Научная статья на тему 'Кинематика нагружающего устройства для встречного динамического нагружения'

Кинематика нагружающего устройства для встречного динамического нагружения Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
71
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Нива Поволжья
ВАК
Ключевые слова
ОБКАТКА / ИСПЫТАНИЕ / ПРИРАБОТКА / АГРЕГАТ / НАГРУЗКА / КРУТЯЩИЙ МОМЕНТ / ЗАТРАТЫ ЭНЕРГИИ / ВСТРЕЧНОЕ НАГРУЖЕНИЕ / НАГРУЖАТЕЛИ ИНЕРЦИОННЫЕ

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Власов Павел Андреевич

Рассмотрены способы обкатки и испытания деталей, узлов и агрегатов под нагрузкой при передаче через них требуемых крутящих моментов. Теоретически обоснован способ нагружения встречными крутящими моментами инерционными нагружателями, который на несколько порядков сокращает затраты энергии на привод испытательных стендов и упрощает их конструкции. Предложена кинематика нагружающего устройства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Кинематика нагружающего устройства для встречного динамического нагружения»

УДК 631.3.004.67

КИНЕМАТИКА НАГРУЖАЮЩЕГО УСТРОЙСТВА ДЛЯ ВСТРЕЧНОГО ДИНАМИЧЕСКОГО НАГРУЖЕНИЯ

П. А. Власов, доктор технических наук, профессор

ФГБОУ ВПО «Пензенская ГСХА», т. 8(8412)629-796

Рассмотрены способы обкатки и испытания деталей, узлов и агрегатов под нагрузкой при передаче через них требуемых крутящих моментов. Теоретически обоснован способ нагружения встречными крутящими моментами инерционными нагружателями, который на несколько порядков сокращает затраты энергии на привод испытательных стендов и упрощает их конструкции. Предложена кинематика нагружающего устройства.

Ключевые слова: обкатка, испытание, приработка, агрегат, нагрузка, крутящий момент, затраты энергии, встречное нагружение, нагружатели инерционные.

Обкатка и испытание сборочных единиц в машиностроении и при их ремонте -заключительные операции, выявляющие качество сборки и ремонта узлов и агрегатов технических систем (зубчатых передач, редукторов, муфт, карданных валов, валов и др.)

Обкатка и испытание должны проходить без нагрузки и под нагрузкой. При обкатке под назначенной нагрузкой в виде крутящих моментов происходит интенсив-

ная приработка подвижных сопряжений, представляющая собой процесс изменения физико-механических свойств поверхностей сопрягаемых деталей и достижения оптимальной шероховатости.

Обкатка и испытание элементов машин позволяют проверить надежность их работы с ее многообразием показателей как в условиях производства, так и в условиях эксплуатации, чтобы уменьшить число отказов при работе [1].

Нива Поволжья № 4 (21) ноябрь 2011 49

Схема нагружения

Особенно важное значение имеют обкатка и испытание с применением продолжительно действующей нагрузки, например крутящего момента, приближенного к условиям эксплуатации на данной машине.

В этом случае возникает проблемная ситуация - противоречие: когда обкатка и испытание под нагрузкой продолжительные, то произойдет нужная приработка, будет достигнута оптимальная шероховатость трущихся поверхностей - это хорошо; а плохо то, что возрастают энергетические затраты, т. е. приработка и испытания при изготовлении и ремонте становятся высокоэнергозатратными.

Известны нагружающие устройства, позволяющие проводить обкатку и испытания под нагрузкой с использованием замкнутого силового контура, в том числе и с использованием сил инерции для создания нагрузки в виде крутящего момента в замкнутом контуре [2-7].

Недостатки всех конструкций состоят в том, что применение их возможно только в замкнутом силовом контуре, а затраты энергии на привод остаются значительными. Кроме того в силовом контуре требуется установка как испытуемого элемента, так и технологического - такого же элемен-

та для выравнивания угловых скоростей в контуре, например, при испытании коробок передач, редукторов [8, 9].

Для устранения вышеперечисленных недостатков предложен способ нагружения [10, 11], но до настоящего времени технического решения на реализацию его нет.

В этой связи нами предлагается для нагружения использовать два инерционных нагружателя, один из которых устанавливается на входном, а второй на выходном валах испытуемого элемента [12, 13] и при вращении создают противоположно направленные крутящие моменты (рисунок).

На рисунке (поз. а) изображена схема первого нагружателя. Вал нагружателя 3 с жёстко установленным на нём роликом 5 вращается в опорах 4. К ролику 5 диаметрально противоположно прикреплены прямолинейные рычаги 6, на концах которых расположены шарниры поворота и скольжения 7. В средней части рычагов имеются шарниры поворота 8, которые соединяют рычаги 6 с криволинейными рычагами 9. Данные рычаги с помощью шарниров поворота 10 соединены с Г-образными рычагами 11, скользящими в шарнирах 7. На свободном конце 12 рычагов 11 закреплены грузы 13.

б

а

50

Технические науки

На рисунке (поз. б) представлена схема второго нагружателя, представляющего собой копию первого, повёрнутого относительно линии действия сил инерции грузов на 180°.

Испытуемый элемент устанавливается между нагружателями (на рисунке показан штрихпунктирной линией).

При испытании вал 3 первого нагружа-теля приводится во вращение от электромотора 1 через муфту 2. Вместе с валом вращаются ролик и присоединённые к нему рычаги 6, 9, 11 и грузы 13. Поскольку рычаги и грузы имеют определённую массу, то создаются центробежные силы инерции Ри, которые через Г-образные рычаги 11 и криволинейные рычаги 9 поворачивают концы рычагов 6 относительно вала 3 по часовой стрелке, создавая момент Мкр1.

При вращении вала 3' второго нагружателя происходит аналогичный процесс. Но поскольку рычаги и грузы повёрнуты на 180°, то создаваемые центробежные силы инерции поворачивают концы рычагов 6 относительно вала 3' против часовой стрелки, создавая крутящий момент Мкр2.

При равенстве масс деталей нагружа-телей моменты, создаваемые ими, будут одинаковыми, и находящийся между ними испытуемый элемент будет находиться под нагрузкой крутящего момента, равного сумме крутящих моментов от первого и второго нагружателей (Мкр = Мкр1 + Мкр2).

Мощность приводного электромотора составляет 3...5 % от мощности, передаваемой испытуемым агрегатом на реальной машине.

Экономия электроэнергии особенно значительна при испытании на ресурсные отказы, в результате которых испытуемый объект достигает предельного состояния [14, 15].

Литература

1. Решетов, Д. Н. Машины и стенды для испытания деталей / Д. Н. Решетов - М.: Машиностроение, 1979. - 376 с.

2. А. с. № 868407, С01М 13/02. Дифференциальный нагружатель / П. А. Власов. -Опубл. 30.09.81. Бюл. № 36.

3. А. с. № 1035448 А, С01М 13/02. Дифференциальный нагружатель для стендов замкнутого контура / Власов П. А. - Опубл. 15.08.83. Бюл. № 30.

4. А. с. № 1179125 А, С01М 13/02. Нагружатель для стендов замкнутого контура / Поветкин В. М., Китанин В. Ф., Власов П. А. -Опубл. 15.09.85. Бюл. № 34.

5. А. с. № 13003871 А1, С01М 13/02. Нагружатель / Власов П. А. - Опубл. 15.04.87. Бюл. № 14.

6. А. с. № 1656371 А1, С01М 13/02. Дифференциальный нагружатель / Власов П. А. -Опубл. 15.06.91. Бюл. № 22.

7. Пат. 1778603 РФ. Нагружатель для испытательных стендов / Власов П. А., Меньшов В. Г. - Опубл. 06.05.93. Бюл. № 10

8. Власов, П. А. Использование инерционных устройств при ремонте машин / П. А. Власов, В. А. Степанов. - М.: Агро-промиздат, 1987. - 102 с.

9. Власов, П. А. Повышение износостойкости деталей и узлов тракторов применением рациональных температур топливо-смазочных материалов: диссертация на соискание ученой степени д-ра техн. наук в виде научного доклада / П. А. Власов. -Саратов, 1994. - 63 с.

10. Пат. 2237235 РФ, Ри, С2 7С01М 13/02. Способ нагружения зубчатых передач, карданных валов и муфт на испытательных и обкаточных стендах / Власов П. А., Власов В. П., Меньшов В. Г. -Опубл. 27.09.2004. Бюл. № 27.

11. Пат. 70366 РФ, Ри, И1 С01М 13/02. Инерционный нагружатель / Власов П. А., Власов В. М., Захаров Ю. А. - Опубл. 20.01.2008. Бюл. № 21.

12. Власов, П. А. Стенд для обкатки и испытания карданных валов под нагрузкой / П. А. Власов // Сельский механизатор. -2010. - № 9. - С. 31.

13. Власов, П. А. Использование явления нагружения встречными моментами при испытании и обкатке агрегатов технических систем / П. А. Власов // Нива Поволжья. - 2010. - № 4. - С. 33-35.

14. Пат. 2134412 РФ, МПК7 С01М 13/02. Стенд для испытания карданных передач / А. М. Сигаев, А. Г. Пастухов, Г. П. Лопатин. - опубл. 10.08.99. Бюл. № 22.

15. Пат. 2205377 РФ, МПК7 С01М 13/02. Стенд для испытания карданных передач / А. Г. Пастухов, Е. П. Тимашов, А. И. Коше-лев. - опубл. 27.05.2003. Бюл. № 15.

Нива Поволжья № 4 (21) ноябрь 2011 51

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.