УДК 336.148 doi: 10.20310/1819-8813-2017-12-6-22-27
КАЗНАЧЕЙСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК
БАРАНОВА ЮЛИЯ КОНСТАНТИНОВНА
Липецкий государственный технический университет, г. Липецк, Российская Федерация, e-mail: juliaioda@gmail.com
В статье рассматривается казначейский контроль в сфере закупок. Определены субъекты контроля - государственные заказчики, осуществляющие закупки от имени Российской Федерации за счет средств федерального бюджета, в том числе при передаче ими полномочий государственного заказчика в соответствии с бюджетным законодательством РФ, федеральные автономные учреждения, федеральные государственные унитарные предприятия. Указаны объекты контроля: соблюдение требований к обоснованию закупок, при формировании планов закупок, нормирование в сфере закупок, определение и обоснование начальной (максимальной) цены контракта, информация в планах-графиках, условия контракта, цели осуществления закупки. Обозначены документы, подлежащие контролю: планы-графики закупок; извещения об осуществлении закупок; документация о закупках; протоколы определения поставщиков, подрядчиков, исполнителей; проекты контрактов. Указаны системы, обеспечивающие обмен информацией, в процессе проведения казначейского контроля на всех стадиях прохождения закупки: ЕИС, «Электронный бюджет», электронные площадки, региональные и муниципальные информационными системами в сфере закупок; информационная система Федеральной антимонопольной службы. Рассмотрены полномочия Федерального казначейства в сфере контроля за государственными закупками. Описан порядок проведения казначейского контроля: этапы контрольных мероприятий и оформление протоколов контроля. Рассмотрены законы: часть 5 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»; постановление Правительства РФ от 23.12.2015 г. № 1414, которым регламентирован порядок функционирования ЕИС; постановлением Правительства РФ от 12 декабря 2015 г. № 1367, на основании которого осуществляется контроль, предусмотренный частью 5 статьи 99 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», и другие нормативно-правовые акты, регулирующие отношения в сфере закупок.
Ключевые слова: единая информационная система в сфере закупок, казначейский контроль, план финансово-хозяйственной деятельности, план-график
Современный этап развития контроля в сфере государственных закупок направлен на выявление и предотвращение недобросовестных закупок с завышенной начальной (максимальной) ценой контракта, а так же контроля за информацией и сроками размещения и исполнения контрактов и, в конечном итоге, над целевым использованием бюджетных средств.
Контроль в сфере закупок, предусмотренный Законом о контрактной системе, осуществляется на федеральном, региональном, а также муниципальном уровнях. В 2017 г. начал действовать контроль содержания информации, размещаемой заказчиками в ЕИС, предусмотренный в соответствии с частью 5 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» [1]. Одновременно с этим появилось новое понятие - «казначейское сопровождение контрактов».
С 1 января 2017 г. на Федеральное казначейство, финансовые органы субъектов Федерации и муниципальных образований, на управления государственных внебюджетных фондов возложены полномочия по контролю в сфере закупок. Также с 01.01.2017 г. действует целый ряд нормативных правовых актов, имеющих отношение к рассматриваемому контролю.
Согласно Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» [1] и иных нормативных правовых актов, контроль в сфере закупок осуществляют:
- федеральное казначейство, являющееся федеральным органом исполнительной власти, который выполняет правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, (финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образо-
ваний, органы управления государственными внебюджетными фондами);
- федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, ФАС, как орган, контролирующий государственный оборонный заказ, органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, и местного самоуправления, на которые возложены контролирующие полномочия в сфере закупок;
- органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, определенные в соответствии с Бюджетным Кодексом Российской Федерации.
В силу п. 8 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Федеральное казначейство контролирует: соблюдение требований к обоснованию закупок, при формировании планов закупок и обоснованности закупок; нормирование в сфере закупок; определение и обоснование начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в планах-графиках; соответствие поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги условиям контракта; соответствие использования поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги целям осуществления закупки.
Документами, подлежащими контролю, являются: планы-графики закупок; извещения об осуществлении закупок; документация о закупках; протоколы определения поставщиков, подрядчиков, исполнителей; проекты контрактов и их условия. Контроль в отношении данных документов и информации (объекты контроля) осуществляется Федеральным казначейством при их направлении субъектами контроля для размещения в единой информационной системе в сфере закупок (ЕИС). Порядок использования ЕИС установ-
Итак, на Федеральное казначейство возложены полномочия по контролю в сфере закупок, как органа исполнительной власти, осуществляющего правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы РФ и органа внутреннего государственного финансового контроля.
Федеральное казначейство должно осуществлять контроль за соответствием информации об объеме финансового обеспечения для осуществления закупок и информации об идентификационных кодах закупок на разных этапах жизненного цикла закупки (табл. 1).
Таблица 1
лен Приказом Федерального казначейства от 30.12.2015 г. № 26н.
С 1 января 2016 г. вступила в силу основная часть требований законодательства к информационному наполнению, а с 1 января 2017 г. дополнительные требования, предъявляемые к ЕИС относительно включения в ЕИС планов закупок и планов-графиков и информации об их реализации или в части обеспечения возможности подавать через ЕИС заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), (пп. 1-3 п. 3 ст. 4, п. 3 ст. 114 Федерального закона № 44-ФЗ, п. 2 Постановления Правительства РФ от 23.01.2015 г. № 36, Письмо Минэкономразвития РФ от 27.05.2015 г. № Д28и-1392). Постановлением Правительства РФ от 23.12.2015 г. № 1414 [2] регламентирован порядок функционирования ЕИС, а так же «требования к технологическим и лингвистическим средствам системы, в том числе к обеспечению автоматизации процессов сбора, обработки информации и порядок информационного взаимодействия единой информационной системы с иными информационными системами».
Единая информационная система в сфере закупок (ЕИС) - это совокупность информации о закупках товаров (работ, услуг), которая содержится в базах данных, обеспечивающих формирование, обработку, хранение такой информации, а также ее предоставление (передача) с использо-
Объекты контроля в сфере закупок
Проверяемая информация Критерий соответствия проверяемой информации
План-график План-закупок
Информация в извещениях, документации о закупках План-график
Протоколы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) Документация о закупах
Проекты контрактов, направляемые участникам закупок Протоколы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей)
Информация в реестре контрактов Условия контракта
ванием официального сайта единой информационной системы в сети Интернет.
Официальный сайт ЕИС имеет доменное имя www.zakupki.gov.ru, доступ осуществляется на безвозмездной основе и не предполагает установления какого-либо дополнительного лицензионного программного обеспечения. Сайт осуществляет свою работу круглосуточно и непрерывно, за исключением перерывов на регламентные и технологические работы; формирование и просмотр информации и документов осуществляется на русском языке; пользователь сайта ЕИС может самостоятельно зарегистрироваться, отбирать необходимую информацию, просматривать содержащиеся в ЕИС документы в электронном виде и т. д.
В соответствии Правилами, утвержденными постановлением правительства от 23.12.2015 г. № 1414 [2], ЕИС во взаимодействии с другими информационными системами имеет возможность обеспечить:
- формирование, обработку, хранение и предоставление данных участникам контрактной системы в сфере закупок, связанных с планированием закупок;
- использование для оформления документов электронной подписи и возможность ее проверки постоянно, пока храниться информация и документы, содержащихся в ЕИС;
- размещение информации и документов, связанных с закупками и обмен электронными документами между участниками контрактной системы в сфере закупок в рамках планирования закупок;
- формирование и ведение каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
- возможность осуществления мониторинга закупок в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;
- возможность осуществления мониторинга и оценки соответствия планов закупки товаров, работ, услуг, планов закупки инновационной продукции, лекарственных средств и т. д., проектов таких планов, изменений, внесенных в них, проектов изменений, вносимых в такие планы, а также отдельных видов юридических лиц требованиям законодательства РФ об участии субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках согласно Федеральному закону № 223-ФЗ [3];
- возможность проведения анализа и оценки информации о закупках в целях проведения аудита закупок в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ.
ЕИС взаимодействует с государственной интегрированной информационной системой управления общественными финансами «Электронный бюджет» (п. 18 Правил [2]); электронными площадками, обеспечивающими проведение определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, предусмотренными федеральными законами № 44-ФЗ и 223-ФЗ, в электронной форме; «региональными и муниципальными информационными системами в сфере закупок; информационной системой Федеральной антимонопольной службы, обеспечивающей ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков исполнителей), информационными системами контрольных органов в сфере закупок, информационными системами органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля; аналитической информационной системой обеспечения открытости деятельности федеральных органов исполнительной власти, размещенной в сети Интернет (www.programs.gov.ru) (портал государственных программ) и иными информационными системами» в случаях, установленных законодательством РФ [2]. Постановление Правительства РФ от 23.12.2015 г. № 1414 «О порядке функционирования единой информационной системы в сфере закупок».
ЕИС обеспечивает ежедневное копирование размещаемых материалов на резервных носителях и их хранение, что позволяет при необходимости восстановить информацию.
Обозначим субъекты контроля и порядок проведения казначейского контроля в сфере закупок.
Федеральное казначейство ведет казначейское сопровождение контрактов в отношении государственных заказчиков, осуществляющих закупки от имени Российской Федерации за счет средств федерального бюджета, в том числе при передаче ими полномочий государственного заказчика в соответствии с бюджетным законодательством РФ; федеральных бюджетных учреждений, осуществляющих закупки в соответствии с ч. 1 ст. 15 Закона о контрактной системе, а также федеральных автономных учреждений, федеральных государственных унитарных предприятий, проводящих закупки согласно ч. 4 ст. 15 Закона о контрактной системе.
Необходимо отметить, что перечень субъектов контроля для Федерального казначейства может быть расширен в случае исполнения Федеральным казначейством в соответствии с частью 2 ст. 166.1 БК РФ [4] «отдельных функций финансовых органов субъектов РФ (финансовых органов муниципальных образований), органов
управления государственными внебюджетными фондами по исполнению соответствующих бюджетов». При этом Федеральное казначейство на основании соглашений, будет вести контроль и в отношении финансовых органов и органов управления государственными внебюджетными фондами.
В соответствии с Правилами осуществления контроля, предусмотренного Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (часть 5 статья 99), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.12. 2015 г. № 1367 [5], Федеральное казначейство и финансовые органы субъектов осуществляют ряд контрольных мероприятий в сфере закупок.
Органы Федерального казначейства сопоставляют информацию об объеме финансового обеспечения, которая подлежит включению в планы закупок, с аналогичной информацией о лимитах бюджетных обязательств на соответствующую закупку товаров, работ, услуг на финансовый год и плановый период, доведенных до получателя бюджетных средств. Они также проверяют информацию о показателях выплат на закупку товаров, работ, услуг, включенных в планы финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, об объемах финансового обеспечения осуществления капитальных вложений, содержащихся в соглашениях о предоставлении субсидий на осуществление капитальных вложений, предоставляемых государственным (муниципальным) унитарным предприятиям в соответствии со ст. 78.2 БК РФ.
Кроме того, контролю подлежит информация о начальной (максимальной) цене контракта, цена контракта, по соответствующему идентификационному коду закупки, информация, содержащейся в плане-графике закупок, в плане-закупок, в извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), проекте контракта, и (или) в документации о закупке, в протоколе определения поставщика (подрядчика, исполнителя), протоколе определения поставщика, в реестре контрактов, заключенных заказчиками, а также в сведениях о контракте, направленных для включения в реестр контрактов, содержащий сведения, составляющие государственную тайну [5].
В случае выявления в ходе проверки указанных выше документов подлежащих контролю и сведений каких-либо недостатков, должностные
лица Федерального казначейства направляют субъектам контроля протокол с указанием выявленных нарушений. Объекты контроля, которые подлежат в соответствии с Законом о контрактной системе размещению в ЕИС, не размещаются в информационной системе до устранения нарушения. В случае устранения недостатков проводится повторный контроль.
Протокол, с указаниями выявленных нарушений с отметкой о несоответствии контролируемой информации направляется субъекту контроля. При этом такой объект контроля не подлежит размещению в ЕИС (п. 15 Правил контроля) [5].
Если же по результатам проверки факты несоответствия контролируемой информации требованиям, прописанным в части 5 статьи 99 Закона о контрактной системе, установлены не будут, объекты контроля, подлежащие размещению в информационной системе в течение одного рабочего дня со дня направления объекта контроля для размещения в информационной системе.
Федеральное казначейство по результатам контроля (п. 8 Правил контроля), формирует отметку о соответствии контролируемой информации (п. 14 Правил контроля) в течение трех рабочих дней со дня поступления документа (объекта контроля) на согласование в орган контроля. Контролирующий орган в течение трех часов с момента формирования результатов контроля направляет уведомление в электронной форме субъекту контроля о результатах проверки.
Таким образом, казначейское сопровождение контрактов осуществляют федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (Федеральное казначейство), финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, органы управления государственными внебюджетными фондами. Контролю подлежат планы-графики закупок; извещения об осуществлении закупок; документация о закупках; протоколы определения поставщиков, подрядчиков, исполнителей; проекты контрактов и их условия (объекты контроля). Контроль в отношении указанных документов и информации осуществляется Федеральным казначейством при их направлении субъектами контроля для размещения в единой информационной системе в сфере закупок (ЕИС).
Четкое соблюдение законодательства: Закона о контрактной системе, правил контроля, предусмотренных постановлением Правительства, порядка размещения информации и объектов кон-
троля в ЕИС, регистрация и прохождение контроля будет быстрым, прозрачным и сократит нарушения при планировании закупок и исполнении контрактов.
Литература
1. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: федер. закон от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ // Доступ из справ.-правовой сиситемы «Консуль-тантПлюс».
2. О порядке функционирования единой информационной системы в сфере закупок: постановление Правительства РФ от 23.12.2015 г. № 1414 // Доступ из справ. -правовой сиситемы «Кон-сультантПлюс».
3. О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц: федер. закон от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ // Доступ из справ.-правовой сиситемы «Кон-сультантПлюс».
4. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 г. № 145-ФЗ (ред. от 29.07.2017) // Доступ из справ.-правовой сиситемы «КонсультантПлюс».
5. О порядке осуществления контроля, предусмотренного частью 5 статьи 99 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: постановление Правительства Российской Федерации от 12.12.2015 г. № 1367 // Доступ из справ.-правовой сиситемы «КонсультантПлюс».
References
1. O kontraktnoj sisteme v sfere zakupok tovarov, rabot, uslug dlya obespecheniya gosudarstvennykh i munitsipal'nykh nuzhd: feder. zakon ot 05.04.2013 g.
№ 44-FZ [About contract system in the sphere of purchases of goods, works, services for ensuring the state and municipal needs: federal law on 05.04.2013 № 44-FL] // Dostup iz sprav.-pravovoj sisitemy «Konsul'tantPlyus».
2. O poryadke funktsionirovaniya edinoj informatsionnoj sistemy v sfere zakupok: postanovleniye Pravitel'stva RF ot 23.12.2015 g. № 1414 [About an order of functioning of a unified information system in the sphere of purchases: resolution of the Government of the Russian Federation on 23.12.2015 № 1414] // Dostup iz sprav.-pravovoj sisitemy «Konsul'tantPlyus».
3. O zakupkakh tovarov, rabot, uslug otdel'nymi vidami yuridicheskikh lits: feder. zakon ot 18.07.2011 g. № 223-FZ [About purchases of goods, works, services as separate types of legal entities: federal law on 18.07.2011 № 223-FL] // Dostup iz sprav.-pravovoj sisitemy «Konsul'tantPlyus».
4. Byudzhetnyj kodeks Rossijskoj Federatsii ot 31.07.1998 g. № 145-FZ (red. ot 29.07.2017) [Budget code of the Russian Federation on 31.07.1998 №145-FL (edition on 29.07.2017)] // Dostup iz sprav.-pravovoj sisitemy «Konsul'tantPlyus».
5. O poryadke osushchestvleniya kontrolya, predusmotrennogo chast'yu 5 stat'i 99 Federal'nogo zakona «O kontraktnoj sisteme v sfere zakupok tovarov, rabot, uslug dlya obespecheniya gosudarstvennykh i munitsipal'nykh nuzhd: postanovleniye Pravitel'stva Rossijskoj Federatsii ot 12.12.2015 g. № 1367 [About a procedure of the control provided by 5 part of 99 article of the Federal law «About contract system in the sphere of purchases of goods, works, services for ensuring the state and municipal needs: resolution of the Government of the Russian Federation on 12.12.2015 № 1367] // Dostup iz sprav.-pravovoj sisitemy «Konsul'tantPlyus».
* * *
TREASURY MAINTENANCE IN THE SPHERE OF PURCHASES
BARANOVA YULIYA KONSTANTINOVNA Lipetsk State Technical University, Lipetsk, the Russian Federation, e-mail: juliaioda@gmail.com
In article the author considered treasury control in the sphere of purchases, defined subjects of control - the state customers conducting procurements on behalf of the Russian Federation through means of the federal budget including during transfer of powers of the state customer by them according to the budget legislation of the Russian Federation, federal autonomous institutions, the federal state unitary enterprises, specified subjects to control: observance of requirements to justification of purchases, when forming plans of purchases, rationing in the sphere of purchases, definition and justification of the initial (maximum) price of the contract, information in scheduled plans, terms of the contract, the purchase implementation purposes, designated the documents which are subject to control: scheduled plans of purchases; notices on implementation of purchases; documentation on purchases; protocols of definition of suppliers, contractors, performers; drafts of contracts, also specified the systems providing exchange of information in the course of carrying out treasury control at all stages of passing of purchase: UIS, «The electronic budget», electronic platforms, regional and municipal information systems in the sphere of purchases; information system of the Federal antimonopoly service, also considered powers of Federal Treasury in the sphere of control of government procurement, described the order of carrying out treasury control: stages of control actions and execution of protocols of control, also considered laws: 5 part of 99 article of the Federal law
on 05.04.2013 № 44-FL «About contract system in the sphere of purchases of goods, works, services for ensuring the state and municipal needs»; the resolution of the Government of the Russian Federation on 23.12.2015 № 1414 which regulated an order of functioning of EIS; the resolution of the Government of the Russian Federation on December 12, 2015 № 1367 on the basis of which there is control provided by 5 part of 99 article of the Federal law «About Contract System in the Sphere of Purchases of Goods, Works, Services for Ensuring the State and Municipal Needs» and other normative legal acts governing the relations in the sphere of purchases.
Key words: unified information system in the sphere of purchases, treasury control, the plan of financial and economic activity, the scheduled plan
Об авторе:
Баранова Юлия Константиновна, ассистент кафедры финансов, налогообложения и бухгалтерского учета Липецкого государственного технического университета, консультант отдела казначейского исполнения бюджета Управления финансов Липецкой области, г. Липецк
About the author:
Baranova Yuliya Konstantinovna, Research Assistant of the Finance, Taxation and Accounting Department, Lipetsk State Technical University, Consultant of the Treasury Budget Implementation Department, Management of Finance of the Lipetsk Region, Lipetsk
YU. K. BARANOVA