Научная статья на тему 'Казанский государственный медицинский университет: этапы двухвекового пути, итоги и задачи изучения его истории*'

Казанский государственный медицинский университет: этапы двухвекового пути, итоги и задачи изучения его истории* Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2077
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Казанский государственный медицинский университет: этапы двухвекового пути, итоги и задачи изучения его истории*»

ИЮЛЬ АВГУСТ 2006

4

том 1_ХХХУ!!

ИЗДАНИЕ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ТАТАРСТАНА И КАЗАНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

УДК 61 (091) : ["18 + "19"] : 061. 6 (470. 41) : (042. 5)

КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ: ЭТАПЫ ДВУХВЕКОВОГО ПУТИ, ИТОГИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ЕГО ИСТОРИИ*

Проф. В.Ю. Альбицкий

Предметом актовой речи мною выбрана история Казанского государственного медицинского университета (КГМУ), казанской медицинской школы. В основу речи положены мои сорокалетние истори-ко-медицинские изыскания и материалы коллективного труда "История КГМУ", увидевшего свет в преддверии нашего торжества. Днем рождения КГМУ считается 14 мая 1814 г., когда состоялось первое заседание совета врачебного отделения Императорского Казанского университета. Однако первая лекция по медицине студентам университета была прочитана 200 лет назад профессором кафедры анатомии физиологии и судебной врачебной науки И.П. Каменским. В 1811 г. студентам начали преподавать полный курс медицинских наук. В 1815 г. состоялся первый врачебный выпуск — трем студентам КГУ были выданы аттестаты кандидатов медицины. Так, два столетия назад произошло рождение одной из знаменитейших отечественных медицинских школ — казанской.

Значение КГМУ для развития отечественной медицины КГМУ, и в частности казанская медицинская школа, занимает выдающееся

место в истории отечественной медицины. Объективность такого утверждения вытекает из следующих 10 посылок.

1. Госпитальные школы XVIII века, роль которых трудно переоценить в становлении высшего медицинского образования в России, были лишь его прообразом. Перестройка высшей школы — подготовка врачей и изменение характера содержания медицинской науки по подобию европейской — началась на территории современной России с деятельности Московского университета (1755), Петербургской медико-хирургической академии (1798) и Казанского (1804) университета. Таким образом, КГМУ является одним из трех вузов, положивших начало высшему медицинскому образованию в нашей стране.

2. Неоценимо значение КГУ и его медицинского университета в развитии, сближении и взаимообогащении различных культур: славянской и тюркской, западной и восточной, русского народа и народов Поволжья — татар, чувашей, мордвы, мари, башкир. Знаменитые казанские медики К.Ф. Фукс и А.И. Якобий, посвятив целый цикл работ особенностям быта и гигиены малочисленных народов, навсегда останут-

* Актовая речь, прочитанная 15 мая 2006 г. на торжественном заседании ученого совета Казанского государственного медицинского университета.

© 16. «Казанский мед. ж.», № 4.

241

ся в истории отечественной медицины в числе основоположников медицинской этнографии. В этом контексте напомню хотя бы об одном красноречивом факте. Увидевшая свет в 1844 г. книга профессора-медика К.Ф. Фукса "Казанские татары в статистическом и этнографическом отношениях" до сих пор остается ценнейшим источником для исследователей истории и культуры татарского народа.

3. На протяжении XIX столетия медицинский факультет КГУ оставался, по существу, единственным вузом (медицинский факультет Томского университета открыт в 1888 г.), готовящим врачей для обширнейших регионов — Поволжья, Урала и Сибири. И дело здесь не столько во внешнем, географическом факторе, сколько в самобытности целей и задач науки и образования, вытекающих из этнографических, экономических, санитарно-демографичес-ких особенностей Восточной России. Ярким примером решения подобных задач служат такие выдающиеся труды отцов — основателей КГМУ, как трехтомник Ф.Х. Эрдмана "К познанию внутренней России" (18221826) и актовая речь К.Ф. Фукса "О болезнях жителей Уральских гор" (1824).

4. Медицинский факультет КГУ подготовил почву для организации и становления многих медицинских вузов России. Основание Томского, Саратовского, Тифлисского и Бакинского университетов связано с именами известных казанских профессоров-медиков В.М. Флоринского и В.И. Разумовского.

5. Сложившаяся в отечественной исторической науке характеристика второй половины XIX столетия как «золотого века» русской культуры и науки, как эпохи российского ренессанса, в полной мере может быть отнесена и к истории КГМУ. В Казани сформировались научно-медицинские школы общероссийского и европейского значения, роль которых для последующего развития российской медицины трудно переоценить.

6. Профессора и воспитанники медицинского факультета КГУ сыграли выдающуюся роль в становлении и развитии ряда принципиальных направлений отечественного здравоохранения — общественной и земской медицины, санитарного дела.

7. В Советской России медицинский факультет Казанского университета (получивший в 1930 г. статус медицинского института) стал признанной кузницей национальных кадров Поволжья в области медицины. Если с 1814 по 1917 г. на медицинском факультете КГУ звание лекаря получили всего 19 студентов из тюрко-татар-ских народов, то с 1918 по 1940 г. КГМУ выпустил около тысячи врачей-татар.

8. КГМУ подготовил таких корифеев советской медицины, как академики и члены-корреспонденты АН СССР А.А. Баев, К.М. Быков, А.Д. Сперанский, Н.Г. Колосов, Б.И. Лаврентьев, Н.А. Миславский, академики АМН СССР А.Д. Адо, В.М. Арис-товский, отец и сын Вишневские, П.Ф. Здро-довский, В.И. Иоффе, М.С. Малиновский, И.П. Разенков, А.В. Снежневский, П.Г. Сергиев, В.В. Чирковский.

9. В Казани учились и работали известные государственные деятели, роль которых в обосновании и строительстве государственной (советской) системы здравоохранения весьма велика. К ним относятся первый народный комиссар здравоохранения РСФСР, выдающийся теоретик и организатор советского здравоохранения, академик Н.А. Семашко, один из крупнейших организаторов и теоретиков гражданского и военного здравоохранения Советской России З.П. Соловьев, министр здравоохранения РСФСР и СССР, чье имя носил Казанский медицинский институт, член-корреспондент АМН СССР С.В. Курашов, один из первых профессоров-татар и народных комиссаров здравоохранения Татарской республики, видный социал-гигиенист Ф.Г. Мухамедьяров, выдающийся теоретик и организатор советской системы охраны здоровья детей, первый заместитель министра здравоохранения СССР, которому выпала драматическая роль — закрыть министерство в связи с распадом Советского Союза, академик РАМН А.А. Баранов, министр здравоохранения Российской Федерации проф. А.Д. Царегородцев.

10. Получив в 1994 г. статус медицинского университета, КГМУ сохраняет положение одного из ведущих медицинских вузов современной России. Его выдающийся кадровый потенциал, солидная материально-техническая база, научные достижения служат основой того, что в ежегодном рей-

тинге 47 российских государственных высших медицинских учебных заведений он никогда не занимал места ниже 15-го и, как правило, входит в десятку лучших медвузов Российской Федерации.

Думается, что представленные вашему вниманию 10 положений дают право обоснованно заявить о выдающейся роли Казанского медицинского университета в истории отечественной медицины. А если учесть, что абсолютное число профессоров знаменитого Казанского ГИДУВа, ныне Казанской государственной медицинской академии последипломного образования, являются выпускниками КГМУ, то можно констатировать выдающееся значение казанской медицинской школы в целом.

Этапы развития КГМУ

Нами предложена периодизация истории КГМУ: выделены следующие 6 этапов в его развитии:

1. Организация и первоначальное развитие (1806-1835).

2. Формирование центра медицинского образования и медицинской науки на Востоке России (1835-1863).

3. "Золотой век" казанской медицинской школы (1863-1917).

4. Развитие в первые годы советской власти и последние годы в качестве медицинского факультета Казанского университета (1917-1930).

5. Развитие в качестве медицинского института (1930-1994).

6. Развитие в качестве медицинского университета (с 1994 г.).

1. Этап организации и первоначального развития (1806—1835). Несмотря на крайне неблагоприятные условия в периоде становления и первоначального роста (недостаток средств, кадров, неподготовленность общества, мракобесная ревизия Магницкого), медицинский факультет КГУ сформировался как новый учебный и научный центр российской медицины. Аргументация в справедливости данного утверждения следующая. Во-первых, в рядах казанской медицинской профессуры появились две знаковые фигуры - профессора Ф.Х. Эрдман и К.Ф. Фукс. Наряду с М.Я. Мудровым в Москве и П.А. Чаруковским в Петербурге, они сыграли выдающуюся роль в становлении и развитии клинического обучения будущих врачей в России. Во-вторых,

в 20-е годы университетом были подготовлены первые собственные преподавательские кадры. Трое его выпускников — акушер А.Е. Лентовский, терапевт Н.А. Скан-довский и фармаколог Д.М. Протопопов — возглавили кафедры по уставу 1835 г. В-третьих, свою профессиональную значимость казанские медики убедительно доказали, вступив в 1829 г. первыми в России в борьбу с эпидемией холеры. Проф. К.Ф. Фукс и его ученики ординатор И.С. Дмитриевский и лекарь К.В. Пупырев в своих трудах дали первое в русской медицинской литературе классическое описание холеры.

Характеризуя первоначальный этап развития КГМУ, хотелось бы сделать акцент на следующем. В истории КГМУ почетное звание первого профессора медицины в Казани принадлежит Ивану Петровичу Каменскому (1773—1819). В качестве же первого студента медицинского факультета в ней должен быть отмечен Александр Егорович Лентовский, будущий заведующий кафедрой акушерства и женских болезней, который был не только одним их первых трех выпускников, но и первым профессором медицинского факультета, получившим образование в Казанском университете.

Вторым профессором отделения врачебных наук стал И.О. Браун (1777—1819). 15 мая 1807 г. он занял ставшую вакантной кафедру анатомии и физиологии и вошел в историю как первый выборный ректор КГУ (с 1813 по 1819 г.).

Третьим профессором факультета, сыгравшим наиболее выдающуюся роль на этапе его первоначального развития, стал Федор Христофорович Эрдман (1778—1846). 17 мая 1810 г. он возглавил кафедру патологии, терапии и клиники. В историю Казанского медицинского университета он вошел как первый декан (1814—1817) и основатель клинического преподавания.

Итак, к моменту торжественного открытия Императорского Казанского университета 5 июля 1814 г. медицинский факультет имел в своем составе трех профессоров — И.О. Брауна, Ф.Х. Эрдмана, А.И. Арн-гольдта и одного адъюнкта И.Х. Ренарда. Наряду с И.П. Каменским и Ф.Д. Клайдо-вичем, работавшими на факультете чуть раньше проф. Э.О. Вердерамо, возглавившим кафедру акушерства чуть позже (с ян-

варя 1815 г.), проф. К.Ф. Фуксом, ставшим во главе университетской терапевтической клиники в 1818 г., они навсегда вошли в историю КГМУ как первые преподаватели (родоначальники) медицинского факультета КГУ.

2. Этап формирования центра медицинского образования и медицинской науки на Востоке России (1835—1863).

В 30—50-е годы XIX столетия Казанский университет сформировался как центр образования, науки и культуры на обширнейшем Поволжско-Уральско-Сибирском пространстве Российской империи. Выдающаяся роль в его становлении принадлежала великому математику и незаурядному администратору, ректору Н.И. Лобачевскому.

Наиболее значимыми в истории медицинского факультета Казанского университета этого периода следует считать следующие события: открытие в 1837 г. анатомического театра и в 1840 г. университетской клиники. Этим была создана первоклассная учебная база для подготовки врачей.

В Казани профессора-терапевты Г.И. Сокольский и Н.А. Скандовский опередили многие страны Западной Европы по внедрению в практику новейших для того времени методов обследования больных — перкуссии и аускультации. Обучение студентов методам физической диагностики стало обязательным.

Существенен вклад казанских медиков в изучение наркоза. В апреле 1847 г. , т.е. через 2 месяца после первого применения эфира Ф.И. Иноземцевым, профессора Ф.О. Елачич и А.Л. Китер приступили к исследованиям действия эфирного наркоза, описали его стадии, отметили безвредность для организма человека и индивидуальность воздействия. Проф. А.Н. Бекетов вслед за Н.И. Пироговым провел экспериментальные исследования по применению интертрахеального наркоза. Ему принадлежит второе в России печатное сообщение о хирургической операции под хлороформом (1848). Благодаря трудам Ф.О. Елачича, А.Л. Китера, А.Н. Бекетова Казань становится восточным центром по изучению наркоза и распространению его в Волжско-Камском бассейне, на Урале и в Сибири.

В 1847 г. в Казани проф. Г.И. Блосфельд издал на русском языке первый оригинальный учебник по судебной медицине для правоведов, выдержавший за короткое время два издания.

Приведенные материалы позволяют сделать заключение о том, что становление медицинского факультета КГУ — как его материальной базы, так и преподавательских и научных кадров — произошло в 40-е годы XIX века. Эти годы можно по праву считать временем завершения формирования центра высшего медицинского образования на Востоке Российской Империи.

3. Этап "золотого века" казанской медицинской школы (1863—1917). Во второй половине XIX в. КГУ окончательно сформировался в качестве крупного центра науки, образования и культуры Российской Империи. Казанские ученые заняли передовые позиции во многих областях науки, прежде всего химии (А.М. Бутлеров, В.В. Марковников, А.М. Зайцев). Медицинская профессура и студенты-медики активно участвуют в общественной жизни, отстаивая прогрессивные начала в развитии науки и образования (изгнание Берви, речь Щапова, дело Лесгафта, борьба за женское образование).

3. Узловыми событиями в истории медицинского факультета стали переход фундаментальных наук на экспериментальный метод (Ф.В. Овсянников, А.А. Соколовский), становление клиники на естественно-научные основы (Н.А. Виноградов), создание первоклассной материальной базы для учебного процесса (физиологический корпус, новые клиники, бактериологический институт, психиатрическая клиника), активное участие в развитии бактериологии в стране (Н.М. Любимов, Н.Ф. Высоцкий, И.Г. Савченко).

Ряд профессоров КГУ может быть без преувеличения отнесен к основоположникам в нашем отечестве отдельных медицинских дисциплин как объекта науки и преподавания. Назовем такие имена, как биохимик А.Я. Данилевский, гистологи Ф.В. Овсянников и К.А. Арнштейн, физиолог Н.А. Ковалевский, фармакологи А.А. Соколовский и И.М. Догель, патофизиолог В.В. Пашутин, гигиенисты А.И. Якобий и И.П. Скворцов, окулист Е.В. Адамюк. Кроме названных ученых, в Казани сформировали знаменитые отечественные медицинские школы патологи Н.М. Любимов и И.Г. Савченко, терапевты Н.А. Виноградов, Н.И. Котовщиков, А.Н. Казем-Бек, С.С. Зим-ницкий, хирурги Л.Л. Левшин, Н.И. Сту-денский, В.И. Разумовский, судебный медик И.М. Гвоздев, дерматовенеролог А.Г. Ге,

психоневрологи В.М. Бехтерев и Л.О. Дарк-шевич.

• Вторая половина XIX — начало ХХ столетий отмечена целым рядом выдающихся трудов казанских ученых-медиков.

• В работах казанских нейрогистоло-гов, получивших европейское признание, всесторонне изучены закономерности структурной организации периферического отдела нервной системы.

• А.Я. Данилевский создал первую в нашей стране кафедру медицинской химии и физики (ныне биохимии), впервые применив для биохимических исследований изобретенную им центрифугу.

• В физиологической лаборатории КГУ под руководством Н.О. Ковалевского были открыты аксон-рефлекс и прессорные рефлексы. Европейскую известность получили исследования Н.А. Миславского и его учеников, посвященные изучению влияния периферической иннервации на деятельность различных органов и систем.

• В.В. Пашутин придал кафедре общей патологии экспериментально-физиологическое направление и тем самым открыл новый этап в развитии общей патологии, став основателем отечественной патологической физиологии.

• Широкую известность получили научные исследования И.Г. Савченко в области нарождающейся иммунологии.

• В.В. Николаев еще студентом в 1902 г. сделал открытие о том, что блуждающий нерв сердца имеет двухнейронное строение.

• Н.А. Виноградов один из первых в медицинской литературе указал на возможность поражений оболочек спинного и головного мозга при остром суставном ревматизме.

• Исследования А.Н. Казем-Бека окончательно доказали значение колебательных движений сердечных мышц в происхождении первого тона сердца. Совместно с физиологом А.Ф. Самойловым им была записана в клинике первая в России электрокардиограмма сердца (1908).

• С.С. Зимницкий создал новый функциональный подход к диагностике заболеваний печени, желудка и почек. Он же стал основателем кафедры инфекционных болезней, открыл возбудителя маньчжурского тифа.

В число основоположников антисептики в России входят казанские хирурги Л.Л. Левшин и Н.И. Студенский, асептики — В.И. Разумовский.

• Н.И. Котовщиков в 1886 г. опубликовал первое в России фундаментальное руководство к клиническим методам исследования внутренних болезней, выдержавшее 4 издания в Казани, Москве и Санкт-Петербурге.

• В.И. Разумовский вписал свое имя в историю отечественной хирургии как один из основоположников нейрохирургии в России. Он же организовал университеты в Саратове, Тифлисе и Баку.

• В.С. Груздев один из первых в России применил радий для лечения рака матки и разработал к нему показания и технику использования.

• А.У. Фрезе в 1881 г. выпустил первый русский оригинальный учебник по общей психопатологии — "Краткий курс психиатрии", выдержавший два издания.

В.М. Бехтерев организовал первую в России морфофизиологическую и экспериментально-психологическую лабораторию по изучению психической деятельности человека. В Казани им написана монография "Проводящие пути головного и спинного мозга" (1892), выход в свет которой стал выдающимся событием в мировой и отечественной неврологии.

• Е.В. Адамюк создал концепцию сущности внутриглазного давления.

• В 1880 г. А.Г. Ге опубликовал "Курс венерических болезней", выдержавший 6 изданий.

• Л.О. Даркшевич издал первый в России трехтомный "Курс нервных болезней".

Большим событием в медицинской науке и практике было открытие в 1901 г. издания "Казанского медицинского журнала" (первый редактор — Л.О. Даркшевич). Казанские ученые были первыми и в развитии общественной и земской медицины. Следует напомнить, что воспитанники именно КГУ в числе первых в стране предложили термин "социальное заболевание" (В.О. Португалов). М.М. Гран (1899) выдвинул идею преподавания специального курса общественной медицины. После Октябрьской революции первые кафедры социальной гигиены заняли также воспитанники КГУ — Н.А. Семашко, З.П. Соловьев (Москва).

В КГУ, как ни в каком другом университете, было подготовлено наибольшее число выдающихся деятелей общественной и

земской медицины: первый санитарный врач России И.И. Молессон, самый, может быть, выдающийся идеолог и практик земской медицинской статистики Е.А. Осипов, В.О. Португалов, П.А. Песков, Н.И. Тезя-ков, П.Ф. Кудрявцев, К.И. Шидловский, М.М. Гран, Н.А. Семашко, З.П. Соловьев и многие другие. Именно в первых монографиях о земской медицине И.И. Молессона

(1871) и А.В. Петрова, А.Я. Щербакова

(1872) были обозначены приоритетные принципы земской медицины: муниципальный (местный, самоуправленческий) характер, бесплатность оказания медицинской помощи, принцип участкового обслуживания, санитарно-профилактическое направление.

Несомненны заслуги казанских медиков в разработке вопросов медицинской статистики. В 1872 г. в КГУ П.А. Песковым впервые в России были прочитаны лекции по медицинской статистике и географии и издано пособие "Медицинская статистика и география как отрасль общественных наук и методы статистического исследования в области медицины" (1874).

Выдающаяся роль казанских медиков в становлении земской санитарии была обусловлена прежде всего тем, что в Казани раньше, чем в других столицах, была организована кафедра гигиены, сформировалась гигиеническая школа, одним из направлений которой стала разработка теоретических и организационных основ санитарно-эпидемиологической службы в России. Идеологию непреложности (обязательности) санитарно-профилактического направления для практической медицины казанские медики сумели донести до широкой врачебной общественности во многом потому, что первые кафедры гигиены в России заняли питомцы Казанского университета — А.И. Якобий (Казань, Харьков), И.П. Скворцов (Казань, Варшава, Харьков, Киев), В.Д. Орлов (Харьков), В.А. Арнольдов (Саратов).

4. Этап развития в первые годы советской власти. Последние годы в качестве медицинского факультета КГУ (1917— 1930). Преобладающая часть профессоров и преподавателей КГУ отрицательно восприняла приход к власти большевиков. Среди членов медицинского факультета, отправившихся в сибирскую эвакуацию,

после того как в ночь с 5 на 6 сентября 1918 г. белые оставили Казань, были профессора А.Г. Агабабов, В.Н. Бондарев, Н.Д. Бушмакин, А.Н. Казем-Бек, В.К. Меньшиков, В.Ф. Орловский, преподаватели Н.К. Горяев, А.Г. Терегулов, А.Д. Сперанский, К.М. Быков, И.П. Разенков, В.В. Чир-ковский и многие другие. Гражданская война, невыносимые условия труда и быта, эпидемии крайне отрицательно сказались на преподавательском потенциале медицинского факультета. В 1918—1923 г. на факультете работали 38 профессоров. Из них 4 профессора эмигрировали, 7 — умерли, 3 — покинули Казань из-за коллизий гражданской войны, 3 — выбыли для работы в других университетах. Только на 8 из 24 кафедр в эти годы не произошла смена заведующих.

Профессора и преподаватели медицинского факультета КГУ в 1918—1923 гг. внесли выдающийся вклад в борьбу с эпидемиями гриппа, сыпного и возвратного тифа, оспы, скарлатины и других инфекционных заболеваний.

В 20—30-е годы при КГУ и Нарком-здраве ТАССР был открыт ряд научно-исследовательских институтов. Выпускники, профессора и преподаватели медицинского факультета КГУ стояли у истоков организации Травматологического института (1919; А.В. Вишневский, П.М. Красин,

A.И. Захарьевский), Клинического института (1920; В.И. Иорданский, Р.А. Лурия; с 1925 г. Казанского ГИДУВа им. В.И. Ленина, с 1995 г. — КГМА), Трахоматозного научно-исследовательского института им. Е.В. Адамюка (1922; В.В. Чирковский), Татарского института социальной гигиены (1926; Ф.Г. Мухамедьяров, М.А. Дыхно), Туберкулезного института (1927; М.И. Ак-сянцев, М.И. Мастбаум).

В 20-е годы прошлого века на небосклоне отечественной медицинской науки взошло новое созвездие выдающихся казанских ученых — гистолог А.Н. Миславский, физиолог А.Ф. Самойлов, микробиолог

B.М. Аристовский, терапевты М.Н. Чебок-саров и Н.К. Горяев, хирурги А.В. Вишневский и В.Л. Боголюбов, акушер-гинеколог В.С. Груздев, психиатр Т.И. Юдин, окулист В.В. Чирковский.

Основоположником отечественной электрофизиологии, экспериментальной и клинической электрокардиографии справедливо считается А.Ф. Самойлов. Весомый вклад в изучение морфологии и имму-

нологии спирохетозов внесли В.М. Арис-товский и его ученики. У истоков отечественной эндокринологии стоял М.Н. Чебок-саров: им впервые была установлена зависимость выделительной функции надпочечников от специальных секреторных нервов. Как один из основоположников отечественной гематологии в историю медицины вошел Н.К. Горяев. Почти столетие го-ряевской камерой для подсчета белых кровяных телец и эритроцитов широко пользовались во всех больничных лабораториях России.

В Казани увидели свет монографии Т.И. Юдина "Евгеника" (два издания в 1925 и 1928 г.), "Психопатические конституции" (1926). Спустя много лет ученый будет назван основоположником русской и советской клинической генетики. В.И. Боголюбовым написаны первый советский учебник по общей хирургии (1923) и руководство по неотложной хирургии (1931).

Одно из самых выдающихся мест в истории казанской медицинской школы принадлежит А.В. Вишневскму. Триада Вишневского (методы местной анестезии, новокаиновых блокад, масляно-бальзамические повязки) стала эпохой в развитии советской хирургии, особенно военно-полевой. В годы Великой Отечественной войны благодаря этим методам были спасены жизни сотен тысяч раненых.

Победителем трахомы можно назвать В.В. Чирковского. Его книга "Трахома" (1932), неоднократно переиздававшаяся в нашей стране, в 1948 г. была удостоена Сталинской премии.

5. Этап развития в качестве медицинского института (1930—1994). В декабре 1930 г. медицинский факультет КГУ был преобразован в самостоятельный медицинский институт. Уже с нового 1931/32 учебного года в нем почти вдвое возрос прием студентов на первый курс. К 1940 г. количество кафедр и клиник в КГМИ увеличилось до 49 против 28 в 1930 г. В 1938 г. завершилось строительство главного студенческого общежития на ул. Маяковского.

В первое десятилетие развития КГМИ наиболее заметным событием стала организация санитарно-гигиенического и педиатрического факультетов. Вопрос о создании специальных факультетов для подготовки врачей профилактического профиля одним из первых в стране поднял В.В. Милослав-ский. В качестве первого декана, по существу, основателя педиатрического фа-

культета в историю КГМУ вошел Е.М. Леп-ский.

30-е годы знаменательны для нашей истории и тем, что учеными КГМУ были сделаны два великих открытия в области медицины и биологии, достойные присуждения Нобелевской премии. В.А. Энгельгард-том было открыто явление окислительного фосфорилирования, а А.В. Кибяковым впервые в мире экспериментально доказано участие химического посредника в передаче нервного возбуждения с одной гангли-озной клетки на другую.

Нельзя обойти молчанием трагическую страницу в нашей истории. В годы сталинизма были репрессированы бывшие директора института М.И. Аксянцев и С.Б. Ена-леев, заведующий кафедрой гигиены труда С.М. Шварц, ассистент кафедры социальной гигиены И.З. Векслер, доцент кафедры гигиены В.Н. Несмеянов, заведующий кафедрой эпидемиологии В.И. Попов, первый декан санитарно-гигиенического факультета Л.А. Мустафин. В сталинских застенках погибли С.Б. Еналеев, С.М. Шварц, В.И. Попов.

В 1941 — 1945 гг. сотрудники и студенчество КГМИ достойно выдержали испытания военного лихолетья. В ряды Красной Армии были призваны 4 доцента, 72 ассистента, 12 аспирантов и 24 ординатора. За 1941 — 1945 гг. институт подготовил 1983 врача. Более половины из них ушли на фронт, 54 человека, в их числе были и сотрудники, и студенты, отдали свою жизнь за свободу и независимость Отечества.

В послевоенные годы с 1947 по 1963 г. директором КГМИ был профессор Р.А. Вя-селев (1900—1967). Время его ректорства отмечено следующими значимыми для развития института событиями — открытие стоматологического факультета (1954), строительство главного учебного корпуса (1960) и студенческого общежития по ул. Пионерской, организация Центральной научно-исследовательской лаборатории (1960), возобновление издания "Казанского медицинского журнала" (1957).

С 1963 по 1989 г. ректором КГМИ работал профессор Х.С. Хамитов. В годы его ректорства наиболее значимыми событиями были награждение в 1964 г. института орденом Трудового Красного Знамени, присвоение институту в 1966 г. имени С.В. Ку-рашова, ввод в строй нового учебного корпуса (1984) и 2 студенческих общежитий. 10 лет подряд в период строительства

КамАЗа в г. Набережные Челны сотрудники и студенты КГМИ обеспечивали бесперебойное медицинское обслуживание строителей и рабочих автогиганта.

В последние три десятилетия истории КГМИ в вузе были открыты два новых факультета — фармацевтический (1975) и факультет социальной работы (1991). Таким образом, в институте стало 6 факультетов, что сыграло, может быть, решающую роль в 1994 г. при решении перевода КГМИ из статуса медицинского института в статус медицинского университета.

В 1964—1994 гг. в КГМИ были проведены реорганизация ряда кафедр и открытие более 20 новых. Эти нововведения (порой спорные, а то и неоправданные) в условиях научно-технической революции и дальнейшей дифференциации знаний в целом носили прогрессивный характер и стимулировали научные исследования, клиническую, лечебную работу и повышение уровня образования студентов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В послевоенные годы на мировом уровне успешно продолжали работать гистологическая школа во главе с А.Н. Миславским и физиологическая школа, возглавляемая А.В. Кибяковым. Есть также все основания считать, что одним из медицинских центров, где возникла и развивалась отечественная аллергология, была тогда Казань, а одним из ее основоположников стал академик А.Д. Адо. В 1961 г. биохимиком Д.М. Зубаи-ровым была обоснована теория непрерывного свертывания крови. В 1964 г. окулист А.П. Нестеров сделал открытие, согласно которому основной причиной развития от-крытоугольной глаукомы является блокада шлеммова канала. В 70—80-е годы невропатолог Я.Ю. Попелянский заложил в Казани основы отечественной вертеброневро-логии как научной и практической дисциплины.

Не давая оценки трудам и деятельности всей плеяде профессоров, работавшей в КГМУ в 50—70-е годы прошлого века (это уже дело будущего историка), назову лишь имена некоторых ученых, имеющих высокий авторитет специалистов далеко за пределами Казани. Большинство из них были нашими учителями или учителями наших учителей — это А.Ф. Агафонов, С.М. Алексеев, М.П. Андреев, М.И. Гольдштейн, И.В. Домрачев, Е.А. Домрачева, М.А. Ерзин,

И.В. Заиконникова, В.В. Изосимов, В.П. Кам-чатнов, Н.Н. Лозанов, Б.Л. Мазур, З.И. Мал-кин, П.В. Маненков, В.В. Милославский, Н.П. Медведев, В.Н. Мурат, А.Э. Озол, И.М. Оксман, К.А. Святкина, Н.В. Соколов, А.Г. Терегулов, В.Х. Фраучи, А.Х. Хамидул-лина, И.Ф. Харитонов, В.Н. Шубин, Т.Д. Эпштейн.

6. Этап развития в качестве медицинского университета (с 1994 г.). Оценка этого периода развития нашей alma mater — дело будущих историков.

7. Этапы и итоги исследований истории КГМУ.

Начиная с "Краткой исторической записки о клинике Казанского университета" Н.А. Скандовского (1844), не одно поколение исследователей изучало историю казанской медицины. Однако за первые 100 лет развития медицинского факультета КГУ специальных исследований по его истории не проводилось. Правда, о первоначальном (в первые 20 лет) становлении факультета подробные бесценные материалы представлены в капитальных трудах Н.Н. Булича (1887) и Н.П. Загоскина (1904) по истории КГУ. Увидело свет также сочинение К.В. Лавровского и П.А. Пономарева "Карл Федорович Фукс и его время" (1873) — единственная монография о профессоре медицинского факультета, а по истории кафедр единственной публикацией стала статья Е.В. Адамюка "К истории кафедры офтальмологии в Казани" (1906). По существу, единственным, весьма значительным историко-медицинским источником о дореволюционном периоде развития медицинского факультета на долгие годы оставался "Биографический словарь профессоров и преподавателей Императорского Казанского университета (1804—1904)", вышедший под редакцией Н.П. Загоскина (1904).

После Октябрьской революции число публикаций по истории КГМУ выросло многократно. Кроме нескольких ученых (о них пойдет речь ниже), занимавшихся постоянно и профессионально историко-медицинскими исследованиями в этой сфере, весомую лепту в изучение истории КГМУ, его школ и персон внесли представители разных поколений профессорско-преподавательского корпуса. К их числу относятся известнейшие профессора, по-

стоянно интересовавшиеся историко-меди-цинской проблематикой А.Г. Терегулов, В.Н. Шубин, В.Е. Анисимов, Ю.Я. Попе-лянский, профессора Н.Х. Амиров, В.Ф. Богоявленский, Э.С. Валишин, А.Н. Галиул-лин, Л.А. Козлов, Д.М. Менделевич, доценты В.П. Андреев, В.Я. Давыдов, Г.А.Измайлов, С.Н. Красильников, К.В. Лебедев, В.Г. Сар-кин, Е.С. Станкевич.

В 20—40-е годы прошлого века появились первые специальные научно-исследовательские работы по истории казанской медицинской школы. Трех наших профессоров той эпохи — М.М. Грана, В.Н. Тер-новского, Ф.Г. Мухамедьярова — я бы назвал ее первыми летописцами. Старейшина и признанный авторитет в области общественной медицины, питомец КГУ М.М. Гран всего 4 года возглавлял кафедру социальной гигиены (1928—1932), но за это время выполнил интереснейшее исследование по истории кафедры гигиены, о первом казанском гигиенисте Ф. Калайдовиче. Не только как маститый анатом, но и как выдающийся историк медицины сформировался в Казани В.Н. Терновский. Его работы о кафедре анатомии КГУ (1927, 1934), исто-рико-биографические очерки о К.Ф. Фуксе и П.Ф. Лесгафте (1940) по праву входят в золотой фонд работ по истории медицины Татарстана.

И все же первым историком КГМУ я бы назвал Ф.Г. Мухамедьярова. В его работах впервые были представлены материалы не об отдельных кафедрах и исторических персонажах КГМУ, а о структуре медицинского факультета и института в целом, социальном составе студенчества, дана количественная характеристика подготовленных научно-преподавательских кадров и врачей. Публикации Ф.Г. Мухамедьярова еще долго будут служить бесценным историческим источником.

Было бы несправедливым не упомянуть здесь о ректоре КГМИ М.В. Нежданове, который выступил с большой (на один печатный лист) первой обзорной исторической статьей, посвященной 125-летию вуза (1940). В первые послевоенные годы наиболее значимым историко-медицинским событием в Казани стала защита докторской диссертации В.В. Трейманом "Охрана здоровья трудящихся ТАССР до и после

Великой Октябрьской социалистической революции" (1954), в которой имелся большой (на 155 страниц) очерк о развитии медицинского факультета КГУ.

50—60-е годы прошлого века в истори-ко-медицинской работе я бы рискнул обозначить как эпоху Эпштейна, ибо она связана с деятельностью и трудами моего учителя Т.Д. Эпштейна. Во время Великой Отечественной войны он, будучи заместителем министра здравоохранения ТАССР, стал вторым профессором на кафедре организации здравоохранения КГМИ, а в 1948 г. организовал самостоятельную кафедру истории медицины. В сентябре 1954 г. названные кафедры объединились в одну, и Товий Давидович возглавлял ее в течение 12 лет. Историко-медицинское наследие самого Т.Д. Эпштейна невелико. Кроме нескольких статей на историческую тему, он произнес актовую речь "Проблемы здоровья народа в трудах казанских ученых-медиков. К 50-летию советского здравоохранения" (1968) и оставил неопубликованную, в 60 страниц машинописи, рукопись "История казанской медицинской школы в период XIX века на медицинском факультете Казанского Императорского университета". Но все же рассматриваемый период являлся в определенном смысле ренессансом в изучении истории казанской медицинской школы. Под руководством Т.Д. Эпштейна были выполнены интересные диссертационные исследования Н.И. Жуч-ковой, Т.Е. Абрамовой, И.С. Болотовским, Л.С. Зыковой, С.Г. Дукельским, Р.М. Ша-рафутдиновой, В.Ю. Альбицким.

Причинами такого историко-медицин-ского подъема я бы назвал следующие обстоятельства. Во-первых, оголтелая пропагандистская акция сталинского режима конца 40-х годов о низкопоклонстве перед Западом обострила, хотя и в идеологических одеждах, внимание к отечественной истории. Во-вторых, последовавшая хрущевская оттепель чуть раздвинула границы свободы в сфере гуманитарных исследований. В-третьих, создание кафедры истории медицины, а после сохранение ее как курса преподавания на кафедре организации здравоохранения позволили планово заниматься историко-медицинскими исследованиями и готовить специалистов в этой

сфере знания. В-четвертых, с конца 50-х годов регулярно функционировало организованное Т.Д. Эпштейном Казанское общество историков медицины. На его заседаниях регулярно, живо и заинтересованно обсуждались результаты историко-ме-дицинских изысканий, что служило добротным катализатором для дальнейшей работы энтузиастов-исследователей, прежде всего соискателей. Наконец, может быть самое главное, во главе кафедры встал высокообразованный, талантливый ученый и специалист-организатор, учитель не одного поколения казанских врачей проф. Т.Д. Эп-штейн.

Ближайшим, наиболее талантливым учеником Т.Д. Эпштейна была Н.И. Жуч-кова, под руководством которой студентом 4-го курса я начал изучать жизнь и творчество терапевта Н.А. Виноградова. Ее докторская диссертация об истории Казанского общества врачей стала заметным истори-ко-медицинским событием, защита диссертации осталась в памяти как праздник. Оппонентами выступили ведущий советский историк медицины проф. М.П. Мультанов-ский, чл.-корр. АМН СССР Б.Д. Петров и проф. В.П. Камчатнов. Историко-медицин-ское наследие проф. Н.И. Жучковой, основанное на архивных изысканиях, весьма обширно. Оно было одним из важных источников нашей "Истории КГМУ".

70-80-е годы прошлого века ознаменовались следующими примечательными событиями в изучении истории КГМУ:

Увидели свет 23 монографии о профессорах КГМУ. Особо хотел бы упомянуть о специальной в 9 книгах серии небольших монографий под рубрикой "Выдающиеся казанские ученые-медики", которые, кроме новизны представленного в ней материала, привлекают своим дизайном.

Изданы два сборника: "Казанский ордена Трудового Красного Знамени государственный медицинский институт имени С.В. Курашова. Краткая историческая справка к Республиканскому совещанию по высшему медицинскому образованию. 22-25 мая 1973 г." (1973) и "Казанский медицинский институт. 1814-1989. Часть 1. История развития научных школ (1989)",

которые стали заметной вехой в изучении нашего исторического наследия и, пожалуй, самым главным источником при работе над книгой "История КГМУ".

Досконально изучена история самой знаменитой казанской научной медицинской школы - физиологической. В 1978 г. по этой проблеме были опубликованы сразу две капитальные монографии казанцев К.В. Лебедева, И.Н. Волковой, Л.Н. Зефи-рова и москвички Н.А. Григорян.

• С середины 90-х годов прошлого и в начале настоящего столетий историко-ме-дицинская деятельность в университете заметно активизировалась благодаря ректору, академику РАМН Наилю Хабибулло-вичу Амирову, который всемерно поощрял историко-медицинские исследования. Итогом моей, моих сотрудников и коллег большой работы в этом направлении стали два труда: "Биографический словарь профессоров и заведующих кафедрами Казанского государственного медицинского университета" (2004) и "История Казанского государственного медицинского университета" (2006).

Представляется, что на ближайшие 1015 лет в работе по изучению истории КГМУ приоритетными могли бы стать следующие направления:

1. Скрупулезное изучение развития КГМУ в обозначенные нами периоды его истории с широким привлечением архивных материалов, а главное, всех аспектов деятельности - учеба, быт, научное творчество, профессиональная и общественная деятельность и т.д.

2. Изучение истории ведущих научных школ КГМУ - анатомов, биохимиков, гистологов, фармакологов, патологов, терапевтов, хирургов, стоматологов, акушеров-гинекологов, психоневрологов, судебных медиков, гигиенистов, офтальмологов и выполнение по этой тематике диссертационных исследований.

Уверен, КГМУ будет плодотворно развиваться и в последующие годы. Осознание сего утверждения делает нашу жизнь полной глубокого смысла и придает нам - его выпускникам, преподавателям и студентам -силы для новых творческих свершений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.