УДК 82. 091 Nurgazina A.B. CATEGORY OF A POETIC WORLD-VIEW AND THE CONCEPT: THEIR CORRELATION. This article is devoted to the study and description of categories of a poetic world view, the definition of their correlation with keywords: study the concepts of «author modality», «belles concept», «poetic image».
Key words: poetic world view, subjective modality, author's modality, belles concept, word picture, poetic image.
А.Б. Нургазина, ст. преп. каф. русской филологии Павлодарского гос. университета им. С. Торайгырова,
г. Павлодар, E-mail: [email protected]
КАТЕГОРИЯ ПОЭТИЧЕСКОЙ КАРТИНЫ МИРА И КОНЦЕПТ: ИХ СООТНОШЕНИЕ
Данная статья посвящена изучению и описанию категорий поэтической картины мира; определению их соотношения с ключевыми словами: исследованию понятий «авторская модальность», «художественный концепт», «поэтический образ».
Ключевые слова: поэтическая картина мира, субъективная модальность, авторская модальность, художественный концепт, художественный образ, поэтический образ
Поэтическая картина мира, будучи составной частью художественной картины мира, отличается от нее большей субъективностью, демонстрируемой поэтическим текстом. Субъективная модальность - это свойство поэтической картины мира, обусловленной особенностями поэтического творчества, субъекты которого, живя в мире собственных представлений, способны переживать только собственные ощущения, опираться на собственный опыт. Для такого субъекта события и факты объективной реальности, весь человеческий опыт умещаются в его сознании, хотя в результате схожести человеческого опыта у людей возникают схожие представления о мире.
Субъективная модальность - это широкое понятие, включающее в себя понятия «образ автора» и «авторская модальность». Авторская модальность отграничивается от субъективной модальности в том, что субъективная модальность может реализоваться не только на уровне текста, но и на уровне предложения. Авторская же модальность связана как с авторской речью (повествование, описание, рассуждение), так и с речью персонажей и повествователя-рассказчика. По мысли В.В. Виноградова, автор «не просто субъект речи», а «концентрированное выражение сути произведения, объединяющее всю систему речевых структур персонажей в их соотношении с повествователем, рассказчиком или рассказчиками и через них являющееся идейно-стилистическим средоточием, фокусом целого» [1, с. 118].
Категория авторской модальности выступает как организующий центр образа автора, включая в себя категорию образа автора. Эта категория не тождественна языковой личности, так как данная категория имеет первостепенное значение в формировании идиостиля автора. Поэтому Ю.Н. Караулов, опираясь на высказывания В.В. Виноградова о соотношениях понятий «языковая личность», «художественный образ» и «образ автора», утверждает, что «за каждым текстом стоит языковая личность» [2, с. 5].
Понятия «образ автора» и «языковая личность» разграничиваются по выражаемой авторской оценке. По мысли О.Е. Вих-рян, в систему авторской модальности входят «непосредственные авторские оценки, выражаемые на всех структурных уровнях через протагониста - главного героя и одновременно повествователя» [3, с. 15].
Образ автора является одним из компонентов формы, в которую облекается авторская интенция, идея произведения. Именно выражение идеи произведения, авторской позиции и его намерений способствуют увязыванию всех стилевых средств в цельную словесно-художественную систему.
В.Г. Катаев не разграничивает понятия «образ автора», «личность автора» в значении «языковая личность», поэтому он, рассматривая образ автора как организованную и объективированную средствами искусства и по законам искусства «личность автора», конкретизирует понятие «образ автора» следующим образом: во-первых, «образ автора есть в каждом художественном произведении, независимо от субъективных намерений автора»; во-вторых, «образ автора - не воспроизведение биографической личности автора, а структура, в которой элементы объективной действительности соотнесены с человеческим к ним отношением и тем самым организованы эстетически»; в-третьих, «структура образа автора шире категории авторского субъективизма (ав-
торского замысла, авторской позиции, авторского голоса и др.), входящих в нее как составные части» [4, с. 34].
Авторская модальность понимается как ядро структуры образа автора, потому что именно через нее выражается авторская оценка, авторское отношение к изображаемому. В ее основе лежит образное осмысление поэтом поэтически трансформированной художественной картины мира. В связи с этим представляется нам правомерной точка зрения А.Б. Тумановой, понимающей авторскую модальность как одну из разновидностей субъективной модальности, как ядро важнейшей категории «образ автора», как текстообразующую категорию и как авторскую оценку излагаемого. В более общем плане авторская модальность рассматривается как способ преломления объективной действительности в художественной форме, раскрывающей личность самого писателя» [5, с. 94].
В филологической науке предпринимаются попытки представления поэтического текста как репрезентации ментальных структур, установления набора соответствующих концептуальных моделей, дается также комплексный анализ художественной или поэтической концептосферы на основе анализа художественных или поэтических образов. Целью такого анализа является характеристика авторской ментальности, системы ценностей поэтической личности, отраженных в образных сопоставлениях, а также выявление проявляющихся в реализациях (поэтических) образов черт поэтического идиостиля [6, с. 3].
Анализ данного определения образа показывает, что именно способность художественного образа отражать чувства и мысли автора выводит его на ментальный уровень.
Поэтический образ - частный случай художественного образа, представляет собой фрагмент поэтического текста, в котором сближаются между собой несходные семантически далекие понятия, одно из которых служит внутренней формой, прототипом для второго образного, переосмысленного значения. В отличие от обычных слов, опирающихся на внутреннюю форму слова при образовании нового понятия, когнитивный поэтический образ создается в процессе метафорического переосмысления прототипа. Именно метафора или метонимия создают на основе чувственно-наглядного образа-прототипа, сформированного на основе перцептивных (зрительных, тактильных, вкусовых, звуковых и обонятельных образов), символический поэтический образ, вызывающий разнообразные смысловые ассоциации, рождающий новые смыслы, в том числе и культурноментальные.
Поэтический образ, образ автора, языковая личность, авторская модальность в поэтической картине мира выступают как ее основные категории, дающие представление об авторе, его идеях, позициях, выражают авторскую оценку, отражают его субъективное отношение к предмету мысли, его ассоциации, символические смыслы, приписываемые автором тем или иным явлениям. Если эти категории, обеспечивающие целостность поэтической картины мира, играют важную роль в ее репрезентации, то возникает вопрос о соотношении их с концептами -ключевыми словами культуры, выступающими как поэтические концепты в поэтической картине мира.
Ж.А. Маслова предлагает проводить разграничение между художественным образом и художественным концептом на основе следующих признаков: 1) по признаку единичной/множественной репрезентации смыслов.
Художественный концепт - это ментальная единица, включающая многие смыслы, даже те, которые не подразумеваются в художественном произведении. Художественный образ - это одна из возможных языковых репрезентаций художественного концепта; 2) художественный концепт - это элемент поэтической картины мира, а художественный образ - это одна из возможных языковых репрезентаций художественного концепта и элемент поэтического текста [7, с.162].
Художественный концепт и художественный образ, а также поэтический концепт и поэтический образ и сближаются между собой и отличаются несколько друг от друга, вступая в родовидовые связи. Художественный (поэтический) концепт выступает как квант знания, выражающий представления об авторских ценностях и об авторской ментальности. Художественный образ является частным случаем реализации художественного (поэтического) концепта.
Если художественный (поэтический) концепт и образ находятся в родо-видовой связи, они могут служить для образного представления знания. В этом случае они выступают как способы репрезентации знаний. Авторская модальность и связанные с ней понятия в общей системе категорий поэтического текста занимают важнейшее место, так как авторской модальностью представляется существенная сторона семантики художественного произведения. Она, цементируя организацию целостности текста, выражается не прямо, а через образно-речевую структуру произведения. И в этом случае и художественный (поэтический) образ и концепт, вербализующийся через языковые единицы, и речевые средства, актуализирующиеся в поэтической картине мира, выступают как экспликаторы авторской модальности. О.Е. Вихрян выделяет три уровня авторской модальности: ментально-идеологический, композиционный и лексико-грамматический. Компоненты ментально-идеологического уровня (образы, идеи, семантические поля, семантические доминанты) представляют содержательный пласт авторской модальности.
Композиционный уровень авторской модальности дает представление о средствах построения композиции поэтического текста - фрагмента поэтической картины мира. К таким средствам ком-
Библиографический список
1. Лотман, Ю.М. Структура художественного текста. - М., 1971.
2. Караулов, Ю.Н. Русский язык и языковая личность. - М., 2003.
3. Вихрян, О.Е. Языковые средства выражения авторской модальности в романе И.А. Бунина «Жизнь Арсеньева»: автореф. дис. ... канд. филол. наук. - М, 1990.
4. Катаев, В.Г. К постановке проблемы образа автора // Филологические науки. - 1966. - № 1.
5. Туманова, А.Б. Экспликация модусных смыслов в художественном дискурсе писателя-билингва. - Алматы, 2006.
6. Купчик, Е.В. Поэтический мир А. Городницкого: образная интерпретация концептосферы: автореф. дис. ... д-ра филол. наук. - Тю-
мень, 2006.
7. Маслова, Ж.Н. Поэтическая картина мира. - Тамбов, 2010.
Bibliography
1. Lotman, Yu.M. Struktura khudozhestvennogo teksta. - M., 1971.
2. Karaulov, Yu.N. Russkiyj yazihk i yazihkovaya lichnostj. - M., 2003.
3. Vikhryan, O.E. Yazihkovihe sredstva vihrazheniya avtorskoyj modaljnosti v romane I.A. Bunina «Zhiznj Arsenjeva»: avtoref. dis. ... kand. filol. nauk. - M, 1990.
4. Kataev, V.G. K postanovke problemih obraza avtora // Filologicheskie nauki. - 1966. - № 1.
5. Tumanova, A.B. Ehksplikaciya modusnihkh smihslov v khudozhestvennom diskurse pisatelya-bilingva. - Almatih, 2006.
6. Kupchik, E.V. Poehticheskiyj mir A. Gorodnickogo: obraznaya interpretaciya konceptosferih: avtoref. dis. ... d-ra filol. nauk. - Tyumenj, 2006.
7. Maslova, Zh.N. Poehticheskaya kartina mira. - Tambov, 2010.
Статья поступила в редакцию 20.03.13
УДК 882.0-1.09
Chaunina N.V GENRE TRENDS IN THE POETRY OF ANNA AKHMATOVA IN THE LIGHT OF TRADITION. The
article considers the key genre trends in the lyrics of A. Akhmatova. The term «dominant installation of the author» (the term of L. Kihney) is used as the main genre-make criterion. The introspective, formally-canonical, functional installations are defined and analysed.
Key words: genre, «author's installation», lyrics, Akhmatova.
Н.В. Чаунина, канд. филол. наук, доц. ТИ (ф) СВФУ, г. Нерюнгри, E-mail: [email protected]
ЖАНРОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ЛИРИКЕ АННЫ АХМАТОВОЙ СКВОЗЬ ПРИЗМУ ТРАДИЦИИ
В статье рассмотрены ключевые жанровые тенденции в лирике А. Ахматовой. В качестве жанрообразующего критерия использовано понятие «доминирующей установки автора» (термин Л.Г. Кихней). Выявлены и проанализированы интроспективные, формально-канонические, функциональные установки.
Ключевые слова: жанр, «авторская установка», лирика, Ахматова.
позиционного уровня относятся повторы, акцентирующие для автора важную информацию; синтаксические и лексические повторы; кольцевая композиция [3, с. 27].
На лексико-грамматическом уровне к средствам, выражающим авторскую идею, относятся модальные предикативы, слова и выражения с переносным значением, с ассоциативно-образной семантикой, коннотативная лексика; ключевые слова, словосочетания, пословицы, поговорки, фразеологизмы и др.
Анализ основных категорий, дающих представление о поэтической картине мира языковой личности автора, показывает, что они тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены друг другом. Авторская модальность выступает как текстообразующая, семантическая категория, имеющая отношение и к образу автора (как его организующий центр), и к идиостилю автора, формируемому самой авторской модальностью, и к языковой личности (отражает поэтическую картину мира языковой личности автора), и к художественному (поэтическому) образу, так как именно через образное восприятие и символическое переосмысление мира отражает авторскую идею, его культурно-ментальную сущность), и к концепту (ключевому слову) - концепту - образу, эксплицирующему через посредство языковых единиц авторские темы-идеи, культурно-ментальные смыслы, интенции.
Авторская модальность как организующее начало сплачивает в единое целое поэтическую картину мира и ее категории, способствующее раскрытию содержательного плана, а также и трехуровневые средства экспликации культурно-ментальных структур и образов; авторская модальность передает глубинную, концептуальную, смысловую и эстетическую информацию об авторском видении мира.
На наш взгляд, поэтический образ в поэтической картине мира тесно взаимосвязан с концептом. И в этом случае можно говорить о концептах-образах, обозначающих особый формат знания. Такие концепты-образы имеют в своих структурах образный компонент и более ориентированы на передачу субъективного отношения автора, выражают его оценку, чувства, отражают специфику видения поэтом объективной действительности.