УДК 159 Кахриманова З.А., Уваров Е.А.
Кахриманова З.А.
магистрант 3 курса напр. «Педагогическая психология» Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина
(г. Тамбов, Россия)
Научный руководитель: Уваров Е.А.
доктор псих. наук. профессор, кафедры общей и клинической психологии Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина
(г. Тамбов, Россия)
КИБЕРБУЛЛИНГ ПЕДАГОГОВ: МЕТОДЫ ПРОФИЛАКТИКИ И ДЕЙСТВИЯ, ЕСЛИ ВЫ СТАЛИ ЖЕРТВОЙ
Аннотация: данная статья предназначена на то, чтобы обратить внимание администрации учебных заведений на проблему кибербуллинга педагогов.
Ключевые слова: кибербуллинг, способы профилактики, действия при кибертравле.
Кибербуллинг представляет собой «агрессивное умышленное действие совершаемое группой лиц или одним лицом с использованием электронных форм контакта, повторяющееся неоднократно и продолжительное во времени и в отношении жертвы, которой трудно себя защитить» [1]
Кибербуллинг - один из видов агрессивного поведения. Психотеррор в англосаксонском варианте обозначается термином «ЛуПу^», который переводится как «тиранить, издеваться, запугивать и донимать»[2.с-16]
XXI век называют веком коммуникации. Ведущим средством коммуникации в настоящее время стал Интернет. Он доступен всем. С помощью Интернета люди научились решать многие личные проблемы, сегодня он незаменим в профессиональной и общественной деятельности. Интернет меняет повседневную жизнь, влияет на характер общения между людьми, расширяет границы времени и пространства. С помощью интернет-технологий создаются новые сообщества, построенные на принципах открытой коммуникации, формируются новые образы виртуального «Я», которые могут значительно отличаться от реальной личности, благодаря Интернету появляются новые возможности для отдыха, общения, образования. Дети используют Интернет так же активно, как и взрослые. Однако, помимо захватывающих возможностей, интернет несет в себе и целый ряд проблем, связанных с большими объемами поступающей из разных интернет-источников информации, мгновенной скоростью распространения этой не всегда достоверной информации и необходимостью быстрой обратной реакции на нее, а также проблем, связанных с незащищенностью личности в цифровой среде, с отсутствием нормативно-правовой базы, регулирующей информационные процессы в виртуальном пространстве. [3.с-4]
Распространение видеоматериалов со сценами насилия стало весьма популярным занятием подростков. Несколько лет назад в некоторых зарубежных странах стало модным так называемое «радостное избиение» (англ. Happy Slapping). Подростки, избивая прохожих, записывали сцены насилия на сотовые телефоны и затем размещали в Интернете, где видео, без согласия жертвы, просматривали тысячи пользователей [4, С.241-242]
Что делать если вы столкнулись с кибербуллингом: Профилактика:
Не оставлять компьютер, планшет или иное устройство на своем рабочем месте в школе без пароля, когда отходите от рабочего стола.
Установить ПИН или пароль на мобильный телефон для того, чтобы с него нельзя было быстро скопировать ваши личные документы (например, фотографии), если он, например, попадет в руки к ученикам.
Внимательно ознакомиться с политикой конфиденциальности приложений на телефоне и социальных сетей, в которых вы зарегистрированы.
Периодически отслеживайте вашу представленность в Интернете (что о вас пишут, какую информацию можно найти). Это можно сделать, введя свои данные в строку поискового сайта в Интернете. Обратите внимание, что поиск нужно осуществлять не только по упоминаниям в тексте, но и в видео и картинках.
что вашей репутации может навредить информация о вас, которой другие люди делятся в Интернете (например, в социальной сети друзья могут отметить вас на фото, которое вы бы предпочли сохранить приватным).
При общении в Интернете всегда важно сохранять вежливый тон.
Обсудить с вашей семьей и друзьями, какого рода материалы, фото, информацию о вас они могут выкладывать в Интернет, а какого - нет.
Не принимайте запросов на дружбу в соцсетях от учеников, в особенности тех, с которыми работаете в данный момент. Если есть большая необходимость, можно завести отдельную страницу для работы, с которого вы можете общаться с учениками, но который не будет содержать при этом личной информации.
Для рабочей переписки используйте рабочую почту, постарайтесь не использовать для этих целей свой личный почтовый ящик.
Если вы стали жертвой кибертравли:
Никогда не вступайте в переписку с агрессорами.
Сообщите администрации школы о происходящем.
Сохраняйте свидетельства кибернападения: делайте скриншоты (снимок экрана можно сфотографировать на камеру мобильного телефона) оскорбительных сообщений, которые вы получили.
Сообщите провайдеру или руководству соцсети или сайта о том, что правила их сервиса нарушаются (в случае с кибербуллингом это почти всегда так).
Если содержание сообщений содержит в себе угрозы, клевету, является порочащим честь и достоинство, возможно обращение в полицию.[5]
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Кибербуллинг // Дети в информационном обществе. Выпуск №2 16. Сетевая агрессия. [Электронный ресурс]. URL: http://detionline.com/journal/numbers/16 (дата обращения 17. 12.2014);
2. Колодей К. Моббинг. Психотеррор на рабочем месте и методы его преодоления / Пер. с нем. - Х.: Изд-во Гуманитарный Центр, 2007. - 368 с. [1. c 16];
3. Риски интернет коммуникации детей и молодежи. учебное пособие / под общ. ред. Н. Ю. Лесконог, И. В. Жилавской, Е. В. Бродовской. - Москва : МПГУ, 2019. - 80 с. [2. с 4];
4. Котова С.А. Дети в интернете: контентные и коммуникационные риски // Поведение риска: современные направления исследования и профилактики: материалы Международной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 24 февраля 2012 г. / под ред. Л. М. Шипицыной. - СПб.: НОУ «Институт специальной педагогики и психологии», 2012. - С.232-244;
5. https://infourok.ru/rekomendacii-pedagogam-kak-uchitelyu-ne-stat-zhertvoj-kiberbullinga-6449122.html
Kakhrimanova Z.A., Uvarov E.A.
Kakhrimanova Z.A.
Tambov State University (Tambov, Russia)
Scientific advisor: Uvarov E.A.
Tambov State University (Tambov, Russia)
CYBERBULLYING OF TEACHERS: PREVENTION METHODS AND ACTIONS IF YOU ARE VICTIM
Abstract: this article is intended to draw the attention of the administration of educational institutions to the problem of cyberbullying of teachers.
Keywords: cyberbullying, prevent cyberbullying, actions in case.