Научная статья на тему 'КАТЕГОРИИ В ФИЛОСОФИИ АРИСТОТЕЛЯ И ЛИНГВИСТИКЕ'

КАТЕГОРИИ В ФИЛОСОФИИ АРИСТОТЕЛЯ И ЛИНГВИСТИКЕ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
6
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
категории / философия / лингвистика / понятия / мыслители / учение / языкознание / categories / philosophy / linguistics / concepts / thinkers / doctrine / linguistics

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Соболева Лариса Александровна

Одним из фундаментальных понятий философии и языкознания является понятие категорий. Объектом представленной работы является учение о категориях Аристотеля в философии и лингвистике, предметом – установление связи философских и лингвистических категорий. Как отмечает ряд исследователей, значение трудов Аристотеля в том, что он, выделяя категории, предвосхитил возникновение языкознания. Автором предпринята попытка описания механизмов взаимодействия философских и лингвистических категорий, представлено понятие категорий в философии Аристотеля, исторические этапы решения вопроса о выделении категорий в философии и языкознании. Работа содержит выдержки и анализ первоисточников, отражающих понятие и генезис подходов к определению понятия категорий, как в философии, так и в языкознании. Наиболее обширно представлен анализ фундаментального труда Аристотеля «Категории», автор данной статьи намеренно цитирует древнегреческого философа, подробно останавливаясь на каждой из десяти категорий, открытых мыслителем. Далее в статье представлен исторический экскурс развития понятия категорий в философии средних веков, изменяющиеся подходы к определению понятий категорий, обусловленные религиозными воззрениями средневековых ученых. Последовательно, следуя логике исторического развития, автор приводит положения работ Иммануила Канта, дополнившего учение Аристотеля двенадцатью категориями, а также Гегеля, Ленина, Орлова и других, подчеркивающих универсальность данных понятий, как основы для многих наук. Рассматривая грамматические категории, автором, на основе изучения трудов современных отечественных и зарубежных лингвистов, подчеркивается влияние и взаимосвязь философских, и лингвистических категорий, представлена классификация семантических, языковых, надъязыковых, грамматических категорий, функциональной грамматики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CATEGORIES IN ARISTOTLE'S PHILOSOPHY AND LINGUISTICS

One of the fundamental concepts of philosophy and linguistics is the concept of categories. The object of this paper is the doctrine of Aristotle's categories in philosophy and linguistics, the subject is the establishment of a connection between philosophical and linguistic categories. As noted by a number of researchers, the significance of Aristotle's works lies in the fact that, by identifying categories, he anticipated the emergence of linguistics. The author attempts to describe the mechanisms of interaction between philosophical and linguistic categories, presents the concept of categories in Aristotle's philosophy and the historical stages of addressing the issue of distinguishing categories in philosophy and linguistics. The work contains excerpts and an analysis of primary sources reflecting the concept and genesis of approaches to defining the concept of categories, both in philosophy and linguistics. The most extensive analysis of Aristotle's fundamental work "Categories" is presented. The author of this article deliberately quotes the ancient Greek philosopher, focusing in detail on each of the ten categories discovered by the thinker. Further, the article presents a historical overview of the development of the concept of categories in the philosophy of the Middle Ages, changing approaches to the definition of concepts of categories, due to the religious views of medieval scholars. Following the logic of historical development, the author cites the provisions of the works of Immanuel Kant, who supplemented the teachings of Aristotle with twelve categories, as well as Hegel, Lenin, Orlov and others, emphasizing the universality of these concepts as the basis for many sciences. Considering grammatical categories, the author, based on the study of the works of modern linguists, emphasizes the influence and interrelation of philosophical and linguistic categories, presents a classification of semantic, linguistic, supralanguage, grammatical categories, functional grammar.

Текст научной работы на тему «КАТЕГОРИИ В ФИЛОСОФИИ АРИСТОТЕЛЯ И ЛИНГВИСТИКЕ»

Гуманитарные исследования. История и филология. 2025. № 17. С. 88-102. Humanitarian Studies. History and Philology. 2025. No. 17. P. 88-102.

Научная статья УДК 81:1

doi: 10.24412/2713-0231 -2025-17-88-102

КАТЕГОРИИ В ФИЛОСОФИИ АРИСТОТЕЛЯ И ЛИНГВИСТИКЕ Лариса Александровна Соболева

Пермский государственный национальный исследовательский университет, Пермь, Россия sob ol eva-l a@yandex. ru

Аннотация. Одним из фундаментальных понятий философии и языкознания является понятие категорий. Объектом представленной работы является учение о категориях Аристотеля в философии и лингвистике, предметом - установление связи философских и лингвистических категорий. Как отмечает ряд исследователей, значение трудов Аристотеля в том, что он, выделяя категории, предвосхитил возникновение языкознания. Автором предпринята попытка описания механизмов взаимодействия философских и лингвистических категорий, представлено понятие категорий в философии Аристотеля, исторические этапы решения вопроса о выделении категорий в философии и языкознании. Работа содержит выдержки и анализ первоисточников, отражающих понятие и генезис подходов к определению понятия категорий, как в философии, так и в языкознании. Наиболее обширно представлен анализ фундаментального труда Аристотеля «Категории», автор данной статьи намеренно цитирует древнегреческого философа, подробно останавливаясь на каждой из десяти категорий, открытых мыслителем. Далее в статье представлен исторический экскурс развития понятия категорий в философии средних веков, изменяющиеся подходы к определению понятий категорий, обусловленные религиозными воззрениями средневековых ученых. Последовательно, следуя логике исторического развития, автор приводит положения работ Иммануила Канта, дополнившего учение Аристотеля двенадцатью категориями, а также Гегеля, Ленина, Орлова и других, подчеркивающих универсальность данных понятий, как основы для многих наук. Рассматривая грамматические категории, автором, на основе изучения трудов современных отечественных и зарубежных лингвистов, подчеркивается влияние и взаимосвязь философских, и лингвистических категорий, представлена классификация семантических, языковых, надъязыковых, грамматических категорий, функциональной грамматики.

Ключевые слова: категории, философия, лингвистика, понятия, мыслители, учение, языкознание.

Для цитирования: Соболева Л. А. Категории в философии Аристотеля и лингвистике // Гуманитарные исследования. История и филология. 2025. № 1. С. 88-102. https://doi.org/10.24412/2713-0231-2025-17-88-102

Original article

CATEGORIES IN ARISTOTLE'S PHILOSOPHY AND LINGUISTICS

© Соболева Л. А., 2025

Larisa A. Soboleva

Perm State University, Perm, Russia, [email protected]

Abstract. One of the fundamental concepts of philosophy and linguistics is the concept of categories. The object of this paper is the doctrine of Aristotle's categories in philosophy and linguistics, the subject is the establishment of a connection between philosophical and linguistic categories. As noted by a number of researchers, the significance of Aristotle's works lies in the fact that, by identifying categories, he anticipated the emergence of linguistics. The author attempts to describe the mechanisms of interaction between philosophical and linguistic categories, presents the concept of categories in Aristotle's philosophy and the historical stages of addressing the issue of distinguishing categories in philosophy and linguistics. The work contains excerpts and an analysis of primary sources reflecting the concept and genesis of approaches to defining the concept of categories, both in philosophy and linguistics. The most extensive analysis of Aristotle's fundamental work "Categories" is presented. The author of this article deliberately quotes the ancient Greek philosopher, focusing in detail on each of the ten categories discovered by the thinker. Further, the article presents a historical overview of the development of the concept of categories in the philosophy of the Middle Ages, changing approaches to the definition of concepts of categories, due to the religious views of medieval scholars. Following the logic of historical development, the author cites the provisions of the works of Immanuel Kant, who supplemented the teachings of Aristotle with twelve categories, as well as Hegel, Lenin, Orlov and others, emphasizing the universality of these concepts as the basis for many sciences. Considering grammatical categories, the author, based on the study of the works of modern linguists, emphasizes the influence and interrelation of philosophical and linguistic categories, presents a classification of semantic, linguistic, supralanguage, grammatical categories, functional grammar.

Keywords: categories, philosophy, linguistics, concepts, thinkers, doctrine, linguistics.

For citation: Soboleva L. A. Categories in Aristotle's philosophy and linguistics. Humanitarian Studies. History and Philology. 2025;17:88-102. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2713-0231-2025-17-88-102

Введение

Согласно Большой российской энциклопедии - «понятие «категории» (от греч. xaxnyopia - обнаружение, высказывание, признак) в философии, высшие роды бытия или предельно общие таксономические классы предикатов и/или обозначаемых ими объектов. Проблема категорий имеет фундаментальное значение в философии (онтологии, или общей теории бытия) и логике, а также в семантике и философии языка» [БРЭ 2020]. «Категории в философии - это основные понятия, которые показывают наиболее общие и важные свойства, стороны и отношения явлений реальности и познания» [Радченко, Гудзенко 2013]. Учение о категориях восходит к воззрениям Аристотеля, который выделял следующие категории: сущность, количество, качество, отношение, место, время, положение, состояние, действие, претерпевание.

«Исследователи выделяют типы категорий: 1) общефилософские (сущность, форма, содержание и др.); 2) общенаучные (материя, движение и т. д.); 3) общелингвистические (локальность, оценка, акцентность и т. д.); 4) текстовые (проспекция, ретроспекция и др.) [Жеребило 2010]».

Лингвистическая прагматика - это раздел лингвистики, изучающий способность человека с помощью лингвистических и паралингвистических средств выражать свои намерения и понимать намерения собеседника, исходя из контекста, в котором было

произнесено высказывание. Именно в этой связи исследование проблемы способов вербализации категорий не теряет своей актуальности, что играет важную роль в плане осмысления закономерностей функционирования языковой системы в целом.

Данная проблема остаётся значимой в течение длительного периода, поэтому ей посвящено множество философских и лингвистических работ, однако, на наш взгляд, накопленные знания требуют некоторого уточнения с точки зрения выделения особенности и специфики понятия категорий в философии и лингвистической прагматике.

Вопрос о том, как происходит процесс мышления человека на протяжении многих веков и до сих пор остается актуальным как для философии, так и для других областей науки, в том числе и для лингвистики.

Основная часть

«Само понятие «категория» введено Аристотелем (384-322 до н. э.), великим древнегреческим философом, создателем учения о метафизике, учеником Платона, основателем Перипатетической философской школы (ср. греч. Peripatos - крытая галерея), своего рода академии наук, в которой системно разрабатывались все области знания, связанные с миром и жизнедеятельностью человека» [Фефилов 2014]. Аристотель, в трактате «Категории» утверждал «...Из слов, высказываемых без какой-либо связи, каждое означает или сущность, или качество, или количество, или отношение, или место, или время, или положение, или обладание, или действие, или страдание».

Сущностью является, например, человек, лошадь. Количество - например, в два локтя, в три локтя. Качество - например, белое, сведущее в грамматике. Отношение, например, двойное, половинное, большое. Где - например, на площади, в Ликее. Когда - например, вчера, в прошлом году. Положение - например, лежит, сидит. Обладание - например, обут, вооружен. Действие - например, режет, жжет. Страдание - например, его режут, жгут. Каждое из перечисленных слов само по себе не обозначает никакого утверждения,< или отрицания >, но утверждение < или отрицание > по видимому, или истинно, или ложно; из слов же, высказываемых вне всякой связи, ни одно не является ни истиною, ни ложью, как, например, человек, белое, бежит, побеждает» [Аристотель1939: 6].

Как отмечает Г. Александров, «порядок категорий с точки зрения Аристотеля также вполне объясним. Сущность - реальная основа всех остальных общих понятий. Если бы не существовало первичных сущностей, то не могло бы существовать и ничего другого. Вполне понятно, что она должна стоять на первом месте. На второе место Аристотелем вслед за греческой наукой V века ставится количество» [Александров 1939: XII]. Причем «наиболее характерным для количества является - обозначаться как равное и неравное» [Аристотель 1939: 60].

«Без изменения количества невозможен переход бытия из одного состояния в другое, с количеством связаны различия предметов, отсюда оно предшествует качеству. После количества и качества идет отношение, место которого также строго и логично определено: отношение дает возможность сравнивать количество и качество явлений, проникать в строгую зависимость и связь предметов. С несколько меньшим основанием Аристотель устанавливает порядок следующих категорий, часто меняя его самым радикальным образом» [Александров 1939: XII].

Аристотель утверждает «... Таким же образом, если человек знает, что это вот данное есть лучшее, ему вследствие этого тут же необходимо определенно знать также и чего оно лучше. И у него будет только некоторое неопределенное знание, что это будет лучше того, что хуже: подобное суждение оказывается лишь предположением, но это - не научное знание, так он уже не будет точно знать, что это данное лучше, нежели худшее; случайным образом может не быть ничего, <что было бы> хуже его. Поэтому, если что-нибудь из числа, соотнесенного известно определенным образом, то, очевидно, необходимо также определенным образом знать и то, что по отношению к чему оно, это соотнесенное, высказывается.

Между тем, голову, руку и каждую из подобных вещей, которые принадлежат к сущностям, можно, как таковую определенно знать в ее существе, что она такое, но что касается того, по отношению к чему такие вещи высказываются, знать это нет необходимости: чья это голова или чья это рука - этого нельзя знать определенно. Поэтому такие предметы не принадлежат к числу соотнесенного. Если же сказать, что ни одна сущность не принадлежит к числу соотнесенного, то будет верно сказать, что ни одна сущность не принадлежит к соотнесенным вещам. Может быть трудно высказаться решительно о подобных вопросах, не обсудивши их многократно. Но продумать затруднения по поводу каждого из них не бесполезно» [Аристотель 1939: 25].

Качеством Аристотель называет все то (нечто такое), благодаря чему предметы признаются так или иначе качественно определенными. Качество принадлежит к числу слов, которые высказываются во многих значениях. Под одним родом качеств будем разуметь свойства и состояния (расположения). Свойство отличается от состояния (расположения) тем, что оно <гораздо> продолжительнее и устойчивее. Таковы наука и добродетели: в самом деле, наука принадлежит, по-видимому, к числу пребывающего и с трудом изменяющегося даже в том случае, если кто усвоил ее и в небольшой мере, - разве только произойдет значительная перемена вследствие болезни или чего-нибудь подобного. Таким же образом и добродетель, например, справедливость, рассудительность и все тому подобное, не поддается легко движению и изменению. Между тем между тем состояниями (расположениями) называются такие виды качеств, которые легко поддаются движению и быстро изменяются, каковы, например, тепло и холод, болезнь и здоровье, и все тому подобные состояния.

Интересно утверждение мыслителя о том, что «. те, кто не владеет науками в полной мере и легко поддаются изменениям, не признают обладателями некоторого свойства; между тем такие люди, во всяком случае, находятся в каком- то состоянии по отношению к науке - либо в худшем, либо в лучшем. Таким образом, свойство отличается от состояния тем, что последнее легко поддается изменению, а первое пребывает более продолжительное время и изменяется с большим трудом. И свойства являются вместе с тем состояниями, но состояния не являются обязательно свойствами» [там же: 26-27].

Также Аристотель приводит третий и четвертый роды качеств - пассивные качества и состояния (сладость, горечь и пр.) и фигуры и присущие каждому предмету формы. О науке, как о категории, Аристотель пишет, что «отдельные науки могут быть качествами, но не могут быть отношениями, в то же время «если бы одно и то же оказалось и отношением и качеством, то нисколько не было бы странно причислять его к обоим <этим> родам» [там же].

«К действию и страданию также применимы <и> противоположность, и <равным образом> «больше» и «меньше». В самом деле, нагревать и охлаждать, также - быть нагреваемым и быть охлаждаемым, и испытывать печаль, все это - вещи противоположные, и таким образом противоположность здесь применима».

В целом, как заключает Г. Александров, «категории бытия впервые были изложены в виде простейшей субординации, где еще не все линии связи различных сторон бытия были ясны, но принцип, то есть необходимость связи категорий, тщательно доказывался. В центре внимания стоит категория сущность, с ее количественной и качественной характеристикой. Проявляя все свои отношения во времени и пространстве, сущность обнаруживает себя деятельной и страдательной, переходя из одного состояния в другое. Каждая категория предполагает связь с другими и черпает свое содержание и свою значимость из объективно движущегося бытия. Категории, как вполне объективные стороны и состояния бытия и высказывания о них впервые представлены текучими и связанными. Диалектическая концепция развития, зародившись в философии Гераклита, нашла свое яркое продолжение в учениях Аристотеля о бытии и его категориях» [Александров 1939: XII].

Согласимся с исследователями, что категории образовались в ходе истории и развития общества на основе общественной практики. Они позволяют людям глубоко познавать окружающий их мир. Процесс познания предмета - не просто механический акт познания реальности в сознании людей, а сложный процесс перехода от данных, полученных при помощи чувств, к абстракции, от единичного к общему и так далее [Радченко, Гудзенко 2013].

В целом, как отмечает О. В. Лукин, «вклад в науку ... Аристотеля Стагирита (384322 гг. до н. э.) разными исследователями оценивается по-разному. Одни считают его заслугой как ученого незначительное развитие взглядов его учителя Платона Афинского, другие называют Аристотеля основателем традиционной грамматики, особенно учения о частях речи и синтаксиса. Очевидно, истина лежит где-то между этими точками зрения: Аристотель - величайший ученый, не основавший, но предвосхитивший появление языкознания. Однако важно то, что Аристотель подходил к языковедческим проблемам с философской точки зрения. Однако самое важное значение имеет самый факт того, что Аристотель был основателем и крупнейшим представителем классической (аристотелевской) логики, он был первым ученым, который глубоко и методически обоснованно задумался о структуре бытия и знания как такового. Десять аристотелевских категорий, оказали определяющее влияние на развитие всей науки в течение более двух тысячелетий. Категории сущности (субстанции), качества, количества, отношения, места, времени, положения, обладания, действия, страдания (претерпевания) в значительное степени отражали строение родного Аристотелю древнегреческого языка» [Лукин 2015: 16].

Каким образом понятие категорий отражается в языкознании?

Как отмечают исследователи, «философия - это наука о наиболее общих закономерностях изменения в пространстве и времени таких материальных сущностей (систем), как бытие, человеческое общество, мышление (сознание) и язык [а также музыка и ИЗО], состоящих из двуплановых гетерогенных элементов, объединяющихся в подсистемы,

характеризующиеся структурой и функцией» [Бартков 2022]. «Основные понятия философии - принципы, законы и категории - широко используются в конкретных науках для описания, объяснения, подтверждения или опровержения полученных фактов и выводов, а также сформированных на их основе гипотез и теорий» [там же].

Как отмечается в энциклопедическом издании, «в учении о категориях различают два основных подхода: собственно, онтологический (реалистический), в соответствии с которым система категорий дает полный состав реальности, и понятийный (концептуалистический), который ограничивает свои задачи классификацией не объектов самой реальности, а наших понятий о ней. Классическим представителем реалистического подхода считается Аристотель, концептуалистического - Иммануил Кант.

Близко к последнему дескриптивистское направление Э. Гусерля, исходящее из выявления семантических категорий (видов значений), на основании которых затем устанавливаются онтологические категории как корреляты первых. Наконец, всем этим подходам в истории философии противостояло скептическое направление, отрицавшее саму возможность построения универсальной системы категорий или стремившееся заменить такое системотворчество исследованием конкретных категориальных различий в языке и мысли, выдвигая на первый план анализ логических ошибок и устранение так называемых философских псевдопроблем. В XX в. скептическая тенденция характерна, прежде всего, для англо-американской аналитической философии.

В дофилософском употреблении греческое слово кaтnyopía обозначало «обвинение» или «оговор» (противника в суде). В логике и метафизике Аристотеля оно стало термином, обозначающим «оговаривание» субъекта предикатом или «сказывание» сказуемого о подлежащем. Платон, еще не употребляя термин «категории», выдвинул в качестве фундаментальных категорий две пары противоположностей: тождество и различие, движение (изменение) и покой. Аристотелевское учение о категориях («предикатах») формально представляет собой классификацию всех возможных значений глагола «быть» и типов предикации, соответствующих различным родам бытия» [БРЭ 2009 т. 13: 334].

«В учении Аристотеля можно выделить два аспекта: категории - то, что как организована сама действительность и одновременно то, как её можно описать вербальными средствами. Важно отметить, что категория сущности является субстанцией, а остальные 9 категорий - акциденции - «случайные, несущественные» свойства вещи» [БСЭ]. Проблема категорий и их дифференциации остаётся значимой и в средние века, однако под влиянием патристики и схоластики категории используются для описания Бога. Например, Аврелий Августин, Северин Боэций предпринимают попытку адаптировать учение о категориях Аристотеля к потребностям христианской религии и рассуждают о том, какие именно аристотелевские категории присущи Богу» [Фокин 2016].

Как отмечает Хорхе Грасиа, «даже беглое обсуждение, которое мы здесь представили, должно прояснить некоторые вещи о развитии теории категорий в средние века. Во-первых, взгляды Аристотеля оказывали необычайное влияние на протяжении всего периода, поскольку его категории постоянно присутствовали в средневековых дискуссиях о категориях. Во-вторых, произошли серьезные изменения в мышлении по этой теме в зависимости от доступности различных источников и влияния различных философских традиций.

В раннем средневековье неоплатонические работы, такие как Categoriae decem, были очень важны, тогда как позже влияние этих работ ослабло и доминирующим стал более аристотелевский подход. В-третьих, несмотря на влияние Аристотеля, средневековые авторы прокладывали новые пути, которые часто шли вразрез с явными взглядами Аристотеля; нам достаточно подумать, например, о количестве категорий. Они также поднимали вопросы, которые не были явно поставлены Аристотелем, такие как способ установления категорий.

В-четвертых, произошли значительные изменения в способах обсуждения общей темы категорий и инструментах, используемых для ее решения; логика позднего средневековья играла все более важную роль в дискуссиях, терминология становилась более точной, поднимаемые вопросы прояснялись, а противоречия становились все более острыми. Наконец, актуальность категорий для метафизических проблем стала решающей, так что именно в контексте метафизических работ, таких как Комментарий Аквинского к "Метафизике" Аристотеля и Метафизические диспуты Суареса, мы находим одни из самых насыщенных дискуссий» [Хорхе Грасиа 2016: эл. р.].

И. Кант, считая саму реальность «как таковую», или «вещь в себе», непознаваемой, а, следовательно, и категориальный анализ её невозможным, признавал, что существуют априорные категориям мысли - «чистые понятия рассудка», которые налагаются на явления или объекты познания. В «Критике чистого разума» Кант выводит свою систему категорий из классификации возможных форм суждения. Всякое суждение может быть классифицировано в соответствии с его количеством, качеством, отношением и модальностью. Внутри каждого из этих четырех аспектов проводится дальнейшее тройное подразделение: так, в аспекте количества суждение может быть общим, частным или единичным; в аспекте отношений - категорическим, гипотетическим или дизъюнктивным, и т. д.

Таким путем Кант устанавливает 12 чистых категории рассудка: количество (единство, множество, целокупность); качество (реальность, отрицание, ограничение); отношение (соотносительные понятия субстанции и акциденции, причины и действия, а также понятия взаимодействия); модальность (понятия возможности и невозможности, существования и несуществования, необходимости и случайности). Как и у Аристотеля, таблица категорий у Канта является понятийным инструментарием для полного описания любого объекта» [БРЭ 2009 т.13: 335].

«Мы не можем мыслить ни одного предмета иначе как с помощью категорий; мы не можем познать ни одного мыслимого предмета иначе как с помощью созерцаний, соответствующих категориям», - писал И. Кант [Кант1964: 117].

Развитие учения о категориях получило в трудах Г. В. Ф. Гегеля. Философ основывается на идее о том, что языковое мышление человека категориально: «формы мысли выявляются и отлагаются, прежде всего, в человеческом языке. <...> Во все, что он делает своим, проник язык, а все то, что человек превращает в языки, выражает в языке, содержит в себе <...> некоторую категорию; в такой мере свойственно его природе логическое» [Гегель 2013: 6-7]. Согласно концепции Г. В. Ф. Гегеля, мысль объективна, а категории - содержание чистой мысли, формы мышления и самого бытия, что отличает взгляд Гегеля от позиции Канта.

«Заметим, что в книге «Диалектический и исторический материализм» один из разделов, описывающих категории, называется: «единичное, особенное, всеобщее». Однако далее рассматриваются только две категории - единичное и всеобщее, а промежуточная категория: «особенное», далее вообще не упоминается, что является верным, так как все категории философии разбиваются на пары противоположных. Поскольку мир, в котором мы живём, является дуалистическим, дихотомическим, парным, то и категории организовываются в пары. В. И. Ленин [в «Философских тетрадях»] добавил слово «особенное» как уточнение, почти тавтологичной категории «единичного», а не как некую новую категорию» [Бартков 2022: 4].

Наследие Гегеля было воспринято марксистской философией, в рамках которой предпринимались попытки развития концепции категорий. Категория трактуется как отражение наиболее общих объективных свойств бытия и практической деятельности, выражающееся в понятиях философии. Считается, что категории образуют систему мышления, которая формируется, изменяется с течением истории, поэтому мыслительный строй не является априорным или абсолютным. В ходе индивидуального развития человека он формируется при усвоении языка. Возникновение категориального строя мышления приравнивается к становлению человеческого мышления в целом как в филогенезе, так и в онтогенезе. В. И. Ленин подчеркивает также познавательную функцию категорий: «моменты познания человеком природы - вот что такое категории логики» [Ленин 1969: 180].

В марксизме также утверждается социальная природа категорий, так как они трактуются как отражения общественно-исторической деятельности людей.

Характеризуя современный этап, можно отметить позицию В. С. Степина, который пишет, что «в каждую эпоху формы познания осуществляются в соответствии с исторически сложившимися категориями, в которых отражены свойства бытия, раскрытые предшественниками. Категории фиксируют определенный способ деления и синтеза объектов мира, развиваются с эволюцией общественно-исторической практики, выступают как совокупность опыта, который служит опорой для последующих поколений» [Степин 1985: 120].

В настоящее время, по мнению В. В. Орлова, «интерес к проблеме построения системы категорий фактически исчез. Насколько мы можем судить по доступной нам зарубежной литературе и её российским обзорам, этот интерес утрачен и в зарубежной философской мысли» [Орлов 2010]. В. В. Орлов полагает «необходимым существенный прорыв авангарда интеллектуальной культуры - научной философии. Этот прорыв включает создание развернутой системы категорий» [там же].

Очевидно, отмечает В. В. Орлов, «в настоящее время задача научной философии состоит в разработке развернутой, или полной, системы категорий. Добавим мимоходом -несмотря ни на какие малокомпетентные или просто безграмотные нападки прошлых и в особенности последних двух десятков лет на научную философию, следует учесть, конечно, и тот впечатляющий факт, как международная научная и не только научная общественность (включая Папу Бенедикта XYI) с уважением вспоминали «Капитал» в эпоху нового мирового кризиса» [там же: 5].

Как отмечает Е. И. Шеремета, «одной из самых отличительных особенностей человечества является использование форм языка в качестве средства общения, а языковые явления затрагивают множество фундаментальных философских вопросов. Как, например,

системы звуков и видимых знаков могут представлять мир? Как язык соотносится с мышлением и как нам лучше всего понять многообразие применений языка? Некоторые вопросы философии языка пересекаются с логическими вопросами и теми, которые изучаются в рамках лингвистики, в то время как некоторые взаимодействуют с философией разума и психологией; а другие относятся, скажем, к тому, как использование языка может отражать политические обязательства и воздействовать на социальные реалии» [Шеремета 2023].

В целом, кратко исследовав эволюцию философских взглядов на содержание и дифференциацию категорий, возможно проследить их непосредственную связь с лингвистикой. Как указал французский лингвист Э. Бенвенист, «категории Аристотеля являются классификацией частей речи: сущность - существительное, качество -прилагательное, количество - числительное, отношение - сравнительная степень прилагательного, действие и страдание - активный и пассивный залог глагола и т. д.» [Бенвенист 1974: 6].

Исследователь, рассматривая вопрос о связи языка и мышления, обратился к понятию «категории», которые являются, по его словам, «посредниками» между языком и мышлением. Утверждая, что категории «предстают не в одном и том же виде в зависимости от того, выступают ли они как категории мышления или как категории языка» [Бенвенист 1974: 104]. Обращаясь к Э. Бенвенисту в том, что «возможность мышления вообще неотрывна от языковой способности, поскольку язык - это структура, несущая значение, и мыслить - значит оперировать знаками языка» [там же: 114], рассмотрим категории языка.

В период универсальных грамматик (XVII-XVШ вв.) предпринимаются попытки создать всеобщую грамматическую систему, основанную на обобщении данных отдельных языков. Одной из наиболее значимых работ этого периода является «Грамматика Пор-Рояль» А. Арно и К. Лансло, созданная в 1660 г. Одной из задач этой книги является выделение категорий языка, то есть выявление таких свойств, которые являются общими для всех языков. Авторы грамматики полагали, что «выполнить эту задачу возможно путём определения способов вербализации логических категорий понятие, суждение, умозаключение. Например, суждение приравнивалось к предложению, а слово - к понятию, что отождествляло логические и языковые категории» [Арно, Лансло 1990].

Вопрос о связи языка и мышления также рассматривали представители психологического направления в языкознании (В. фон Гумбольдт, Г. Штейнталь, А. А. Потебня и др.). Язык признавался средством создания мысли, а каждый отдельный язык - проявлением «духа народа», выражением внутренних, психических процессов.

Представляется значимым отметить, что А. А. Потебня в труде «Из записок по русской грамматике» проводит разграничение между языковыми и неязыковыми (логическими) категориями, так как последние, по мнению языковеда, не имеют «народных различий» [Потебня 1958].

О. Есперсен вводит в языкознание термин «понятийные категории». В работе «Философия грамматики» автор указывает на то, что это внеязыковые категории, которые являются универсальными, так как они применимы ко всем языкам [Есперсен 1992]. Они представляют собой смысловые комплексы, которые могут быть выражены в языке различными средствами.

Полагаем, следует согласиться с И. И. Мещаниновым о том, что «существует разница между категориями, выраженными в строе языка, и категориями, выраженными посредством языка [Мещанинов, 1945]. Иными словами, имеются в виду два типа категорий - собственно языковые и надъязыковые (смысловые)».

«Рассматривая собственно языковые категории, можно выделить грамматические категории - систему противопоставленных друг другу грамматических форм с однородными значениями. Грамматические категории подразделяются на морфологические и синтаксические. Примером морфологических категорий могут служить категории времени, залога, лица у глагола, рода, числа, падежа у существительного и прилагательного в русском языке и т. д. Морфологические категории отражают строение слова. Синтаксические категории выражают зависимость одних форм в выказывании от других. Выделяют также словообразовательные категории - совокупности словообразовательных типов, которые объединены общим деривационным значением, причём средства выражения данного значения могут быть различны (к примеру, категория имен существительных со значением «исполнитель действия»).

Надъязыковые категории - мыслительные категории, выделяемые на основе семантических функций. Функциональное направление в лингвистике занимается рассмотрением и выделением таких категорий, которые в его рамках названы функционально-семантическими (семантическими).

Функционально-семантическая категория - обобщённое значение, представленное системой единиц различных уровней языка, которые взаимодействуют на основе общности их смысловой функции» [Бондарко 2004: 7-10]. В функциональной грамматике выделяются несколько функционально-семантических категорий, например, инструментальность, временная локализованность, таксис, каузативность и проч. Подчеркивается, что список данных категорий не является исчерпывающим или закрытым.

В рамках науки о языке категории рассматриваются «в широком смысле как любая группа языковых элементов, выделяемая на основании какого-либо общего свойства; в строгом смысле как некоторый признак (параметр), который лежит в основе разбиения обширной совокупности однородных языковых единиц на ограниченное число непересекающихся классов, члены которых характеризуются одним и тем же значением данного признака» [ЛЭС 1990].

Заключение

В целом, сравнивая понятия категорий в философии и лингвистике, мы можем выделить общие черты и направления в изучении данных научных областей. Все они изучают человека, в разной степени его деятельности и продукты человеческой деятельности. Однако, полагаем, именно лингвистическим моментам уделяется значительное внимание в философии, которая является фундаментальным средством описания реальной действительности и главным инструментом человеческого общения.

Категории образовались в ходе истории и развития общества на основе общественной практики. Они позволяют людям глубоко познавать окружающий их мир. Как отмечает большинство авторов, процесс познания предмета - не просто механический акт познания реальности в сознании людей, а сложный процесс перехода от данных, полученных при

помощи чувств, к абстракции, от единичного к общему и так далее. Каждое философское учение в истории философской мысли представляет собой некоторую систему категорий, общих понятий, поскольку философия - наиболее общее учение о мире и человеке.

Так, учение Аристотеля о категориях продолжило развитие взглядов Платона Афинского, ряд ученых называют Аристотеля основателем традиционной грамматики, особенно учения о частях речи и синтаксиса. Как показало изучение литературы, следует согласиться, что очевидно, истина лежит где-то между этими точками зрения: Аристотель - величайший ученый, не основавший, но предвосхитивший появление языкознания. Однако важно то, что Аристотель подходил к языковедческим проблемам с философской точки зрения.

Также значителен факт того, что Аристотель был основателем и крупнейшим представителем классической (аристотелевской) логики, он был первым ученым, который глубоко и методически обоснованно задумался о структуре бытия и знания как такового. Кроме того, десять аристотелевских категорий, оказали определяющее влияние на развитие всей науки в течение более двух тысячелетий. Категории сущности (субстанции), качества, количества, отношения, места, времени, положения, обладания, действия, страдания (претерпевания) в значительной степени отражали строение родного Аристотелю древнегреческого языка.

Иммануил Кант существенно дополнил аристотелевское учение о категориях, выделив двенадцать чистых категорий рассудка: количество (единство, множество); качество (реальность, отрицание, ограничение); отношение (соотносительные понятия субстанции и акциденции, причины и действия, а также понятия взаимодействия); модальность (понятия возможности и невозможности, существования и несуществования, необходимости и случайности).

Изучение исторических этапов решения вопроса о выделении категорий в философии и языкознании дает основание сделать вывод о связи и взаимовлиянии философии и лингвистики на протяжении двух тысячелетий. В современном российском языкознании выделяют грамматические, лексические, семантические, морфологические, фонологические, прагматические и другие категории. Данные категории весьма объемны и изучаются такими отраслями лингвистики как морфология, фонология, семантика, прагматика и пр. Образно выражаясь, философские категории нашли непосредственное продолжение в лингвистике, подобно корням зеленеющего и цветущего дерева, именуемого языкознанием. В то же время понятие «категории» является базовым, достаточно универсальным и используется самыми разнообразными науками.

Список литературы

1. Алпатов В. Языкознание: От Аристотеля до компьютерной лингвистики. М. : Альпина нон-фикшн, 2024. 256 с.

2. Аристотель. Категории / под ред. Г. Ф. Александрова (с примечаниями и предисловием), Перевод А. В. Кубицкого. Государственное социально-экономическое издательство. М., 1939. 130с. https://www.calameo.com/books/004859225a74ecf7aa86b (дата обращения: 21.07.2024).

3. Арно А., Лансло К. Грамматика общая и рациональная Пор-Рояля. М. : Прогресс, 1990. 273 с. URL: https://www.//Downloads/arno_a-lanslo_kl-grammatika_obshhaja_i_racionalnaj.pdf(дата обращения: 26.07.2024).

4. Бартков Г. И. Лингвистика и философия. Часть 2. Принципы, законы и категории // Дневник науки. № 8. 2022. URL: www.dnevniknauki.ru | СМИ ЭЛ № ФС 77-68405 ISSN 2541-8327 (дата обращения: 03.08.2024).

5. Бенвенист Э. Категории мысли и категории языка // Общая лингвистика / под ред. Ю. С. Степанова. М. : Прогресс, 1974. С. 104-114.

6. Бирюк И. Д. Лингвистическая прагматика в свете современной теории коммуникации // Электронная библиотека МГУ и А. Кулешова (электронная версия).

7. Бондарко А. В. Теоретические проблемы русской грамматики. СПб. : С.-Пет. гос. ун-т. 2004. 208 с.

8. Гегель Г. В. Ф. Наука логики // Сочинения. М. : Книга по Требованию, 2013. Т. V. 816 с.

9. Грасиа, Хорхе и Ллойд Ньютон. Средневековые теории категорий // Стэнфордская философская энциклопедия (Зимнее издание 2016 года), Эдвард Н. Залта (ред.). URL: https://plato.stanford.edu/archives/win2016/entries/medieval-categories/ (дата обращения: 03.08.2024).

10. Есперсен О. Философия грамматики / перевод с английского В. В. Пассека и С. П. Сафроновой ; под ред. и с предисл. проф. Б. А. Ильиша. М. : Издательство иностранной литературы. 1958. 358 с.

11. Кант И. Критика чистого разума. Сочинения в шести томах / под общ. ред. В. Ф. Асмуса, А. В. Гулыги Т. И. Ойзермана. М. : Мысль, 1964. Т. 3. 799 с.

12. Ленин В. И. Полное собрание сочинений. М. : Изд-во политической литературы, 1969. Т. 29. 783 с.

13. Лукин О. В. История языкознания с VI в. до н. э. до середины XX в. : учебное пособие. Ярославль : РИО ЯГПУ, 2015. 80 с.

14. Мещанинов И. И. Понятийные категории в языке // Труды Военного института иностранных языков. М., 1945. № 1. C. 5-17.

15. Орлов В.В. Особенности системы категорий философии Г.В.Ф. Гегеля // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2010. № 4. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/osobennosti-sistemy-kategoriy-filosofii-g-v-f-gegelya (дата обращения: 20.08.2024). EDN: NCDGMD

16. Потебня А. А. Из записок по русской грамматике. М. : Учпедгиз, 1958. Т. 1. С. 69-91.

17. Радченко Е. В., Гудзенко Д. В. Термины и понятия современной лингвистики // Проблема категории отношения в современной философии, логике и языкознании. 2013. Том 10. № 2 (электронная версия).

18. Степин В. С. Социокультурная обусловленность эвристической функции философии в научном познании // Ленинская теория отражения как методология научного познания. Минск, 1985. С. 88-123.

19. Фефилов А. И. Феномен языка в философии и лингвистике : учебное пособие. URL: https://fil.wikireading.ru/82107 (дата обращения: 20.07.2024).

20. Шеремета Е. И. Взаимосвязь философии с лингвистикой // Филологический аспект : международный научно-практический журнал. 2023. № 11 (103). URL: https://scipress.ru/philology/articles/vzaimosvyaz-filosofii-s-lingvistikoj .html (дата обращения: 09.08.2024). EDN: PCKPVY

Словари и энциклопедии

1. Большая российская энциклопедия: в 30 т. / Председатель Науч.-ред. совета Ю. С. Осипов. Отв. ред. С. Л. Кравец. Т. 13. Канцелярия конфискации Киргизы. М. : Большая Российская энциклопедия, 2008. 783 с.: ил.: карт.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Большая Российская Энциклопедия. URL: https://old.bigenc.ru/philosophy/text/2052425 (дата обращения: 20.07.2024).

3. БСЭ - Большая советская энциклопедия / В. В. Соколов // Акциденция. URL: https://gufo.me/dict/bse/Акциденция (дата обращения: 03.07.2024).

4. ЛЭС - Лингвистический энциклопедический словарь / гл. ред. В. Н. Ярцева. М. : Советская энциклопедия, 1990. URL: http://tapemark.narod.ru/les/ (дата обращения: 20.08.2024).

5. Словарь лингвистических терминов Жеребило URL: https://gufo.me/dict/linguistics_zherebilo/%D0%BA%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%B3%D0%BE %D1%80%D0%B8%D0%B8 (дата обращения: 20.08.2024).

6. ФС - Философский словарь. URL: https://gufo.me/dict/philosophy_dict (дата обращения: 09.07.2024).

References

1. Alpatov V. Yazykoznanie: Ot Aristotelya do komp'yuternoy lingvistiki [Linguistics: From Aristotle to Computational Linguistics]. Moscow, Al'pina non-fikshn, 2024, 256 p. (In Russ.).

2. Aristotel'. Kategorii [Aristotle Categories]. Ed. by G. F. Alexandrova. Gosudarstvennoe sotsial'no-ekonomicheskoe izdatel'stvo. Moscow, 1939, 130 p.

https://www.calameo.com/books/004859225a74ecf7aa86b (accessed: 21.07.2024).

3. Arno A., Lanslo K. Grammatika obshchaya i ratsional'naya Por-Royalya [General and rational grammar of Port-Royal]. Moscow, Progress, 1990, 273 p. (In Russ.). Available at: https://www.//Downloads/arno_a-lanslo_kl-grammatika_obshhaja_i_racionalnaj.pdf (accessed: 26.07.2024).

4. Bartkov G. I. Lingvistika i filosofiya. Chast' 2. Printsipy, zakony i kategorii [Linguistics and Philosophy. Part 2. Principles, Laws and Categories]. Dnevnik nauki [Science Diary]. No. 8, 2022. (In Russ.). Available at: www.dnevniknauki.ru | SMI EL № FS 77-68405 ISSN 2541-8327 (accessed: 03.08.2024).

5. Benvenist E. Kategorii mysli i kategorii yazyka [Categories of thought and categories of language]. Obshchaya lingvistika [General linguistics]. Ed. by Yu. S. Stepanova. Moscow, Progress, 1974, pp. 104-114. (In Russ.).

6. Biryuk I. D. Lingvisticheskaya pragmatika v svete sovremennoy teorii kommunikatsii [Linguistic pragmatics in the light of modern communication theory]. Elektronnaya bibliotekaMGUi A. Kuleshova [MSU Electronic Library and A. Kuleshov]. (In Russ.).

7. Bondarko A. V. Teoreticheskie problemy russkoy grammatiki [Theoretical problems of Russian grammar]. Saint Petersburg, Sankt-Peterburgskij gosudarstvennyj universitet, 2004, 208 p. (In Russ.).

8. Gegel' G. V. F. Nauka logiki [Science of logic]. Sochineniya [Essays]. Moscow, Kniga po Trebovaniyu, 2013, vol. V, 816 p. (In Russ.).

9. Grasia, Khorkhe i Lloyd N'yuton. Srednevekovye teorii kategoriy [Medieval Category Theories]. Stenfordskayafilosofskaya entsiklopediya [Stanford Encyclopedia of Philosophy]. Ed. by N. Zalta (red.), (In Russ.). Available at: https://plato.stanford.edu/archives/win2016/entries/medieval-categories/ (accessed: 03.08.2024).

10. Espersen O. Filosofiya grammatiki [Philosophy of grammar]. Ed. by B. A. Il'isha. Moscow, Izdatel'stvo inostrannoy literatury, 1958, 358 p. (In Russ.).

11. Kant I. Kritika chistogo razuma [Critique of Pure Reason]. Works in 6 volumes. Ed. by V. F. Asmusa, A. V. Gulygi T. I. Oyzermana. Moscow, Mysl', 1964, vol.3. 799 p. (In Russ.).

12. Lenin V. I. Polnoe sobranie sochineniy [Complete set of works]. Moscow, Izd-vo politicheskoy literatury, 1969, vol. 29, 783 p. (In Russ.).

13. Lukin O. V. Istoriya yazykoznaniya s VI v. do n. e. do serediny XX v. [History of linguistics from the 6th century BC to the mid-20th century]. Yaroslavl, RIO YaGPU, 2015, 80 p. (In Russ.).

14. Meshchaninov I. I. Ponyatiynye kategorii v yazyke [Conceptual categories in language]. Trudy Voennogo instituta inostrannykhyazykov [Proceedings of the Military Institute of Foreign Languages]. Moscow, 1945, no. 1, pp. 5-17. (In Russ.).

15. Orlov V.V. Osobennosti sistemy kategoriy filosofii G.V.F. Gegelya [Features of the system of categories of philosophy of G.V.F. Hegel]. VestnikPermskogo universiteta. Filosofiya. Psikhologiya. Sotsiologiya [Bulletin of Perm University. Philosophy. Psychology. Sociology]. 2010, no. 4. (In Russ.). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-sistemy-kategoriy-filosofii-g-v-f-gegelya (accessed: 20.08.2024). EDN: NCDGMD

16. Potebnya A. A. Iz zapisok po russkoy grammatike [From notes on Russian grammar]. Moscow, Uchpedgiz, 1958, vol. 1, pp. 69-91. (In Russ.).

17. Radchenko E. V., Gudzenko D. V. Terminy i ponyatiya sovremennoy lingvistiki [Terms and concepts of modern linguistics]. Problema kategorii otnosheniya v sovremennoy filosofii, logike i yazykoznanii [The problem of the category of relation in modern philosophy, logic and linguistics]. 2013, vol. 10, no. 2. (In Russ.).

18. Stepin V. S. Sotsiokul'turnaya obuslovlennost' evristicheskoy funktsii filosofii v nauchnom poznanii [Sociocultural determinacy of the heuristic function of philosophy in scientific knowledge]. Leninskaya teoriya otrazheniya kak metodologiya nauchnogo poznaniya [Lenin's theory of reflection as a methodology of scientific knowledge]. Minsk, 1985, pp. 88-123. (In Russ.).

19. Fefilov A. I. Fenomen yazyka v filosofii i lingvistike [The phenomenon of language in philosophy and linguistics]. (In Russ.). Available at: https://fil.wikireading.ru/82107 (accessed: 20.07.2024).

20. Sheremeta E. I. Vzaimosvyaz' filosofii s lingvistikoy [The relationship between philosophy and linguistics]. Filologicheskiy aspekt: mezhdunarodnyy nauchno-prakticheskiy zhurnal [Philological aspect: international scientific and practical journal]. 2023, no. 11 (103). (In Russ.). Available at: https://scipress.ru/philology/articles/vzaimosvyaz-filosofii-s-lingvistikoj.html (accessed: 09.08.2024). EDN: PCKPVY

Dictionaries and encyclopedias

1. Bol'shaya rossiyskaya entsiklopediya [The Great Russian Encyclopedia]. In 30 vol. Chairman of the Scientific and Editorial Council Yu. S. Osipov. Ed. by S. L. Kravets, vol. 13. Moscow, Bol'shaya Rossiyskaya entsiklopediya, 2008, 783 p. (In Russ.).

2. Bol'shaya Rossiyskaya Entsiklopediya [The Great Russian Encyclopedia]. (In Russ.). Available at: https://old.bigenc.ru/philosophy/text/2052425 (accessed: 20.07.2024).

3. BSE - Bol'shaya sovetskaya entsiklopediya [The Great Soviet Encyclopedia]. Aktsidentsiya [Accident]. Sokolov V. V. (In Russ.). Available at: https://gufo.me/dict/bse/Aktsidentsiya (accessed: 03.07.2024).

4. LES - Lingvisticheskiy entsiklopedicheskiy slovar' [Linguistic Encyclopedic Dictionary]. Ed. by V. N. Yartseva. Moscow, Sovetskaya entsiklopediya, 1990. (In Russ.). Available at: http://tapemark.narod.ru/les/ (accessed: 20.08.2024).

5. Slovar' lingvisticheskikh terminov Zherebilo [Dictionary of linguistic terms Zherebilo]. (In Russ.). Available at:

https://gufo.me/dict/linguistics_zherebilo/%D0%BA%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%B3%D0%BE %D1%80%D0%B8%D0%B8 (accessed: 20.08.2024).

6. FS - Filosofskiy slovar' [Philosophical Dictionary]. (In Russ.). Available at: https://gufo.me/dict/philosophy_dict (accessed: 09.07.2024).

Информация об авторе Л. А. Соболева - старший преподаватель, кафедра социальной работы и конфликтологии, Пермский государственный национальный исследовательский университет.

Information about the author L. A. Soboleva - Senior Lecturer, Department of Social Work and Conflictology, Perm State University.

Статья поступила в редакцию 15.11.2024; одобрена после рецензирования 15.12.2024; принята к публикации 20.01.2025.

The article was submitted 15.11.2024; approved after reviewing 15.12.2024; accepted for publication 20.01.2025.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.