УДК 94 (470)
ББК ТЗ (2Р 36)623-7
О. В. Ралкова
КИНОФИКАЦИЯ И ПРОПАГАНДА В ЭПОХУ Н.С. ХРУЩЕВА (НА МАТЕРИАЛАХ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ)
О. V. Ralkova
PROVISION OF FILM-SHOWING FACILITIES AND PROPAGATION DURING THE N. S. KHRUSCHEV'S EPOCH (ON MATERIALS OF CHELYABINSK REGION)
Автор рассматривает характер процесса кинофикации Челябинской области в эпоху Хрущева, методы руководства кинофикацией и пропагандой, опыт идеологического воздействия на массы в изучаемый период, а также формы пропаганды кино. Кино в эпоху «оттепели» признавалось мощным средством идейного воспитания, и развивалась значительными темпами, стремительно росло количество киноустановок, а так же увеличивалась частота посещений мест кинопоказа зрителями.
Ключевые слова: кинофикация, пропаганда, «оттепель», кинообслуживание, киноустановка, киносеть, кинофестиваль, кинопоказ, киносеанс, репертуар кинофильмов.
The author analyzes the character of provision of film-showing facilities process of Chelyabinsk region during the Khruschev’s epoch, management methods of provision of film-showing facilities and propagation, the experience of ideological influence on mass during the studied period and also forms of propagation of cinema. The cinema in the “thaw” epoch admitted a powerful tool of ideological education and developed quickly, the quantity of film projectors increased and the quality of visiting of places of film display by spectators also increased.
Keywords: provision offilm-showing facilities, propagation, “thaw” epoch, film service, a film projector, a film network, a film festival, film display, a film session, repertoire of films.
Кино в эпоху правления Н. С. Хрущева признавалось могучим средством идейного воспитания.
«По силе воздействия на чувства и умы людей, по охвату широчайших масс народа, — говорил Н. С. Хрущев, — ничего не может сравниться с киноискусством. Кино доступно для всех слоев общества и, можно сказать, для всех возрастов: от школьников до стариков»1. XX съезд КПСС в своих решениях, так же счел необходимым, «учитывая значение кино как наиболее массового искусства», принять меры к увеличению и расширению киносети. Перед кинематографом была поставлена задача способствовать «скорейшему построению коммунизма»2.
Автор рассматривает характер процесса кинофикации, методы руководства кинофикацией и пропагандой, опыт идеологического воздействия на массы в эпоху Хрущева, а также формы пропаганды кино.
В годы «оттепели», последовавшие за разоблачением культа личности, на экранах страны появились новые фильмы, в которых исчезла помпезность и бесконфликтность, в центре внимания оказались не просто производственные проблемы, но и сам человек со своими поисками и переживаниями, своей личной жизнью.
Процесс кинофикации в Челябинской области в период с 1953 по 1964 годы развивался быстры-
ми темпами. Решения партии и правительства по освоению целинных земель и крутому подъему сельского хозяйства в середине 1950-х годов году возложили серьезные и ответственные задачи на государственную киносеть Челябинской области. Кино предполагалось использовать в качестве мощного средства пропаганды внедрения достижений агробиологической науки, передового опыта в сельскохозяйственное производство. Кроме того, кино признавалось средством воспитания трудящихся в духе коммунизма и мобилизации тружеников села на выполнение задач, поставленных партией и правительством перед областью3.
Стремительно увеличивалось число киноустановок. На 1 января 1956 года всего в области насчитывалось 467 государственных киноустановок (не считая профсоюзных). Из общего количества киноустановок 66 находилось в городах, из них 26— это стационарные киноустановки и 10 — городские кинопередвижки. К 1958 году в Челябинской области количество государственных и профсоюзных киноустановок возросло до 1067, из них в городах— 521, в сельской местности — 546. В 1959 году в области насчитывалась 1191 киноустановка. В Верхне-Уральске, Катав-Ивановске, Нязе-Петровске, Чебар-куле, Миассе, Копейске, Кыштыме и др. в период
О. В. Ралкова
с 1957 по 1965 годы строилось 16 кинотеатров с общих количеством мест — 7370. Однако, Пласт, ЮГРЭС, Усть-Катав, Юрюзань, Сим, Миньяр, пос. Роза и др. не имели постоянно действующих кинотеатров, и трудящиеся были лишены возможности регулярно смотреть кинофильмы4.
Жителей областного центра обслуживали 10 кинотеатров с общим количеством мест 4222. Кроме того, в садах Пушкина и Челюскинцев находились 2 летних кинотеатра на 1000 мест, а так же 2 филиала кинотеатров им. Пушкина и 25 лет Октября. Окраины города обслуживали 8 кинопередвижек и постоянно действующие киноустановки кинотеатра 30 лет ВЛКСМ. В период школьного учебного года работали 5 киноустановок в школах города.
Сельских же киноустановок насчитывалось 401, в их числе было 17 кинотеатров, 179 колхозных стационаров и 205 сельских передвижек5. В период с 1950 по 1960 годы количество киноустановок в Челябинской области увеличилось в 3 раза.
Возрастало и количество посещений мест кинопоказа трудящимися. Так, в 1955 году в среднем по области на одного жителя приходилось 19,3 посещений. Количество посещений между городским и сельским населением различалось в этот период и составляло — 21,4 и — 13,6 соответственно. В 1957 году население совершало 19,8 походов в кино, в том числе горожане — 21, селяне — 16,2. В 1959 году в области на каждого приходилось уже 22,9 посещений, в том числе в городе — 23,5, в сельской местности — 21,1 посещений. Таким образом, разрыв в уровне кинообслуживания между городом и селом постепенно сокращался.
Рост киносети способствовал значительному улучшению кинообслуживания трудящихся Южного Урала, однако, далеко не вся территория области к началу 1960-х годов была полностью кинофицирована. Да и в тех районах, которые были признаны полностью кинофицированными, сельские стационарные установки были оборудованы лишь в населенных пунктах с количеством проживающих более 500 человек6.
Темпы роста киносети и кинообслуживания в различных районах области были неодинаковы. В удаленных от областного центра районах, где население было занято в лесной промышленности, в период с 1953 по 1956 год количество киноустановок и киносеансов увеличилось в 2 раза. В Саткинском районе в 1953 году ставилось в среднем 2,4 сеанса в месяц в каждом населенном пункте, в 1956 году— 5 сеансов. В Кусинском районе в тот же период — 3,2 киносеанса в месяц, в 1956 году по 6—7 сеансов в месяц. В среднем по области лесоучастки обслуживались по 4 раза в месяц, в то время как в 1953 году — по 2 раза. В 1953 году на одного жителя лесной промышленности приходилось 14,6 посещений кино, в 1955 году — 25,5 посещений, а в 1956 году — 287.
Несмотря на существенный рост киносети в Нязепетровском, Катав-Ивановском, Саткинском районах на многих лесоучастках не было клубов. Ряд клубов не имел аппаратных, в связи с этим фильмы демонстрировались в помещениях, не приспособленных для кинопоказа. Нередко помещения
не были обеспеченны достаточным количеством сидений. Во многих населенных пунктах фильмы демонстрировались непосредственно в общежитиях лесорубов. Рабочие зачастую протестовали против такого положения, а отдельные из них отказывались покупать кинобилеты, и не покидали свою койку во время демонстрации кинофильмов8.
Более быстрый темп был присущ кинофикации в районах освоения целинных и залежных земель. Таблица 1 отражает динамику роста количества киносеансов в этих районах в 1953—1956 годах.
Таблица 1
Динамика роста количества киносеансов в районах освоения целинных и залежных земель9
Район Дано сеансов в месяц Увеличено (%)
1953 г. 1956 г.
Брединский 113 188 66
Варненский 172 302 175
Кизильский 154 284 184
Колхозный 224 499 223
Троицкий 286 725 253
В-Уральский 145 337 232
Чесменский 140 406 290
Итого: 203
Из таблицы видно, что количество киносеансов в Варненском, Кизильском, Колхозном, Верхне-Уральском увеличилось в среднем на 200 % или вдвое в период с 1953 по 1956 год.
Таблица 2
Динамика роста количества зрителей в районах освоения целинных и залежных земель10
Наименование районов Обслужено зрителей в месяц в тыс. чел. Увеличено (%)
1953 г. 1956 г.
Брединский 3.3 14,5 439
Варненский 12,4 31,8 256
Кизильский 8,6 28,9 336
Троицкий 12,55 51,4 409
В-Уральский 6,1 24,7 404
Чесменский 6,5 20,9 321
Итого: 360
Таблица 2 демонстрирует, что количество кинозрителей в период с 1953 по 1956 год возросло на 360 % или в 3,5 раза. Увеличение числа зрителей происходило как за счет возрастания количества киносеансов, так и вследствие роста популярности кино и улучшения условий кинопоказа.
Процесс кинофикации в южных и юго-восточных районах области имел ряд трудностей. Помещений для кинопоказа не хватало и в этих районах. Го-гинский совхоз Брединского района в 1956 году не имел помещений для культурно-массовой работы с людьми. Столовая, являвшаяся одновременно и зрительным залом, имела скамьи для сиденья на 40—50 человек. Если зрителей оказывалось больше, то кинокартину приходилось смотреть стоя. Рабочие
Исторические науки
4 отделения Гогинского совхоза свидетельствовали, что они жили подобно «медведям в берлоге». Как только убрали хлеб на отделении все затихало и лишь только машины, вывозившие хлеб, разнообразили картину. На отделениях не бывало кино11. В Полоцком совхозе Кизильского района для восполнения нехватки зрительских мест на просмотр кинофильмов жители приносили стулья с собой12.
Помещения, предназначенные для кинопоказа, нередко использовали не по назначению. В Ки-зильском, Аргаяшском, Нязепетровском и других районах клубы занимали под различные хозяйственные нужды (засыпка зерна и овощей, общежития, столовая). На 2-м отделении совхоза «Победа» Кизильского района красный уголок был занят под курятник, а затем был занят под общежитие шоферов и позже освобожден, но в нем кроме 100 стульев и голых стен ничего не было13.
Нередко поступление фильмов с фильмобазы задерживалось, происходила замена одного фильма на другой. Главным образом, вместо новых фильмов демонстрировали старые. При случаях замены фильма происходили курьезные случаи. Так, в Красноармейском районе фильм «Лев Толстой» был заменен фильмом «Большой концерт», в то время как там проводился тематический вечер, посвященный 50-летию со дня смерти Л.Н. Толстого14.
Нередко поступление фильмов с фильмобазы задерживалось, происходила замена одного фильма на другой. Главным образом, вместо новых фильмов демонстрировали старые. При случаях замены фильма происходили курьезные случаи. Так, в Красноармейском районе фильм «Лев Толстой» был заменен фильмом «Большой концерт», в то время как там проводился тематический вечер, посвященный 50-летию со дня смерти Л. Н. Толстого14.
К недостаткам кинообслуживания в городах области относятся невысокое качество изображения, и звука, плохое состояние мебели. Помещения кинотеатра им. Пушкина в областном центре было изношено: в стенах было много щелей, летом в жаркие дни сильно накаливалась железная крыша, из-за чего в помещении становилось душно. Кроме того, в буфетах всех кинотеатров города Челябинска ассортимент продуктов и кондитерских изделий был бедным. Часто отсутствовала фруктовая и газированная вода, а при наличии их в буфете образовывались очереди из-за недостаточного количества обслуживающего персонала. Прилегающая к кинотеатрам территория, была недостаточно благоустроена: слабо освещена, загрязнена и не везде асфальтирована15.
Существенной сложностью для горожан в исследуемый период являлось приобретение билета. Современница событий из Челябинска сетовала: «...Придет человек с работы, где ему провести свободное время. Он хочет пойти в кинотеатр, но в большинстве случаев билетов достать невозможно. Вы скажете у нас предварительная продажа билетов, но ...предварительно билеты могут купить домохозяйки или, кто работает посменно, а те, кто работает в одну смену, никогда билетов не купят. Около остановки Пушкина молодой человек был пьяный, к нему подошел депутат и спросил: «что
тебя заставило выпить, если ты выпил, то должен пойти домой». Он говорит, что «пришел я в один кинотеатр, билетов нет, пришел во второй кинотеатр билетов нет, и так несколько кинотеатров обошел и не купил билета»16.
В большинстве городов и районов плохо было организовано кинообслуживание юных зрителей. Выполнение плана по области составляло лишь
95.3 %, по Саткинскому району — 78,1 %, по Катав-Ивановскому — 55,7 % по Верхнеуральску —
84.3 %, Златоусту — 69,7 %17. Даже в областном центре проблема обслуживания детей стояла достаточно остро. Детский кинотеатр «Октябрь» был очень плохо оборудован: не имел двора, куда могли бы выйти дети в ожидании кинопоказа.
Репертуар кинофильмов для детей был представлен, прежде всего, экранизацией сказок. В эти годы дети могли увидеть фильм «Марья-искусница» (1960), «Королевство кривых зеркал» (1963), «Мо-розко» (1965). Детские фильмы так же не были свободны от идеологического подтекста. Сатирическая комедия «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен» (1964), высмеивала бюрократическую показуху в пионерском лагере.
Ощутимому улучшению в области кинообслуживания способствовало включение работников культуры Челябинской области в социалистическое соревнование. Одним из таких мероприятий было соревнование в честь 40-ой годовщины Великой Октябрьской социалистической революции.
Значительная работа с кинозрителем проводилась в рамках этого мероприятия, главным образом, через актив киноорганизаторов, посредством коллективных просмотров фильмов. Для лучшего обслуживания зрителя, кроме организаторов, каждый работник кинотеатра имел закрепленный за ним участок: школы, заводы, шахты, где распространялся репертуарный план и содержание кинокартины18.
Рекламирование кинофильмов так же способствовало улучшению кинообслуживании. В городских кинотеатрах еженежельно оформлялась художественная реклама. Кроме того, каждый кинофильм до начала показа освещался театральной афишей, а также объявлениями по радио и через газеты. Перед каждым сеансом через микрофон, как в фойе, так и в зрительном зале объявлялось: какой фильм будет демонстрироваться на следующей неделе, а так же время его начала19.
Одной из важных форм пропаганды кино в изучаемый период были кинофестивали, приуроченные к значимым событиям в стране. В рамках фестивалей демонстрировались не только художественные, но и научно-популярные фильмы. В структуре научно-популярного фильма происходят изменения, связанные со стремлением показать роль человека в научном поиске, в познании окружающего мира — рождается своеобразный жанр научно-художественного фильма. Стремление к глубокому отражению современной жизни нашло выражение и в документальном кино.
В рамках фестиваля сельскохозяйственных фильмов 1956 года, сопряженному с решениями правительства по крутому подъему сельского хозяйства,
О. В. Ралкова
зрителям были продемонстрированы следующие научно-практические и документальные фильмы: «На центральном зооучастке», «Организующая роль МТС в кормопроизводстве», «Техника разведения сельскохозяйствнных животных» и др. В соответствии с приказом Министра культуры СССР № 803 от 3 декабря 1956 года научно-популярные и хроникально-документальные фильмы демонстрировались на профсоюзных киноустановках бесплатно20.
В 1957 году проводился фестиваль, приуроченный к 40-й годовщине революции. Репертуар фильмов был заранее оговорен и подчинен историко-революционной тематике. Традиционно в этом ряду занимают первое место фильмы о вожде революции Ленине. Но в центре внимания оказывается и молодежь, боровшаяся за власть Советов. Ведь коммунистическое воспитание трудящихся, и прежде всего, молодого поколения являлось важнейшей задачей Партии21. Именно молодому поколению были посвящены фильмы «Школа мужества» (1954), «Они были первыми» (1956); «Павел Корчагин» (1956).
В январе—марте 1958 года проходила зимняя спартакиада народов РСФСР, в связи с этим во всех городах и районных центрах были организованы тематические показы спортивных кинофильмов с краткими выступлениями ведущих спортсменов22. С 1 июля по 1 августа 1958 года кинофестиваль о Российской Федерации проводился, как большое культурно-массовое мероприятие23. Общий репертуар кинофильмов в целом заполнялся художественными картинами.
В 1960-е годы успешно развивался жанр комедии. В кинокомедиях — жанре, пользующемся неизменной любовью зрителей, действуют вполне узнаваемые герои. Это молодые рабочие, студенты, а также те, с кем они борются — чиновники, бюрократы, тунеядцы. Большой популярностью у зрителей пользовался фильм «Девчата» (1961), «Гусарская баллада» (1962), «Я шагаю по Москве» (1964).
Новой формой пропаганды для челябинцев и жителей области с конца 1950-х годов становится телевидение. В 1958 году в Челябинске начал работать телецентр. К 1960 году Челябинский телецентр строил свою программу исключительно на демонстрации фильмов (26 художественных фильмов в месяц и 4 детских). Телевизоры получили широкое распространение в Челябинской области: их насчитывалось в 1960 году около 50 тысяч. К1963 году каждый 8 житель области имел возможность регулярно смотреть телевидение24. Владельцы
телевизоров имели возможность смотреть новые кинофильмы раньше, чем они демонстрировались в кинотеатрах. В связи с этим часть зрителя перестала посещать кинотеатры и киноустановки. Областное отделение кинопроката получало в год 120 новых фильмов, а телецентр демонстрировал 360 фильмов. В сельской местности большинство фильмов лишь через 2—3 месяца попадали на киноустановки после демонстрации их по телевизору.
Таким образом, кинофикация являлась одной из форм идеологического воздействия на массы и развивалась в хрущевскую эпоху значительными темпами. Кино признавалось мощным идеологическим оружием. Производство и воспроизводство кинофильмов, находящееся под пристальным вниманием властей, претерпело значительные изменения и достигло высокого художественного уровня. Формами пропаганды кино в городах были стационарные кинотеатры, передвижные киноустановки, обслуживающие предприятия и окраины города. В сельской местности наиболее распространены сельские стационары: клубы, красные уголки, а также кинопередвижки. К началу 1960-х годов альтернативой кино становится телевидение.
Примечания
1. ОГАЧО. Ф. Р 220. Оп. 16. Д. 65. Л. 38.
2. Иванов В. Царь получился слишком прогрессивным. //Известия. 1994. 18 мая.
3. ОГАЧО. Ф.Р-1600. Оп. 1. Д.245. Л. 188.
4. ОГАЧО. Ф.Р-1600. Оп. 1. Д.398. Л.75.
5. ОГАЧО. Ф.Р-1600. Оп. 1. Д.245. Л.224.
6. ОГАЧО. Ф.Р-1600. Оп. 1. Д.398. Л.77.
7. ОГАЧО. Ф.Р-1600. Оп. 1. Д.245. Л.218.
8. Там же. Л. 219.
9. Там же. Л. 189.
10. ОГАЧО. Ф.Р-1600. Оп. 1. Д.245. Л. 190.
И. ОГАЧО. Ф.П-288. Оп. 20. Д. 140. Л. 65.
12. Личный архив автора. Интервью с З.П. Черневой, 1935 г. р.
13. ОГАЧО. Ф.П-288. Оп. 20. Д. 140. Л.69.
14. ОГАЧО. Ф.Р-1600. Оп. 1. Д.346. Л.7.
15. ОГАЧО. Ф.Р-220. Оп. 16. Д.65. Л.41.
16. ОГАЧО. Ф.Р-220. Оп. 18. Д. 1. Л.328.
17. ОГАЧО. Ф.Р-1600. Оп. 1. Д.245. Л.205.
18. ОГАЧО. Ф.Р-1600. Оп. 1. Д.270. Л. 199.
19. Там же. Л. 196.
20. ОГАЧО. Ф.Р-1600. Оп. 1. Д.246. Л.407.
21. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. Т. 9. М., 1986. С. 26.
22. Там же. Л. 307.
23. Там же. Л. 260.
24. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. Т. 9. М., 1986. С. 263.
Поступила в редакцию 9 февраля 2011 г.
РАЛКОВА Оксана Владимировна, в 2009 году окончила Южно-Уральский государственный университет по специальности «История», аспирант кафедры истории, Южно-Уральский государственный университет. Научные интересы: история повседневности, региональная история, история Урала.
E-mail: [email protected].
RALKOVA Oksana Vladimirovna in 2009 graduated from South Ural State University, major History. She is a post-graduate student of a History Faculty of South Ural State University. Research interests: daily occurrence history, regional history, history of Ural. E-mail: [email protected].