Научная статья на тему 'Кем являются «Амалкиты» у Иоанна Геометра, или об отцеубийстве Комитопулов'

Кем являются «Амалкиты» у Иоанна Геометра, или об отцеубийстве Комитопулов Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
152
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АМАЛКИТЫ / БОЛГАРИЯ / ВИЗАНТИЯ / КОМИТОПУЛЫ / МЕЛИТИНА / AMALKITS / BULGARIA / BYZANTIUM / COMETOPULI DYNASTY / MELITINA

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Симеонов И.

Одной из важнейших задач, стоящих перед современными византинистами, является истолкование средневековых текстов. Автор исследует свидетельства письменных источников, в результате чего вырабатывает новую трактовку термина «амалкиты». Он предполагает, что ни болгар, ни русских так не называли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

One of the biggest challenges facing modern Byzantinists is the interpretation of medieval texts. The author explores the evidence of literary sources, resulting in a new interpretation of the term produces «Amalkits». He suggests that neither Bulgarians nor Russian is not so called.

Текст научной работы на тему «Кем являются «Амалкиты» у Иоанна Геометра, или об отцеубийстве Комитопулов»

И. Симеонов. Кем являются «амалкиты» у Иоанна Геометра...

УДК 930

И. Симеонов

КЕМ ЯВЛЯЮТСЯ «АМАЛКИТЫ» У ИОАННА ГЕОМЕТРА,

ИЛИ ОБ ОТЦЕУБИЙСТВЕ КОМИТОПУЛОВ

Выдающийся современный болгарский исследователь А. Суботинов в своей книге «Болгария при царе Самуиле и его преемниках (976—1018)»1 привел сравнительный анализ и сравнение выступлений и оценок различных ученых относительно содержания стихотворения «На прощание с Родиной» Иоанна Геометра. Для этой цели он приводит отрывок из перевода, который доступен в «Греческих источниках по болгарской истории» (ГИБИ): «В месяц дристыр (март) я покинул Константинополь и отправился в город Силиврию. Видя более сверкающею саблю и меч, согнутых против родственников, свирепого до убийства Востока, услышав крики и рыдание в городе, я вижу Запад в качестве тихой гавани. Более того — еще не перешел устье Атыра (прим. — сегодня Буюк Чекмедже — Большой ящик), я вижу толпу бешеных амалкитов, останавливающих пассажиров необычным способом, я вижу похищения еды и денег у бедных людей, крики мужчин, женщин и детей, увы, издевательства над благородными, одетыми в черное девственницами, которые простегали руки вверх и вызывали свидетелем зрящую правду... Это было началом моего путешествия. Это не Скифский огонь воспламенял горящий Запад, но небесный огонь, провидение и справедливость сожгли грешную землю»1 2 3.

Несмотря на недостатки перевода, который был сделан более чем полувека до того, обратим свое внимание на термин «амалкиты». Предполагается, что поэт и священник Иоанн (Леон) Геометр, именуемый также Кириотис (Всемогущий) написал этот фрагмент до 990 г., а после этой даты был назначен епископом города Мелитины (Малатия) в Армении. К сожалению, нам нужно сделать это заявление, так как в источник указано неточно — «город Митилена в Каппадокии (Малая Азия)». Его путь, во всяком случае, был с Запада на Восток и переводчики, аналитики и комментаторы не могут объяснить, как так византийский Восток мог проводить столь свирепые атаки с запада на восток. Более того, автор прямо заявляет, что Запад сожгли огнем не скифские захватчики, а родственники, но современные автора против всякой логики хотят увидеть в амалкитах болгар, славян, русских и т.д. В качестве подтверждения, проследим рассуждения А. Суботинова4.В.Г. Василевский в «Руссковизантийских отрывках»5 писал, что «амалкиты» это болгары. Профессор В. Златарский в «Истории»6 предполагает, что это неизвестные местные разбойники. В. Аврамов в «Войне

1 Суботинов А. България при цар Самуил и неговите наследници (976—1018 г.). Т. 1: Извори и литература (опит за обобстгение). София, 2008.

2 Ibid., С. 449—450 .

3 ГИБИ. Т. V, С. 321.

4 Суботинов А. България при цар Самуил и неговите наследници.

5 Васильевский В.Г. Труды. СПб., 1909. Т. II. Вып. I. С. 174—175.

6 Златарский В. История на българската държава през Средните векове. Т. І. Ч. 2. С. 684—685, прим. 1.

26

Материалы по археологии и истории античного и средневекового Крыма. Вып. V

между Византией и Болгарией в 986 г.»7 не исключает возможность, что это болгары, а Д. Ангелов и Б. Чолпанов в «Болгарской военной истории в Средние века (V—XV вв.)»8 отвергают все предположения, сделанных до тех пор, учитывая тот факт, что описанные опустошения могли быть вызванным только хорошо организованной военной силы. Мы можем дополнить картину позднейшими и наиболее актуальными сообщениями последователей школы В. Васильевского из сайте форума «Византийская Держава»9. По их словам, амалкиты — это русские и особенно истинные арийцы, которые будто бы издревле являлись изначальными врагами евреев. По их мнению, поэт проводит аналогии между амалкитами и русскими, а также между евреями и римлянами, т.к. видит в них богоизбранные народы! По всей вероятности, подобные мнения основаны на суждениях неких неизвестных авторов, которые взяли на себя труд «отремонтировать» и дополнить В. Василевского. Не вдаваясь в подробности, заметим только, что они игнорируют явное указание автора, что Запад не горит из-за «скифов».

Что же для нас может быть более важным, чем предложить верное объяснение слова «амалкиты», вместо того чтоб придумывать альтернативную историю мира? Выдающийся медиевист, византолог и арменист Р.М. Бартикян в последние годы переводил с греческого языка на армянский серии византийских источников, которые сопровождались высокопрофессиональными комментариями и замечаниями. Я хотел бы высказать смиренное мнение — каждый из десяти представленных там примечаний мог стать основой диссертации! И я приведу пример, который непосредственно связан с нашей темой. В своей книге «Продолжатель Феофана»10 11 12, который мы получили от автора, с его автографом, в примечании11 прокомментирована глава «Пері той ь£ A|maXrK Леопто?» из Хронографии Генесия . Это относится к императору Льву V Армянину и в переводе гласит: «Для Леона Амалика»! Амалкиты, амалекиты, амалеки и т.п. — это варианты этнонима, выявленного в Библии врага евреев, которые их ненавидели и пророк Моисей уничтожил с помощью Бога13. Р.М. Бартикян при помощи неопровержимых аргументов утверждал, что прозвище Амалек у Лева Армянина прочно ассоциируется с дезинформацией Продолжателя Феофана, Продолжателя Георгия Монаха и Генесия, согласно которым его родители были потомками ассирийцев и знаменитых библейских сыновей царя Сенекерима (Синахериба): Адрамелека и Сарасара, которые убили своего отца и бежали в Армению. На самом деле слово написано неправильно, прозвище схватывается неправильно, потому что должно быть выведено из Адрамелека — то есть Адрамелкиты, но не «Амелекиты»! У Генесия и у Продолжателя Феофана отцеубийцами были объявлены оба родителя Льва: Варда Армянин и его супруга, хотя у последней, разумеется, совершенно иные предки. На самом деле, библейская история основана на реальных исторических фактах и поселенцы из Ассирии неоднократно упоминаются в «Истории армянского народа» отца армянской историографии Мовсеса Хоренаци как предшественники двух армянских нахарарских родов: Арцруни и Кануни

7 Аврамов В. Войната между Византия и България въ 986 година и обсадата на София отъ Императора Василий II Българоубиецъ. София. 1936. С. 70—71 .

8 Ангелов Д., Чолпанов Б. Българска военна история (X—XV век). София, 1994, С. 44.

9 «Византийская держава» // byzantion.ru (дата обращения: 24.12.2013).

10 Продолжатель Феофана / Пер., пред. и прим. Р. Бартикяна // Иноязычные источники об Армении и армянах. Т. 15 (византийские источники. V). Ереван, 1990.

11 Там же. С. 288—289.

12 Iosephi Genesii Regum: Libri Quatuor // CHFB / Ed. A. Lesmuller-Werner, H. Thurn. Berolini, 1978. Vol. 14. P. 3, 4.

13 Исход, 17, 14-15.

27

И. Симеонов. Кем являются «амалкиты» у Иоанна Геометра...

(Гынуни), а также в качестве причины того, чтоб гора Сим была названа в честь их этнарха Сем, и, кроме того — области, где поселились — Сасун14. Средневековый армянский историк Товма Арцруни включает и третьего брата — Ксеркса (Ксерксес), а также утверждает, что армянский царь Вагаршак было тоже из того рода Сасанянк. На самом деле Адрамелек15 был губернатором приграничной ассирийской зоны и никак не мог быть сыном царя Синахериба, так что он также и не отцеубийца. Ксеркс, естественно, не был братом Сарасара, но его настоящий брат был следующий ассирийский царь Асархадон, который 2700 лет до нас из-за чувство мести опустошил и разграбил страну Шубрия, ранее союзную государству Урарту.

Клевета византийской пропагандистской машины об отцеубийстве практически проявляется и находит выражение в судебном процессе над Иоанном Цицикием (Цоцикия, Джоджика) или Сисиния Хрентакия16 17, который обвиняется в измене родине. Его обвиняли в отцеубийстве, хотя и знали, что его отец жив и здоров! Незаконные действия против этого армянина демонстрированы еще до суда, когда его вытащили из церкви Св. Софии, в которой он искал убежище после того как власти узнали, что он хотел убежать к болгарам и послал письма к ним, которые были захвачены и компрометировали его. Император Роман Лакапин будто бы его ослепил! В хронографии Дуклянского просвитера (попа Дуклянина)1 этот рассказ повторен, но у участниках других имена: отец Радослав, а сын Часлав, пришедший из Болгарии!

Следующее ложное обвинение содержится в т.н. «Грамоте Пинция»18, где царь Самуил обвиняется, в том, что первоначально ослепил, а затем задушил своего отца. Причины наличия этих нелепых обвинений — возможный пересказ саги Комитопулов в не сохраненных Хрониках Луция Протоспафария и их обработки латинскими книжниками, которые, без всякого сомнения, использовали некоторые греческие источники, но не были хорошо обучены в качестве переводчиков. Возможно, что братоубийство у Комитопулов тоже окажется прямо противоположное объективной истине. По этому вопросу мы уже писали19, поэтому не будем повторяться. Мы можем только добавить, что описанное поэтом, скорее всего, относится к результату совместных действий Комитопулов и Варда Склира.

Позвольте мне подвести итог. Иоанн Геометр, несомненно, оказывается очень хорошо осведомленным и даже знатоком Комитопулов, иверцев и амалкитов, так что совершенно не случайно был послан как епископ в Мелитину — туда, откуда произошли предки Комитопулов, чтобы прославить свое имя в мире. Мимоходом отметим, что «народ Самуила» упоминается в западноевропейской «Песне о Роланде». Болгарский исследователь A. Суботинов сделал замечание, что не следует искать в поэзии Иоанна Геометра национальной специфики любой ценой, предупреждает о риске исказить объективность научного исследования. Мы полностью разделяем его мнение, и не будем специально

14 В армянском фольклоре название встречается с поправками Сарасар и Санасар, а общее имя Сасанянк и Сасунци — см. эпический цикл «Сасно цырер» и второй его раздел «Давид Сасунский», то есть «Сасунци Давида».

15 В фольклорном варианте — Багдасар, которое, в свою очередь, выведено из «Балтазар».

16 Так у Продолжателя Феофана и только Рентакия — у Феофана Исповедника.

17 Летопись попа Дуклянина. ХХІІ, прим. 75 и следовавшие до 96 вкл. // www.vostlit.info. URL: http://www.vostlit.info/Texts/rus6/Dukljanin/frametext.htm (дата обращения: 24.12.2013).

18 Златарский В. Тъй наречените «Грамоти» на Пинций и неговия син Плезо // Годишник на Софийския университет. 1919—1920. Т. ХУ—ХУІ. С. 1—58.

19 «Армяно-болгарский культурно-информационный офис» // www.facebook.com. URL: https://www.facebook.com/ArmBgKIOffice (дата обращения: 24.12.2013).

28

Материалы по археологии и истории античного и средневекового Крыма. Вып. V

указывать, но все знают, что в отличие от других случаев византийцы называли императора Льва V его реальным, подлинным этнонимом.

Резюме

Одной из важнейших задач, стоящих перед современными византинистами, является истолкование средневековых текстов. Автор исследует свидетельства письменных источников, в результате чего вырабатывает новую трактовку термина «амалкиты». Он предполагает, что ни болгар, ни русских так не называли.

Ключевые слова: амалкиты, Болгария, Византия, Комитопулы, Мелитина.

Summary

One of the biggest challenges facing modern Byzantinists is the interpretation of medieval texts. The author explores the evidence of literary sources, resulting in a new interpretation of the term produces «Amalkits». He suggests that neither Bulgarians nor Russian is not so called.

Keywords: Amalkits, Bulgaria, Byzantium, Cometopuli dynasty, Melitina.

29

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.