Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 33 (287).
Политические науки. Востоковедение. Вып. 13. С. 130-134.
И. И. Бекмирзаев
КАЗИЙСКИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ В МАВЕРАННАХРЕ: ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ, ИСТОРИЧЕСКИЙ И ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ
В статье на основе оргинальных рукописных произведений исследуются история и порядок написания документов в учреждениях кази в исламском мире и Мавераннахре. Рассматривается оформление документов в Казихане Самарканда и Бухары, деятельность казиев в Х-ХШ веках, которые и сейчас являются основой современной правовой системы.
Ключевые слова: Садр Шахид, Уструшани, Сарахси, Мавераннахр, кази, факих, фикх, мусульманское право, иджтихад, муджтахид, муфти, мазхаб.
Из истории нам известно, что система кази Мавераннахра является юридически обоснованной государственной структурой. Однако до сегодняшнего времени основные принципы ее деятельности не нашли научного обоснования. Известно, что ряд таких зарубежных исследователей, как В. В. Бартольд1, О. Г. Большаков2, О. Д. Чехович3, Йозеф Шахт4, Улрих Ребшток5 Шафи^ Чехата6, Эмиле Тян7, Редро Чалмета, Федрико Карриенте8, Жулиано Ри-берта9, Франсиско Аквиери Садаба10, Жинетте Вакин11, Михайил Тунг12, Ваел Халлак13 проводили научные поиски, посвященные исследованию системы казиев, осуществлявших свою деятельность в мусульманских регионах в Х-ХШ веках. Из узбекских исследователей мы можем отметить Б. А. Казакова, который исследовал официальные документы, составленные казиями по ряду правовых вопросов в период от монгольского нашествия до вхождения Средней Азии в состав царской России14.
Начиная с X века, в Мавераннахре начинается определенная систематизация отрасли науки фикха. В этот период ученые Мавераннахра начали собирать фетва, относящиеся к ханафит-скому мазхабу. Одним из первых ученых, начавших сбор фетва ханафитского мазхаба, был Абу Лайс Самаркандий, который в своих произведениях «ан-Навазил» и «Уйюн ал-масаил» привел фетва предыдущих ученых.
В средние века составление и оформление юридических документов в учреждениях кази городов Мавераннахра имело свои особенные формы. Кроме этого, документ у каждого кази имел свой порядок составления и структуру. Самое интересное в том, что написание этих документов и их официальное оформление почти полностью соответствуют современным правилам оформления юридических документов.
Необходимо отметить большую роль факи-
хов Ирака, в частности Хассафа, в формировании учреждений кази Мавераннахра. На основе опыта государственности, сформированного в Мавераннахре, и стремления учёных к новому, факихи стали внедрять в судебную практику меры, соответствующие социальным условиям региона, которые не существовали в практике иракской школы. Всё это, естественно, было разработано в целях облегчения процессов обращения к казиям и доказательства правды.
Кази Мавераннахра при ведении судебных дел наряду с услугами секретаря использовали услуги его помощника мусаъида. В случае возбуждения иска по какому-либо рассматриваемому делу секретарём кази или мусаъидом в документе отмечался день посещения кази каждым гражданином с иском. Этот документ руцаъ давался лично в руки истцу, с этим документом он в назначенный день должен был прийти в учреждение кази. Записи о том, кто, в какой день должен войти с иском к кази делались заранее в специальной тетради тазкире. Эта процедура осуществлялась для того, чтобы не перепутать дни посещения кази каждым гражданином в определенный срок по исковому делу. Тазкира хранилась в специальном месте камтаре, где хранились отдельные документы. Архив хранящихся документов назывался “харита ал-кази”15.
В период, предшествовавший Хассафу, истцы впускались к кази в зависимости от повестки дня. Однако позднее, в связи с увеличением числа истцов Хассаф предложил определять порядок обращения, день посещения истцами кази при помощи бросания куръа (жребий)16. Учёные Мавераннахра, в том числе Сарахси, выразили мысль о том, что пришедшие к кази должны входить к нему по очереди14.
Как и в период халифатов Омейядов и Абба-сидов, в Мавераннахре правительство опреде-
лило казиям месячное жалование. Однако много споров среди учёных вызвал вопрос об оплате казиям выходного дня. Учёные из Балха17, принимая во внимание то, что кази в выходной день не были заняты, предложили не оплачивать им выходные. Учёные Мавераннахра, признавая, что выходной день оказывает положительное влияние на рабочие дни, считали необходимым оплачивать и те дни, в которые кази был свободен от дел. По их мнению, отдых помогает кази внимательно изучать исковые дела и выносить справедливый приговор15.
В Мавераннахре каждый кази вёл специальные книги по “сак ал-‘икар” (недвижимое имущество), “диййа‘” (крупное землевладение), “'уруд” (оптовые товары), “вакф” (имущество вакф). В этих книгах был список имущества, принадлежащего сиротам, вакфу, наследованию, а также другого имущества16.
В вопросе осуществления деятельности нового назначенного кази факихи Маверан-нахра высказывают целый ряд рекомендаций. Например, в первую очередь кази должен установить хорошие отношения с крупными факихами, учёными и праведниками, живущими на территории вилаята (провинции). Здесь можно увидеть два положительных момента. Во-первых, для ведения справедливого судопроизводства в деятельности кази нужна была поддержка тех людей, категория которых была выше. Во-вторых, когда назначается новый кази, граждане хотят с ним побыстрее познакомиться, увидеть его. С этой точки зрения для кази полезно познакомиться с учёными и праведниками, потому что при освобождении от должности правительство проводило ревизию его дивана. Факихи Бухары определяли срок ревизии не менее чем в один месяц и поэтому в обязательном порядке ставили условие избрать в народе гарантов в тот период, когда кази был в должности. Несмотря на это, иракские и мавераннахрские улама разъясняли, что на должность кази можно назначать человека, не имеющего научного потенциала. В этом случае ставились следующие условия: рядом с кази всегда должен был быть муфтий или при вынесении решения по каждому иску кази должен был посоветоваться с факихами. Такой порядок ведения дел в учреждениях кази Ма-вераннахра доказывает, что муфти тоже вёл свою деятельность и имел полномочия давать правовые консультации кази.
В произведении Садр Шахида «Шарх Адаб ал-кази ли-л Хассаф» можно почерпнуть важ-
ные сведения об истории института кази нашей страны. Сведения, приведённые в произведении «Шарх Адаб ал-кази ли-л Хассаф», целесообразно изучать, поделив их на две группы:
1) вопросы, связанные с институтами и учреждениями кази;
2) проблема уголовного процесса в исламе и вопросы, связанные с решением данной проблемы. В эту группу входят вопросы, связанные с принесением клятвы (условия признания или непризнания преступления); защитники и представители (адвокатские условия) в уголовном процессе; свидетели в уголовном процессе в исламе; общие правила для свидетелей, очной ставки и ведения допроса; вопросы, связанные с вынесением приговора, задержанием и арестом; условия для посредничества «шафи‘» в вопросах имущества и купли-продажи; общие условия деятельности кази; ведение следствия кази между сторонами и определение ограничительных наказаний, условия их исполнения и другие разделы.
Рассматривая вопрос исковых заявлений, их структуру, можно отметить, что в подавляющем большинстве указаны полные имена истцов и ответчиков. Заявления написаны просто, после указания имени излагается событие, ставшее причиной подачи иска. Например, «ана адда‘и ‘ала фулан бин фулан лианна хува казафани фи-с-суук» (я, такой-то, предъявляю иск такому-то, поскольку он клеветал на меня на базаре (рынке)), если есть свидетели, то их полные имена тоже вносились в документ. Когда количество похожих исковых заявлений достигало 50-100, кази собирал их и клал в отдельную посуду (в источниках такая посуда называется «бунду-ка»), затем он бросал жребий и таким способом определял день приёма враждебных сторон. Согласно свидетельству Садр Шахида, в Средние века в качестве дня отдыха для кази в Ираке была определёна суббота, в Сирии - понедельник, в Бухаре и Самарканде - вторник18. Наряду с этим, в отличие от других регионов, лишь в Самарканде и Бухаре для кази сохранялось полное жалование и в дни отдыха. В странах мавераннахрского региона «уммал ас-султан» был определён как день отдыха для государственных деятелей. Кази региона могли также самостоятельно определять свой день отдыха в зависимости от своего рабочего расписания. Однако, несмотря на это, большинство кази предпочитали в качестве дня отдыха вторник19.
В вопросе приёма дел дивана новым назначенным кази от кази, уходящего в отставку, фа-
кихи размышляют следующим образом: новый назначенный кази перед тем, как взять на себя ответственность, посылает своего доверенного и полномочного представителя (представитель может быть назначен и городским главным судьей - кази ал-кузат) для проведения ревизии дивана кази, уходящего в отставку. Задачи ревизионистов заключаются в следующем:
1) изучить причины подачи в отставку уходящего кази;
2) полностью проверить диван кази и мешок с хранящимися в нём исковыми заявлениями, камтару, где хранятся списки исполнения приговоров и наказаний, договоры купли-продажи, вакф, список имущества товара, взятого в залог, список заключённых, приговоры, вынесенные по делам, рассмотренным на заседании учреждения кази, отчёты по истцам и ответчикам, завещания, назначенные пособия и всё остальное.
Если кази добровольно уходит в отставку, он может сам или через полномочных представителей представить будущему кази диван кази. Когда кази уходит в отставку по причине поданной на него жалобы, в случае если не найдено никаких недостатков в документах учреждения кази, кази допрашивается представителями ревизионной группы; отчёт, подготовленный по результатам следствия, представляется новому назначенному кази в учреждение кази.
Все документы, в которых отражены решения и приговоры кази, принятые по рассмотренным вопросам в учреждении кази, писались в двух экземплярах, один из которых хранился в архиве учреждения кази, а второй давался на руки противным сторонам. В случае утери экземпляра, хранящегося в архиве, копия, которая есть на руках противных сторон, не считалась подлинной, потому что противник мог внести в неё изменения, исходя из своих личных интересов.
Каждый кази был обязан вести в процессе своей деятельности «китаб ал-махбусиин» (книга заключенных), в которой обязательно записывалось полное имя взятого под арест, полное имя его отца, деда, причина и дата взятия под арест. Новые назначенные кази делали копию с этой книги и хранили её в новом, созданном ими диване. По мнению Садр Ша-хида, копия с книги заключенных должна была быть подтверждена кази, уходящим в отставку. Кроме этого, новый кази перед оформлением и регистрацией данной книги должен был прове-
сти беседу с каждым осужденным и, если среди них были те, кто осужден несправедливо, в результате насильственных действий, пересмотреть дело. Для этого заключённый должен был представить двух свидетелей, подтверждающих его невиновность. По поводу случаев, когда свидетели не могли доказать несправедливость ареста, между факихами существуют разногласия. Если Уструшани считает, что можно освободить заключенного с условием «кафил» (взятие на поруки), то ряд улема придерживаются другого мнения: пока нет точных доказательств, наказание нельзя отменить. Если крупнейшие факихи ханафия Абу Юсуф и Имам Мухаммад считают достаточным согласие «взять на поруки», то Абу Ханифа и Сарахси считают, что, принимая во внимание неопределённость их личности и обещаний, нельзя остановить наказание20.
Факихами также рассматривается вопрос соответствующего места для исполнения функций кази. По мнению Садр Шахида, кази должен выносить приговор в месте, определённом султаном, по поводу проведения заседаний в доме кази приводит следующие вероятные случаи: во-первых, когда кази отдыхает, он может неохотно принимать заявление противных сторон; во-вторых, проведение заседания дома может стать причиной повышения народного сомнения, подозрительности (возрастает недоверие к кази, подозрение во взяточничестве кази); в-третьих, при таких условиях кази может принять сторону кого-либо из судящихся, то есть может стать необъективным.
Лишь только ибн Халил Тараблуси эту ситуацию оценивал умеренно. В качестве доказательства он приводит случай с факихом Шу-райхом, когда тот в дождливый день вынужден был проводить заседание дивана кази дома, поэтому он считает, что, если в чрезвычайных ситуациях ведение заседания дивана дома легче, чем в учреждении кази, то проведение заседания и вынесение приговора дома позволительно.
Некоторые ханафитские факихи, приводя в качестве доказательства проведение заседания и принятие решений в мечети Омаром, Османом, Али, считают, что для учреждения кази можно выделить часть мечети.
По мнению Бурхануддин Махмуда Бухари, в случае, если кази превращает часть мечети в учреждение кази, то есть делает себе «мавцеъ», то это будет удобно для противных сторон для нахождения учреждения кази. Когда во время
исполнения приговора кази в стороны киблы, факихи создают союз. В источниках кази говорится о том, что его шкаф всегда стоял справа от кази.
В вопросе отношений истца и кази Устру-шани призывает кази к серьёзности, по его мнению, пока истец сам не начнёт разговора
о своём иске, кази не должен задавать вопросов, он должен хранить молчание. По мнению же бухарских факихов, как раз наоборот, кази должен первым спросить у истца о причине подачи иска.
Каждая фраза, каждое слово, сказанное в процессе слушания дела на заседании кази, должно быть записано секретарём и представлено кази. Кази зачитывает его истцу и просит подтвердить ещё раз правильность написанного. Затем письменная жалоба истца сравнивается с заявлением, поданным истцом во время рукъа. Только в том случае, если содержание двух документов совпадает, кази ставит свою печать на исковое заявление. Затем личность, обвиняемая в качестве ответчика, подвергается допросу со стороны кази. Если обвиняемый считает себя невиновным, кази даёт время истцам для сбора и представления необходимых доказательств и свидетелей. В случае если не найдены необходимые доказательства, то кази должен был заставить стороны принести клятву именем Корана и Аллаха. Здесь необходимо отметить, что в источниках, касающихся кази, важное место занимает глава «касам» (клятва). Это позволяет сделать вывод о том, что в средние века в центральных городах Маверан-нахра к принесению клятвы относились весьма ответственно. Если вдруг становилось известно, что клятва была принесена ложно, то в пятницу извещали народ о тех, кто принёс ложную клятву. В результате в дальнейшем свидетельство и деятельность, иски этих личностей не принимались во внимание. Факихи едины в запрете на рассмотрение и принятие решения рассерженным, голодным кази. Садр Шахид не считал молодых подростков достойными быть кази, по его мнению, молодой парень из-за своей похоти, чувственности, вожделения может стать на сторону истцов или ответчиков-деву-шек, женщин. Абу Жаъфар Тахави в ряд качеств, которыми должен обладать кази, включает ещё и серьёзность, умение не смеяться, не издеваться над другими и условие не кушать во время рассмотрения искового дела.
Секретарь учреждения кази вносит в протокол все сведения, необходимые по делу, в том
числе сведения по вопросам, связанным с кази, истцом, ответчиком, обвиняемым, свидетелем, и подшивает их в архив. Например, если первоначально в документ внесены полное имя истца и его предков, его куня, наименование его рода, профессия, то сведения о личности, против которой был дан иск, записываются после объявления решения кази по данному вопросу. Если личность человека, участвующего в заседании в качестве свидетеля, неизвестна кази, то в качестве дополнения к полному имени и происхождению свидетеля необходимо было записать в протокол ещё и место его проживания, махалла, адрес мечети, в которой он молится.
По мнению Сарахси, если дело, рассматриваемое в учреждении кази, имеет отношение к массе людей, то решение кази необходимо огласить перед большой группой людей. Если же дело относится к одному или двум лицам, кази мог не собирать большое количество людей. Согласно ибн Халил Тараблуси, при объявлении решения кази одному или двум лицам присутствие родственников сторон обязательно (кроме иностранцев, гостей).
Факихи считали единоличное принятие решения кази не очень правильным. Они считали наилучшим вариантом привлечение к процессу факихов и опытных учёных. Здесь можно увидеть следующие положительные стороны: меньше недовольства от принятого кази решения, уменьшение количества ошибок и недостатков в процессе рассмотрения иска, восстановление справедливости кази, вынесение решения в присутствии верных свидетелей. Это положение в книгах кази называется маш-варат ал-кази.
Известно, что под влиянием своеобразных традиций и условий каждого времени система судебного делопроизводства в учреждениях кази постоянно регулировалась факихами. Кази Мавераннахра внесли достойный вклад в развитие деятельности учреждений кази благодаря своему опыту и методам ведения судебных дел. Действия по формированию ведения судебного производства на основе принципов справедливости, начатые в период Уммави-дов, были реформированы учёными мазхаба ханафия в период правления Аббасидов13. И в учреждениях кази Мавераннахра в качестве основы ведения судебной деятельности взяты законы мазхаба ханафия в соответствии с законами шариата. Необходимо отметить, что в тех мусульманских регионах, где придержива-
лись мазхаба ханафия, целый ряд источников, созданных иракскими факихами, служил в качестве основополагающего документа в судебном делопроизводстве учреждений кази.
Что касается постмонгольских реалий в Центральной Азии, то здесь мы скорее наблюдаем сращивание различных институтов духовенства (шайх ал-ислам, суда казиев, уммал ас-султан и т. п.) с государственным аппаратом. Это сращивание выражалось в устоявшемся принципе прямого назначения (или по крайней мере «высочайшего утверждения») правителем удобных, «угодных» ему кандидатов на соответствующие должности (верховного кази, того же шайх-ал-ислам и др.). Следовательно, эти институты оставались подконтрольными государству, что, естественно, ограничивало независимость духовенства. Одновременно само государство де-факто сохраняло светский образ управления, в котором без особых конфликтов уживались чингизидские нормы политического правления и исламские предписания, с чем духовенство тоже мирилось.
Примечания
1 См.: Бартольд, В. В. Туркестан в эпоху монгольского нашествие. Т. I // Бартольд, В. В. Соч. М., 1963. С. 760.
2 См.: Большаков, О. Г. Два вакфа Ибрагима Тамгач-хана в Самарканде по хронологии и генеалогии / пер с англ. и примеч. П. А. Грязне-вича. М., 1971. С. 56.
3 См.: Чехович, О. Д. Документы к истории аграрных отношений в Бухарском ханстве. Вып. 1: Акты феодальной собственности на землю XVII-XIX вв. Ташкент, 1954. 268 с.
4 См.: Schacht, J. Das кйаЬ as-Suf a aus dem al-gаmi‘ al-Kabir fis-Surut des Abu Ga’far Ahmad ibn Muhammad at-Tahаwi. Heidelberg : Carl Winter's Universitätsbuchhandlung, 1930. Р. 58; Schacht, J. Das кйаЬ adkаr al-huquq war-ruhun aus dem al^mi‘ al-Kabir fis-Surut des Abu Ga’far Ahmad ibn Muhammad at-Tahаwi. Heidelberg : Carl Winter's Universitätsbuchhandlung, 1927. Р. 38.
5 См.: Ulrich, R. A Qadi’s Errors // Islamic law and society. 1999. № 6. Р. 1-38; Уша муаллиф. Abwägen als Entscheidungshilfe in den usûl al-fiqh : Die anfänge der targîh-Methode bei al-Gassоs // Der Islam (Zeitschrift für geschichte und kultur des Islamischen orients). 2003. № 80. Р. 110-122.
6 См.: Chehata Chafik, T. Theorie Generale de l’obligation en Droit Musulman, les sujets de l’obligation avec une bibliographie,une methodologie et un tableau general de la theorie de l’obligation en droit Hanefite. Le Caire : Imp. F. E. Noury & Fils, 1936. Р. 367.
7 См: Tyan, E. Le Notariat et le regime de la pre-vue par ecrit dans la pratique du Droit Musulman. Lyon : Universite de Lyon, 1945. Р. 99; Tyan, E. Histoire de L’organisation Judiciaire en Pays D’Islam. Leiden : E. J. Brill, 1960. Р. 673.
8 Chalmeta, P. Formularo notarial Hispano-Arabe(por elalfaqui y notario cordobes Ibn al-At-tar (sX) / P. Chalmeta, F. Carriente. Madrid : Academia Matritense del Notariado Instituto HispanoArabe De Cultura, 1983. Р. 675.
9 См.: Riberta, J. Este formulario ha sido objeto de la tesis doctoral de dona Asuncion Ferreras Sanchez / J. Riberta, M. Asin. P. : Universidad Complutense, 1991. Р. 256.
10 См.: Ahmad, B. Mugit al-Tulaytuli (m.459 / 1067). Al-Muqni‘ fi ‘ilm al-Surut (formulario na-tarial) / ed. F. J. Aguirre Sadaba. Madrid, 1994. Р. 405.
11 См.: Jeanette, A. Wakin. The Function of Documents in Islamic Law : The Chapters on Sales from Tahawis Kitab al-Shurut al-Kabir. Albany State University of New York Press, 1972. Р. 203.
12 См.: Michael., H. Thung. Written obligations from the 2nd/8th to the 4th/10th century. Amsterdam : Amsterdam University press, 1997. 135 б; Шу муаллиф. Written obligations from the 2nd/8th to the 4th/10th century // Islamic Law and Society. Vol. III. Leiden : E. J. Brill, 1996. Р. 3-13.
13 См.: Hallaq, W. B. Model Shurut Works and the Dialectic of Doctirine and Practice // Islamic Law and Society. Vol. II. Leiden : E. J. Brill, 1995. Р. 109-134; The qadi’s diwan(sijill) before the Ottomans // Bulletin of the School of Oriental and African Studies, University of London. Vol. 61, № 3. (1998). Р. 415-436.
14 См.: Казаков, Б. А. Документальные памятники Средней Азии. Ташкент, 1987. С. 87.
15 См.: Садр Шахид. Шарх Адаб ал-кази ли-л Хассаф. Багдад : Дар ал-араб, 1977 / 78. Т. 1. С. 256.
16 Там же. С. 258.
17 Исторический город в Иране.
18 См.: Садр Шахид. Т. 1. С. 278.
19 Там же. С. 250.
20 Там же. С. 412.