Научная статья на тему 'Категория «Кооперация» в социобиологии и биополитике'

Категория «Кооперация» в социобиологии и биополитике Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
290
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
кооперация / категория / социобиология / биополитика / социально-философское мировоззрение / общество / синергетический анализ / самоорганизация
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Категория «Кооперация» в социобиологии и биополитике»

УДК 334.73.021 К611

Колоколова Елена Олеговна

старший преподаватель кафедры гражданско-правовых дисциплин Саранского кооперативного института (филиал) -Автономной Некоммерческой Организации Высшего Профессионального Образования Центросоюза РФ «Российский Университет Кооперации», [email protected]

КАТЕГОРИЯ «КООПЕРАЦИЯ» В СОЦИОБИОЛОГИИ И БИОПОЛИТИКЕ

Аннотация:

В статье рассматривается категория кооперации в таких новых междисциплинарных исследованиях как социобиология и биополитика в контексте социально-философского анализа. Автор высказывает мнение, что изучение кооперации на различных уровнях эволюции позволит разработать более эффективные схемы усовершенствования структуры человеческого общества.

Ключевые слова: Кооперация, категория, социобиология, биополитика, социально-философское мировоззрение, общество, синергетический анализ, самоорганизация.

Сегодня все более актуальными являются такие междисциплинарные научные направления как социобиология и биополитика. Вызвана данная популярность тем, что в современном динамичном мире научное сообщество пытается найти новые способы объяснения социального поведения людей и научиться прогнозировать его результаты. Появившиеся новые изыскания также отражаются на социально-философском мировоззрении, которое является базисом для всех общественных наук.

Посредством введения методов биологических наук в общественные социобиология пытается объяснить причины и спрогнозировать с наибольшей точностью последствия социального поведения людей, формулируя свои положения на основе данных естественных и гуманитарных наук.

Биополитика, в свою очередь, ставит своей задачей разработку теории государства, отвечающего потребностям и возможностям человека как высокоорганизованного существа. Особое значение биополитика придает биосоциальным системам, вариантам биосоциальных систем.

Формирование данных междисциплинарных наук свидетельствует о развитии социально-философского мировоззрения в поиске пути дальнейшего развития человеческого общества (социума) на разных его уровнях в контексте универсального эволюционизма, который позволяет рассмотреть во взаимосвязи неживую и социальную материю, создать основу для рассмотрения человека как объекта всеобщей эволюции, естественной стадии в развитии Вселенной, ответственного за состояние мира, в который сам человек погружен.

В науках, которые изучают общество и происходящие в нем процессы, кооперация является одной из фундаментальных категорий и трактуется в самом широком значении этого слова. Именно категория «кооперация» позволяет осуществить социологическое изучение общества.

Кооперация в качестве всеобщего свойства природного мира и человеческого общества присутствовала в теориях многих философов, социологов, экономистов, историков.

Так, Г. Спенсер рассматривал кооперацию как отношение, которое создает «социальность общества» в противоположность простому взаимодействию людей; согласно Дюркгейму профессиональная специализация и кооперация является признаком высокоорганизованного, развитого общества. А.В. Олескин, рассматривая кооперацию наряду с аффилиацией как характеристики биосоциальных систем - объединения особей, утверждает, что изучение кооперации на различных уровнях эволюции позволит разработать более эффективные схемы усовершенствования структуры человеческого общества. П.А. Кропоткин рассматривает закон взаимопомощи или кооперации в животном и человеческом мире как один из главных факто-

ров эволюции. Л.И. Мечников определял кооперацию как простейшее общественное отношение, которое отличает цивилизации от биологических общностей, трактуя ее как фактор социального прогресса. А.И. Субетто также обращается к категории кооперация, интерпретируя ее как основной закон развития мировой цивилизации в ХХ в., сопровождающийся механизмом общественного интеллекта. Ч. Барнард называл кооперацией совокупность абстрагируемых от индивидов и взаимосвязанных друг с другом социальных качеств, «аспект человеческих взаимоотношений, имеющий содержанием взаимопомощь или объединение лиц в их достижении общей цели» [1, р. 23]. Е.В. Семенов рассматривает кооперацию как кооперацию деятельности: простую модель общества. Категория «кооперация» присутствовала в теориях общественного договора таких деятелей, как Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, которые рассматривали ее как механизм, неотъемлемый элемент и социальный институт создания и цивилизованного существования государства. А.В. Марков в своих исследованиях отражал, что альтруизм и кооперация являются механизмами эволюции и в то же время сами опосредуются эволюционными процессами. В.И. Франчук утверждает, что социальная эволюция имеет конвергентный характер, и универсальная концепция происхождения и эволюции живого должна строиться на идее строительства социальных комплексов путем кооперации определенных относительно самостоятельных элементов и агрегатов, в результате чего могут создаваться относительно устойчивые социальные организации. Н.Н. Моисеев утверждает, что существует линия единого процесса самоорганизации материи, которую можно обозначить как «способность материальных образований к кооперации» [2, с. 95].

В последнее время биология вступает во все более тесное взаимодействие с науками о человеке и обществе. Это отражает общую тенденцию сближения естественных наук и наук о человеке и обществе. И, естественно, данные процессы имеют общенаучное и философское значение.

Возникшие новые направления исследований ставят своей главной задачей построение государства с учетом биологической гармонии и соразмерности.

В общем можно сказать, что данные исследования ориентированы на определение это-логических (поведенческих) аспектов форм социального поведения, изучения физиологических аспектов жизни социума, а также решения практических проблем на базе всех указанных направлений.

Социально-философский подход указанных направлений исследований к природе человека связан с концепцией коэволюции: согласованного развития различных форм бытия, особенно человека и других форм мира; биоцентризма, который пропагандирует ценность всего живого, отрицая верховенство человека как доминирующего вида; уровневой структуры живого и эмпатии, т.е. способности понимать живой организм, проецируя в него себя.

Данные междисциплинарные науки исследуют не только эволюционную предысторию человеческого социума, но также изучают современное поведение индивидов и их групп и прилагают усилия к пониманию и разработке социальных технологий.

Свойством любых биосоциальных систем является взаимное тяготение их членов, кооперация между ними.

Таким образом, кооперация является характеристикой биосоциальных систем - объединения особей. Изучение кооперации на различных уровнях эволюции позволит разработать более эффективные схемы усовершенствования структуры человеческого общества.

Существуют различные теории, которые признают движущей силой эволюции кооперацию.

А. Бурковский в статье «Поддержка и взаимовыручка в природе» пишет, что взаимоотношения различных видов живых существ в природе определяются не только конкуренцией, которая является одной из форм борьбы за существование, но также рядом позитивных отношений, которые дают возможность организмам создавать все многообразие и сложность биосферы.

П.А. Кропоткин в своей работе «Взаимопомощь как фактор адаптации» рассматривает закон взаимопомощи в животном и человеческом мире как один из главных факторов эволюции. Он подчеркивает, что живые существа оказывают друг другу бессознательную поддержку в борьбе за существование масс живых организмов против враждебного окружения. Кооперация, по мнению П.А. Кропоткина, весьма распространена в биологическом мире.

Представитель географического направления в обосновании социологической концепции социально-культурного развития Л.И. Мечников в работе «Цивилизация и великие исторические реки» определял кооперацию как простейшее общественное отношение, которое отличает цивилизации от биологических общностей.

История по Мечникову - это, в конечном счете, процесс постепенной трансформации от кооперации подневольной через союзы индивидов подчиненного типа, «основанных на принуж-

дении и устрашении, связанных внешней силой, подобно тому, как это мы наблюдаем в рудиментарных колониях клеток, которые объединены вместе лишь простой внешней механической связью», через кооперацию «подчиненных союзов и группировок, объединенных между собою благодаря социальной дифференциации, разделению труда, доводимого до все большей и большей специализации», к свободным союзам и группам, «возникающих в силу свободного договора и объединяющих отдельных людей в силу общности интересов, личных наклонностей и сознательного стремления к солидарности» [3, с. 246-247].

В контексте исследования Мечникова кооперация трактуется как фактор социального прогресса. Посредством выработки типологии кооперации, которую он строит в зависимости исключительно от осознания людьми необходимости объединения, он пытается дать объяснение этапам становления социального прогресса.

Таким образом, используя кооперативный принцип, многие ученые интерпретировали общество.

Существуют и другие теории эволюции, которые ставят центральной категорией своих исследований именно кооперацию как механизм отношений между индивидами и их сообществами, т.е. биосоциальными системами, а не индивидуальную конкуренцию и борьбу за существование - предпосылки дарвиновского естественного отбора.

Вице-президент Петровской академии наук и искусств, доктор философских наук, доктор экономических наук, профессор А.И. Субетто во второй части работы «Россия и человечество на «перевале» истории в преддверии третьего тысячелетия» также обращается к категории «кооперация», интерпретируя ее как основной закон развития мировой цивилизации в ХХ в.

А.И. Субетто пишет: «Закон кооперации (его синоним - закон дополнения или компле-ментарности) - закон прогрессивной эволюции или эволюции, сопровождающейся усложнением систем, равный по своей значимости закону конкуренции или закону естественного отбора.

Законы кооперации и интеллектуализации систем в процессе прогрессивной эволюции действительны и для социальной эволюции Истории человечества. Здесь они приобретают характеристики законов социальной (экономической, производственной, политической и т. п.) кооперации и интеллектуализации социальных систем (всемирно-исторического закона роста идеальной детерминации в истории и соответственно роли общественного интеллекта как механизма социальной эволюции)» [4].

Таким образом, концепция социальной эволюции А.И. Субетто строится на базе двух законов: закона кооперации и закона конкуренции, сопряженные с механизмами функционирования и развития интеллекта.

Ч. Барнард, сторонник школы поведенческих наук (бихевиористского направления) называл в своей работе «The function of the executive» («Функции администратора») кооперацией совокупность абстрагируемых от индивидов и взаимосвязанных друг с другом социальных качеств, «аспект человеческих взаимоотношений, имеющий содержанием взаимопомощь или объединение лиц в их достижении обшей цели» [1, p. 23].

Существенные характеристики общества определяются кооперацией.

Е.В. Семенов в своем труде «Кооперация деятельности как проблема исторического материализма» рассматривает кооперацию как кооперацию деятельности - простую модель общества. Изучение кооперации он представляет как частный случай познания общественных явлений, и кооперация здесь выражается как начальная клеточка общества.

Категория «кооперация» присутствовала в теориях общественного договора таких деятелей, как Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо. В контексте данных исследований кооперация рассматривается как механизм, неотъемлемый элемент и социальный институт создания и цивилизованного существования государства.

Многие авторы посвящают свою деятельность изучению механизмов эволюции, тому, как происходит изменение организации материи, что является двигателем любого процесса самоорганизации.

К категории «кооперация» обращается в своем исследовании известный биолог и палеонтолог А.В Марков. В докладе «Эволюция кооперации и альтруизма: от бактерий до человека» на IV Международной конференции «Биология: от молекулы до биосферы» 15.12.2009 г. он отмечал, что альтруизм и кооперация являются механизмами эволюции и в тоже время сами опосредуются эволюционными процессами. Именно данные тенденции, вопреки эгоистическому в своей основе механизму естественного отбора, становятся важным элементом усложнения форм жизни и социальности.

Таким образом, используя категорию «кооперация», многие видные деятели и ученые, работающие в разных направлениях науки, через социально-философское видение мира, ана-

лизируют общество, прогнозируют перспективы его развития и способы выхода из кризисных ситуаций в условиях динамически развивающегося мира.

Синергетический анализ кооперации позволяет дать более полное представление о данной категории. Кооперация является естественным механизмом самоорганизации. Н.Н. Моисеев утверждает, что существует линия единого процесса самоорганизации материи, которую можно обозначить как «способность материальных образований к кооперации» [2, с. 95]. В своей работе он «Человек и ноосфера» пишет: «В живом мире кооперативная деятельность столь же естественна, как и внутренняя борьба, но она встречается и за его пределами. Сегодня физики и химики находят проявление кооперативного поведения и в неживой природе: когерентность, резонанс и т.д.

Историю становления человека также можно рассматривать сквозь призму кооперативных механизмов как постепенное совершенствование кооперативных начал. В самом деле, любые зачатки трудовой деятельности - это уже проявление кооперативного начала, так как любая трудовая деятельность требует определенной кооперативной организации» [2, с. 95].

Н.Н. Моисеев рассматривает кооперацию также как способ создания специальных методов и процедур поиска и утверждения компромиссных решений, направленных на достижение некоторых общих целей, например, таких как коэволюция Человека и биосферы. Потому что умение обнаруживать противоречия, анализировать конфликты и создавать методы поиска коллективных решений являются залогом развития. Однозначно известно, что законы общественного развития проявляются чаще всего как тенденции, однако они не так точны как законы физики и математики, и соответственно в них выше уровень неопределенности и схоластики. Однако посредством кооперации в совокупности с другими методами возможно глубже понять связь общих закономерностей живого, неживого мира и общества.

Таким образом, кооперация является важной категорией, которая используется современной наукой, вытекающей из кооперативного мировоззрения, покоящаяся на фундаментальных императивах современной цивилизации.

Эволюционное развитие кооперации приводит к превращению ее во внутренний, необходимый и всеобщий механизм социального развития и не только. Присутствуя на всех уровнях существования материи, кооперация обогащает совокупность своих «онтологических» качеств, изменяются ее функции, роль, значение и влияние на развитие мира и социума. Кооперацию можно назвать древнейшей формой институционализации бытия на различных уровнях.

Анализ кооперативных систем позволяет проследить усложнение форм материального мира от простейших неорганических проявлений до человеческого общества, а также изучать не только эволюцию человека, но и развивать такие новые актуальные направления как биополитика, коэволюция и т.д., выработать новые пути развития человечества, сформировать новое социально-философское видение мира.

Ссылки:

1. Chester A. Barnard. The Functions of the Executive. Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 1983. p.163. p.23.

2. Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера. М.: Мол. гвардия, 1990. 351 с. С.95.

3. Мечников Л.И. Цивилизация и великие исторические реки. М.: Пангея. 461 с. С.246-247.

4. Субетто А.И. Россия и человечество на «перевале» истории в преддверии третьего тысячелетия. СПб.: ПАНИ, 2000. 827 с. URL: http://www.trinitas.ru (дата обращения 22.06.2010 г.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.