Научная статья на тему 'Казанскому техникуму легкой промышленности 85 лет'

Казанскому техникуму легкой промышленности 85 лет Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
436
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Казанскому техникуму легкой промышленности 85 лет»

статхи в семейном, школь-недостатки воспита-с молодежью на произ-Поэтому школа в воспита-призвана быть центром воспитания учащихся [2].

ональному обучению асе воспитанники, которые ности. В практике ра-льного обучения при-ннятые методы обуче-забочих. При организации -суго обучения учитыва-_ и психические качества :~-ссобности и мотивы вы-лрофессии, возможно-£ л трудоустройства по-сгл. наличие имеющихся в : училище при ВК ма-~;-:кой базы; сроки со-:-гт^нников в колонии и условия, значение в обеспечении процесса имеет коллек-юлонии. Важно разрабо-единые режимно-требования к осужден-отражающие принципы лгаствующие в условиях 1я в интересах фор-льных и устранения качеств личности. Ре-ческие требования пред-

..'е высоких нравствен-

плинированности, ко-лривычным для чело-ведения. «В нашем об-А.С. Макаренко, - дис-человеком мы имеем ■ ько такого, который :зиях сумеет выбрать не, наиболее полез-и найдет в себе твер-такое поведение до

1 ; несовершеннолетних

важны и такие формы обучения и воспитания, как привлечение их к самодеятельности путем создания здорового коллектива и самодеятельных организаций.

Первичные коллективы организуются по школьно-бытовому принципу: отделение - класс. Во многих колониях применяется так называемый сквозной принцип: отделение - класс - бригада. Практически такое формирование первичных коллективов удобно, так как отделение, закрепленное за воспитателем, формируется из группы осужденных, обучающихся в одном классе, работающих на производстве, обучающихся профессии в составе одной группы. Такая организация первичного коллектива дает возможность объединить усилия воспитателя, учителя и мастера и направленных на определенную группу осужденных. Коллектив имеет свои органы самоуправления. Такими органами являются советы и собрания отделений, отрядов и колонии.

Таким образом, успех того или иного воспитательного средства, применяе-

мого в условиях воспитательной колонии, зависит от конкретной обстановки, от учета психологических свойств, психологических процессов и состояний воспи-туемых, от знания особенностей личности несовершеннолетнего осужденного, от цели применения избранного средства, от единства действий воспитателей на производстве, в учебе и быту во время досуга, от педагогического мастерства воспитателей.

В то же время следует обратить особое внимание на превинтивные меры условного наказания, индивидуальных форм работы по отношению к несовершеннолетним.

Литература:

1. Александровский Ю.В. Положение о

воспитательно-исправительных заведениях для несовершеннолетних. -СПб.: Издание

редакции «Новое законодательство», 1909.

2. Ильина Т.А. Общие основы педагогики. -М., 1997. - С. 96.

3. Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей. В 7-ми т. -М., 1960. - т. 4. - С. 352.

КАЗАНСКОМУ ТЕХНИКУМУ ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

ГЛ. Саурова, директор техникума

Казанский техникум легкой промышленности (КТЛП) был открыт 1 мая 1920 года и поначалу назывался Казанский районный кожевенный техникум Татарии, Урала и Сибири.

Основанию именно кожевенного учебного заведения способствовало то, что Казань еще до революции славилась обработкой кож. Продукция фабрики «Полар» (ныне «Спартак») находила широкий сбыт. Производство товаров, резко

-85 ЛЕТ

сократившееся во время гражданской войны, стало быстро возрастать после ее окончания.

К тому же расширение подготовки специалистов по обработке овчин, мехов, по производству войлоков, валяной и кожаной обуви, головных уборов было продиктовано наличием в губернии множества кустарных частных предприятий и большого количества шкур крупного рогатого скота и овчин, скопившихся за

годы войны и разрухи. Возникла потребность в квалифицированных кадрах, и в первую очередь - в техниках-технологах по выделке кож.

Вот что писал в своем обращении в Казанский губернский отдел народного образования профессор Казанского политехнического института Федор Тимофеевич Иванов, главный инициатор открытия техникума: «огромный недостаток школ профессионального характера в России особенно ощутимо отзывается на кожевенной промышленности. Россия как страна преимущественно земледельческая, обладающая большими ресурсами кожевенно-овчинного сырья, включая около 10-ти тысяч мелких кожевенных заводов, не имеет образованных специалистов, по-прежнему продолжает работать по-кустарному».

23 апреля 1920 года был утвержден состав преподавателей техникума и избран его первый директор - Андрей Андреевич Гут. Правления Таткожтреста, Таткожсоюза, учитывая важность профессионально-технического образования для поднятия мощности кожевенной промышленности республики Татарстан, оказали положительное влияние на комплектование кадров и его финансовую базу.

Первоначально срок обучения в техникуме составлял 3 года, и выпуски были немногочисленны. Первые 11 техников-технологов кожевенного производства вышли из стен учебного заведения в 1923 году. А когда заработали фабрики строившегося в Казани мехового комбината, в техникуме открылось меховое отделение, позднее ставшее самостоятельным учебным заведением.

После открытия в 1929-м году валяльно-войлочного отделения он был преобразован в индустриально-политехнический техникум с подготовкой спе-

циалистов для меховой, валяльнофетровой и скорняжной промышленности.

С каждым годом увеличивалось количество студентов, которых готовили не только для местных фабрик.

За 85 лет в КТЛП подготовлено свыше 18 тысяч специалистов по более чем десяти специальностям. Среди них лауреаты Государственных премий, ученые, Заслуженные работники отраслей легкой промышленности, Герои Советского Союза и другие известные и уважаемые люди нашего Отечества.

В этом почетном списке находятся выпускники 1928-го года - профессор И.Л.Страхов, 1932-го года - лауреат Государственной премии, автор множества изобретений, в частности, актуального сегодня трафаретного (рисунчатого) крашения мехов Кашафетдин Шамсутдинов, заслуженный деятель науки и техники И.М.Мастюков и др.

Специалисты меховой промышленности - выпускники КТПЛ - внесли заметный вклад в победу над фашизмом в годы Отечественной войны (1941-1945 гг.). Руководствуясь законом военного времени «Все для фронта, все для победы!», меховая промышленность за короткий срок освоила производство меховых унтов, полушубков, шапок-ушанок, меховых рукавиц. Комбинат «Спартак», «Валкомбинат» начали производить парашюты, маскировочные халаты, военное обмундирование, теплое белье и другое снаряжение.

Послевоенный период характеризуется дефицитом техников по монтажу, эксплуатации и ремонту электрооборудования. И вновь учебное заведение перестраивается на подготовку необходимых стране специалистов, вновь меняется его название - теперь оно стало именоваться механико-технологическим техни-

НВцрстве)

гховои, валяльно-

- лой промышленно-

« увеличивалось ко-

- оторых готовили не ..эрик.

КТЛП подготовлено ециалистов по более .гьностям. Среди них иных премий, уче-работники отраслей ценности, Г ерои Со-

2 другие известные и ж нашего Отечества. летном списке находятся *5?-го года - профессор 1-:о года - лауреат Го--г..:ин, автор множества 1 отности, актуального го (рисунчатого) кра-дин Шамсутдинов, _::ъ науки и техники

—^1 —г •

меховой промышлен-КТПЛ - внесли за-з победу над фашизмом в ■•;:-:яой войны (1941-:м1гтвуясь законом воен--Ь;; для фронта, все для : в-_а промышленность за :своила производство ме-полушубков, шапок-рукавиц. Комбинат эмбинат» начали про-::-огы, маскировочные ха-обмундирование, теплое гнаряжение.

период характеризу-техников по монтажу,

; ремонту электрооборудо-учебное заведение пера подготовку необходи-далистов, вновь меняется теперь оно стало имено--тех пол оги ч е с к и м техни-

кумом. В 1955 году, после объединения с меховым техникумом, оно наконец, получило имя, которое носит и сейчас - Казанский техникум легкой промышленности (КТПЛ).

Сегодня наше учебное заведение по праву считается престижным среди молодежи, поскольку отвечает современным образовательным стандартам, постоянно обновляется содержание образования, повышается качество обучения, расширяется сфера образовательных услуг и т.д.

Педагогический коллектив техникума постоянно совершенствует учебно-воспитательную, методическую и общественную работу. Применяются передовые формы и методы обучения, современные технические средства, оргтехника. Проводятся тематические конференции, конкурсы на лучшего по профессии, олимпиады по учебным предметам, уроки-экскурсии и уроки на производстве.

Широкое применение находят разнообразные формы внеурочных мероприятий: КВН-клуб, встречи-диалог,

кружки и спортивные секции.

Практические умения и навыки студенты приобретают в учебных лабораториях техникума, на базе ЗАО «Алга», в ОАО «Валком», «Мелита» и др.

Преподавание специальных дисциплин ведется по оригинальным авторским программам преподавателей: Выборновой Е.И., Горшковой С.А., Егоровой Л.Д., Цветковой П.К. и др.

Техникум является постоянным участником смотров-конкурсов учебнометодических разработок преподавателей среди ССУЗ РФ. Наши студенты регулярно участвуют в конкурсах творческих работ по конструированию и моделированию швейных и меховых изделий. Среди студентов и преподавателей несколько лауреатов конкурсов, награжденных дипломами Министерства образования РФ и Комитета по делам детей и молодежи г. Казани.

За заслуги в подготовке специалистов для легкой промышленности техникум неоднократно награждался почетными грамотами РТ.

Жизнь и работа преподавателей и студентов неотделима от тех задач, которые стоят перед легкой промышленностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.