, манифестация кинопроизведения как культурного явления. Как замечает Л. П. Саенкова-Мельницкая, влияние кинокритики «на рост медиаграмотности, на формирование у массовой аудитории художественного вкуса, эстетических критериев, понимания языка киноискусства остается уникальным и бесценным опытом» (Саенкова-Мельницкая 2020: 25).

В современных условиях весьма актуальной, на наш взгляд, является попытка автора монографии не только охарактеризовать содержательные особенности и художественные средства, стилистику кинокритики в СМИ республики Беларусь, но и выявить этико-эстетические характеристики белорусского кинокритического дискурса, отследить ретроспективу историчесого развития белорусской кинокритики, выявить её истоки и национально-культурные особенности как специализированной области белорусской журналистики, определить её воздействие на кинопроцесс в республике, развитие которого характеризовалось на различных его этапах высокими творческими достижениями.

Обоснованность и достоверность сформулированных в монографии положений подтверждаются широтой и глубиной научной эрудиции его автора, основательно изучившего теоретический и практический опыт мировой кинокритики, особенно российской, а также достижения белорусских ученых и творческих работников-кинематографистов. Верное применение теоретико-методологических и концептуальных подходов, адекватное использование мультидисциплинарных исследовательских методик обусловило добросовестный и качественный анализ широкого массива кинокритических публикаций разных лет и обеспечило достоверность полученных научных результатов, которые прошли, заметим, солидную апробацию в ходе участия автора с докладами во множестве значимых белорусских и международных научных форумов (Саенкова-Мельницкая 2010, 2017, 2018, 2019). Проверке выводов исследования на истинность способствовала многолетняя кинокритическая практика Л. П. Саенковой-Мельницкой и приобретенный вследствие этого богатейший профессиональный опыт.

Результаты монографического исследования «Белорусская кинокритика ХХ-ХХ1 вв.: от первых анонсов в печати до гибридных жанров в Интернете» имеют и теоретическую, и практическую значимость, что подтверждается как успешным их внедрением в учебный процесс подготовки профессиональных журналистов, так и их плодотворным использованием в практической деятельности Л. П. Саенковой-Мельницкой в качестве одного из ведущих белорусских кинокритиков и экспертов в области киноискусства. Монография, разбираемый в ней художественный материал, методика его осмысления и оценивания - все это позволяет обогатить кругозор и творческую деятельность журналистов-практиков, освещающих проблематику кинематографического процесса и деятельность создателей кинофильмов в республике.

Социальная значимость работы обусловлена её потенциальным влиянием на развитие творчества белорусских кинематографистов, фестивального и культурно-просветительского движения в стране, направленного на повышение творческой культуры создателей фильмов и культуры восприятия кино у массовой аудитории кинозрителей. Использование полученных научных результатов в медиапросвещении белорусской общественности обеспечит более сознательное и более требовательное её отношение к национальному кинематографу, что, в свою очередь, поможет деятелям белорусского кино добиться новых успехов, которые не уступали бы по своей масштабности и культурному значению лучшим достижениям предшественников, имеющим поистине всемирный резонанс (например, фильмам режиссеров В. Турова, В. Рубинчика, В. Рыбарева). Такие успехи будут иметь не только общественно-культурное и политическое значение, но и экономический эффект благодаря стимулированию потребления качественной в художественном плане кинопродукции.

Монография создает условия и для продуктивного продолжения научной дискуссии. Это, в частности, касается медиапросветительского потенциала кинокритики и ее жанрового своеобразия, в том числе в аспекте отнесения к критическим информационных жанров, в которых доминирующим зачастую является, как замечает сам автор, «привлечение внимания к событию» (Саенкова-Мельницкая 2020: 30).

В монографии Л. П. Саенковой-Мельницкой «Белорусская кинокритика ХХ-ХХ1 вв.: от первых анонсов в печати до гибридных жанров в Интернете» рассмотрена эволюции белорусской кинокритики от её появления до наших дней с обстоятельной характеристикой каждого этапа, проанализирована содержательно-творческая и жанровая специфика кинокритики в контексте СМИ республики Беларусь, охарактеризованы дискурсивные практики кинокритической деятельности, изучена роль журналистской критики кино как важного компонента национальной культуры, выявлены различные проявления национально-культурного своеобразия белорусской кинокритики.

Масштаб хронологического охвата изучаемого материала (с 1911 г. по 2021 г.) и его новизна, а также представленность многоаспектного анализа такого сложного явления, как кинокритика, позволяют утверждать, что монография открывает новое направление в белорусской журналистской науке, а именно мультидисциплинарное изучение теории, истории и практики журналистской кинокритики как специализированной области журналистики и как важного сегмента национальной культуры.

Появление нового направления в любой области науки всегда значимо, так как позволяет произвести своего рода инвентаризацию применяемых исследовательких подходов и методов, открывает новые горизонты в познании того или иного объекта, расширяет методологические рамки его изучения и рождает новые исследовательские протоколы.

Актуальность и основательность научных результатов, изложенных в монографии, была подтверждена успешной защитой автором в 2022 году докторской диссертации (Саенкова-Мельницкая 2022) о теории и истории белорусской кинокритики от её зарождения до наших дней.

Список источников

Барт Р. Критика и истина // Избранные работы: Семиотика: Поэтика: Пер. с фр. / Сост., общ. ред. и вступ. ст. Г. К. Косикова. Москва: Прогресс, 1989. С. 208-222.

Белинский В. Г. Собр. соч.: в 3 т. Москва: ОГИЗ, 1948, Т. II. 932 с.

Зельдович М. Г. История критики и теория критики // Вопросы литературы. 1969. № 12. C. 177-181.

Калинкина О. А. Белорусский кинопрокат в основных этапах своего развития // Традиции и инновации в пространстве современной культуры: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, Липецк, 09 апреля 2016 года / Отв. ред. В. И Лукьянчиков. Липецк: ФГБО ОУ ВПО «Липецкий государственный педагогический университет», 2016. С. 32-37.

Короченский А. П. Медиакритика в теории и практике журналистики : диссертация на соискание ученой степени доктора филологических наук : специальность 10.01.10 «Журналистика». Санкт-Петербург, 2003. 467 с.

Перси У. Русское искусство на страницах итальянского журнала «Emporium» (1895-1916 гг.) // Дискурсология и медиакритика средств массовой информации: Сборник научных работ по материалам международной научно-практической конференции, Белгород, 04-07 октября 2017 года / Под ред. А. В. Полонского, М. Ю. Казак, С. В. Ушаковой. Белгород: Издательский дом «Белгород», 2017. С. 249-253.

Полонский А. В., Глушкова В. Г. Культура и человек в условиях глобализации // Психологические знания в современном мире: материалы международной научно-практической и научно-методической конференции профессорско-преподавательского состава и аспирантов, Белгород, 07 апреля 2016 года / Белгородский университет кооперации, экономики и права. Белгород: Белгородский университет кооперации, экономики и права, 2016. С. 268-274.

Саенкова-Мельницкая Л. П. Белорусская кинокритика XX-XXI вв.: от первых анонсов в печати до гибридных жанров в Интернете. Минск : БГУ, 2020. 243 с.

Саенкова-Мельницкая Л. П. Кинокритика в белорусской журналистике: история, теория, медиапрактики : автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора филологических наук по специальности 10.01.10 - журналистика. Минск, 2022. 48 с.

Саенкова-Мельницкая Л. П. Кинокритика в контексте журналистики: трансформация медийных практик // Мультимедийная журналистика: медиакоммуникации и медиаиндустрия: Материалы II Международной научно-практической конференции, Минск, 01 марта 2019 года. Минск : Белорусский государственный университет, 2019. С. 152-156.

Саенкова-Мельницкая, Л. П. Коммуникативные парадоксы экранной культуры // Журналютыка-2010: стан, праблемы i перспектывы: МАТЭРЫЯЛЫ 12-й Мiжнароднай навукова-практычнай канферэнцьи, Мшск, 08-09 декабря 2010 года. Мшск : Беларуси дзяржауны ушвератэт, 2010. С. 324-327.

Саенкова-Мельницкая Л. П. От литературно-художественной критики к арт-журналистике // Журналистика в 2017 году: творчество, профессия, индустрия: Материалы международной научно-практической конференции, Москва, 05-07 февраля 2018 года. М. : МедиаМир, Факультет журналистики Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова, 2018. С. 222-223.

Саенкова-Мельницкая Л. П. Публицистические основы кинокритического текста // Журналютыка-2017: стан, праблемы i перспектывы: матэрыялы 19-й Мiжнароднай навукова-практычнай канферэнцыи, Мшск, 16-17 ноября 2017 года. Выпуск 19. Мшск, 2017. С. 411-414.

Сухих И. Н. Критика как литературоведение - критика как литература (апрельские тезисы) // Костромской гуманитарный вестник. 2012. № 2 (4). С. 66-69.

Якимович А. Искусствознание и критика. Кто виноват и что делать? // Polish Journal of Science. 2021. № 36-1 (36). С. 13-24.

References

Bart, R. (1989). Kritika i istina [Criticism and truth]. Izbrannye raboty: Semiotika: Poetika: Per. s fr. / Sost., obshch. red. i vstup. st. G. K. Kosikova [Selected works: Semiotics: Poetics: Trans. from fr. / Comp., general ed. and the introductory article by G.K. Kosiko-va]. Moscow: Progress, 208-222 (in Russ.).

Belinsky, V. G. (1948). Sobraniye sochineniy: v 3 t [Collected works: in 3 volumes]. Moscow: OGIZ, Vol. II. 932 p. (in Russ.).

Zeldovich, M. G. (1969). Istoriya kritiki i teoriya kritiki [History of criticism and theory of criticism]. Voprosy literatury, 12, 177-181. (in Russ.).

Kalinkina, O. A. (2016). Belorusskiy kinoprokat v osnovnykh etapakh svoego razvitiya [Belarusian film distribution in the main stages of its development]. Traditsii i innovatsii vprostranstve sovremennoy kul'tury: Materialy Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii, Lipetsk, 09 aprelya 2016 goda / Otv. red. V. ILuk'yanchikov. Lipetsk: Lipetsk State Pedagogical University, 32-37. (in Russ.).

Korochensky, A. P. (2003). Mediakritika v teorii ipraktike zhurnalistiki [Media criticism in the theory and practice of journalism] : specialty 10.01.10 "Journalism": dissertation for the degree of Doctor of Philology. St. Petersburg. 467 p. (in Russ.).

Percy, U. (2017). Russkoe iskusstvo na stranitsakh ital'yanskogo zhurnala «Emporium» (1895-1916 gg.) [Russian art on the pages of the Italian magazine "Emporium" (1895-1916)]. Diskursologiya i mediakritika sredstv massovoy informatsii: Sbornik nauchnykh rabot po materialam mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii, Belgorod, 04-07 oktyabrya 2017 goda / Pod red. A. V. Polonskogo, M. Yu. Kazak, S. V. Ushakovoy. Belgorod: Publishing House "Belgorod", 249-253 (in Russ.).

Polonsky, A. V. & Glushkova, V. G. (2016). Kul'tura i chelovek v usloviyakh globalizatsii [Culture and man in the conditions of globalization]. Psikhologicheskie znaniya v sovremennom mire: materialy mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy i nauchno-metod-icheskoy konferentsiiprofessorsko-prepodavatel'skogo sostava i aspirantov, Belgorod, 07 aprelya 2016goda/Belgorodskiy universitet kooperatsii, ekonomiki iprava. Belgorod: Belgorod University of Cooperation, Economics and Law, 268-274. (in Russ.).

Saenkova-Melnitskaya, L. P. (2020). Belorusskaya kinokritikaXX-XXI vv.: otpervykh anonsov vpechati do gibridnykh zhanrov v Internete [Belarusian film criticism of the XX-XXI centuries: from the first announcements in print to hybrid genres on the Internet]. Minsk: BSU. 243 p. (in Russ.).

Saenkova-Melnitskaya, L. P. (2022). Kinokritika v belorusskoy zhurnalistike: istoriya, teoriya, mediapraktiki [Film criticism in Belarusian journalism: history, theory, media practices] : Abstract of the dissertation for the degree of Doctor of Philology in the specialty 10.01.10 - journalism. Minsk. 48 p. (in Russ.).

Saenkova-Melnitskaya, L. P. (2019). Kinokritika v kontekste zhurnalistiki: transformatsiya mediynykh praktik [Film criticism in the context of journalism: transformation of media practices]. // Mul'timediynaya zhurnalistika: mediakommunikatsii i mediain-dustriya: Materialy II Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii, Minsk, 01 marta 2019 goda. Minsk: Belarusian State University, 152-156. (in Russ.).

Saenkova-Melnitskaya, L. P. (2010). Kommunikativnye paradoksy ekrannoy kul'tury [Communicative paradoxes of screen culture]. Zhurnalistyka-2010: stan, prablemy i perspektyvy: MATERYYaLY 12-y Mizhnarodnay navukova-praktychnay kanferentsyi, Minsk, 08-09 dekabrya 2010 goda. Minsk: Belaruski dzyarzhayny yuniversitet, 324-327 (in Russ.).

Saenkova-Melnitskaya, L. P. (2018). Ot literaturno-khudozhestvennoy kritiki k art-zhurnalistike [From literary and artistic criticism to art journalism]. Zhurnalistika v 2017godu: tvorchestvo, professiya, industriya: Materialy mezhdunarodnoy nauchno-praktich-eskoy konferentsii, Moskva, 05-07fevralya 2018 goda. Moscow: MediaMir, Faculty of Journalism of the Lomonosov Moscow State University, 222-223 (in Russ.).

Saenkova-Melnitskaya, L. P. (2017). Publitsisticheskie osnovy kinokriticheskogo teksta [Journalistic foundations of the film critical text]. Zhurnalistyka-2017: stan, prablemy i perspektyvy: materyyaly 19-y Mizhnarodnay navukova-praktychnay kanferentsyi, Minsk, 16-17 noyabrya 2017goda, 19, 411-414.

Sukhoi, I. N. (2012). Kritika kak literaturovedenie - kritika kak literatura (aprel'skie tezisy) [Criticism as literary criticism as literature (April theses)]. // Kostromskoy gumanitarnyy vestnik, 2 (4), 66-69 (in Russ.).

Yakimovich, A. (2021). Iskusstvoznanie i kritika. Kto vinovat i chto delat'? [Art history and criticism. Who is to blame and what to do?]. // Polish Journal of Science, 36-1 (36), 13-24 (in Russ.).

Информация об авторах

А. П. Короченский - доктор филологических наук, профессор, профессор кафедры журналистики.

А. В. Полонский - доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой журналистики, профессор кафедры коммуникативистики, рекламы и связей с общественностью.

Information about the authors

Alexander. P. Korochensky - Doctor of Philology, Professor, Professor of the Department of Journalism.

Andrey V. Polonskiy - Doctor of Philology, Professor, Head of the Department of Journalism, Professor of the Department of Communication Studies, Advertising and Public Relations.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. The authors declare that there is no conflict of interest.

Статья поступила в редакцию 04.04.2023; одобрена после рецензирования 10.04.2023; принята к публикации 12.04.2023. The article was submitted 04.04.2023; approved after reviewing 10.04.2023; accepted for publication 12.04.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.