.....
I I I ■ M I I I I
КАТЕГОРИЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В КОНТЕКСТЕ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Т. И. Курасова
Московский государственный университет культуры и искусств
В статье автор рассматривает вопросы современной философии творческой деятельности, критериями которой являются новизна в ее нравственном и эстетическом измерении, социальная значимость, совершенство исполнения Проблема преемственности исследуется в контексте творческой деятельности, в которой сохраняются, передаются и трансформируются ценности прошлой культуры.
Ключевые слова: философия, деятельность, преемственность, культура, творчество.
In the given article the author considers the problems of the modern philosophy in the creation activity. The principal characteristics of that problem: to keep and to give and to pass a values of the past epochs and etc.
Key words: philosophy, activities, cultural, creation.
Преемственность - есть действия людей, в ходе которых они, воздействуя на материальный мир прошедших эпох, преобразуют его. Деятельность - это преобразующее свойство сознания, способ существования человека и развития общества, способствующий их преобразованию; движение материи в его социальной форме. Деятельность - это работа по применению чего-либо в жизни; это - приёмы, навыки; применение и закрепление на деле знаний, полученных теоретическим путём; это занятие как основа опыта, умения в какой-нибудь области.
«Деятельностный» подход рассматривает проблему преемственности как процесс именно творческой деятельности, в которой сохраняются, передаются, трансформируются ценности прошлой культуры. Проблематику деятельности и деятельностного подхода разрабатывали М.С. Каган, М.К. Мамардаш-вили, Г.С. Батищев, Г.П. Щедровицкий, Э.Г. Юдин. Интенсивно изучались проблемы
общей структуры деятельности, предпринимались попытки представить её как систему (М.С. Каган, М.С. Кветной), исследовались отдельные аспекты деятельности (Л.П. Буева). Большое количество философских, социологических и психологических исследований посвящены различным формам труда как основной сферы человеческой деятельности.
Проблема преемственности в контексте «деятельностного» подхода рассматривается как процесс творческой деятельности. Преемственность в творческой деятельности субъекта включает в себя различные виды деятельности: преобразовательную, познавательную, оценочную, воспитательную, коммуникативную, игровую, которые входят в творческую деятельность благодаря присутствующему в них эстетическому аспекту. Центральное звено преемственности в творческой деятельности - искусство, в котором осуществляется художественное познание и оценка мира, создается новая художественная реальность. Вос-
1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 5 (43) сентябрь-октябрь 2011 50-55
.....
I I I ■ М I I I
Теория и история культуры
51
приятие, освоение субъектом произведений искусства как носителей художественной ценности - тоже деятельность, в известной мере аналогичная их творческому созданию, невозможному без личной активности, без творческого воображения, без соучастия человека, воспринимающего искусство, без его образного мышления Эстетическое отношение к искусству всегда диалогично - здесь предоставляется уникальная возможность вступить в общение с создателями художественных творений прошлых эпох.
На основе духовного общения между искусством и воспринимающим субъектом осуществляется реальное воздействие на личность, на ее эстетические установки, вкусы и идеалы, а через них - на поведение и деятельность человека. Деятельность творца и деятельность реципиента (читателя, зрителя, слушателя) обладают системой многообразных функций: познавательной, просветительской, прогностической, оценочной, внушающей, эвристической, пробуждающей творческую энергию, коммуникативной, воспитательной и т.д. Данная система функций обусловливается эстетической природой искусства и эстетическими потребностями человека. Творческая деятельность является центральным звеном художественной культуры, назначение которой повышать действенность эстетической культуры в развитии общества, культивировать эстетические начала, присущие всем видам человеческой деятельности, имеющие большое значение для ее стимулирования (1, 2, 3).
Преемственность в контексте творческой деятельности осуществляется при наличии творца, определяющего смысл, цели, ценностные ориентиры своих действий. Таким творцом может быть только человек - носитель духа. Определение творческой деятельности следует связать с трудом, который отличается сознательной активностью субъекта и социокультурной обусловленностью этой активности. Эти особенности выражаются в целепола-гании, в волевой установке на преобразование объектов, в саморазвитии субъектов в процес-
се порождения и освоения культурных ценностей. Творчество вырастает из труда, его креативных потенций. Творческая активность деятельности человека развивалась благодаря установлению внебиологических связей между людьми, созданию культуры как эстафеты творчества. Культура нуждается как в инновациях, так и в воспроизведении и распространении (преемственности) уже достигнутого. В любой деятельности, в каждом ее звене, в любой операции присутствуют элементы творчества и нетворчества. Компоненты творчества - оригинальные действия, ведущие к изменению реальности, к преобразованию прошлого опыта. Нетворческие элементы можно разделить на репродуктивные, повторяющиеся, устойчивые действия, направленные на сохранение и воссоздание наследия, и рутинные, закрепляющие тенденции и стереотипы мышления. В репродуктивных элементах творческой деятельности можно выделить, прежде всего, необходимые действия, без которых невозможно достичь творческого результата в создании алгоритмических операциональных структур (9, 10).
Преемственная связь между прошлым и настоящим в процессе творческой деятельности выступает как положительная созидательная активность, культивируемая обществом во имя утверждения общечеловеческих ценностей, роста и сбережения культуры. Критериями творческого процесса и его результата являются: 1) принципиальная новизна (с позиций культуры); 2) социальная значимость, оцениваемая как благо для человечества; 3) совершенство исполнения. Первый критерий выражает онтологию творчества (отношение творческого продукта в рамках данной культуры), второй - аксиологию творчества, то есть место творения в системе социальных ценностей, третий - праксеологический и эстетический аспекты, то есть степень совершенства, мастерство исполнения. Критерии творческой деятельности носят относительный характер, зависят от конкретной исторической ситуации, нельзя отнести к критериям только новизну, без ее нравственного и эсте-
.....
ш
тического измерения. Философия творчества не может сводить критерии творчества к морально нейтральной новизне, изъятой из ценностного и нравственного контекста (11).
Другая важная проблема современной философии преемственности в контексте творческой деятельности - факторы творчества. Они обусловлены социальными интенциями, импульсами и ресурсами, содержащимися в культуре. Однако на первый план выступает человеческая субъективность, инициативность личности или группы. Взаимосвязанные друг с другом творческое усилие субъекта и социальная обусловленность выступают важнейшими факторами порождения нового. Инициатива субъекта в контактах с культурой прошлого (неожиданное сближение далеких идей, выбор плодотворных подходов, традиций, преобразование результатов прошлого труда в средства создания новых творческих продуктов) становится предпосылкой творческой деятельности. При этом социальные детерминанты превращаются из совокупности внешних условий в способ индуцированного творчества, обеспечивая выход за рамки существующего, превращение возможностей, таящихся в культуре, в действительность. Этот прорыв может совершить только личность, которая изобретает продуктивные элементы действий и с их помощью порождает и вводит в мир новое, отвечающее критериям добра, красоты и истины. Условием развития человеческого мира становится согласование объективно-социальных и субъективно-личностных детерминант творчества.
Таким образом, преемственная связь прошлого и настоящего в творческой деятельности - это социально обусловленная целенаправленная созидательная деятельность, в которой полнее всего представлены продуктивные компоненты, присущие человеческому труду; она направлена на порождение принципиально качественно новых, нравственно оправданных и эстетически совершенных культурных ценностей. Это - процесс, благодаря которому происходит восхождение человека к высшим ступеням духовности, нрав-
ственности и свободы, развитие личности и культуры. Движущими силами творчества являются активность субъекта, преодолевающая предустановленные границы деятельности, и эвристическое стимулирование творческого процесса.
В творческую деятельность человека входит ее интеллектуальная активность (Данилевский, Шпенглер). В этом обнаруживается глубокий разрыв с традицией классической философии, в которой интеллектуальная активность рассматривается как уникальная способность человека, выводящая его «на» пределы бытия в истории и культуре. Платон описывал интеллектуальное созерцание, доступное философу, посредством мифа об участии мыслящей души в шествии богов, открывающее ей блаженное зрелище. Аристотель говорил о мышлении, мыслящем самое себя, как о состоянии блаженства, в котором боги пребывают постоянно, а человек - время от времени. Христианское воззрение открывает человеку историю как конечное бытие. История разворачивается во времени и имеет временное завершение, исход в вечность, совершающийся в «конце мировой истории». Однако этот же исход в вечность открыт также и в любой точке истории: он достигается в духовном опыте особого рода. Именно благодаря этому эсхатологическому предвосхищению человек, не будучи свободен от истории, может быть свободен в истории. Данный христианский взгляд имеет свои истоки в предшествующей философии, не утрачивая своего значения и после того, как мысль стала свободна от обязательства подчиняться истине. Интеллектуальная активность, преемственно длящаяся, несмотря на гибель культурных миров, способна продолжать существование на тех же началах в новом культурном мире. Вопрос о наследовании античности не ограничивается только соотношением между «древностью» и «новым временем» посредством сталкивания христианского времени в интеллектуальное небытие средних веков. Напротив того, «интеллектуальный исход из христианства» следует дополнить проблемой становле-
.....
ш
Теория и история культуры 53
ния интеллектуальных форм христианской догматики. Преемственность интеллектуальной традиции от античности идет не «минуя христианство», но «через христианство», причем после преодоления границ, налагаемых христианским догматом, интеллектуальная традиция не утрачивает некоторые родовые черты, сообщающие единство традиции, сквозной для нескольких различных исторических миров.
Преемственность есть творческая, созидательная, новаторская деятельность, креативность (от латинского creatio - «созидание», «сотворение»; от англ. create - «создавать», англ. creative - «созидательный», «творческий»). Креативность обладает свойством многосторонности. В научной литературе различают большую и малую креативность. Малая, или личностная, креативность относится к обыденной жизни и ситуации. Большая, или историческая, креативность, наоборот, имеет дело с достижениями, которые оказали существенное влияние на культуру и общество. Дж. Гилфорд указал на принципиальное различие между двумя типами мыслительных операций: конвергентным мышлением, направленным на поиск единственно правильного решения среди предложенных вариантов, и дивергентным мышлением, направленным на генерацию как можно более широкого спектра возможных решений. Таким образом, креативность как дивергентное мышление рассматривается в оппозиции к интеллекту как конвергентному мышлению. Креативность и интеллект являются ортогональными факторами, то есть независимы друг от друга.
Основные параметры креативности, по Дж. Гилфорду: оригинальность - способность продуцировать отдаленные ассоциации, необычные ответы; семантическая гибкость -способность выделять функцию объекта и предложить его новое использование; образная адаптивная гибкость - способность изменить форму стимула таким образом, чтобы увидеть в нем новые признаки и возможности для использования; семантическая спонтан-
ная гибкость - способность продуцировать разнообразные идеи в нерегламентированной ситуации.
Ученые Ф. Баррон и Д. Харрингтон, анализируя исследования в области креативности с 1970 по 1980 год, сделали обобщения того, что известно о понятии креативности:
1. Креативность - это способность адаптивно реагировать на необходимость в новых подходах и новых продуктах. Данная способность позволяет также осознавать новое в бытии, хотя сам процесс может носить как сознательный, так и бессознательный характер.
2. Создание нового творческого продукта во многом зависит от личности творца и силы его внутренней мотивации.
3. Специфическими свойствами креативного процесса, продукта и личности являются их оригинальность, состоятельность, валид-ность, адекватность задаче и еще одно свойство, которое может быть названо пригодностью - эстетической, экологической, оптимальной формой, правильной и оригинальной на данный момент.
4. Креативные продукты могут быть очень различны по природе: новое решение проблемы в математике, открытие химического процесса, создание музыки, картины или поэмы, новой философской или религиозной системы, инновации или свежее решение социальных проблем и др.
Духовно-креативное сознание, присущее творческой деятельности, представляет собой систему, где креативность выступает как созидание, активная деятельность, творчество. Креативность - творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления, и входящие в структуру одаренности в качестве независимого фактора, а также способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем. Согласно мнению американского психолога Абрахама Маслоу, это творческая направленность, врожденно свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием среды. В на-
.....
I I I ■ М I I I
уке утвердилось определение творческой деятельности как целостного организма, обладающего определенной качественной спецификой. Можно наметить два пути изучения данной системы: индуктивный, идущий от эмпирически накапливаемых сведений о разных его свойствах, и дедуктивный, представленный, в частности, работами М.С. Кагана, который определяет необходимость подойти к изучаемой системе как «к части некоей метасистемы, то есть извне, из среды, в которую она вписана и в которой она функционирует» (4, с. 24; и далее в его работах: 5, 6, 7, 8). Это, по его мнению, «вся человеческая деятельность», которую можно представить как отношения субъекта и объекта, либо субъектов между собой. М.С. Каган выделяет четыре основных вида таких отношений: воздействие субъекта на объект - преобразовательная деятельность; отражение объекта в сознании субъекта - познавательная деятельность; взаимоотношения между субъектами - коммуникативная деятельность, или общение; и последняя - ценностно-ориентационная деятельность. В разных сферах общественной жизни эти четыре компонента выступают в разных соотношениях. Основополагающее значение отводится познанию и оценке действительности, поскольку именно они порождают духовное содержание творчества.
Первым значением преемственной связи прошлого и настоящего в творческой (креативной) деятельности является самое древнее обозначение - «мастерство», искусно выполненная работа, результатом которой является искусственное, по сравнению с естественным, природным. Материальная (практическая) де-
ятельность связана с созданием материальных ценностей - вещей, необходимых для удовлетворения потребностей людей.
Вторым значением преемственности в творческой (креативной) деятельности является творчество по эстетическим законам красоты. Деятельность эстетическая - это вид духовно-практического освоения и преобразования мира по законам красоты. Эстетическая деятельность может выступать и в качестве самостоятельного творчества, когда она преследует непосредственное решение эстетических задач. Важным вопросом эстетики является вопрос о природе художественного творчества, о том, что является его движущей силой.
Третий смысл преемственности в творческой (креативной) деятельности - собственно художественное творчество, продуктами которого являются специальные духовные ценности. Духовная культура охватывает сферы сознания, духовного производства - познание, нравственность, воспитание и образование, а также философию, этику, эстетику, право, религию, науку, искусство, литературу, мифологию. Составной частью духовной культуры является мир ценностного знания, позволяющий человеку ориентироваться в мире в целом и в обществе, в котором он живет. Духовные ценности являются тем экзистенциальным базисом, на котором человек строит свое бытие и отношения с другими людьми.
Подводя итог вышеизложенному, можно констатировать, что преемственность в процессе творческой (креативной) деятельности, обеспечивает сохранность, передачу и трансформацию ценностей прошлых культур.
Примечания
1. Бердяев, Н. А. Смысл творчества. Опыт оправдания человека / Н.А. Бердяев. - М.: Г.А. Леман и С.И. Сахаров, 1916. - 358 с.
2. Грузенберг, С. О. Гений и творчество / С.О. Грузенберг. - Л., 1924.
3. Дышлевый, П. С. Регуляция творческой деятельности (философско-методический анализ) / П.С. Дышле-вый, Л.В. Яценко. - Воронеж, 1996.
4. Каган, М. С. Человеческая деятельность. (Опыт системного анализа) / М.С. Каган. - М.: Политиздат, 1974. - 328 с.
5. Каган, М. С. Мир общения: проблема межсубъектных отношений. - М., 1989.
.....
I I I ■ M I I I I
^ Теория и история культуры 55
6. Каган, М. С. Философия культуры / М.С. Каган. - СПб., 1996.
7. Каган, М. С. Эстетика как философская наука / М.С. Каган. - СПб., 1997.
8. Каган, М. С. Философская теория ценности / М.С. Каган. - СПб., 1997.
9. Теория творчества. [Инженер П.К. Энгельмайер]. - СПб., 1910. - 205 с.
10. Степун, Ф. Жизнь и творчество / Ф. Степун. - Берлин, 1923.
11. Яценко, Л. В. Способы управления творческим процессом / Л.В. Яценко // Природа научного открытия. - М., 1986.
СОЦИАЛЬНО-ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ФУНКЦИИ НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА
Ю. А. Шубин
Министерство культуры РФ
Статья посвящена рассмотрению феномену традиционной культуры в условиях трансформации российского общества и современных процессов экспансии идеологии глобализации, размывающей национальные культуры и препятствующей обретению личностной идентичности.
Ключевые слова: теория и история культуры, традиционная культура, народное творчество, социально-интеграционные функции.
The article considers the phenomenon of traditional culture in the transformation of Russian society and the modern processes of expansion, the ideology of globalization, eroding national cultures and prevents the attainment of personal identity.
Key words: theory and history of culture, traditional culture, folk art.
В последнее время резко возрастает интерес к феномену традиционной культуры, что чрезвычайно актуально как в условиях трансформации российского общества, так и в контексте современных процессов экспансии идеологии глобализации, размывающей национальные культуры и препятствующей обретению личностной идентичности. Социально-педагогический смысл феномена этнокультуры заключается в ее способности оказать влияние на становление личности через ощущение глубинной связи общности судеб человека и его народа, что определяет способ мировосприятия, уклад жизни и поведения, придает смысл человечес-
кому существованию. Этнокультура содержит своеобразный защитный механизм, обеспечивающий психологический комфорт и совершенствование личности, гарантирующий воспроизведение первичных форм человеческого бытия, сознательный отбор, культивирование и создание новых духовных и материальных ценностей.
Погружение личности в мир этнокультурных традиций выступает системообразующей основой национально-культурной преемственности поколений. Потребность в культурной оседлости естественна, она порождается проблемой обретения идентичности, необходимо-
1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 5 (43) сентябрь-октябрь 2011 55-59