МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И КАЗАЧЕСТВО
Бредихин А.В. кандидат исторических наук, научный сотрудник сектора Беларуси, Молдовы и Украины Центра постсоветских исследований ФГБНУ «Национальный исследовательский институт мировой экономики и международных отношений им. Е.М. Примакова Российской академии наук»
bredikhin90@yandex. ru
КАЗАЧЬЯ МОЛОДЕЖЬ В МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ И МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЯХ НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ1
Аннотация: современное казачество выступает активным участником международных процессов на постсоветском пространстве. Особо, если вопрос касается новых государств, таких как Абхазия, Южная Осетия-Алания, Приднестровье, Донецкой и Луганской народных республик. Казачья молодежь не выступает исключением.
Ключевые слова: казачество, Евразийский Экономический Союз, Донецкая народная республика, Луганская народная республика, Абхазия, Приднестровье, Южная Осетия-Алания
В рамках реализации Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года и Стратегии развития государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества на период до 2020 года, особую роль приобретает участие казачьей молодежи в процессе укрепления единства российской нации. В тоже время казачья молодежь приобрела форму участников «народной дипломатии» в странах постсоветского пространства, укрепляя единство народов некогда единой страны - СССР, и стала активным актором интеграции Евразийского Экономического Союза.
В ходе нашего исследования будут оставлены задачи рассмотрения роли казачьей молодежи в интеграционных процессах, вооруженных конфликтах, международных молодежных казачьих мероприятиях.
Казаки одерживали великолепные победы по всей Европе, Сибири, Северной Америке, Китае, Передней Азии и др. Именно они стали и во многом эталоном демотического управления, впитав древнегреческие демократические нормы2 (колонии-поселения греков известны по всему течению Дона, особенно Танаис) и более поздние древнерусские вечевые традиции. Казачество - главный пассионарный фактор Евразии, может вполне выступить тем колоссом, благодаря которому строительство ЕАЭС может только ускориться. «Воины Христовы» — именно так их именуют исторические источники. Однако, защищая братьев по Христу, совершая набеги на Стамбул-Царьград, в мирное время они вели торговые отношения с землями Османской империи и очень тесно контактировали с миром ислама. Мирно жили с мусульманами станицы Татарской на Дону, создавали мусульманское Башкиро-Мещерякское казачье войско. Мусульмане составляли значительную часть Уральского и Оренбургского казачьих войск. Историк-декабрист В. Сухоруков, говоря о красоте донских казачек, писал: «Представьте красавиц роскошной Азии, смешанные вместе черты черкешенок, турчанок, татарок, русских - и тогда получите общее понятие о красоте обитательниц Дона». Да и сейчас в целом ряду древних донских
1 Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского научного фонда (проект № 17-68-00001 «Влияние институциональной нестабильности сопредельных стран на деятельность экстремистских организаций Юга России»). ФГБНУ «Национальный исследовательский институт мировой экономики и международных отношений им. Е.М. Примакова Российской академии наук».
2 Бредихин А.В. Наследники Византии. Казаки и ромеи// Альманах «Казачество», 2016. № 23. С. 7-10.
казачьих родов просматривается тюркский элемент: Бурхановы, Болдыревы, Машлыкины, Сариновы, Алимовы, Будановы, Манякины, Зембулатовы, Байбаевы и т. д. без конца. Да и не забудем про легендарного атамана Сары-Азмана - «рыжего турка».
«Вследствие недостатка русских женщин казаки брали себе жен у кабардинцев, кумыков, чеченцев, ингушеи, и путем смешения образовывался особый могучии тип казака и казачки... Поразительная физическая красота и крепость этого типа общеизвестны», -отмечают историки1. Широчайшее распространение, у донского казачества (низового) приобрели браки с пленными татарками, турчанками, ногайками, а в среде кубанского и терского (гребенского) казачества с представительницами горских народов - чеченками, черкешенками, кабардинками и др. «Вся наша родня чеченская, - говорили казаки Л.Н. Толстому. - У кого бабка, у кого тетка чеченка была»2.
Контакты горцев и казаков расширялись и за счет значительного переселения кавказцев в казачьи хутора и станицы. Л.М. Гарсаев отмечает, что чеченцы в основном бежали к казакам от кровной мести, рабства, феодального гнета и произвола. Однако стать членом казачьего сообщества мог только православный человек. Вопросы христианизации вайнахов актуализировались ввиду развития их контактов с казачьим населением Терека и возникновения интересов Русского царства на Северо-Восточном Кавказе3. По данным чеченского историка Лечи Салигова, некоторая часть чеченцев в 1557 г. приняв православие и русский язык перешла в состав терско-гребенского казачества. К ним в XVII в. присоединились и гуноевцы (село Гуни) под предводительством Оьрза (впоследствии Егоркины, Гришины, Бусунгуровы, Костиковы, Закаевы, Титкины, Полушкины, Хановы из станицы Червленной4), ушедшие от исламизации Чечни шейхом Берсаном5. Однако существует и альтернативная концепция происхождения казаков-гуноевцев от кумыков6. К числу чеченцев-христиан в XVI в. относились также галгаевцы (аккинцы), тушины, шатоевцы.
Уникальным можно назвать процесс «чеченизации» казаков, длившийся вплоть до Гражданской войны. Ушедшие в горные аулы казаки брали в жены чеченок и образовывали новые тейпы. К числу родов, принимавших казаков относятся чаберлоевцы, варандоевцы7. Л.М. Гарсаев указывает на формирование тейпов Г1алг1азкхи - потомки казаков, Васал-некъи (потомки русского Васи), Митик-некъи (потомки Мити), Игрои-некъи (потомки Игоря), Украин-некъи (потомки украинцев) и т.д8.
Именно столь обширный опыт формированию контактов с другими народами Евразии позволил казачеству стать той силой, благодаря которой росла и становилась великой державой Россия. Как говорил об этом Л.Н. Толстой «граница родила казачество, а казаки создали Россию». Освоение Сибири Ермаком, присоединения Русской Америки - Аляски, вхождение Кавказа, походы на Персию и Османскую империю, война с Наполеоном - ведь
1 Бурда Э.В. Терская казачья община как социально-духовная структура// Казачество юга России в XXI веке: место и роль в обществе и государстве: доклады и сообщения на научно -практической-конференции, апрель, 2001. - Ростов-на-Дону, 2001.
2 Л.Н. Толстой на Кавказе в записях современников (сост. Б.В. Виноградов)// Труды Чечено-Ингушкого Научно-исследовательского института истории, языка и литературы. Т. III. Грозный 1961.
3 Бредихин А.В. Православные ваинахи-бацбиицы и их связи с Россиеи// Историческая память и диалог поколений в постсоветском обществе. Сборник статей № 2. - М.: Научное общество кавказоведов, ИП Лобанов В.И., Книжный мир, 2016. С. 168-172.
4 ИбрагимовМ.М. Что объединяет терских казаков и тейп гуно?// Грозненский рабочий, № 34(20816).
5 Габисов Б.Г. Чеченцы и ингуши (проблема происхождения). Грозный, 1991, с. 5.
6 Гусейнов Г.-Р. А.-К. О старо(кумыкском) происхождении гребенских казаков-гуноевцев в контексте вопроса
06 этноязыковой принадлежности средневекового населения Терско-Сулакского междуречья// Средневековые тюркско-татарские государства, 2016. № 8. С. 130-138.
7 ЛандаР.Г. Политический ислам: предварительные итоги. Монография. М.: ИБВ, 2005. - 286 с.
8 Гарсаев Л.М. Несколько тезисов о древних русско-чеченских связях// Вестник Академии наук Чеченской республики, 2011. № 1(14). С. 118-120.
кто разгромил непобедимую армию «о двунадесяти языках» и брал Париж? Казаки чуть было не дошли до Индии, зато позднее отличились в войне с японцами в Манчжурии, 1904 г. под Юдзятунем, 1905 г. у Цаудиапа и других битвах. С увеличением и усилением России, шел и процесс появления новых казачьих войск: Яицкое, Исецкое, Оренбургское, Терское, Сибирское, Забайкальское, Кубанское, Астраханское, Волжское, Семиреченское, Амурское, Уссурийское.
С момента распада СССР ряд вооруженных конфликтов, вспыхнувших в бывших союзных республиках, способствовал тому, что казачья молодежь, имеющая военную подготовку, приняла участие в них. Конфликт в Приднестровье, войны в Абхазии и Южной Осетии-Алании, а в наши дни и противостояние Киеву Донецкой и Луганской народных республик способствовали укреплению исторической преемственности между дореволюционным казачеством и казачеством периода Возрождения.
Роль казачества в данных вооруженных конфликтах рассматривалось в качестве помощи братьям-казакам, так в Приднестровье это было формирующееся Черноморское казачество, в Абхазии создавался Сухумский отдел Кубанского казачьего войска, а конфликт в Донбассе возможно рассматривать как освобождение донских казаков, проживающих на территории западных округов Области войска Донского, а некоторыми атаманами преподносилась как борьба за создание независимой Казакии, для чего, например, изначально создавалась Казачья национальная гвардия Н.И. Козицына.
Сам формат участия осуществлялся в трех формах. С одной стороны молодые казаки непосредственно воевали. Однако подобные действия требовали военного опыта, который присущ более старшему поколению казачества, принимавшему участие в конфликтах в Афганистане и Чечне. Потому молодые казаки были активно задействованы в формировании и доставке гуманитарных грузов в зону вооруженных конфликтов, работе с мирным населением. В тоже время, казачество реализовывало функцию народной дипломатии, выстраивая политические отношения, как в случае российско-молдавского и российско-грузинского переговорного процесса. По словам заместителя главы Краснодарского края. атамана Кубанского войскового казачьего общества Н.А. Долуды, казачество выступило «неотъемлемым связующим звеном в укреплении союза православных народов, защитником и продолжателем лучших традиций дружбы, согласия и взаимоподдержки»1. Атаманы же выступали инициаторами постановки вопроса вхождения непризнанных государств постсоветского пространства в состав Российской Федерации.
Стратегия государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества на период до 2020 года определяет в отношении международной деятельности казачьей молодежи следующие направления: содействие молодежному и культурному обменам в рамках организации детских казачьих лагерей, участию спортивных команд и казачьих фольклорных коллективов в проводимых в России мероприятиях, направлению за рубеж российских казачьих фольклорных коллективов; оказание помощи в приеме на квотной основе казачьей молодежи из государств - участников Содружества Независимых Государств в общеобразовательные учреждения - казачьи кадетские корпуса на территории России и выделении квоты на обучение казачьей молодежи из этих государств в российских вузах2.
Ответственными за выполнение данного направления деятельности российского казачества выступают Комиссия по содействию развитию международной деятельности казачьих обществ Совета при Президенте Российской Федерации по делам казачества,
1 Махалкина М.А. Участие кубанских казаков в региональных конфликтах на постсоветском пространстве (на примере войн в Приднестровье и Абхазии в 1990-е гг.)// Теория и практика общественного развития, 2013. № 12. С. 80.
2 Стратегия государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества на период до 2020 года, утвержденная Президентом Российской Федерации 15 сентября 2012 г. № Пр-2789.
Министерство иностранных дел Российской Федерации, Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству, Федеральное агентство по делам национальностей, войсковые казачьи общества.
Практика общения российских казаков с потомками казачьей эмиграции за рубежом началась складываться с 90-х гг. XX в. В это же время создается Союз казачьих войск России и Зарубежья и многие другие международные казачьи объединения, направленные в первую очередь на консолидацию с казачьими обществами стран СНГ, но и развивающими систему контактов с казачеством зарубежья. Апогеем их институционализации можно назвать проведение Всемирного Конгресса казаков в г. Новочеркасске Ростовской области, начиная с 2003 г. В нем принимают участие представители войсковых казачьих обществ Российской Федерации и казачьи организации стран СНГ и дальнего зарубежья. Основная цель: объединение всех казачьих организаций, в итоге - решение вопроса о казачьей службе, сохранение казачьих традиций и казачьего землепользования. По результатам его проведения принимаются резолюция и решения единые для всех казачьих обществ.
V Всемирный конгресс казаков, приуроченный к 70-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне, состоялся в 2015 г. в г. Новочеркасске. В мероприятии принимал участие Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл, а сам Конгресс проходил по девизом «Казачество: Единство, Церковь, Родина». В числе наиболее важных вопросов выступили обсуждение проекта Федерального закона о казачестве, выработка единого образовательного стандарта для казачьих учебных заведений, организация Всероссийского войскового казачьего общества. Из числа не вошедших в резолюцию Конгресса вопросов наиболее остро стояло упрощение выдачи российского гражданства казакам-соотечественникам1.
На основании изложенного переходим к выводам.
Во-первых, казачья молодежь, наследуя традиции дореволюционного казачества, способна выступить в качестве одного из объединяющих факторов для народов Евразии.
Во-вторых, молодые казаки доказывают, что воинские традиции предков ими не забыты, и они готовы противостоять врагу, как на поле военных действий, так и на политическом поприще.
В-третьих, такие мероприятия как Международные съезды православной казачьей молодежи, казачьи смены молодежного форума «Селигер» показали важную роль казачества как актора «народной дипломатии», участвующего в интеграционных процессах на постсоветском пространстве.
Литература
1. Бредихин А.В. Всемирным конгресс казаков в системе этнокультурных и международных связеи россииского казачества// Культура: управление, экономика, право, 2017. № 1. С. 13-17.
2. Бредихин А.В. Наследники Византии. Казаки и ромеи// Альманах «Казачество», 2016. № 23. С. 7-10.
3. Бредихин А.В. Православные ваинахи-бацбиицы и их связи с Россиеи// Историческая память и диалог поколении" в постсоветском обществе. Сборник статей № 2. - М.: Научное общество кавказоведов, ИП Лобанов В.И., Книжныи мир, 2016. С. 168-172.
4. Бурда Э.В. Терская казачья община как социально-духовная структура// Казачество юга России в XXI веке: место и роль в обществе и государстве: доклады и сообщения на научно-практическои конференции, апрель, 2001. - Ростов-на-Дону, 2001.
1 Бредихин А.В. Всемирный конгресс казаков в системе этнокультурных и международных связей россииского казачества// Культура: управление, экономика, право, 2017. № 1. С. 13-17.
5. Габисов Б.Г. Чеченцы и ингуши (проблема происхождения). Грозный, 1991, с. 5.
6. Гарсаев Л.М. Несколько тезисов о древних русско-чеченских связях// Вестник Академии наук Чеченской республики, 2011. № 1(14). С. 118-120.
7. Гусейнов Г.-Р. А.-К. О старо(кумыкском) происхождении гребенских казаков-гуноевцев в контексте вопроса об этноязыковой принадлежности средневекового населения Терско-Сулакского междуречья// Средневековые тюркско-татарские государства, 2016. № 8. С. 130-138.
8. Ибрагимов М.М. Что объединяет терских казаков и тейп гуно?// Грозненский рабочий, № 34(20816)
9. Ланда Р.Г. Политический ислам: предварительные итоги. Монография. М.: ИБВ, 2005. - 286 с.
10. Махалкина М.А. Участие кубанских казаков в региональных конфликтах на постсоветском пространстве (на примере войн в Приднестровье и Абхазии в 1990-е гг.)// Теория и практика общественного развития, 2013. № 12. С. 80.
11. Л.Н. Толстом" на Кавказе в записях современников (сост. Б.В. Виноградов)// Труды Чечено-Ингушкого Научно-исследовательского института истории, языка и литературы. Т. III. Грозныи, 1961.
References:
1. Bredikhin A.V. Vsemirnyi kongress kazakov v sisteme etnokul'turnykh i mezhdunarodnykh sviazei rossiiskogo kazachestva [The world congress of cossacks in the system of ethno-cultural and international relations of the Russian cossacks]// Kul'tura: upravlenie, ekonomika, pravo, 2017. №
1. pp. 13-17.
2. Bredikhin A.V. Nasledniki Vizantii. Kazaki i romei [The heirs of Byzantium. The cossacks and the romans ]// Al'manakh «Kazachestvo», 2016. № 23. pp. 7-10.
3. Bredikhin A.V. Pravoslavnye vainakhi-batsbiitsy i ikh sviazi s Rossiei [Orthodox Vainakh-batsbi and their relationship with Russia]// Istoricheskaia pamiat' i dialog pokolenii v postsovetskom obshchestve. Sbornik statei № 2. - M.: Nauchnoe obshchestvo kavkazovedov, IP Lobanov V.I., Knizhnyi mir, 2016. pp. 168-172.
4. Burda E.V. Terskaia kazach'ia obshchina kak sotsial'no-dukhovnaia struktura [The Terek cossack community as a socio-spiritual structure]// Kazachestvo iuga Rossii v XXI veke: mesto i rol' v obshchestve i gosudarstve: doklady i soobshcheniia na nauchno-prakticheskoi konferentsii, aprel', 2001. - Rostov-na-Donu, 2001
5. Gabisov B.G. Chechentsy i ingushi (problema proiskhozhdeniia) [The chechens and ingush (the origin)]. Groznyi, 1991, p. 5.
6. Garsaev L.M. Neskol'ko tezisov o drevnikh russko-chechenskikh sviaziakh [A few points about ancient Russian-Chechen relations]// Vestnik Akademii nauk Chechenskoi respubliki, 2011. № 1(14). pp. 118-120.
7. Guseinov G.-R. A.-K. O staro(kumykskom) proiskhozhdenii grebenskikh kazakov-gunoevtsev v kontekste voprosa ob etnoiazykovoi prinadlezhnosti srednevekovogo naseleniia Tersko-Sulakskogo mezhdurech'ia [On old(Kumyk) the origin of the Greben cossacks-gunaeva in the context of the question about ethno-linguistic affiliation of the medieval population of the Terek-Sulak interfluve]// Srednevekovye tiurksko-tatarskie gosudarstva, 2016. № 8. pp. 130-138.
8. Ibragimov M.M. Chto ob"ediniaet terskikh kazakov i teip guno? [What unites the Terek Cossacks and the tape Gouno?]// Groznenskii rabochii, № 34(20816).
9. Landa R.G. Politicheskii islam: predvaritel'nye itogi [Political Islam: preliminary results]. Monografiia. M.: IBV, 2005. - 286 p.
10. Makhalkina M.A. Uchastie kubanskikh kazakov v regional'nykh konfliktakh na postsovetskom prostranstve (na primere voin v Pridnestrov'e i Abkhazii v 1990-e gg.) [Part of the Kuban cossacks in regional conflicts in the post-Soviet space (on the example of wars in
Transnistria and Abkhazia in the 1990s)]// Teoriia i praktika obshchestvennogo razvitiia, 2013. № 12. p. 80.
11. L.N. Tolstoi na Kavkaze v zapisiakh sovremennikov (sost. B.V. Vinogradov) [L.N. Tolstoy in the Caucasus, in the records of contemporaries (comp. B. V. Vinogradov)]// Trudy Checheno-Ingushkogo Nauchno-issledovatel'skogo instituta istorii, iazyka i literatury. T. III. Groznyi, 1961.
COSSACK YOUTH IN INTER-ETHNIC AND INTERNATIONAL RELATIONS IN THE
POST-SOVIET SPACE
Bredikhin A.V.
Candidate of Historical Sciences, researcher IMEMO RAS bredikhin90@yandex.ru
Abstract: the modern Cossacks is an active participant in international processes on post-Soviet space. Especially if the question concerns the new States such as Abkhazia, South Ossetia, Transnistria, Donetsk and Lugansk national republics. Cossack youth is not an exception. Key words: Cossacks, the Eurasian Economic Union, the Donetsk people's Republic, Luhansk people's Republic, Abkhazia, Transnistria, South Ossetia-Alania
Для цитирования: Бредихин А.В. Казачья молодежь в межнациональных и международных отношениях на постсоветском пространстве// Архонт, 2017. № 1. С. 18-23.