— ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ —
Научная статья
https://doi.org/10.24412/2220-2404-2024-12-7 УДК 336.711
КИБЕРПРЕСТУПНОСТЬ В БАНКОВСКОЙ СФЕРЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Долотова Н.П.
Тамбовский государственный технический университет
Аннотация. В статье рассмотрены теоретические вопросы формирования кибермошен-ничества в банковской сфере: сущность, классификация и основные виды киберпреступлений. Проанализированы инциденты нарушения информационной безопасности при осуществлении банковских операций и методы противодействия им. Кибермошенничество в банковской сфере достаточно сложное и многоаспектное понятие, которое набирает обороты особенно сегодня и представляет собой использование различных технологий и методов для совершения незаконных действий с целью получения доступа к финансовым средствам, данным или другим активам клиентов и банков. Основной целью написания статьи является выявление основных проблем и описание мер по повышению эффективности методов противодействия киберпреступ-лениям в банковской сфере. В соответствии с целью, поставлены следующие задачи: изучить сущность кибермошенничества в банковской сфере, выявить основные проблемы обеспечения кибербезопасности в банковской сфере, изучить меры по повышению эффективности методов противодействия киберпреступлениям в банковской сфере, изучить меры по повышению эффективности методов противодействия киберпреступлениям в банковской сфере.
Ключевые слова: банк, кибермошенничество, кибербезопасность, кибератака, цифрови-зация, онлайн-банкинг, банковская система, информационные системы.
CYBERCRIME IN THE BANKING SECTOR IN THE RUSSIAN FEDERATION
Natalia P. Dolotova
Tambov State Technical University
Abstract. The article discusses the theoretical issues of the formation of cybercrime in the banking sector: the essence, classification and main types of cybercrime. The incidents of information security violations during banking operations and methods of countering them are analyzed. Cyber fraud in the banking sector is a rather complex and multidimensional concept that is gaining momentum especially today and represents the use of various technologies and methods to commit illegal actions in order to gain access to financial funds, data or other assets of customers and banks. The main purpose of this article is to identify the main problems and describe measures to improve the effectiveness of methods of countering cybercrime in the banking sector. In accordance with the goal, the following tasks are set: to study the essence of cyberbullying in the banking sector, to identify the main problems of ensuring cybersecurity in the banking sector, to study measures to improve the effectiveness of methods of countering cybercrime in the banking sector, to study measures to improve the effectiveness of methods of countering cybercrime in the banking sector.
Keywords: banking, cyberbullying, cybersecurity, cyberattack, digitalization, online banking, banking system, information systems.
Введение.
Кибермошенничество в банковской сфере представляет собой использование различных технологий и методов для совершения незаконных действий с целью получения доступа к финансовым средствам, данным или другим активам клиентов и банков
Киберпреступность - это одно из основных направлений преступности, которое набирает огромные обороты. Преимущественный рост киберпреступлений наблюдается в двадцать первом веке вместе с повсеместным внедрением компьютерных технологий в жизнь общества.
Для понимания проблем, которые снижают уровень кибербезопасности в банковской сфере, и для выявления направлений совершенствования мер противодействия киберпреступности в банковской сфере следует проанализировать современное состояние киберпреступности в банковской сфере: инциденты нарушения информационной безопасности при осуществлении банковских операций и методы противодействия им, рассмотреть современные мошеннические практики, используемые в банковской сфере.
Обсуждение.
Обеспечение кибербезопасности в банковской сфере требует комплексного подхода. Необхо-
— ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ —
димость постоянного мониторинга и адаптации к новым угрозам, развитие быстрого реагирования, систематизация и создание стандартов обеспечения безопасности, постоянное обновление шифрования.
Рассмотрим динамику инцидентов нарушения информационной безопасности при осуществлении банковских операций в России за период с 2019 по 2023 год. Целью проведения анализа является выявление тенденций, оценка влияния различных форм противодействия киберпре-ступности в банковской сфере. Особое внимание при этом будет уделено анализу операций без согласия клиентов, доле социальной инженерии
Операции без согласия клиентов (ОБС):
в данных операциях, доле возмещенных средств, каналам осуществления мошеннических практик, видам и векторам современных мошеннических практик. Реализация рисков и их влияние на финансовые процессы позволяют оценить эффективность банковского киберпро-странства [1].
Результаты.
В таблице 1 представлена информация об общей картине операции без согласия клиентов за период с 2020 по 2023 годы. Источником послужила информация, размещенная на официальном сайте ЦБ РФ.
Таблица 1
картина за период с 2019 по 2023 год [2]
Год Квартал Количество операций без согласия клиентов, ед. Объем операций без согласия клиентов, тыс. рублей Доля социальной инженерии, % Доля возмещенных средств (от объема), %
2020 1 квартал 169501 1830299,50 64,0 11,3
2 квартал 192636 2177427,51 68,6 12,8
3 квартал 182954 2716549,83 63,8 13,1
2021 1 квартал 237737 2873356,49 56,2 7,3
2 квартал 236971 3013664,38 47,0 7,4
3 квартал 256198 3206473,23 41,0 7,7
2022 1 квартал 258097 3294160,94 52,5 6,2
2 квартал 211263 2848614,92 44,8 5,0
3 квартал 229757 3973456,54 54,1 3,4
2023 1 квартал 252111 4549282,42 50,5 4,3
2 квартал 279706 3622543,21 46,5 4,5
3 квартал 288784 3591091,15 31,6 5,5
Более наглядно отразим информацию из табли- без согласия клиентов за период с 2020 по 2023
цы 1, касательно количества и объема операций год в виде диаграммы на рисунке 1.
Н Количество ОБС,ед. ВОбъем ОБС,тыс. рублей
Рисунок 1 - Количественные характеристики операций без согласия клиентов за период с 2020 по 2023 год, ед. и тыс. руб.
— ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ —
Количество операций без согласия клиентов ежеквартально вплоть до 1 квартала 2022 года растет. Банк России основной причиной увеличения выделяет активное развития новых дистанционных платежных сервисов и роста объема денежных переводов с использованием электронных средств платежа (платежные карты и иные электронные средства платежа).
2020 год характеризуется пиком пандемии СОУЮ-19, которая привела к резкому росту числа людей, работающих дома, совершающих покупки в Интернете и активно пользующихся цифровыми технологиями, что способствовало увеличению мошеннических практик в киберпро-странстве.
Одним из основных элементов формирования страны с развитой экономикой является ее экономическая политика государства, которая также включает в себя денежную политику. Правильная денежная политика является обязательным условием для достижения стабильного развития экономики. Практически, это составная часть инфраструктуры, достаточно важный, однако полностью не достаточный фактор экономического роста.
Во втором квартале 2022 года снизилось количество операций без согласия клиентов и достигло 211263 ед., что на 25708 ед. меньше аналогичного показателя предшествующего года. Такая динамика объясняется снижением активности кибермошенников в отношении граждан с конца февраля и по апрель включительно.
Наибольшее число операций без согласия клиентов за рассматриваемый период времени пришлось на 1 квартал 2023 года. Банк России определяет основную причину, как: рост объема денежных переводов с использованием карт до 136,38 трлн руб. Чтобы выявить, какие клиенты больше подвержены мошенническим практикам, обратимся к информации об операциях без согласия клиентов в разрезе физических и юридических лиц.
Наибольшим атакам подвержены физические лица, юридические лица хоть и менее подвержены атакам, но как и физические лица, остро реагируют на изменения внешних условий. Так, 2020-2021 годы характеризуются распространением пандемии и расширению онлайн-сервисов, что способствовало увеличению атак на системы, обеспечивающие удаленную работу. В 2022 году отмечается рост кибератак в связи с изменившейся внешнеполитической обстановкой, а также с тем, что многие отечественные предприятия не были готовы к подобному развитию ситуации.
Продвижение безналичных платежей и цифровой трансформации при сохранении безопасности банковских операций, продолжая совершенствовать правовую базу, механизмы и политику платежей для создания благоприятных условий для содействия появлению новых бизнес-
моделей, продуктов, удобных и безопасных услуг, отвечающих требованиям предприятий и частных лиц.
В последние два десятилетия международные взаимоотношения между различными государствами и движениями во всем мире претерпевают существенные изменения. Глобализация всё больше связывает существующие страны в единую систему, функционирование которой находится в зависимости от норм международного права. Для обеспечения соблюдения этих норм необходимы специальные меры. Одним из универсальных методов воздействия на нарушителей является лишение его специальных прав на мировой арене и вытекающее из этого принуждение к соблюдению норм международного права. В данном случае, принуждение выступает не в качестве насилия, а как средство осуществления международного права. Для легитимности такой меры воздействия, как принуждение, требовалась его узаконенная форма. Такой формой стали санкции.
Обратимся к наиболее типичным схемам кибер-мошенничества используемым кибермошенни-ками в период с 2019 по 2024 годы [2]:
1. Предоставление налоговых деклараций.
2. Мошенники похищают деньги и имущество под предлогом обновления банкнот Банка России.
3. Хакеры распространяют вирусные шаблоны документов, чтобы похитить средства компаний.
4. Злоумышленники стали похищать деньги без данных карты.
5. Мошенники представляются работодателями.
6. Утечка персональных данных.
7. Представляются сотрудниками операторов мобильной связи.
На рисунке 2 представлена информация о возрасте жертв, пострадавших от кибермошенниче-ства за 2023 год в долевом соотношении. Источником послужила информация, размещенная на официальном сайте ЦБ РФ.
Наибольшая доля принадлежит возрастному интервалу от 25 до 44 лет. Банк России основной причиной выделяет, что именно данная категория вместе с категорией от 45 до 64 лет, является наиболее активными пользователями сервисов онлайн-банкинга. Также отмечается, что пострадавшими, в большей степени, выступают представительницы женского пола. Доля кибератак в банковской сфере, приходящихся на женщин, составляет 55,5 %, причем данный перевес был достигнут за 1 год.
Наглядно представим меры борьбы с киберпре-ступностью в банковской сфере в таблице 2 [4].
— ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ —
Рисунок 2 - Возраст пострадавших от кибермошенничества в долевом соотношении в 2023 году, % [3]
Таблица 2
Ключевые меры борьбы с киберугрозами в банковской сфере и способы их реализации
Меры борьбы с киберугрозами Способы реализации мер
1. Улучшение систем обнаружения и предотвращения - Внедрение передовых систем обнаружения вторжений (IDS) и систем предотвращения вторжений (IPS); - Построение гибких систем, способных адаптироваться к новым угрозам и технологическим изменениям
2. Шифрование данных - Внедрение технологий управления ключами шифрования для обеспечения их надежности и безопасности; - Регулярное обновление шифрования для обнаружения уязвимостей и обеспечения соответствия стандартам безопасности
3. Многофакторная аутентификация - Использование комбинации различных методов аутентификации, таких как пароль, биометрические данные или одноразовые коды
4. Регулярное обновление и патчинг - Систематическое обновление программного обеспечения, операционных систем и приложений для устранения известных уязвимостей; - Автоматизация процессов патчинга для обеспечения своевременного обновления систем
5. Обучение сотрудников и повышение их осведомленности - Проведение регулярных тренингов по кибербезопасности для всех сотрудников банка для повышения их осведомленности о методах социальной инженерии, фишинге и других типах кибератак
6. Инцидентное реагирование и восстановление после сбоя - Разработка и регулярное тестирование планов реагирования на инциденты, чтобы обеспечить быстрое восстановление после кибератак; - Постоянный мониторинг и анализ информации о киберугрозах для быстрого реагирования на новые угрозы и атаки
7. Сотрудничество и обмен информацией - Участие в национальных и международных программах по обмену информацией о киберугрозах для получения актуальных данных о новых видах атак и методах их нейтрализации; - Сотрудничество с правоохранительными органами и другими финансовыми учреждениями для обмена опытом и координации действий по борьбе с кибер-преступностью
Заключение.
Таким образом, тема кибермошенничества в банковской сфере особенно актуальна сегодня по многим причинам, основные из которых связаны с технологическим развитием, увеличением числа онлайн-транзакций, постоянной модификацией и совершенствованием кибератак. Ки-бермошенничество наносит ущерб не только отдельным клиентам, но и банкам в целом, подрывая доверие общественности к финансовым учреждениям. Отмечается, что с развитием технологий и переходом банков к предоставлению услуг через интернет, включая мобильный и он-лайн-банкинг, количество точек взаимодействия с клиентами увеличилось, что хоть и облегчило жизнь пользователей, но также повысило риск совершения кибератак. Кроме того, киберпре-
ступники могут действовать из любой точки мира, что не только осложняет реагирование правоохранительных органов, но и создает общемировую угрозу.
История развития кибермошенничества в банковской сфере свидетельствует о постоянной эволюции методов и технологий, используемых мошенниками, с развитием цифровизации банковских услуг, мошенники адаптировались и стали использовать все более изощренные методы киберпреступлений.
Зависимость киберпреступлений от экономической ситуации в стране подчеркивает важность кибербезопасности и необходимость адаптации к новым вызовам и угрозам в киберпростран-стве.
-- ЭКОНОМИЧЕ СКИЕ НАУКИ --
Конфликт интересов
He указан Рецензия
Все статьи проходят рецензирование в формате double-blind peer review (рецензенту неизвестны имя и должность автора, автору неизвестны имя и должность рецензента). Рецензия может быть предоставлена заинтересованным лицам по запросу.
Conflict of Interest None declared
Review
All articles are reviewed in the double-blind peer review format (the reviewer does not know the name and position of the author, the author does not know the name and position of the reviewer). The review can be provided to interested persons upon request.
Литература:
1. Сабельникова Г.С. Киберпреступность в банковской сфере. Тенденции и особенности расследования / Г.С. Сабельникова // Современная наука. 2020. № 1.
2. Противодействие мошенническим практикам // Официальный сайт Банка России. URL : https://www. cbr.ru/information_security/pmp/?CF.Search=&CF.Date.Time=Custom&CF.Date.DateFrom=01.2019&CF.Dat e.DateTo=01.2024
3. Кибермошенничество: портрет пострадавшего // Официальный сайт Банка России. URL : https://cbr.ru/ statistics/information_security/cyber_portrait
4. Шкодинский С.В. Цифровая трансформация банковских бизнес-моделей и проблемы обеспечения ки-бербезопасности / С.В. Шкодинский, Ю.А. Крупнов, О.М. Толмачев // Вестник евразийской науки. 2023. Т. 15. № 3.
5. Токарев В.С. Факторы, влияющие на цифровизацию банковской деятельности, и их особенности / В.С. Токарев // Известия Санкт- Петербургского государственного экономического университета. 2021. № 1. С. 185-190.
References:
1. Sabelnikova G.S. Cybercrime in the banking sector. Trends and features of the investigation / G.S. Sabelniko-va // Modern science. 2020. № 1.
2. Countering fraudulent practices // Official website of the Bank of Russia. URL : https://www.cbr.ru/infor mation_security/pmp/?CF.Search=&CF.Date.Time=Custom&CF.Date .DateFrom=01.2019&CF.Date.DateTo= 01.2024
3. Cyberbullying: portrait of the victim // Official website of the Bank of Russia. URL : https://cbr.ru/statis tics/information_security/cyber_portrait
4. Shkodinsky S.V. Digital transformation of banking business models and problems of cybersecurity / S.V. Shkodin-sky, Yu.A. Krupnov, O.M. Tolmachev // Bulletin of Eurasian Science. 2023. Vol. 15. № 3.
5. Tokarev V.S. Factors influencing the digitalization of banking activities and their features / V.S. Tokarev // Izvestiya St. Petersburg State University of Economics. 2021. № 1. P. 185-190.
Информация об авторе
Долотова Наталия Павловна
кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики, Тамбовский государственный технический университет [email protected]
Natalia P. Dolotova
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Economics, Tambov State Technical University [email protected]