УДК 338.2
Вестник СибГАУ Т. 16, № 4. С. 1014-1021
КАТЕГОРИАЛЬНОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА
О. Б. Воейкова*, В. И. Лячин
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
E-mail: [email protected]
Формирование инновационной экономики в России требует теоретического осмысления малоизученной экономистами категории инновационного пространства, что является особенно важным в условиях становления постиндустриальной общественно-экономической формации, которая всецело зависит от увеличения масштабов инновационной деятельности, роста численности инновационно ориентированных объектов, их пространственного расширения на основе горизонтальных и вертикальных пространственных связей.
Цель данной статьи заключается, прежде всего, в поиске возможных методологических подходов к категориальному определению инновационного пространства как особой экономической категории. В этой связи были предложены три возможных приема к исследованию инновационного пространства, в соответствии с которыми и сделана обобщающая дефиниция данной экономической категории.
В качестве первого методологического приема используется систематизированная совокупность пространственных принципов, позволяющих охарактеризовать основные свойства инновационного пространства с точки зрения естественно-научных представлений о пространстве. Второй предлагаемый методологический прием основан на использовании представлений о свойствах инновационной среды, которые во многом определяют свойства инновационного пространства.
Для исследования структурного состава и пространственной координации объектов инновационного пространства предлагается использовать еще один методологический прием, основанный на применении системных принципов. Делается акцент на том, что инновационное пространство представляет собой открытую самоорганизующуюся систему, а потому является объектом для исследования на основе системного подхода. В результате были обоснованы системообразующий элемент и системообразующая функция инновационного пространства, задающие его единое функциональное назначение.
Главным выводом проделанной работы является развернутая дефиниция рассматриваемой экономической категории, согласно которой инновационное пространство определяется как системная форма организации объектов инновационной деятельности, основанная на социально-экономических отношениях и направленная на инновационное преобразование действительности, характеризующаяся соответствующей структурой, конфигурацией и территориальной протяженностью.
Проблема исследования инновационного пространства и способов его организации имеет значимость для любой из отраслей народного хозяйства, в том числе и для ракетно-космической отрасли (РКО). Это обусловлено необходимостью пространственной организации инновационной сферы РКО, что предполагает поиск решений по координации объектов инновационной инфраструктуры с разной степенью удаленности друг от друга, а также с нарушенными либо с несформированными разнопорядковыми интеграционными связями.
Ключевые слова: инновационное пространство, пространственные принципы как метод исследования, пространственная организация объектов инновационной деятельности.
Vestnik SibGAU Vol. 16, No. 4, P. 1014-1021
CATEGORICAL DEFINITION OF INNOVATIVE SPACE
O. B. Voeykova*, V. I. Lyachin
Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: [email protected]
Formation of innovative economy in Russia requires a theoretical understanding of the innovative space category which is poorly understood by economists. This is especially important in the formation of post-industrial socioeconomic structure, which entirely depends on the scale of innovative activity, growth in the number of innovation-oriented objects, their spatial extension based on the horizontal and vertical spatial relations.
The purpose of this article is to look for possible methodological approaches to categorical definition of innovative space as a special economic category. In this regard, three possible admissions to the study of innovative space were proposed, in accordance with which a generalizing definition of this economic category was made.
As a first methodological technique a systematic set of spatial principles, in order to characterize the basic properties of innovative space from the point of view of natural science concepts of space is used. The second methodological technique, proposed in the article, is based on the use of ideas about the properties of the innovative environment, which largely determine the properties of the innovation space.
To study the structural composition and spatial coordination of innovative space objects it is proposed to use another methodological technique based on the application of systemic principles. The article focuses on the fact that innovation space is an open self-organizing system, and therefore this is the object of study on the basis of system approach. The result has been substantiated backbone element and innovative system-function space, defining its single functional purpose.
The main conclusion of this work is expanded definition of considered economic categories, according to which innovation space is defined as a system's form of organization of innovation activity objects based on socio-economic relations that are innovative and aimed at the transformation of reality, characterized by an appropriate structure, configuration and territorial extent.
The problem of innovative space research and the ways of its organization have significance for any of the sectors of the economy, including for the space industry (RCO). This is so that the spatial organization of innovation sphere of RCO, which involves finding solutions for the coordination of innovative infrastructure objects with varying degrees of remoteness from each other, as well as broken or not formed over different integration links.
Keywords: innovation space, spatial principles as a method to study spatial organization of objects of innovation activity.
Введение. Идея инновационного пространства является фундаментальной как для экономической теории, так и для миропонимания в целом, поскольку она отражает сущность глубинных изменений, происходящих в экономическом и в общественном развитии человечества. Изменений, вызванных переходом от индустриальной цивилизации с преобладающим использованием невозобновляемых природных ресурсов к постиндустриальному развитию, основанному на инновационном обновлении общества и всех его систем, а также на развертывании в пространстве и времени мирового инновационного процесса. Однако в настоящее время, несмотря на интенсивное развитие инноватики как самостоятельной отрасли научного знания, изучающей закономерности инновационных изменений в макро- и микроэкономических системах, пока еще не сформировалось представление о сущности данной фундаментальной категории, и нет целостной концепции организации инновационного пространства.
Понятие «инновационное пространство», несмотря на его широкое использование в экономической литературе, употребляется большинством исследователей главным образом в контекстном плане, без соответствующего теоретического обоснования, что фактически не позволяет установить качественную определенность данной экономической категории, представить ее сущностное содержание. При этом понимание устройства инновационного пространства, его основных свойств и законов позволило бы обеспечить решение актуальных проблем его организации, а многие понятия инноватики могли бы раскрыться совершенно с иной стороны с учетом использования более глубокого содержания этой категории.
Категория пространства в общенаучном представлении. Для того чтобы категориально определить инновационное пространство, воспользуемся, в первую очередь, достаточно хорошо изученными естест-
венно-научным и философским представлениями о пространстве. Так, с философской точки зрения пространство есть объективная всеобщая форма бытия материального мира, характеризующая его протяженность, структурность, сосуществование и взаимодействие его внутренних элементов [1].
Помимо этого, естественная наука, уделявшая достаточно пристальное внимание категории пространства-времени, накопила ряд положений, которые могут быть представлены определенной совокупностью пространственных принципов и использованы для исследования основных свойств инновационного пространства.
Можно выделить десять основных пространственных принципов, отражающих характерные свойства пространства как научной категории.
1. Объективность, т. е. существование пространства независимо от восприятия субъекта.
2. Всеобщность, т. е. его абсолютность и целостность.
3. Неразрывность с материей, т. е. невозможность его существования вне материи и движения.
4. Неотделимость от времени.
5. Бесконечность или неограниченность пространства, проистекающая из бесконечности материального мира.
6. Протяженность, отражающая размеры пространства.
7. Непрерывность, характеризующаяся отсутствием в пространстве разрывов и пустот и образующая диалектическое единство с дискретностью (прерывностью), представленной разнообразием и неповторимостью структурных компонентов материи, формирующих пространство, тесная взаимосвязь которых, единство и целостность обусловливают существование непрерывности.
8. Относительность, т. е. существование пространства в конкретных формах соответственно формам
движущейся материи. Пространство, являясь формой связи объектов материального мира, принимает конфигурацию этой материи. Данное обстоятельство отмечено релятивистской концепцией пространства, основанной на теории относительности А. Эйнштейна, согласно которой пространство и время существуют постольку, поскольку существует материя, в связи с чем пространство есть отношение или система отношений между физическими объектами материального мира.
9. Размерность (многомерность) - это одно из фундаментальных свойств пространства, исходя из которого в процессе развития материи происходит качественное усложнение внутреннего состава материальных объектов, включенных в пространство. Общая теория относительности А. Эйнштейна, отмечая, что пространство не существует отдельно как нечто противоположное «тому, что заполняет пространство и что зависит от координат» [2], тем самым показывает зависимость самого пространства от системы координат. То есть пространство характеризуется определенной размерностью и даже многомерностью, внутренней скоорденированностью составляющих его объектов.
10. Обратимость - еще одно, не менее важное свойство пространства, согласно которому в каждую точку пространства можно возвращаться снова и снова, т. е. пространство является обратимым, в отличие от неразрывно связанного с ним необратимого времени, поскольку нельзя возвратиться назад в какую-либо точку времени и нельзя перескочить через какой-либо временной промежуток в будущее.
Применение данных пространственных принципов к определению характерных свойств инновационного пространства представлено в таблице.
Инновационное пространство как специфическая экономическая категория. Для того чтобы дать развернутое определение искомому понятию, необходимо уточнить, что инновационное пространство является специфической экономической категорией, которая не может быть описана только путем естественно-научных представлений, математических или физических формул либо с чисто географических позиций в территориальном контексте. Это связано с тем, что отношения между объектами, формирующими инновационное пространство, обладают вполне определенными свойствами и объединяют в единое целое науку, производство и конечное потребление -вещи, казалось бы, несовместные в одной смысловой категории.
Инновационная деятельность базируется, прежде всего, на научных исследованиях и разработках, т. е. без генерации, реализации и распространения новых идей инновационное пространство не может быть организовано. В этом, с одной стороны, и заключается специфика данной категории, поскольку идеи, мысли, знания, информация как основополагающие элементы инновации не имеют материально-вещественного содержания, т. е. являются абстрактными, а следовательно, не могут быть описаны пространственными характеристиками, поскольку пространство - это атрибут материи, как было указано выше, в естественнонаучном представлении о пространстве.
Определение свойств инновационного пространства в соответствии с пространственными принципами
Свойство пространства Свойство инновационного пространства
Объективность Существует независимо от субъективного восприятия, что проявлено в объективной доступности инноваций
Всеобщность Охватывает все человечество в силу востребованности инноваций в обществе
Неразрывность с материей Привязанность к объектам инновационной инфраструктуры, направленной на создание, внедрение и распространение инноваций
Неотделимость от времени Зависимость инновационного пространства от временного фактора, ограниченность инноваций во времени, их быстрое моральное устаревание. Динамичность, нелинейность инновационного пространства, потребность в изменениях
Бесконечность Бесконечное расширение инновационного пространства, ограниченность которого связана только с техническими возможностями инновационной инфраструктуры
Протяженность Глобальные масштабы инновационного пространства, происходящие из глобального характера инновационного способа производства. Открытые инновации, охватывающие все страны
Непрерывность / дискретность (прерывность) Целостность и связность инновационного пространства. Невозможность существования в условиях разрывов и пустот. Неоднородность инновационного пространства, проявляющаяся в сгущениях и разряжениях, а также в наличии ядра инновационной активности
Относительност Современные формы существования инновационного пространства соответствуют общим тенденциям и закономерностям развития мирового инновационного процесса
Размерность (многомерность) Структура инновационного пространства базируется на каркасе, включающем в себя 4 измерения: генерация знаний - производство инноваций - инвестиционный сектор - государственное регулирование [3]
Обратимость Спиралевидное, циклическое развитие со способностью после определённого цикла возвращаться на более высокую стадию
С другой стороны, сущность инновации состоит в том, что она является не просто отвлеченной идеей, но идеей, воплощенной в конкретном объекте, внедренном в производство. Без научной, рационализаторской, новаторской идеи не может быть инновации, но и сама по себе любая научная идея еще не является инновацией до процесса ее объективации и последующего внедрения. Генерация знаний со стороны научной отрасли не означает автоматической организации инновационного пространства. И здесь уместно обратиться к отечественному опыту, когда наличие значительных научных результатов в стране, копившихся долгие годы еще со времен советского прошлого, не стало залогом быстрого формирования и развития инновационной экономики в новой России. Большой научный задел не позволил нам в кратчайшие сроки сформировать инновационное пространство в стране.
В инновации изначально абстрактная идея обретает вполне определенную материально-вещественную оболочку, а затем принимает соответствующую экономическую форму товара с конкретными потребительскими качествами (рис. 1).
Это происходит благодаря соприкосновению идеи с целым рядом объектов, находящихся в определенных отношениях и связях между собой, задействованных в процессе своеобразного инновационного формообразования, обеспечивающих доведение абстрактной идеи до ее материального воплощения в форме новшества, а после его внедрения - в форме инновации, востребованной со стороны общества и экономики.
Таким образом, идея становится инновацией в условиях некой среды обитания, обладающей соответствующими свойствами, которая заполняет инновационное пространство и представляет собой определенное множество взаимодействующих между собой инновационно ориентированных объектов, а также сопутствующих им процессов и явлений. К элементам инновационной среды, согласно исследованиям А. С. Бендь, относятся создатели новшеств - иннова-торы, субъекты нововведений (заказчики); предприятия - изготовители новой техники, инновационные посредники, инвесторы, государство и потребители новшеств, а также совокупность законодательных норм, формальных и неформальных правил, влияющих на взаимодействие между ними [4]. В. С. Гойло, описывая процесс выработки новых идей, указывал помимо прочего на необходимость обеспечения «невещных условий умственного труда» [5], своеобразной «ноосферы» на рабочем месте исследователя, что также можно отнести к необходимым элементам ин-
новационной среды или к явлениям, сопутствующим объектам инновационного пространства.
Инновационное пространство как система: структурный состав и основные свойства. Представление об инновационном пространстве как о форме связи объектов материального мира, включенных в его структуру, позволяет определить данную экономическую категорию через систему отношений и связей в социально-экономической сфере между определенным множеством объектов, явлений, процессов, вовлеченных в инновационную деятельность, т. е. ориентированных на инновации. А принцип неразрывности пространства и времени позволяет охарактеризовать инновационное пространство как сложную социально-экономическую систему, состоящую из определенного множества взаимосвязанных объектов и пребывающую в постоянном движении во времени, периодически меняющую свою «природу» в соответствии с изменениями, происходящими на уровне включенных в нее объектов.
Как было отмечено выше, множество взаимодействующих между собой инновационно ориентированных объектов, а также сопутствующих им процессов и явлений - суть инновационная среда, формирующая инновационное пространство. Инновационное пространство находится в отношении взаимовлияния со средой, его наполняющей, т. е. со всем тем, что организует это пространство. Поэтому свойства среды определяют свойства пространства, ею образованного, благодаря чему описание основных свойств инновационной среды делает возможным установление характера инновационного пространства. К таким свойствам можно было бы отнести следующие [6]:
1) открытость;
2) аутопойезис (самосозидание, самодостраивание, самоорганизация);
3) синергизм;
4) восприимчивость к инновациям.
В соответствии с этим инновационное пространство может быть представлено как открытая, самоорганизующаяся, со способностью к синергии и восприимчивая к инновациям система.
Открытость инновационного пространства выражается во взаимодействии составляющих его объектов с внешним миром, что позволяет ему обмениваться энергией, веществом и информацией со своим окружением. Исходя из этого свойства, инновационное пространство делится на внутреннее и внешнее путем определенного разграничения, что подчеркивает важность установления пространственных границ, являющихся существенной характеристикой данной категории.
Рис. 1. Процесс формообразования инновации
Выявление границ инновационного пространства, а следовательно, его конфигурации или внешнего очертания, происходящего из взаимного расположения объектов, охваченных инновационными отношениями, позволяет определить особенности структурного построения инновационного пространства. Структурность как было подчеркнуто выше, является одним из важнейших атрибутов материи и выражает упорядоченность ее существования, а также конкретные формы пространства, в которых она проявляется. Именно благодаря структуре объекты, включенные в инновационное пространство, образуют определенную целостность, при которой каждый объект, участвующий в инновационных преобразованиях, в итоге оказывается связанным с остальными, а его свойства не могут быть раскрыты без учета возникших связей. Эти связи, являющиеся наиболее устойчивыми, направленные на получение и распространение инноваций, организуют структуру инновационного пространства и обеспечивают упорядоченность всех наполняющих его объектов.
Структура инновационного пространства может находиться в процессе перманентного изменения, являясь подверженной влиянию внешних сил, что приводит к периодическому изменению и модификации внутренней сущности, природы инновационного пространства. Данное обстоятельство отражено следующим свойством - аутопойезисом, благодаря которому инновационное пространство не только движется к построению себя, собственной самоорганизации, но и к перестройке либо к изменению своей структуры, усложнению и достраиванию ее под внешним воздействием. На практике это может быть представлено через изменение границ и конфигурации инновационного пространства при дополнении или сокращении параметров инновационной деятельности в зависимости от спроса на инновации и пр.
В связи с этим организация инновационного пространства есть саморазвивающийся, самовоспроизводящийся во времени процесс, приводящий к эволюционированию составляющих его объектов и связей между ними, переходу пространства как определенной целостности к новому субстанциональному качеству. Аутопойезис, или самоорганизация инновационного пространства, согласуется с рассмотренной выше естественно-научной точкой зрения, представленной принципом пространственной многомерности, отражающей качественное усложнение внутренней структуры пространства в процессе его развития, появление его сущностного разнообразия. При самоорганизации изменения в структурном составе инновационного пространства происходят как по вертикали, так и по горизонтали упорядоченных объектов в соответствии с принципами субординации и координации, затрагивая каждый из уровней, занимающих соответствующее место в пространственной системе координат.
Развитие инновационного пространства через модификацию его внутренних связей и изменение внутреннего состава, приводящее к появлению новых форм пространственной организации, множества пространственных измерений, не означает разрушения
целостности. Измерения, согласно исследованиям В. Л. Алтухова, представляют собой «срез» целого по определенному основанию и являются «неслив-шейся природой целого» [7]. Причем неразрывная связь разнообразных форм, возникающих и развивающихся в рамках этого целого, поддерживается за счет интегративного качества как естественного проявления целостности. Благодаря интеграции многомерные формы в рамках единого целостного пространства связаны между собой таким образом, что суммирующий эффект от их взаимодействия существенно превосходит эффект, получаемый от каждой в отдельности. Именно это определяет способность инновационного пространства генерировать синергию, что обозначено выше как третья пространственная характеристика, проистекающая из свойств инновационной среды.
Синергетический эффект возникает путем интеграции по определенному признаку обособленных, уникальных по своей природе объектов, через выделение некоего центра, параметра упорядоченности, вокруг которого и начинает разворачиваться вовне сложная система, вырастая из внешнего хаоса. По образному выражению С. П. Капицы, такой организующий центр, влияющий на поведение столь разных по своему характеру и функциям объектов в рамках некой целостности, похож на дирижера, управляющего оркестром, в котором «каждый участник мог бы вести свою партию, считая себя солистом, или доказывать свой суверенитет коллегам». Несмотря на ограничения, накладываемые со стороны дирижера на возможности каждого из оркестрантов, в организованной целостности, представленной оркестром, «появляется совершенно новое качество - способность вести себя согласованно, просто, гармонично». При этом ученый подчеркивает, что «дирижер» никем не назначается, «он возникает в ходе самоорганизации, отбирающей из океана возможностей ничтожную толику и упорядочивающей поведение системы» [8].
Важность выделения центра организации пространства отмечали не только представители точных наук, но и гуманитарии. Задолго до С. Капицы русский философ XIX века П. А. Флоренский при исследовании понятия художественного пространства, и в частности, пространства мысли, характеризовал его не только как «внеположность, т. е. нахождение тех или других отдельностей вне друг друга», но и как универсальный моделирующий континуум, «множество непрерывно примыкающих друг к другу элементов» по определенному, фиксированному признаку [9].
В теории систем роль центра, приводящего разрозненные элементы к организации в систему, играет системообразующий элемент, выявление которого является одним из основных этапов системного моделирования. Также и в синергетическом понимании целостность может быть конституирована по заданному признаку или свойству, выполняющему функцию единой меры, которая делает соотносящиеся между собой части и целое соизмеримыми.
При определении или организации инновационного пространства таким центром может стать какое-либо новшество, вокруг которого начнет разворачиваться
система элементов, связанных триединой задачей по созданию, производству и реализации этого новшества. Либо это может быть уже существующая инновационная система, которая будет достраиваться путем включения в нее новых объектов, расположенных в разной степени удаленности от нее, увеличивающих ее потенциал в целом, а также расширяющих возможности действующих и вновь вошедших в нее компонентов. И здесь закономерен вопрос о протяженности инновационного пространства.
Протяженность инновационного пространства. Для разрешения вопроса о размерах или протяженности инновационного пространства необходимо исходить из представления об организованной целостности пространства, при которой объекты, входящие в состав пространственной организации, согласованно сосуществуют друг с другом благодаря объединяющим их отношениям и связям. При этом из всей совокупности связей или, иными словами, функций объектов, структурирующих конфигурацию пространства, необходимо выделить те, которые отражают определенную общность этих объектов и, в конечном итоге, приводят к формированию заданной целостности. Это говорит о необходимости поиска функции, которая являлась бы общей для всех объектов инновационного пространства и опосредовала причинно-следственные связи его существования, задавая тем самым его функциональную целостность. Выявление такой исходной функции, связывающей все компоненты инновационного пространства в единое целое, является следующим этапом после поиска организующего центра (системообразующего элемента) при изучении или организации (моделировании) инновационного пространства.
Функция, являясь существенной характеристикой различных объектов, может быть исследована с помощью функционального подхода как одного из основных типов научного познания. Поскольку инновационное пространство представляет собой сложную целенаправленно организованную систему, то оно находится в поле функционального исследования, так как функциональный подход (в отличие от структур-
ного, казуального и др.) применим в основном к направленно организованным системам [10]. Одним из методов функционального исследования является метод «черного ящика», при котором осуществляется тестирование функционального поведения объекта с точки зрения внешнего мира, при котором не используется знание о внутреннем устройстве тестируемого объекта. Метод позволяет изучать поведение объектов, систем, т. е. их реакций на разнообразные внешние воздействия, и в то же время абстрагироваться от их внутреннего устройства.
Функция задается объекту извне и отражает роль, выполняемую им по отношению к системе более высокого порядка, в которую он включен составной частью наряду с другими объектами, выступающими для него внешней средой. Предположим, что для инновационного пространства такими внешними объектами-системами являются другие пространства, выполняющие иные функциональные назначения, с которыми оно пресекается и которые в совокупности составляют для него систему более высокого порядка (рис. 2). Допустим также, что более широкой системой по отношению к инновационному пространству является макросистема, представленная новой общественно-экономической формацией (по терминологии К. Маркса) постиндустриального типа, основанная на созидательных, творческих способностях человека; информации как стратегическом ресурсе социально-экономического развития; инновационном способе производства; новых отношениях собственности [11; 12].
В этом случае можно определить исходную функцию, которая задается извне и является объединяющим отношением между инновационным пространством и окружающими его объектами-системами. Таким исходным отношением для инновационного пространства, в соответствии с представлением об основных функциях инновации и исходя из представления о системных качествах формирующейся постиндустриальной эпохи, является функция изменения или преобразования.
Технико-технологическое пространство
Экономическое пространство
Информационное пространство
Рис. 2. Инновационное пространство в системе внешних связей
Поскольку инновационное пространство может быть представлено совокупностью объектов, ориентированных на создание, производство и распространение инноваций (как было отмечено выше), то назначение инновационного пространства, его системообразующая функция заключается в такой организации этого множества объектов, при которой становится возможным инновационное преобразование действительности (а следовательно, сопряженных с инновационным пространством информационной, социальной, экономической и прочих составляющих).
Необходимо отметить, что далеко не все объекты окружающей действительности подвержены инновационным изменениям, что говорит не столько о нарушении целостности, сколько о неоднородности инновационного пространства. Неоднородность инновационного пространства есть результат различной восприимчивости к инновациям. Согласно [13], готовность общества воспринимать и реализовывать инновационные решения (степень восприимчивости инноваций) во многом определяется образовательным уровнем создателей и потребителей инноваций, а также уровнем получаемых ими доходов.
Неоднородность инновационного пространства, как правило, выражается в возникновении объектов и систем, более продвинутых в инновационном плане, существовании инновационного разрыва между развитыми и развивающимися государствами. Так, Ю. В. Яковец отмечает: «Волны инновационной активности неравномерно распределены в пространстве, периодически меняются их эпицентры и лидеры инновационной активности. Эпохальные и базисные инновации связаны с крупными вложениями в трансформацию общественных систем и требуют скопления на узком пространстве предпосылок и условий таких взрывов, которые затем распространяются по всему миру. Каждый инновационный переворот имеет свою исходную географическую точку (эпицентр). Инициатором переворота служат одна или несколько лидирующих отраслей, вновь появившихся или радикально трансформированных. В эпицентре могут быть сконцентрированы первоисточники инновационного обновления общества» [14].
В целом, явление неоднородности инновационного пространства не противоречит пространственному принципу, отражающему диалектическое единство непрерывности и прерывности (дискретности), о котором говорилось выше. Поэтому неоднородность инновационного пространства не влияет на характеристику протяженности, которая в соответствии с естественно-научным представлением о пространстве рассматривается как бесконечность.
О бесконечности инновационного пространства-можно также можно судить по глобальному характеру инновационного способа производства, составляющего основу постиндустриальной общественно-экономической формации. В отличие от индустриального способа производства, который сначала охватывал передовые страны, из которых в дальнейшем распространялся на другие страны (экономический империализм), инновационный способ производства не имеет характеристик целостности вне глобальных
координат, являясь миросистемным. При инновационном способе производства меняются не только производительные силы, представленные новыми технико-технологическими возможностями и качественно новыми требованиями к субъекту труда, производственные отношения как между субъектами производства, так и между производителями и потребителями инновационного продукта, но также и сами потребители инновационной продукции, так как она изменяет уже не только мир вокруг человека, но и самого человека, вынужденного повышать свой интеллектуальный уровень для овладения технико-технологическими, социальными, управленческими и прочими инновациями [15]. Таким образом, мир изменяется глобальным образом под влиянием инноваций, которые затрагивают практически все социальные слои, все территории, географические объекты земного шара.
Заключение. Подводя итог, можно сделать следующие выводы:
- увеличение масштаба инновационной деятельности, усложнение структуры межкорпорационных, межрегиональных, межотраслевых, межстрановых и прочих объединений, развитие их внутренних и внешних связей в сфере инноваций расширяет пространство инновационной деятельности:
- в настоящее время экономическая наука испытывает недостаток теоретико-методологических инструментов исследования инновационного пространства;
- формирование требуемых теоретико-методологических положений должно опираться на научно обоснованное определение инновационного пространства, специфичность которого требует использования совокупности пространственных и системных принципов, позволяя раскрыть функциональное назначение, внутреннее устройство и характерные свойства данной экономической категории;
- инновационное пространство - это основанная на социально-экономических отношениях системная форма организации объектов инновационной деятельности, направленная на инновационное преобразование действительности, имеющая определенную структуру и конфигурацию, соответствующую им территориальную протяженность и подверженная периодическому инновационному обновлению в результате движения во времени.
Предложенное определение категории «инновационное пространство» включает в себя принцип неразрывности пространства-материи, представление о функциональном назначении, внутреннем устройстве и внешнем очертании инновационного пространства, а также подчеркивает имманентность временного фактора инновационному пространству, что соответствует циклическим воззрениям основоположника инноватики Н. Д. Кондратьева, доказавшего важность времени как самостоятельной экономической категории.
Библиографические ссылки
1. Философский энциклопедический словарь / гл. ред. Л. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев [и др.]. М. : Сов. энциклопедия, 1983. С. 541.
2. Эйнштейн А. Относительность и проблема пространства. М. : Мир и физика, 2003. С. 251.
3. Румянцев А. А. Основные свойства и проблемные поля научно-инновационного пространства региона // Пространственная экономика. 2013. № 2. С. 103-117.
4. Бендь А. С. Инновационная среда региона: структура, организация, управление : автореф. дис. ... канд. экон. наук : 08.00.05. Волгоград, 2006. 24 с.
5. Гойло В. С. Политическая экономия интеллектуального труда // Мировая экономика и международные отношения. 1994. № 11. С. 137-146.
6. Семенов А. В. Общая характеристика элементов и факторов инновационной среды // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки. 2011. № 132. С. 198-202.
7. Алтухов В. Л. Логика человеко-мироустроения. М. : «Спутник». 2003. 97 с.
8. Капица С. П., Курдюмов С. П., Малинецкий Г. Г. Синергетика и прогнозы будущего. Сер. «Синергетика: от прошлого к будущему». Изд. 3. М. : УРСС, 2003. 288 с.
9. Флоренский П. А. Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях. Статьи и исследования по истории философии искусства и археологии. М. : Мысль, 2000. С. 110.
10. Философская энциклопедия. Сер. «Электронная библиотека ДМ». Т. 67. CD-ROM. Директмедиа Паблишинг, 2006. 20 400 с.
11. Михнева С. Г. Интеллектуализация экономики: инновационное производство и человеческий капитал // Инновации. 2003. № 1. С. 37-48.
12. Мельников О. Н. «Интеллектуализация» экономического продукта // Креативная экономика. 2007. № 9 (9). С. 60-66.
13. Семенов А. В. Основные факторы и свойства инновационной среды [Электронный ресурс] // Российское предпринимательство. 2012. № 18 (240). С. 5459. URL: http://www.creativeconomy.ru/articles/25074/ (дата обращения: 04.05.2015).
14. Яковец Ю. В. Глобальные экономические трансформации XXI века. М. : Экономика, 2011. 382 с.
15. Лячин В. И., Лукьянова А. А. Воспроизводственная функция оборонно-промышленного комплекса (ОПК): смена парадигмы // Вестник СибГАУ. 2008. № 4 (21), С. 191-194.
References
1. Ilyichov L. F., Fedoseev P. N. Filosovskiy entsyklopedicheskiy slovar [Encyclopedic dictionary of philosophy]. Moscow, Sov. Encyclopedia Publ., 1983, Р. 541.
2. Einstein A. Otnositelnost i problema prostranstva [Relativity and the problem of space]. Moscow, Mir i fizika Publ., 2003, 251 p.
3. Rumyantsev A. A. [Key features and problematic field of research and innovation space in the region] Prostranstvennaya ekonomika. 2013, No. 2, P. 103-117 (InRuss.).
4. Bend A. S. Innovatsionnaya sreda regiona: struktura, organizatsiya, upravleniye: avtoref. dis. kand. ekon. nauk [Innovative environment of the region: the structure, organization, management. Cand. econ. sci. diss.]. Volgograd, Volgograd St. Univ. Publ., 2006, 24 p.
5. Goylo V. S. [The political economy of intellectual labor]. Mirovaya ekonomika I mezhdunarodnye otnosheniya. 1994, No. 11, P. 137-146 (In Russ.).
6. Semenov A. V. [General characteristics of the elements and factors of the innovation environment]. Nauchno-tekhnycheskye vedomosti SPbPU. Ekonomi-cheskye nauki. 2011, No. 132, P. 198-202 (In Russ.).
7. Altukhov V. L. Logika cheloveko-miroustroeniya [Logic of man-world-arrangement]. Moscow, Kompaniya Sputnik Publ., 2003, 97 p.
8. Kapitsa S. P., Kurdyumov S. P., Malinetskii G. G. Sinergetyka i prognoz budushego [Synergetic and forecasts of the future]. Moscow, URSS Publ., 2003, 288 p.
9. Florensky P. A. [The analysis of spatiality and time in art-visual works]. Stat'i i issledovaniya po istorii filosofii iskusstva i arkheologii. [Articles and research on the history of philosophy of art and archaeology]. Moscow, Mysl Publ., 2000, 110 p.
10. Filosovskaya entsyklopedia. Seriya: Elektronnaya biblioteka DM [Encyclopedia of philosophy. Series: Electronic library]. Vol. 67; (CD-ROM) DirectMedia Publishing, 2006, 20 400 p.
11. Mihneva S. G. [Intellectualization of the economy: innovative production and human capital]. Innovation. 2003, No. 1, P. 37-48 (In Russ.).
12. Melnikov O. N. [Intellectualization of economic product]. Kreativnaya ekonomika. 2007, No. 9 (9), P. 6066 (In Russ.).
13. Semenov V. A. [The main factors and features of the innovation environment]. Rossiyskoye predprinima-tel'stvo. 2012, No. 18 (240). P. 54-59. (In Russ.). Available at: http://www.creativeconomy.ru/articles/25074/ (accessed 04.09.2015).
14. Yakovets Yu. V. Global'nye ekonomycheskye transformatsii XXI veka [The Global economic transformation of the XXI century]. Moscow, Ekonomika Publ., 2011, 382 p.
15. Lachin V. I., Lukyanova A. A. [The reproductive function of the military-industrial complex (MIC): a paradigm shift]. Vestnik SibGAU. 2008, No. 4 (21), P. 191-194 (In Russ.).
© Воейкова О. Б., Лячин В. И., 2015