Научная статья на тему 'Киевский митрополит Иларион (1051-1054)'

Киевский митрополит Иларион (1051-1054) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2736
260
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИЕВСКАЯ РУСЬ / KIEVAN RUS' / МИТРОПОЛИТ КИЕВСКИЙ ИЛАРИОН / КИЕВСКАЯ МИТРОПОЛИЯ / ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЦЕРКВИ В XI В / "СЛОВО О ЗАКОНЕ И БЛАГОДАТИ" / "THE SERMON ON LAW AND GRACE" / THE METROPOLITAN OF KIEV HILARION / THE KIEV METROPOLITANATE / THE HISTORY OF THE RUSSIAN CHURCH IN THE 11TH CENTURY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Веретенников Макарий

В статье на основе анализа источников и историографии рассматриваются жизнь и письменные труды первого митрополита Киевского из русских Илариона. Автор уделяет внимание его биографии, обстоятельствам создания, содержанию и особенностям знаменитого «Слова о законе и благодати», в том числе указываются те или иные дискуссионные вопросы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METROPOLITAN HILARION OF KIEV (1051-1054)

The article deals with the life and the writings works of the first Russian Metropolitan of Kiev Hilarion based on the analysis of the historiography of the subject and of the other sources. The author pays attention to his biography and to his famous work “The Sermon on Law and Grace”, the circumstances of its creation, its contents and special features. The author also considers some debatable issues.

Текст научной работы на тему «Киевский митрополит Иларион (1051-1054)»

ВЕСТНИК Екатеринбургской духовной семинарии. Вып. 2(8). 2014, 102-119

ИССЛЕДОВАНИЯ

•ИСТОРИЯ ЦЕРКВИ И АРХЕОГРАФИЯ

Архимандрит Макарий (Веретенников) КИЕВСКИЙ МИТРОПОЛИТ ИЛАРИОН (1051-1054)

В статье на основе анализа источников и историографии рассматриваются жизнь и письменные труды первого митрополита Киевского из русских Илариона. Автор уделяет внимание его биографии, обстоятельствам создания, содержанию и особенностям знаменитого «Слова о законе и благодати», в том числе указываются те или иные дискуссионные вопросы.

Ключевые слова: Киевская Русь, митрополит Киевский Иларион, Киевская митрополия, история Русской Церкви в XI в., «Слово о законе и благодати».

В 1042 г. в Византии был венчан новый император Константин IX Мономах (1042-1055), который сразу проявил свои антирусские интересы. Поэтому русский воинский отряд, находившийся в Византии, присоединился к восставшим против императора. Затем летом — ранней осенью

1042 г. в Константинополе произошло столкновение на рынке, во время которого погиб знатный русский человек. «Столкновение с русскими в столице империи послужило... поводом к войне»1. В 1043 г. русские дру-

1 Литаврин Г. Г. Пселл о причинах последнего похода русских на Константинополь в

1043 г. // Византийский временник. М., 1967. Т. 27. С. 81.

102

© архимандрит Макарий (Веретенников), 2014

жины сделали последний в истории, причем неудачный, набег на Константинополь2. Однако конфликтная ситуация продолжалась недолго. «Конфликт с русскими был через три года урегулирован, дочь Константина Мономаха стала женой Всеволода Ярославича. Окончились миром и согласием и церковно-иерархические споры 1051 г. Русь стала снова дружественной страной, ее двор — родственным правящему императорскому дому»3. Историк В. Т. Пашуто пишет, что князь «Ярослав не отказался от мысли о полном подчинении Русской Церкви своей власти и в 1051 г. поставил митрополитом Илариона, который в свою очередь назначил русского епископа в тьмутаракань»4.

Под 1051 г. читаем в Лаврентьевской летописи о поставлении первого митрополита из русских — Илариона5: «В лето 6559 постави Ярослав Лариона митрополитомъ русина въ святеи Софьи собравъ

2 Неудачное сражение произошло 10, 17 или 24 июля 1043 года (Литаврин Г. Г. Еще раз о походе русских на Византию в июле 1043 г. // Византийский временник. М., 1969. Т. 29. С. 107).

3 Литаврин Г. Г. Пселл о причинах последнего похода русских на Константинополь... С. 85. См. также: Левченко М. В. Очерки по истории русско-византийских отношений. М., 1956. С. 396-399; Мошин В. Русские на Афоне и русско-византийские отношения в XI-XII вв. // Byzantinoslavica. Prague, 1947. Т. 9. №1. С. 74-75. От брака Всеволода Ярославича с дочерью Византийского императора Константина IX Мономаха — предположительно с Марией — родился князь Владимир Мономах (Донской Д. В. Рюриковичи. Исторический словарь. М., 2008. С. 213).

4 Пашуто В. Т. Внешняя политика Древней Руси. М., 1980. С. 80.

5 См. о нем: Филарет (Гумилевский), архиеп. Обзор русской духовной литературы. Изд. 3. СПб., 1884. С. 9-10; Срезневский И. И. Древние памятники русского письма и языка (X-XIV веков). Общее повременное обозрение. СПб., 1882. Стб. 18-19; Украшсью письменники. Бiо-бiблiографiчний словник. Т. 1: Давня украшська лггература (XI-XVIII ст. ст.). Кит, 1960. С. 65-68; Бантыш-Каменский Д. Н. Словарь достопамятных людей Русской земли. СПб., 2009. Т. 2. С. 48-49; Имшенин П. Высшая церковная иерархия в Древней Руси // ЖМП. 1948. №10. С. 68-69; Филарет (Гумилевский), архиеп. Историческое учение об отцах Церкви. М., 1996. С. 308-311; Давыдова С. А. Иларион // Литература Древней Руси. Биобиблиографический словарь. М., 1996. С. 80-82; Глухов А. Мудрые книжники Древней Руси. М., 1997. С. 44-54; Мильков В. В. Осмысление истории в Древней Руси. М., 1997. С. 99-116; Иоанн, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский. Пою Богу моему. Акафисты. Портреты русских архиереев. Дневниковые записи. СПб., 1998. С. 117-123; Кузьмин А. Г. Первый митрополит русин Иларион // Великие духовные пастыри России / под ред. проф. А. Ф. Киселева. М., 1999. С. 44-64; Пустарнаков В. Ф. Философская мысль в Древней Руси. М., 2005. С. 196-197; Громов М. Н. Образы философов в Древней Руси. М., 2010. С. 49-51.

епископы»6. Далее летопись сообщает о начале Печерского монастыря, и из этого сообщения мы узнаем: «Князю Ярославу любящю Берестовое и церковь ту сущюю святыхъ апостолъ и попы многы набдящю, в нихже бе презвутеръ именемъ Ларионъ мужъ благъ, книженъ и постникъ [и] хожаше с Берестоваго на Днепръ на холмъ <.> ту молитву творяше, бе бо ту лесъ великъ, ископа печерку малу двусажену и, приходя с Берестового отпеваше часы и моляшеся ту Богу втаине. Посем же Богъ вложи въ сердце и постави и митрополитомъ в святеи Софьи, а си печерка тако [ш]ста»7. Затем на Русь прибыл с Афона преподобный Антоний, который «поча ходити по дебремъ и по гора[мъ], ища где бы ему Богъ показал, и приде на холмъ, иде же бе Ларионъ ископалъ печерку и възлюби место се и вселися в не и нача молитися Богу со слезами, глаголя: Господи, утверди мя в месте семь и да будетъ на месте семь благословенье Святыя горы»8. В службе преподобному Антонию Печерскому^1073; пам. 2 сент.) говорится: «Святителя Илариона пещеру яко обрет, трудолюбне в ней пожил еси, преподобне, в молитвах и пощениих, дондеже иную пещеру себе соделал еси, в нейже сподобился еси горняго звания»9. Таким образом, данная пещера, как место подвигов, объединяет первого митрополита из русских и подвижника, положившего начало русскому монашеству.

На столпе в киевском Софийском соборе сохранилась такая надпись: «Месяца апреля в 9 день поставлен был владыка»10. Считается, что в ней говорится об интронизации первого Киевского митрополита из русских. В конце исповедания веры первосвятитель сообщил о себе: «Азъ милостию Человеколюбиваго Бога мнихъ и прозвитеръ Иларионъ изво-лениемь Его от богочестивыихъ епископъ священъ быхъ настолованъ въ

6 ПСРЛ. М., 1997. Т. 1. Стб. 155; ПСРЛ. М., 2000. Т. 15. Стб. 17.

7 ПСРЛ. М., 1997. Т. 1. Стб. 155 - 156.

8 Там же. Стб. 156-157; Абрамович Д. Киево-Печерьский патерик. Кшв, 1991. С. 17. В Степенной книге читаем об этом же: «По Феопенте же митрополит^ бысть съвЪтомъ самодръжца Ярослава епископи русьстии съшедшеся и разсудивше по священнымъ правиломъ божественыхъ апостолъ и святыхъ отецъ, поставиша на Русьскую митрополию свята мужа Илариона, иже ископа себъ пещеру, в неи же последи его вселися преподобныи Антонии Печерьскии» (Степенная книга царского родословия по древнейшим спискам. М., 2007. Т. 1. С. 382-383).

9 3 тропарь 7 песни канона на утрени // Минея июль. М., 2008. Ч. 1. С. 535.

10 Высоцкий С. А. Древнерусские надписи Софии Киевской Х1-Х1У вв. Киев, 1966. Вып. 1. С. 37.

велицемь и богохранимемь граде Кыеве, яко быти ми въ немь митрополиту, пастуху же и учителю. Быша же си в лето 6559 (1051), владычествующу благоверьному кагану Ярославу, сыну Владимирю. Аминь»11.

Можно предполагать, что будущий митрополит родился в начале XI века при князе Владимире, крестителе земли Русской. Его небесным покровителем мог быть преподобный Иларион Великий ^371-372; пам. 21 окт.). Он, несомненно, общался с теми, кто помнил Крещение Руси, среди них могли быть его родители. Немецкий исследователь Г. Под-скальски предполагает, что будущий митрополит «свою богословскую и ораторскую ученость приобрел, вероятно, в Византии (на Афоне или в Константинополе)»12. Другая точка зрения принадлежит отечественному исследователю: митрополит «Иларион получил образование дома, а не в Византии»13.

Перечисляя иерархов-пострижеников Киево-Печерского монастыря, епископ Симон Владимирский в послании иноку Поликарпу называет первого Ростовского святителя Леонтия и затем говорит: «Илариона же митрополита и сам чел еси в житии святого Антония, яко от того пострижен бысть и тако священьства сподоблен»14. Таким образом, постригал будущего митрополита преподобный Антоний.

Согласно 123 и 137 новеллам Византийского императора Юстиниана, содержащимся в Номоканоне, который был известен в то время на Руси, «избрание епископа предоставлялось клиру и наиболее видным гражданам»15. Деяние князя Ярослава и иерархов «опиралось на первоначальную санкционированную постановлениями Вселенских Соборов каноническую практику, живую еще в VI в. и частично продолжавшу-

11 Библиотека литературы Древней Руси. Т. 1: Х1-Х11 века. СПб., 1997. С. 60; РИБ. Т. 36: Памятники древнерусского канонического права. Петроград, 1920. Ч. 2. Вып. 1. С. 103.

12 Подскальски Г. Христианство и богословская литература в Киевской Руси (9881237 гг.). Изд. 2. СПб., 1996. С. 148. См. также: Поппэ А. Митрополиты Киевские и всея Руси (988-1305 гг.) // Щапов Я. Н. Государство и Церковь Древней Руси Х-ХШ вв. М., 1989. С. 193.

13 Овчинников Г. К. Иларион-русин — выдающийся мыслитель Древней Руси. Очерк жизни и творчества. М., 2001. С. 61.

14 Абрамович Д. Киево-Печерьский патерик. С. 102-103.

15 Поппэ А. Русско-византийские церковно-политические отношения в середине XI в. // История СССР. 1970. №3. С. 110. См. также: Соколов П. Русский архиерей из Византии и право его назначения до начала XV века. Киев, 1913. С. 46-47, 49-50.

юся, быть может, до IX в.»16. Тем не менее, при такой практике сохранялось верховенство Константинопольского патриарха, утверждение им рукополагаемого иерарха17. Поставление русского митрополита не имело автокефалистских устремлений. Об этом же говорит историк Церкви А. П. Доброклонский: «Но избирая его без ведома патриарха, ни Ярослав, ни епископы вовсе не хотели порвать связи с Константинопольской кафедрой и уничтожить существовавший прежде обычай поставления митрополитов. Поэтому-то мир между Константинополем и Киевом остался не нарушенным, патриарх согласился дать свое благословение Илариону, любезно прислал к нам певчих для обучения русских стройному церковному пению, и русские по смерти Илариона без возражений приняли пришедшего из Константинополя митрополита Ефрема»18.

В древних Прологах 26 ноября указана память освящения храма мученика Георгия «иже въ Киеве предъ враты святыя Софья»19. Данная литургическая особенность характерна для богослужебного Устава Великой Константинопольской церкви, которым руководствовалась Русская Церковь в то время. «В Византии было обыкновение, перешедшее и в нашу Церковь, праздновать ежегодно, в качестве храмового праздника, не день памяти святого или евангельского события, в честь которого посвящен храм, как это делается теперь, а в день освящения

16 Поппэ А. Русско-византийские церковно-политические отношения... С. 113. Позднее исследователь отметил, что в Византии в это время усилилось «стремление ограничить права патриарха, в частности, вернуться к избранию митрополитов местными синодами. В империи ромеев такое намерение не было популярно, но нашло действенную поддержку митрополии Руси и ее властелина Ярослава Мудрого (Поппэ А. Кто и когда строил каменную Софию в Киеве? // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. М., 2013. №2(52). С. 19).

17 Соколов И. И. Избрание архиереев в Византии 1Х-ХУ вв. // Избрание архиереев в Византии (Историко-правовой очерк). Избрание патриархов Александрийской Церкви в XVIII и XIX столетиях. СПб., 2004. С. 20.

18 Доброклонский А. П. Руководство по истории Русской Церкви. М., 1999. С. 30-31. «Нельзя сомневаться, что вступление Илариона в управление Церковью Русской сопровождалось устранением многих клириков времени Феопемпта и привлечением новых клириков того духа и направления, что был сам митрополит Иларион» (Присёлков М. Д. Очерки по церковно-политической истории Киевской Руси Х-ХП вв. СПб., 2003. С. 114).

19 Лосева О. В. Жития русских святых в составе древнерусских Прологов XII — первой трети XV веков. М., 2009. С. 325.

храма»20. Воздвигнув в честь своего небесного покровителя церковь, князь Ярослав «святи ю Лариономь митрополитомь месяца ноября в 26 день, и створи въ ней настолование новоставивымъ епископом. И за-поведа по всей Руси творити праздникъ святаго Георгия месяца ноября въ 26 день»21. Этот праздник сразу вносится в древние месяцесловы и становится общерусским22. Служба празднику «в ее оригинальной части может служить образцом раннего творчества по поводу, связанному с историей Руси»23. Позднее этот день получил именование Юрьева дня24.

Князь Владимир, учреждая церковные структуры, даровал Церкви десятину на ее содержание, узаконив это юридическим документом. «В середине XI в. появились или, вероятнее, получили значительное развитие и были зафиксированы в форме Устава Ярослава другие разделы этой конституции — государственная юрисдикция митрополита и епископов над массой населения Руси»25. Юридическая мысль на Руси развивалась, учитывая византийские и древнерусские правовые нормы. Все, «что в уставе Ярослава является чуждым и противоречащим византийским церковным канонам, совпадает с нормами древнерусского права, зафиксированными в Русской Правде»26. Наказание, согласно Уставу князя Ярослава, предполагало наложение штрафов вместо телесных наказаний, характерных для византийской практики. Юридический па-

20 Лисицын М., прот. Славяно-русский Типикон. СПб., 1911. С. 107.

21 Лосева О. В. Жития русских святых в составе Древнерусских Прологов. С. 327; Библиотека литературы Древней Руси. Т. 12: XVI век. СПб., 2003. С. 104; Хрущов И. П. О древнерусских исторических повестях и сказаниях. XI-XП столетие. Киев, 1878. С. 126-127. О храме мученика Георгия см.: Каргер М. К. Древний Киев. Очерки по истории материальной культуры древнерусского города. Т. 2: Памятники киевского зодчества X-XШ вв. М.; Л., 1961. С. 232-234; Жуковская Л. П. Двести списков XIV-XVП вв. небольшой статьи как лингвистический и исторический источник (статья Пролога о построении церкви во имя Георгия Ярославом Мудрым) // Исторические традиции духовной культуры народов СССР и современность. Сб. научн. тр. Киев, 1987. С. 40.

22 Лосева О. В. Русские месяцесловы XI-XVI веков. М., 2001. С. 96.

23 Спасский Ф. Г. Русское литургическое творчество. М., 220 08. С. 60.

24 Ко времени Юрьева дня заканчивались сельскохозяйственные работы, происходил расчет крестьян с землевладельцами, после чего они могли перейти к другому хозяину. О Юрьеве дне см. в законодательстве Московской Руси: Судебники XI-XVI веков. М.; Л., 1952. С. 27, 172.

25 Щапов Я. Н. Княжеские уставы и Церковь в Древней Руси XI-XIV вв. М., 1972. С. 303.

26 Там же. С. 303.

мятник начинается словами: «А се азъ, князь Великыи Ярослав, с(ы)нъ Володимеров, по данию о(т)ца своего сгадал27 есмь с митрополитом Ки-евскым и всея Руси Иларионом, сложихом греческыи Номоканон; еж(е) не подобает сих тяж судити кн(я)зю, ни бояром его, ни соуд(и)ям его, дал есмь митрополиту и еп(и)с(ко)пом»28. Церковному суду подлежали вопросы семейного права и нравственности. В конце Устава говорится, что в церковные дела не вступается ни князь, ни волостель. «Аще кто Оустав мои и оуставление мое порушит(ь), или с(ы)н(о)ве мои, или внуци мои, или правнуци мои, или от рода моего кто, или от рода бояр-скаго бояр моих, а ступят в соуд митрополии, что есмь дал митрополиту ц(е)рк(о)вныи суды, еп(и)с(ку)пом, по правилом с(вя)тых о(те)ць, су-дивше, казнит(и) по закону»29. Устав князя Ярослава, появившийся при тесном сотрудничестве с митрополитом Иларионом, явился «в основном кодексом брачного и семейного права»30.

Как отмечает исследователь архимандрит Геннадий, «особую ценность представляют изданные Горским в 1844 г. сочинения митрополита Киевского Илариона (XI в.). Именно Александру Васильевичу принадлежит честь первой публикации «Слова о законе и благодати» с «Похвалой кагану нашему Владимиру». Кроме того, здесь помещены еще два слова митрополита Илариона»31. Опубликованное им Слово является сводным текстом из четырех рукописей32. Замечательное творение книжника-митрополита в последующее время неоднократно публико-

27 Сгадати — сговориться, обдумать, осмыслить (Словарь русского языка XI-XVII вв. М., 2000. Вып. 23. С. 229).

28 Древнерусские княжеские уставы XI-XV вв. / изд. подг. Я. Н. Щапов. М., 1976. С. 86; Бенешевич В. Н. Сборник памятников по истории церковного права, преимущественно Русской Церкви до эпохи Петра Великого. Петроград, 1915. С. 78; Памятники русского права. Вып. 1: Памятники права Киевского государства X-XII вв. М., 1952. С. 259.

29 Древнерусские княжеские уставы XI-XV вв. С. 90.

30 Щапов Я. Н. Устав князя Ярослава и вопрос об отношении к византийскому наследию на Руси в середине XI в. // Византийский временник. М., 1971. Т. 31. С. 74. Подробнее об этом см.: Щапов Я. Н. Государство и Церковь Древней Руси X-XIII вв. С. 107-113.

31 Геннадий (Гоголев), архим. Великан учености. Жизнь и труды протоиерея Александра Васильевича Горского (1812-1875). М., 2004. С. 70. См.: [Горский А., прот.] Памятники духовной литературы времен Великого князя Ярослава I // Прибавления к творениям Святых Отцев в русском переводе. М., 1844. Ч. 2. С. 204-292.

32 Müller L. Neue Untersuchungen zum Text der Werke des Metropoliten Ilarion // Russia mediaevalis. München, 1975. T. 2. S. 3-4.

валось33, его изучали ученые различных специальностей34. Полное название творения: «О Законе, Моисеомъ данеемъ, и о Благодати и истине, Исусомъ Христомъ бывшии и како Законъ отиде, благодать же и истина всю землю исполни, и вера въ вся языкы простреся и до нашего языка рускаго, и похвала кагану нашему Влодимеру, от него же крещени бы-хомъ, и молитва къ Богу от всеа земля нашеа»35.

обратимся к содержанию знаменитого древнерусского памятника. В начале автор выражает благодарность Богу, даровавшему первоначально Моисеев Закон, а затем Евангелие для спасения рода человеческого. Затем, вочеловечившись, Иисус христос спас живых и умерших Своим сошествием во ад. Закон был призван оградить человечество от идолослужения. «Законъ бо предътеча бе и слуга благодети и истине, истина же и благодать слуга будущему веку, жизни нетленнеи»36. Проповедник торжественно говорит: «Ни къ неведущимъ бо пишемь, нъ

33 Поторжинский М., прот. История русской церковной проповеди в биографиях и образцах пастырей-проповедников с У IX-XIX вв. Изд. 2. Киев, 1891. С. 12-31; Памятники древнерусской церковно-учительной литературы / под ред. А. И. Пономарева. СПб., 1894. Вып. 1. С. 60-78; Elbe H. Die Handschrift С der Werke des Metropoliten Ila-rion // Russia mediaevalis. München, 1975. S. 120-161; Молдован А. М. «Слово о законе и благодати» Илариона. Киев, 1984; Красноречие Древней Руси (XI-XVII вв.). М., 1987. С. 42-57; Die Orthodoxe Kirche in Rußland. Dokumente ihrer Geschichte (860-1980). Göttingen, 1988. S. 82-91; Иларион, митр. Киевский. Слово о законе и благодати // Альманах библиофила. Вып. 26: Тысячелетие русской письменной культуры (988-1988). М., 1989. С. 154-226; Митрополит Иларион. «Слово о законе и благодати.» // Прометей. Т. 16: Тысячелетию русской книжности посвящается. М., 1990. С. 176-187; Древнерусские повести. Пермь, 1991. С. 48-63; Златоструй. Древняя Русь X-XIII веков. М., 1990. С. 106-125; На заставе богатырской М., 1993. С. 57-104.

34 Катаев Н. Очерк истории русской церковной проповеди. Одесса, 1874. С. 18-27; Голубинский Е. Е. История Русской Церкви. Изд. 2. М., 1901. Т. 1. Ч. 1. С. 841-846; Ис-трин В. М. Очерк истории древнерусской литературы домосковского периода (XI-XIII вв.). Петроград, 1922. С. 127-135; Порфирьев И. История русской словесности. Ч. 1: Древний период. Устная народная и книжная словесность до Петра В. Изд. 5. Казань, 1891. С. 365-371; Розов Н. Н. Иларион // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 1: (XI — первая половина XIV в.). Л., 1987. С. 198-24; Горский В. С. Философские идеи в культуре Киевской Руси XI — начала XII в. Киев, 1988. С. 140-147; Послания митрополита Никифора. М., 2000. С. 20-25; Вальденберг В. Древнерусские учения о пределах царской власти. М., 2006. С. 81-86; Литература Московской о до-московской Руси. Аналитическое пособие. М., 2008. С. 427-435.

35 Библиотека литературы Древней Руси. Т. 1: XI-XII века. С. 26.

36 Там же. С. 26 (далее цитаты из этого издания с указанием страницы сразу на строке).

преизлиха насыштьшемся сладости книжныа, не къ врагомъ Божиемь иноверныимъ, нъ самемъ сыномъ Его, не къ странныимъ, нъ къ на-следникомъ Небеснаго Царьства» (с. 28). Символами Закона и Благодати являются ветхозаветные жены: рабыня Агарь и свободная Сара. Преклонному в годах Аврааму явилась Святая Троица у Мамврийского дуба, на конец веков Господь явился, вочеловечившись, от Девы Марии. Рождение Исаака Сарою — это рождение сына, а не раба. С Рождением Христа явилась благодать «в Иорданьстеи реце», что явилось торжеством небесного и земного, «съвокупивъ въ едино ангелы и человеки» (с. 30). Как некогда Агарь была отвергнута, так и иудеи были расточены «по странам». «Отиде бо светъ луны, солнцю въсиавшу», иудеи имеют оправдание, а христиане — спасение (с. 30). «Тако иудеиство, аще прежде бе, нъ благодетию христиани больше быша» (с. 30). Закон прекратил свое действие, а вера христианская воспринята многими народами. Раньше поклонялись Богу только в Иерусалиме, теперь — по всей земле, и люди стали сынами Божиими (с. 32). «Единосущный» Сын явился людям, «не отлучивъся Отца», показавший на земле «Божьская и чело-вечьскаа» (с. 34), «яко человекъ повиться въ пелены, и яко Богъ вълхвы звездою ведяше» (с. 34). Автор приводит множество таких сравнений, показывающих одновременное действие во Христе человеческого и Божественного начала, а в конце говорит: «По истине, «кто Богъ вели, яко Богъ наш»! Тъ есть «Бог творяи чюдеса» (с. 36). Пришедший на землю Христос исполнил все пророчества о Нем, как о Мессии, совершил чудеса, но был распят. Поэтому автор говорит о судьбе жестоких виноградарей, которые затем сами были погублены. Христос прослезился о грядущей судьбе Иерусалима, что позднее сбылось в истории: «Пришедьше бо римляне, плениша Иерусалимъ и разбиша и до основания его» (с. 38). Оратор подчеркивает происшедшее неприятие Христова учения, и поэтому проповедь апостолов была направлена в научение всех языков: «Лепо бе благодати и истине на новы люди въсиати. Не въливають бо, по словеси Господню, вина новааго учениа благодеитна въ мехы ветхы» (с. 38).

Христова вера «по всеи земли простреся и до нашего языка ру-скааго доиде», и русские люди уже не являются идолослужителями, но христианами, созидают храмы Христовы и вместо идоложертвенной крови вкушают «Христовы Пречистыа Крове» (с. 38). Так святитель перешел к теме Русской земли, восприявшей спасительную благодать

веры Христовой. «И тако странни суще, людие Божии нарекохомся, и врази бывше, сынове Его прозвахомъся» (с. 40). Приводится множество примеров из Священного Писания, характеризующих Русскую землю, принявшую христианство: «По имени Твоему, Боже, тако и хвала Твоа на концих земля» (с. 42). Завершается данный перечень выписок из Священного Писания риторическим приемом, согласно которому Русская земля поставлена в одном ряду с другими странами, являющимися издревле христианскими: «Хвалитъ же похвальныими гласы Римьскаа страна Петра и Паула, имаже вероваша въ Исуса Христа, Сына Божиа; Асиа и Ефесъ, и Патмъ Иоанна Богословьца, Индиа Фому, Египет Марка. Вся страны и гради, и людие суть и славять коегождо ихъ учителя, иже научиша я православнеи вере. Похвалимъ же и мы, по силе нашеи, малыими похвалами великаа и дивнаа сътворшааго нашего учителя и наставника, великааго кагана нашея земли Володимера» (с. 42)37. Указав его родословные связи, автор, как глубоко верующий человек и одновременно горячий патриот земли Русской, продолжает: «Не въ худе бо и неведоме земли владычьствоваша, нъ въ Руське, яже ведома и слышима есть всеми четырьми конци земли» (с. 42, 44). Как, несомненно, заставший время крестителя земли Русской, святитель Иларион показывает его добродетели: «И тако ему въ дни свои живущю и землю свою пасущу правдою, мужьством же и съмысломъ, приде на нь посещение Вышняго, призре на нь Всемилостивое око Благаго Бога, и въсиа разумъ въ серд-ци его, яко разумети суету идольскыи льсти и възыскати Единаго Бога, сътворьшаго всю тварь видимую и невидимую» (с. 44). Прияв Крещение сам, князь повелевает затем креститься всем в Русской земле: «Капища разрушаахуся, и церкви поставляахуся, идоли съкрушаахуся, и иконы святыих являахуся, беси пробегааху, крестъ грады свящаше» (с. 44). Ие-

37 Этот риторический прием использован, например, в службе святителю Макарию (+1563; пам. 30 дек.), который был канонизован в 1988 году (см.: Седален по 3 песни канона на утрени // Минея дополнительная. М., 2005. Вып. 1. С. 153). «Известный еще с XI в. по «Слову о законе и благодати» риторический прием, распространенный и в гимнографии, когда та или иная страна прославляет своего подвижника и просветителя, использован в седальне чудотворцу, где называются святые, подвизавшиеся в разных местах, но при этом как-то связанные со святителем Макарием. Завершается седален обращением к иерарху: «Ты же от всех сих вкупе славословие приемлеши, Макарие чудне» (Макарий, архим. О службе митрополиту Московскому Макарию // Гимнология. Мат-лы Междунар. научн. конф. «Памяти протоиерея Димитрия Разумовского» (к 130-летию Московской консерватории) 3-8 сентября 1996. М., 2000. Кн. 1. С. 42).

рархия стала приносить Бескровную Жертву, стали воздвигаться храмы и монастыри, «черноризьци явишася. Мужи и жены, и малии, и ве-лиции, вси людие, исполнеши святыя церкви, въславиша, глаголюще: «Единъ святъ, единъ Господь, Исус Христос, въ славу Богу Отцу, аминь! Христос победи! Христос одоле! Христос въцарися! Христос просла-вися!» (с. 46). Л. Мюллер, знающий западную культурную традицию, определил, что фраза «Христос победи! Христос одоле! Христос въцарися! Христос прославися!» есть цитата из древней галликанской аккламации38. Исследователь полагает, что автор мог сопровождать Анну Ярославну39, невесту короля Генриха I, из Киева в Париж, где мог быть на богослужении. Здесь он заинтересовался чином западной Литургии. «одной из самых примечательных ее особенностей по сравнению с вос-точнохристианским чином были Laudes regiae, самой выразительной частью которых является формула-рефрен Chistus vincit, Chistus regnat, Chistus imperat. Было бы странно, если бы такой человек, как Иларион, не поинтересовался значением этой формулы, не залюбовался этим высказыванием и красотой его языкового обличья и не сделал ее собственным достоянием»40.

Проповедник прославляет князя Владимира, задавая различные вопросы: «Како разгореся въ любовь Христову?», «Како въниде въ тя страхъ Божии?». Князь противопоставляется видевшему Господа апостолу Фоме: «Ини, видевше Его, не вероваша; ты же, не видев Его, верова. Поистине бысть на тебе блаженьство Господа Исуса, реченое къ Фоме: ''Блажени не видевшее и веровавше''» (с. 46). Зная и помня князя Владимира, автор прославляет его милосердие к нищим, подчеркивая: «Твоя бо щедроты и милостыня и ныне въ человецехъ поминаемы суть, паче же пред Богомъ и ангеломъ Его» (С. 48). Еще большей заслугой князя является приведение к Богу не одного человека, а целого народа, «всю область сию» (с. 48). Это дает основание для сравнения: «Подобниче великаго Константина, равно-умне, равнохристолюбче, равночестителю служителемъ его!» (с. 48). Он с Никейскими отцами «закон человекомъ полагаше», а князь Владимир с

38 Мюллер Л. Понять Россию: историко-культурные исследования. М., 2000. С. 134.

39 См. о ней: Пушкарева Н. Л. Женщины Древней Руси. М., 1989. С. 23-25; Кулинич Д. Д. Анна Ярославна, королева Франции // Вопросы истории. М., 1967. №2. С. 217-218; Донской Д. В. Рюриковичи. Исторический словарь. С. 59-60.

40 Мюллер Л. Понять Россию: историко-культурные исследования. С. 138.

первыми русскими иерархами собирался, размышляя с ними, как у новопросвещенных людей «законъ уставити» (с. 48). Император Константин «съ материю своею Еленою Крестъ от Иерусалима принесъша и по всему миру своему. веру утвердиста, ты же с бабою твоею Ольгою принесъша кресть от новаго Иерусалима, Константина града, и сего по всей земли своеи поставиша, утвердиста веру» (с. 48). Свидетелем благочестия князя Владимира является Десятинный храм, воздвигнутый им, в котором почивает его тело в ожидании архангельской трубы.

Далее святитель переходит к освещению деятельности князя Ярослава Мудрого, в Крещении Георгия. Он продолжил дело князя Владимира, как Соломон продолжил дело царя Давида. Князь-сын воздвиг собор Премудрости Божией «на святость и освящение граду», который был также украшен «златомъ и сребромъ, и камением драгыим, и съсуды чест-ныими» (с. 50). Расширив град Киев, он вручил его заступничеству Пресвятой Девы, посвятив навратный храм «въ имя первааго Господьскааго праздника — святааго Благовещениа, да еже целование архангелъ дасть Девице, будетъ и граду сему. Къ Онои бо: «Радуися, обрадованаа! Господь с Тобою!», къ граду же: «Радуися, благоверныи граде! Господь с тобою» (с. 50). Идея устроения надвратного храма имеет глубокий смысл. «Над триумфальной аркой или другим архитектурно отмеченным входом возвышается православный храм, превращающий эту триумфальную арку или воротную башню в сооружение, передающее христианский смысл, транслирующее христианский смысл. торжественный въезд и вход в город. возвещает триумф христианства, свидетельствующий не только о земном величии, но и о величии небесном»41.

Проповедник, обращаясь к князю Владимиру, призывает его встать «от гроба», отряхнув сон, и посмотреть на сына Георгия, сноху Ирину, внуков и правнуков, славящих Христа: «Виждь же и градъ, величь-ствомъ сиающь, виждь церкви цветущи, виждь христианьство растущее, виждь, иконами святыихъ освещаемь и блистающеся, и тимианомъ обухаемъ, и хвалами Божественами и пении святыими оглашаемь. И си въся видевъ, возрадуися и похвали Благааго Бога, всемь симъ Строителя!» (с. 50)42. И далее автор прославляет князя Владимира, воскресив-

41 Седов В. В. Новый Иерусалим в надвратных храмах Византии и Древней Руси // Новые Иерусалимы. Иеротопия и иконография сакральных пространств. М., 2009. С. 572.

42 Таким же образом святитель Платон (Левшин), произнося 29 августа 1770 года про-

шего умершие души подданных от недуга идолослужения, славословит его добродетели по отношению к русским людям. Автор просит князя помолиться, чтобы Господь сохранил землю Русскую в мире, чтобы сын Георгий, пройдя земной путь, смог «стати с тобою непостыдно пред Престоломъ Вседръжителя Бога. приати от Него венець славы нетлен-ныа съ всеми праведныими, трудившиимися Его ради» (с. 52).

Похвала митрополита Илариона князю Владимиру использовалась в последующее время русскими и сербскими авторами для прославления государей. «Так что, подобно тому, как, по мысли Илариона, Русь его времени была известна во всех концах света, так и его замечательная речь — несомненно, гениальное ораторское произведение — привлекала своей содержательной и художественной значительностью весьма широкий круг читателей Средневековья и на протяжении весьма длительного времени»43. Исследователями были выявлены различные источники, использованные митрополитом Иларионом при написании Слова: слова прп. Ефрема Сирина на Преображение, 4-е огласительное слово свт. Кирилла Иерусалимского, Слова на праздник Воздвижения свт. Иоанна Златоустого, Толковая палея, Житие Константина Философа, Похвальное слово свв. Константину и Мефодию, Большой апологе-тик Византийского патриарха Никифора I Исповедника, и др.44

После Слова следует молитва, в которой имеется обращение к Господу не отвергнуть «новокупленых» рабов и милостивно избавить от всякия напасти, «да не отпадут от веры нетвердии верою, мало показни, а много помилуи» (с. 56). В 1555 г., когда в Казань из Москвы направ-

поведь в Петропавловском соборе по случаю победы русского флота над турецким в Чесменском бою, обратился к почившему императору Петру (+1725): «Восстань и насладись плодами трудов твоих. Флот, тобою устроенный, уже не на море Балтийском, не на море Черном, не на океане Северном. Но где? Он — на море Медитерранском, в странах восточных, близ стен Константинопольских» (Анисов Л. Отец московского духовенства. Жизнеописание митрополита Московского и Коломенского Платона (Лев-шина). Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2009. С. 88).

43 Литература Московской и домосковской Руси. Аналитическое пособие. М., 2008. С. 435.

44 Молдован А. М., Юрченко А. И. «Слово о законе и благодати» Илариона и «Большой апологетик» патриарха Никифора // Герменевтика древнерусской литературы. Сб. 1. XI-XVI вв. М., 1989. С. 5-18. См. также: Розов Н. Н. Из истории русско-чешских литературных связей древнейшего периода // ТОДРЛ. Т. 23: Литературные связи древних славян. Л., 1968. Т. С. 71-85.

лялся первый Казанский святитель Гурий (+1563; пам. 5 дек.), ему предписывалось творить по пути везде молебны, кропить все святой водой и молитву «глаголати творение митрополита Илариона Руского за царя и за все Православие»45.

После молитвы следует Исповедание веры (с. 56-60) и ставлен-ническая запись митрополита Илариона. «Памятником торжества посвящения Илариона есть превосходное исповедание веры Илариона, читанное на Соборе пред поставлением, как первый опыт собственно русского догматического изложения веры»46. Символ веры митрополита Илариона близок к Символу веры Михаила Синкелла, встречающемуся в летописи, «как по структуре, так и по многим выражениям»47.

В надписании к Слову назван его автор — митрополит Иларион. Следовательно, время его произнесения — между 1051 и 1054 годами, однако исследователи датируют его более ранним временем. И. П. Еремин датирует Слово периодом между 1037 (начало строительства Благовещенского храма) и 1050 (кончина супруги князя Ярослава — Ирины) годами48. Тщательнее этот вопрос изучил А. Н. Ужанков, который датирует произнесение Слова праздником Благовещения в 1038 г., накануне праздника Пасхи. Этим, по его мнению, объясняется благове-щенско-пасхальная тематика Слова. К этому времени было завершено строительство крепостных стен вокруг Киева и надвратного Благовещенского храма в Киеве, что явилось поводом для произнесения Слова. Данное торжество, считает исследователь, усиливали юбилеи и важные события того времени: в 1038 г. было 50-летие Крещения Руси, 60-летие Великого князя Ярослава Мудрого, открытие им самостоятельной митрополии в Киеве, 500-летие Софийского собора в Константинополе

45 Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографическою экспедициею. Т. 1: 1294-1598. СПб., 1836. С. 258.

46 Малышевский И. Киевские церковные Соборы // ТКДА. Киев, 1884. №12. С. 495. См. также: Макарий, митрополит Московский и Коломенский. История Русской Церкви. М., 1995. Кн. 2. С. 178.

47 Щапов Я. Н. «Написание о правой вере» Михаила Синкелла в Изборнике 1073 г. и древнеславянской Кормчей ефремовской редакции // Изборник Святослава 1073 г. Сб. ст. М., 1977. С. 333.

48 Еремин И. П. Лекции и статьи по истории древней русской литературы. Изд. 2. Л., 1987. С. 81. См. также: Лихачев Д. С. Великое наследие. Классические произведения литературы Древней Руси. М., 1980. С. 39.

(537+500 = 1037!)49, которые, как видим, имеют достаточно надуманный характер50. Г. Подскальски датирует Слово 1049-1050 гг.51 В таком случае становится понятной латинская вставка в Слове, появившаяся после путешествия автора во Францию, при сопровождении Анны Ярославны, невесты французского короля Генриха52. Имеющееся в Слове обращение к князю Владимиру позволяет говорить, что Слово было произнесено в Десятинном храме, где он был погребен, перед широкой аудиторией, а не в маленьком надвратном храме53.

Протоиерей Александр Горский издал также «Слово святаго Илариона, митрополита Киевскаго»54. В нем христианин призывается к добродетельной жизни для восприятия вечной жизни. Данное поучение встречается уже в Прологе XIII века55. Митрополиту Илариону принадлежит послание «К старейшему ми брату-столпнику», в котором говорится о монашеской жизни, о взаимоотношении монахов и мира. Иноческое житие есть наиболее совершенное проявление христианской веры: «не участвовать в мирских трапезах, не стремиться к достижению

49 Ужанков А. Н. Когда и где было прочитано Иларионом «Слово о законе и благодати» // Герменевтика древнерусской литературы. М., 1994. Сб. 7. Ч. 1. С. 86. Позднее автор развил свои утверждения (Ужанков А. Н. Проблемы историографии и текстологии древнерусских памятников XI-XIII веков. М., 2009. С. 11-94). См. также: Симонов Р. А. Математическая и календарно-астрономическая мысль Древней Руси (по данным средневековой книжной культуры). М., 2007. С. 196.

50 Крещение Руси традиционно связывается с 1 августа, открытие византийской митрополии в Киеве произошло не в истории, а на страницах трудов М. Д. Присёлко-ва, 500-летие Софийского собора в Константинополе было годом раньше и, думается, прошло без особых торжеств в Киеве. О 60-летии князя Ярослава говорит исследователь, а не автор Слова.

51 Подскальски Г. Христианство и богословская литература в Киевской Руси. С. 150. См. также: Турилов А. А., Э. П. Р. Иларион (t ок. 1054/55?) // ПЭ. Т. 22. М., 2009. С. 123.

52 Поппэ А. Митрополиты Киевские и всея Руси (988-1305 гг.). С. 193; Döpmann H. Die Russische Orthodoxe Kirche in Geschichte und Gegenwart. Berlin, 1977. S. 16.

53 Макарий, митрополит Московский и Коломенский. История Русской Церкви. М., 1995. Кн. 2. С. 75.

54 [Горский А., прот.] Памятники духовной литературы времен Великого князя Ярослава I. Ч. 2. С. 293-299. Е. Е. Голубинский сомневается в его принадлежности митрополиту Илариону, поскольку Слово «не дает видеть в своем авторе того блестящего оратора, каким был митр. Иларион» (Голубинский Е. Е. История Русской Церкви. Изд. 2. М., 1901. Т. 1. Ч. 1. С. 821).

55 Турилов А. А., Э. П. Р. Иларион (t ок. 1054/55?). С. 125.

монастырских должностей и церковных отличий, не искать милости от светских властей, питаться прежде всего делом рук своих, а не рассчитывать на милостыню от сильных мира сего и богомольцев»56. А. И. Су-лакадзев, известный своими подделками в XIX в. древних рукописей, приписывал митрополиту Илариону «Вселетник»57.

20 февраля 1054 г., в ночь с субботы на воскресенье (Неделя Православия) почил князь Ярослав Мудрый и был погребен в воздвигнутом им Софийском соборе58. При этом ничего не говорится об участии в его погребении Предстоятеля Русской Церкви. Поэтому можно предположить, что первый Киевский митрополит из русских к этому времени отошел от кормила управления Русской Церковью59. В житии преподобного Феодосия (+1073; пам. 3 мая) говорится о старце-книжнике Ила-рионе, который был «книгам хитр писати, и съей по вся дьни и нощи писаше книгы в келии блаженнаго отца нашего Феодосия»60. Предполагается, что это был митрополит Иларион, который занялся здесь книжно-просветительской деятельностью. «Он был живым связующим звеном между книжниками Ярославовой библиотеки, переводившими довольно широкий по тематике круг произведений, и книжниками Ки-ево-Печерского монастыря — первыми русскими историографами»61. Текстологическое изучение и сравнение «Слова о законе и благодати» с повествованием Повести временных лет о Крещении Руси показывает их близость и, следовательно, участие святителя в начальном летописа-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

56 Турилов А. А., Э. П. Р. Иларион (+ ок. 1054/55?). С. 125.

57 Сперанский М. Н. Русские подделки рукописей в начале XIX века // Проблемы источниковедения. М., 1956. Вып. 5. С. 72, 92.

58 Рыбаков Б. А. Из истории культуры Древней Руси. Исследования и заметки. М., 1984. С. 49, 59-64; ПСРЛ. М., 1997. Т. 1. Стб. 161-162.

59 По мнению М. Д. Присёлкова, митрополит Иларион, отойдя от митрополичьих обязанностей, принял схиму с именем Никон и подвизался затем в Печерском монастыре, «став опять пресвитером» (!) (Присёлков М. Д. Нестор Летописец. СПб., 2009. С. 49. См. также: Он же. Очерки по церковно-политической истории Киевской Руси Х-ХП вв. С. 104-105), что, без сомнения, является недоразумением (Поппэ А. Русско-византийские церковно-политические отношения. С. 122; Розов Н. Н. К вопросу об участии Илариона в начальном летописании // Летописи и хроники. Сб. ст. 1973 г. Посвящен памяти Арсения Николаевича Насонова. М., 1974. С. 36).

60 Абрамович Д. Киево-Печерський патерик. С. 49.

61 Розов Н. Н. К вопросу об участии Илариона в начальном летописании. С. 36.

нии на Руси62. Несколько иначе представляет ситуацию Л. Мюллер, он говорит, что Повесть создавалась позднее и испытала влияние творения митрополита Илариона. Кроме того, у древней летописи и Слова есть общие источники63.

В одном агиографическом сборнике XVIII века о нем говорится следующее: «Преставися в лето 6579 (1071) и положен бысть в Печер-ском монастыре, и крайния ради его добродетели бысть свят и чудотворец предивен. Сей святой Иларион митрополит первее начат копа-ти пещеру»64. В службе преподобным отцам Печерским и всем святым, в Малой России просиявшим, говорится: «Михаиле, Иларионе... Бога нам умилостивите»65. В службе всем святым, в земли Российстей просиявшим, в литийном прошении называется имя «Илариона, митрополита Киевскаго и всея Руси (+ ок. 1053)»66.

После удаления митрополита Илариона на покой восстановился прежний порядок посвящения русских Предстоятелей византийскими патриархами в Константинополе. Иларион был избран Собором русских епископов в 1051 г. и посвящен в митрополиты Русской Церкви в киевском Софийском кафедральном соборе. Его поставление не было согласовано с Константинопольским патриархом, и мы не знаем его реакцию на данное деяние, однако при этом не подвергалось сомнению каноническое подчинение Киевской митрополии Константинопольской Церкви. Это был достойный первосвятитель Русской Церкви, аскет-подвижник, знаток Священного Писания, блестящий богослов и проповедник. Его высокий духовный уровень нашел отражение в «Слове о законе и благодати», раннем памятнике богословской мысли на Руси, который позволяет думать, что митрополит Иларион получил образование в Византии67; около 1048 г., сопровождая дочь князя Ярослава, был в составе

62 Розов Н. Н. К вопросу об участии Илариона в начальном летописании. С. 34-35; Лихачев Д. С. Русские летописи и их культурно-историческое значение. М.; Л., 1947. С. 71-93.

63 Мюллер Л. Понять Россию: историко-культурные исследования. С. 148, 158.

64 Барсуков Н. Источники русской агиографии. СПб., 1882. Стб. 217. Святитель Филарет говорит, что митрополит Иларион почил в 1067 году (Филарет (Гумилевский), ар-хиеп. Историческое учение об отцах Церкви. М., 1996. С. 309).

65 1 тропарь 9 песни канона на утрени // Минея февраль. М., 2007. С. 762.

66 Минея май. М., 2008. Ч. 3. С. 356.

67 Е. Е. Голубинский считает, что святитель Иларион был боярином и его обучал преподаватель соответствующего уровня (Голубинский Е. Е. История Русской Церкви.

посольства к французскому королевскому двору, где имел возможность познакомиться с Западной Европой. Историк Е. Е. Голубинский характеризует главное творение митрополита Илариона: «Слово Илариона есть самое блестящее ораторское произведение, самая знаменитая и безукоризненная речь»68. Приведем еще одну характеристику замечательного памятника древнерусской литературы: «Это выдающийся памятник искусства слова, свидетельствующий как о большом мастерстве его создателя, так и о высоком уровне речевой культуры Руси в ту эпоху, когда произведение было написано»69.

Изд. 2. М., 1901. Т. 1. Ч. 1. С. 706).

68 Голубинский Е. Е. История Русской Церкви. Изд. 2. М., 1901. Т. 1. Ч. 1. С. 706.

69 Мещерский Н. А. К изучению языка «Слова о законе и благодати» // ТОДРЛ. Т. 30: Историческое повествование Древней Руси. Л., 1976. С. 231.

Archimandrite Makary (Veretennikov) METROPOLITAN HILARION OF KIEV (1051-1054)

The article deals with the life and the writings works of the first Russian Metropolitan of Kiev Hilarion based on the analysis of the historiography of the subject and of the other sources. The author pays attention to his biography and to his famous work "The Sermon on Law and Grace", the circumstances of its creation, its contents and special features. The author also considers some debatable issues.

Keywords: Kievan Rus', the Metropolitan of Kiev Hilarion, the Kiev met-ropolitanate, the history of the Russian Church in the 11th century, "The Sermon on Law and Grace".

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.