ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ
Cinema and theatre in Uzbekistan at years of the Second world war
Ungboyeva B.
Кино и театр в Узбекистане в годы Второй мировой войны
Унгбоева Б. У.
Унгбоева Барно Урозовна / Ungboyeva Barno - старший научный сотрудник-соискатель, кафедра истории Узбекистана, исторический факультет, Национальный Университет Узбекистана им. М. Улугбека, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: статья о развитии кино и театра в Узбекистане в годы Второй мировой войны. Кинопромышленность развивалась в Узбекистане в советские годы. Появившееся в последние годы XIX века кино с тех пор и до сегодняшнего дня наряду с повышением духовности человечества применялось для воздействия на мышление и сознание человека или как оптимальное средство материального обогащения. Abstract: the article about development cinema and theatre in Uzbekistan at years of the Second world war. The First, cinema and theatre developed in Uzbekistan at soviet years. Come up for the last years of XIX age cinema thereafter and before present-day day alongside with increasing mankind was used for influence on thinking and consciousness of the person or as optimum facility of the material enrichment.
Ключевые слова: кино, искусство, проект, Узбекфильм, советская власть, фильм, кинопродукция, кинопроизводство, киностудия.
Keywords: cinema, art, project, Uzbek's film, soviet power, film, cinema product, cinema production, cinema studio.
В развитии культуры народов искусство, в том числе кино и театр, играет важную роль. Особенно, после установления советской власти, в Туркестанском крае, где долгое время проводилось насильственная политика, для внедрения, таких идеологических понятий как партийность и классовость, абсолютно противоречащих национальным традициям, в сознание населения, плодотворно использовались кино и театральное искусство.
Как отмечал Президент И. А. Каримов, «...Советское социалистическое государство было внедрено в нашу жизнь насильственно, со стороны. Форма и сущность этого государства были основаны на системе, не соответствующей духовным и психологическим ценностям нашего народа».
Общеизвестно, как протекали эти события в наших краях в 1920-1956 годах. Можно отметить, в Туркестане кино и искусство среди некоторых религиозных слоев назывались «шайтанскими снимками». Они считали, что эти «шайтанские снимки» противоречат шариату, и призывали людей не посещать киносеансы, так как это является непростительным смертным грехом.
Людей очень привлекало искусство, позже передвижное кино проникло даже в отдаленные села и аулы. Таким образом, популярность кино возрастала, и оно превратилось в наиболее любимый вид искусства. В созданных кинотеатрах начали демонстрировать фильмы, пропагандирующие советскую идеологию, ее преимущества. Женщины могли посещать кинотеатры бесплатно. Неуклонный рост количества зрителей дал толчок на открытие новых кинотеатров в Узбекистане. Таким образом, кинотеатры превратились в места отдыха людей.
В этот период над различными ролями работали актёры-любители, профессиональные актеры из соседних республик, затем прославившиеся как режиссёр, сценарист и оператор Наби Ганиев, Сулаймон Ходжаев, Эргаш Хамроев, Камиль Ярматов, Юлдаш Агзамов, Малик Каюмов и другие. Снятые ими фильмы и
сегодня вызывают живой интерес у зрителей.
В годы второй мировой войны кино и театральное искусство продолжали развиваться, деятели театрального и музыкального искусства Узбекистана вошли в ряды активных борцов с фашизмом.
В те годы в Узбекистане действовал 51 театр, в том числе, академический театр имени Хамзы (нынешний Узбекский национальный академический театр), Театр оперы и балета имени А. Навои, Театр музыкальной драмы имени Мукими, Русский драматический театр имени М. Горького и другие театры. На сценах этих театров были поставлены такие заслужившие овации зрителей спектакли, как «Смерть захватчикам» и «Офтобхон» К. Яшена, «Полет орла» И. Султана, «Муканна» Х. Алиджана, «Алишер Навои» Уйгуна и И. Султана и др. В целом, с июля 1941 года до 1944 года в театрах Узбекистана было инсценировано 203 новых постановки, 13568 спектаклей и концертов [1].
Несмотря на войну, многие деятели искусств, а именно, театральные коллективы Узбекистана, мастера искусств, активно участвовали в работе по военному шефству, посещали военные части, госпитали, производственные предприятия, дехканские хозяйства и своими выступлениями поднимали боевой дух солдат.
В годы войны работники искусства республики в составе более 30 бригад дали более 35 тысяч концертов на фронтах в действующих частях армии. В составе этих концертных бригад участвовали Тамарахоним, Халима Носирова, Сора Эшонтураева, Мукаррама Тургунбоева, Аброр Хидоятов, Олим Хужаев, Гавхар Рахимова, Мухиддин Кори Якубов, Карим Зокиров, Шукур Бурхонов и другие деятели узбекского искусства.
Основу музыкального искусства, кино и театрального искусства составляет патриотическая тематика. Патриотизм остается ведущей темой и в документальном, и в художественном киноискусстве. Работники узбекской кинематографии в годы войны создали цикл короткометражных фильмов - киноновеллы, кинорассказы, очерки, сатирические зарисовки, а также специальные фильмы для воюющих на фронтах -концерты - «Друзья на фронте», «Подарок Родины» и другие.
В Ташкентской студии занимались творческой деятельностью эвакуированные известные кинематографические деятели Я. Протазанов, Л. Д.Луков, Е. Габрилович, И. Е. Хейфиц, Н. А. Зархи и другие. Совместно с крупными узбекскими режиссёрами И. Агзамововым, Н. Ганиевым, К. Яраматовым, С. Мухамедовым они создали 10 звуковых художественных фильмов, которые вошли в золотой фонд кинематографии республики. Среди них завоевали наибольшую популярность такие фильмы, как «Сухе-Батор», «Два бойца», «Насреддин в Бухаре», «Тахир и Зухра» [2].
Так об этом пишет глава нашего государства И. Каримов в своей книге «Высокая духовность - непобедимая сила»: «Если взять к примеру наиболее массовый вид искусства - кино, то с удовлетворением можно отметить, в свое время у нас в этой сфере была создана своеобразная творческая школа».
По предложению и иницативе главы государства в одном из прекрасных уголков Ташкента на массиве Юнусбад, на берегу канала Бозсу был открыт мемориальный комплекс «Памяти жертв репрессий». Граждане республики были безгранично удовлетворены тем, что 12 мая в пятничный день 2000 года состоялась церемония открытия мемориала. Так, в 1937 году, времена страшных репрессий здесь, в местности, называемой «Алвасти куприк» («Бесовский мост»), в полночь сталинскими убийцами был расстрелян ряд борцов за свободу и счастье народа, лучшие представители культуры, литературы и искусства, их единомышленники.
Теперь здесь располагается место поклонения, пришедшие сюда люди, вспоминают предков, отдают им дань уважения. Теперь эта площадь стала для нас святой. С первых лет независимости глава нашего государства уделяет пристальное внимание возрождению наших национальных ценностей, уважения национальной истории, традиций, и инициатором этой работы является Президент нашей страны.
Как отмечал глава нашего государства И. Каримов: «Опора нашего народа -наследие наших предков это большая сокровищница. Мы должны ее рационально использовать. Мы должны быть преданными и достойными наставлениям предков» [3].
Действительно, сегодня мы не можем представить свою жизнь без мира кино. Ибо оно обладает силой воздействия на психологию человека, его духовность. Значит, в настоящее время велика потребность в кинофильмах, направленных на повышение духовности молодежи, призывающих ее к самоотверженности, служащих ей примером.
Подводя итог, можно сказать, наше кино и театральное искусство за прошедшие годы столкнулись с многочисленными испытаниями. Нашими выдающимися деятелями культуры сделано многое для сохранения культурных ценностей нашего народа в первозданном виде. Нужно отметить, что территория Узбекистана и Центральной Азии с 1860-х годов до 1991 года оставались колониями России. Оставленный этим периодом отрицательный след в духовности народов Центральной Азии можно говорить и снимать многое. И даже в такое проблемное время мы не утратили свою национальную гордость, наши узбекские ценности, духовность, культуру и искусство. Вековая мечта нашего народа - независимость всегда жила в наших сердцах.
Научное исследование истории узбекского кино и театра в период Второй мировой войны предполагает обратить внимание на следующий важный аспект: все сложные грани и проблемы нашли свое отображение в узбекском кино и театральном искусстве.
Ибо, в какое бы время ни создавались кино и театральное искусство, какой бы теме они ни были посвящены, они остаются летописью событий времен их создателей.
Литература
1. Тарих шохидлиги ва сабоклари. "Шарк" нашриёт - матбаа концерни бош тахририяти. Тошкент, 2001. 201 с.
2. Узбекистан совет мустамлакачилиги даврида. "Шарк" нашриёт - матбаа концерни бош тахририяти. Тошкент, 2000. 25 с.
3. Каримов И. А. Из выступления на двенадцатой сессии Верховного Совета Республики Узбекистан от 6 мая 1993 года, "Истиклол ва маънавият". Ташкент: Узбекистан, 1994. 82 с.
The position of women in Athenian democracy Pisarevskaya A. Положение женщины в Афинской демократии Писаревская А. А.
Писаревская Анна Альбертовна /Pisarevskaya Anna - студент, факультет свободных искусств и наук, Санкт-Петербургский государственный университет, г. Санкт-Петербург
Аннотация: в данной статье анализируется роль женщины в Афинском полюсе, а также рассказывается о ее правах и обязанностях в обществе.
Abstract: the article analyzes the role of woman in Athenian pole, and also tells about her rights and responsibilities in society.
Ключевые слова: роль женщины, гражданин, демократия, мужчина, семья. Keywords: role of woman, citizen, democracy, man, family.