Габитова Лязат Абаевна, переводчик кафедры иностранных языков, Тюменский индустриальный университет, г. Тюмень, тел. 89129259660, e-mail: [email protected]
Чуба Андрей Юрьевич, к. с.-х. н, доцент кафедры энергообеспечения сельского хозяйства, Государственный аграрный университет Северного Зауралья, г. Тюмень, тел 89044983955, e-mail: [email protected]
Gabitova L. A., Translator at the Department of Foreign Languages, Industrial University of Tyumen, phone: 89129259660, e-mail: [email protected]
Chub A. Yu., Candidate of Agricultural Sciences, Associate Professor at the Department of Power Supply of Agriculture, Northern Trans-Ural State Agricultural University, Tyumen, phone: 89044983955, e-mail: [email protected]
УДК 316.752
КАТЕГОРИЯ «ПРОСТРАНСТВО ЦЕННОСТЕЙ»: К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ
THE CATEGORY «SPACE OF VALUES» -PROBLEM STATEMENT (DEFINING A PROBLEM)
Т. М. Кононова, М. А. Капеко, О. М. Горева, А. Н. Соколов
Т. М. ^nonova, М. А. ^peko, О. М. Goreva, А. N. Sokolov
Ключевые слова: Key words:
личность; ценность; социальное пространст- regional banking; region commercial bank efficien-
во; социокультурное пространство; свойства cy; capital and economic growth пространства; пространство ценностей
Термин «пространство» появился в науках об обществе из точных наук и естествознания. Принято считать, что в геометрии Евклида изложены принципы первоначальной научной концепции пространства. Некоторые математические и физические представления о пространстве сформировались в научные концепции в XVII веке.
Рассматривая трактовку данного концепта в истории науки, можно выделить ряд подходов к проблеме. Первый подход, названный «субстанциональным», предполагал пространствуенную самостоятельность и самодостаточность. Пространство рассматривается как абсолютно независимая от чего-либо субстанция.
Иное понимание пространства изложено Аристотелем, а также Демокритом и Лейбницем — о пространстве, релевантном телам и вещам.
По представлению А. Эйнштейна, пространство изучается в связи с взаимодействиями располагающихся в нем объектов материи. В теории относительности А. Эйнштейна подтверждена ограниченность субстанционального подхода, в результате чего возникла тема относительности явлений, тел и характеристик пространства и времени.
Существует ряд иных концептуальных подходов. Так, отечественный ученый И. Касавин, взяв за основу выводы А. Гуревича, заключает, что «пространство» изначально трактовалось как понятие не естествознания, а именно культуры. Можно утверждать, что мифологический и теологический оттенки понятия становятся результатом ценностно-смыслового осмысления пространства.
Осознание того, что все в социуме и жизнедеятельности людей пространственно, происходит конце XIX века.
Первые положения и гипотезы в отношении термина «социальное пространство» представлены О. Контом, который детерминировал гипотезу о трехмерности пространства и применил концепт «социальное расстояние».
Г. Зиммель одной из характеристик общества назвал «пространственное существование индивида с другими на основе присоединения к определенным формам права, нравственности и общения» [7]. Пространство для представителя социологической науки относится к более частным явлениям: его рассматривают в группах, институтах, социальных связях, строящихся сообразно иерархичности и доминированию.
В первой четверти XX века П. Сорокин и Дж. Морено вводят в науку термин «социальное пространство». Так, Дж. Морено определяет, что социальное пространство — это сфера психологических взаимодействий, в которых переплетаются симпатии и антипатии. Различия двух пространств — физического и социального — непосредственно воспринимаются человеком [10]. Ученый пишет о том, что пространство состоит из взаимосвязей, оформленных организационно.
П. Сорокин в работе «Система социологии» синонимично употребляет концепты «социальное пространство» и «социальное поле» [13]. В дальнейшем его идеи о социальном пространстве приобретают более завершенный концептуальный образ. В своей теории конструирования социальной стратификации и социальной мобильности ученый отвел этой категории важную методологическую роль. В соответствии с его трактовкой резюмируем следующее: 1) социальное пространство — это народонаселение Земли; 2) социальное положение — это совокупность связей человека со всеми группами населения внутри каждой из трупп, то есть с их членами; 3) положение человека в социальной вселенной определяется путем установления этих связей; 4) совокупность таких групп, а также совокупность положений внутри каждой из них составляют систему социальных координат, позволяющую определить социальное положение любого индивида [14].
П. Сорокин в своих трудах изложил ряд идей, которые стали некими аксиомами социологического понимания социального пространства. Он выявил, чем разнятся социальное и физическое пространства. П. Сорокин дифференцирует трехмерность физического пространства и многомерность социального. Кроме того, ученый пишет о другой шкале мерности для социального пространства.
Следовательно, свойства, присущие социальному пространству, обусловлены параметрами социальной стратификации и теми процессами, которые характерны для социальной мобильности. Социальная стратификация придает пространству устойчивость и структурированность. Социальная мобильность обеспечивает динамизм пространства. Критерии, выработанные П. Сорокиным, позволяют ученым определять положения индивида и группы в социальном пространстве.
Во второй половине XX века интерес к этой теме возрос. В работах таких авторов, как П. Бурдье, М. Фуко, Б. Вирлен, Э. Соджа, Б. Хупер, Р. Ли. Эллен, Дж. Тернер, Р. Коллинз, пространство детерминируется как фактор, определяющий возможность существования самого общества и человеческой деятельности [9].
Таким образом, формулируя выводы о трактовке концепта «пространство» с точки зрения представителей западных научных школ и направлений, отметим наличие дифференциации сущности пространства: речь идет о физическом типе пространства и о пространстве воображаемом, соотносимом и с существующим в ментальной реальности (социальном пространстве).
В 70-х гг. XX века отечественные обществоведы активно занимаются исследованием социального пространства. Впервые мысль о наличии социального пространства как подвида объективно-реального пространства встречается в работах Г. Зборовского, В. Черникова, В. Виноградского, А. Лоя и др. Исследователи обосновывают онтологические свойства социального пространства, определяют его неразрывность с географиче-
ским пространством и категорией «время». Взаимообусловленность пространства и деятельности очевидна, что отмечается в работах [6, 12].
Социальное пространство не является чем-то параллельным среде природы, территориальному пространству. Социальные характеристики свойственны социальному пространству. Следовательно, под социальным пространством можно понимать социально оформленное (освоенное практиками коллективных и индивидуальных субъектов) географическое пространство [5]. Таким образом, взаимодействие социального с природным и дает эффект социального пространства.
Социальное пространство рассматривается непосредственно в связи с категорией времени. Вопрос применительно к социуму детерминируется как социальное время. Все явления и процессы в социуме имеют временную локализацию и протяженность. Как и пространство, социальное время выступает способом организации и упорядочивания общественной и индивидуальной жизнедеятельности, социальных процессов. Ему свойственна неоднородность.
Категории «культурное пространство» и «пространство культуры» достаточно часто исследуются общественными науками.
«Пространство культуры — важнейший аспект модели мира, характеристика протяженности, структурности, сосуществования, взаимодействия, координации элементов отдельной культуры и соответствующих отношений между культурами, а также смысловой наполненности для человека структурной организации культур. Специфика пространства состоит в том, что оно, в отличие от находящихся в нем материальных предметов, не может быть воспринято с помощью органов чувств, а потому его образ соединен с определенными метаморфозами и обусловлен ими. Среди них главнее зрительные образы и моторные ощущения, которые дают представления о пространстве, являющиеся различными способами рационализации указанных зрительных органов, моторных ощущений и выражающие глубинные особенности миропонимания. Поэтому пространство наряду со временем — одна из важнейших категорий культуры, определяющих ее неповторимый облик» [11].
В настоящее время разные подходы наблюдаются в исследовании понятия «социокультурное пространство», которому свойственна междисциплинарность. Так, представляется возможным понимать под таковым «условия и формы жизнедеятельности социального объекта образования» [8]. Другой источник содержит следующее толкование: «Пространство является социокультурной сферой общества, вместилищем и внутренним объемом культурных процессов. Социокультурное пространство многомерно, объемно, динамично, уникально, неповторимо, имеет свои очертания. Пространство многослойно. На различных его участках сосуществуют качественные различия культуры. Однако каждое социокультрное пространство — это единое целое, составные части которого объединены общими ценностями...» [3, 6]. Здесь справедливо отмечен тот факт, что части социально-культурного пространства объединяют общие ценности. С этой целью следует привести основные научные подходы к изучению категории «ценности». В каждой культуре существует своя ценностная система.
Ценности, являющиеся компонентами личностной структуры, детерминируют человеческое мировоззрение. Общество — это система, где ценности определяют принципы и структуру организации, позволяют лучше функционировать. Э. Дюркгейм пишет о том, что общество — творец и хранилище всех ценностей. В любом обществе существуют самые разные, порой противоречивые ценностные представления. Определенное построение ценностей отражает цели и направленность общества, создает его внутренний стержень [4].
Существует несколько подходов к классификации ценностей. Универсальные ценности либо общечеловеческие ценности — это ценности, совпадающие и по содержанию, и по характеру. В социологии и философии концепт «ценность» детеминируется как ха-
рактеристика сущности какого-либо объекта, данная характеристика значима для человека. В свою очередь ценности «трактуются как поражаемые культурой и (или) задаваемые трансцендентно содержания, вплетаемые в изменчивые многообразия социальной жизни как ее инварианты, позволяющие: связывать разные временные модусы (прошлые, настоящие, будущие); семиотизировать пространство человеческой жизни, наделяя все элементы в нем аксиологической значимостью; задавать системы приоритетов, способы социального признания, критерии оценок; строить сложные и многоуровневые системы ориентации в мире, обосновывать смыслы» [1].
Характер ценностей непостоянен, они могут меняться в ходе деятельности. Учитывая вышеизложенное, можно утверждать, что понятие «пространство ценностей» следует инкорпорировать в понятие «социально-культурное пространство», поскольку последнее
— более широкое образование.
Таким образом, взяв в качестве основы вышеприведенные концепции, представляется возможным привести авторское определение понятия. Пространство ценностей — это многомерное, подвижное, динамично развивающееся во времени образование социально-культурной сферы, отражающееся и воплощенное на уровне ценностей и ценностных ориентаций личностей, социальных групп и цивилизаций.
Дальнейшее изучение концепта «пространство ценностей» возможно применительно к тому, что сегодня, в XXI веке, особой виртуальной средой взаимодействия людей стало, помимо иных, пространство информационно-телекоммуникационное. Его характерные свойства — эфемерность географических границ, размытая национальная принадлежность объектов и анонимность доступа к виртуальным источникам, база и контент
— глобальная сеть Интернет, объединяющая миллиарды людей. В ближайшем будущем преобладающее большинство народонаселения Земли будет иметь постоянный доступ к Всемирной паутине [2]. Следовательно, можно вести речь о пространстве ценностей, которые формируются и трансформируются в информационно-телекоммуникационном пространстве. Исследование предстоит продолжать.
Библиографический список_
1. Абушенко В. Л. Ценность // Всемирная энциклопедия: Философия. / Гл. науч. ред. и сост. А. А. Грицанов. - М.: АСТ, Мн.: Харвест, Современный литератор, 2001. - 1312 с.
2. Алексеева И. Ю. Возникновение идеологии информационного общества [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.iis.ru/events/19981130/ alexeeva.ru.html (дата обращения: 15.08.2010).
3. Вальковская В. В. Изменение представлений о пространстве и времени и развитии средств передвижения // Философия и общество. - 1999. - № 5. - С. 48-70.
4. Дюркгейм Э. Ценностные и реальные суждения // Социологические исследования. -1991. - С. 2.
5. Заболотная Г. М. Социально-политическое пространство региона: социологический анализ: дис. ... д-ра социол. наук. - Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2003. - 350 с.
6. Зборовский Г. Е. Пространство и время как формы социального бытия. -Свердловск: Изд-во Свердловского юридич. ун-та, 1974. - 223 с.
7. Зиммель Г. Социальная дифференция. Социологические и психологические исследования // Избранное: в 2 т. Т. 2. Социальная жизнь. - М.: Юрист, 1996. - С. 301-465.
8. Зыков В. В. Социальный институт профессионального образования и регион: моногр. В 2 ч. - Тюмень: Изд-во ТГУ, 2001.
9. Кононова Т. М. Культура, творчество, интеллект личности: теоретические дискуссии в поиске истины. Моногр. - Тюмень, 2005. - 271 с.
10. Краткий словарь по социологии / Под общ. ред. Д. М. Гвишиани, Н. И. Лапина; сост. Э. М. Коржева, Н. Ф. Наумова. - М.: Политиздат, 1989. - 497 с.
11. Лихтарников А. Л. Ценностный опросник С. Шварца и духовное развитие личности:
нормальное и патологическое [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://basw-ngo-by.net/File/library/basw_library_01088.rar.
12. Риккерт Г. Естествоведение и культуроведение. - СПб., 1913. - С. 1-79.
13. Сорокин П. А. Система социологии. Т. 2. Социальный анализ. Ч. 2. Учение о строении сложных агрегатов. - Сыктывкар: Коминвест, 1992. - 189 с.
14. Сорокин П. Человек. Цивилизация. - М.: Политиздат, 1992. - 543 с.
Сведения об авторах Кононова Татьяна Михайловна, д. с. н.,
доцент, Тюменский государственный институт культуры, г. Тюмень, тел. 8(3452)297980, e-mail: [email protected]
Капеко Михаил Анатольевич, к. филос. н., профессор, Тюменский государственный институт культуры, г. Тюмень, тел. 8(3452)297077, e-mail: [email protected]
Горева Ольга Михайловна, к. социол. н., Тюменский индустриальный университет, г. Тюмень, тел. 9044944939, e-mail: [email protected]
Соколов Александр Николаевич, к. филол.н., доцент, Тюменский государственный институт культуры, г. Тюмень, тел. 8(3452)297980, e-mail: [email protected]
Information about the authors Kononova T. M., Doctor of Sociology, Associate Professor, Tyumen State Institute of Culture, phone: 8(3452)297980, e-mail: [email protected]
Kapeko M. A., Candidate of Philosophy, Professor, Tyumen State Institute of Culture, phone: 8(3452)297077, e-mail: [email protected]
Goreva O. M., Candidate of Sociology, Industrial University of Tyumen, phone: 89044944939, e-mail: [email protected]
Sokolov A. N., Candidate of Philology, Tyumen State Institute of Culture, phone: 8(3452)297980, e-mail: [email protected]
УДК 316.4
ПОРТРЕТ ПОЛУЧАТЕЛЯ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ НА ДОМУ
PORTRAIT OF A RECIPIENT OF SOCIAL SERVICES AT HOME
М. В. Корнилова, Л. М. Корнилова
М. V. Kornilova, L. M. Kornilova
Ключевые слова:
социальный работник; пожилой возраст; социальные услуги на дому; социальная активность; материальное положение; состояние здоровья; физические возможности
Key words:
social worker; old age; social services at home; social activity; financial situation; health status; physical possibilities
Долгое время в практике работы социозащитных учреждений (Территориальных центров социального обслуживания и их филиалов) все обслуживаемые граждане, состоящие на обслуживании и получавшие различную помощь, назывались «клиентами». Но, в силу изменения законодательства — вступления в законную силу с 1 января 2015 года нового Федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ вместо термина «клиент социальной службы» [5] было введено понятие «получатель социальных услуг» [6]. Согласно