ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ PEDAGOGICAL SCIENCES
УДК 378-056.2
КЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ КУЛЬТУРЫ: ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОСТУПНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Боброва Елена Ивановна, кандидат педагогических наук, директор научной библиотеки, доцент кафедры технологии автоматизированной обработки информации, Кемеровский государственный институт культуры (г. Кемерово, РФ). E-mail: [email protected]
Кащеева Ирина Александровна, заместитель директора научной библиотеки, Кемеровский государственный институт культуры (г. Кемерово, РФ). E-mail: [email protected]
Изменения в российском законодательстве, касающиеся создания доступной среды в высших образовательных учреждениях, предполагают обеспечение равных условий для освоения образовательных программ, приспособленных к специальным потребностям лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Описан ряд мероприятий института культуры по созданию безбарьерной физической и образовательной среды: подготовка адаптированных профессиональных образовательных программ, организация повышения квалификации и инструктаж научно-педагогических работников и сотрудников вуза, размещение элементов ориентации и навигации в архитектурном пространстве вуза, доступ к специальным учебным местам по каждому виду нарушений здоровья.
Рассмотрены направления организации доступной среды для лиц с ограниченными возможностями здоровья в научной библиотеке: специализированные технические средства (тифлофлешплеер, ручной видеоувеличитель для чтения, портативная информационная индукционная система).
Изложен опыт применения адаптированных электронных информационных ресурсов для лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению в электронно-библиотечных системах «Университетская библиотека online» и «Лань» (мобильное приложение со специальным сервисом для незрячих).
Приведены результаты анкетирования обучающихся и научно-педагогических работников на предмет общей культуры восприятия перемен во внутреннем и внешнем пространстве вуза, изменений в информационном, техническом обеспечении научной библиотеки.
Сделаны выводы, что условия навигации в архитектурном пространстве вуза, техническое оснащение отвечают современным требованиям организации доступной среды, но необходимо постоянное их совершенствование, а также сформулированы условия создания соответствующего психологического климата для комфортного обучения людей с ограниченными возможностями здоровья.
Ключевые слова: доступная среда, безбарьерная среда, комфортная среда, адаптированные электронные информационные ресурсы, специализированные технические средства, инвалиды, лица с ограниченными возможностями здоровья, государственный институт культуры, научная библиотека.
KEMEROVO STATE UNIVERSITY OF CULTURE: ENSURING AN ACCESSIBLE ENVIRONMENT FOR PERSONS WITH DISABILITIES
Bobrova Elena Ivanovna, PhD in Pedagogy, Director of Scientific Library, Associate Professor of Department of Automated Information Processing Technology, Kemerovo State University of Culture (Kemerovo, Russian Federation). E-mail: [email protected]
Kashcheeva Irina Aleksandrovna, Deputy Director of Scientific Library, Kemerovo State University of Culture (Kemerovo, Russian Federation). E-mail: [email protected]
Changes in Russian legislation relating to the creation of an accessible environment in higher educational institutions suggest the provision of equal conditions for the development of educational programs adapted to the special needs of persons with disabilities.
A number of activities of the Institute of Culture to create a barrier-free physical and educational environment are described: the preparation of adapted vocational educational programs, the organization of advanced training and instructing the teaching staff and university staff, the placement of orientation and navigation elements in the architectural space of the university, access to special training places for each health disorders.
The directions of the organization of an accessible environment for persons with disabilities in the scientific library are considered with specialized technical means: type flash player, handheld video enhancer for reading, portable information induction system.
The experience of using the adapted electronic information resources for persons with impaired health by sight in the electronic library systems University Library Online and Lan (a mobile application with a special service for the blind) is presented.
The results of the survey of students and research and teaching staff on the subject of a general culture of perception of changes in the internal and external space of the university, changes in the information and technical support of the scientific library are given.
It was concluded that the conditions of navigation in the architectural space of the university, and the technical equipment meet the modern requirements of the organization of an accessible environment, but their constant improvement is necessary, and the conditions for creating the appropriate psychological climate for comfortable education of people with disabilities are formulated.
Keywords: accessible environment, barrier-free environment, comfortable environment, adapted electronic information resources, specialized technical means, disabled people, people with disabilities, State Institute of Culture, Scientific Library.
Особое внимание организации доступной среды высших образовательных учреждений [2; 3; 5; 7] связано с принятием на федеральном уровне нормативных документов (ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов»). Это повлекло за собой внесение изменений в российское законодательство, обязывающее все организации высшего образования до 2030 года создать доступную среду, приспособленную к специальным потребностям инвалидов
и лиц с ОВЗ, обеспечивающую равные с другими условия для освоения образовательных программ, позволяющую лицам с ОВЗ выступать на рынке труда на равных конкурентных началах с другими специалистами, «в свою очередь, это требует максимального учета условий, в которых функционирует образовательная организация высшего образования, что позволит минимизировать затраты на её создание» [6, с. 102].
Об обеспечении независимости инвалидов и повышения их интеграции в жизнь указывалось в статье З. М. Ахметгалеевой, Н. Н. Григоренко:
«ФГБОУ ВПО "Кемеровский государственный университет культуры и искусств" приступил к осуществлению ряда мероприятий по разным направлениям, среди которых выявление лиц с ОВЗ, определение потребностей, создание безбарьерной физической среды, создание безбарьерной образовательной среды (в том числе, обеспечение функционирования и использования электронной образовательной среды), создание комфортных социально-психологических условий и др.» [1, с. 249].
Деятельность ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный институт культуры» осуществляется в соответствии с «Планом мероприятий по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг образовательных организаций, подведомственных Министерству культуры РФ». В институте разработаны и действуют ряд локальных актов, среди которых: «План мероприятий ("дорожная карта") по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг ФГБОУ ВО "Кемеровский государственный институт культуры"», положение «Об организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ» и др.
В вузе разработаны адаптированные профессиональные образовательные программы по всем направлениям. Организовано планомерное повышение квалификации преподавателей и сотрудников вуза по вопросам обеспечения доступности профессионального образования для инвалидов и лиц с ОВЗ как на базе ЦДПО КемГИК, так и в других вузах Российской Федерации (Российская государственная специализированная академия искусств, Московский государственный психолого-педагогический университет, Челябинский государственный институт культуры, Казанский государственный институт культуры, РЭУ им. Г. В. Плеханова, КемГУ, КО УМЦ культуры и искусств).
Осуществляется ежегодный инструктаж научно-педагогических работников и сотрудников всех структурных подразделений вуза в соответствии с «Инструкцией по работе с инвалидами и лицами с ОВЗ».
Немало внимания уделяется размещению элементов для ориентации и навигации в архитектурном пространстве вуза (информационные на-
клейки, тактильные таблички, светоотражающие ленты и др.) инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата (расширенные дверные проемы, пандусы для преодоления дверных порогов, мобильный гусеничный подъемник).
Задача научной библиотеки КемГИК - организовать специальные учебные места для лиц, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата, соматические, неврологические и иные расстройства, нарушения по слуху, зрению.
Для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями, имеющих нарушения по слуху, в библиотеке установлена портативная информационная индукционная система «Исток А2» с аудиовыходом в комплекте с наушниками для слабослышащих посетителей без слухового аппарата.
В 2017 году заключен договор с ГКУК «Кемеровская областная специальная библиотека для незрячих и слабовидящих» об открытии пункта выдачи литературы адаптивных форматов (книги, напечатанные рельефно-точечным шрифтом, «говорящие книги», издания для слабовидящих). В фонд получено порядка 20 наименований книг, набранных рельефно-точечным шрифтом Брайля (ноты, художественная литература), накоплен небольшой практический опыт в работе по заявкам обучающихся с нарушением по зрению, заказы выполняются как из фонда НБ КемГИК, так и из фонда ГКУК «Кемеровская областная специальная библиотека для незрячих и слабовидящих». Обслуживание незрячих обучающихся музыкального факультета выявило необходимость наличия в фонде библиотеки плоскопечатных изданий для преподавателя и идентичных, напечатанных рельефно-точечным шрифтом, - для студентов. Проводятся консультации и оказание помощи по использованию тифлофлешплеера (специальное устройство для чтения «говорящих» книг на флеш-картах) и электронного ручного видеоувеличителя.
Для лиц с ограниченными возможностями, имеющих нарушения по зрению, научной библиотекой подготовлен и регулярно обновляется перечень электронных информационно-образовательных ресурсов КемГИК, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья по зрению.
Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека online», к которой подключен вуз, соответствует требованиям, предъявляемым к реализации процесса обучения лиц с ограниченными возможностями. Кроме функционала изменения размера шрифта, скачиваемые фрагменты в формате pdf содержат подтекстовый слой и могут озвучиваться в программах экранного чтения и загружаться в специализированные устройства для чтения вслух. Также в ЭБС представлена медиатека, которая включает в себя более двух тысяч тематических аудиокниг различных издательств.
В электронно-библиотечной системе «Лань» разработано мобильное приложение со специальным сервисом для незрячих. Встроенный синтезатор речи воспроизводит тексты книг и меню навигации, что делает приложение максимально удобным для незрячих людей. Воспользоваться им бесплатно могут все читатели организаций подписчиков ЭБС «Лань». Цель волонтерской программы «Сделаем книгу доступной для незрячих» - особым образом подготовить текст, обработать учебные издания для корректного воспроизведения книги синтезатором речи. В 2018 году заключено соглашение о предоставлении наряду с pdf. версиями изданий КемГИК версий изданий в формате doc. (docx), а также при наличии в формате epab для преобразования печатного текста в речевой сигнал. Следует отметить, что изданные в КемГИК учебные материалы, в соответствии с требованиями, насыщены визуальным сопровождением, таблицами, схемами, что исключает возможность работы речевого синтезатора. А подготовка адаптированных материалов является затратной как для научно-педагогических работников, так и для вуза.
С целью анализа и повышения эффективности организации доступной среды в КемГИК, в соответствии с предпочтениями пользователей и требованиями современной ситуации, авторами проведен опрос «Обеспечение доступной среды для различных категорий инвалидов или лиц с ОВЗ в КемГИК».
Предметом исследования стало отношение обучающихся, в том числе и лиц с ограниченными возможностями, к переменам в пространстве вуза, появлению новых технических средств и информационных ресурсов, нацеленных на создание доступной среды в вузе.
В опросе приняли участие обучающиеся факультета информационно-библиотечных технологий и факультета социально-культурных технологий.
Исследование проводилось с 25 февраля по 25 апреля 2019 года с использованием метода анкетирования. Было опрошено 62 респондента -студенты 1-2-х курсов - 49 (79 %) и научно-педагогические работники вуза - 2 (3 %), а также сотрудники библиотеки - 11 (18 %).
Для более детальной оценки эффективности деятельности вуза и научной библиотеки по обеспечению доступной среды в КемГИК респондентам было предложено ответить на вопрос: «Заметны ли для вас изменения в интерьерах КемГИК?». Наиболее заметными явились информационные наклейки, тактильные таблички, светоотражающие ленты и др., их наличие упомянули 82 % респондентов. При этом на расширенные дверные проемы обратили внимание лишь 26 % опрашиваемых, что связано, видимо, с непониманием того, что расширенный проем - это двери шириной более 90 см. Пандусы для преодоления дверных порогов на инвалидной коляске и специализированные автоматизированные рабочие места отмечают 34 % респондентов.
Наличие специализированных технических средств в научной библиотеке, таких как тифло-флешплеер, ручной видеоувеличитель для чтения, портативная информационная индукционная система указали лишь 18 % респондентов, причем больше половины из них - это сотрудники библиотеки и администрация вуза.
Можно отметить весомые изменения в сфере библиотечно-информационного обслуживания инвалидов и лиц с ОВЗ, так как респонденты обращают внимание на наличие адаптированных информационных ресурсов в КемГИК: о книгах, напечатанных рельефно-точечным шрифтом (Брайля), осведомлены 40 % респондентов, об электронных ресурсах, приспособленных для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями (увеличение шрифта, другие знаки) - 60 %.
Результаты анкетирования позволили сделать следующие выводы:
- наиболее заметны изменения в интерьерах
вуза;
- значительное число респондентов (60 %) упомянули изменения в сфере библиотечно-ин-
формационного обеспечения инвалидов, объясняя это возможностями информационно-коммуникационных технологий и доступностью информации в адаптированных форматах, что подтверждает предположение специалистов библиотеки о правильном векторе ее развития;
- наличие специализированных технических средств в научной библиотеке требует дополнительных разъяснений для пользователей.
Подводя итог вышесказанному, необходимо отметить следующее.
Уровень общей культуры обучающихся, в том числе и инвалидов или лиц с ОВЗ, в связи с переменами в пространстве вуза, появлением новых технических средств и информационных ресурсов остается на достаточно низком уровне.
По результатам проведенного мини-исследования получена объективная оценка уровня организации доступной среды в КемГИК. Условия работы, техническое оснащение библиотеки отвечают современным требованиям, но постоянное их совершенствование, конечно, необходимо, так же как и работа по разъяснению, осмыслению происходящих перемен.
Основные положения, характеризующие общую культуру, комфортные социально-психологические условия обучения людей с ограниченными возможностями здоровья и требования, предъявляемые к объектам доступной среды, включают:
- возможность для обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ быть полноправными членами общества, максимально возможную независимость от посторонней помощи, для чего формируется микросреда, комфортная не только физически, но и визуально;
- соответствие индивидуальным нуждам каждого обучающегося, что предполагает зрительные, тактильные ощущения, готовность «пойти навстречу» его интересам;
- получение обучающимися психологической помощи от образовательной среды, обеспечивающей комфортные условия для занятий;
- возможность быть и чувствовать себя свободными в отношениях с другими людьми, взрослыми и детьми, чувствовать независимость, автономность - значительные ценности для человека с ограничениями физической подвижности;
- необходимость незатрудненного доступа к элементам среды, свобода выбора решения, в том числе двигательной стратегии, обеспеченность вспомогательным оборудованием.
Жизненное пространство должно представляться как дружелюбное, приспособленное к функционированию в нем инвалидов и лиц с ОВЗ. В целом обучающиеся и научно-педагогические работники с пониманием относятся к происходящим изменениям, а также перспективам дальнейшего развития и совершенствования этих направлений.
Результаты исследования позволят библиотечным специалистам продуктивнее выстраивать взаимоотношения с читателями, определять пути внедрения новых технических средств и информационных ресурсов.
Один из ожидаемых результатов реализации государственной программы «Доступная среда» [4] - увеличение доли инвалидов, положительно оценивающих отношение населения к их проблемам. Мероприятия, проводимые в Кемеровском государственном институте культуры, будут, несомненно, способствовать достижению этих результатов.
Литература
1. Ахметгалеева З. М., Григоренко Н. Н. Создание условий безбарьерной среды в ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет культуры и искусств»: проблемы и перспективы // Вестн. Кемеров. гос. ун-та культуры и искусств. - 2015. - № 30. - С. 247-251.
2. Белова Ю. А., Мирошников В. В. Средовой фактор комплексной адаптации студентов с ограниченными возможностями по здоровью в условиях вуза // Дизайн-образование: проблемы и перспективы: сб. науч. тр. -Краснодар, 2016. - С. 26-31.
3. Благиных Е. А. Формирование доступной среды в вузе для лиц с ограниченными возможностями здоровья // Социальное развитие современного российского общества: достижения, проблемы, перспективы: сб. науч. тр. - Новокузнецк, 2017. - С. 37-41.
4. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» [Электронный ресурс]: Постановление Правительства РФ от 29.03.2019 № 363 // Официальный интернет-портал правовой информации. - URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201904080016.
5. Патраков Э. В., Токарская Л. В., Гущин О. В. Доступная образовательная среда как фактор социальной ответственности вуза [Электронный ресурс]: моногр. - Екатеринбург: УрФУ, 2015. - 184 с. - URL: http://elibrary.ru/ item.asp?id=23781512.
6. Пашканг Н. Н., Федоскина И. В. Разработка проекта повышения доступности объектов и услуг ФГБОУ ВО РГАТУ для инвалидов и лиц с ОВЗ // Вестн. РГАТУ - 2017. - № 1 (33). - С. 101-107.
7. Терскова С. Г. Формирование доступной образовательной среды в российских вузах: проблемы и перспективы // Реализация Конвенции ООН о правах инвалидов: опыт, проблемы, пути их решения: сб. науч. ст., мат-лов докл. и выступлений Междунар. науч.-практ. конф. / Администрация Кемеров. обл., Уполномоченный по правам человека в Кемеров. обл.; Кемеров. гос. ун-т. - Кемерово, 2017. - С. 136-139.
8. Тихомирова Л. Ф. Отношение студентов к сокурсникам с ограниченными возможностями здоровья как условие формирования доступной среды вуза // Экономика и управление: проблемы, решения. - 2019. - Т. 1. -№ 2. - С. 115-122.
References
1. Akhmetgaleeva Z.M., Grigorenko N.N. Sozdanie usloviy bezbar'ernoy sredy v FGBOU VPO "Kemerovskiy gosu-darstvennyy universitet kul'tury i iskusstv": problemy i perspektivy [Creating a barrier-free environment in Kemerovo State University of Culture and Arts: problems and prospects]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo univer-siteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Kemerovo State University of Culture and Arts], 2015, no. 30, pp. 247-251. (In Russ.).
2. Belova Yu.A., Miroshnikov V.V. Sredovoy faktor kompleksnoy adaptatsii studentov s ogranichennymi vozmozh-nostyami po zdorov'yu v usloviyakh vuza [Environmental factor of complex adaptation of students with disabilities in terms of health at the University]. Dizayn-obrazovanie: problemy i perspektivy: sbornik nauchnykh trudov [Design education: problems and prospects. Collection ofproceedings]. Krasnodar, 2016, pp. 26-31. (In Russ.).
3. Blaginykh E.A. Formirovanie dostupnoy sredy v vuze dlya lits s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya [Formation of accessible environment in the University for persons with disabilities]. Sotsial'noe razvitie sovremen-nogo rossiyskogo obshchestva: dostizheniya, problemy, perspektivy: sbornik nauchnykh trudov [Social development of modern Russian society: achievements, problems, prospects. Collection of proceedings]. Novokuznetsk, 2017, pp. 37-41. (In Russ.).
4. Ob utverzhdenii gosudarstvennoy programmy Rossiyskoy Federatsii "Dostupnaya sreda": Postanovlenie Pravitelstva RF ot 29.03.2019 № 363 [About the approval of the state program of the Russian Federation "Available environment". Decree of the Government of the Russian Federation from 29.03.2009 № 363]. Ofitsial'nyy internet-portal pravovoy informatsii [Official Internet portal of legal information]. (In Russ.). Available at: http://publication.pravo. gov.ru/Document/View/0001201904080016.
5. Patrakov E.V., Tokarskaya L.V., Gushchin O.V. Dostupnaya obrazovatel'naya sreda kak faktor sotsial'noy otvetstvennosti vuza: monografiya [Accessible educational environment as a factor of social responsibility of the University. Monograph]. Ekaterinburg, UrFU Publ., 2015. 184 p. (In Russ). Available at: http://elibrary.ru/item. asp?id=23781512.
6. Pashkang N.N., Fedoskina I.V. Razrabotka proekta povysheniya dostupnosti ob"ektov i uslug FGBOU VO RGATU dlya invalidov i lits s OVZ [The development of the project improve the accessibility of facilities and services of the RGATU for disabled persons and persons with disabilities]. Vestnik RGATU [Bulletin of the Ryazan State Agrotechnological University named after P.A. Kostychev]. Ryazan, 2017, no. 1 (33), pp. 101-107. (In Russ.).
7. Terskova S.G. Formirovanie dostupnoy obrazovatel'noy sredy v rossiyskikh vuzakh: problemy i perspektivy [Formation of accessible educational environment in Russian universities: problems and prospects]. Realizatsi-ya Konventsii OON o pravakh invalidov: opyt, problemy, puti ikh resheniya: sbornik nauchnykh statey, materialov dokladov i vystupleniy Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Implementation of the UN Convention on the rights of persons with disabilities: experience, problems, solutionso. Collection of scientific articles, reports and presentations of the international scientific and practical conference]. Kemerovo, Kemerovo State University Publ., 2017, pp. 136-139. (In Russ.).
8. Tikhomirova L.F. Otnoshenie studentov k sokursnikam s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya kak us-lovie formirovaniya dostupnoy sredy vuza [The attitude of students to fellow students with disabilities as a condition for the formation of an accessible environment of the University]. Ekonomika i upravlenie: problemy, resheniya [Economics and management: problems, solutions]. Moscow, 2019, vol. 1, no. 2, pp. 115-122. (In Russ.).