7.6. КАТЕГОРИЯ «ПРАВОВОЙ РЕЖИМ»: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПОНЯТИЮ
Демина Мария Александровна, аспирант
Место учебы: ФГБОУ ВПО «Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА)»
Аннотация: В статье автором проанализированы существующие в праве определения правового режима, предпринята попытка на основе анализа существующих определений сформулировать подходы к категории «правовой режим», а также сформулировано авторское определение правового режима.
Ключевые слова: правовой режим, правовые средства, механизм правового регулирования.
THE CATEGORY «LEGAL REGIME»: THEORETICAL APPROACHES TO THE CONCEPT
Demina Maria A., postgraduate
Study place: FSBEIHPE «Moscow state juridical University named after O. E. Kutafin (MSAL)»
Annotation: In the article the author analyzes the existing law determining legal regime attempted on the basis of the analysis of existing definitions to formulate approaches to the category «legal regime», and formulated the author's definition of legal regime.
Keywords: legal regime, legal means, legal regulation mechanism.
Правовой режим является одной из важнейших и основополагающих категорий права, которая используется в различных отраслях права, в частности в гражданском праве, предпринимательском праве, семейном праве, административном праве.
Г.С. Беляева отмечает, что правовые режимы обеспечивают стабильное нормативное регулирование общественных отношений, что особенно важно в период преобразований в экономической, политической и социальной сфере. Они воплощают функциональную характеристику права - определенный порядок правового регулирования, воплощаемый в комплексе правовых средств, с помощью которых и достигаются цели правового регулирования1.
По мнению А.А. Мохова: «Эффективная реализация государственной политики в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности во многом предопределяется установлением и поддержанием необходимых правовых режимов»2.
Посредством установления определенного правового режима реализуется экономическая политика государства3.
Исходя из указанных суждений, можно сделать вывод о том, что как представители общей теории права (Г.С. Беляева), так и представители отрасли «предпринимательское право» (А.А. Мохов, Г.Д. Отнюкова) сходятся во мнениях, что правовой режим оказывает существенное влияние на политику государства, прежде всего экономическую, ее реализацию, обеспечивает устойчивость системы права в стране.
Категория «правовой режим» широко используется как в доктрине, так и во многих нормативно-правовых актах, таких
1 Беляева Г.С. Правовой режим: общетеоретические исследования: Автореф. канд. юрид. наук. Курск, 2013. с. 3.
2Мохов А.А. Правовые режимы осуществления экономической деятельности и аморегулирование предпринимательской или профессиональной деятельности. Законы России:опыт, анализ, практика, 2015, № 4 . СПС КонсультантПлюс.
3 Предпринимательское право: Учебник для бакалавров / отв. ред. И.В. Ершова, Г.Д. Отнюкова. М., 2014. с. 313 - 318.
как: Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ4, Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 № 200-ФЗ5, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ6, Федеральный закон от 29.12.2014 № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации»7, Федеральный закон от 29.11.2014 № 377-ФЗ «О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя»8, Федеральный закон от 09.07.1999 № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»9, Федеральный закон от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»10, Федеральный закон от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму»11 и др.
Как видно из приведенного перечня категория «правовой режим» содержится в нормативных правовых актах различной отраслевой направленности, что свидетельствует об универсальности данной правовой категории.
4 Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ// СЗ РФ. 2001. № 44. ст. 4147.
5 Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 № 200-ФЗ// СЗ РФ. 2006. № 50, ст. 5278.
6 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ// СЗ РФ. 2002. №1. ст. 1.
7 О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации: Федер.закон от 29.12.2014 № 473-ФЗ // СЗ РФ. 2015. № 1. ст. 26.
8 О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя: Федер.закон от 29.11.2014 № 377-ФЗ // СЗ РФ. 2014. №48. ст. 6658.
9 Об иностранных инвестициях в Российской Федерации: Федер.закон от 09.07.1999 № 160-ФЗ // СЗ РФ. 1999, № 28, ст. 3493.
10 Об опеке и попечительстве: Федер.закон от 24.04.2008 № 48-ФЗ // СЗ РФ. 2008. № 17. ст. 1755.
11 О противодействии терроризму: Федер.закон от 06.03.2006 № 35-
ФЗ // СЗ РФ. 2006. № 11. ст. 1146
Проблемы экономики и юридической практики
Несмотря на широкое использование категории «правовой режим», однозначного и единого ее понимания в нормативных правовых актах и правовой доктрине не имеется.
В целях подтверждения данного вывода, проанализируем некоторые положения закона и правовой доктрины, в которых упоминается правовой режим.
Например, в ст. 17 Федерального закона от 29.12.2014 № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации», в ст. 2 Федерального закона от 29.11.2014 № 377-ФЗ «О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» правовой режим раскрывается через перечисление льгот и преференций, предоставляемым резидентам территорий, при этом понятие «правовой режим» не содержится.
В Федеральном законе от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» существует специальная глава, посвященная правовому режиму имущества подопечных. Однако понятия правого режима не дается, а его сущность устанавливается с помощью указания прав, обязанностей и правомочий субъектов опеки и попечительства12.
Федеральный закон от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» оперирует понятием правовой режим применительно к контртеррористической операции, но раскрывает его через перечисление мер и временных ограничений, вводимых на период контртеррористической операции13.
Как видно из приведенного анализа, законодатель по-разному трактует правовой режим в зависимости от отраслевой принадлежности. Следовательно, законодатель не выработал единый подход к категории «правовой режим». Думается, данное обстоятельство связано с наличием нескольких подходов к категории «правовой режим» в правовой доктрине, поскольку при осуществлении правотворческой деятельности авторы правовых актов, как правило, опираются на мнения авторитетных и уважаемых ученых в соответствующей области.
Как верно отметила И.С. Бразилова: «Использование в нормативно-правовых актах на протяжении длительного времени понятия правовой режим не привело к его конкретизации, что в известной степени является фактором дестабилизации при правовой регламентации отдельных групп общественных отношений»14.
Правовой режим является общей, универсальной правовой категорией, ее изучением в первую очередь занимается общая теория права как методологическая, обобщающая и основополагающая наука права. При этом, в общей теории права так же, как и на законодательном уровне, отсутствует единый подход к пониманию данной категории.
В научной литературе существует несколько подходов к пониманию правового режима.
Правовой режим исследуется учеными как в рамках общей теории права, так и представителями различных отраслей права.
12 См. гл. 4 Об опеке и попечительстве: Федер.закон от 24.04.2008 № 48-ФЗ // СЗ РФ. 2008. № 17. ст. 1755.
13 См. ст. 11 О противодействии терроризму: Федер.закон от 06.03.2006 № 35-ФЗ // СЗ РФ. 2006. № 11. ст. 1146
14 Правовые режимы: общетеоретические и отраслевые аспекты: монография под ред.засл. деятеля науки РФ, докт. юрид. наук, проф. А.В. Малько и докт. юрид. наук, проф. И.С. Бразиловой. М. 2012, с. 21.
С.С. Алексеев под правовым режимом понимал порядок регулирования, который выражен в многообразном комплексе правовых средств, характеризующих особое сочетание взаимодействующих между собой дозволений и запретов (а также позитивных обязываний) и создающих особую направленность регулирования15.
Н.И. Матузов и А.В. Малько правовой режим понимают, как специфический механизм правового регулирования, особый его порядок, направленный на конкретные виды субъектов и объектов, «призванный» не столько к отдельным ситуациям, сколько к более широким общезначимым социальным процессам (состояниям), в рамках которых данные субъекты и объекты взаимодействуют16.
Г.С. Беляева под правовым режимом понимает особый порядок правового регулирования, который вводится в действие по специфическим мотивам, с учетом самобытности социальной ситуации и не применим в том же виде в каких-либо других сферах17.
Э.Ф. Шамсумова правовой режим определяет как особый порядок законодательного урегулирования деятельности, действий или поведения физических и юридических лиц в различных сферах общественных отношений либо на определенных объектах, включающий в себя установление механизма обеспечения фактической реализации системы стимулов, нормативов, гарантий, запретов, обязываний, ограничений, а
также их компетентное исполнение, применение мер принуж-
18
дения и привлечение виновных к ответственности .
Помимо представителей общей теории права, активное участие в рассмотрении проблематики понятия правового режима принимают представители административного права.
Д.Н. Бахрах под правовым режимом понимает официально установленный особый порядок правового регулирования, отражающий совокупность юридических и организационных средств, используемых для закрепления социально-правового состояния объектов воздействия и направленный на обеспечение их устойчивого функционирования»19.
Н.С. Иващенко указывает, что под правовым режимом следует понимать порядок правового регулирования общественных отношений, выражающийся в определенном сочетании правовых средств, создающий определенную степень благоприятности либо неблагоприятности в целях удовлетворения интересов субъектов права20.
С.Н. Братановский правовой режим определяет как порядок регулирования определенной сферы общественных отношений, представляющий собой совокупность правовых средств, направленных на обеспечение наиболее оптимальной с точки
15 Алексеев С.С. Восхождение к праву[электронный ресурс]: Поиски и решения/С.С.А-М., РГБ,2004. с. 279.
16 Теория государства и права: учебник/ Н.И. Матузов, А.В. Малько, М, 2007.
17 Беляева Г.С. Правовой режим: общетеоретические исследования: Автореф. канд. юрид. наук. Курск, 2013. с. 12.
18 Шамсумова Э.Ф. Правовые режимы (теоретический аспект): дис.канд.юрид.наук. Екатеренбург, 2001.
19 Бахрах Д.Н., Российский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: Учебник для вузов.- 2-е изд., изм. и доп. - М.: Норма, 2005, с. 456.
20 Иващенко Н.С. Понятие и виды налогового режима: автореферат
канд. юрид. наук. Москва, 2007.
зрения личности, общества и государства реализации субъектами права своих законных интересов21.
Таким образом, как видно из приведенных выше определений, в научных кругах отсутствует единство во мнениях относительно понятия категории «правовой режим».
Как полагает Л.К. Терещенко, сложившееся положение отчасти вызвано многозначностью самого понятия «режим», содержащегося в различных толковых словарях, а именно значение слова «режим» определяется как государственный строй, метод правления; как распорядок дел; как совокупность правил, требований, норм22.
По мнению Г.С. Беляевой особенностью большинства современных работ, в которых исследуются правовые режимы, является то, что правовой режим в них рассматривается фрагментарно, иногда исключительно с точки зрения объектов правового регулирования. В связи с указанным Беляева Г.С. приходит к выводу, что отсутствие надлежащей общетеоретической базы увеличивает количество разнообразных суждений в отношении понимания сущности и функционального предназначения правового режима, а узкоотраслевой подход к его изучению влечет неполное восприятие проблемы и неоправданное использование данной категории в контексте некоторых работ23.
Нельзя не согласиться с выводом Г.С. Беляевой о том, что отсутствие общетеоретической базы влечет различное понимание «правового режима», в результате чего возникают противоречия и неоднозначное толкование данного термина. Указанные факторы, безусловно, также оказывают негативное воздействие на правоприменительную практику.
Автор статьи считает, что, исходя из вышеперечисленных определений правового режима, в научной литературе сложилось несколько подходов к пониманию правового режима:
1. правовой режим понимается как «совокупность правовых средств» (С.С. Алексеев, Д.Н. Бахрах, Н.С. Иващенко, С.Н. Бра-тановский);
2. правовой режим понимается «как специфический механизм правового регулирования» (Н.И. Матузов и А.В. Малько);
С.С. Алексеев отмечал, что механизм правового регулирования и правовые режимы есть стороны правового регулирования- особой категории, возглавляющей своеобразный понятийный ряд, куда также входят такие понятия как «механизм правового регулирования», «тип регулирования», «правовой режим», «метод регулирования» и другие динамические структуры. Правовое регулирование реализуется через специальные комплексы юридических средств, которые нередко обозначают в качестве «правовых режимов24.
Следовательно, нельзя согласиться с Н.И. Матузовым и А.В. Малько, которые рассматривают правовой режим как специфический механизм правового регулирования, поскольку «правовой режим» и «механизм правового регулирования» являются равными категориями, так как представляют собой стороны одного явления - «правового регулирования».
21 Братановский С.Н. Специальные правовые режимы информации.-М.: Директ-Медиа, 2012, с. 33.
22 Терещенко Л.К. Правовой режим информации: дис. докт.юрид.наук. Москва, 2011.
23 Беляева Г.С. Правовой режим: общетеоретические исследования: Автореф. канд. юрид. наук. Курск, 2013. с. 5.
24 Алексеев С.С. Восхождение к праву[электронный ресурс]: Поиски и решения/С.С.А-М., РГБ,2004. с.263, 277.
Автор статьи придерживается точки зрения большинства исследователей, согласно которой правовой режим представляет собой особые комплексы правовых средств.
А.П. Лиманская пришла к обоснованному выводу, что механизм правового регулирования в отличие от правового режима позволяет урегулировать все общественные отношения, возникающие в нормальном процессе жизнедеятельности, а правовой режим необходим лишь тогда, когда есть нечто особенное, своеобразное в этих отношениях. Такие отношения требуют особого сочетания правовых средств25.
В научной литературе в области общей теории права, как отмечает С.Н. Братановский: «...проблема правовых средств в целом, а также вопросы, связанные с определением функций и роли данных универсальных правовых явлений как важнейших инструментариев юридического воздействия, получили комплексное исследование...»26.
А.В. Малько под правовыми средствами понимает правовые явления, выражающиеся в инструментах (установлениях) и деяниях (технологии), с помощью которых удовлетворяются интересы субъектов права, обеспечивается достижение социально полезных целей27.
По мнению С.С. Алексеева: «правовые средства являются фундаментальной категорией в области юридических знаний»28. Ученый выделял следующие признаки (особенности) правовых средств:
1. правовые средства общая правовая категория. «Здесь перед нами вся материя права- и та, которая выражается в юридических нормах, и та, которая юридическими нормами не охватывается»,-отмечает С.С. Алексеев;
2. правовые средства - это правовое понятие, включающее всю правовую материю с функциональной стороны. То есть понятие, характеризует части правовой действительности под углом зрения их бытия как социальных реальностей и их функций, их роли как инструментов, позволяющих в правовом порядке разрешать жизненные ситуации;
3. охватываемые правовыми средствами правовые явления имеют объективированный субстанциональный характер;
4. в качестве субстанциональных явлений правовые средства - это носители силы права, которые выступают в качестве тех или иных принудительных мер, в частности санкций, средств защиты, компенсационных мер.
Исходя из приведенных особенностей правовых средств, С.С. Алексеев приходит к выводу, что: «...Из правовых средств (разного содержания, уровня) и складывается вся правовая материя - «тело» права целиком»29.
Некоторые авторы расширительно толкуют систему правовых средств и включают в нее наряду с универсальными элементами принципы права, юридические факты, договоры, запреты, льготы, меры поощрения, меры наказания, нормативные акты, акты толкования норм права, правовую ответственность, правовое сознание, способы и приемы государственного управленческого воздействия, всю регу-
25Лиманская А.П. Специальные правовые режимы: общетеоретический анализ: дис.канд.юрид.наук: Ростов- на- Дону, 2014.
26 Братановский С.Н. Специальные правовые режимы информации.-М.: Директ-Медиа, 2012, с. 31.
27 Теория государства и права: учебник/ Н.И. Матузов, А.В. Малько -М.: ЮристЪ, 2007. с.507.
28 Алексеев С.С. Восхождение к праву[электронный ресурс]: Поиски и решения/С.С.А-М., РГБ,2004. с.188.
29 Алексеев С.С. Восхождение к праву[электронный ресурс]: Поиски и решения/С.С.А-М., РГБ,2004. с.188-189.
Проблемы экономики и юридической практики
лирующую, правоприменительную и надзорную деятельность государства30.
Следовательно, большинство ученых-исследователей придерживаются позиции, согласно которой правовые средства являются универсальной и фундаментальной категорией права, с чем нельзя не согласиться.
Ученые отмечают, что правовой режим преследует определенную цель.
В работе Г.С. Беляевой указано, что целью правового режима является предполагаемая или закрепленная государством идеальная модель конкретного социального явления (состояния, процесса), которая достигается с помощью реализации правовых средств, входящих в его (правового режима) состав. Единой целью правовых режимов, исходя из их сущности, является оптимальное регулирование конкретных групп общественных отношений, создание благоприятного режима для правомерных действий и неблагоприятного режима - для противоправных31.
Как отмечают Н.И. Матузов и А.В. Малько, правовой режим -одно из проявлений нормативности права, но на более высоком уровне, он соединяет в единое целое ряд правовых средств (льгот, запретов и разрешений, субъективных прав и обязанностей и т.п.), которые диктуются возникающими целями. Правовые режимы обеспечивают стабильное нормативное регулирование определенной группы общественных отношений. Особенно это важно в период экономических, политических, культурных и иных преобразований. Не только стабильность правовых режимов, но и их изменчивость, развитие, совершенствование укрепляют правопорядок, управляемость в обществе, меры, направленные на защиту интересов государства и личности32.
Правовой режим, с точки зрения С.С. Алексеева, можно рассматривать как укрупненный блок в общем арсенале правового инструментария, соединяющий в единую конструкцию конкретный комплекс правовых средств. И с этой точки зрения эффективное использование правовых средств при решении специальных задач в значительной степени состоит в том, чтобы выбрать оптимальный для решения задачи правовой режим. Вопрос о правовых режимах (исключение режим отраслей) возникает, как правило, в отношении не всех звеньев правового регулирования, а главным образом в отношении субъективных прав. Однако сама характеристика правовых режимов нередко дается применительно к определенным объектам, но «режим объекта» - лишь сокращенное словесное обозначение порядка регулирования, выраженного в характеристике и объеме прав по отношению к объекту33.
Таким образом, ученые, вне зависимости от принадлежности их позиции в отношении понятия «правовой режим», подчеркивают особую значимость правовых режимов в регулировании определенных (специфических) общественных отношений путем своеобразного сочетания правовых средств.
30 Братановский С.Н. Специальные правовые режимы информации.-М.: Директ-Медиа, 2012, с. 31.
31 Беляева Г.С. Правовой режим: общетеоретические исследования: Автореф. канд. юрид. наук. Курск, 2013. с. 12.
32 Теория государства и права: учебник/ Н.И. Матузов, А.В. Малько, М, 2007. с. 536.
33 Алексеев С.С. Восхождение к праву[электронный ресурс]: Поиски и
решения/С.С.А-М., РГБ,2004. с. 279.
В доктрине отмечается, что правовому режиму, как и иным правовым явлениям, присущи признаки, характеризующие его.
А.П. Лиманская выделяет следующие признаки правового режима:
1. правовой режим всегда имеет нормативно-правовую основу, устанавливающую правовой статус субъектов, их субъективные права и юридические обязанности, определяющую порядок взаимоотношений между участниками правоотношений, предусматривающие юридическую ответственность за нарушение данного режима;
2. правовой режим характеризуется специфической целью: он направлен на регулирование социальных связей с учетом политических, социально-экономических, временных, пространственных и иных факторов развития общества...;
3. правовой режим охватывает комплекс юридических средств: поощрений и запретов, стимулов и ограничений, доз-
34
волений и приостановлений и т.д.
H.И. Матузов и А.В. Малько считают, что правовым режимам присущи следующие признаки:
I. они устанавливаются законодательством и обеспечиваются государством;
2. имеют целью специфическим образом регулировать конкретные области общественных отношений, выделяя во временных и пространственных границах те или иные субъекты и объекты права;
3. представляют собой особый порядок правового регулирования, состоящий из совокупности юридических средств и характеризующийся определенным их сочетание;
4. создает конкретную степень благоприятности либо неблагоприятности для удовлетворения интересов субъектов и их объединений35.
Как видно, авторы практически полностью сходятся во мнениях относительно основных, основополагающих признаков правового режима. Думается, что нормативное закрепление, специфическая цель и особое сочетание правовых средств действительно являются главными признаками, характеризующими правовой режим.
Такой признак правового режима как степень благоприятности или неблагоприятности, выделяемого Н.И. Матузовым и А.В. Малько, в научной литературе небезосновательно подвергается критике. Так С.Н. Братановский считает, что данное обстоятельство является не признаком, а результатом установле-
36
ния правового режима .
Несмотря на интерес со стороны ученых, особенно возросший в последнее время, в отношении установления понятия правового режима, его сущности, до настоящего времени нет единства во мнениях относительно того, что же представляет собой правовой режим. Однако большинство исследователей солидарны в том, что правовой режим реализуется с помощью особого сочетания правовых средств.
На основании проведенного анализа существующих подходов к понятию правового режима как в общей теории права, так и на отраслевом уровне, можно попытаться сформулировать авторское понятие правового режима.
34Лиманская А.П. Специальные правовые режимы: общетеоретический анализ: дис.канд.юрид.наук: Ростов-на-Дону, 2014.
35Теория государства и права: учебник/ Н.И. Матузов, А.В. Малько -М.: ЮристЪ, 2007. с.535.
36 Братановский С.Н. Специальные правовые режимы информации.-М.: Директ-Медиа, 2012, с. 33.
Правовой режим представляет собой порядок правового регулирования общественных отношений, выраженный в определенном сочетании правовых средств, обуславливающих особый порядок возникновения и формирования содержания прав и обязанностей субъектов права, их осуществление, специфику санкций, способов их реализации, направленных на достижение поставленных целей и задач.
Список литературы:
1. Алексеев С.С. Восхождение к праву[электронный ресурс]: Поиски и решения/С.С.А-М., РГБ,2004.
2. Бахрах Д.Н., Российский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: Учебник для вузов.- 2-е изд., изм. и доп. - М.: Норма, 2005.
3. Беляева Г.С. Правовой режим: общетеоретические исследования: Автореф. канд. юрид. наук. Курск, 2013.
4. Братановский С.Н. Специальные правовые режимы информации.-М.: Директ-Медиа, 2012.
5. Иващенко Н.С. Понятие и виды налогового режима: автореферат канд. юрид. наук. Москва, 2007.
6. Лиманская А.П. Специальные правовые режимы: общетеоретический анализ: дис.канд.юрид.наук: Ростов- на- Дону, 2014 .
7. Мохов А.А. Правовые режимы осуществления экономической деятельности и аморегулирование предпринимательской или профессиональной деятельности. Законы России:опыт, анализ, практика, 2015, № 4 . СПС КонсультантПлюс.
8. Правовые режимы: общетеоретические и отраслевые аспекты: монография под ред.засл. деятеля науки РФ, докт. юрид. наук, проф. А.В. Малько и докт. юрид. наук, проф. И.С. Бразиловой. М. 2012.
9. Предпринимательское право: Учебник для бакалавров / отв. ред. И.В. Ершова, Г.Д. Отнюкова. М., 2014.
10.Теория государства и права: учебник/ Н.И. Матузов, А.В. Малько, М, 2007.
11.Терещенко Л.К. Правовой режим информации: дис. докт.юрид.наук. Москва, 2011.
12.Шамсумова Э.Ф. Правовые режимы (теоретический аспект): дис.канд.юрид.наук. Екатеренбург, 2001.
РЕЦЕНЗИЯ
на статью Деминой Марии Александровны «Категория «правовой режим»: теоретические подходы к понятию» В рецензируемой научной статье представлен обзор основных позиций относительно понятия и признаков такой важнейшей категории, как «правовой режим».
Актуальность появления статьи объясняется тем, что указанная категория, в отсутствие единого ее понимания в науке, активно используется представителями различных отраслей права. В таких условиях, очевидно, что рассматриваемая проблематика требует постоянного научного анализа, осмысления доктринальных позиций, что и предпринято автором статьи. Деминой М. А. проанализированы существующие в праве определения правового режима, сделана попытка на основе анализа существующих определений сформулировать подходы к категории «правовой режим», а также сформулировано авторское определение правового режима.
Статья хорошо структурирована и обладает внутренней логикой изложения, В ней последовательно автор:
- показывает значение правового режима как категории;
- приводит позиции видных ученых в данной сфере корпоративного (С.С. Алексеев, Н.И. Матузов, А.В. Малько, Д.Н. Бахрах, А.А. Мохов, Г.С. Беляева и др.);
- систематизирует подходы к пониманию правового режима:
- освещает признаки, присущие рассматриваемой правовой категории;
- высказывая и собственное аргументированное мнение, формулируя авторское понятие правового режима. По мнению М.А. Деминой «Правовой режим представляет собой порядок правового регулирования общественных отношений, выраженный в определенном сочетании правовых средств, обуславливающих особый порядок возникновения и формирования содержания прав и обязанностей субъектов права, их осуществление, специфику санкций, способов их реализации, направленных на достижение поставленных целей и задач». С представленным определением можно не соглашаться, но оно аргументировано и может стать отправной точкой для дальнейшей научной полемики.
Рецензируемая статья будет интересна и полезна студентам, аспирантам, преподавателям, изучающим и преподающим предпринимательское право, а также теорию государства и права. Автору рекомендуется продолжить исследования по данной проблематике.
Статья Деминой Марии Александровны «Категория «правовой режим»: теоретические подходы к понятию» может быть опубликована в открытой печати.
Доктор юридических наук,
Профессор, заведующая кафедрой
предпринимательского и корпоративного права
Московского государственного юридического
университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА)
И.В. Ершова