УДК 338.486
КИНОФЕСТИВАЛИ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ И ТУРИСТИЧЕСКОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ
РЕГИОНА
Головецкий Николай Яковлевич,
канд. экон. наук, профессор, профессор департамента корпоративных финансов и корпоративного управления, Финансовый университет при Правительстве РФ, г. Москва, E-mail: nikl957@mail.ru,
Туманов Арсений Игоревич,
аспирант, ФБУ «Государственный научно-исследовательский институт системного анализа Счетной палаты Российской Федерации», г. Москва, E-mail: tumanovarsenii@gmail.com
Данная статья посвящена теме кинофестивалей и их значению для развития туризма и культурно-образовательной инфраструктуры в субъектах Российской Федерации. Авторы рассматривают несколько примеров зарубежного событийного туризма и несколько смежных с кино мероприятий, проводимых в России. В статье приведен анализ некоторых существующих в разных регионах РФ кинофестивалей, их культурного и экономического значения, преимуществ и недостатков.
Авторы статьи заключают, что у кинофестивалей есть потенциал быть значимыми событиями не только для киноиндустрии, но и для общества в целом, ведь в рамках подобных событий можно проводить не только рекреационные мероприятия, но и обучающие, а также на базе кинофестивалей можно создавать целые общественные институции, служащие для совершенствования культурной инфраструктуры регионов.
Ключевые слова: киноиндустрия, кинофестивали, Красноярский край, культура, Сахалинская область, туризм, экономика социокультурной сферы
Кинофестивали - один из самых главных инструментов продвижения национального кинематографа. Популяризация российского кино через кинофестивали, поддержка и продвижение национальных кинофестивалей входят в задачи федеральных органов, занимающихся кинематографией, таких, например, как Министерство культуры РФ.
Кинофестивали - это не только важные мероприятия для киноиндустрии, где кинематографисты взаимодействуют друг с другом, с потенциальными инвесторами и дистрибьюторами, обсуждают актуальные проблемы кино, но и в целом важное событие для культуры страны, знакомящее зрителей с широким спектром кинопродукции, выходящей за пределы репертуара, демонстрирующегося в кинотеатрах. Для регионов, где проводятся кинофестивали, подобные киносмотры являются единственным шансом познакомиться на большом экране с авторским и классическим кино.
Кинофестивали имеют большое значение не только для продвижения киноиндустрии, просвещения населения, но и для туризма. Крупнейшие кинофестивали мира - Венецианский кинофестиваль, Каннский, Берлинский, кинофестиваль в Торонто, киносмотр Санденс - привлекают в города-организаторы значительный приток туристов, а также обеспечивают освещение местных достопримечательностей в мировых СМИ. Так кинофестивали становятся инструментом продвижения и кино, и места их проведения. Кинофестивали, таким образом, становятся элементом событийного туризма.
Событийный туризм является одним из подвидов культурного туризма. Он связан с посещением какого-то направления не ради его климатических особенностей, достопримечательностей или природы, а в связи с какими-либо событиями, которые в этом месте проходят. Такими событиями могут быть: национальные праздники, спортивные соревнования, модные показы, гастрономические, театральные, музыкальные фестивали, а также киносмотры [2].
Событийный туризм имеет ряд преимуществ. Например, он позволяет привлечь туристов в те места, которые обычно не являются популярным туристическим направлениям. Также событийный туризм может обеспечить приток туристов в то или иное место в нетуристические сезоны.
Одними из самых ярких примеров событийного туризма в мире является карнавал в Рио-де-Жанейро, стоимость билета на который составляет от 135 евро до 1,5 тысяч евро, а также немецкий Октоберфест, который ежегодно посещает около 6 млн человек. По статистике 2013 года, его посещаемость составила 6,5 млн человек из 80 разных стран, а доход от него измеряется в размере приблизительно 400 млн евро [Там же].
Впрочем, Рио-де-Жанейро и так является популярным туристическим направлениям, но, как было уже упомянуто, событийный туризм дает возможность проложить новые туристические маршруты.
Это, конечно, актуально для России, где туризм требует дальнейшего своего развития, а большое количество территорий, которые имеют туристический потенциал, лишены нужной для расширения индустрии туризма инфраструктуры.
В России уже есть примеры того, как неосвоенные с точки зрения туризма населенные пункты популяризируются, благодаря культурным мероприятиям.
Подобным примером может служить ежегодный фестиваль новой культуры «Арт-овраг», который проходит в моногороде Выкса. Этот фестиваль объединяет в себе разные формы современного искусства: выставки, инсталляции, перфомансы, театральные постановки. При этом главной задачей этого события организаторы называют создание новой культурной инфраструктуры в городе, славящимся, в первую очередь, своей металлургией. Для организации фестиваля привлекают местных жителей, и постепенно он действительно становится одним из самых знаковых событий не только жителей Выксы, но и туристов приезжающих туда со всей России. Население Выксы насчитывает 50 тысяч человек, а посетили фестиваль в 2016 году более 10 тысяч человек [4].
Стоит также упомянуть, что куратор «Арт-оврага» Антон Кочуркин уже отметился своей работой в регионах. Он также ответственен за фестиваль «Архстояние», начало которому было положено еще в 1980-е годы художником Николаем Поллиским и архитектором Василием Щетингиным, которые создали творческую артель в деревне Никола-Ленивец в Калужской области. Этот фестиваль со временем превратил деревню в один из туристических центров Подмосковья и стал значительным источником дохода для местных жителей [4].
Переходя к непосредственно кинофестивалям, наиболее популярными киносмотрами в РФ являются сочинский «Кинотавр» и Московский международный кинофестиваль.
Фестиваль «Кинотавр» является самым престижным кинофестивалем в России. В первую очередь, это событие для представителей киноиндустрии, параллельно с ним проходит кинорынок, где кинодистрибьюторы находят новые проекты и демонстрируют свои готовые пакеты хозяевам кинотеатров. «Кинотавр» является частью престижа города и на дни его проведения Сочи становится центром российской культурной жизни, что привлекает широкую аудиторию. Некоторые туристические фирмы предлагают клиентам специальные туры на «Кинотавр», включающие проживание, аккредитацию, которая позволяет попасть на закрытые показы и мероприятия в рамках фестиваля, и иногда перелет. В 2016 году, например, стоимость подобного тура на одного человека на неделю без перелета оставила 52-65 тысяч рублей в зависимости от отеля [5].
Московский международный кинофестиваль - это один из немногих российских киносмотров международного уровня, в конкурсе и жюри которого участвуют представители разных стран. ММКФ привлекает спонсоров и инвесторов со всего мира, и притягивает международную прессу.
Если для Москвы ММКФ является одним из тысячи культурных событий города, то с помощью «Кинотавра» Сочи преображается, и из курортного города на некоторое время превращается в культурный центр.
При этом Сочи все же является одним из главных туристических направлений в России, независимо от «Кинотавра», поэтому все-таки особенно интересны примеры кинофестивалей, проводящихся в других городах РФ, чтобы рассмотреть, как они видоизменяют места своего проведения.
В этой связи, прежде всего, интересен проходящий ежегодно на острове Сахалин кинофестиваль «Край света».
Сахалинская область является одним из самых привлекательных для инвестиций регионов, ведь он чрезвычайно богат природными ресурсами. В то же время он малонаселен, в регионе наблюдается отток кадров, особенно гуманитарных, поэтому создание на этой территории международного кинофестиваля дает положительный эффект для создания в регионе более благоприятного социально-культурного климата.
Главной задачей фестиваля в долгосрочном периоде, по словам организаторов, является создание развитой инфраструктуры, позволяющей местному населению, заинтересованному в гуманитарных областях реализовать себя. Поэтому в рамках фестиваля создаются воркшопы, лаборатории и мастерские не только по кино, но также и по урбанистике и фотографии [3, с. 9-10].
Большая часть подобных мастерских работает на территории области весь год. В 2017 году в рамках фестиваля запускался и журналистский воркшоп, студенты которого работали с историей области, а мастерская урбанистки предложила своим слушателям заняться историей Сахалинской области с целью создания внутри нее экскурсионных маршрутов. В 2018 году по результатам работы мастерских журналистики, фотографии и урбанистики в Музее книг А.П. Чехова «Остров Сахалин» будет проведена крупномасштабная мультимедийная выставка, и создан интерактивный путеводитель по острову [3, с. 10].
С организаторами фестиваля сотрудничают местные власти. В 2015 году, на церемонии закрытия фестиваля, губернатор Сахалинской области публично рассказал о создании Фонда поддержки Сахалинского кинематографа, цель которого - развитие местного кинопроизводства и организация съемок на территории Сахалина для кинематографистов России и всего мира.
Организаторы стараются сделать акцент на международном сотрудничестве. В качестве жюри, почетных гостей и преподавателей выступают кинотворцы международного уровня. Так, в 2013 году мастер-класс на фестивале провел один из самых титулованных кинооператоров мира Кристофер Дойл, а в разные годы в жюри заседали Цзя Чжанке, Лав Диас и Мохсен Махмальбаф [там же, с. 9].
При населении всей Сахалинской области в 487 344 человек, посещаемость фестиваля 2015 года составила 35 тысяч зафиксированных посещений [там же, с. 9].
Организаторы убеждены, что у Сахалина есть потенциал заинтересовать деятелей киноиндустрии таких соседних с островом стран, как Южная Корея, Япония и Китай, а «Край света» сможет послужить одним из инструментов создания инфраструктуры, позволяющей Сахалинской области стать съемочной площадкой международного уровня и выступить трендсеттером децентрализации Российского кинематографа.
Постепенно «Край света» вовлекает местное население в культурно-просветительскую работу, которая помогает не только создавать рабочие места для жителей региона с гуманитарным образованием, но и выстроить особенную для региона идентификацию, позволяющую впоследствии сделать Сахалинскую область привлекательной дестинацией для посетителей.
Международный канский видеофестиваль, проходящий в городе Канске Красноярского края, имеет схожие с «Краем света» задачи.
Канскому фестивалю еще не удалось привлечь такой интерес к событию со стороны местного населения и вовлечь его в работу над ним, как это получилось у «Края света». Во многом, это случилось потому, что концепция фестиваля менялась со временем, а изначально он замышлялся больше как выросшая из созвучия города Канска с французскими Каннами шутка, а не серьезное мероприятие.
Другой аспект, препятствующий взаимодействию местного населения с организаторами - это специфика фестиваля.
Смысловым центром его является конкурс короткометражных фильмов и видео-арта, большая часть которого слишком экспериментальна и авангардна для широкой аудитории.
Постепенно фестиваль начал разрастаться и теперь, помимо основной программы, в нем демонстрируется полнометражное кино вне конкурса. Тематика фестиваля расширена до современного искусства в целом, в любых его проявлениях, будь то скульптура, дизайн или музыка. Благодаря этому на улицах Канска, небольшого города с населением в 90 тысяч человек, появляются арт-объекты современного искусства, которые иногда стремятся облагородить этот непримечательный город, находящийся на грани запустения, а иногда и эпатирует, вызывая неоднозначную реакцию со стороны местного населения [3, с. 15].
С одной стороны, концепция видеофестиваля как мероприятия, где свои работы демонстрируют самые смелые и экстремальные дизайнеры, художники, писатели и музыканты, позволяет привлечь внимание со стороны СМИ, тем самым дав шанс городу попасть в федеральные медиа не только через рубрику «криминальная хроника». С другой - этот подход алиенизирует большую часть широкой аудитории и не дает мероприятию стать инклюзивным, рискуя так и остаться шуткой, понятной только членам арт-сообщества.
В целом, нельзя отрицать положительный эффект, который оказывает фестиваль на культурную жизнь не только города, но и всего Красноярского края. В рамках фестиваля четыре года работала творческая лаборатория для молодежи Сибири, Урала и Дальнего Востока «Сибирский видеокампус», студентам которой давался уникальный шанс работать с творческими людьми со всей России и Европы [3, с. 15].
Анализируя деятельность двух вышеперечисленных региональных фестивалей, нужно сказать, что одной из ощутимых помех в их деятельности является само восприятие этих фестивалей общественностью как событий для уже подготовленного зрителя. Например, организаторы «Края света» с самого начала своей деятельности старались сделать программу максимально доступной для понимания простому зрителю и ставили своей целью приглашать членов съемочной группы проектов-участников фестиваля, чтобы те могли напрямую общаться со всей аудиторией, тем самым налаживая контакт с ней.
Международный кинофестиваль «Меридианы Тихого» во Владивостоке старается смешивать форматы фестиваля авторского кино и светского события, куда приглашаются звезды кино и телевидения из Москвы. В жюри фестиваля попадают зарубежные кинематографисты, а программа фестиваля удачно сочетает мейнстримовое и авторское кино. Так фестивалю удается поддерживать свою популярность среди жителей Владивостока и ближайших населенных пунктов [там же, с. 17].
Неосведомленность населения - это одна из важнейших проблем для подобных мероприятий. Недостаток средств для продвижения события и отсутствие широкомасштабной рекламной кампании - это бич не только кинематографических фестивалей, но и многих других культурных мероприятий.
Для фестивалей того или иного вида искусства поиск спонсоров - это самая значимая часть процесса, и чаще всего большая часть бюджета организаторов уходит непосредственно на само проведение мероприятия, и бюджета на промоушн уже не хватает, если у подобных мероприятий нет поддержки государства, и при этом они не являются, например, фестивалями популярной музыки.
Так получается, что хоть «Кинотавр» и является самым известным и привлекательным для туристов кинофестивалем в России, в сравнении с «Краем света», Канским кинофестивалем и «Меридианами Тихого», он более закрыт для широкой аудитории. Ведь, помимо красной ковровой дорожки, и некоторых кинопоказов, к остальным мероприятиям в рамках кинофестиваля у широкой публики нет доступа.
При этом, конечно, «Кинотавр» со своей многолетней историей и репутацией светского события, несомненно, будет продолжать быть привлекательным для туристов, а следовательно, быть значительной частью событийного туризма в России, тогда как преимущества кинофестивалей меньшего масштаба будут не сразу видны публике. Большую роль они изначально будут играть именно для культурной жизни того региона, где они проводятся.
Пример «Края света» особенно показывает, как кинофестиваль может служить для облагораживания культурной инфраструктуры региона, повышения культурного уровня населения и обновления городской среды. Поэтому подобные начинания должны поощряться государством в виде субсидий, ведь с достаточным финансированием у подобных кинофестивалей будет больший стимул расширить свою программу и быть более открытыми для большего количества посетителей.
При этом окончание таких событий необязательно должно останавливать креативное и культурное оживление, которое они приносят. Как в случае с Николой-Ленивцем, который изначально был площадкой проведении фестиваля, а затем стал центром культурой и туристической жизни Калужской области, места проведения кинофестивалей сами могут быть самостоятельной институцией общественно-культурной жизни.
Авторы считают, что в данной статье новыми являются анализ и оценка кинофестивалей как потенциала быть значимыми событиями не только для киноиндустрии, но и для общества в целом, так как в рамках подобных событий можно проводить не только рекреационные мероприятия, но и обучающие.
Список литературы
1. Боярский А. Культурно-массовый доход // Коммерсант.т. - 2011. - 4 июля [Электронный ресурс]. URL: https://www.kommersant.ru/doc/1670049 (дата обращения: 10.09.2017).
2. Булганина С., Лопаткина Н. Событийный туризм: история и перспективы развития // Науковедение. - 2015. - №3 [Электронный ресурс]. URL: https://naukovedenie.ru/PDF/168EVN315.pdf (дата обращения: 10.09.2017).
3. Корецкий В., Шавловский К. Разноудаленное кино. «Край света» и еще 7 мест, где снимают, показывают и смотрят хорошие фильмы // КоммерсантЪ Weekend. - 2017. - №28. - C. 8-17.
4. Сохарева Т. Культура - это не десерт // Артгид. - 2017. - 26 июня [Электронный ресурс]. URL: http:// artguide.com/posts/1280 (дата обращения: 10.09.2017).
5. Тур-оператор Evroport. - 2016 [Электронный ресурс]. URL: http://evroport.ru/index.php?id=60499 (дата обращения: 10.09.2017).
FILM FESTIVAL AS A FACTOR OF DEVELOPMENT OF SOCIAL INFRASTRUCTURE AND TOURISTIC ATTRACTION OF THE REGION
Golovetsky Nikolai Yakovlevich,
Candidate of Economic Sciences, Professor, Professor of the Department of Corporate finance and corporate governance, E-mail: nikl957@mail.ru, Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow,
Tumanov Arseniy Igorevich,
graduate student, E-mail: tumanovarsenii@gmail.com, The Federal Budgetary Institution "State Research Institute of System Analysis of the Accounts Chamber of the Russian Federation", Moscow
This article is devoted to the theme of film festivals and their significance for the development of tourism and cultural and educational infrastructure in the subjects of the Russian Federation.
The authors consider several examples offoreign event tourism and several film-related events held in Russia. The article gives an analysis of some film festivals existing in different regions of the Russian Federation, their cultural and economic significance, advantages and disadvantages. The authors conclude that film festivals have the potential to be significant events not only for the film industry, but for the society as a whole, as in the framework of such events it is possible to hold not only recreational activities, but also training, and on the basis of film festivals it is possible to create whole public institutions , serving to improve the cultural infrastructure of the regions.
Keywords: film industry, film festivals, Krasnoyarsk region, culture, Sakhalin region, tourism, economy of socio-cultural sphere