Научная статья на тему 'КАЗАХСТАНСКИЙ ХУДОЖНИК АБЫЛХАН КОСТЕЕВ В СОВРЕМЕННОСТИ'

КАЗАХСТАНСКИЙ ХУДОЖНИК АБЫЛХАН КОСТЕЕВ В СОВРЕМЕННОСТИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
27
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
художник / картина / культура / живопись / искусство

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ердинбекова Алия Болатовна, Торемуратова Галия Едигеевна, Кенесбек Жадыра Сламбекқызы, Жуманазарова Алия Ерболатовна

Теоретические исследования, искусствоведческая и культурологическая оценка творчества Народного художника Казахстана Абылхана Кастеева до сих пор не подвергались системному обзору. Анализ более сорока публикаций разных лет, предложенный в данном материале, позволил выявить глубину и разнообразие трактовок профессионального пути Кастева, специфику его метода в развитии жанров живописи, разработку национальной идеи в его искусстве и, в целом, определить значение его творчества в искусстве Казахстана как в ретроспективе, так и с точки зрения современного искусствознания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Ердинбекова Алия Болатовна, Торемуратова Галия Едигеевна, Кенесбек Жадыра Сламбекқызы, Жуманазарова Алия Ерболатовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КАЗАХСТАНСКИЙ ХУДОЖНИК АБЫЛХАН КОСТЕЕВ В СОВРЕМЕННОСТИ»

УДК 7.071 (042.3)

КАЗАХСТАНСКИЙ ХУДОЖНИК АБЫЛХАН КОСТЕЕВ В СОВРЕМЕННОСТИ

ЕРДИНБЕКОВА АЛИЯ БОЛАТОВНА ТОРЕМУРАТОВА ГАЛИЯ ЕДИГЕЕВНА КЕНЕСБЕК ЖАДЫРА СЛАМБЕКЦЫЗЫ ЖУМАНАЗАРОВА АЛИЯ ЕРБОЛАТОВНА

Преподаватели кафедры «Дизайн», Алматинского технологического университета

г. Алматы, Казахстан

Аннотация: Теоретические исследования, искусствоведческая и культурологическая оценка творчества Народного художника Казахстана Абылхана Кастеева до сих пор не подвергались системному обзору. Анализ более сорока публикаций разных лет, предложенный в данном материале, позволил выявить глубину и разнообразие трактовок профессионального пути Кастева, специфику его метода в развитии жанров живописи, разработку национальной идеи в его искусстве и, в целом, определить значение его творчества в искусстве Казахстана как в ретроспективе, так и с точки зрения современного искусствознания.

Ключевые слова: художник, картина, культура, живопись, искусство.

Казахстанские искусствоведы нескольких поколений внимательно изучали различные этапы творческой биографии Абылхана Кастеева, исследовали сюжетнотематические, технологические, исторические и философские аспекты творчества, оценивали значимость художественных достижений мастера и его влияние на последующие поколения. Значительное число публикаций - монографий, статей, каталогов, альбомов, научных сборников, вышедших как при жизни Кастеева, так и после его смерти, которые представляют собой важный научно-исследовательский материал, суммируют глубокое понимание особенностей авторского языка художника, который вобрал в себя многие закономерности процесса зарождения и развития изобразительного искусства в Казахстане. Целью данной статьи является обзор основных публикаций в казахстанском искусствознании, определяющих основные векторы творческого становления и самоопределения художника [1]/ Анализ ряда теоретических источников позволяет рассмотреть различные методы в оценке и понимании творчества Абылхана Кастеева. Наиболее значимыми изданиями при подготовке данного исследования стали альбомы и сборники: Абылхан Кастеев: Альбом (Составитель Б. Барманкулова). - Алма-Ата: Онер, 1986. - 258 с.; Сборник докладов международной научной конференции к 100-летию Кастеева «Художник и эпоха. А. Кастеев и изобразительное искусство Центральной Азии XIX-XX вв.». Алматы, 2004. - 152 с.; Материалы республиканской конференции «Историческая память и проблемы культурного наследия». К 110-летию А. Кастеева. Алматы, Государственный музей искусств РК им. А. Кастеева, 2014. - 114 с.; Альбом-каталог «Абылхан Кастеев. Живопись, графика». - Алматы: Государственный музей искусств РК имени А. Кастеева, 2024. - 320 [2]. Выделим несколько направлений изучения творчества Абылхана Кастеева. В их числе: определение особенностей становления национальной школы живописи на примере его творчества, рассмотрение жанрового разнообразия с акцентом на портретах и пейзажах, выявление приемов наивности в ранних (и не только) работах, преобладание реалистического метода как основы творческого мышления мастера и, наконец, раскрытие национальной идеи и традиционного народного начала в искусстве. Отдельное место занимают воспоминания людей, лично знавших художника. Живость впечатлений и искренняя непосредственность воспоминаний о встречах и общении с Абылханом Кастеевым - как о человеке простом, открытом, трудолюбивом - сохраняются в текстах известного акварелиста Уке Ажиева и писателя Юрия Домбровского. Подчеркивается, что работа на пленере, преимущественно акварелью, стала основой творчества художника [3]/ Наблюдая за манерой

ОФ "Международный научно-исследовательский центр "Endless Light in Science"

его работы, Уке Ажиев подчеркивает, что «Для Абылхана Кастеева натура была священна.Кастеев не понимал художников, которые, опираясь на натуру, вносили в композицию изменения для повышения выразительности» Ажиев ввел часто цитируемую фразу: «Писать «честно, как Кастеев». «Характерной особенностью всех произведений А. Кастеева является их предельная точность и достоверность в передаче малейших деталей изображения, что помимо художественных качеств, придает им ценность исторического документа эпохи» Действительно, в кастеевском отображении жизни объединились интуитивно постигаемые приемы примитивизма и упорное освоение установок реалистического искусства, что впоследствии отмечалось и интерпретировалось в различных исследованиях. Рассматривая начальный этап становления Кастеева-живописца,

Биография Кастеева совпала с глобальными историческими преобразованиями начала ХХ века, повлекшими изменения и в культурно-художественной ситуации региона. «Личная судьба Кастеева была тесно связана с изменениями, произошедшими в жизни казахского народа в 1920-1930-е годы [4].Это время вхождения в изобразительное искусство Казахстана первых национальных художников, которым было предназначено воплотить национальное мироощущение новым для казахской культуры художественно-пластическим языком» .Осваивая нехарактерный для локальной ситуации новый тип изобразительности, «Кастеев, как и его современники, представители первого поколения художников Центральной Азии, 8 в своем творчестве решал сложную задачу ассимиляции новой для восточной традиции формы европейского станкового искусства.

Рисунок 1- Годы жизни Абылхан Кастеев.

В творчестве Кастеева обращает на себя внимание обширный тематический диапазон. «Художник писал батальные сцены и исторические композиции, камерные философские портреты и полные тихой поэзии мотивы повседневной жизни аула» «С середины 30-х тематика произведений Кастеева значительно расширяется, становится более разнообразной. Он создает полотна на исторические темы, различные жанровые картины, преимущественно на сельские темы, показывающие как быт казахов в дореволюционный период, так и жизнь современников в условиях социалистической действительности» «С середины 30-х тематика произведений Кастеева значительно расширяется, становится более разнообразной. Он

создает полотна на исторические темы, различные жанровые картины, преимущественно на сельские темы, показывающие как быт казахов в дореволюционный период, так и жизнь современников в условиях социалистической действительности» «В работах Кастеева наблюдается не только тематическая углубленность, но и увеличение жанрового разнообразия [5]. В эти годы намечается становление Кастеева как художника-пейзажиста. Пейзаж как место действия почти всегда являлся обязательным компонентом работ Кастеева. С годами роль пейзажа заметно возрастает: он становится активным средством выражения, несущим и разрешающим основную эмоциональную задачу, заключенную в сюжете»

Ряд исследований представляет подробный разбор и детальный анализ портретов Кастеева разных лет: Кенесары, Амангельды, Валиханова, Абая и др. «Фигуры первого плана Валиханова и Абая значительны и «вещественны» своим местонахождением в центре композиции. Второй план имеет более иллюзорный характер, в нем нет той плотности, свойственной первому плане. Это фон или изумительно красивая декорация» .«В портрете Кенесары подчёркивается «первобытная наивность, искренность и непосредственность. В портрете Валиханова отмечается «смешение примитивистских и реалистических приемов в изображении как главного персонажа, так и окружающего его антуража» . Глубинное знание и понимание основ культурной традиции через философию и повседневность номадического бытия позволили создать ряд подлинных шедевров в живописи и акварели, где основной темой становятся будни казахов-кочевников. «Кастеевские полотна была населены людьми, на лицах которых лежала постоянная Кастеевские чтения 2024 13 ^астеев окулары 2024 14 печать повседневных забот. ... Однако любые домашние хлопоты были явлены сквозь призму ритуальных жестов (доение кобылиц, заготовка курта)» В обыденных рутинных занятиях он достигает особой возвышенной, поэтической трактовки: «Работы Кастеева в бытовом жанре 1930-50-х годов [6]/ «Доение кобылиц», «Колхозная молочная ферма», «Колхозный той» и другие по сей день являются точкой отсчета для изображения казахского аула в живописи. Как носитель этнокультурной традиции, Кастеев не разделял повседневную профанную жизнь с её высшим сакральным смыслом».

Н. Ахмедова определяет настроение идилличности по отношению к кочевью у Кастеева, как память о «потерянном рае». Постоянные перекочевки, непрерывное движение и перемещение в пространстве - естественное состояние для кочевника. «Первым профессиональным художникам хотелось пластически достоверно отобразить хорошо знакомое пространство в конкретном отрезке времени, в котором пребывает он сам» . «Кастеева не привлекает природа без людей, он говорит: «Без людей пейзаж мертв, с людьми - пейзаж оживает, в нем появляется смысл».

Визуализация образов, мотивов, сюжетов казахского эпоса и обрядового фольклора в казахском искусстве связана с появлением целого ряда знаковых произведений, в которых решались задачи как художественные, так и социальнополитические, связанные с общественным запросом на историю, на осмысление прошлого как основы национальной идентификации. Генерализация исторической памяти предопределила такой порядок воображения прошлого, когда «предание могло выступать как инвариант исторического события, а исторические реалии могли оцениваться в русле мифопоэтической традиции»

Рисунок 2- Воплощение любви к Родине

Творчество первого народного художника Казахстана А. Кастеева представляет собой значительный этап в становлении национальной культуры ХХ века. Характерный представитель первого поколения казахстанских мастеров, он внес значительный вклад в формирование классических жанров в изобразительном искусстве республики. Находясь в рамках коммунистической идеологии, советские художники были призваны создавать образ нового совершенного в своих духовных и этических качествах человека, строителя общества равных возможностей. Как оказалось, утопические цели марксистко-ленинского учения привели не к «светлому будущему», а к распаду советской империи, на основании которой образовались независимые национальные государства. Несмотря на этот исход, наследие советского искусства и сегодня сохраняет свою ценность, притягивает высоким мастерством исполнения, духовной наполненностью и возвышенностью образов. В современном теоретическом дискурсе возникают вопросы о том, насколько станковая традиция, ассимилированная культурой среднеазиатских народов в начале ХХ века, является обусловленной эволюцией цивилизационного процесса, или же данная форма художественного выражения должна рассматриваться как выражение реализации идеологической доктрины, негативно сказавшейся на развитии автохтонной национальной культуры этого региона [7].

При этом возникает вопрос о том насколько формат европейской станковой живописи соответствовал особенностям восприятия и самовыражения кочевника, живущего в ином по протяженности и характеру ментальном и географическом измерении. Воплощение образа человека всегда было одной из значимых целей искусства. Именно в личности, в индивидуальном проявлении характера, ее духовной сущности, внешнем облике художники находили возможность запечатлеть живое дыхание своей эпохи. Как писал известный русский художник И. Грабарь: «Высшее искусство есть искусство портрета», потому именно в нем перед художником стоит сложная задача передачи «человеческого облика, с его мыслями, чувствами и переживаниями, отражающимися в глазах, улыбке»/ Эволюция портретного жанра в истории мирового искусства прошла долгий путь от условности в изображении человеческого лица в искусстве древнеегипетской цивилизации, героизации и романтизации образов эпохи классической традиции до подчеркнутой психологической заостренности портрета ХХ века. В советской живописи данному жанру уделялось особое внимание в силу того, что он позволял запечатлевать пантеон коммунистических вождей и деятелей, героев-созидателей ^астеев окулары 2024 24 Джадайбаев Амир Жалынович, кандидат искусствоведения, ведущий научный сотрудник отдела «Изобразительное искусство Казахстана» ГМИ им. А. Кастеева, Казахстан, Алматы нового социалистического общества, служащего образцом и примером для народа. Фундаментом методологии в создании

советского портрета являлась реалистическая живопись русских художников-демократов, среди которых образцовыми считались произведения И. Репина, В. Сурикова, В. Серова, П. Корина. Выразительные образы советского человека были воплощены в полотнах Б. Иогансона, П. Кончаловского, С. Герасимова, В. Орешникова, О.

Выдающиеся портретные произведения были созданы А. Кастеевым, который с первых лет своей творческой деятельности особый интерес проявлял к созданию образа человека. Ранние работы А. Кастеева «Портрет отца» (1932), «Портрет девушки-казашки» (1932), «Портрет С. Кусыкбаева» (1932) отличаются камерностью и стремлением начинающего художника максимально точно передать облик модели. В этих подцвеченных акварелью рисунках преобладает графичность и тонкая пластическая проработанность, при этом все они представляют лицо модели в профиль. «Портрет З. Ноимбековой» (1938), «Портрет С. Онгарбаевой» (1944) представляют героев первых сталинских пятилеток, эмансипированные советской властью женщины Востока, наравне с мужчинами созидавшие новый социалистический Казахстан [8].

(

Рисунок 3 - Портрет

В 1934 году А. Кастеев принял участие в конкурсе на создание портрета казахского философа и поэта Абая Кунанбаева. Конкурс на создание портрета Абая был организован в Казахстане в соответствии с планом монументальной пропаганды, объявленной В. Лениным еще в 1918 году, но возобновленной в 1933 году по инициативе А. Луначарского, который призвал «вызвать к жизни вторую, более прочную, более зрелую, более эффективную волну монументальной пропаганды» . По идее В. Ленина героями портретов должны были стать «светочи философской мысли, науки, искусства, которые хотя и не имели прямого отношения к социализму, но являлись подлинными героями культуры». Таким образом, образ Абая в свете идеологической установки должен был быть представлен художниками не только в форме мемориального портрета, но «всегда отчетливо связан с нашей революцией и ее задачами». Сохранившиеся несколько работ художника представляют Абая во фронтальном ракурсе, что

было обусловлено тем, что все художники того времени за основу брали единственную фотографию поэта, которая была сделана незадолго до ухода его из жизни. В рисунках А. Кастеева Абай представлен в образе внимательно смотрящего на зрителя поэта-просветителя

[9].

Рисунок 4- Турксиб

Написано множество биографических исследований, проанализированы отдельные этапы творчества и наиболее значительные произведения, выявлена специфика авторского метода и приемов, определена глубинная трактовка национальной идеи. Суммирование этих открытий предпринято в рамках данной статьи. Сегодня теоретические изыскания в искусствоведении Казахстана и Центральной Азии продолжаются и подчинены задаче раскрытьдальнейшее понимание и новые грани творческого дарования Абылхана Кастеева -художника, во многом определившего генезис национальной школы живописи Казахстана.

Рисунок 5 - Картины мирного труда

Одной из значимых страниц творчества А. Кастеева стала его работа над воссозданием образа одного из лидеров восстания 1916 года Амангельды Иманова. Необходимость иконографической репрезентации данной личности появилась в связи с прямой рекомендацией И. Сталина, который на одной из встреч с руководством Казахстана высказался об Амангельды Иманове как «казахском Чапаеве». Таким образом именно Амангельды было суждено стать первым национальным революционером, символом борьбы казахского народа за «светлое коммунистическое будущее». Долгая кропотливая работа по исторической реконструкции образа Амангельды, которая началась в 1937 году, завершилась портретом 1940 года, в котором герой восстания представлен в полный рост на фоне тургайского пейзажа. В статичной фигуре еще отсутствует монументальность и величественность образа, которая будет характерна для более поздних портретов Амангельды. Здесь интересно отметить, что художник следовал идеологическому императиву, который требовал выявления в образе батыра черт «настоящего полководца и государственного деятеля нового типа»[10].

?

уа"» *

Рисунок 6- Абылхан Кастеев на пленёре.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Каталог выставки произведений Народного художника Казахской ССР Абылхана Кастеева (к 60-летию со дня рождения и 35-летию творческой деятельности) / сост., вступ. статья Вандровская Е.Б. - Алма-Ата, 1964. - 90 с.

2. Кастеев Абылхан: Альбом репродукций / Сост. Плахотная Л.Г.-Алма-Ата, 1978.-156 с.

3. Сарыкулова Г. Начало пути / Абылхан Кастеев: Альбом (Составитель Б. Барманкулова). -Алма-Ата: Онер, 1986.

4. Рыбакова И. Живопись Абылхана Кастеева / Абылхан Кастеев: Альбом (Составитель Б. Барманкулова). - Алма-Ата: Онер, 1986.

5. Ажиев У По Волге и Каспию / Абылхан Кастеев: Альбом (Составитель Б. Барманкулова). - Алма-Ата: Онер, 1986.

6. Домбровский Ю. Абылхан Кастеев - первый художник-казах / Абылхан Кастеев: Альбом (Составитель Б. Барманкулова). - Алма-Ата: Онер, 1986.

7. Ахмедова Н.Р. Специфика генезиса изобразительного искусства Центральной Азии в начале ХХ века / Международная научная конференция «Художник и эпоха. А. Кастеев и изобразительное искусство Центральной Азии Х1Х-ХХ вв. Сборник докладов. Алматы, 2004.

8. Галимжанова А.С. Портрет в живописи А. Кастеева как архетипический концепт казахской культуры / Международная научная конференция «Художник и эпоха. А. Кастеев и изобразительное искусство Центральной Азии Х1Х-ХХ вв. Сборник докладов. Алматы, 2004.

9. Джадайбаев А.Ж. Абылхан Кастеев и особенности развития казахской портретной живописи ХХ века / Международная научная конференция «Художник и эпоха. А. Кастеев и изобразительное искусство Центральной Азии Х1Х-ХХ вв. Сборник докладов. Алматы, 2004.

10. Ергалиева Р.А. Абылхан Кастеев как основоположник национальной художественной школы Казахстана / Международная научная конференция «Художник и эпоха. А. Кастеев и изобразительное искусство Центральной Азии Х1Х-ХХ вв. Сборник докладов. Алматы, 2004.

11. Ким Е.М. Фактор времени в творчестве А. Кастеева и У. Тансыкбаева / Международная научная конференция «Художник и эпоха. А. Кастеев и изобразительное искусство Центральной Азии Х1Х-ХХ вв. Сборник докладов. Алматы, 2004.

12. Кобжанова С.Ж. Творчество Абылхана Кастеева и художественная критика Казахстана / Международная научная конференция «Художник и эпоха. А. Кастеев и изобразительное искусство Центральной Азии Х1Х-ХХ вв.Сборник докладов. Алматы, 2004.

13. Сарыкулова Г. Довоенное творчество А. Кастеева / Международная научная конференция «Художник и эпоха. А. Кастеев и изобразительное искусство

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.