Научная статья на тему 'Категория гражданского общества Лоренца фон Штейна в работах классиков немецкой философии'

Категория гражданского общества Лоренца фон Штейна в работах классиков немецкой философии Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
530
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / CIVIL SOCIETY / НЕМЕЦКАЯ ФИЛОСОФИЯ / GERMAN PHILOSOPHY / КАТЕГОРИЯ / CATEGORY / ПОЛИТИКО-ПРАВОВАЯ КОНЦЕПЦИЯ / POLITICAL AND LEGAL CONCEPT / СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО / SOCIAL STATE / ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО / LEGAL STATE / ИНСТИТУТЫ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА / ТЕОРИЯ / THEORY / ИНДИВИД / INDIVIDUAL

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Жичкина Светлана Евгеньевна

В статье рассматривается влияние классиков немецкой философии на формирование политико-правовых взглядов Лоренца фон Штейна, а также формулируются теоретические основания взаимоотношений между гражданским обществом и социальным, правовым государством. В целях полного и всестороннего исследования идеи гражданского общества в работах Лоренца фон Штейна проводится анализ теоретических предпосылок развития изучаемой категории в концепциях представителей немецкой классической философии. Разделяя общество и государство на основе учения Гегеля, Лоренц фон Штейн отмечает необходимую взаимосвязь между выделенными категориями. Обосновывается мнение, что в отличие от других представителей немецкой классической философии Лоренц фон Штейн, отмечая взаимодействие между гражданским обществом и государством, рассматривает государство в качестве основы гражданского общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Жичкина Светлана Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CATEGORY OF CIVIL SOCIETY OF LORENZ VON STEIN IN CLASSIC GERMAN PHILOSOPHY

The author defines the influence of the classics of German philosophy on the formation of political and legal views of Lorenz von Stein, and formulates the theoretical basis of the relationship between civil society and social, legal state. To study the idea of civil society in the work of Lorenz von Stein comprehensively, the author analyzes the theoretical background of developing this category in terms of the concepts of representatives of German classical philosophy. Separating the society and the state in accordance with Hegel, Lorenz von Stein points out the relationship between the selected categories. The author substantiates the view that, unlike other representatives of German classical philosophy, Lorenz von Stein identifies the interaction between civil society and the state, considering the latter as the basis of civil society.

Текст научной работы на тему «Категория гражданского общества Лоренца фон Штейна в работах классиков немецкой философии»

108

2015. Т. 25, вып. 4

ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

ЭКОНОМИКА И ПРАВО

УДК 340.12 С.Е. Жичкина

КАТЕГОРИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА ЛОРЕНЦА ФОН ШТЕЙНА В РАБОТАХ КЛАССИКОВ НЕМЕЦКОЙ ФИЛОСОФИИ

В статье рассматривается влияние классиков немецкой философии на формирование политико-правовых взглядов Лоренца фон Штейна, а также формулируются теоретические основания взаимоотношений между гражданским обществом и социальным, правовым государством. В целях полного и всестороннего исследования идеи гражданского общества в работах Лоренца фон Штейна проводится анализ теоретических предпосылок развития изучаемой категории в концепциях представителей немецкой классической философии. Разделяя общество и государство на основе учения Гегеля, Лоренц фон Штейн отмечает необходимую взаимосвязь между выделенными категориями. Обосновывается мнение, что в отличие от других представителей немецкой классической философии Лоренц фон Штейн, отмечая взаимодействие между гражданским обществом и государством, рассматривает государство в качестве основы гражданского общества.

Ключевые слова: гражданское общество, немецкая философия, категория, политико-правовая концепция, социальное государство, правовое государство, институты гражданского общества, теория, индивид.

На основе идей классиков немецкой философии сформировалась категория гражданского общества в политико-правовой концепции Лоренца фон Штейна, которая внесла значительный вклад в становление и развитие современной теории.

Многие исследователи (в частности, Н.А. Латыгина1, А.Н. Фармусов2), изучая концепцию Лоренца фон Штейна, делают акцент на идее социального государства, автором которой он является, не анализируя категорию гражданского общества, представляющую собой основание и необходимое условие существования и развития социального государства.

Представляется актуальным определить влияние классиков немецкой философии на формирование политико-правовых взглядов Лоренца фон Штейна, а также сформулировать теоретические основания взаимоотношений между гражданским обществом и социальным правовым государством.

Формирование политико-правовых воззрений Лоренца фон Штейна, неотъемлемую часть которых составляет идея гражданского общества, обусловлено влиянием философско-правовых концепций Канта, Фихте, Гумбольдта, Гегеля. Для более полного и всестороннего исследования идеи гражданского общества в работах Лоренца фон Штейна необходимо проанализировать теоретические предпосылки развития изучаемой категории в концепциях представителей немецкой классической философии.

В работах И. Канта содержится философская характеристика основ гражданского общества. К основополагающим идеям Канта в процессе формировании исследуемой категории можно отнести следующие: человек все должен создавать собственными силами и должен отвечать за созданное; столкновение человеческих интересов и необходимость их защиты являются побудительными причинами самосовершенствования людей; гражданская свобода, законодательно обеспеченная правом, есть необходимое условие самосовершенствования, гарантия сохранения и возвышения человеческого достоинства3. Рассмотренные идеи, по нашему мнению, являются одним из оснований формирования теории гражданского общества.

Кант, перенеся антагонизм между индивидами как стимул их саморазвития и совершенствования на отношения между государствами, делает вывод о том, что для человечества самой основной проблемой является формирование и развитие гражданского общества: «величайшая проблема для человеческого рода, разрешить которую его вынуждает природа, - достижение всеобщего правового гражданского общества. Только в обществе, и именно в таком, в котором членам его предоставляется величайшая свобода, а стало быть, существует полный антагонизм и тем не менее самое точное определение и обеспечение свободы ради совместимости ее со свободой других, - только в таком обществе может быть достигнута высшая цель природы: развитие всех ее задатков, заложенных в человече-

1 Латыгина Н.А. Генезис идеи социального государства. СПб., 2008. С. 106.

2 Фармусов А.Н. Теоретические аспекты социального государства // Государство и право. 2001. №6. С. 14-15.

3 Нерсесянц В.С. Философия права. М., 1999. С. 624.

ЭКОНОМИКА И ПРАВО

2015. Т. 25, вып. 4

стве; при этом природа желает, чтобы эту цель, как и все другие предначертанные ему цели, оно само

4

осуществило» .

Кант приходит к выводу, что именно такое общество, в котором «максимальная свобода под внешними законами сочетается с непреодолимым принуждением, то есть совершенно справедливое гражданское устройство, должно быть высшей задачей природы для человеческого рода, ибо только посредством разрешения и исполнения этой задачи природа может достигнуть остальных своих целей в отношении нашего рода»5.

Впоследствии Лоренц фон Штейн на основе идеи Канта определил высшую задачу государственного управления и государства в целом, как «создание и поддержание справедливого, достойного каждой личности общественного устройства, направленного на формирование условий для ее абсолютного развития и совершенствования»6.

Таким образом, сущность идеи о справедливом устройстве общества и государства, основными задачами которых является всестороннее развитие личности, и ее достойное существование в работах Лоренца фон Штейна полностью совпадает с положениями Канта. Необходимо отметить, что у Канта в качестве субъекта, осуществляющего «высшую задачу», выступает природа как базовая категория, которую Лоренц фон Штейн конкретизирует в своей политико-правовой концепции и определяет как государство.

В. Гумбольдт, принимая философское учение Канта, в своих работах на конкретных примерах сформулировал противоречия и различия между гражданским обществом и государством. К первому он относил систему национальных, общественных учреждений, формируемых самими индивидами; естественное и общее право; человека. Государство, в отличие от гражданского общества, состоит, по его мнению, из системы государственных институтов; позитивного права, издаваемого государством; гражданина7.

Категория «гражданское общество», противоположная понятию государства, изучена в «Философии права» Гегеля, который, с одной стороны, критически воспринимает учение Канта, а с другой стороны, вносит принципиально новые элементы в исследование диалектической взаимосвязи гражданского общества и государства, формулируя основы этатистской теории гражданского общества и доказывая, что государство является его гарантом.

Интерес Гегеля к правовой проблематике гражданского общества выражен в постижении развития идеи свободного духа и бытия личности. В общей системе, включающей стадии развития абсо-

8 г»

лютной идеи, природы и духа, право относится к последнему члену «супертриады» . В свою очередь, эволюция духа исследуется на ступени субъективного, объективного и абсолютного духа, каждая из которых развивается по тому же принципу. Вторая ступень - объективный дух формирует триаду права: право в узком смысле (абстрактное право), моральность и нравственность. Действительность права - это мир восхождения нравственности к самой себе через абстрактное право и моральность. Абстрактное право охватывает значительную часть вопросов цивилистики (собственность, договор), а также преступления и наказания («неправо»). Моральность начинается с субъективной стороны состава преступления и переходит в аксиологические категории. К завершающей стадии - нравственности относятся семья, гражданское общество и государство.

Носителем свободы в обществе является само общество как единство структур взаимодействующих элементов, в котором воля обретает наличное бытие, понимаемое Гегелем как право. В терминологии Гегеля совпадение понятия и бытия называется идеей; соответственно, «право есть вообще свобода как идея», иначе - «царство осуществленной свободы, мир духа»9.

В интерпретации В. С. Нерсесянца гегелевские «свобода» и «право» в сфере объективного духа выражают единый смысл, позволяющий «философию права» трактовать как «философию свободы»10.

4 Кант И. Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане. Сочинения: в 6 т. М., 1966. Т. 6. С.18.

5 Там же. С. 21.

6 Stein L. Die Unterstützung nach der Gesellschaftsordnung. Leipzig, 1870. S. 233.

7 Гумбольдт В. Язык и философия культуры. М., 1985. С. 32-34.

8 Нерсесянц В.С. Философия права Гегеля. М., 1998. С. 154.

9 Гегель Г. В. Ф. Философия права. М., 1990. С. 73.

10 Нерсесянц В. С. Гегелевская философия права: история и современность. М., 1993. С. 56.

110 С.Е. Жичкина

2015. Т. 25, вып. 4 ЭКОНОМИКА И ПРАВО

По мнению Гегеля, гражданское общество представляет собой систему потребностей различных совокупностей определенных лиц, в которой принцип обособленного индивида дополняется принципом всеобщности.

Гражданское общество - это мозаика, составленная из отдельных индивидов, групп, институтов, взаимодействия которых регулируются гражданским правом. Гражданское общество - это, скорее, продукт долгого и сложного процесса исторического преобразования. Более того, формирующаяся в гражданском обществе «система потребностей» знаменует собой решительный шаг и очевидный разрыв с природной средой11.

Необходимо отметить, что Гегель впервые выделил различие и тесную взаимосвязь между государством и гражданским обществом, определил последнее как место, где человек своим трудом извлекает для себя пользу, но такую возможность ему предоставляет государство. По Гегелю, гражданское общество - «формальная всеобщность индивидуумов», интегрированных в «мире частной собственности, потребности и труда»12.

Лоренц фон Штейн, анализируя рассмотренное положение, интерпретировал выводы Гегеля о предоставлении государством возможности для развития личности, удовлетворения ее потребностей посредством трудовой деятельности. В соответствии с воззрениями Лоренца фон Штейна сущность государства заключается в формировании всех необходимых условий для развития и совершенствования личности.

Вышеприведенные фрагменты определения категории гражданского общества в учении Гегеля позволяют сделать вывод о том, что им сформулированы теоретические основания современного определения гражданского общества. Принципиально новым положением в учении Гегеля является понимание исследуемой категории как особой стадии в диалектическом движении от семьи к государству в ходе длительного и сложного процесса исторической трансформации идеи гражданского общества.

В отличие от своих предшественников Гегель рассматривал гражданское общество и государство как самостоятельные институты. Вмешательство государства в деятельность гражданского общества, по мнению Гегеля, противоречит идеи последнего и является недопустимым13. Определение взаимоотношений между гражданским обществом и государством на основе учения Гегеля о государстве и праве содержатся в концепции Лоренца фон Штейна.

Формирование гражданского общества посредством выделения союзного строя, основу которого составляют негосударственные организации и союзы людей, созданные с целью представительства интересов отдельных групп, объединений людей в государстве, а также осуществления контроля за деятельностью государственной власти, обусловливает сущность идеи гражданского общества в политико-правовой концепции Лоренца фон Штейна.

Союзный строй, по Лоренцу фон Штейну, имеет двойственное содержание. С одной стороны, союзный строй «обнимает все формы, в которых отдельные люди добровольно соединяются для какой-нибудь определенной цели»14. С другой стороны, исследуемое понятие в концепции Лоренца фон Штейна представляет собой «ту часть, которая касается только тех соединений, цель которых есть исполнение какой-нибудь задачи управления и контроля за государственной деятельностью посредством свободного соединения средств и сил»15.

Разделяя общество и государство на основе учения Гегеля, Лоренц фон Штейн отмечает необходимую взаимосвязь между выделенными категориями.

Формирование институтов гражданского общества, представленных им в виде союзного строя, возможно только на основе государства: «собственно союзный строй начинается там, где в союзе можно уже распознать элементы самостоятельной личной жизни, то есть рядом с телом и душою, рядом с государством»16.

11 Там же. С. 79.

12 Там же. С. 103.

13 Фишер К. Гегель: жизнь и творчество. СПб., 1989. С. 405.

14 Учение об управлении и право управления с сравнением литературы и законодательств Франции, Англии и Германии : руководство, изд. Лоренцом Штейном, проф. Вен. ун-та, как основание его лекций / пер. с нем., под ред. [и с предисл.] И. Е. Андреевского, орд. проф. С.-Петерб. ун-та. СПб.: А. С. Гиероглифов, 1874. С. 36.

15 Там же. С. 37.

16 Там же. С. 39.

ЭКОНОМИКА И ПРАВО

2015. Т. 25, вып. 4

Таким образом, в отличие от Гегеля, Лоренц фон Штейн отмечает взаимодействие между гражданским обществом и государством, рассматривая государство в качестве основы гражданского общества.

Поступила в редакцию 14.02.15

S.E. Zhichkina

THE CATEGORY OF CIVIL SOCIETY OF LORENZ VON STEIN IN CLASSIC GERMAN PHILOSOPHY

The author defines the influence of the classics of German philosophy on the formation of political and legal views of Lorenz von Stein, and formulates the theoretical basis of the relationship between civil society and social, legal state. To study the idea of civil society in the work of Lorenz von Stein comprehensively, the author analyzes the theoretical background of developing this category in terms of the concepts of representatives of German classical philosophy. Separating the society and the state in accordance with Hegel, Lorenz von Stein points out the relationship between the selected categories. The author substantiates the view that, unlike other representatives of German classical philosophy, Lorenz von Stein identifies the interaction between civil society and the state, considering the latter as the basis of civil society.

Keywords: civil society, German philosophy, category, political and legal concept, social state, legal state, civil society, theory, individual.

Жичкина Светлана Евгеньевна, кандидат юридических наук

Южно-Уральский государственный университет 454080, Россия, г. Челябинск, просп. Ленина, 7

Zhichkina S.E., Candidate of Law

South Ural State University

454080, Russia, Chelyabinsk, prosp. Lenina, 7

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.