References
1. Alpatov V.M. Yazykovaya politika v sovremennom mire. Nauchnyjdialog. 2013; № 5 (17): 8 - 28.
2. Borishpolec K.P. Russkij yazyk v Central'no-Aziatskom regione. VestnikMGIMO-Universiteta. 2014; № 2 (35): 63 - 70.
3. Davydova S.V. Yazyk sredstv massovoj informacii. Lingua mobilis. 2011; № 2 (28): 93 - 96.
4. Zakon Turkmenistana ob obrazovanii (2013). Available at: https://www.parahat.info/law/2013-05-15-zakon-turkmenistana-ob-obrazovanii
5. K2024 godu v Turkmenistane sozdadut sistemu obucheniya inostrannym yazykam. Available at: https://turkmenportal.com/blog/12951/v-turkmenistane-utverzhdena-koncepciya-sovershenstvovaniya-obucheniya-inostrannym-yazykam
6. Aref'ev A.L. Russkij yazyk na rubezhe XX- XXI veka. Moskva: Centr social'nogo prognozirovaniya i marketinga, 2012
7. Shkoly zakryty, yazykzabyt. Iz Turkmenistana uezzhayut poslednie russkie. Available at: https://ria.ru/20180422/1519094484.html
8. Letnyakov D.'E. Rol' russkogo yazyka v postsovetskoj Central'noj Azii. Politiya. Analiz. Hronika. Prognoz. 2015; № 4 (79): 100 - 115.
9. Nacional'nyj institut yazyka, literatury irukopisej imeni Magtymguly Akademii nauk Turkmenistana. Available at: https://science.gov.tm/organisations/manuscript_instit/
10. Uzbekistan k 2023 godu okonchatel'no perejdet na latinicu. Available at: https://katehon.com/ru/news/uzbekistan-k-2023-godu-okonchatelno-pereydet-nalatinicu
11. Bekmurzaev N. Yazykovaya politika stran Central'noj Azii. Central Asian Bureau for Analytical Reporting. Available at: https://cabar.asia/ru/yazykovaya-politika-stran-tsentralnoj-azii
Статья поступила в редакцию 22.03.22
УДК 811
Amosov N.V., senior teacher, Financial University under the government of the Russian Federation (Moscow, Russia), E-mail: niko-amosov@ya.ru
THE KHALA AS A REFLECTION OF TAO IN STARCRAFT SERIES OF GAMES. In the following article analogies between ancient Chinese tao and the Khala from Starcraft series are touched upon and analyzed. Each of the phenomena is thoroughly examined, their history and characteristics included. A detailed comparison on the basis of reflecting the features in common that can prove the hypothesis that tao underlies the Khala is drawn. Vivid examples are given. On the other hand, it is emphasized that there are basic differences between these two notions which prove that the Khala doesn't just simply copy tao of the Ancient China. These differences prove the authentic nature of the Khala in the game which very often even contradicts what tao really is. Both phenomena are analyzed on the religious, philosophical and political levels. At the end of the article a short summary is given.
Key words: tao, Khala, computer games.
Н.В. Амосов, ст. преп., Финансовый университет при правительстве РФ, г. Москва, E-mail: niko-amosov@ya.ru
КХАЛА КАК ОТРАЖЕНИЕ ДАО В СЕРИИ ИГР STARCRAFT
В данной статье рассматриваются и анализируются аналогии между древнекитайским понятием о Дао и учением Кхалы из серии Starcraft. Рассматриваются оба понятия, их история и характерные черты. Проводится подробное сравнение на предмет выявления общих черт, которые могли бы подтвердить гипотезу о том, что именно Дао было взято за основу при создании Кхалы. Даются яркие примеры. Вместе с тем большой упор делается и на принципиальные различия между двумя явлениями, которые подтверждают, что Кхала не просто копирует древнекитайское Дао. Данные различия указывают на то, что учение Кхала в игре весьма аутентично и во многом даже противоположно Дао. Оба явления рассматриваются в религиозном, лингвистическом, философском и политическом аспектах. В конце статьи делаются краткие выводы.
Ключевые слова: Дао, Кхала, компьютерные игры, игровая индустрия, сюжет, характеры героев.
1. Место компьютерных игр в современном мире
Появление персональных компьютеров и всеобщая компьютеризация общества дала толчок в развитии компьютерных игр как сферы развлечений. В индустрии появилась небольшая ниша, которая обеспечивала и обслуживала новоявленный класс людей - геймеров. Следует отметить, что развивалась эта индустрия достаточно быстро, и сейчас можно наблюдать появление нового гиганта в эпоху постиндустриального общества, без которого уже само это общество представить невозможно. М.А. Кропачева и Е.С. Литвинова отмечают стремительное развитие компьютерных игр за весьма короткое время [1, с. 396], которые на данном этапе имеют огромную, многомиллионную базу потребителей. Данную область обслуживают другие профессиональные сферы (игровая журналистика, публицистика, медиа, стриминг, дизайн, литература и пр.) Иными словами, игровая индустрия - это сложноорганизованная система, которая имеет множество уровней и взаимодействует с сотнями элементов.
Это наталкивает на мысль, что и сама компьютерная игра как продукт индустрии развивалась очень быстро и бурно и на данном этапе представляет собой результат труда не одного программиста, а синергической работы нескольких отделов и десятков, иногда и сотен людей. Над кодом работает целый штат программистов, отладчиков, лингвистов. Дизайном занимается множество художников и оформителей. За реалистичность отвечают приглашенные специалисты. Немаловажным компонентом на этапе создания очередного игрового проекта является и создание тщательно проработанного сюжета, грамотно прописанных характеров героев и их взаимоотношений внутри игрового мира [2]. В конечном итоге результатом становится без преувеличения целостное художественное произведение строго заданного жанра. Важно отметить при этом, что зачастую авторы игры делают ее элементы аллюзивными, добавляют узнаваемость своим произведениям.
Экклезиаст говорит, что нет ничего в этом мире, что когда-то уже ни было бы написано или сказано [3]. Поэтому очень многие аспекты игрового «произведения» так или иначе заимствуются или интегрируются в новый игровой мир. Заимствования эти могут быть локальными (аллюзивная юмористическая писс офф реплика) или весьма масштабными (вся раса гномов, образ жизни, методы ведения войны, мифология, номенклатура, места расселения заимствованы из скандинавской и германской мифологии). Эти заимствования могут быть на разных уровнях. Это могут быть имена (имена лангобардских королей и герцо-
гов - Атаульф, Аттон, Гризульф и пр. [4]), внешний вид (архитектура королевства Ажол-Неруб из Warcraft 3 очень сильно внешне напоминает камбоджийские и ацтекские строения), сюжет и его структура (евангельское повествование о мессианской жертве и Воскресении Христа находит свой отклик в серии игр Starcraft, где центральный персонаж - Сара Керриган - поэтапно «повторяет» жизнь Спасителя) и прочее. Зачастую источником для такого рода трансформирования является философия.
Следует отметить, что проблема изучения игровой деятельности не нова и поднималась в трудах таких ученых, как Й. Хейзинга, П. Фрейре, М. Маклюэн, Э. Берн, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.Г Шмелев и пр.
В данной статье будет рассмотрен феномен Дао - центрального понятия древнекитайской философии - как прототип явления «кхала» расы протоссов из фантастического миры игр серии «Starcraft». Цель статьи - продемонстрировать сложные этико-философские конструкты, лежащие в основе сюжета игр. Для достижения цели были поставлен следующие задачи: дать четкое описание учений Дао и Кхалы, провести анализ текстов, описывающих их, выявить сходства и различия между двумя феноменами. Научная новизна работы заключается в том, что в подобные параллели до сегодняшнего дня не проводились. Теоретическая значимость работы заключается в попытке проанализировать сюжетообразую-щие тексты компьютерных игр с философской и лингвистической точек зрения. Практическая значимость заключается в том, что сравнительный анализ, представленный в работе, может дать материал для разработки более детальных сюжетных линий с более высокой степенью аллюзивности и метафоричности, с другой стороны, поспособствует повышению аутентичности некоторых сюжетных проектов в будущем. В качестве основного метода исследования был использован сравнительный.
2. Даосизм и понятие о Дао
Даосизм неоднороден и сложился как законченная форма лишь во II в. н.э. Тем не менее, многие элементы, из которых складывался даосизм, отражены в памятниках, относящихся к V-III вв. до н.э. Даосизм провозглашает отказ от материального и наставляет на поиск истины. Процесс поиска истины является в даосизме проявлением высшей естественности, поэтому любые человеческие действия, направленные на улучшение своей жизни и комфорта, уводят на самом деле от главного. Таким образом, созерцательное бездействие является одной из главных добродетелей человека. Центральным понятием даосизма является
Дао. Иероглиф, который обозначает это понятие, переводится по-разному; чаще всего он тождественен понятию «Путь», однако может переводиться как «Истина», «Учение» и пр. Центральными личностями в учении о Дао являются Лао Цзы и Чжуан Цзы. По мере исторического распространения даосизм оказывал влияние на множество других концепций, вероучений и религий, в результате чего его элементы легко можно найти в большом количестве нравственных доктрин - от дзен-буддизма до Каодай.
Как уже описывалось выше, формирования даосизма как концепции заняло несколько веков, причина чему, прежде всего, видится, с одной стороны, в сложности и абстрактности самого Дао и, с другой стороны, соответственно, в большом количестве философских школ, в каждой из которых имелось свое представление о феномене [5 с. 93]. Некоторую оформленность концепции даосизма можно встретить в трактате Сымя Цяня «Основные указания о шести школах», датируемом примерно II веком до н.э. Факт наличия большого количества школ в Древнем Китае, которые так или иначе «эксплуатировали» Дао, будучи не особо важной деталью, с одной стороны, в рамках данного исследования, представляется весьма значительным и будет особо отмечен в дальнейшем, с другой стороны.
Кроме этого, даосизм принято традиционно разделять на религиозное верование дао цзяо и философскую концепцию дао цзя. Известный исследователь-китаист Г.А. Ткаченко таким образом охарактеризовал эту двойственность в своих «Статьях по философии и истории даосизма»: «Обыкновенно различаются даоссизм как определенный стиль философской критики (дао цзя) и даосизм как совокупность духовных практик (дао цзяо), но это деление достаточно условно. Под дао цзя подразумевается преимущественно доциньский даосизм, связываемый традицией в основном с фигурами Лао-Цзы и Чжуан-Цзы или, точнее, с текстами, авторство которых приписывается персонажам, фигурирующим в традиции под этими именами» [6, с. 480]. По мнению известного современного философа и исследователя памятников древнекитайской мысли Тан Ицзе, разница между дао цзя и дао цзяо - в восприятии фигур Лао-Цзы и Чжуан-Цзы: в первом случае они являются источниками идей, а во втором - полноценными объектами религиозного поклонения, по сути, богами [7]. Понятие о даосизме как о религиозном и в то же время философском учении является важным в рамках данного исследования, поскольку сравниваемое с ним аналогичное явление из сюжета компьютерной игры также имеет подобную двойственную природу, что позволит взглянуть на оба явления и рассмотреть их с разных позиций.
Центральными произведениями в даосизме, раскрывающими, в частности, и само понятие о дао наиболее полно, являются трактаты «Дао Дэ Цзин» («Трактат о Пути и Добродетели»), авторство которого традиционно приписывается Лао-Цзы, и «Чжуан-Цзы», названное именем своего автора.
Если обратиться к самому понятию «Дао», то его можно представить, как некое нематериальное, недоступное и непознаваемое начало, в котором воплощены бытие и небытие. В нем кроются ответы на все неразрешимые вопросы этого мира. Дао само по себе не поддается описанию, но входит в состав всех вещей, пронизывает их, наполняет их собой [8]. В этом плане учение Дао родственно другим «авторским» философским категориям: квинтэссенции Аристотеля, эйдосу Платона, Библейскому логосу. Некоторое смутное отражение Дао и его спутника Дэ Т.П. Григорьева видит в монаде Лейбница [9, с. 220]. Примечательно, что указанная выше религиозная природа даосизма и, как следствие, самого Дао уходит корнями в достаточно древние времена. В частности, об этом пишет исследователь О.М. Городецкая. Она рассматривает и изучает этимологию иероглифа, существующего в китайском языке для обозначения Дао, и приходит к выводу именно о религиозной его природе. В своих выводах она обобщает, говоря, что «фактически все философские категории в мире берут свое начало из древних религий» [10, с. 60].
В философии Дао можно выделить несколько основополагающих принципов. Отказ от каких-либо дихотомий определяется в данном случае, прежде всего, предначальностью и всеохватностью самого Дао. Даосы провозглашают отсутствие каких-либо понятий как главную ценность, и одно из критериев истинного Дао - Дао, которое не высказано. Именно в отсутствии всех вещей и, следовательно, материальной привязки к ним следует искать истинный путь (11-й чжан). С другой стороны, следует отметить, что структурно все мысли, высказанные в «Дао Дэ Цзин» (в отличие, например, от того же «Чжуан Цзы») сводятся к проведению оппозиций (дихотомии) и построены на антитезе (ср. «Умные не бывают учены; ученые не бывают умны», «Твердое и крепкое - это то, что погибает. Нежное и слабое - это то, что начинает жить» - здесь и далее по тексту все цитаты в скобках без сносок - по [6] - прим. авт.). Единственно важным является следование Пути, который продиктован природной естественностью («Дао следует самому себе»). Приоритет сакрального, откровенного знания над знанием традиционным, приобретенным путем логических изысканий или добытым эмпирически. Приобретение знания возможно лишь через Дао, через слияние с ним. Оно (приобретение) может выражаться в медитативных практиках, бдениях и других ритуальных действиях («Воздержание - это первая ступень добродетели, которая и есть начало нравственного совершенства»). Следующий принцип провозглашает достижения в противостоянии превосходства над оппонентом единственным способом, максимальную податливость и слабость (ср. «принцип недеяния»). Таким образом, по философии Дао получается, что следует ввести противника в заблуждение относительно реальной силы даоса («По поводу во-
инского дела говорится так: надо чувствовать себя не хозяином, а гостем; лучше отступить на шаг чем первым ступить вперед на полшага. Это называют действовать как бы бездействием», «Недооценка противника равноценна утрате всех своих преимуществ»). Важным принципом также является приятие всего «естественного» и отторжение всего «ненатурального» («Нужно отказаться от чрезмерной искусности и отринуть погоню за выгодой: тогда исчезнут грабежи и воровство»). Возврат от сложного к простому тоже является одним из столпов даосского понимания мира. Усложненная условностями человеческого материального бытия жизнь должна как бы повернуть вспять и устремиться к своим истокам (идея об элементах - Небо, Земля, Человек и Дао - проходит рефреном через весь трактат). Важность понимания данного возвращения - краеугольный камень достижения высшей мудрости («Проявляй простоту некрашеного холста, содержи в себе безыскусность необделанного куска дерева, уменьшай корысть и ограничивай желания», «Все в мире растет, цветет и возвращается к своему корню. Возвращение к своему корню означает успокоение; согласное с природой означает вечное; поэтому разрушение тела не заключает в себе никакой опасности»). Интересно сформулирована мысль о том, что в философии Дао основа состоит «в обличении извращений человеческой натуры, вызванных навязываемой индивиду репрессивной культурой <...> моральные нормы, и в призывах возвратиться к неким простым и естественным отношениям в декорациях условной деревенской идиллии» [6].
Следует отметить, что наряду с религиозно-духовным Дао несет в себе и некоторый политический смысл. В частности, Дао подразумевает не только Путь как абстракцию, как ступень самосовершенствования, но и путь Мудрого Правителя. Наряду с такими великими философами, как Эразм Роттердамский, Ник-коло Макиавелли, сэр Томас Мор, мыслители древнего Китая в своих трактатах весьма обстоятельно затрагивали тему управления государством. Видели они в качестве идеального правителя того, кто, прежде всего, согласует свои решения и суждения с принципами Дао. Важно понимать, что в «Дао Дэ Цзин» большое внимание уделено всем аспектам политической жизни государства. Автор рассматривает этот феномен весьма обстоятельно, что наводит на мысль об особой значимости государства, идеи о Родине в даосской философии, в которой эта мысль, соответственно, занимает едва ли не главнейшее место.
Поднимаются вопросы законодательства и установления наказаний за совершенные преступления («Когда множатся законы и приказы, растет число воров и разбойников»), взаимоотношений власти и народа (53-й чжан), военного дела («Нужно как можно дольше избегать прямого вооруженного столкновения, потому что побеждает тот, у кого больше выдержки»). Политическое устроение в государстве уподобляется семейной иерархии, где существуют прочные родственные связи, обеспечивающие стабильность всей системы. Эти отношения обязательно должны согласовываться с Дао. Неслучайно идеальное правление в «Дао Дэ цзын» всегда связано с великими личностями из прошлого, которые знали истинное Дао. Об этом, в частности, рассуждает А.Е. Лукьянов, исследуя изменения, которым подвергался процесс наследования в Древнем Китае, причины и закономерности их возникновения [11]. Исследователь весьма резонно подмечает, что и в самом «Дао Дэ Цзин» достаточно часто центральные понятия принимают на себя семейные роли, выступают субъектами и объектами семейных отношений. Есть все основания, усмотреть некоторую параллель и с западными религиозными и философскими концепциями (52-й чжан) -ср. параллелизм «Вся мне предана суть Отцом моим: и никто же знает Сына, токмо Отец: ни Отца кто знает, токмо Сын, и ему же аще волит Сын открыти» [12, Мф. 11:27]). В конечном итоге конкретно по данному вопросу в процессе изучения политического аспекта древнекитайских философских текстов А.Е. Лукьянов приходит к следующему выводу: «На любви к родственникам зиждется сыновняя почтительность, на уважении достойных осуществляется передача власти не по наследству. Первое распространяет любовь на весь народ Поднебесной, второе не дает сокрыть в мире добродетель; сыновняя почтительность - это венец человеколюбия, передача власти достойнейшему - это совершенство долга» [11]. К слову, духовное богатство личности, накопленное через дэ (добродетель), следование Дао позволяет в даосизме и простолюдину стать императором. Данный аспект, наравне с А.Е. Лукьяновым, подробно рассматривает и подчеркивает Т.П. Григорьева [9]. Столь подробное рассмотрение данного аспекта особенно актуально в рамках нашего исследования, поскольку внутри-игровые отношения между персонажами также весьма сильно напоминают семейные, и сам аспект семейственности весьма важен в культуре вымышленного народа протоссов, объединенных учением Кхалы.
Весьма важным аспектом, как уже упоминалось выше, является «путь недеяния», то есть необходимость дать событиям свершиться самим, не вмешиваться в их ход, не форсировать их. Ибо в этом видится нарушение естественности, следовательно, нарушение принципа Дао («Дао следует естественности»). Данный принцип применим и в политической жизни государства, являясь единственно верным способом управления страной для достижения гармонии и процветания в ней. Т.П. Григорьева, ссылаясь на А. Уотса, усматривает параллели с анархическим политическим устройством в стране [9, с. 219]. Поскольку Дао действует само по себе, то, лишь отдавшись в его промыслительное действие, можно достигнуть наиболее оптимального (т.е. естественного) разрешения всех вопросов. Данное утверждение весьма логично может быть соотнесено с идеей о невозможности репрессивного или даже корректирующего воздействия, какими
бы то ни были властными структуры, на ход вещей в обществе, которые подчиняются лишь объективным (опять же, естественным) вселенским законам. Иными словами, «если вы хотите <...> полного уважения к свободе, следовательно, и к жизни личности, вы неизбежно должны отвергнуть всякое управление человека человеком, в какой бы форме оно не проявлялось; вы должны принять начала анархизма, которые вы до сих пор презирали» [13 с. 157].
3. Кхала и ее место в социуме протоссов в серии игр Starcraft.
В вымышленной Вселенной игр серии Starcraft одним из центральных явлений в социальном устроении и иерархии расы протоссов является Кхала (Khala). Кхала представляет собой незримую, неразрывную нить, связывающую между собой телепатически всех протоссов, к ней подключенных. Воздействие Кхалы на каждого из ее субъектов настолько благотворно, что одним фактом своего появления и укоренения в социуме этой расы Кхала прекратила длившуюся до этого веками братоубийственную планетарную войну, известную как Эра Вражды (the Aeon of Strife), таким образом ознаменовав переход от безвременья раздора и междоусобиц к эре процветания и гармонии (следует отметить, в частности, что название Aeon of Strife носит пользовательская карта в Starcraft, в которой, собственно, обыгрывается бесконечное межплеменное противостояние и механики, геймплей которой лег в основу еще одной очень популярной в настоящее время киберспортивной дисциплины - DotA). Кхала обеспечивает сообществу протос-сов ментальное общение между всеми «включенными в сеть», возможность переживать и делиться эмоциями и опытом (по сути, пережитый одни протоссом он раз и навсегда становится достоянием всех), связываться с сознанием воинов прошлого. Кхала упоминается в материалах и руководстве к самой первой серии игры. В самих же первых частях - Starcraft и Starcraft: Brood Wars - она упоминается вскользь, нечасто. Тем не менее сразу подчеркивается особо при каждом упоминании Кхалы ее определяющая важность для сообщества протоссов, ее жизненная необходимость для них. Следует отметить, что кхала, с другой стороны, явилась причиной первого раскола общества протоссов на Неразимов и Кха-лаев, что является важной частью сюжета в кампании за протоссов в обеих играх. Во второй части игры (в большей степени это касается третьей главы Legacy of the Void, где повествование ведется от лица протоссов, они являются главными действующими лицами и, соответственно, весь геймплей строится от них) Кхала восходит на новый уровень раскрытия: она занимает большую часть повествования, и ей отводится ключевая роль в сюжете. По сути, весь сюжет так или иначе вращается вокруг манипуляций с Кхалой. Многое, таким образом, раскрывается перед играющим уже во вступительном ролике, что подготавливает самого игрока к развитию сюжета и определяет его роль в нем. В нем раскрывается вся суть Кхалы; можно сказать, что авторы постарались наглядно продемонстрировать ее «работу» в действии. Вселенная Starcraft раздвигает границы компьютерной игры и распространяется на традиционную научно-фантастическую литературу. В частности, каноническими в этой Вселенной являются серии книг Кристи Голден, в которых также (особенно в саге о темных тамплиерах) раскрывается сущность Кхалы.
Кхала является во многом и законодательным инструментом, диктующим строгую иерархию и уровни подчинения внутри сообщества протоссов. Особо следует отметить и четкое разделение всех протоссов на 3 касты (Templars, Judicators, Khalai). Из описания каждой из каст, которое имеется в дополнительных материалах и во внутриигровых диалогах отчасти, можно предположить, что данное деление разработчики позаимствовали из трактата «Государство» Платона, где также имеется четкое разделение идеального общества на три группы, представители которых живут и действуют во благо государства сообразно со своими врожденными талантами и предрасположенностями [14].
4. Сравнительный анализ древнекитайского Дао и явления Кхала
Как уже было заявлено, оба явления, несмотря на разность происхождения, имеют много общего. Есть все основания предполагать, что прототипом Кхалы послужило именно Дао. Используя материалы из самой игры, книжные источники и текстовые файлы с материалами самой игры, можно восстановить основные элементы, которые роднят два масштабных явления. Однако, несмотря на явное сходство, подтверждения которому будет дано в примерах в данном разделе, имеются и существенные различия, которые также будут отмечены.
Сходства начинаются уже в самом названии. И Дао, и Кхала (на вымышленном языке протоссов) означают «Путь». Если быть точнее, Кхала переводится как «Путь восхождения» («Path of ascension»).
Важным аспектом обоих феноменов является и трансцендентность, способность проникать во все вещи. В случае с Дао об этом наглядно повествует 4-й чжан: «Дао разлито везде и всем служит. <...> Дао существовало всегда». Кхала же, в свою очередь, является связью и одновременно хранилищем всех мыслей и эмоций протоссов, когда-либо живших и ныне живущих («For we are bound by the Khala, the sacred union of our every thought and emotion»). Кхала так же, как Дао, существовало всегда (во всяком случае, с момента появления первых протоссов существовала, точнее, была создана и кхала) [15]. Далее, продолжая говорить о сходствах, следует отметить мысль о семени, которому в 21-м чжане уподобляется дао, как об «огромной сети». Как наглядно видно из ролика (этот момент действительно визуально обыгран в видео, когда в замедленной съемке несколько протоссов обмениваются мыслями с помощью электрических импульсов, которые проходят через их нервные окончания, расположенные в длинных отростках на затылке), Кхала тоже подобна некоторой сети. Однако существенное различие
заключается именно в материальности Кхалы-сети, в отличие от непостижимой абстракции Дао (ср. «Дао непостижимо»).
Следующим существенным сходством двух понятий является отсутствие в них четко очерченных форм, границ. И, действительно, в «Дао Дэ Дзин» мы встречаем: «Ни спереди, ни сзади не видно ни его начала, ни его конца». Подобно Дао, Кхала также не имеет ясных очертаний. Объясняется это, конечно же, отчасти малым количеством информации о ней в самой игре. Однако и по тому ограниченному представлению, что можно получить из доступных источников, признанных каноническими, вполне логично сделать заключение, что Кхала, распространяющаяся только на сообщество протоссов, является психической телепатической связующей нематериальной нитью, недоступной, соответственно, физическому восприятию.
Кроме этого, и в философии Дао, и в философии Кхалы присутствует культ превознесения всем известных ортодоксальных добродетелей, маркеров высшей нравственности. Так, едва ли не центральной является идея и желание самопожертвования ради процветания своего народа (ср. Дао дэ Цзин: «... драгоценно, когда от своего «Я» отказываются, чтобы заняться Поднебесной; на такого Поднебесная может положиться. Но если кто на самого себя смотрит как на Поднебесную, - такой заслуживает, чтобы ему Поднебесную вручили»; Starcraft: «He lived and died as a Templar (т.е. как истинный протосский воин - прим. авт.). He's reached the Khala's end. There's no greater glory»). В обоих примерах мы четко прослеживаем отказ от индивидуальности ради общего блага как великую общественную ценность и одновременно личностную жертву.
В игре нет четких указаний на то, насколько распространённой должна быть ученость среди протоссов, насколько образованы должны быть члены их общества, однако есть вполне осязаемое ориентирование на мудрость, в частности, мудрость древних. В философии Дао культ образованности отсутствует. Наоборот, провозглашается бесполезность и вредность ее для народа (19-й, 20-й, 65-й чжаны). Тем не менее, отмечается важность древнего знания, ориентированность на опыт и мудрость предыдущих поколений (14-й чжан), что опять же роднит Дао с Кхалой, что следует из следующего описания: «Khas was able to channel the primal energies of the Crystals through himself, allowing him to access the primordial, psychic bond of his race» [15]. Потребовавшаяся после принятия учения Кхалы в качестве государственной религии трансформация превратила, по сути, племенной строй общества протоссов в кастовый. Уже упоминавшаяся каста Законодателей (Judicators) как раз и должна была явиться группой носителей сакрального знания [15].
Несмотря на то, что игра Starcraft построена на военных действиях, сами протоссы, исповедующие учение Кхалы, придерживаются политики компромисса и отказа от непосредственного конфликта в пользу мирного урегулирования, что вполне комплементарно древнекитайскому учению о Дао. Об этом ясно повествует 30-й чжан: «Если властителю людей помогают владеющие Дао, они не станут рекомендовать покорение Поднебесной с помощью войска: от этих дел лучше держаться подальше. Там, куда приходит армия, вырастают чертополох и бурьян». И дальше в 31-м чжане есть подобная мысль. Данная идея как раз-таки лежит в основе перехода от Эры Раздора к мирному сосуществованию в Кха-ле в отказе от личных амбиций, подкрепляемых силой оружия и реализуемых на поле боя, в принятии естественного хода вещей без войны и кровопролития. Подтверждением близости идей Дао и Кхалы мы можем найти в следующем описании: «His theory, known as the Khala, or 'Path of Ascension', called all Protoss to forsake their own whims and strive to reunify their once mighty, communal race» [15].
Особое место в даосизме занимает и почитание предков. Несмотря на то, что оно все же не возведено в культ, как в конфуцианстве, все же этому явлению уделяется достаточно много внимания, подтверждение чему мы можем найти, в частности, в вышеупомянутых в примерах чжанов. Можно сказать, что таким образом усопшие могут обрести в памяти людей бессмертие, а их мудрость и наследие останутся в памяти людей на века (ср. «Кто умер, но не забыт, тот бессмертен» - ср. отсутствие страха смерти: «The Khala awaits me, Kerrigan. And although I'm prepared to face my destiny you will not find me easy prey»). Схожая ситуация и с Кхалой, где тем не менее как раз-таки в культ возведено почитание предков и является вообще важной частью цивилизации протоссов. Кхала здесь выступает передаточным звеном между прошлым и настоящим - медиумом, обеспечивающим связь всех прошлых поколений с современниками и хранящих их память и даже эмоции. Об этом повествует один из высших жрецов в одной из своих pissed-off реплик: «With the Khala fallen to corruption, the memories of our ancestors are lost to us». Вследствие этой несомненной культурной и исторической ценности Кхалы, несмотря на угрозу извне, некоторые из ее хранителей остались верны ей даже ценой заключения («I will preserve the Khala however I must. If I must endure imprisonment, so be it»). О мире и единении как основных атрибутах Кхалы можно судить и по следующему примеру: «The Khala was designed to bring unity». Все же следует отметить одно отличие в отношении к предкам. В учении Кхалы оно интегрировано в культ героев, имена которых, их деяния и свершения остаются навсегда внутри самой Кхалы, тем самым становясь достоянием всех и каждого последующего представителя общества протоссов (это видно по приветствиям и боевым кличам протоссов: «En taro Adun!», «En taro Tassadar!», «En taro Zeratul», «May the Khala's light guide us» и пр.)
Еще одним важным феноменом, подтверждающим схожесть Кхалы и Дао, является мотив перехода к гармонии от страданий. Именно об этом написано в 79-м чжане: «Гармония наступает после великих скорбей. Иначе не бывает».
Именно этой гармонии достигли протоссы после Эры раздора. Однако если в даосизме данная идея, скорее, формулируется как некая универсалия - она константна, то в случае с Кхалой это явилось единичным историческим переходом, поворотной точкой цивилизации протоссов. Таким образом, можно сказать, что Кхала как бы явилась частным случаем даосского утверждения.
Тем не менее, несмотря на большое количество явных сходств в ключевых моментах, имеются и вполне четкие различия.
Учение Дао подразумевает управление, при котором «сердца делаются свободными от желаний, утробы - наполненными, души - слабыми, а тела -сильными» (3-й чжан). Учение Кхалы же проповедует поступательный рост всех начал и аспектов личности (неслучайно Кхала в игре именуется «Path of Ascension» - «Путь Восхождения»). И в этом любой протосс должен прежде всего искать укрепление в самой Кхале, о чем красноречиво свидетельствуют реплики одного из героев протоссов - Феникса («I fear not death. For the Khala is my strength», «There is no shame in defeat so long as the spirit is unconquered»).
Дао абсолютно, оно есть начало и конец. В нем содержатся все ответы. Оно самодостаточно и не требует какого-либо наполнения. Это идея в чистом виде, она не имеет физической реализации и не нуждается в ней, но при этом отражается во всех вещах. Ей находится множество подобий, но ни одно не может полностью передать ее смысл. Из 4-го чжана: «Дао разлито в мире и всем служит. <...> Оно существовало всегда». В противовес такому постулату Кхала является вполне физически осязаемым явлением. Как уже упоминалось выше, это психическая связь, которая поддерживается и осуществляется посредством некоторых физиологических способностей, присущим только протоссам (и отчасти расе Ксель'Нага, которые по сюжету являются для протоссов чем-то вроде демиургов). В одном из видеофрагментов даже конкретно показывается физическая «работа» Кхалы, о чем уже упоминалось выше. Можно также с уверенностью утверждать, что эта философия не абсолютна, она вполне может быть подвергнута разного рода манипуляциям, внешнему вторжению. Она также не вечна - во всяком случае, имеет начало, ибо была заложена как особая способность расы при ее создании представителями Ксель'Нага.
В данной связи также важно отметить, что Дао опирается на пустоту как основной фактор наличия мудрости, жизни, понимания, достижения просветления, нового духовного уровня понимания вещей. Пример этому приводится в 11-м чжане, где говорится о дверях и дверных проемах, но при этом автор указывает на практическую значимость именно пространства (пустоты) между краями косяков. При этом отсутствие Кхалы и связи с ней является тягчайшим прегрешением и свойством заблудшей души (ср. «I will not be addressed so by one so devoid of the Khala's light. You and your vile brethren shall die with these traitors»). А невольное и вынужденное отрешение от Кхалы, произошедшее из-за ее осквернения падшим богом Амоном, привела протоссов к великой скорби: «Alone, it is said, that these of our kind suffer separated from the glory of the Khala». Следует обратить внимание
Библиографический список
на инверсивный порядок слов в предложении, что, несомненно, добавляет веса и пафоса, свидетельствующих о трепете в отношении к сакральной Кхале.
Еще одним ключевым отличием между двумя феноменами является отношение к ритуалу. Для учения Кхалы это очень важный атрибут Он проявляется в речи протоссов, которая полна отсылок к знаковым персонажам в их истории (уже упоминавшиеся выше боевые кличи). Кастовое разделение протоссов также диктует строгие правила сосуществования, сформулированные в законе Кхалы, нарушение которого карается очень серьезно («We'll take the outlaw, Zeratul, into custody and deal with him as is written by the Khala's Law»). Следует, однако, отметить, что каких бы то ни было указаний или формулировок этих законов (кроме незначительных, довольно размытых исключений) в игре найти нельзя.
При этом в даосизме очень пренебрежительное отношение к ритуализму, зачастую он видится как очень вредное социальное явление. Это подтверждает 38-й чжан: «Высший же ритуал, которому вроде бы тоже до всего есть дело, вообще никем не принимается всерьез: при первом же удобном случае его отбрасывают без сожаления. <...> Ритуал знаменует окончательную утрату взаимного доверия и начало всякой смуты». В «Чжуан-цзы» есть притча, которая повествует о некоем человеке, слепо, без раздумий следовавшем ритуалу и оказавшемся в духовном тупике из-за этого [16].
В качестве заключения можно представить следующие выводы:
1. При создании компьютерных игр разработчики зачастую берут за основу философские идеи, мифологические сюжеты. Это помогает создать яркую картину мира, максимально реалистичную и узнаваемую, но при этом достаточно аутентичную.
2. Концепция Дао в современном мире достаточно актуальна и подвергается исследованиям в разных областях научного знания. Элементы даосизма находят свое место в современной культуре: в музыке, изобразительном искусстве, литературе присутствуют идеи даосизма.
3. Кхала из серии игр Starcraft очень сильно напоминает Дао как оно представлено в классических даосских трактатах («Дао дэ цзин», «Чжуан-цзы» и пр.) Проявляется это и на догматическом уровне, и на морально-этическом, и на административном.
При этом имеется ряд весьма существенных различий, не позволяющих полностью уподобить Дао Кхале. В первую очередь отмечается материальная природа самой Кхалы в противоположность идеальной Дао.
Таким образом, можно констатировать, что цель данной работы достигнута, задачи выполнены. Работа имеет несомненную новизну, так как дает возможность при разработке игр и их сюжетных линий более тщательно подходить к отбору материала, на который будет опираться сюжет, проводить более явные исторические, литературные, и, как показывает практика, философские параллели для построения более ярких образов и запоминающихся событий, что раньше делалось лишь в достаточно ограниченном виде.
1. Кропачева М.А., Литвинова Е.С. Ситуативно обусловленная речь игроков массовых многопользовательских ролевых онлайн-игр на примере ситуации сбора группы для прохождения подземелья. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 2 (81): 395 - 398.
2. Isbister K. Better game characters by design: a psychological approach. Amsterdam Boston: Elsevier, 2006.
3. Фаст Г. Толкование на книгу Экклезиаст. Красноярск: Енисейский благовест, 2009.
4. Павел Дьякон. История лангобардов. Перевод с латинского Ю.Б. Цирикина. Санкт-Петербург: Издательский дом «Азбука-классика», 2008.
5. Хао Ц. О религиозном и философском даосизме. Вестник Бурятского государственного университета. 2012; № 6-1: 77 - 80.
6. Люйши Ч. Весны и осени господина Люя. Перевод ГА. Ткаченко. Составитель И.В. Ушакова. Москва: Мысль, 2001.
7. Тан И. Дао цзя и аовнь-сюэ периода Вэй-Цзинь. Ханьнэн: Культурное издательство Ясия, 1995.
8. Мудрость тысячелетий. Энциклопедия. Москва: ОЛМА-ПРЕСС, 2003.
9. Григорьева Т.П. Вселенское Дао. Космическое мировоззрение - новое мышление XXI века. 2004; Т. 1, № 1: 210 - 226.
10. Городецкая О.М. Происхождение концепции Дао на основании данных древней палеографии. Человек и культура Востока. Исследования и переводы. 2010; Т. 1, № 2: 37 - 64.
11. Лукьянов А.Е., Дао Тана и Юя: Метафизика политики. Человек и культура Востока, исследования и переводы. 2012; Т. 1, № 3: 5 - 17.
12. Святое Евангелие. Клин: Христианская жизнь, 2005. Мф. 11:27.
13. Кропоткин П.А. Анархия, ее философия, ее идеал. Санкт-Петербург: Азбука, Азбука-Аттикус, 2020.
14. Платон. Собрание сочинений: в 4-х т. Перевод с древнегреческого. Москва: Мысль, 1994; Т. 3.
15. Starcraft manual. Available at: https://oldgamesdownload.com/wp-content/uploads/StarCraft_Manual_EN.pdf
16. Чжуан-цзы. Перевод с китайского Л.Д. Позднеева. Санкт-Петербург: Амфора, 2005.
References
1. Kropacheva M.A., Litvinova E.S. Situativno obuslovlennaya rech' igrokov massovyh mnogopol'zovatel'skih rolevyh onlajn-igr na primere situacii sbora gruppy dlya prohozhdeniya podzemel'ya. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2020; № 2 (81): 395 - 398.
2. Isbister K. Better game characters by design: a psychological approach. Amsterdam Boston: Elsevier, 2006.
3. Fast G. Tolkovanie na knigu 'Ekkleziast. Krasnoyarsk: Enisejskij blagovest, 2009.
4. Pavel D'yakon. Istoriya langobardov. Perevod s latinskogo Yu.B. Cirikina. Sankt-Peterburg: Izdatel'skij dom «Azbuka-klassika», 2008.
5. Hao C. O religioznom i filosofskom daosizme. Vestnik Buryatskogo gosudarstvennogo universiteta. 2012; № 6-1: 77 - 80.
6. Lyujshi Ch. Vesny ioseni gospodina Lyuya. Perevod G.A. Tkachenko. Sostavitel' I.V. Ushakova. Moskva: Mysl', 2001.
7. Tan I. Dao czya icyuan'-syu'e perioda V'ej-Czin'. Han'ch'en: Kul'turnoe izdatel'stvo Yasiya, 1995.
8. Mudrost'tysyacheletij. 'Enciklopediya. Moskva: OLMA-PRESS, 2003.
9. Grigor'eva T. P. Vselenskoe Dao. Kosmicheskoe mirovozzrenie - novoe myshlenie XXI veka. 2004; T. 1, № 1: 210 - 226.
10. Gorodeckaya O.M. Proishozhdenie koncepcii Dao na osnovanii dannyh drevnej paleografii. Chelovek i kultura Vostoka. Issledovaniya iperevody. 2010; T. 1, № 2: 37 - 64.
11. Luk'yanov A.E., Dao Tana i Yuya: Metafizika politiki. Chelovek i kul'tura Vostoka, issledovaniya i perevody. 2012; T. 1, № 3: 5 - 17.
12. Svyatoe Evangelie. Klin: Hristianskaya zhizn', 2005. Mf. 11:27.
13. Kropotkin P.A. Anarhiya, ee filosofiya, ee ideal. Sankt-Peterburg: Azbuka, Azbuka-Attikus, 2020.
14. Platon. Sobranie sochinenij: v 4-h t. Perevod s drevnegrecheskogo. Moskva: Mysl', 1994; T. 3.
15. Starcraft manual. Available at: https://oldgamesdownload.com/wp-content/uploads/StarCraft_Manual_EN.pdf
16. Chzhuan-czy. Perevod s kitajskogo L.D. Pozdneeva. Sankt-Peterburg: Amfora, 2005.
Статья поступила в редакцию 30.03.22