DOI: 10.12731/2218-7405-2013-6-24 УДК 37.015.3
КЕЙС-МЕТОД: ИСТОРИЯ РАЗРАБОТКИ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
МЕТОДА В ОБРАЗОВАНИИ
Грузкова С.Ю., Камалеева А.Р.
В статье рассматривается история зарождения и проблема внедрения метода case-study (кейс-метода) в практику профессионального образования, в основе которого лежит ситуационное обучение. Отличительной особенностью метода case-study является создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни. Как метод, анализ ситуаций - приобрел повсеместное распространение в мире в 70-80 годы, в тот же период он получил известность и в СССР. Использовался данный метод, по началу, при обучении управленцев в основном экономических вузов для формирования у студентов умения принимать решения. Связано это с изменениями, происходящими в экономике, поскольку в тот период её реформирование породило существенный спрос на специалистов, умеющих действовать в ситуациях неопределённости, высокой степени риска, специалистов умеющих анализировать и принимать решения. С одной стороны, как отмечают авторы, широкое распространение данного метода в образовании связано с его направленностью, с тем, что кейс-метод ориентирован не столько на освоение конкретных знаний или умений, сколько на развитие общего интеллектуального и коммуникативного потенциала обучаемого и обучающего. Кроме того, кейс - метод является достаточно эффективным средством организации обучения, он достаточно легко может быть соединён с другими методами обучения. С другой стороны, имеют место определенные трудности внедрения метода case-study в практику профессионального образования: общая направленность развития образования
и развития требований к качеству специалиста, поверхностное отношение преподавателей к методологической основе метода и другие.
Ключевые слова: кейс метод, профессиональное образование, ситуационное обучение.
CASE METHOD: THE STORY OF THE DEVELOPMENT AND USE OF THE METHOD IN EDUCATION
Kamaleeva A.R., Gruzkova S.Y.
This article deals with the history of origin and issue of case-study method (of a кейс-method) in the practice of professional education, which is based on case studies. The distinctive feature of the case-study method is to create a problematic situation on the basis of the facts of real life. As a method, analysis of situations-has become widespread in the world in the 70-80 years, in the same period, he became known in the USSR. This method was used at the beginning, when training managers mainly economic universities to form the students ' ability to make decisions. It is connected with the changes taking place in the economy, because at that time, it has generated substantial reform demand for specialists who know how to act in situations of uncertainty, high risk specialists who can analyze and make decisions. On the one hand, as the authors note, the wide dissemination of this method in education due to its orientation, so that the case method is focused not so much on the development of specific knowledge or skills, as on the development of the common intellectual and communicative capacity of the trainee and the training. In addition, the case method is quite effective in training, he can be connected easily enough with other learning methods. On the other hand, have been certain difficulties in introducing the case-study method in the practice of professional education: general orientation for the development of education and development of the quality
requirements for surface treatment, specialist teachers to the methodological basis for the other method.
Keywords: method, professional education, situational training.
Метод case-study формулируется методистами неоднозначно: одними он относится к технологии проблемного обучения, другими - к проектному обучению [6]. В переводе с англ. «case» - «коробка», «ящик», «чемодан» -портфель типа чемодана, "дипломат" [8].
Что касается системы образования, то в зарубежной практике понятие «case» рассматривается как «пакет документов». Именно в таком виде, метод case-study (кейс-метод) был впервые применён во время преподавания управленческих дисциплин в Гарвардской бизнес-школе, хорошо известной своими инновациями. Именно в Гарварде преподаватели начали в дополнение к лекции организовывать студенческое обсуждение, заключающееся в том, что перед студентами ставилась задача («презентация проблемы» осуществлялась преподавателем) и рассматривались различные варианты её решения.
В начале двадцатого века (в 1921 году), при активном участии декана Гарвардской бизнес-школы Воласа Донама (Wallace B. Donham), был опубликован первый учебник по написанию ситуационных упражнений. Спустя время, в 1925 году, в отчетах Гарвардского университета уже опубликовались первые подборки кейсов.
В статье Н. Павельевой «Кейс-метод в профессиональном образовании» [5, c. 33] рассматривается работа американской (Гарвардская) и европейской (Манчестерская) школ, в которых организация образовательного процесса сопровождалась применением метода case-study. В первой школе, целью использования кейс-метода являлся поиск единственно верного решения, во второй, - напротив, многовариантность решения проблемы. Разница наблюдалась не только в целях использования метода case-study, но и в требованиях к объему собираемого «пакета документов». Американский «case»
отличался своим большим объемом (20 - 25 страниц текста плюс 7 - 8 страниц иллюстраций), в отличие от европейского, который был в 1,5 - 2 раза меньше. Кроме того, в Гарвардской школе бизнеса около 90 % учебного времени отводится на разбор конкретных кейсов, при этом сохраняется приоритетное значение метода «case-study» в обучении бизнесу.
Ситуационное обучение по гарвардской методике представляет собой интенсивный тренинг слушателей с использованием видеоматериалов, компьютерного и программного обеспечения. Среднестатистический студент Гарварда (или любой другой бизнес-школы) за время своего обучения «прорабатывает» сотни кейсов. Каждый год в Гарварде издаются сотни новых кейсов, методических пособий и дополнений к коллекции кейсов [2].
Ставку на использование ситуационного обучения также делает один из известных университетов Северной Америки - Университет Западного Онтарио (Канада).
К концу двадцатого века лидирующие позиции по сбору и распространению кейсов заняло учреждение The Case Clearing House of Great Britain and Ireland, созданное в 1973 году по инициативе 22 высших учебных заведений. Позднее (в 1991 году) оно было переименовано в European Case Clearing House (ECCH). ECCH - это некоммерческая организация, объединяющая множество образовательных учреждений из различных странах мира, которая используют кейсы и предоставляют в ECCH свои данные. В настоящее время в составе ЕССН насчитывается около 340 организаций, среди которых [2]: The Harvard Business School Publishing; Институт развития менеджмента (IMB) в швейцарской Лозанне; INSEAD, в Фонтенбло (Франция); IESE в Барселоне (Испания); Лондонская бизнес-школа (Англия); Школа менеджмента в Кранфилде и др. У каждой из этих организаций имеется своя коллекция кейсов, однако право на их распространение имеет только ЕССН.
В 50-х годах двадцатого века в Западной Европе получают распространение бизнес - кейсы. Среди лидирующих бизнес - школ Европы, не
только принимающих активное участие в преподавании, но и в написании таких кейсов, отмечают INSEAD, LBS, HEC, LSE, ESADE [9].
Таким образом, кейс-метод, завоевывая все более новых сторонников, начинает широко использоваться в обучении во всем мире.
Повсеместное же распространение метода case-study в мире началось в 70-80 годы, именно в тот период времени метод получил известность и в СССР. Однако, если быть точными, в отечественной практике метод «case-study» был известен ещё в 20-е годы двадцатого столетия и рассматривался преподавателями экономических дисциплин как «метод казусов». Так, на одной из конференций, состоявшейся в 1926 году, преподавателями экономических дисциплин обсуждались вопросы, касающиеся важности и необходимости с учетом реалий времени применения различных методов и методик обучения, в том числе рассматривался метод проектов [и метод казусов].
Дело в том, что в СССР анализ ситуаций начал применяться при обучении управленцев (в основном, экономических вузов) и в первую очередь как метод обучения принятию решений. Среди ученых, внесших значительный вклад в разработку и внедрение этого метода отмечают Г.А. Брянского, Ю.Ю. Екатеринославского, О.В. Козлова, Ю.Д. Красовского, В.Я. Платова, Д.А. Поспелова, О.А. Овсянникова, В.С. Рапоппорт и др. [1, с. 121].
Тем не менее, развитие метода в нашей стране проходило весьма противоречиво. С одной стороны, использование метода анализа ситуаций сопровождалось широким распространением игровых и дискуссионных методов обучения, с другой стороны, - имело место давление идеологии, а также свойственная тому времени закрытость системы образования. В итоге, метод анализа ситуаций был постепенно вытеснен из учебных аудиторий СССР.
Новая волна интереса к методике кейс-метода в отечественной практике стала отмечаться лишь в 90-е годы, когда необходимость реформирования экономики породила существенный спрос на специалистов, умеющих
действовать в ситуациях неопределённости, высокой степени риска, а также специалистов умеющих анализировать и принимать решения. В вузах началось массовое обновление преподаваемых дисциплин и курсов. Гуманитарные дисциплины, такие как, менеджмент, маркетинг, политология и социология, стали заполнять образовательный процесс, неся за собой расширение числа интерактивных методов обучения [1, с. 121]. Последнее сопровождается использованием в отечественной практике переводных (западных) кейсов.
В конце 90-х годов Российская компания «Решение: учебное видео» выпускает в свет уникальный продукт - игровой учебный видеокейс, в котором профессиональными актерами разыгрывается учебная ситуация, заимствованная из практики российских компаний [9]. Таким образом, учащиеся получают возможность «присутствия» на месте происходящих событий, а подготовленная для преподавателя методика использования кейса позволяет без труда проводить занятия.
Сегодня, в начале 21-го столетия, в России остро стоит вопрос о необходимости создания новых бизнес - кейсов, основанных на опыте российских компаний. Новый виток развития кейсов в России связан с деятельностью компании Changellenge (Mind Wrestling до 2010 г.), развивающей с 2007 года одноименную серию кейс - чемпионатов, в которой ежегодно принимает участие более 10 000 студентов из 200 вузов, а это примерно 50 городов по всей России.
С начала 2000-х годов в зарубежной практике кейсы стали широко использоваться в преподавании дисциплин естественнонаучных и технических. Так, Journal Of Chemical Education регулярно публикует соответствующие методические материалы [4]. Что касается России, то и у нас наметилась практика использования кейсов при обучении специальным дисциплинам, например, технологическим, туристским, медицинским.
В начале 21 столетия, перемены, происходящие в образовании многими аналитиками были охарактеризованы как переход от классического к
постклассическому образованию [3]. Этот переход проявился в смене целей и ценностей образования (см. таблица 1).
Таблица 1
Сравнение классического и постклассического образования
Классическое образование Постклассическое образование
• Массовость • Индивидуальность
• Стабильность • Неустойчивость
• Традиционализм • Инновации
• Завершённость • Непрерывность
• Нормативность • Творчество и неповторимость
• Цель • Самоцель
• Результат - знания • Результат - компетентность, самостоятельность
Следует отметить, что история развития кейс-метода в России в определённой степени связана с поддержкой международных образовательных фондов и программ. Так, например обучение большого числа специалистов методу кейс-метода было осуществлено в рамках Мегапроекта «Развитие образования в России (среднее образование)». Проект был реализован при поддержке фонда Дж. Сороса.
Таким образом, метод case-study может рассматриваться как методическое нововведение, распространение которого напрямую связано с изменениями, происходящими в образовании. Кроме того, данный метод направлен не столько на освоение конкретных знаний, или умений, сколько на развитие общего интеллектуального и коммуникативного потенциала обучаемого и обучающего. Однако, в настоящее время использование кейс-метода не ограничивается только обучением, очень активно метод case-study используется как исследовательская методика.
Например, в Томске (в 2003 году) в рамках реализации исследовательской программы «Исследование феноменов и тенденций
перехода к Открытому образовательному пространству», метод case-study был использован как исследовательский. Первый этап реализации программы завершился выходом сборника кейсов «Изменения в образовательных учреждениях: опыт исследования методом кейс - стадии» под редакцией Г.Н. Прозументовой [7].
Интересной, на наш взгляд, является информация представленная на сайте Википедии [4]: «Практика решения бизнес - кейсов попадает в Россию с Запада вместе с первыми управленцами, получившими MBA за рубежом, а также со студентами лидирующих вузов страны, практикующих программы стажировок по обмену. В связи с этим, зарождение кейс - движения в России начинается именно со студентов, а не с образовательных институтов. В начале 2000-х годов в московских вузах создаются первые студенческие кейс - клубы [1, с. 121]: кейс - клуб ГУ-ВШЭ (2004 г.); A-club при МГИМО(У) (2006 г.); кейс-клуб Progress в РУДН (2007 г.). Во главе представленных кейс - клубов стоят прогрессивные студенты экономических факультетов, стремящиеся поделиться своим зарубежным опытом со сверстниками.
В 2007 году, для популяризации кейсов среди студентов, в МГИМО и ГУ-ВШЭ создается первый в истории России чемпионат по решению бизнес кейсов Mind Wrestling, который позднее (в 2010 г.) был переименован в Changellenge
[4].
В это же время получает широкое распространение практика тестирования при помощи бизнес-кейсов при приеме на работу в западные компании в РФ. Международный бизнес испытывает недостаток в молодых специалистах, ориентированных на практику, вследствие чего поддерживает этот проект [4]. Партнерами первого Чемпионата выступают компании Grant Thornton и Ernst & Young. За период с 2008 г. по 2009 г. популярность чемпионата растет и за два года его спонсорами становятся уже около 30 международных компаний, в нем принимают участие 3500 студентов из 15 городов России. В 2010-2011 гг. чемпионат выходит на новый уровень: теперь
он проводится не только в Москве, но и в ведущих городах России. В 2010 году (ноябрь - декабрь) проводится Кубок Москвы Changellenge Cup Moscow. В 2011 году (март - апрель) организовывается Всероссийский чемпионат Changellenge Cup Russia, а затем (апрель-май) Кубок Санкт-Петербурга Changellenge Cup SPB и Кубок Казани Changellenge Cup KZN.
Таким образом, кейс - движение становится одним из самых прогрессивных веяний среди студентов. Кейс - клубы появляются на базе передовых ВУЗов и привлекают самых одарённых и амбициозных студентов. Кейс - клубы рождаются на базе университетов, но в дальнейшем привлекают к участию студентов других ВУЗов, а также молодых специалистов. Среди таких клубов наиболее известные располагаются в Москве: Кейс - Клуб НИУ-ВШЭ (НИУ-ВШЭ); Finance University Case Club (Финансовый Университет); NES Case Club (РЭШ); Open Case Club (МГУ); MGIMO Business Club (МГИМО); Changellenge. Помимо этого, два известных кейс - клуба работают в Санкт-Петербурге: BrainStorm Case Club (Филиал НИУ-ВШЭ в СПб) и Changellenge Case Club SPb [4]. Идея по привлечению одарённых и амбициозных студентов также поддерживается и развивается российскими бизнесменами новой волны (Рубен Варданян, Роман Абрамович, Михаил Куснирович, и др.), создателями первой российской бизнес - школы Сколково. Политика Московской школы управления Сколково ориентирована на воспитание бизнес - лидеров, которые будут способны применить свои профессиональные знания в условиях динамичных международных рынков. Именно здесь ведется работа по подготовке и написанию первых серий бизнес - кейсов по реальным материалам российских компаний.
Ведущим специалистом в области кейс-технологий в России является Киселев Владимир Дмитриевич (старший научный сотрудник Центра социальных и психологических исследований ВШМБ АНХ при Правительстве РФ), разработавший более сотни авторских методик написания и дальнейшего анализа кейсов. Его методика написания кейса имеет свое специальное
название - «кейкис», которое представляет собой синтез слов «кейс» и фамилии автора «Киселев». Ещё одна расшифровка термина «кейкис» - ключевая комплексная информационная система. В интернете есть одноименный сайт с подборкой авторских кейсов. Заявлено, что будет некоммерческая библиотека.
К вышесказанному следует добавить, что в последние годы в отечественной практике наметилась тенденция к использованию кейс - метода не только в бизнес - образовании, но и в предметном обучении. Так, например, разрабатываются методические аспекты использования кейс-метода при обучении органической химии в колледжах (автор - А.М. Деркач, Санкт-Петербург). Что касается общего образования, начального и среднего профессионального образования, то для достижения целей предметного обучения наиболее пригодными являются мини-кейсы, используемые в сочетании с другими методами и технологиями обучения. Так, А.М. Деркачом была предложена методика составления кейсов (на примере обучения технологов пищевой индустрии) на основе принципов ведущей роли теории, эффективности, нормосообразности, частично заимствованных из работ по праксеологии.
В связи с вышесказанным следует заключить, что в современных условиях отмечается быстрое и достаточно широкое распространение методики кейс-метода в образовании, однако данный процесс сопровождается определенными трудностями.
Одна из первых, по нашему мнению, заключается в недостаточно серьезном отношении преподавателей к методологической основе рассматриваемого метода. С другой стороны, глубокий и обстоятельный подход к его методологической основе позволит использовать кейс-метод как средство повышения профессиональной компетентности преподавателя, а также как один из эффективных способов соединения учебного, образовательного и исследовательского содержания в обучении.
С проблемами сталкивается внедрение метода case-study в практику профессионального образования, что обусловлено рядом тенденций:
• первая вытекает из общей направленности развития образования, его ориентации не столько на получение конкретных знаний, сколько на формирование профессиональной компетентности, умений и навыков мыслительной деятельности, развитие способностей личности, среди которых особое внимание уделяется способности к обучению, смене парадигмы мышления, умению перерабатывать огромные массивы информации;
• вторая вытекает из развития требований к качеству специалиста, который, помимо удовлетворения требованиям первой тенденции, должен обладать также способностью оптимального поведения в различных ситуациях, его действия должны отличаться системностью и эффективностью в условиях кризиса.
Отличительной особенностью метода case-study является создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни. Для того чтобы учебный процесс на основе case-технологий был эффективным, необходимы два условия: хороший кейс и определённая методика его использования в учебном процессе.
Кейс метод является достаточно эффективным средством организации обучения. Эффективность метода в том, что он достаточно легко может быть соединён с другими методами обучения.
Список литературы
1. Багирова И.Х., Бурыхин Б.С. Кейс-стади как интерактивный метод в образовании студентов экономистов в процессе изучения дисциплины «Управление персоналом» // Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2012. №3 (19). С. 118-129.
2. Долгоруков А. Метод case-study как современная технология профессионально-ориентированного обучения Интернет ресурс: http://pycode.ru/2012/05/case-study/ (дата обращения 29.06.2013).
3. Лебедева В.С. Использование кейс - технологии на уроках истории и обществознания как средство развития учебных и социальных компетентностей учащихся // Муниципальный конкурс «Учитель года - 2012». п. Янгельский. 2012. Интернет ресурс: http://knu.znate.ru/docs/index-497524.html (дата обращения 29.06.2013).
4. Метод кейсов. Интернет ресурс: http://ru.wikipedia.org/wiki (дата обращения 29.06.2013).
5. Павельева, Н. Кейс-метод в профессиональном образовании // Кампания. №43. 2008. С. 33-42.
6. Педагогика: учеб. / Л.П. Крившенко [и др.]; под ред. Л.П. Крившенко. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект 2005. 432 с.
7. Прозументова Г.Н. Открытое образовательное пространство и управление профессиональным развитием: процессы субъективации // Управление профессиональным развитием и изменениями в системе повышения квалификации. Мон. сборник. Томск, ЦПКЖК, 2002. 256 с.
8. Словарь. Интернет ресурс: http://slovari.ru/search.aspx?s=0&p=3068 (дата обращения 29.06.2013).
9. Статичный блог enclave-dwar.ru. Интернет ресурс: http://www.enclave-dwar.ru/vtoestuhripi-mned/Case_study#cite_note-5 (дата обращения 29.06.2013).
References
1. Bagirova I.Kh., Burykhin B.S. Keys-stadi kak interaktivnyy metod v obrazovanii studentov ekonomistov v protsesse izucheniya distsipliny «Upravlenie personalom» [Case - a stage as an interactive method in education of students of economists in the course of discipline studying "Human resource management"], Vestn. Tom. gos. un-ta. Ekonomika, no. 3 (2012): 118-129.
2. Dolgorukov A. Metod ceis-stade kak sovremennaya tehnologiy professionalno - orientirovannogo obycheniya [The case-study method as modern technology professional the focused training]. http://pycode.ru/2012/05/case-study (accessed June 29, 2013).
3. Lebedev V.S. Ispolzovanie ceis - tehnologii na yrokah istorii I obshestvoznaniy kak sredctvo razvitiy ychebnykh I socialnykh competentnostey ychashihciy [Use a case - technologies at history and social science lessons as a development tool of educational and social kompetentnost of pupils]. 2012. http:// knu.znate.ru/docs/index-497524.html (accessed June 29, 2013).
4. Metod ceisov [Method of cases]. http://ru.wikipedia.org/wiki (accessed June 29, 2013).
5. Paveleva N. Kampaniya [Campaign], no. 43. (2008): 33-42.
6. Krivchenko L.P. Pedagogika [Pedagogy]. Moscow, 2005. рр. 432.
7. Pruzumentova G.N. Otkritoe obrazovatelnoe prostranstvo I upravlenie professionalem razvitiem: prozessi subektivizasii [The open educational space and managing professional development: processes of subjectivation]. Upravlenie professionalem razvitiem i izmeneniyami v sisteme povysheniya kvalifikatsii [Office of professional development and changes in the system]. Tomsk, (2002): pp. 256.
8. Slovar [Dictionary]. http://slovari.ru/search.aspx?s=0&p=3068 (accessed June 29, 2013).
9. Statichniy blog [Static blog]. http://www.enclave-dwar.ru/vtoestuhripi-mned/Case_study#cite_note-5 (accessed June 29, 2013).
ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ
Грузкова Светлана Юрьевна, ведущий научный сотрудник, кандидат технических наук
Институт педагогики и психологии профессионального образования
Российской академии образования
ул. Исаева, 12, г. Казань, Татарстан, 420039, Россия
svetlana81079@mail. ru
Камалеева Алсу Рауфовна, ведущий научный сотрудник, доктор педагогических наук
Институт педагогики и психологии профессионального образования Российской академии образования ул. Исаева, 12, г. Казань, Татарстан, 420039, Россия kamaleyeva_kazan@mail. ru
DATA ABOUT THE AUTHORS
Gruzkova Svetlana Yurevna, Leading researcher, PhD.
Institute of Pedagogy and Psychology of Professional Education 12, Isayev Str., Kazan, Tatarstan, 420039, Russia svetlana81079@mail. ru
Kamaleeva Alsu Raufovna, Leading researcher, doctor of pedagogical sciences
Institute of Pedagogy and Psychology of Professional Education 12, Isayev Str., Kazan, Tatarstan, 420039, Russia kamaleyeva_kazan@mail. ru
Рецензент:
Бухмин В.С., д-р пед. наук