Научная статья на тему 'Кавказская война как свидетельство разночтений адыгской истории'

Кавказская война как свидетельство разночтений адыгской истории Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
342
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научная мысль Кавказа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КАВКАЗ / АДЫГИ (ЧЕРКЕСЫ) / РОССИЯ / КАВКАЗСКАЯ ВОЙНА / ТУРЦИЯ / ИРАН / МОДЕРНИЗАЦИЯ / АНГЛИЯ / ФРАНЦИЯ / ГЕНОЦИД / CAUCASUS / THE ADIGHES (CIRCASSIANS) / RUSSIA / CAUCASIAN WAR / TURKEY / IRAN / MODERNIZATION / ENGLAND / FRANCE / GENOCIDE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Квициани Джони Джокиевич

В контексте цивилизационной методологии анализируется “черкесский вопрос” в Кавказской войне XIX в. Этот вопрос был вызван обострившимися к тому времени на Кавказе внутренними культурно-цивилизационными противоречиями и внешней конкурентной политической борьбой России с традиционными (Турция, Иран) и новыми (Англия, Франция) геополитическими соперниками. Автор, рассматривая ситуацию вокруг “черкесского вопроса” в наши дни, заключает что его обсуждение зачастую лишено всестороннего научного обоснования и политизировано. Как следствие этого оно получает спорную, конфликтную интерпретацию, мешая интеграционным процессам в обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Caucasian War as Illustration of Alternative Versions of Adyghe History

The Caucasian war of 1818-1864 led both to the invasion of the region by the Russian Empire, and to destruction of the natural continuity in the socio-cultural development of the aboriginal peoples, while imposing an alien culture. The history of the Adighes (Circassians) in the north west Caucasus is a bright example illustrating the weakening of the ethnic and regional integrations. The Adyghe-Russian relationships developed in two phases. The first phase (from 16 th century to the late of 18 th century) involved military alliance, rapprochement and progress of cultural and political relations. In the second phase (late of 18 th century and 19 th century), however, Russia turned its peaceful policy to an expansion one. Of course, it was not only the internal situation in semifeudal Russia that brought about the Caucasian War, but also the international political processes. In addition to Russia's traditional rivals, Turkey and Iran, modernized England and France also laid claims to influence in the Caucasus. The fore, the Caucasian War served as a “warning” to the rivals, who nevertheless managed to provoke mass emigration of the Adighes in to the Ottoman Empire. The “Circassian issue” is politicized nowadays, which frequently leads to its conflicting interpretation, weakening of the ethnic and national processes in Russia. Consequently, it has to be investigated in greater detail using methodological pluralism, and the painful problem of Caucasian history ought to be depoliticized.

Текст научной работы на тему «Кавказская война как свидетельство разночтений адыгской истории»

4. Гасанов М. Р. Дагестан в составе Кавказской Албании. Махачкала, 1995. 64 с.

5. Давудов О.М. Материальная культура Дагестана албанского времени. Махачкала: Изд-во ДНЦ РАН. 1996. 422 с.

6. Гаджиев М.С. Древний город Дагестана. М.: Изд-во "Восточная литература". 2002. 319 с. С. 214.

7. Меликишвили Г.А. К истории древней Грузии. Тбилиси: Изд-во АН Груз. ССР, 1959. 503 с.

8. История Азербайджана. Баку: "Элм", 2009. 421 с.

9. История Дагестана. Курс лекций. Махачкала: Дагучпедгиз, 1992. 303 с.

10. Кавказ и Дон в произведениях античных авторов / Сост.: В.Ф. Патракова, В.В. Черноус. Отв. ред. М.Р. Гасанов. Ростов н/Д: Изд-во "Русская энциклопедия", 1990. 399 с. С. 29.

11. Гаджиев М.Г., Давудов О.М. Шихсаидов А.Р. История Дагестана. Махачкала: Изд-во ДНЦ РАН, 1996. 462 с. С. 138.

12. Гасанов М.Р. Дагестан в истории Кавказа и России. Махачкала: Изд-во ДНЦ РАН, 2004. 604 с. С. 156.

13. Сапрыкин С.Ю. Понтийское царство. М.: Наука. 1996. 347 с. С. 199.

LITERATURE

1. Trever K.V. Ocherki po istorii i kul'ture Kavkazskoy Albanii [The Essays on histories and culture to Caucasian Albania]. Moscow, Leningrad, Nauka, 1959, 389 p.

2. Aliev K. Kavkazskaya Albaniya [Caucasian Albania]. Baku, Elm, 1974, 363 p.

3. Khalilov D.A. Babaev I.A. Kavkazskaya Albaniya [Caucasian Albaniya]. Drevneyshie gosudarstva Kavkaza i Sredney Azii [Ancient states of Caucasus and Central Asia]. Moscow, Nauka, 1985, 493 p., pp. 93-106

4. Gasanov M.R. Dagestan v sostave Kavkazskoy Albanii [Dagestan in composition of the Caucasian Albania]. Mahachkala, 1995, 64 p.

5. Davudov O.M. Material'naya kul'tura Dagestana albanskogo vremeni [The Material culture Dagestana albanian time]. Mahachkala, Daghestan Sci. Center RAS, 1996, 422 p.

6. Gadzhiev M.S. Drevniy gorod Dagestana [The Ancient city of Dagestan]. Moscow, Publisher House "East Literature", 2002, 319 p.

7. Melikishvili G.A. K istorii drevney Gruzii [For the history of Ancient Georgia]. Tbilisi. Acamy Sci. of Georgian SSR], 1959, 503 p.

8. Istoriya Azerbaydzhana [The History Azerbaijan]. Baku, Elm, 2009, 421 p.

9. Istoriya Dagestana [The History of Dagestan]. Mahachkala, Daguchpedgiz, 1992, 303 p.

10. Kavkaz i Don v proizvedeniyakh antichnykh avtorov [Caucasus and Don in making the antique authors]. Compilers: V.F. Patrakova. V.V. CHernous. Ed. by M.R. Gasanov. Rostov-on-Don, The Publisher House "Russian Encyclopedia, 1990, 399 p.

11. Gadzhiev M.G., Davudov O.M. Shikhsaidov A.R. Istoriya Dagestana. [The History of Dagestan]. Mahachkala, Dagestan Sci. Center RAS, 1996, 462 p[.

12. Gasanov M.R. Dagestan v istorii Kavkaza i Rossii [Dagestan in histories Caucasus and Russia]. Mahachkala, Dagestan Sci. Center RAS, 2004, 604 p.

13. Saprykin S.Yu. Pontiyskoe tsarstvo. [The Pontic Kingdom]. Moscow, Nauka, 1996, 347 p.

18 февраля 2015 г.

ТОК(збз)94(479)+94(=352.3) К-327

КАВКАЗСКАЯ ВОЙНА КАК СВИДЕТЕЛЬСТВО РАЗНОЧТЕНИЙ

АДЫГСКОЙ ИСТОРИИ

Дж. Квициани

Глобализация и регионализация -это двуединый процесс интеграции людей, который сопровождает мировую историю, по крайней мере, начиная со времен Александра Македонского. Только этот, в зависимости от культуры технологии человеческой деятельности и параллельно соответствующих ей возникающих ценно-

Квициани Джони Джокиевич - доктор исторических наук, профессор Института кавказоведения факультета гуманитарных наук Тбилисского государственного университета им. Ив. Джавахишвили, 0128, Грузия, г. Тбилиси, пр. Чавчавадзе, 1, e-mail: [email protected], тел.(99532)2291608, 2704228.

стей процесс, меняет человеческие действия, усиливает или ослабляет тяготение людей к этнической, национальной, региональной и глобальной социальной интеграции.

Ослабление интеграционных начал часто было вызвано нарушением внутренней, естественной преемственности социально-культурного развития народа и индуцированием чужой

Joni Kvitsiani - Institute of Caucasus studies of the Humanities Faculty at the Tbilisi State University named by Iv. Javakhishvili, e-mail: [email protected], tel. (99532)2291608, 2704228.

культуры. История адыгов (черкесов) во времена Кавказской войны, как и других народов Кавказа, наглядное тому подтверждение.

В ХУ1-Х1Х вв. взаимосвязи России с адыгами, как и с другими народами Кавказа, условно можно разделить на два этапа - мирный и немирный. Первый этап - мирных, союзнических взаимоотношений включал период с XVI в. и до второй половины XVIII века. Второй этап - вторая половина XVIII в. и XIX в. - характеризуется завоеванием Россией адыгов и других народов Кавказа.

Еще недавно в советской историографии однозначно считалось, что в 1557 г. произошло "добровольное присоединение Кабарды к России" [1]. Сегодня уже аргументированно говорят (К. Дзамихов, Ж. Калмыков), что "Кабарда по этому договору не входила в состав России и имела с ней военно-союзнические отношения, так как до 60-х гг. XVIII в. в Кабарде не было российской администрации; ее внутренняя и внешнеполитическая жизнь протекала исключительно по местным традициям и законам" [2].

Следует заметить, что первый этап мирных союзнических отношений способствовал сближению и развитию культурных экономических и политических отношений Кабарды с Россией. Усилилось влияние России на Кавказе. Совместные военные походы русских и кавказцев ослабляли традиционных соперников России - Турцию, Иран и Крымское ханство. Адыгам было обеспечено относительно мирное социально-экономическое развитие. Как подчеркивает грузинский историк А. Беселия, «... адыги в позднем средневековье, несмотря на известную культурно-этническую дифференциацию, в сущности сохраняли единство, основу которого представляла общность происхождения и написаный морально-правовой кодекс "адыге хабзэ"». По его же словам, в это время "кабардинское княжество являлось самым развитым государственным образованием на Северном Кавказе" [3]. К этому можно добавить наметившийся во второй половине XVIII в. в адыгском обществе модернизацион-ный процесс (1796 г. Бзиюковское восстание), который адыгский ученый историк А.Х. Би-жев справедливо назвал "вершиной демократического переворота". По его же мнению, в результате этого восстания крестьян у демократических народов (шапсуги, натухайцы, абадзехи) на северо-западе региона утверждалась социально-правовое равенство и частная крестьянская собственность на землю. По его подсчетам, в первой половине XIX в.

из 1,7 млн адыгов с демократической формой правления составляли 70 % [4].

Со второй половины XVIII в. Россия меняет мирную союзническую политику на насильственную, направленную на завоевание Кавказа. Наличествуют разные оценки характера Кавказской войны, в том числе говорится и "о цивилизаторской миссии" русского царизма на Кавказе, "о национально-освободительной борьбе горцев", о "войне взаимного непонимания" и т. д. Однако, к сожалению, мало кто рассматривает ее в контексте мирового культурно-цивилизационного процесса и методологического плюрализма.

В XIX в. в европейских странах продолжается начавшийся в XVI-XVII вв. процесс модернизации, формирования новых буржуазно-демократических государств. Аграрная цивилизация сменяется индустриальной, происходит трансформация традиционной в современную культуру, коллективизм уступает место индивидуализму и т. д.

Естественно, этот процес не мог не охватить Россию и Кавказ. Как это было отмечено выше, в адыгском обществе, как и на всем Кавказе, выражаясь современной терминологией, появляются "либералы" в лице "демократических обществ" и остаются "консерваторы" в лице феодальной знати в "аристократических обществах". Многие из последних лояльно относились к политике царского самодержавия как гаранта своего господства и материального "благополучия". "Либералы" же хотели свободы для своего независимого социально-экономического и культурного развития, что, естественно, им царизм не мог обещать.

Происходящие в мире процессы экономического и социального развития, в частности в Англии и Франции, усиливают их внимание к Кавказскому региону. Англия начинает утверждаться как геополитической соперник России на северо-западе Кавказа.

Черкесы, как пишет Н. Покровский, "охотно открывали свои двери и дружески приглашали инглизов прийти в их страну". По его мнению, "... в первой половине пятидесятых годов появились уже реальные возможности вытеснения России с Кавказа и замены русского влияния английским" [5, с. 80].

Становилось очевидным, что в основном все еще феодальная Россия затруднялась конкурировать на Кавказе с набирающей силы капиталистической Англией. Вот поэтому Кавказская война была направлена не только против

непокорных черкесов, но и на "предупреждение" своих европейских конкурентов и Турции.

В. Дегоев анализирует проблему в комплексе: во-первых, в контексте внутриполитической ситуации Черкесии, выделяя при этом тяготение простых черкесов к миру, и знати, которая для сохранения своих привилегий искала примирения с русскими властями; во-вторых, в контексте внешнеполитических факторов - агитация турецкими властями, с поощрения Англии, за массовое переселение горцев в Турцию; в-третьих - в поисках коммерческих стимулов.

По мнению В. Дегоева, в современной западной (да и в российской) историографии совершенно игнорируруются все эти факторы. По его же мнению, "переселение однозначно трактуется как насильственное выселение, при полном отсутствии интереса к изучению побудительных стимулов внутрисоциального и внешнего происхождения" [6].

Например, в издательстве Кембриджского университета в сентябре 2013 г. вышла в свет солидная монография до тысяча страниц с иллюстрациями Джеймса Форсайта "The Саuсasus. A History".

В книге ничего не сказано о деятельности Турции и английских "миссионеров" в Черкесии в период Кавказской войны. Дж. Форсайт пишет, что русско-кавказская война была явно одним из геноцидов, события которого российские историки предпочитают игнорировать, так как это почти привело к вымиранию страны размером с Англию, которая, хоть и не была объединена, но имела сильные внутренние этнические и культурные институты [7].

Вместе с тем в сборнике документов "Батум во времена Османской империи", собранных З. Маргиевым в турецких архивах, отмечается, что, по сведеним Дж. Белла, английское правительство Пальмерстона намеревалось подготовить провозглашение английского протектората над западным побережьем Кавказа и что "завербованные им черкесские феодалы желают не только дружбы и помощи Англии: они хотят, чтобы Англия сделала их страну одним из своих владений" [8]. Правда, из документов неясно, как возможно было "дружить" черкесским "завербованным феодалам и английским капиталистам", но стремление этих феодалов освободиться от господства России и заменить его на господство Англии вряд ли было лучшим решением проблемы...

Современный процесс глобализации проходит в качественно новых информацион-

но-технологических условиях, когда одновременно формируются локальные региональные и мировые сообщества людей. Идет также процесс формирования многоуровневых иден-тичностей человека (этнических, гражданских, космополитических и т. д.), при котором доминантной матрицей его мышления становится интегральное мышление.

К сожалению, на Кавказе иногда проблема Кавказской войны, в частности "черкесский вопрос", политизируется, что часто приводит к конфликтным его интерпретациям и негативно сказывается на межнациональных отношениях в регионе.

На это справедливо обращает внимание А. Боров, говоря о поиске решения черкесского вопроса в сфере современных процессов глобализации, определяющих общие для России и черкесского сообщества условия существования и возможности развития на путях модернизации и демократизации [9].

Полностью соглашаясь с постановкой проблемы А. Боровым, можно добавить еще и необходимость определения общекавказских принципов сосуществования в контексте мирового процесса интеграции. Сделать это на практике, как показала, например, политики авторитарного режима Саакашвили, очень трудно. Позитивными шагами в этом направлении можно считать проведение в Ростове-на-Дону двух международных форумов историков-кавказоведов (2013 и 2014), представительной международной научной конференции "Адыги: история и современность" в г. Нальчике 25-27 апреля 2014 г., а также укрепление социального партнерства государства, институтов гражданского общества и бизнеса для усиления интеграционной роли кавказоведения [10].

В Грузии только за последние несколько лет радикально менялись подходы к оценке "черкесского вопроса". Некоторые историки-эксперты, поддерживая Саакашвили и спекулируя на "черкесском вопросе", вольно или невольно вели регион к дезинтеграции. Например, историк Г. Квелашвили считает, что "желательно вопрос геноцида черкесов тесно увязать с другими репрессивными мерами, осуществленными разными режимами России" [11]. Другой исследователь, член парламента Грузии Ш. Малашхия отмечает, что "... 150 лет назад Российская империя на северо-западе Кавказа фактически завершила геноцид древнейшего коренного населения. По его мнению, проблемы черкесов

можно было урегулировать переговорами, но целью империи была "чистка" от горцев этого региона" [12].

О "заранее спланированной" царским режимом "этнической чистке черкесских земель" говорит и Д. Апрасидзе. Признание парламентом Грузии геноцида черкесского народа он называет "попыткой восстановления потерянной кавказской солидарности", но при этом отмечает, что от мухаджирства вместе с черкесами "абхазы не меньше прострадали" [13].

После смены политического руководства в Грузии все чаще звучат уже другие оценки принятого Парламентом Грузии постановления о геноциде черкесов. Так, В. Долидзе считает, что, "Кавказская война - трагедия не только для адыгов, но и для всего региона а также России. Да, там произошла трагедия, но все же это нельзя назвать геноцидом. Геноцид имеет строгое определение и критерии, а неопровержимых данных о геноциде реально не существует" [14].

Автор этих строк проанализировал материалы научно-практической конференции "Признание геноцида черкесов: цель и итоги", состоявшейся в Тбилиси в сентябре 2013 г. На конференции обсуждалась резолюция парламента Грузии о геноциде черкесов. В частности, отмечалось, что "документ должен был послужить распаду России", он "безответственный", "настала пора о его денонсации" [15].

Таким образом, становится очевидным, что "черкесский вопрос", часто лишеный всестороннего научного обоснования и политизированный, как в России, так и соседних странах, получает порой спорную интерпретацию. Поэтому очень важно одновременно с демократизацией наших обществ, привнесением методологической диверсификации в исследованиях, способствовать деполитизации "острых" вопросов истории Кавказа.

Их решение должно основываться не на конфронтации, двойных стандартах и противостоянии народов, а на мирном демократическом созидании, построении гражданский нации как в грузинском, так и в российском обществах, где не будет разночтений имевших место трагических страниц кавказской истории.

ЛИТЕРАТУРА

1. История народов Северного Кавказа с древнейших времен до конца XVIII в.: В 2 т. Т. 1. М.: Наука, 1988. 544 с. С. 331

2. Черкесский вопрос: история, проблемы и пути решения. Нальчик: Тетраграф, 2012. 116 с. С. 18.

3. Беселия А. Черкесия: проблема государственности // Материалы международного научного симпозиума "Зимные олимпийские игры Сочи-2014 г. и грузино-черкесская экокультурная среда". Тбилиси: Изд-во "Меридиани", 2012. С. 71.

4. Бижев А.Х. Адыги Северо-Западного Кавказа и кризис восточного вопроса в конце 20-х начале 30-х гг. XIX в. Майкоп: Адыг. кн. изд-во, 1994. 226 с. С. 136.

5. Покровский Н.И. Имамат перед Восточной войной // Научная мысль Кавказа. 1998. № 1. С. 80-91.

6. Дегоев В. Кавказ и великие державы, 18291864 гг. Политика, война, дипломатия. М.: Рубежи-XXI, 2009& 560 c. C. 445.

7. James Forsyth The Caucasus. A History. Cambridge University Press, 2013. 898 p. P. 285.

8. Маргиев З. Батум во времена Османской империи, Батуми: Алиони, 2008. 782 c. C. 429.

9. Боров А.Х. Черкесский вопрос как историко-политический феномен, Нальчик: Изд-во КБНЦ РАН, 2012. С. 2.

10. См.: Материалы международгого форума историков-кавказоведов (г. Ростов-на-Дону, 14-15 августа 2013 г.) / Отв. ред. В.В. Черноус. Ростов н/Д: Март, 2013. 944 c.; Материалы второго международного форума историков-кавказоведов (г. Ростов-на-Дону, 15-16 октября 2014 г.) / Отв. ред. В.В. Черноус. Ростов н/Д: Март, 2014. 222 c.; Крамарова Е.Н., Черноус В.В. Кавказоведение: роль в процессе реинтеграции, становления гражданской идентичности и потенциала бизнеса // Научная мысль Кавказа. 2014. № 3. С. 82-89.

11. Квелашвили Г. Вопрос геноцида черкесов и Грузия // Табула. 2010. № 4. С. 26.

12. Малашхия Ш. Олимпиада в Сочи - очередное преступление и пропаганда // Материалы между-нар. науч. симпозиума. Тбилиси: Меридиани, 2012. 156 с. С. 44.

13. Апрасидзе Д. Признаки черкесского геноцида, политические итоги его годовщины // Там же. С. 49.

14. Валериан Долидзе: происходит тотальное искажение истории и его итогом является формирование ложных стереотипов о России (беседу вел Джаба Жвания) // "Историули мемквидреоба". 2013. № 10 (39). С. 10-12.

15. Научно-практическая конференция "Признание геноцида черкесов: цель и итоги" // Там же. С. 4-10.

REFERENCES

1. Istoriya narodov Severnogo Kavkaza s drevneyshikh vremen do kontsa 18 v. [The history of the peoples of the North Caucasus from ancient times to the late 18th century]. Moscow, Nauka, 1988, 543 p., p. 331.

2. Cherkesskiy vopros: istoriya, problemy i puti resheniya [Circassian question: history, problems and solutions]. Nalchik, Tetragraf, 2012, 116 p., p. 18.

3. Beseliya A., Cherkesiya: problema gosudarstvennosti [Circassia: the problem of statehood]. Materialy mezhdunarodnogo nauchnogo simpoziuma "Zimnye olimpiyskie igry Sochi-2014 g. i gruzino-cherkesskaya

ekokul'turnaya sreda" [Proc. Int. Sci. Symp. "Winter Olympic games Sochi-2014 and Georgian-Circassian eco-cultural environment"]. Tbilisi, Publ. "Meridiani",

2012, 155 p., p. 71.

4. Bizhev A.Kh. Adygi Severo-Zapadnogo Kavkaza i krizis vostochnogo voprosa v kontse 20-kh nachale 30-kh gg. 19 v. [Circassians in the North-Western Caucasus and the crisis of the Eastern question in the late 20s and early 30s of the 19th century]. Maykop, Adyghe publishing house, 1994, 226 p., p. 136.

5. Pokrovskiy N.I. Naucnaa mysl' Kavkaza, 1998, no. 1, pp. 80-91.

6. Degoev V. Kavkaz i velikie derzhavy, 1829-1864 gg. Politika, voyna, diplomatiya [the Caucasus and the great powers, 1829-1864, Politics, war, diplomacy]. Moscow, Publ. house "Rubezhi 21", 560 p., 2009, p. 445.

7. James Forsyth. The Caucasus. A History. Cambridge Univ. Press, 2013, 898 p., p. 285.

8. Margiev Z. Batum vo vremena Osmanskoy imperii [Batumi during the Ottoman Empire]. Batumi, Publ. "Alioni", 2008, 782 p., p. 429.

9. Borov A.Kh. Cherkesskiy vopros kak istoriko-politicheskiy fenomen [Circassian issue as a historical and political phenomenon]. Nalchik, KBSC RAS Press, 2012, p. 2.

10. Materialy mezhdunarodnogo foruma istorikov-kavkazovedov (g. Rostov-na-Donu, 14-15 avgusta 2013 g.) [Proc. Int. Forum of Historians and Caucasus (Rostov-on-don, August 14-15, 2013). Ed. by V.V. Chernous. Rostov-on-Don, Mart,

2013, 944 p.; Materialy vtorogo mezhdunarodnogo

foruma istorikov-kavkazovedov (g. Rostov-na-Donu, 15-16 oktyabrya 2014 g.) [Proc. 2nd Int. Forum of Historians and Caucasus (Rostov-on-don, October 15-16, 2014)]. Ed. by V.V. Chernous. Rostov-on-Don, Mart, 2014, 222 p.; Kramarova U.N., Chernous V.V. Naucnaa mysl' Kavkaza, 2014, no. 3, pp. 82-89.

11. Kvelashvili G. Tabula, 2010, no. 4, p. 26.

12. Malashkhiya Sh. Olimpiada v Sochi - ocherednoe prestuplenie i propaganda [Olympic games in Sochi - another crime and propaganda]. Materialy mezhdunarodnogo nauchnogo simpoziuma "Zimnye olimpiyskie igry Sochi-2014 g. i gruzino-cherkesskaya ekokul'turnaya sreda" [Proc. Int. Sci. Symp. "Winter Olympic games Sochi-2014 and Georgian-Circassian eco-cultural environment"]. Tbilisi, Publ. "Meridiani",

2012, 155 p., p. 44.

13. Aprasidze D., Priznaki cherkesskogo genotsida, politicheskie itogi ego godovshchiny [Signs of the Circassian genocide, political results of his anniversary]. Materialy mezhdunarodnogo nauchnogo simpoziuma "Zimnye olimpiyskie igry Sochi-2014 g. i gruzino-cherkesskaya ekokul'turnaya sreda" [Proc. Int. Sci. Symp. "Winter Olympic games Sochi-2014 and Georgian-Circassian eco-cultural environment"]. Tbilisi, Publ. "Meridiani", 2012, 155 p., p. 49.

14. Valerian Dolidze. Istoriuli memkvidreoba, 2013, no. 10 (39), pp.10-12.

15. Nauchno-prakticheskaya konferentsiya "Priznanie genotsida cherkesov: tsel' i itogi" [Scientific-practical conference "the recognition of the Circassian genocide: purpose and totals]. Istoriuli memkvidreoba,

2013, no. 10 (39), pp. 4-10.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5 декабря 2014 г.

УДК 39(4/9) Н-33

К ВОПРОСУ О ПРИЗНАКАХ ЧЕЧЕНСКОГО ТАЙПА

С. А. Натаев

Одной из сложных и запутанных проблем в исторической литературе по чеченскому тайпу является определение его признаков или принципов. В данной статье на основе анализа опубликованных материалов предлагается авторское видение вопроса.

Первым исследователем, обозначившим в научной литературе признаки (основные принципы) чеченского тайпа был А.Г. Автор-ханов. В статье "К вопросу изучения тайпов, тухумов и классовой борьбы в чеченской

Натаев Сайпуди Альвиевич - кандидат исторических наук, доцент кафедры истории народов Чечни Чеченского государственного университета, 364907, г. Грозный, ул. Шерипова, 32, e-mail: [email protected].

деревне" он выделил 8 признаков (основных принципа) чеченского тайпа: единство и незыблемость родовых отношений для каждого сородича-тайповца; кровная месть всем тайпом за убийство члена тайпа; ослабевшая в последнее время экзогамия; помощь тай-па его членам в особых случаях (бедствие, смерть, женитьба); подчинение членов тайпа решениям совета тайпа или его главы; траур всего тайпа в случае смерти его члена; неучастие женщин в решении правовых вопросов тайпа; тайповое гостеприимство [1].

Saypudi Nataev - Chechen State University, 32, Sheripova Street, 364049, e-mail: [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.