Научная статья на тему 'Казанская этнографическая школа: новые источниковедческие подходы'

Казанская этнографическая школа: новые источниковедческие подходы Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
158
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОГРАФИЧЕСКАЯ НАУКА / ЭТНОГРАФИЧЕСКАЯ ШКОЛА / ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕ / АВТОГРАФИЯ / ХРОНОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМАТИЗАЦИЯ / ETHNOGRAPHIC RESEARCH / ETHNOGRAPHIC SCHOOLS / SOURCE STUDIES / AUTOGRAPHY / CHRONOLOGICAL ORDERING

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Яковлев В. И.

Одной из актуальных и мало разработанных в этнографической науке тем является проблема формирования научных этнологических школ России. Любопытным источником, который позволяет достичь большего понимания данного аспекта, выступают книги из личных библиотек учёных. Многие книги, полученные в качестве подарка, как правило, имеют автографы и дарственные надписи. В статье исследуются автографы из книг личной библиотеки выдающегося казанского этнографа Е.П.Бусыгина.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

KAZAN ETHNOGRAPHICA SCHOOL: NEW APPROACHES IN SOURCE STUDIES

One of the topical and little developed themes in ethnography is a problem of Russian scientific ethnological schools' forming. Scientists' personal libraries' books are the curious source that allows to reach a greater understanding of this aspect. Many books received as a gift usually have autographs and gifted inscriptions. This article analyzes the autographs of the books of the outstanding Kazan ethnographer E.Р. Busyghin personal library.

Текст научной работы на тему «Казанская этнографическая школа: новые источниковедческие подходы»

УДК 316.7 (075.8)

В.И.Яковлев

КАЗАНСКАЯ ЭТНОГРАФИЧЕСКАЯ ШКОЛА: НОВЫЕ ИСТОЧНИКОВЕДЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ

Одной из актуальных и мало разработанных в этнографической науке тем является проблема формирования научных этнологических школ России. Любопытным источником, который позволяет достичь большего понимания данного аспекта, выступают книги из личных библиотек учёных. Многие книги, полученные в качестве подарка, как правило, имеют автографы и дарственные надписи. В статье исследуются автографы из книг личной библиотеки выдающегося казанского этнографа Е.П.Бусыгина.

Ключевые слова: этнографическая наука, этнографическая школа, источниковедение, автография, хронологическая систематизация.

W.LYakovlev kazan ethnographica school: new approaches in source studies

One of the topical and little developed themes in ethnography is a problem of Russian scientific ethnological schools' forming. Scientists' personal libraries' books are the curious source that allows to reach a greater understanding of this aspect. Many books received as a gift usually have autographs and gifted inscriptions. This article analyzes the autographs of the books of the outstanding Kazan ethnographer ЕР. Busyghin personal library.

Keywords: ethnographic research, ethnographic schools, source studies, autography, chronological ordering.

Как показывает анализ научно-исследовательской практики последних лет, одной из актуальных и мало разработанных в этнографической науке проблем является проблема формирования и развития этнографических (этнологических) школ России, в том числе Казанской этнографической школы. Важным её аспектом, на наш взгляд, выступает исследование биографических составляющих научного поиска, которые во многом задают конфигурацию той или иной этнографической школы, её контактное пространство, содержание и формы личностного взаимодействия.

К настоящему времени опубликован ряд исследований об учёных Казанской этнографической школы из серии «Выдающиеся учёные Казанского университета». Имеются в виду монографии о П.И.Кротове, Б.Ф.Адлере, Н.И.Воробьеве, Е.П.Бусыгине, статья о Н.В.Зорине в сборнике «Интеграция археологических и этнографических исследований». Все эти небольшие по объему работы, по-видимому, целесообразно рассматривать только лишь как первые попытки изучения истории становления и развития Казанской этнографической школы, осмысления её значимости для российской и мировой науки. Они нуждаются в продолжении и значительном расширении, причём с использованием всей совокупности доступных, но ранее не изученных источников.

Одним из таких источников могут стать книги из личных библиотек казанских учёных, подаренные им в разное время и имеющие автографы и дарственные надписи. Эти книги, как показывает анализ, содержат дополнительные сведения о жизни и деятельности учёных, во многом коррелируют, уточняют их взгляды, позиции по тем или иным проблемам этнографической науки и т.д. Таким образом, их информативный потенциал не ограничен рамками простой биографичности.

Что касается самой науки об автографах - автографии, то она в настоящее время лишь формируется. Не разработаны её четкие критерии, методологический, понятийный аппарат и т.д. Насколько позволяет судить библиографический анализ, до сих пор отсутствуют специальные исследования в данной области автографии. Одной из немногочисленных работ, касающихся изучения автографов на книгах, является небольшая статья доктора исторических наук, профессора РГГУ Т.И.Хорхординой «Автографы на книгах как исторический источник: к биографии П.П.Смирнова (18821947)», опубликованная в сборнике «Источниковедение и историография в мире гуманитарного знания».

Вместе с тем по автографам и дарственным надписям на книгах многих выдающихся политических деятелей, деятелей литературы и искусства накоплен богатейший эмпирический материал. Широко практикуется экспонирование автографов на многочисленных выставках в разных музеях России. Всё это свидетельствует об актуальности проблемы и требует к ней пристального внимания специалистов, научного исследования, строгой систематизации и т.д.

Цель настоящего доклада - на примере анализа некоторых книг с автографами и дарственными надписями Е.П.Бусыгину попытаться выявить и показать один из аспектов этих важных для науки источников, а именно: их роль и место в научно-исследовательской, педагогической деятельности учёного. В данном случае нас интересует не только и не столько содержание самого автографа, сколько влияние каждой из подаренных Евгению Прокопьевичу книг с автографом и дарственной надписью на

его научно-исследова-тельскую, педагогическую деятельность.

Е.П.Бусыгин на протяжении всей своей научно-исследовательской, педагогической деятельности -это свыше 60 лет - собирал, обобщал, тщательно исследовал, бережно хранил в своей библиотеке многочисленные книги с автографами и дарственными надписями на книгах, подаренных ему. Это различные научные работы, монографии, исследования, статьи, авторефераты кандидатских и докторских диссертаций отечественных учёных, коллег по работе, многочисленных учеников, книги с автографами и дарственными надписями почитателей его лекторского, педагогического, музыкально-исполнительского таланта.

В свою очередь, Е.П.Бусыгин очень часто дарил свои научные работы многочисленными коллегам и ученикам, оставляя на них автографы и дарственные надписи. Они, несомненно, также представляют большой научный интерес.

На основании анализа имеющихся в библиотеки Е.П.Бусыгина материалов нами предпринята попытка систематизации всего корпуса письменных источников с автографами и дарственными надписями. Причём, в процессе систематизации этого материала мы использовали хронологическую систематизацию, систематизацию по этнографическим школам и проблемно-тематическую систематизацию.

Хронологическая систематизация позволила выявить динамику поступления книг (другой научной литературы) с автографами и дарственными надписями в библиотеку Е.П.Бусыгина, начиная с 1947/1948 учебного года и вплоть до последних дней его жизни - до 15 февраля 2008 года (от книги «Происхождение казанских татар. Материалы сессии Отделения истории и философии Академии Наук СССР, организованной совместно с Институтом языка литературы и истории Казанского филиала Академии Наук СССР 25 -26 апреля 1946 года в Москве (по стенограмме)», с автографом и дарственной надписью Н.И.Воробьева: «Дорогому Евгению Прокопьевичу Бусыгину от одного их авторов и редакторов. 31 марта 1948 года» до книги «Каталог музыкальных инструментов Национального музея Республики Татарстан», принесенной в дар Евгению Прокопьевичу от автора и Национального музея Татарстан 14 февраля 2008 года). Кроме того, данная систематизация, позволила определить научную значимость каждой из подаренной научной работы, показать её роль в дальнейшей научно-исследовательской деятельности Е.П.Бусыгина.

На сегодняшний день нами обнаружено более 200 различных источников с дарственными надписями и автографами Е.П.Бусыгину. Однако есть основания полагать, что эта цифра далеко не окончательная. Каж-дые наши встречи с его супругой Евгенией Анатольевной, дочерью Тамарой Евгеньевной и зятем Андреем Юрьевичем, встречи с его коллегами и учениками постоянно пополняют корпус этих источников.

В основу второго типа систематизации книг с автографами и дарственными надписями Е.П.Бусыгину положен принцип их дифференциации по принадлежности авторов книг к той или иной этнографической школе. В этом корпусе источников представлены работы учёных Московской, Санкт-петербургской, Казанской этнографических школ, а также работы ученых других региональных этнографических школ, получивших признание только лишь 15-20 лет назад (Новосибирская, Башкирская, Мордовская, Марийская, Чувашская, Удмуртская и другие этнографические школы).

Главным критерием, положенным в основу третьего типа систематизации книг с автографами и дарственными надписями Е.П.Бусыгину, был определён принцип проблемно-тематической направленности источника, на котором поставлен автограф (т.е. выявления содержания и понимания автором основных научных проблем, рассматриваемых в этих работах). Предпринятый анализ позволил выделить следующие научные проблемно-тематические направления: этногенез и этническая история народов Волго-Уралья; формирование и развитие материальной, духовной и социальной культуры; современные этнические процессы; межнациональные браки; календарные праздники, обычая и обряды; методология, методика и методы этнографической науки; хозяйств, культура, быт, искусство русского населения Волго-Уралья, России, стран лижнего зарубежья; народное искусство; традиционная и современная профессиональная музыкальная культура; этнография города; семейный и общественный быт; статистика в этнографии; история отечественной и зарубежной этнографии и другие актуальные проблемы.

Проблемно-тематическая систематизация позволила, с одной стороны, установить основные проблемы, характерные для того или иного периода отечественной этнографической науки и затронутые в работах авторов автографов, с другой стороны, более чётко представить научное проблемно-

тематичсекое пространство, в котором работал сам Е.П.Бусыгин.

Как показал анализ источников, книги с автографами и дарственными надписями Е.П.Бусыгину не лежали мёртвым грузом в его научной библиотеке. Эти работы активно использовались учёным в научно-исследовательской и педагогической деятельности. Об этом свидетельствуют многие работы, в которых в качестве основных источников выступают книги с автографами и дарственными надписями. Так, в учебнике Е.П.Бусыгина «Общая этнография (этнология). Курс лекций», одном из лучших на сегодняшний день учебнике по этнологии для вузов, учёный опирался на подаренные ему книги с автографами, многие из которых были рекомендованы им в качестве обязательной научной литературы при изучении той ил иной темы. Это - фундаментальные работы НИ.Воробьева, Н.В.Зорина, С.А.Токарева, К.И.Козловой, М.Г.Рабинович, В.А. Тишкова, В.В.Пименова, Г.Е.Маркова, Г.Г.Громова, Э.Померанцевой, Н.И.Савушкиной, Н.И.Гаген-Торн, В.Н.Белицер, Т.А.Крюковой, Г.С.Масловой, Е.Э.Бломквист, К.В.Чистова, Т.В.Станюкович, А.Х.Халикова, Р.Г.Мухамедовой, Ф.А.Валеева, П.В.Денисова, В.Д.Дмитриева, Л.А.Иванова, В.К.Бондарчика, В.И.Наулко, Г.А.Сепеева, Н.Ф.Мокшина, Л.С.Христолюбовой и многих других учёных.

Книги с автографами и дарственными надписями приобрели в научно-исследовательской, педагогической лаборатории Е.П.Бусыгина статус исторических источников в процессе решения таких важных и актуальных проблем, как этногенез и этническая истории народов, формирование и развитие их традиционно-бытовой и современной культуры. Они были индикаторами, инструментом научной коммуникации представителей разных этнографических школ России, каналом взаимодействия и взаимовлияния новаторских идей в области этнографии.

Литература

1. Хорхордина Т.И. Автографы на книгах как исторический источник: К биографии П.П. Смирнова (18821947) //Источниковедение и историография в мире гуманитарного знания: доклады и тезисы XIV науч. конференции. Москва, 18-19 апреля 2002 г., - М., 2002. - С.490-494.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.