УДК 821.111(73)-31
КАТЕГОРИЯ МУЖЕСТВЕННОСТИ В РОМАНЕ НОРМАНА МЕЙЛЕРА «КРУТЫЕ ПАРНИ НЕ ТАНЦУЮТ»
THE CATEGORY OF MASCULINITY IN THE NOVEL «TOUGH GUYS DON'T DANCE» BY NORMAN MAILER
И. А. Грошева I. A. Grosheva
ГОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет», г. Нижний Новгород
Аннотация. В статье рассматривается проблема мужественности как основы построения героя нового типа. В романе Нормана Мейлера «Крутые парни не танцуют» раскрыты факторы разрушения мужественности американца и последствия этого процесса для судеб героев современной американской литературы.
Abstract. The article deals with the problem of masculinity as the basis for a new character type formation. The novel «Tough guys don't dance» by Norman Mailer reveals factors of masculinity devastation of an American man and the consequences of this process for the main characters' fortune in the modern American literature.
Ключевые слова: гендер, воин, маскулинность, феминность, концепт.
Keywords: gender, warrior, masculinity, feminity, concept.
Актуальность исследуемой проблемы. На сегодняшний день множество научных дисциплин, занимающихся гендерными вопросами (психолингвистика, гендерная психология, социология, психофизиология и другие), указывают на серьезные изменения, происходящие в мире современных мужчин, в мужской культуре. К проблемам мужского бытия не остается равнодушной и художественная литература, традиционно являющаяся барометром социокультурных процессов и кузницей духовно-нравственных ориентиров. В области ее интересов оказывается мужчина, переживающий трагедию пола, кризис самоидентичности. Особенно актуально это звучит в американской литературе, которая одной из первых отреагировала на радикальные сдвиги, происходящие в пространстве традиционной маскулинности. Эта статья рассматривает американского героя в гендерных отношениях и то, какую лепту вносит категория мужественности в понимание эволюции американского литературного героя.
Материал и методика исследований. В качестве конкретного примера был взят роман американского писателя Нормана Мейлера «Крутые парни не танцуют» (1984), так как именно это произведение наиболее полно отражает вопросы маскулинности, с которыми сталкивается современный американец, и является хорошей иллюстрацией к новому типу героя в американской литературе. Применение культурно-исторического, социологического, сравнительного и текстологического методов исследования позволило синтезировать знание о мужественности и рассмотреть проблему гендера в художественно-аналитическом аспекте.
Результаты исследований и их обсуждение. В самом широком понимании маскулинность (от лат. masculinity - мужественность) - это психологическая сущность, внутренняя основа личности, наследуемая от родителей и прививаемая социуму в виде определенных установок и образцов поведения, в последующем формирующая личный опыт мужского бытия. Маскулинные проблемы всегда занимали и продолжают занимать видное место в литературе США, поскольку категория мужественности так или иначе входит в концепцию человека, а целью литературы (как и каждого писателя в частности) является создание целостного представления о человеке через его взаимосвязь с природой и обществом. Кроме того, лидирующее большинство героев в американской литературе -герои-мужчины. Американский литературный герой на каждом этапе своего развития вносил новые поправки в национальное представление о мужественности, эталоном которого он часто выступал: Завоеватель, Ковбой, Хипстер, Аутсайдер, Воин, Интеллектуал, Философ. В произведениях современных авторов герой-мужчина предстает в целом спектре своих функций, в различных ролевых масках, имея разный общественный статус.
Норман Мейлер (1923-2007) одним из первых обратился к категории «крутого парня». Это мужчина, способный устоять на ногах в момент жизненного кризиса, в ситуации катастрофы, утраты самоидентичности. Герой романа «Крутые парни не танцуют», воплощающий эту задачу, Тим Мадден, подозреваемый в жестоком убийстве, должен доказать свою непричастность к нему. Экстремальная сюжетная коллизия получает в романе сложную психологическую разработку. В процессе восстановления истины Тим Мадден использует все ресурсы собственной памяти. Каждый «крутой парень» обязан иметь крепкую память, с помощью которой он четко представляет себе, кто он, откуда и куда идет. В силу целого ряда причин социально-нравственного характера современный мужчина разрушает свою память: праздность, секс, наркотики, алкоголь и т. д. В результате беспамятство становится главным врагом мужественности.
Еще одним фактором разрушения маскулинности стали события вьетнамской войны. С 1965 года, когда американские войска вошли во Вьетнам, образ солдата-воина теряет свою былую значимость и вызывает отрицательные ассоциации в сознании американских сограждан. Удел мужчин, переживших вьетнамскую мясорубку, трагичен: это путь к сумасшествию, профессии убийцы. Таким героем-безумцем в романе предстает Гарпо Вериакис, наделенный физической силой спортсмен-футболист, лишенный человеческой привязанности, находящийся в стихии демонов и злых сил. Феномен мужчины-воина, вернувшегося в мирную жизнь, не находящего в ней покоя, утешения, неоднократно рассматривался в мировой литературе, начиная с событий Первой мировой войны («Три солдата» Дж. Дос Пассоса, 1922; «На Западном фронте без перемен» Э. М. Ремарка, 1929; «Смерть героя» Р. Олдингтона, 1929; «Прощай, оружие!» Э. Хемингуэя, 1929) вплоть до наших дней (образы афганцев в литературе новейшего времени («Цинковые мальчики» С. Алексиевич, 2007)). Но Н. Мейлер рассматривает это явление как ложную «крутизну», как фактор деградации американской мужественности, разрушения мужского начала в современной американской культуре. Поэтому в своем романе он ставит проблему воспитания маскулинности с учетом традиционных ролей мужчины в обществе -воин-защитник, добытчик, покоритель женских сердец.
Кроме социально обозначенных источников маскулинности, Норман Мейлер поднимает проблему генетических традиций, которые выражаются в отношениях «отец - сын». Отец главного героя - Дуглас Мадден, ирландец по происхождению, гордится своей этниче-
ской принадлежностью и своей близостью к природе, почве, к основам бытия. В любой многонациональной стране существует определенная система «этнической стратификации» [2, 339], или разделения труда, престижа, статусов согласно этническим образцам. В Америке, например, долгое время доминировал идеологический стереотип, что воспитанные, законопослушные, получившие хорошее образование англичане, имеющие крепкую материальную базу и занимающие руководящие посты, - это и есть костяк нации «образцовых американцев». Ирландец Дуглас Мадден противостоит этим добропорядочным людям, которые, по утверждению автора, выглядят так, «словно и впрямь сам Господь избрал их эталонами благопристойности» [3, 74]. Английский снобизм с иголочки одетых американцев и их тяга к шмоткам в роскошных магазинах - это еще большая угроза для мужественности, чем «национальная приверженность ирландцев к спиртному» [3, 36].
Стратификация факторов риска для американской маскулинности включает в себя и сексуальную сферу жизни героев, где тоже царит отсутствие четких нравственных критериев. Признание гомосексуальности в качестве основы сексуальной свободы, по Мейлеру, есть крайняя степень падения мужского духа, достигнув которую мужчина приближает себя к физической смерти. Суицид, сопровождающий поведение гомосексуалистов, не способных взять на себя ответственность за другого человека, есть результат гипертрофированной демократии в вопросах пола. Еще один герой романа, Леонард Пангборн, одинокий, замкнутый человек, испытывает чувство вины из-за своей гомосексуальности, пытается затеять роман с женщиной и терпит фиаско. Другой пример самоуничтожения - Микс Уодли Хилби Третий, состоятельный, с родовой фамилией мужчина, не вполне имеющий право носить это звание, интерес у окружающих вызывает лишь в качестве денежного мешка. Он трагически переживает это состояние, убивает женщину, которую пытался удержать около себя, затем и сам заканчивает жизнь самоубийством.
Разрыв с полом - отрыв от природной основы бытия, ведущий к мужской катастрофе, к несостоятельности в качестве продолжателя рода, источника жизни, - один из самых ужасных недугов современного американского мужчины.
Америка реализовала утопию свободы без границ: наступило время, которое Ж. Бодрийяр обозначил как ситуацию «после оргии»: стало доступным все, но эта все-доступность освободила «вещи, знаки, действия от своих идей и концепций, от сущности и ценности, от происхождения и предназначения» [1, 11]. Теперь добро и зло, расставшись каждый со своей идеей, продолжают жить, но безразлично к собственному содержанию, отсюда и утрата ими четких границ в системе нравственных координат; маскулинность перестала быть по ту сторону феминности: мужчина, освободившись от концепции мужественности, становится пустым, бесполым чучелом или женским манекеном. «После оргии» безыдейности, бессмысленности, бессодержательности во всех сферах человеческого бытия наступает культурная амнезия.
Духовно-нравственное беспамятство, присущее большинству мужчин в романе, проявляется в неспособности сохранить и отстоять лучшие мужские традиции, отсюда и маргинальный статус: не сын, не муж, не воин, не защитник, не мыслитель, - американский герой движется по маршруту деструкции и саморазрушения. Тяга к насилию, алкоголю, наркотикам, гипертрофированному сексу - это ложная «крутизна» мужского бытия. Ставшая нормой, она ведет, по мнению Мейлера, к психологической и физиологической катастрофе американских мужчин. Оставшись без ориентиров, они начинают жить с постоянной угрозой и ощущением отсроченной беды, с сознанием преступника, готового к жесто-
кому убийству, и неспособность сопротивляться этому есть проявление мужской трусости, которая ведет за собой шизофрению или раковую болезнь. Мужская трусость проявляется в танце «после оргии», на руинах маскулинности, когда мужчина живет и плюет на себя, прекращает свое внутреннее развитие. Существование без цели и смысла разрушает мужчину как в духовном плане, так и в телесном. На уровне психологии безмужественность отождествляется с сумасшествием, шизофренией, на уровне физиологии - с раковой опухолью. По Мейлеру, возникновение раковой болезни у мужчин напрямую связано с систематическим проявлением трусости: клетки мужского организма, устав от позора, однажды окончательно сходят с ума. Итак, мужчина, лишающий себя духовно-нравственной основы, идеи мужественности, обрекает на безумие либо свою душу, либо свое тело. Справиться с этими процессами под силу «крутым парням», которые «не танцуют», то есть не пляшут под дудку ложной демократии, допускающей вседозволенность вместо нормы, равнодушие вместо сопереживания и слабость вместо крепости духа. Сама «крутизна» трактуется Мейлером как особый концепт, означающий сопротивление крушению общечеловеческих ценностей и идеалов. Американское общество нуждается в новых мирных воинах, умеющих «чтить богов» в эпоху технократии, хранить память об этнических корнях в условиях кризиса национальной идентичности, быть мужем и отцом после гомосексуального бума. «Крутые парни» могут быть барменами, писателями, стражами порядка, но суть их сходна, несмотря на различия жизненного сценария. Они способны быть ответственными за чужую судьбу, быть опорой для тех, кто в них нуждается.
Резюме. Нами установлено, что радикально-негативные сдвиги, происходящие сегодня в пространстве традиционной маскулинности, есть результат снятия всех культурно-нравственных табу и гипертрофированной американской демократии, - все это порождает в мужском бытии особую неуверенность, деградацию, способствует появлению жестоких преступников, сумасшедших и больных раком. Традиционные типы героев в американской литературе уже не отвечают веяниям нового времени, исчерпав маскулинные черты: уцелевшие на войне, герои Э. Хемингуэя возвращаются в мир, чтобы умереть; битник и аутсайдер, выйдя из подполья и утолив жажду свободы наступивших семидесятых, со временем растворяются в американской повседневности; герой-интеллектуал, замыкаясь в одиночестве, уходит от реальности и оказывается на обочине жизни. Появление героя нового типа - «крутого парня», включающего в себя лучшие черты своих предшественников, обусловлено необходимостью приостановить процесс истончения мужественности в американском обществе и восстановить в правах истинные мужские роли. Проблема гендера в романе Нормана Мейлера «Крутые парни не танцуют» приобретает национально-философское содержание, и сегодня американский мужчина - это хранитель и защитник этнических устоев, семейного очага, культурных тотемов. Тревожная психологическая атмосфера романа заканчивается светом в конце тоннеля, вздохом облегчения героя, возвращением к своему подлинному Я.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бодрийяр, Ж. Прозрачность зла / Ж. Бодрийяр ; пер. с фр. Л. Любарской, Е. Марковской. - М. : Добросвет ; КДУ, 2009. - 387 с.
2. Кон, И. С. Социологическая психология / И. С. Кон. - М. : Московский психолого-социальный институт ; Воронеж : НПО МОДЭК, 1999. - 560 с.
3. Мейлер, Н. Крутые парни не танцуют : роман / Н. Мейлер ; пер. с англ. В. О. Бабкова. - М. : АСТ, 2003. - 320 с.