ний под воздействием градостроительных планировок.
Использование данных критериев оценки качества градостроительного пространства позволит обеспе-
чить конструктивное влияние градостроительных систем на обеспечение жизнедеятельности современного человека и повышение качества условий жизни.
Библиографический список
1. Галимзянова М.В. Взаимосвязь самоотношения человека и его отношения к своему дому // Ежегодник Российского психологического общества: мат. 3-го Всероссийского съезда психологов. В 8 т. СПб., 2003. Т.2. С.274-276.
2. Глазычев В.Л. Социально-экологическая интерпретация городской среды. М., 1984.
3. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. Р.-н.-Д., 1996.
4. Красиков Ю.В. Фролова С.В. Философия и психология жизненного пространства: структурность и развитие // Ежегодник Российского психологического общества: мат. 3-го Всероссийского съезда психологов. В 8 т. СПб., 2003. Т.4.
УДК 72.023:691.4
КЕРАМИКА В АРХИТЕКТУРЕ
С.435-439.
5. Лавров В.А., Беккер А.Б., Горяев Р.Л. Специфика проектирования городов, имеющих ценное историкоархитектурное наследие // Памятники архитектуры в структуре городов. М., 1978.
6. Лимонад М.Ю., Цыганов А.И. Живые поля архитектуры. Обнинск, 1997.
7. Степанов А.В. Архитектура и психология. М., 1993.
8. Филимоненко Ю.И. Психология пространства: взгляд из подсознания // Ежегодник Российского психологического общества: мат. 3-его Всероссийского съезда психологов. В 8 т. СПб., 2003. Т.8. С.46-51.
© А.У. Ри1
Иркутский государственный технический университет,
664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
Рассматривается современная роль декоративной керамики в решении архитектурных задач, перспективность её использования в организации экстерьеров и интерьеров, а также возможность расширения сфер её функционирования в современной архитектурно-пространственной среде.
Библиогр. 2 назв.
Ключевые слова: декоративная керамика; синтез искусств; облик города; архитектурная среда.
CERAMICS IN ARCHITECTURE A.U. Ri
Irkutsk State Technical University,
83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.
The article considers the modern role of decorative ceramics in solving architectural problems, its application prospects in the organization of exteriors and interiors, as well as an opportunity to expand the spheres of ceramics functioning in the present architectural and spatial environment.
2 sources.
Key words: decorative ceramics; synthesis of arts; city appearance; architectural environment.
Древнейший на земле материал керамика занимает важное место в развитии мировой культуры последней трети XX - начала XXI вв. Слово керамика происходит от греч. кегатлке - гончарное искусство, от keramos - глина, изделия и материалы из глин или их смесей с различными неорганическими соединениями, закреплённые специальным обжигом. Основными технологическими видами керамики являются терракота, майолика, фаянс, каменная масса и фарфор. Керамика составляет обширную область декоративноприкладного искусства и монументального искусства: пластические свойства глин и богатство керамического декора позволяют создавать разнообразную художественную утварь, скульптуру, панно, вазы. Керамика - распространённый вид строительных и декоративных материалов (кирпич, черепица, облицовочные плитки, изразцы, плитки для полов, архитектурные детали). Этот уникальный материал обладает безгра-
ничными эстетическими и функциональными возможностями, органично соединяет конструктивные, цветовые и пластические свойства глины. Новые технологии изменили и значительно расширили возможности художественной керамики, разнообразнее стали её жанры, пластическая и цветовая палитра. Высокие качества керамики идеальны для работы в архитектуре, монументально-декоративном искусстве, скульптуре, дизайне, инсталляциях и арт-объектах. Красота и пластичность терракоты, изысканная строгость фарфора, многоцветье фаянса и майолики, монументальное величие шамота - находят широкое применение в разных сферах человеческой жизни.
В России фарфор был изобретён около 1747 г. Д.И. Виноградовым на первой в России "порцелиновой мануфактуре" (ныне Фарфоровый завод имени М.В. Ломоносова); в 1766 г. в Вербилках под Москвой была основана частная фабрика Ф.Я. Гарднера (ныне
1Ри Алексей Уныевич, старший преподаватель кафедры рисунка, живописи и скульптуры, тел.: 89025783450, e-mail: [email protected]
Ri Aleksei, Senior Lecturer of the Department of Drawing, Painting and Sculpture, tel.: 89025783450, e-mail: [email protected]
Дмитровский фарфоровый завод). Фарфоровые посуда, жанровые статуэтки XVIII - первой половины XIX вв. отмечены высоким художественным качеством, ярким национальным колоритом. В 1830-1840-х гг. основным районом фарфоро-фаянсового производства была Гжель, где сосредоточилось до 50 предприятий; в конце XIX - начале XX вв. самыми крупными стали фарфоро-фаянсовые заводы М.С. Кузнецова. Наряду с заводским производством сохранялось гончарное ремесло и народные художественные промыслы (гжельская керамика, дымковская игрушка, скопин-ская керамика), носившие самобытный национальный характер.
Со второй половины XIX в. бурно развивается керамическая промышленность, однако высокий технологический уровень изделий не соответствовал их художественному качеству. Некоторому оживлению художественных поисков керамистов способствовал развивавшийся на рубеже XIX-XX вв. стиль "модерн": на фарфоровом заводе в Копенгагене (Дания) создавались изделия, отмеченные текучей слитностью форм, утончённостью блёклых подглазурных росписей; в России стремление обыграть живописную текучесть материала характерно для керамики мастерской Абрамцева (декоративная майолика М.А. Врубеля). Национально-романтическая тенденция проявилась в интересе к народным вылепленным руками керамическим изделиям. В отделке зданий стиля "модерн" широко использовались белый и цветной глазурованный кирпич, майоликовые панно, изразцовые фризы.
В первые десятилетия XX в., с распространением функционализма, в искусстве керамики стран Европы и США начались поиски простых, подчас абсолютно "очищенных" от какого-либо декора (разработки "Баухауза" в Германии) целесообразных форм, рассчитанных на промышленное производство. С 50-х гг. в промышленной керамике развивается стремление к рациональной простоте, выявлению функционального назначения предмета, структурных и фактурных качеств материала. Для декоративной керамики характерно разнообразие техник (новые виды эмали, глазури), неожиданных контрастных сопоставлений с другими материалами (в т. ч. с металлом), стилевых тенденций (от авангардистских поисков до прямого обращения к национальной художественной традиции); с 60-х гг. отмечается тенденция отхода от строгой функциональности и стремление приблизиться к станковым формам. В росписи декоративных блюд и сосудов, а также в создании монументальных панно, украшающих общественные здания, принимают участие крупнейшие художники и архитекторы П. Пикассо, Ф. Леже, А. Фужером, А. Гауди и другие. В строительной керамике возрастает разнообразие видов облицовочных плиток (плоские с многоцветным узором или рельефные, покрытые глазурью, различные по формам и размерам); для покрытия улиц используются клинкер, цветные плиты.
Богатый исторический опыт убеждает в том, что керамике подвластно решение сложных задач синтеза с архитектурой, с которой она соразмерна по масштабу, ритму, пластике, фактуре и цвету. Неповторимые
свойства керамики и возможность воплотить в ней творческие замыслы позволили художникам создавать уникальные творческие произведения, открыть в них новые способы соединения объема, цвета и пространства, которые значительно увеличивают эмоциональное воздействие произведений, позволяют использовать весь арсенал средств художественной выразительности.
Керамические произведения имеют иные принципы построения, чем в других видах искусства, поэтому специфические возможности этого материала позволяют выделить керамику в самостоятельный вид творчества.
Искусство керамики сегодня обозначено необычными темпами развития. Оно активно проникает в сферу архитектуры. В этой ситуации необходим анализ и теоретическое осмысление происходящих процессов.
Декоративная керамика - один из интенсивно развивающихся видов современного декоративноприкладного искусства, сфера ее применения постоянно расширяется. Отличительной чертой современности является широкое использование традиционных и новых форм декоративной керамики в организации архитектурного пространства.
Керамические изделия классифицируют по структуре, степени спеченности, состоянию поверхности и назначению.
По структуре спекшейся керамической массы различают грубую и тонкую керамику. Изделия, имеющие в изломе грубозернистое строение, относятся к грубой керамике. Изделия с тонкозернистым строением составляют класс тонкой керамики. Они имеют плотную монолитную структуру и равномерно окрашены.
По степени спеченности керамические материалы подразделяются таким образом:
1. Пористые - имеющие водопоглощение более
5%.
2. Плотные (спекшиеся). Имеют водопоглощение не более 5%, их еще называют каменнокерамическими.
Пористые материалы могут впитывать от 5 до 20% воды по массе или 12-35% по объему. При необходимости их покрывают глазурями или ангобами. Плотные материалы не пропускают воду. Они могут быть неглазурованными и глазурованными. Плотные керамические изделия издают при ударе чистый, долго незатухающий звук; пористые - глухой, быстро затухающий звук.
По состоянию поверхности керамические материалы бывают глазурованными или ангобированными и неглазурованными.
По назначению все керамические материалы и изделия делят на следующие виды:
- стеновые (кирпич строительный обыкновенный, кирпич и камни пустотелые и пористые, крупные пустотелые блоки);
- для наружной облицовки (кирпич лицевой и камни облицовочные, фасадные плитки, терракотовые плиты, ковровая мозаика);
- для внутренней облицовки (глазурованные плит-
ки, встроенные детали, плитки для пола);
- кровельные (черепица);
- санитарно-технические изделия (умывальные столы, раковины, унитазы, писсуары, биде, сливные бачки);
- дорожные (клинкерный кирпич);
- трубы канализационные и дренажные;
- керамические изделия специального назначения (теплоизоляционные, кислотоупорные, огнеупорные).
Особое место в классификации керамических материалов и изделий занимает архитектурнохудожественная керамика. Она предназначена для наружной отделки зданий, художественного оформления интерьеров, переходов, тротуаров, выставочных павильонов, парков и садов. К этой категории керамики относятся изделия в основном из терракотовых и майоликовых масс, которые условно подразделяются:
- на изделия для облицовки экстерьеров;
- изделия для облицовки интерьеров.
Основными традиционными видами архитектурнохудожественной керамики являются: терракота, майолика, фаянс, фарфор, каменная масса.
В настоящее время в этой группе видимых границ и различий между строительно-облицовочной, архитектурно-художественной керамикой и изделиями, "относящимися к разделу благоустройства", не существует. Так, например, строительно-облицовочная керамика подвержена активным процессам "охудо-жествления", архитектурно-художественная, наоборот, "декоративизируется" и уже не имитирует живопись и скульптуру.
Современным керамическим покрытиям свойственен рост декоративных возможностей и расширение сфер применения. В их создании прогрессируют тенденции, направленные на цветовое и пластическое обогащение архитектурной плоскости.
Современная декоративная керамика активно подключается к решению проблем, стоящих перед традиционной триадой "архитектура - живопись -скульптура". Поиски керамистов вышли далеко за привычные "пределы керамики" и имеют немаловажное значение в аспекте синтеза искусств. Бесконечное богатство и разнообразие цветовых, пластических и фактурных качеств предопределили важную роль керамики в происходящем процессе интеграции художественных средств.
В настоящее время наблюдается эффективное функционирование произведений декоративной керамики в архитектурно-пространственной среде при тесном творческом сотрудничестве художников и архитекторов. Гинзбург В.П. указывает, что в работе над архитектурно-декоративными изделиями необходимо привлекать и архитекторов, ибо уж если размножать для широкого применения декоративную облицовочную плитку, напольные вазы, настенные бра, кашпо, светильники, то пусть это будут произведения настоящих мастеров [1].
Ярким примером мастера, сочетавшего в себе таланты строителя, скульптора, художника и архитектора, является Антонио Гауди Корнет. Барселону называют городом Антонио Гауди не случайно - 14 из 18-
ти его произведений находятся именно здесь. Среди самых известных работ мастера в Барселоне дом Ви-сенс, школа Терезианок, дом Бельесгуард, дворец Гуэль, дом Батло, дом Мила, парк Гуэль, собор Сагра-да Фамилия. Собор Саграда Фамилия - это «фирменный знак» Барселоны, общепризнанный символ города. Парк Гуэль - наиболее совершенное творение Гауди, синтетически сочетающее архитектуру, скульптуру, цвет, свет, природу и пространство (рисунок). Гауди сумел лишь частично воплотить свой проект в жизнь: была построена лишь одна стена предполагаемого парка. У входа в парк расположены два уютных «пряничных» домика, сделанных по примеру крепостных башен, разделённых эффектными железными воротами (в одном из этих домиков впоследствии поселился сам Гауди). Вверх ведет лестница, украшенная скульптурами фантасмагорических зверей, покрытых мозаикой, среди них - характерная ящерица Гауди, символ удачи и благополучия, встречающийся почти в каждом произведении мастера. Лестница ведет к просторному «залу ста колонн», изюминка которого в том, что крыша одновременно является балконом извилистой формы, а карниз колоннады - спинка непрерывной скамьи, окаймляющей всю верхнюю площадь. С крыши открывается один из лучших видов на город.
Парк Гуэль купило правительство Барселоны, объявив его памятником Искусства. В 1969 году правительство Испании присвоило ему звание Национального памятника. А в 1984 году ЮНЕСКО объявило его Наследием Гуманизма. Таким образом, парк Гуэль находится под тройным протекторатом.
Гауди основал и развил новый и пока ещё никем не превзойдённый стиль - стиль Гауди, хотя его причисляют к каталонскому модерну, он не вписывается ни в какое архитектурное течение. С таким же успехом его можно отнести к мавританскому барокко, к неоклассицизму или к неоготике. Но он предпочел своевольно перемешать все архитектурные стили, создав свою собственную эклектику. Что действительно отличает его от всех - это связь архитектуры с природой. Гауди обожествлял природу. У него церковные шпили завершены снопами злаков и початками кукурузы, арки окон увенчаны корзинами с фруктами, с фасадов свисают гроздья винограда; водосточные трубы извиваются в форме змей и рептилий; дымоходы закручены улитками, решетки выкованы в виде пальмовых листьев. Гауди совершил то, на что до него не отважился никто: он переносит законы природы на архитектуру, сумел добиться непрерывной текучести архитектурных форм, доступных лишь живой природе. Он применил параболические перекрытия и наклонные древовидные колонны. В его проектах нет ни одной прямой линии, как нет ее в природе. Мастер активно использовал в отделке фасадов, малых форм керамику.
Облик современного города определяется огромными масштабами строительства. Проблема жилья решается прогрессирующими темпами. Вместе с тем все острее ставятся вопросы эмоционального обогащения, индивидуализации архитектурного простран-
Парк Гуэль
ства городов. Разумная организация архитектурного пространства на гуманистической основе приобретает особую актуальность. Формирование среды города неразрывно связано с проблемами синтеза искусств. Тесное сотрудничество архитекторов и художников в решении единой задачи способствует образованию сложной и многогранной системы художественных средств, открывающей большие возможности. Однако в её неумелом использовании кроется причина многих неудач: излишнее количество монументальных произведений и декоративных элементов, заполняющих архитектурное пространство, часто преобладает над логической и целенаправленной его организацией. На сегодняшний день очевидна необходимость критического анализа сделанного, выяснения специфики взаимодействия с архитектурой различных видов искусств и форм произведений, определения возможностей традиционных и новых материалов. Это означает, что важным условием достижения наилучшего общего результата является изучение всех синтезируемых компонентов [2].
Качество отделки архитектурных, конструктивных и декоративных элементов в наше время благодаря современным технологиям производства вышло на новый уровень. Современное использование керамики на новом уровне и перспективность её использования в организации экстерьеров и интерьеров, а также возможность расширения сфер ее функционирования в современной архитектурно-пространственной среде
обусловлено её замечательными пластическими, цветовыми, фактурными, высокими эстетическими и гигиеническими свойствами материала. Керамика может служить материалом монументальной скульптуры и почти ювелирного моделирования; сама по себе она является своеобразным сплавом пластики и цвета. Применение её выгодно и с экономической точки зрения: керамические материалы при современных технологиях производства дешевы, а их высокие художественные и утилитарные качества очевидны. Стойкие к воздействию агрессивных факторов, долговечные покрытия из керамики как нельзя лучше отвечают современным санитарно-гигиеническим требованиям.
Декоративная керамика как элемент организации архитектурной среды пользуется возрастающей популярностью в нашей стране, а также в других странах. Средствами керамики часто решаются сложные задачи изобразительного характера, присущие станковому и монументальному искусству. Постоянное расширение области применения керамики, её вторжение в смежные сферы привело к рождению новых синтетических форм произведений.
В современных условиях керамику невозможно рассматривать узко только как строительный материал или только с позиций декоративно-прикладного или монументального искусства. Опыт её применения в организации архитектурно-пространственной среды требует изучения и теоретического анализа в аспекте основополагающих проблем синтеза искусств.
Библиографический список
1. Гинзбург В.П. Керамика в архитектуре. М.: Стройиздат, кусства декоративной керамики Украины 60-х - начала 80-х
1983. 200 с. годов): автореф. дис.... кандидата искусствоведения. Л.,
2. Голубец О.М. Декоративная керамика в современной 1984. архитектурно-пространственной среде (на материалах ис-