18. Предусмотреть в Гражданском кодексе и Законе «О государственной службе» обязательство государственного должностного лица по передаче в доход государства имущества в размере, существенно превышающем его доходы, происхождение которых это должностное
лицо не может подтвердить. Срок исковой давности по сделкам, связанным с отчуждением такого имущества, определить в 10 лет.
Предложенные меры придадут новый импульс работе по предупреждению и искоренению такого явления, как коррупция.
Казахстанский опыт борьбы с коррупцией
СМАГУЛОВ Асылбек Айжарыкович,
директор ГУ «Институт законодательства Республики Казахстан» Министерства юстиции РК, доктор юридических наук, профессор
Республика Казахстан выстроила собственную антикоррупционную систему, залогом успеха которой является сильная политическая воля Президента Республики Казахстан Н. А. Назарбаева. Каждые пять лет его указом принимается государственная программа борьбы с коррупцией. Антикоррупционная политика Казахстана носит последовательный и целенаправленный характер, а в обществе на данный момент зреет все больше здоровых сил, понимающих, что коррупция угрожает национальной безопасности страны, сдерживает экономическое развитие и негативно влияет на международный имидж государства.
В настоящее время реализуется пятая антикоррупционная программа, рассчитанная до 2015 г., которая включает следующие основные приоритеты нашего государства в области борьбы с коррупцией:
1) совершенствование антикоррупционного законодательства;
2) принятие государственных мер по снижению коррупции;
3) совершенствование правоохранительной и судебной системы;
4) укрепление международного сотрудничества;
5) широкая антикоррупционная пропаганда среди населения с использованием потенциала СМИ;
6) взаимодействие с гражданским обществом.
В целях выработки комплекса взаимосвязанных мер, которые направлены на противодействие коррупции и будут реализованы как государственными органами, так и гражданским обществом, с момента принятия Закона РК «О борьбе с коррупцией» 1998 г. постоянно совершенствуется законодательная база по противодействию коррупции.
1. Для усиления инвестиционной привлекательности снижены административные барьеры, затрудняющие процедуры оказания государственных услуг населению, а также сокращено количество лицензируемых видов деятельности и разрешений.
2. Создано электронное правительство, обеспечивающее обратную связь государства с населением посредством интернет-ресурсов. Каждый государственный орган обеспечивает функционирование своего веб-сайта, руководители министерств и ведомств на правительственном портале создали личные блоги.
3. Осуществляется активная государственная поддержка развития институтов гражданского общества в виде разработки и принятия соответствующих нормативных правовых актов, применения льгот и раз-
мещения социального государственного заказа среди неправительственных общественных организаций. Эти меры привели к возрастанию активности населения в антикоррупционной деятельности.
4. Активизирована работа антикоррупционных общественных организаций и политических партий, участвующих в законотворческой деятельности.
5. В целях реализации международных соглашений и международного сотрудничества в области борьбы с коррупцией 4 мая 2008 г. Республикой Казахстан ратифицирована Конвенция ООН против коррупции, а также подписаны 12 соглашений с правительствами Румынии, Польши, Эстонии, Хорватии, Грузии, Словакии, Латвии, Китая, Турции, Объединенных Арабских Эмиратов, Египта и Франции по вопросам противодействия коррупции.
6. Уголовная политика направлена на ужесточение ответственности должностных лиц за совершение ими коррупционных преступлений.
7. Для лиц, ранее уволенных с работы за совершение коррупционных правонарушений, введен пожизненный запрет на занятие должностей в государственных органах.
8. Введено обязательное проведение антикоррупционной экспертизы проектов и действующих нормативных правовых актов в рамках проведения правового мониторинга в целях выявления норм, способствовавших возникновению коррупционных проявлений. Эту деятельность на постоянной основе осуществляют государственные органы, которые займутся поиском имеющихся, но пока не обнаруженных коррупциогенных норм в действующем законодательстве. Иными словами, сформированный в Казахстане механизм оценки нормативных правовых актов на коррупциогенность заметно снижает коррупционные риски и способствует разрушению функционирующих в настоящее время коррупционных схем.
Таким образом, антикоррупционная экспертиза проектов и антикоррупционный анализ действующего законодательства являются важнейшим элементом национальной программы борьбы с коррупцией, поскольку их задачей является исключение норм, создающих предпосылки этого социального зла.
9. В настоящее время проводится внеочередная аттестация сотрудников правоохранительных органов. В связи с указом Президента внеочередные аттестационные комиссии будут созданы во всех регионах. Внеочередную аттестацию поэтапно пройдут порядка 130 тыс. сотрудников правоохранительных органов в зависимости от ранга службы.
10. В административном законодательстве определен перечень семи коррупционных правонарушений.
Борьба с отмыванием денежных средств регламентируется в Казахстане Законом «О противодействии легализации и отмыванию доходов, полученных незаконным путем, и финансированию терроризма», нарушение которого влечет в том числе ответственность, предусмотренную Уголовным кодексом РК. Для обеспечения соблюдения финансовой дисциплины в составе Министерства финансов создан и функционирует уполномоченный орган административного типа — Комитет по финансовому мониторингу. Очередным этапом проводимой в Казахстане планомерной и целенаправленной работы по борьбе с коррупцией стало подписание главой государства Указа от 22 апреля 2009 г. «О дополнительных мерах борьбы с преступностью и коррупцией и дальнейшем совершенствовании правоохранительной деятельности в Республике Казахстан». В Указе учтен передовой опыт стран Европы и Азии в борьбе с коррупцией, что поставит эту деятельность на качественно новый уровень. Предусмотренные Указом меры в первую очередь направлены на решение самой главной за-
дачи — изменение мировоззрения людей и взглядов на одну из самых грандиозных проблем, терзающих наше общество. В частности, Указом определены меры, направленные на создание в обществе атмосферы нетерпимости к коррупции, а также на материальное стимулирование антикоррупционного поведения граждан, а именно:
включение механизма поощрения за содействие в пресечении и раскрытии коррупционных преступлений;
представление государственными служащими информации о происхождении имущества, стоимость которого превышает его официальный доход;
определение перечня должностей государственных служащих с высоким риском совершения коррупционных правонарушений с установлением для них повышенных требований для поступления и прохождения службы;
установление ответственности государственных служащих за несообщение о фактах коррупции;
выработка мер по противодействию корпоративной коррупции.
Указом также установлено, что руководители всех государственных органов и национальных компаний будут нести персональную ответственность за состояние дел по борьбе с коррупцией.
В декабре 2009 г. принят Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам дальнейшего усиления борьбы с коррупцией», которым введена уголовная ответственность за получение взятки в пользу третьих лиц. Кроме того, в Казахстане создана и активно работает Комиссия по вопросам борьбы с коррупцией при Президенте РК, а также специальное Агентство РК по борьбе с экономической и коррупционной преступностью. Комиссия по вопросам борьбы с коррупцией принимает меры по усилению борьбы с коррупцией и на-
рушением государственными служащими кодекса чести.
Однако, несмотря на принимаемые меры, коррупция в Казахстане до сих пор имеет определенное распространение. Об этом свидетельствуют результаты исследований, проведенных международной организацией «Транспаренси Интернэшнл». В рейтинге восприятия коррупции Казахстан в 2011 г. занял 120-е место из 182 стран мира.
В настоящее время на 34% (с 493 до 662) увеличилось количество зарегистрированных преступлений в пяти приоритетных направлениях борьбы с коррупцией: в сферах государственных закупок, землепользования, в органах налоговой службы, таможни и дорожной полиции. Доля этих преступлений от общего количества выявленных коррупционных преступлений составила 44,5%х.
Указанные факты делают необходимым дальнейшее проведение реформ, направленных на усиление борьбы с коррупцией. В связи с этим перед страной стоит задача по продолжению активной политики противодействия коррупции, направленной на решение следующих проблем.
Правоохранительные, специальные государственные и иные органы, осуществляющие борьбу с коррупцией, занимаются расследованием уже совершенных коррупционных преступлений, в то время как следовало бы сконцентрировать их деятельность на мерах предотвращения, профилактики коррупции, поскольку необходимо не только бороться с последствиями, но и минимизировать условия и причины, порождающие коррупцию.
Государственные органы не проводят анализ повышения квалифи-
1 См.: Стратегический план Агентства РК по борьбе с экономической и коррупционной преступностью (финансовой полиции) на 2011—2015 гг., утвержденный приказом Руководителя Администрации Президента РК от 30 декабря 2010 г. № 01-39.147.
кации государственных служащих, хотя государство тратит значительные финансовые средства на это мероприятие.
Отсутствует постоянный мониторинг и оценка мероприятий по противодействию коррупции со стороны общества.
И это далеко не весь спектр нерешенных проблем.
Учитывая, что коррупция — это явление системное, борьба с ней должна быть системной. В связи с этим механизмы противодействия коррупции нуждаются в дальнейшем совершенствовании.
На законодательном уровне планируется ряд мероприятий, направленных на решительную борьбу с коррупцией, в частности:
1) пересмотр порядка формирования судейского корпуса;
2) законодательное ограничение возможности необоснованных решений апелляционных инстанций о возвращении дел на новое рассмотрение в нижестоящие суды;
3) повышение ответственности и квалификации судей;
4) качественное кадровое обновление правоохранительных и специальных органов;
5) создание Евразпола — Евразийской полиции для усиления борьбы с транснациональной организованной преступностью в Едином экономическом пространстве;
6) переход к декларированию не только доходов, но и расходов государственных служащих.
В целом, за 20 лет независимости Казахстан утвердился в качестве демократического и динамично развивающегося государства. Как известно, Казахстан удостоился чести председательствовать в ОБСЕ, приоритеты государства ясны и необратимы. Мы всегда открыты диалогу со своими зарубежными партнерами по всем вопросам, готовы делиться своими подходами, изучать и применять успешный опыт антикоррупционной работы других стран мира.
Проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов как фактор противодействия коррупции в Таджикистане
НЕМАТОВ Акмал Рауфджонович,
заведующий отделом теоретических проблем современного государства и права Института философии, политологии и права Академии наук Республики Таджикистан, кандидат юридических наук
Борьба с коррупцией приобретает глобальный характер. Таджикистан, как и все государства мира, занял в борьбе с коррупцией активную позицию. Между тем следует отметить, что отсутствие единой антикоррупционной политики в любом государстве обусловливает развитие соци-
ально-политических катаклизмов, что в конечном итоге грозит существованию самого государства как такового, как института политической системы общества, и поэтому формирование четкой антикоррупционной политики является одной из приоритетных задач современных государств.
Эффективная реализация антикоррупционной политики в государстве возможна только тогда, когда государство активно применяет против коррупции все доступные ему средства экономического, организационного, управленческого, правового ха-