Нысанбаев А. Н.
д.филос.н., профессор, академик Национальной академии наук Республики Казахстан, советник директора
Института философии и политологии Комитета науки Министерства образования и науки Республики
Казахстан.
iphp@inbox.ru
Нурмуратов С.Е.
д.филос.н., профессор, заместитель директора Института философии, политологии и религиоведения
КН МОН РК
КАЗАХСТАНСКИЙ ОПЫТ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО СОГЛАСИЯ И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА
Ключевые слова: модернизация, культура, согласие, толерантность, взаимопонимание, этнос, народ, единство, государство.
Keywords: modernization, culture, consent, tolerance, mutual understanding, ethnos, nation, unity, state.
Когда мы говорим о единстве и межнациональном согласии, в первую очередь, это касается межнационального и межкультурного взаимодействия. Являясь полиэтническим, поликультурным государством, Казахстан рассматривает это обстоятельство как важнейшую ценность, обогащающую спектр возможностей для развития страны. Более 130 этносов и 17 конфессий живут в нашей стране в мире и согласии, не зная раздоров и столкновений. Во многом это заслуга казахского народа, имеющего исторически сформированное толерантное сознание. Ведь казахи всегда отличались исключительной доброжелательностью, гостеприимством, сердечностью, в годы тоталитарного режима приняли и обласкали на своей древней земле тех, кого настигла злая судьба в лице советской власти. Из всех постсоветских государств именно Казахстан, хотя и не избежал эмиграционных процессов, сохранил общий характер дружелюбия и активного сотрудничества многочисленных этносов. Более того, в Республике появился новый национальный опыт осуществления культуры согласия и межкультурной коммуникации: Ассамблея народа Казахстана, от которой избираются 9 депутатов Мажилиса Парламента Республики Казахстан. Этот опыт получил высокую оценку со стороны других постсоветских государств и может стать моделью межнационального согласия и сосуществования этносов для стран ближнего и дальнего зарубежья.
Для нас, однако, важно осознать, что тема толерантного сознания и культуры согласия отнюдь не исключает проблематику противоречий и конфликтов. Согласие достигается именно через разрешение противоречий, трудностей, не путем их замалчивания и регулирования. На наш взгляд, надо развивать культурное многообразие, заложить законодательную базу для мирного сосуществования, взаимодействия всех этносов в процессе модернизации.
Перспектива культуры согласия и сосуществования этносов в обществе, прежде всего, связана с взаимодействием доминирующих в стране казахского и русского этносов. У них есть основательная база для глубинного межкультурного диалога и взаимопонимания. Это давние крепкие традиции евразийского братства, духа взаимности и коллективизма, многовековой коммуникации в области экономики, культуры, политики. Казахов и русских связывают прочные узы на уровне ментальных программ, т.е. универсалий, определяющих тип и национальный характер того и другого этноса: склонность к коллективизму, аналогичное отношение к женщине, определенная трактовка властных функций.
Мы должны стремиться к тому, чтобы народ Казахстана сформировал демократическую культуру согласия и сосуществования, чтобы характер нашего народа проявлялся в каждодневных поступках и актах межкультурной коммуникации и межэтнической интеграции, чтобы наше единство и согласие сохраняло внутреннее различие и многообразие этнического самосознания и культурного освоения мира. Казахстан на пути к такой культуре согласия и сосуществования этносов. И опыт нашей страны может оказаться весьма востребованным в мировом сообществе XXI века. Ведь именно наша страна демонстрирует уникальную практику синтеза традиций и модернизации, согласия настоящего и будущего с прошлым опытом, с культурным наследием.
Культура согласия и сосуществования народов требует больших усилий, интенсивного каждодневного труда, неисчерпаемой энергии. Но доверие, толерантность, уважение, взаимозаинтересованность, все то, что включается в культуру согласия и сосуществования, - первостепенные ценности в современном взаимосвязанном и взаимозависимом мире, согреваемом светлой надеждой на торжество истины, добра и красоты, на утверждение высших идеалов духовности.
Сегодня в независимом Казахстане созданы для налаживания диалога как способа национальной и гражданской консолидации все необходимые условия: решаются задачи по обеспечению темпов экономического роста, переходу Казахстана на инновационную модель развития, совершенствованию институтов демократии и гражданского общества, укреплению стабильности, безопасности и независимости молодого государства в контексте современного миро-
вого развития. Таковы культурно-исторические предпосылки формирования пространства межнационального и межконфессионального согласия в Республике Казахстан.
В нашей стране сформировались прочные, испытанные столетиями цивилизационные традиции межэтнического и межконфессионального диалога как формы мирного сосуществования различных этносов и религий. На обширных пространствах Евразии добрососедски уживались и уживаются буддизм, суфизм, тенгрианство, народные верования, политеистические и монотеистические религии. Особенно важно, что такой же толерантностью характеризуются и взаимоотношения двух крупнейших религий - православного христианства и ислама.
Причину мирного сосуществования и добрососедского диалога между исламом и христианством следует видеть, во-первых, в том, что происхождение, исторические корни этих религий едины, причем обе они являются звеньями одной цепи духовного развития. Во-вторых, при известных различиях необходимо видеть и много общих моментов в этих вероучениях: признание и утверждение идеи Бога, единого для всего человечества; содержание и характер духовной истории, как она изложена в Библии и Коране; преемственность в деятельности главных пророков. А главное - единый духовно-нравственный потенциал.
Вообще всегда следует помнить о том, что нормальный и плодотворный диалог конфессий в процессе модернизации общества будет возможен только в том случае, если наше государство будет последовательно и неуклонно обеспечивать права и свободы верующих, одновременно стремясь направлять потенциал конфессиональной безопасности в русло укрепления молодой демократической государственности Казахстана. Важно держать ситуацию в межнациональной, конфессиональной и межконфессиональной сфере под постоянным контролем с тем, чтобы религия никогда не становилась объектом политических игр и спекуляций.
Говоря о конструктивном диалоге религий, конфессий и культур, следует также подчеркнуть необходимость достижения взаимного уважения, понимания, согласия и единства. Имеется в виду диалог реальный, т.е. тот, в котором стороны слышат или, по крайней мере, стараются услышать друг друга. Ведь национальное и межконфессиональное согласие - не формализованный и вынужденный договор, предписывающий «терпеть» друг друга, а искреннее видение и принятие общности целей и задач. И в этой связи нам надо глубже проанализировать фундаментальное понятие толерантности в контексте глобализации. Единство понимается отнюдь не как унификация, или растворение одной культуры в другой, или как их взаимное поглощение, и даже не как искусственное сохранение имеющегося культурного многообразия. Единство, если говорить о нем не в формальном, а в содержательно-диалектическом смысле, есть не что иное, как обогащающая все взаимодействующие стороны сотворческая связь. Говоря иначе, единство понимается как внутренняя гармоничная связность многообразного, культурное многообразие в единстве, а следовательно, как развитие многообразного. Ведь развитие может осуществляться только благодаря творческому взаимообогащению, взаимовлиянию многообразных сторон целого, в противном случае многообразие будет не развиваться, а распадаться. Только через межэтнический и межконфессиональный диалог можно двигаться к согласию и тем самым к развитию. При этом казахстанский путь развития таков: от социально-политической стабильности через ускоренную системную модернизацию к расцвету всей страны.
Политика Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева обеспечила Казахстану прочное место в ряду молодых демократических государств мира и создала репутацию и авторитет одного из самых перспективных в плане демократического продвижения а, следовательно, и общественно-политического согласия стран на постсоветском пространстве. Можно сказать, что решение внутренних проблем Казахстана и созданная им модель межэтнического и межконфессионального согласия может в известном смысле послужить образцом для международного сообщества и присоединения других стран к культуре согласия и толерантности. Это означает, что наша Республика успешно переводит идеи согласия из модуса «должного, идеального» в модус «наличного, реального», одной из первых являя всем другим бесценный опыт культуры согласия и сосуществования народов в государстве.
Казахстан поставил перед собой стратегическую цель войти в ближайшее десятилетие в число тридцати наиболее конкурентоспособных стран мира. Основание для реализации этой цели имеется - экономический рост в стране как прочный фундамент мира и согласия, продуманная и теоретически обоснованная национальная политика, которую проводит Глава государства в сфере межэтнических и межконфессиональных отношений. В стране формируется гражданская идентичность: как показывают социологические исследования, Казахстан считают своей родиной практически все представители; проживающие здесь этносов.
Процессы национальной идентичности в контексте трансформации и модернизации общества очень сложны и болезненны. Осознание собственного «я» каждым народом невозможно вне и независимо от собственной истории, ее героических и трагических событий. Историческое самосознание наиболее чувствительно к культурному наследию. Самосознание народа не может быть оторванным от культуры и истории, и тем более оно не может развиваться без опоры на прочную культурную традицию, «вписанную» в тенденцию новаторского развития, как, в свою очередь, трудно представить себе какие-либо культурные новации вне учета традиций. И этой благородной задаче способствовало успешное выполнение Государственной программы «Культурное наследие» (2004-2011 гг.), инициированной Президентом Казахстана.
Философия взаимопонимания есть основа духовного согласия современного полиэтнического общества. В процессе модернизации общества создается толерантная межконфессиональная диалоговая площадка (2003-2012 гг.). У истоков философии взаимопонимания толерантного мира стоял великий философ - аль-Фараби, Первый Учитель Востока1.
Доминантой общественного сознания в независимом Казахстане является идеал согласия, взаимопонимания и толерантности всех этносов и социальных слоев, индивида и общества, личности и государства. Поэтому в настоящее
1 Курмангалиева Г.К, Нысанбаев А.Н, Соловьева Г.Г., Сейтахметова Н.Л. Наследие аль-Фараби и современная философия взаимопонимания. - Алматы: ИФП МОН РК, 2011. - 245 с.
время главной задачей казахстанской внутренней политики становится наряду с сохранением и укреплением межнационального согласия также сохранение и упрочение, прежде всего, межрелигиозной толерантности, межконфессионального диалога и согласия. Дело в том, что если эту сферу упустить из виду, не придав ей должного значения, то веками складывавшееся национальное единство полиэтнического народа Казахстана может дать трещину, а это, конечно, повлечет за собой чрезвычайно опасные последствия, быть может, непоправимую беду. Иными словами, духовное согласие можно без преувеличения рассматривать как основание всех иных форм согласия, поскольку оно есть внутреннее, мировоззренческо-мироотношенческое ядро межчеловеческих связей.
Без стабильности в обществе и единства народа у нас нет будущего. Однако единство не отрицает своеобразия и многоголосия этнических культур, избегает поглощения и ассимиляции, как то было в советские времена. Веление времени парадоксально: крепить национальное единство, но за счет сохранения и, более того, укрепления и развития национальных образов мира, уникальных, неповторимых жизненных практик.
В соответствии с современными философскими принципами единство народа должно обеспечиваться свободным, интенсивным развитием различий которых созидает силовое поле единства. Если применить философские понятия герменевтики и постструктурализма к анализу межэтнической ситуации в современном Казахстане, то станет ясным, что именно многообразие национальных традиций есть условие их содружества.
Какая философия нужна нам, людям третьего тысячелетия? Та, что, выражая духовную квинтэссенцию эпохи глобализации, размышляя над извечными проблемами добра и зла, счастья и страдания, вины и ответственности, долга и совести, обращается к новым, прежде не известным вопросам: глобализация, экология, сохранение жизни на планете, сбережение уникальности человеческого бытия и самобытного национального духа многочисленных этносов.
Чтобы решить эти грандиозные проблемы, нам нужна философия толерантности, философия диалога и взаимопонимания. Этому принципу казахи следовали всегда. В советское время они принимали в свою семью переселенцев так сердечно, с такой теплотой и участием, что Казахстан стал и для них дорогой и любимой родиной. Потому во многом из всех постсоветских республик именно наша страна сохранила атмосферу дружелюбия между всеми этносами. Более того, в годы независимости дружба эта окрепла и получила новые импульсы и формы в связи с реализацией национальной модели межэтнического и межконфессионального согласия. Воплощением реального единения и сотрудничества при сохранении культурного многообразия стала Ассамблея народа Казахстана.
Философы не только анализируют теоретические принципы толерантности, но и представляют результаты социологических исследований, подтверждающие высокий уровень этнической и религиозной толерантности в нашем обществе. При социологических опросах в явном меньшинстве оказались те казахстанцы, которые отстаивают позицию этноцентризма. Большинство респондентов всех национальностей заявили, что в своей повседневной деятельно -сти они отдают предпочтение деловым и личностным качествам окружающих людей, а не их этнической принадлежности.
Все опрошенные поддержали политику межэтнической толерантности и призвали воспитывать с детства культуру добросердечия и взаимопонимания. Но стремление к добрым отношениям с людьми разных национальностей сочетается у респондентов с желанием сохранить собственную культурную идентичность, язык и традиции, с чувством личной гордости за достижения своего народа. И это еще раз подтверждает на деле теоретический тезис о единстве многообразия. Несмотря на выявленные проблемы и противоречия, ученые приходят к выводу, что в независимом Казахстане сформирована поликультурная социальная среда, в которой граждане чувствуют себя полноправными членами общества с императивами доверия и сотрудничества.
Реальным воплощением идеи толерантности является евразийское братство, прежде всего, славянских и тюркских этносов. Наши ученые исследуют историю, теоретические и культурно-исторические предпосылки формирования идеи евразийства и ее концептуальное обновление в ключе современных проблем глобализации, межкультурной коммуникации и сохранения национальной идентичности1.
Проблемы, противоречия и даже конфликтные ситуации неизбежны, ведь интересы различных слоев и групп приходят в столкновение. Но важно помнить, что отличительной чертой традиционной культуры казахов является бесценное свойство находить выход из самих сложных жизненных коллизий, быть доброжелательными, открытыми, проявлять волю к взаимопониманию, уважению всех членов рода.
Мы при этом акцент сделали на понятии «согласие». Культура в этом словосочетании означает, что согласию надо систематически учиться, что оно должно проявляться не от случая к случаю, а стать привычным, как бы второй натурой. При этом надо обратить особое внимание на воспитание толерантной культуры молодежи, на формирование толерантного сознания народа в процессе модернизации общества. Добродетельным можно считать не того, кто совершает добрые поступки как бы по наитию, а того, для кого они стали привычными, воспитав его соответствующий характер.
1 Нечипоренко О.В., Нысанбаев А.Н. Россия и Казахстан в XXI веке: опыт модернизационных реформ / Под ред. д.филос.н. В.С. Шмакова. - Новосибирск: Нонпарель, 2005. - 496 с.