ПРОБА ПЕРА
КАЗАХСТАН В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
Т.К. Токаев
Дипломатическая академия МИД России ул. Остоженка, 53/2, Москва, Россия, 119992
В современных условиях Казахстан нацелен на дальнейшее встраивание в глобализируемую мировую экономику, опираясь как на свой мощный природно-ресурсный потенциал, так и на планы ускоренного развития инновационных отраслей и создания «экономики знаний».
Ключевые слова: Казахстан, глобализация, интеграционные процессы, энергетика, интернационализация, ТНК, БРИК, АСЕАН, ВТО.
Стремительно нарастающая глобализация, ставшая доминирующей тенденцией в мировой экономике, поставила перед Казахстаном стратегическую задачу адаптации к новым правилам и условиям сосуществования в международном сообществе. Сегодня уже нет сомнений в том, что глобализация — это объективный и необратимый процесс, несущий всем государствам, особенно новым, как вызовы, так и новые возможности. Бессмысленно противодействовать глобализации и тем более игнорировать ее [6. С. 8—31]. Глобализация, являясь новым этапом интернационализации мировой экономики, в конечном счете приносит пользу развитию национальных экономик. Позитивные результаты глобализации связаны с участием государств в международном разделении труда. Они получают возможность подключаться к современным телекоммуникационным системам, развивать собственные технологии, привлекать к развитию своих экономик транснациональные корпорации, осуществлять структурные преобразования финансовых и банковских систем, привлекать инвестиции, повышать грамотность населения путем внедрения передовых образовательных программ. Вовсе не идеализируя последствия глобализации, тем не менее следует признать, что преимуществ у этой тенденции все же больше, чем отрицательных моментов. Государства, пытающиеся отгородиться от глобализации «китайской стеной», обрекают себя на катастрофическое отставание от цивилизованного мира со всеми вытекающими отсюда отрицательными последствиями для их будущего развития.
Вне всяких сомнений, глобализация — это сложный и противоречивый процесс, зачастую сопряженный с геополитическими катаклизмами. Неуспешные в своем экономическом развитии страны видят корень зла именно в глобализации, где роль «первой скрипки» исполняют транснациональные компании. Их, как правило, обвиняют в торговле национальными природными ресурсами, безудержном обогащении и порабощении народов с далеко идущими политическими целями, преследуемыми ведущими империалистическими державами. С глобализацией связывают и ухудшение позиций национальных культур и языков. Нельзя не признать, что подобные обвинения и озабоченности имеют под собой некоторую основу, но все же не могут служить оправданием бессилия некоторых национальных правительств в проведении грамотных экономических реформ, на-
целенных на обеспечение достойного места своих государств в современной мировой экономике.
Известный ученый Ульрих Бек в своей книге «Что такое глобализация?» отметил, что глобализация не приводит к уничтожению государств, они попросту меняются и даже усиливаются, становясь «транснациональными», «космополитичными» государствами. Глобализирующиеся страны должны быть готовыми к различным вызовам, будь-то в экономике или политике, и действовать за пределами национальных границ [10. С. 21]. Российский ученый-международник Е.П. Бажанов подчеркивает, что национальные государства остаются главными акторами мировой политики и экономики [2. С. 14—15].
Продолжая своеобразный обзор преимуществ глобализации, следует отметить, что она стала возможной благодаря «взрывному» развитию телекоммуникаций, науки, информационных технологий. Непременной частью повседневного быта современных людей стали мобильная телефонная связь, электронная почта, интернет, которые произвели эффект настоящей революции в подходах к ключевым проблемам мировой экономики. Основными действующими игроками процесса глобализации, помимо транснациональных компаний, стали национальные компании, банки, ранее ориентировавшиеся на местные рынки, но сумевшие за счет коренного улучшения менеджмента выйти на международный и даже глобальный уровень. И Казахстан здесь является достаточно показательным примером.
Следует отметить, что развитые страны на протяжении десятилетий как бы исподволь готовились к новым условиям мирового хозяйствования, по-существу дав толчок процессу глобализации [3. С. 215—239]. Естественно, они ощущают себя довольно комфортно в новой геостратегической среде, что нельзя сказать о большой группе развивающихся стран. Бедные страны находятся в постоянной погоне за богатыми, но это гонка с большим «гандикапом», расстояние между группой лидеров и теми, кто пытается их догнать, сокращается крайне медленно. Создав мощный плацдарм в виде информационных технологий, коммуникаций, топ-менеджмента, мощных финансовых и промышленных структур, Запад по-прежнему диктует правила игры под названием «глобализация». Сложившаяся неравномерность продолжает усугубляться. К примеру, в настоящее время разрыв по уровню жизни населения между развитыми и развивающими странами представляет собой соотношение 75 к 1, сто лет назад это соотношение равнялось 10 к 1, но через 50 лет оно может достигнуть 150 к 1. По мнению экспертов при сохранении данной тенденции может возникнуть принципиально новая модель: 80% всех мировых ресурсов будут контролировать страны «золотого миллиарда», в которых проживают всего 15,5% населения мира (США и Западная Европа), но на долю которых приходится 75% мирового экспорта товаров и услуг [1. С. 3].
Но позитивные перемены все же происходят. Впечатляющих успехов добился Китай, активно включившийся в мировое разделение труда. Став «мировой фабрикой», КНР играет все более заметную роль как финансовая и технологическая держава [5. С. 269—351]. В последние годы Россия тоже проявила себя в качестве мирового игрока, встав на «трек» высоких технологий и инноваций, хотя
рост ее экономики по-прежнему обусловлен высокими ценами на энергоресурсы. На траектории устойчивого роста находятся Индия и Бразилия. Упомянутые четыре государства образовали своеобразный блок — «БРИК», заявивший о своих претензиях на лидирующие позиции в глобальном миропорядке. Объединение этих четырех государств в Казахстане воспринимается как положительная тенденция, свидетельствующая об укреплении многополярного мира. К тому же Казахстан тесно сотрудничает со всеми государствами «БРИК» во многих областях. По прогнозам ведущих рейтинговых и финансовых институтов, к 2050 г. в клуб шести ведущих мировых экономик, наряду с США и Японией, войдут Китай, Индия, Россия и Бразилия.
Особую роль в мировой экономике по-прежнему играют Соединенные Штаты Америки. Несмотря на ипотечный кризис, поразивший эту державу, фундаментальные основы американской экономики, по мнению аналитиков, являются прочными. Значительно подешевевший доллар заметно оживил рынок США и сделал экспортную продукцию конкурентоспособной. Крайне важно, что США направляют огромные инвестиции в фундаментальные исследования и инновационное применение технологий. Поэтому США в настоящее время и в обозримом будущем — лидирующая экономическая и военная держава. Показательно, что именно американцы разработали и внедрили в серийное производство такие изобретения, как полупроводники, персональные компьютеры, интернет. Сейчас США, по целому ряду имеющихся данных, стоят на пороге новой технологической революции, которая закрепит их доминирующие позиции в глобальном мире. Страны Западной Европы также рассматривают инновационное развитие в качестве важнейшего условия укрепления конкурентоспособности своих экономик в условиях глобализации. Приоритетным направлением их устойчивого развития является формирование таких инновационных продуктов, как технопарки, технополисы, бизнес-инкубаторы и, конечно, центры информационных технологий. Стремительный экономический рост некоторых азиатских стран, так называемых «тигров», связан с плановыми стратегиями, разработанными с учетом потребностей рыночной экономики и национальных особенностей соответствующих государств. Например, в Малайзии существует долгосрочная программа развития «Видение-2020», которая предусматривает выведение страны на уровень самых развитых государств мира. В уже упомянутом Китае разрабатываются планы развития экономики и всего общества до 2050 года. Поставлена задача не только создания «зажиточного общества» (установка Дэн Сяопина), но и создания «гармонии» в стране (курс Ху Цзиньтао). В основе концепции «социализма с китайской спецификой» находятся современные рыночные механизмы и высокие технологии.
Значительному росту экономики ряда азиатских стран способствовал переход от индустриальной стадии развития к наукоемкой и информационной экономике. Они сумели создать новые отрасли, в частности, сектор услуг с четко выраженной научной и инновационной основой. Такие страны, как Китай, Индия, Сингапур, Малайзия, Южная Корея использовали стратегию «технологического прорыва». Их опыт показывает, что в условиях глобализации инновационные под-
ходы к развитию экономики играют первостепенную роль. Без технологического прогресса невозможно говорить об успешном будущем той или иной страны, это уже аксиома [4. С. 391—418]. Страны, получившие доступ к новым технологиям и взявшие их на вооружение, смогли извлечь большие преимущества. Активно включившись в процессы региональной интеграции и свободной торговли, эти государства больше приобрели от глобализации, нежели проиграли. Речь идет не только об азиатских «тиграх», но и о «ягуарах» Латинской Америки (Бразилия, Чили, Мексика, Аргентина). Эта группа латиноамериканских стран смогла получить дивиденды от всемирной и региональной интеграции, увеличить свою долю в мировой торговле и за последние 30 лет удвоить реальные доходы на душу населения.
Но главный вызов зреет все же в Азии. Страны этого континента, обладающие быстрорастущими потребительскими рынками, многочисленными фирмами, превращающимися в транснациональные корпорации, постоянно прогрессирующими наукоемкими производствами, намерены в будущем потеснить страны Запада и обрести статус наиболее динамично развивающегося центра мировой экономики. Именно здесь будет обеспечиваться ее быстрый рост. Собственно говоря, это уже происходит, хотя база роста экономики азиатских стран пока низка по сравнению с США и ведущими государствами Западной Европы. Это признают и лидеры, и экономисты государств Азии. Поэтому на уровне правительств Китая, Японии, Южной Кореи и 10 стран — членов Ассоциации государств ЮгоВосточной Азии (АСЕАН+3) достигнута договоренность о создании Азиатского валютного фонда. Переживающая подъем Азия способна аккумулировать самые крупные валютные резервы. В суммарном объеме золотовалютные резервы Китая, Японии, Кореи и Индии уже составляют три четверти мировых запасов валюты. Эта тенденция является устойчивой и неподвластной мировой конъюнктуре. К тому же упомянутые страны грамотно выстраивают монетарную стратегию, не привязывая себя к американскому доллару, но поддерживая эту стратегическую валюту в той мере, которая выгодна им. О повышении роли азиатских стран в мировой экономике свидетельствуют и такие процессы, как перемещение на этот континент производственных мощностей крупнейших зарубежных компаний, увеличение объемов инвестирования, создание совместных предприятий в различных отраслях и производствах. Только в 2007 г. в Азию было привлечено более 200 млрд долларов. Китай лидирует среди азиатских стран по темпам роста прямых иностранных инвестиций, их ежегодный объем превысил 60 млрд долларов.
Другая группа стран — это государства с транзитной экономикой. В ходе перехода к рыночным отношениям многие из них смогли адаптироваться к реалиям глобализации. Десять стран Восточной Европы вступили в ВТО и стали полноправными членами ЕС. Некоторые постсоветские страны смогли закрепить за собой статус крупных поставщиков энергоресурсов, но в качестве магистрального курса избрали диверсификацию экономики с упором на инновации, технологии и образование. К их числу следует отнести и Казахстан. В последнее время заметно возрастает роль центрально-азиатского и каспийского регионов, ставших ареной серьезного соперничества глобальных держав. Идет борьба за доступ
к энергетическим ресурсам и за влияние на соответствующие государства. Показательно, что энергетическое соперничество разворачивается на фоне активизации внешнеполитических маневров держав, пытающихся укрепить собственные геополитические позиции в этом перспективном регионе.
Среди стран центрально-азиатского региона по вполне естественным причинам выделяется Казахстан, который достиг заметных успехов в экономическом развитии на основе рыночных механизмов. По объему ВВП Казахстан опередил все среднеазиатские страны вместе взятые. Эта страна привлекла больше, чем все постсоветские государства, прямых иностранных инвестиций на душу населения. Опираясь на прогресс, достигнутый в структурных преобразованиях экономики, Казахстан смог стать движущей силой регионального развития и обрел статус лидера в Центральной Азии. По мнению зарубежных аналитических центров, Казахстан сумел создать динамично растущую экономику, имеющую высокий кредитный рейтинг. Целый ряд казахстанских компаний вышли на Лондонскую биржу, где разместили свои активы. Для государства, не имевшего ни традиций, ни опыта рыночной экономики, перечисленные выше результаты реформ стали очевидным успехом.
В современном рейтинге конкурентоспособности Казахстан находится на 65-м месте среди 131 государства, опережая большинство стран СНГ [11. С. 30—31]. Президентом Н. Назарбаевым, которого за рубежом называют архитектором казахских реформ, поставлена амбициозная задача вхождения в число 50 самых конкурентоспособных государств мира. Оценивая нынешнее состояние и перспективы казахстанской экономики, Всемирный банк включил Казахстан в группу стран с доходами выше среднемирового уровня. Динамичное развитие казахстанской экономики за прошедшие десятилетия позволило довести ВВП на душу населения до 7,5 тыс. долларов, сейчас правительство ставит перед собой задачу увеличения этого показателя до 12 тыс. долларов, что приблизит Казахстан к развитым государствам Европы. Заметными стали положительные тенденции в социальной сфере. Люди почувствовали плоды экономических реформ, и это не могло не сказаться на отношении всего общества к стратегии развития Казахстана.
Говоря об успехах Казахстана, конечно, нельзя обойти вниманием его ресурсный потенциал, по-прежнему являющийся основой экономики. В недрах страны содержится практически весь комплекс полезных ископаемых — топливно-энергетические, металлургические, горно-химические и другие виды минерального сырья. Из добываемых в мире 11 млрд тонн минералов на долю Казахстана приходится более 250 млн тонн, что выводит его на 11-е место среди всех государств. Казахстан занимает первое место в мире по запасам серебра и хромитов; четвертое — меди, цинка, марганца; шестое — свинца и железа; седьмое — кобальта; восьмое — золота. Страна входит в «тройку» мировых держав по производству металлов (железо, хром, ферросплавы, сталь, алюминий), в мировом списке основных поставщиков сырья и продукции черной и цветной металлургии ее позиции в последние годы заметно укрепились. Казахстан входит в десятку стран — ведущих производителей и экспортеров угля на мировом рынке [9. С. 9—
10]. Казахстан занимает второе место в мире по запасам урана и в скором времени станет ведущим производителем этой стратегической продукции, сотрудничая с Россией, Японией, Австралией и Китаем. Казахстанские компании уже производят более 4,5 тыс. тонн природного урана, причем около 85% этого объема обеспечивает национальная компания «Казатомпром». Глобальное значение имеют богатые запасы нефтегазовых ресурсов, которые, согласно последним данным, составляют 23 млрд тонн, из которых около 13 млрд тонн сосредоточены на Каспийском шельфе. Извлекаемые запасы углеводородного сырья составляют 30 млрд баррелей или 4 млрд тонн нефти и более 3 трлн куб. м газа. Прогнозируется, что к 2015 г. страна войдет в десятку мировых экспортеров нефти. По оценкам международных специалистов, при нынешних масштабах добычи нефти и ценах на это сырье у мирового лидера — Саудовской Аравии — нефти остается на 42 года, у Казахстана — на 83 года [7. С. 175]. В 2007 г. добыча нефти и газового конденсата превысила 72 млн тонн, к 2010 г. добыча нефти достигнет 118 млн тонн, к 2015 г. — 180 млн тонн.
Таким образом, надо признать, что наличие ресурсного потенциала и его эффективное использование стало важной предпосылкой устойчивого экономического развития Казахстана, его вхождения в мировую экономику. Пока эта страна конкурентоспособна только на международном рынке минерального сырья. Анализ структуры промышленного производства и экспорта Казахстана свидетельствует о значительной доле сырьевых видов продукции. По данным за 2007 г., доля нефти и газового конденсата в структуре экспорта Казахстана превысила 62%, добыча сырой нефти и природного газа составила около 20% ВВП, т.е. более половины всей промышленной продукции. Другими словами, 30% доходной части государственного бюджета Казахстана формируется за счет нефтяного сектора. В то же время эти показатели гораздо ниже аналогичных показателей в России, где нефтегазовый сектор занимает гораздо более важное место в структуре ВВП и доходах государственного бюджета (до 50%).
Основной поток иностранных инвестиций, особенно в первые годы независимости, направился именно в нефтегазовую сферу. До настоящего времени эта тенденция сохраняется, хотя правительство создает условия для привлечения инвестиций в обрабатывающий сектор экономики. И эта политика дает положительные результаты, из 72 млрд долларов иностранных инвестиций доля несырьевого сектора возросла до 40%. Сегодня в Казахстане работают практически все ведущие транснациональные компании. Неоспоримым лидером среди иностранных инвесторов являются США, на долю которых приходится около 40% от общего объема прямых инвестиций. Вторым крупным донором казахстанской экономики является Великобритания, инвестировавшая примерно 14% от общего объема зарубежных капиталов, на третье место вышла Голландия. Инвестиционная активность указанных стран связана, в первую очередь, с развитием нефтегазового сектора. Далее следует Южная Корея, которая проявила интерес к медной отрасли. Заметно активизировался итальянский бизнес в Казахстане. Явную заинтересованность в инвестиционном присутствии в Казахстане демонстрирует Китай. Сре-
ди крупных инвесторов, представленных в Казахстане, можно выделить также ФРГ, Францию, Японию и Турцию [7. С. 179]. Что касается России, то в первое десятилетие независимости Казахстана ее инвестиционная активность, по целому ряду известных причин, находилась на низком уровне. С приходом в Кремль В.В. Путина начался приток российских инвестиций в нефтегазовый сектор, активность проявили известные компании: «Лукойл», «Газпром», «Роснефть».
Следует отметить, что проводимый Казахстаном многовекторный и сбалансированный внешнеполитический курс позволил увеличить столь необходимый для национальной экономики приток иностранных финансовых ресурсов, обеспечил благоприятные внешние условия экономическим реформам, создал хороший инвестиционный климат внутри страны. В отношениях с основными центрами мировой экономики и политики Казахстан придерживается позиций, способствующих установлению баланса интересов. Это весьма актуально на фоне укрепления стратегической важности энергоресурсов Каспийского моря, самая большая часть которых принадлежит Казахстану. Складывающаяся геополитическая ситуация вокруг Казахстана предопределила его роль в качестве экономического и политического центра данного региона, в котором сталкиваются долгосрочные интересы ведущих держав (США, ЕС, Японии, России и Китая). Между тем Казахстан, пытающийся ускоренными темпами осуществить экономическую модернизацию, остро нуждается в современных технологиях, поэтому сотрудничество с развитыми странами, позволяющее стать экономически преуспевающим и конкурентоспособным государством, имеет для этой страны непреходящее значение.
Таким образом, создание инвестиционной и индустриальной экономики стало главной задачей казахстанского правительства, которое понимает, что страна должна интегрироваться в мировую экономическую систему в качестве сильного партнера, а не ресурсного источника. Природные ресурсы — это всего лишь база для последующего технологического прорыва. Нужно создавать «умную экономику» и в этих целях импортировать высокие технологии, пытаться организовать их производство внутри страны, готовить квалифицированные кадры. Большое значение имеет международное сотрудничество в этой сфере, Казахстан достиг договоренностей с Индией, Сингапуром, Китаем, Южной Кореей и государствами Европейского Союза о строительстве парков информационных технологий, электронного правительства, технопарков и других секторов «умной экономики».
Вступление в ВТО тоже рассматривается как важный инструмент экономической модернизации и укрепления конкурентоспособности Казахстана на международных рынках. Членство в этой организации, хотя и не является срочной потребностью, тем не менее будет способствовать большей интеграции Казахстана в мировой рынок и, в конечном счете, улучшит инвестиционный климат в стране, усилит процесс привлечения прямых инвестиций в несырьевой сектор экономики. В то же время правила ВТО заставят казахстанскую экономику адаптироваться к жестким условиям мирового рынка и сделают ее более конкуренто-
способной. Многие законы страны, регулирующие внешнеторговый режим в переговорном процессе, уже приведены в соответствие с нормами ВТО. В рабочую группу по вступлению в ВТО входят около 40 стран, протоколы о завершении двусторонних переговоров по доступу на рынок товаров подписаны с подавляющим большинством государств.
Принципиальный момент, касающийся предстоящего членства Казахстана в ВТО, состоит в том, что эта страна входит в состав ЕврАзЭС — интеграционного объединения, занимающегося гармонизацией экономического законодательства и унификацией тарифной политики. Кроме того, Казахстан активно продвигает идею создания Единого экономического пространства, куда входят также Россия и Беларусь. Ставится задача создания Таможенного союза в рамках Единого экономического пространства. На высокий уровень интеграции вышли экономические взаимоотношения между Казахстаном и Россией, которые стали государ-ствами-союзниками. Поэтому переговорный процесс по вступлению Казахстана в ВТО в значительной степени учитывает темпы движения России в сторону данной организации. Иными словами, для Казахстана идеальным вариантом было бы единовременное вступление в ВТО вместе с Россией. Практические шаги в этом направлении правительством Казахстана предпринимаются.
Благоприятное географическое и геополитическое положение Казахстана способствует развитию транзитного потенциала страны. Международная транзитная торговля через территорию Казахстана расширится с началом функционирования нового транспортного коридора: Европа — Кавказ — Азия (ТРАСЕКА). В целях диверсификации и дальнейшего развития казахстанской транспортной системы правительство Казахстана привело нормативно-правовую базу в соответствие с международными стандартами, разработало и приняло Транспортную стратегию до 2015 г., которая, в частности, предусматривает интеграцию национальной транспортной системы в евразийскую транспортную систему. Для Казахстана, не имеющего выхода к морям и глубоководным портам, стратегическое значение имеет развитие нефтепроводной системы. В контексте многовекторной внешней политики Казахстан расширяет связи с Российской Федерацией (трубопровод Атырау — Самара, Каспийский трубопроводный консорциум), осуществляет многостороннее сотрудничество с Китаем (трубопровод Атасу — Алашанькоу, пропускная способность которого сейчас составляет 10 млн тонн нефти в год с последующим увеличением до 20 млн; достигнута договоренность о начале строительства газопровода и нового нефтепровода). Казахстан заявил о готовности присоединиться к Каспийскому трубопроводу (Актау — Баку — Тбилиси — Джейхан).
Казахстан принимает участие и в реализации проекта газотранспортной системы «Средняя Азия», в декабре 2007 г. Россия, Казахстан и Туркменистан подписали соглашение о строительстве прикаспийского газопровода, мощность которого составит 20 млрд куб. м в год. Таким образом, экспорт среднеазиатского газа в Россию существенно увеличится. Важно, что новый газопровод пойдет в обход Каспийского моря вдоль его восточного побережья, а затем соединится с газопроводной системой России. Из этого становится очевидным, что Казах-
стан не поддерживает американо-европейскую концепцию транскаспийского трубопровода и проявляет готовность продолжать сотрудничество с Россией. Казахстан планирует принять участие в проекте газотранспортной системы «Средняя Азия — Китай». В настоящее время транзит центрально-азиатского газа и поставки казахстанского природного газа на внутренний рынок осуществляется по магистральному газопроводу «Средняя Азия — Центр» (САЦ). Планируется модернизация этого газопровода с целью наращивания его пропускной способности до 90—100 млрд куб. м в год [8].
В Казахстане считают, что для «гладкого» вхождения в мировую экономику в качестве равноправного и авторитетного партнера необходимо уделять пристальное внимание региональному сотрудничеству. Развитие и укрепление региональной интеграции рассматривается в Астане как средство противодействия внешним негативным факторам и усиления позиций государства в жестких условиях глобализации. Президент Казахстана, исходя из важности объединения потенциалов национальных экономик центрально-азиатских стран, выступил с инициативой создания регионального Союза. Однако эта идея встретила прохладную реакцию Узбекистана, который считает двусторонние отношения более эффективной формой сотрудничества. Настороженное отношение к данной инициативе проявили Россия и Китай, хотя с их стороны не было открытых заявлений по этому вопросу.
Казахстан является активным участником ведущих региональных объединений: ШОС, ОДКБ, ЕврАзЭС и СВМДА, выступает с инициативами, направленными на укрепление мер доверия в регионе. Казахстан неоднократно заявлял о своей твердой приверженности многостороннему экономическому и политическому сотрудничеству в рамках СНГ. Являясь одним из основателей Содружества, президент Н. Назарбаев выступил с инициативами, направленными на укрепление СНГ: «десять простых шагов навстречу простым людям», реформирование исполнительных структур СНГ, выработка миграционной стратегии, гуманитарное сотрудничество. Не все предложения и инициативы Казахстана находили понимание и поддержку со стороны государств — участников Содружества, но положительным фактом является начавшийся процесс реформирования объединения. Неоценимую помощь Казахстану в этом вопросе оказало Российское государство.
События на Кавказе и выход Грузии из СНГ породили новые вызовы этой организации. Тем не менее в Казахстане считают, что СНГ не утратил позиции крупного регионального объединения и должен по-прежнему функционировать в интересах населения большинства постсоветских государств. В этих условиях новое дыхание приобретает инициатива казахстанского президента о создании Евразийского союза. Надлежащая основа такого интеграционного объединения уже существует: ЕврАзЭС, как крупная и успешная экономическая организация, и ОДКБ — объединение, достигшее высокой степени сотрудничества по военнополитическим вопросам. В то же время создание Евразийского союза — это сложный и длительный процесс, требующий политической воли со стороны заинтересованных государств.
Усилия Казахстана по укреплению региональной интеграции тесно сопряжены с политикой, направленной на создание диверсифицированной, конкурентоспособной, инновационной экономики. Сегодня Казахстан стоит на рубеже нового этапа социально-экономической модернизации. В ежегодном послании президента Н. Назарбаева народу страны от 28 февраля 2007 г. «Новый Казахстан в новом мире» отмечается необходимость стимулирования сотрудничества крупных казахстанских компаний с мировыми транснациональными корпорациями с целью создания «прорывных» проектов. Правительство уже определило 30 таких проектов, которые, как ожидается, дадут толчок индустриализации страны. По примеру Малайзии и Сингапура в Казахстане созданы государственные холдинги, управляющие правительственными активами крупнейших компаний и реализующие стратегию индустриально-инновационного развития. Казахстан вводит новые, более современные стандарты корпоративного управления.
В то же время было бы неверно ожидать скорых результатов в реализации индустриально-инновационной стратегии. На этом пути существует множество объективных и субъективных трудностей: сказывается позднее включение Казахстана в процесс создания наукоемкой индустрии на фоне ускоренного развития других государств — основных игроков глобализации, а также инерция мышления тех, кто по-прежнему рассматривает доходы от добывающего сектора экономики как «входной билет» в глобальный мир. Важно трезво и прагматично оценивать реалии и возможности казахстанской экономики, традиционно ориентирующейся на добычу и экспорт природных ресурсов. Строительство предприятий «высоких переделов» займет не менее пяти лет при том понимании, что они будут обеспечены необходимыми инвестициями и технологиями. Система корпоративного управления тоже находится на начальной стадии формирования. Кроме того, эксперты отмечают непоследовательность в действиях разных правительств, которые принимают собственные программы и не доводят их исполнение до конца. Тем не менее Казахстан, одно из немногих «транзитных» государств, твердо встал на путь реформ и выбрал инновационный путь развития. Первые успешные шаги по реализации данной стратегии уже сделаны, что позволяет с оптимизмом оценивать перспективы участия этой страны в сложных процессах глобализации.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Ашимбаев М.С. Безопасность и региональное сотрудничество. — Алматы: КИСИ при Президенте РК, 2005.
[2] Бажанов Е.П. Актуальные проблемы международных отношений. — Т. 1. — М.: Научная книга, 2001.
[3] Бажанов Е.П. Америка: вчера и сегодня. — Т. 1. — М.: Известия, 2005.
[4] Бажанов Е.П. Восточный экспресс с остановками на Западе. — М.: Восток/Запад, 2008.
[5] Бажанов Е.П. Китай: от Срединной империи до сверхдержавы XXI века. — М.: Известия, 2007.
[6] Бажанов Е.П. Современный мир. — М.: Известия, 2004.
[7] Казахстан за годы независимости. Информационно-аналитический сборник. Агентство РК по статистике. — Алматы, 2006.
[8] Многовекторность экспортной политики Казахстана // www.caspenergy.com/21/kommungas.
[9] Экономический обзор, КИСИ. — Алматы, 2009.
[10] Beck U. What is globalization? — Cambridge, UK: Policy press, 2000.
[11] IMF News. — New York, 2009. — March 20.
KAZAKHSTAN IN THE CONDITIONS OF GLOBALIZATION
T.K. Tokaev
Diplomatic Academy of the Russian Ministry for Foreign Affairs Ostozhenka str., 53/2, Moscow, Russia, 119992
In contemporary life Kazakhstan is focusing on further building into the globalizing world economy, relying both on its powerful natural resource potential and the plans for an accelerated development of breakthrough innovation sectors and creation of «the economy of knowledge».
Key words: Kazakhstan, globalization, integration processes, energy sector, TNC, BRIC, ASEAN, WTO.