Научная статья на тему 'Казачество как специфичное явление отечественной истории'

Казачество как специфичное явление отечественной истории Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
782
172
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЗАЧЕСТВО / ОБЩИНА / ЗЕМСКОЙ СОБОР / ГОРОДСКИЕ КАЗАКИ / САМОУПРАВЛЕНИЕ / ИРРЕГУЛЯРНЫЕ ВОЙСКА / СПРАВА / COSSACKS / COMMUNITY / ZEMSKY SOBOR / TOWN COSSACKS / SELF-GOVERNMENT / IRREGULAR ARMY / ARMAMENT

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Каминский Ф. А.

В статье исследуется зарождение казачества, его формировании и служба во славу России. Автор выделяет особые, присущие только казачеству характерные черты, подчеркивает его роль в военной истории Отечества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COSSACKS AS SPECIFIC PHENOMENON OF NATIONAL HISTORY

The subject matter of this article is the arising of the Cossacks, as well as forming the Cossacks and how the Cossacks serve the interests of Russia. The author identifies special features of the Cossacks, highlights the role of the Cossacks in the military history of the fatherland.

Текст научной работы на тему «Казачество как специфичное явление отечественной истории»

КАЗАЧЕСТВО КАК СПЕЦИФИЧНОЕ ЯВЛЕНИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ

Ф. А. КАМИНСКИЙ

В статье исследуется зарождение казачества, его формировании и служба во славу России. Автор выделяет особые, присущие только казачеству характерные черты, подчеркивает его роль в военной истории Отечества.

Ключевые слова казачество, община, Земской Собор, городские казаки, самоуправление, иррегулярные войска, справа.

Сама история возникновения казачества и казачьих поселений уходит корнями в период становления Российского централизованного государства. По сведениям русских летописей уже на рубеже Х1У-ХУ вв. довольно часто начинает употребляться слово «казак» для обозначения государственных служилых людей, которых направляли в караулы и сторожевые разъезды для упреждения возможных набегов из неспокойной степи. Эти казаки получили название «городовых», ибо жили с семьями или без таковых в основном по приграничным городам и крепостицам. В большинстве своем они несли службу на южных и юго-восточных рубежах укреплявшегося Московского государства. Это были земли к югу от Оки и ее притоков, верховья Дона и Хопра. Потребность в городовых казаках привела к тому, что уже с начала XVI в. значительную часть их восполнения в нарушение сложившегося порядка составляли беглые холопы и дворовые люди, бывшие в услужении у хозяев. Казаки несли не только сторожевую службу, составляя в крупных походах особые отряды разведчиков, но и принимали непосредственное участие в битвах и осадах укреплений. Уже тогда городовые казаки получали от государства земельные наделы в пригородах тех населенных пунктов, где они базировались, а также им выделялось небольшое содержание. На них не налагались повинности тяглого населения, оружие и коней служилым казакам казна не выделяла - казак снаряжался к военным действиям самостоятельно.

В то же время, с конца XV в., а больше в первой половине XVI в. в южной, степной, как тогда считалось «ничейной», зоне появились и значительно размножились к концу века многочисленные «воровские» казаки. Это были беглые, чаще

бывшие преступники, источником существования которых были разбой, постоянные набеги, иногда охота и рыболовство. Они проживали зачастую на территориях, которые крымчаки, ногайцы и некоторые северокавказские народы считали своими, и поэтому поступали постоянные жалобы московским властям от местных владык на разбойные действия казачьей вольницы. Москва в данном случае вела себя дипломатично. Правительство, высказывая свое официальное осуждение наиболее заметным «выходкам» казаков, в то же время никаких серьезных карательных и наказующих действий по отношению к нарушителям не принимало, зачастую просто открещиваясь от них, заявляя, что это все шайки разбойников, которые правительству не подвластны, и что русские купцы от них также несут большой убыток.

К концу правления Ивана Грозного на территории современной России уже существовали довольно крупные самостоятельные казачьи общины волжских, донских, гребенских, тверских и яицких казаков. Нередко их ряды пополнялись приходящими служилыми городовыми казаками, а вольные ватаги не единожды за плату нанимались к князьям, а в последствии и к московским царям. Разбой и грабеж казакам прощались потому, что при громадной (и все увеличивавшейся) территории, при постоянно случавшихся войнах регулярных войск и дворянских ополчений не хватало, а казаки при своем непостоянстве, разбое и неподчинении, в то же время, выполняли исторически необходимые для государства функции по охране границ и нейтрализации попыток агрессивных степных соседей России по вторжению в ее пределы. С другой стороны, здесь, в казачьих сообществах, скапливались люди, не желавшие мириться с государством и со своим в нем поло-

жением. Это были люди вольные и непокорные, проживание которых среди основного населения для власти было не совсем желательно. Вдали, за пределами страны, они были менее опасны и, к тому же, создавали некую разделительную, промежуточную зону между степняками и Российским государством. Москва с одобрением смотрела на тот факт, что казаки, оседая на новых землях, вытесняют оттуда местное кочевое население. Правительство вполне обоснованно рассчитывало на то, что со временем эти земли отойдут в российское владение.

Казачество с конца XVI в. становится неотъемлемой составной частью политической и общественной жизни Российского государства. Казаки под началом атаманов Савереги и Елки в составе двух с половиной тысяч участвовали в 1552 г. в осаде Казани и первыми ворвались в город через пролом в городской стене. Во время Ливонской войны при взятии Полоцка среди победителей было более шести тысяч казаков. Особую роль сыграло казачество в период Смутного времени. В этих трагических для нашей истории событиях казаки в большинстве своем выступили как значимая в военном отношении и оппозиционная московским правительствам сила. Казаки составляли большую часть профессионального ядра войска Болотникова, потом входили в отряды Лжедмитрия Второго, принимали участие в первом и втором ополчениях против поляков. Именно удар казачьей конницы под командованием Д. Трубецкого определил победный исход битвы на Ходынском поле в августе 1612 г.

На Земском соборе 1613 г. казаки, ставшие впервые его равноправными участниками, вместе с представителями дворянских ополчений выдвинули и поддержали при голосовании шестнадцатилетнего Михаила Федоровича, за что Романовы выражали им свою благодарность до конца своего царствования.

Отношения между Москвой и казачеством в первой половине XVI в. можно назвать союзническими и покровительственными со стороны государства. Сохранявшие свою самостоятельность и самоуправление казаки все чаще воюют под знаменами российских войск (войны с Речью По-сполитой из-за Смоленска, из-за левобережной Украины и т. д.), выполняют поручения правительства по освоению Сибири и основанию там острогов. Они держат в повиновении ногайцев и калмыков, стоят прочной преградой на пути крымских татар. Казаки не всегда даже согласовывают свои действия с приобретенным покровителем. В 1637 г. они отвоевывают у турок Азов,

мешавший им свободно проходить в Азовское море и грабить его побережье. Турецкий султан неоднократно обращался к царю Михаилу Федоровичу с просьбой оказать давление на казаков, но Москва уходила от ответа. Казаки надеялись, что царское правительство примет Азов и прилегающие земли в состав Российского государства, и это в дальнейшем обеспечило бы и безопасность самих казаков. На практике же признание Азова российской территорией означало масштабную войну с Турцией, к которой Россия по своим военным и финансовым возможностям была не готова. Турки, связанные войнами на европейском континенте, тоже не имели значимых войск для штурма крепости. Только через пять лет, в 1642 г., благодаря дипломатическому искусству московских дьяков удалось уговорить казаков уйти из Азова. Этот факт еще раз показывает, что подчинение казачьей вольницы русскому царю носило длительный и поэтапный период.

Царское правительство, заинтересованное в надежном прикрытии своих южных границ, наладило регулярное снабжение казаков необходимым. Это были хлеб и другие пищевые продукты, ткани, одежда, оружие, свинец, пороховые припасы, церковная утварь и деньги. С 1616 г. казаки получили право торговать на своих территориях без внесения пошлины.

Правительство очень быстро осознало выгодность и полезность для государственной безопасности существования самодостаточного профессионального войска на своих южных границах и спорных территориях. Поэтому, как и в последствии в Сибири, на казачьих территориях Прикавка-зья и Яика дотошного сыска беглых крестьян не производилось. Напротив, в начале царствования царя Алексея Михайловича был издан указ о наборе вольных россиян «служить Царю и войску на Дону». А на далекий Терек по царскому указу в 1658 г. было переселено 1379 семейств [1].

В течение XVII в. происходит сближение статусов вольного и служилого городового каза-честв, которое было отменено в начале XVIII в. при правлении царя Петра Первого. При нем же казачье сообщество стало приобретать черты сословности. Впоследствии российские казаки составили отдельную сословно-территориальную общность с присущими им правами и некоторыми льготами. Казачество возникло и развивалось в России как особая часть социального организма русского и других народов, как войсковое сословие, выработавшее в течение веков свои признаки культуры, психологии, самосознания, что поставило казачество в этнокультурном отноше-

нии в разряд самобытной общности российского народа.

В XVII в. и в начале XVIII в. на казаков смотрели как на служилых людей, на их внутреннюю независимость не посягали, не требовали обязательного исполнения службы, за которую платили жалованием и различными привилегиями. При нарушении казаками договоренностей между ними и царем власти переходили к угрозам, карательным мерам и даже к угрозам отлучения от церкви. Как мы видим, идиллии в отношениях между казачеством и властью никогда не было.

В то же время, от рождения становившиеся всадниками, казаки создали для России определенный тип воина-кавалериста, обладавшего всеми преимуществами, необходимыми для победы над степными кочевниками и горскими народами, противостоявшими России на протяжении значительной части отечественной истории.

В контексте разговора о казачьей вольнице, о самоуправлении казаков, о противоборстве с правительственными отрядами на ранней стадии своего существования, нельзя не сказать о том, что о полном отделении от России, о некой государственной независимости, о создании отдельного казачьего государства не могло быть и речи. Казачьи войска были сравнительно малочисленны и неорганизованны. Основой их боевой тактики была внезапность. Открытых, лобовых столкновений с регулярными войсками казаки старались избегать. Они могли быть уничтожены одним натиском первоклассной турецкой армией XVII в., если бы за спиной казаков не стояло Московское государство. И для русского царя не стоило бы больших усилий ликвидировать самостийные казачьи территории, если бы Москва не видела в казаках свой передовой оплот против кочевников на юге. К тому же, казаки приносили немалую пользу российскому обществу, отбивая и выменивая у степняков русский полон. Освобожденным помогали и сопровождали по пути в родные места.

Казачество изначально не было закрытым сообществом, а впоследствии закрытым сословием. Кроме беглых крестьян и горожан состав пополняли войсковые дворяне, духовенство, купечество, чиновний люд. При численном преимуществе русского населения в него входили представители многих народов Поволжья, Северного Кавказа, Южного Урала. Кроме того в его этническом составе оставили свой след многочисленные пленные из европейских государств, сосланные в неосвоенные и незаселенные края на постоянное место жительства. Также для казачества была ха-

рактерна и веротерпимость. Среди казаков, кроме доминирующих православия и старообрядчества, были распространены ислам и буддизм, представлены были католичество, протестантизм и даже сохранившиеся языческие верования.

В XVIII в., окончательно убедившись в выгодности и необходимости для Российского государства казачьих войск, российский абсолютизм по велению монаршему создает новые казачьи формирования на своих практически незаселенных окраинах, попутно ликвидируя и распуская те казачьи войска и временные части, необходимость в существовании которых уже отпала. К таким относились:

- Чугуевские казаки, образованные в 1700 г. и распущенные в 1808 г. [2];

- Бахмутские казаки, образованные в 1701 г. и распущенные в 1764 г. [2, с. 15];

- Бугское казачье войско, основанное в 1774 г. и упраздненное в 1817 г. [2, с. 16];

- Екатеринославское казачье войско, созданное в 1787 г. и распущенное в 1801 г. [2, с. 17];

- Дунайское казачье войско, созданное в 1807 г. и упраздненное в 1868 г. [2, с. 18];

- Украинское казачье войско, основанное в 1812 г. и прекратившее существование в 1816 г. [2, с. 19];

- Азовское казачье войско, существовавшее с 1829 г. по 1864 г. [2, с. 20];

- Ставропольское калмыцкое войско, основанное в 1739 г. и упраздненное в 1842 г. [2, с. 21];

- Башкиро-Мещеряцкое войско, созданное в 1798 г. и полностью упраздненное в 1882 г. в связи с переформированием Башкирского конного полка в Башкирскую конную милицию [2, с. 23];

- Крымское татарское войско, образованное в 1784 г. на базе крымской татарской конницы и упраздненное в 1911 г. [2, с. 24];

- Греческое (Албанское) войско, основанное в 1775 г. и распущенное в 1859 г. [2, с. 26].

Кроме того, в силу военной необходимости, решением царского правительства неоднократно создавались временные казачьи части, которые находились на положении казачьих иррегулярных частей и по надобности распускались. К ним относились:

- Слободские-Черкасские и Малороссийские казачьи полки (1797-1807 гг.) [2, с. 30];

- Пандурские части (1751-1764 гг.) [2, с. 31];

- Литовские (Польские конные полки (17971807 гг.)) [2, с. 33];

- Ногайские полки (1802-1805 гг.) [2, с. 34];

- Калмыцкие (Астраханские полки (1811815 гг.)) [2, с. 34];

- Малороссийские конные казачьи полки (1812-1864 гг.) [2, с. 35];

- Московский казачий полк (1812-1814 гг.) [2, с. 36];

- Туркменский конный дивизион (18851911 гг.) [2, с. 45].

Кавказские иррегулярные части, существовавшие под разными названиями с 1732 по

1904 гг. и включавшие в разное время практически все горские народы Кавказа [2, с. 37].

И в виде казуса к иррегулярным казачьим формированиям был причислен созданный в

1905 г. Китайский туземный отряд, состоявший из этнических китайцев и русских охотников. Они занимались разведкой и служили проводниками для русских войск в труднодоступных районах Манчжурии. После подписания мира с Японией «Туземный конный пятисотенный отряд» (полное название) был распущен [2, с. 36]. В свое время были ликвидированы с помощью военной силы когда-то стихийно возникшие и проявившие свою непокорность Волжское и Запорожское войска.

Российская власть, традиционно авторитарная по своему содержанию, только в первые десятилетия своего союза с казачеством, в котором остро нуждалось как в военной силе, терпела его вольность и независимость. В 1671 г., в опасении серьезных репрессий, донские казаки принесли присягу на верность и службу русскому царю. С 1721 г. все казачьи поселения вошли в подчинение военной коллегии. В 1723 г. происходит упразднение выборных атаманов. Отныне они назначаются верховной властью и носят название «наказных». А с 1827 г. наместником всех казачьих войск становится очередной наследник российского престола (последним был царевич Алексей Николаевич, расстрелянный в 1918 г. под Екатеринбургом).

Казаки становятся на долгие годы основой легкой кавалерии российской армии. Казачья община сама, без финансовой помощи и надзирательства со стороны государства, растила профессиональных воинов-всадников, готовых легко переносить трудности походной жизни и верой и правдой служить интересам России, что они не раз доказывали за время всей истории своего существования. Строгая регламентированность всей повседневной жизни казака и жесткая дисциплина способствовали поддержанию на довольно высоком уровне боеготовности казачьих войск.

Казаки имели ряд льгот от правительства, но жили на самообеспечении, что снимало с государства необходимость снаряжения и вооружения казаков, а также их пропитания. Самоокупающее-

ся и находящееся в постоянной боевой готовности профессиональное войско было мечтой европейских правителей и реальностью Российского государства.

Будучи преимущественно военным сословием казачество в меньшей степени занималось своим хозяйством. Только снижение размера жалования, а потом и полная его отмена заставили казаков более активно заниматься домашним хозяйством, в основном земледелием. Но оно повсеместно носило неразвитый и консервативный характер. Для южноуральских и сибирских казаков обыденностью была отсталая переложная система землепользования, которая едва покрывала естественные расходы на семью и казачью справу - весь комплект необходимого снаряжения для несения службы, а также расходы на приобретение (выращивание) и содержание строевого коня.

До появления нарезного, а потом и скорострельного стрелкового оружия казачья конница безраздельно царила на полях сражений, которые в XVII-XIX вв. постоянно вело Российское государство. Казаки первыми, как служилые люди, направлялись первопроходцами в новые земли, с большими трудностями осваивая их и передавая под власть российской короны. Именно от них многие народы окраин России перенимали приемы земледелия и ремесла, начинали свое приобщение к цивилизации. Созданные казаками общины еще более сплачивали жителей станиц в специфичное, несколько изолированное от остального российского общества сословие, которому суждено было просуществовать вплоть до утверждения советской власти на территории бывшей Российской империи.

Литература

1. Казаки России. Прошлое, настоящее, будущее. М., 1992. С. 50.

2. Казачьи войска. Хроника. М., 1992. С. 13.

* * *

COSSACKS AS SPECIFIC PHENOMENON OF NATIONAL HISTORY

F. A. Kaminskiy

The subject matter of this article is the arising of the Cossacks, as well as forming the Cossacks and how the Cossacks serve the interests of Russia. The author identifies special features of the Cossacks, highlights the role of the Cossacks in the military history of the fatherland.

Key words: Cossacks, community, Zemsky Sobor, town Cossacks, self-government, irregular army, armament.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.