Секция 8. Педагогика
ды характерны и для других 24% детей, где количество мальчиков и девочек одинаково. Они убеждены, что когда люди перестанут работать, то утратят материальные ценности. По нашему мнению, старшие дошкольники понимают роль труда для отдельного взятого человека, что указывает на необходимость формирования: знаний у детей о значении трудовой деятельности для общества; чувства уважение к человеку любой профессии; чувства радости от полученного результата в труде.
Примером есть группа детей в 19%, состоящая из равного количества девочек и мальчиков. Дети осознают ценность и социальную значимость труда, как для человека, так и для общества, утверждают, что без труда произойдет деградация и личности, и общества. По нашему мнению, у таких детей есть чувство уважения к трудовой деятельности.
Таким образом, дети ориентируются на медицинские, художественные, финансовые, педагогиче-
ские, военные, героические и рабочие профессии. Мальчикам более интересны военные, финансовые и героические, а девочкам — художественные, медицинские, финансовые и педагогические. Дети в большинстве ориентируются лишь на отдельные характеристики труда взрослых, как правило, связанные с деньгами, материальными ценностями, популярностью представителей некоторых профессий в обществе, а также с потребностями людей. Некоторые ребята видят пользу труда для общества и отдельно взятого человека, но чувства уважения к трудовой деятельности нет. Перспективами дальнейших исследований станет оценка эффективности программы ознакомления старших дошкольников рабочими профессиями, содержание которых ориентировано на воспитание у детей чувства уважения к труду взрослых, раскрытию его социальной и личностной значимости.
Список литературы:
1. Базовий компонент дошюльно! освгги//Дошк1льне виховання. - 2012. № 7.
2. Беленька Г. В. Зростання дошкльника в пращ. - К.: Шкгльний свы, 2010.
3. Кривошея Н. Б. Ознайомлення дыей старшого дошкльного вшу з працею дорослих як зас1б початкового економ1чного виховання: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - К., 1997.
4. Сударчикова С. Ф. Формирование системных знаний о труде взрослых у детей пятого года жизни: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Л., 1988.
5. Шингаркина Д. А. Воспитание трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с миром взрослых: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Челябинск, 2009.
Ulitina Tatjana Ivanovna, Trekhgorny technological Institute — branch of MEPhI, applicant E-mail: [email protected]
Categorial-conceptual apparatus of the problem of incentives technical creativity of students of secondary professional education
Abstract. This article discusses the main approaches to the interpretation of the concepts and terms related problems stimulating technological creativity of students of secondary vocational education. Interpretation of the terms of the specificity: teacher incentives, educational incentive and technical creativity.
Keywords: professional education, creativity, pedagogical stimulus technical creativity.
Улитина Татьяна Ивановна, Трехгорный технологический институт — филиал НИЯУМИФИ, соискатель
E-mail: [email protected]
Категориально-понятийный аппарат проблемы стимулирования технического творчества студентов среднего профессионального образования
Аннотация: В статье рассматриваются основные подходы к толкованию понятий и терминов, касающихся проблемы стимулирования технического творчества студентов среднего профессионального образования.
93
Section 8. Pedagogy
Рассматривается специфика определения терминов: педагогическое стимулирование, педагогический стимул, техническое творчество.
Ключевые слова: среднее профессиональное образование, творчество, педагогический стимул, техническое творчество.
Актуальность темы исследования. Сегодня государство нуждается в целостной системе среднего профессионального образования, соответствующего национальным интересам и мировым тенденциям развития экономики, что способно обеспечить подготовку квалифицированных рабочих кадров и младших специалистов, способных самосовершенствоваться, повышать уровень своей квалификации, получать при необходимости дополнительную специализацию.
В условиях рыночной экономики, информационно-технологического развития, значительно расширяются функции профессионально-технического образования, происходит его модернизация в профессиональное образование, что соответствует мировым тенденциям.
Стратегия развития отрасли среднего профессионального образования (далее — СПО) определяется приоритетными направлениями социально-экономического развития Российской Федерации, утверждением национальной системы образования как главного фактора экономического и духовного развития российского народа, необходимостью адаптации к демократическим и рыночным преобразованиям в обществе, что обусловлено вхождением России в мировое образовательное и информационное пространство.
В связи с этим приобретают особое значение такие направления развития этой сферы образования как творческое развитие личности студента, педагогическое стимулирование творческой деятельности, развитие технического творчества у студентов СПО.
Степень научной разработанности проблемы. Отдельные разработки этих вопросов содержатся в трудах М. И. Алиева, В. В. Белоносовой. А. А. Вербицкого, О. Г. Ларионовой, Е. В. Власенко, Е. А. Зубовой, М. А. Осинцевой, Н. В. Сычевой, H. A. Суворовой.
Но, несмотря на это, осуществленный нами анализ имеющихся научных публикаций, отражающих вопросы стимулирования технического творчества студентов СПО, позволяет сделать вывод о недостаточности научной разработанности темы и практического отсутствия обобщающих работ в этой области.
Цель статьи заключается в комплексном анализе категориально-понятийного аппарата проблемы
стимулирования технического творчества студентов СПО.
С нашей точки зрения, особого внимания требует рассмотрение таких понятий как: «стимул», «педагогическое стимулирование», «творчество», «техническое творчество».
Изложение основного материала.
Среди различных форм и средств воздействия, которые успешно применяются на практике, в первую очередь, важное место занимают такие средства, которые действуют на эмоциональную сферу студента, вызывают у него чувство, желаемые для педагога, положительно влияют на его деятельность.
Такие средства называются педагогическими стимулами. Не просто «стимулы», а именно — педагогические стимулы. Здесь хотелось бы обратить внимание на такую терминологическую деталь. Слово «стимул» происходит от греческого «stimulus», что когда-то означало острую палку, которой подгоняли животных, чтобы они быстрее бежали. В мировых энциклопедиях термин «стимулирование» определяется, как «возбуждение, пробуждение, принуждение к действию или деятельности в любом направлении» [6, 7].
Такое логично-правильное определение не может быть принято в педагогике, где в процессе формирования личности, в ее обучении и воспитании недопустимо использование любых средств, которые «... возбуждают к действию или деятельности в любом направлении».
Всем известны резкие возбудители (алкоголь, наркотики, физические меры и т. п.) в направлении резко отрицательных действий и поступков. Именно эти и другие, подобные по содержанию, размышления вызвали потребность уточнить понятие «стимул», дополнив его словом «педагогический».
К педагогическим стимулам следует отнести только средства или создаваемые педагогом условия, способствующие формированию положительных черт и качеств личности воспитанника, вызывающие у него интерес к положительным формам деятельности, закрепляющие уверенность в себе, в своих силах, вызывающие желание работать в направлениях, одобренных педагогом, заставляющие его пересмотреть позиции, которые не поддерживает или к которым критически относится педагог.
94
Секция 8. Педагогика
Таким образом, под педагогическим стимулом мы понимаем средство, способствующее формированию личности, возбуждающее и направляющее ее деятельность и поведение в позитивном направлении.
В юношеском возрасте характерными чертами самосознания является осознание своей тождественности через умение отличать ощущения, вызванные внешними факторами (предметами), и те, что вызваны собственным опытом: осознание своего «Я» как активного, деятельного «начала» чего-то в восприятии, анализе, определенных выводах; осознание наличия и особенностей определенной системы социально-нравственной самооценки. Отсюда и следует мотивированная структура поведения, психологическая готовность к труду превращается в мотив, или, как говорят, во внутреннюю возбуждающую силу к усвоению знаний, умений и предпосылку развития специальных, в том числе профессиональных способностей.
Как отмечает М. И. Алиев, с развитием самосознания тесно связаны и такие характерологические качества будущего специалиста, как самообладание, внутренняя сопротивляемость к утомляемости, решительность и большая скорость в решении различных задач, наличие самоконтроля и самооценки действий и поступков, стремление к самосовершенствованию и т. п. [1, 59].
К педагогическим стимулам относятся различные формы поощрения принуждения. Рассмотрим их более детально.
Различные виды и формы поощрений имеют прямое педагогическое назначение — возбуждать положительные чувства, настроение, и на этой основе менять, дальше развивать успехи, которые заметил педагог, мастер. Потенциально такой же характер стимулирующего действия содержат в себе все виды положительных оценок, в частности, различные формы индивидуального и коллективного одобрения отдельных действий или деятельности учащихся. Здесь же учитывается прямое стимулирующее влияние определенного воспитательного средства и конкретный акт поведения студента, его отношение к учебе. Тем самым формируя у него правильные взгляды, представления, практические навыки, привычки в разных направлениях образования, обучения и становления как личности. Перечисленные виды педагогических стимулов только при определенных условиях положительно влияют на формирование тех или иных качеств, черт личности, возбуждая интерес и желание в тех направлениях деятельности, которые програм-
мируют развитие общества.
К категории внешних стимулирующих средств, принадлежит также широкая палитра применения педагогическими работниками педагогических оценок, которые часто осуществляют очень глубокое и длительное воздействие на сознание и конкретную деятельность учащихся.
Согласно H. A. Суворовой, мощным стимулом к достижению высоких результатов в учебе, в художественной самодеятельности и других видах культурной деятельности (музыкальное творчество, изобразительное искусство и т. д.), в спорте является положительное взаимовлияние учащихся и их наставников, что определяется в такой организационной форме, как соревнование. Одновременно хочется подчеркнуть, что в отдельных сферах деятельности учащихся, этот метод, как стимулирующее средство в процессе формирования и развития у учащихся способностей, творчества, талантов, положительных черт и качеств, в частности правдивости, доброты, сочувствия, взаимопонимания, честности и прочих, не приносит желаемых результатов из-за неумения или сознательного искажения технологии в процессе применения [8].
Воспитание высокой сознательности и чувств собственного достоинства, а также ответственности за свои поступки и действия связано также с формированием и развитием у учащихся функций внутренней саморегуляции. Такие функции проявляются в собственных убеждениях, которые являются составной частью характера.
Педагогическое стимулирование учащихся предусматривает включение только таких средств воздействия, которые порождают и развивают у воспитанников положительные чувства, взгляды, убеждения, способствующие формированию личности квалифицированного рабочего.
В современных условиях развития общества большое внимание следует уделить такому фактору, как возбуждающее сила чувства общественного сознания, общественного долга.
Подобные факты должны направлять деятельность педагогов на преодоление таких массовых явлений в развитии и формировании личности молодого человека. Поскольку чувство долга на определенном этапе становления личности находится в противоречии с ее желаниями, то педагоги, мастера производственного обучения обязаны умело использовать имеющиеся внешние стимулирующие средства, чтобы со временем склонить и привлечь учащихся к полезной деятель-
95
Section 8. Pedagogy
ности как для себя, так и для общественности, своего коллектива, учебного заведения и т. д.
В процессе учебно-воспитательной деятельности профессионально-технического учебного заведения встречается немало фактов, когда отдельные студенты нарушают или сознательно отказываются соблюдать нормы требования педагогов, мастеров. В таких случаях руководители, педагоги или мастера вынуждены применять те или иные меры принуждения, но не забывать при этом о необходимости сочетать их с последующим одобрением первых успехов студента в процессе преодоления им недостатков, трудностей, волевого бессилия [2]. Следует поощрять уже первые их успехи в учебе и труде. Такое сочетание, как правило, порождает у учащихся новые чувства, формирует и укрепляет новые, положительные нравственные взгляды, качества и помогает выработке положительных навыков и привычек.
Управление желаниями и интересами учащихся, формирование у них устойчивых интересов к положительной деятельности является, по сути, основной задачей и целью педагогического стимулирования. Действие любого педагогического стимула рассчитано, прежде всего, на длительное возбуждение интереса к определенному виду деятельности в процессе обучения, труда, воспитания, а также на создание устойчивых положительных эмоций и соответствующего поведения, действий. Поэтому педагогическое стимулирования следует рассматривать как широкую систему воздействий, обеспечивающих активизацию процессов восприятия и осознания действительности, способствующую активному формированию убеждений как необходимых условий успешного выполнения учебным заведением своих учебно-воспитательных и производственных задач. Средствами педагогического стимулирования удается облегчить и ускорить закрепление в поведении учащихся положительных морально-этических норм, гуманного отношения к людям, активизировать творческое усвоение ими теоретических и практических знаний, умений и навыков.
По мнению Н. В. Сычевой высшей формой поощрения является награда, которая должна служить стимулом к труду, активизировать многогранную и разнонаправленную деятельность не только награжденных людей, но и других, которые воспринимают успехи награжденных, как образец для себя [7].
Важным вопросом является определение соответствия поощрений уровню достижений студента. Известно, что поощрение наносит вред, когда по-
рождает у человека чувство превосходства над другим, своей исключительности, а это происходит, когда его успехи неоправданно превозносятся, преувеличиваются. Мера поощрений должна соответствовать уровню заслуг (достижений), которые следует определить величине собственного труда, собственных заслуг студента, проявления им таких положительных качеств, как организованность, активность, настойчивость, умение преодолевать трудности и т. п.
На этой основе все поощрения можно классифицировать, разделив их на три группы:
а) поощрения, которыми отмечают первоначальные успехи учащихся;
б) поощрения за достижения в тех сферах деятельности, где у учащихся проявляется устойчивый интерес, то есть это деятельность, которая развивает их способности и определенные положительные, полезные направления;
в) так называемые «итоговые поощрения» лучших студентов или групп в дни каких-либо юбилеев или в конце учебного года, или по завершению обучения.
Итак, педагогическое стимулирование следует рассматривать как две взаимосвязанные проблемы. К первой относится формирование внутренних стимулов, в основе которых лежат глубокие устойчивые убеждения, правильное, ответственное отношение учащихся к своим обязанностям, к учебе и труду, к людям, постепенная выработка положительных, с точки зрения общечеловеческой морали, гуманности, мотивов деятельности и поведения.
Вторая проблема включает в себя научное обоснование и разработку педагогически целесообразных условий и способов применения различных внешних стимулирующих средств, которые будут способствовать появлению у учащихся глубоких эмоциональных переживаний, возбуждать и поддерживать устойчивый интерес к усвоению необходимых знаний, норм и правил общественного поведения, формированию положительного опыта в обучении.
Педагогическое стимулирование учащихся является одним из необходимых условий, при которых возможно успешное применение различных форм и методов обучения и воспитания, а также создание условий, облегчающих формирование у учащихся сознания, убеждений и норм поведения.
Далее рассмотрим категорию творчества в контексте педагогического стимулирования.
Творчество — это, прежде всего, процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности.
96
Секция 8. Педагогика
В. В. Белоносова считает, что творчество представляет собой возникшую в труде способность человека из материала, доставляемого действительностью, творить (на основе познания закономерностей объективного мира) новую реальность, удовлетворяющую многообразным общественным потребностям [2].
В процессе творчества участвуют все духовные силы человека, в том числе воображение, а также полученное в обучении и практике мастерство, необходимое для осуществления творческого замысла.
Техническое творчество — это эффективное средство воспитания, целенаправленный процесс обучения и развития творческих способностей учащихся в результате создания материальных технических объектов с признаками полезности и новизны.
Результат творческой деятельности учащихся СПО — комплекс качеств личности, развитие которых можно рассматривать в качестве основных задач технического творчества:
— умственная активность;
— стремление добывать знания и формировать умения для выполнения практической работы;
— самостоятельность в решении поставленной задачи;
— трудолюбие;
— изобретательность.
Анализ опыта работы кружков технического творчества в СПО и психолого-педагогических исследований позволяет прийти к выводу, что техническое творчество создает условия для развития технического мышления учащихся, а также способствует приобретению опыта технической творческой деятельности, что чрезвычайно важно для будущего специалиста [5].
Цель обучения учащихся СПО основам творческого труда — пробудить интерес, а затем создать и закрепить творческое отношение к профессиональной деятельности, что выражается в активной рационализаторской и изобретательской деятельности.
Такое обучение вырабатывает повышенный интерес к своей профессии, потребность в постоянном поиске неиспользованных резервов, в ускоренном приведении их в действие через совершенствование технологии выполняемой работы, улучшение и создание новых инструментов, приспособлений и т. д.
Основы технического творчества, ориентированные на воспитание творческого отношения к труду, должны сформировать у учащихся СПО качественно новое представление о трудовом процессе, способствовать ускорению профессионального роста.
В ходе познания основ технического творчества, студент в производственном процессе является исполнителем, может видеть в своей профессиональной деятельности также роль творца «нового» — стать рационализатором и изобретателем. Это в свою очередь позволит повысить студенту как профессиональную, так и социальную активность, в свою очередь приведет к сознательному повышению производительности и качества труда, то есть к результатам труда, привлекательных и для общества, и для личности.
Для учета преподавателем и мастером возможностей творческого продвижения каждого студента Н. А. Суворовой разработана шкала творческой подготовленности учащихся:
Уровень 1. Студент может изготавливать изделие по предоставленной документации с внесением частичных изменений в чертеж, схему, направленных на совершенствование формы изделия или рациональное расположение деталей и т. д.
Уровень 2. Студенту доступно изготовление изделий из конструирования и самостоятельного внесением изменений в предъявленную техническую документацию или отдельную схему.
Уровень 3. Студент справляется с изготовлением изделий с предыдущим конструкторским оригинальным усовершенствованием и самостоятельным внесением изменений в техническую документацию или схему.
Уровень 4. Студенту посильна самостоятельная технологическая разработка оригинальной конструкторской идеи изделия (предъявленной руководителем) и его изготовление.
Уровень 5. Студент способен самостоятельно обосновать и сформулировать оригинальную конструкторскую или рационализаторскую идею изделия, разработать документацию и изготовить изделие [8, с. 219].
Основой, которая определяет интенсивность и направление развития личности студента, является его потребности — социальные и духовные.
В основе развития познавательных потребностей — любознательность, заинтересованность, наклонности, осознанное самообразование, творческий поиск, стремление к истине.
Как отмечают в своем исследовании А. А. Вербицкий и О. Г. Ларионова «потребность в самоутверждении студента заключается в стремлении к собственному превосходству, желании занять достойное место в обществе, быть уверенным в себе, становиться лучше и лучше, то есть совершенствоваться» [3, с. 148].
97
Section 8. Pedagogy
Потребность в самовыражении — в желании проявить свои способности и лучшие качества, нравиться себе и другим, желании общаться.
Потребность в самоопределении — это поиск своего места в жизни.
Потребность в безопасности и защите заключается в желании не испытывать страх.
Потребность в самореализации — это стремление развивать свои способности, желание делать то, к чему имеешь талант, реализовывать личные планы, достигать поставленной цели, то есть строить свою судьбу.
Для того чтобы человек мог самореализоваться, нужно создать для него соответствующие условия: пространство для творческой деятельности, социальный комфорт.
Ведущей мотивацией познавательной деятельности учащихся морально-волевые мотивации.
Залогом успеха является их самостоятельная творческая деятельность.
Стимулирующую роль в учебном процессе играет самооценка студента.
Примерно у 40% студентов она занижена. Изменить ситуацию помогает индивидуальная работа преподавателя со студентом. Успеха в работе можно достичь благодаря педагогической поддержке, а это значит:
— проявлять внимание к каждому студенту, верить в его возможности;
— уметь оценивать действия и поступки, а не личность;
— оценивать не только результат, но и сам процесс взаимодействия с студентом;
— радоваться самостоятельным действиям студента, поощрять его;
— говорить об успехе, не сравнивая с другими;
— помогать каждому студенту в поиске собственного «я», в сохранении уникальности.
Начиная с 3-го курса обучения, снижается мотивация учащихся к познавательной деятельности, уменьшается количество студентов, которые имеют высокие результаты обучения. Именно в этом периоде надо искать резервы для улучшения учебной деятельности по сравнению с другими интересами.
Одной из причин снижения успешности является минимальный арсенал стимулов, используемых во время урока и формирующих мотивацию успеха.
Педагогическое стимулирование — это поощрение деятельности учащихся, которое позволяет
студенту показать себя с наилучшей стороны, это создание условий, в которых подростки работают с наибольшей эффективностью и наименьшим напряжением, это своевременная оценка деятельности студента.
Среди основных стимулов можем выделить следующие:
— хорошая оценка (высокий балл);
— запись благодарности в дневнике;
— поощрение словами;
— групповая работа;
— назначение консультантом;
— выставка лучших работ.
Проблема использования в дидактическом процессе методов активизации учебно-познавательной деятельности учащихся особенно актуальна на современном этапе становления государственной системы образования и обогащения ее новым содержанием.
Из педагогической практики известно, что эффективность обучения учащихся существенно снижается, когда применяются пассивные методы дидактического воздействия, отсутствует диалог между педагогом и студентом.
С целью формирования личности студента в учебном процессе современная педагогика рекомендует обогащать традиционные методы обучения такими приемами и способами, которые способствовали бы формированию у учащихся мотивации к обучению, будущей профессиональной деятельности, смысложизненных установок, высокого уровня активности, созданию условий для активного самостоятельного приобретения учащимися общенаучных и профессиональных знаний, навыков и умений.
Использование методов активизации творческой деятельности способствует внедрению в дидактический процесс технологии личностно-ориентированного обучения и обеспечивает личностную направленность каждого учебного мероприятия. Во время проведения личностно-ориентированного урока учитель должен с уважением относиться к любому высказыванию студента по обсуждаемой теме. В таких условиях студенты будут стремиться быть «услышанными», без колебаний выражать свои мысли, предлагать, не боясь ошибиться, свои варианты для обсуждения.
Итак, современная дидактика требует от учащихся не только понять, запомнить и воспроизвести полученные знания, но и уметь ими оперировать, эффективно применять в профессиональной деятельности и творчески развивать.
98
Секция 8. Педагогика
Достижению этой цели способствуют методы педагогического стимулирования и активизации у студентов СПО основ технического творчества, направленные на развитие у учащихся творческого самостоятельного мышления и способности квалифицированно решать профессиональные задачи. Использование этих методов обеспечивает тесную связь теории с практикой, развитие нестандартного стиля мышления, самосознания и саморегуляции умственной деятельности, навыков общения, создание атмосферы сотрудничества [5].
Методы стимулирования и активизации технического творчества — это совокупность приемов и способов психолого-педагогического воздействия на учащихся, (по сравнению с традиционными методами обучения), которые, в первую очередь, направлены на развитие у студентов творческого самостоятельного мышления, формирование творческих навыков и умений нестандартно решать определенные профессиональные проблемы и совершенствовать навыки профессионального общения.
Методы стимулирования — методы, направленные на формирование положительных мотивов обучения, стимулирующих познавательную активность и способствующих обогащению студентов учебной информацией.
Среди методов педагогического стимулирования технического творчества, наиболее распространенными являются следующие:
1. Метод учебных дискуссий. Он основан на обмене мнениями между учащимися, учителем и студентами, учит самостоятельно мыслить, развивает умение практического анализа и тщательной аргументации выдвигаемых положений, уважение к мнению других. Учебная дискуссия используется во время совместного решения проблемы, ее цель — обсуждение научных положений, данных, требующих непосредственной подготовки учащихся по источникам, шире, чем материал учебника.
2. Метод обеспечения успеха в обучении — метод, предусматривающий помощь учителя студенту, который отстает, стимулируя развитие интереса к знаниям, стремление закрепить успех. Учитель помогает слабому студенту, пока он не догонит остальных и получит первую хорошую оценку, которая поднимает настроение, пробуждает осознание собственных возможностей и на этой основе стремления закрепить успех.
3. Метод познавательных игр — специально созданная увлекательная развивающая деятельность,
имеющая огромное влияние на усвоение учащимися знаний, приобретение умений и навыков. Игра в учебном процессе обеспечивает эмоциональную атмосферу воспроизведение знаний, облегчает усвоение учебного материала, создает благоприятный для этого настрой, поощряет к учебной работе, снимает усталость, перегрузки.
4. Метод создания ситуации новизны учебного материала предусматривает, что во время преподавания учитель стремится на каждом уроке очертить новые знания, которыми обогатились студенты, создает такую атмосферу, в которой они получают моральное удовлетворение от того, что интеллектуально выросли. Когда студент почувствует, что увеличивает свой багаж знаний, свой словарный запас, обогащает свою личность, он будет ценить каждый час пребывания на уроке, пытаться эффективно работать над собой. Этот метод стимулирования познавательной деятельности учащихся максимально реализуется при условии высокопрофессионального подхода к своей работе каждого учителя. Залог успеха — глубокое владение материалом, качественная подготовка к каждому уроку, четкое видение учителем цели урока и путей ее достижения.
5. Методы стимулирования долга и ответственности в обучении предусматривают объяснение детям общественной и личной значимости обучения, выдвижение требований, соблюдение которых означает выполнение ими своего долга; поощрение добросовестного выполнения обязанностей, оперативный контроль за выполнением требований и в случае необходимости — указания на недостатки, замечания. Интересным методом стимулирования познавательной деятельности учащихся является написание ими творческих работ по тем предметам и на темы, которые они считают интересными.
Дополнительным источником знаний и творческого развития учащихся является участие во внеклассной работе — тематических декадах, интеллектуальных марафонах, посещение кружков.
Непременно должно происходить постоянное обогащение собственного опыта каждого учителя современными педагогическими подходами, полноценное воплощение передового опыта в ежедневную работу.
Заключение.
В результате проведенного научного изыскания было раскрыто теоретические основы методологии стимулирования технического творчества студентов СПО.
99
Section 8. Pedagogy
Подводя итог сказанному выше, можно выделить следующее: категориально-понятийного аппарат проблемы стимулирования технического творчества студентов СПО ещё во многом требует уточнения, однако нами выделены основные категории данной проблемы: стимул, педагогическое стимулирование, техническое творчество, активизация технического творчества, методы стимулирования технического творчества.
Педагогический стимул — это средство воздействия на ум и чувства студента, при котором оценка его деятельности становится толчком к дальнейшему самосовершенствованию личности.
Педагогическое стимулирование — поощрение деятельности учащихся, которое позволяет студенту показать себя с наилучшей стороны, это создание условий, в которых подростки работают с наибольшей эффективностью и наименьшим напряжением, это своевременная оценка деятельности студента.
Техническое творчество — эффективное средство воспитания, целенаправленный процесс обучения и развития творческих способностей учащихся в результате создания материальных технических объектов с признаками полезности и новизны.
Использование методов активизации творческой деятельности способствует внедрению в дидактиче-
ский процесс технологии личностно-ориентированного обучения и обеспечивает личностную направленность каждого учебного мероприятия.
Методы стимулирования и активизации технического творчества — это совокупность приемов и способов психолого-педагогического воздействия на учащихся с целью активизации технического творчества.
Методы стимулирования — методы, направленные на формирование положительных мотивов обучения, стимулирующих познавательную активность и способствующих обогащению студентов учебной информацией.
Проведенное исследование не исчерпывает всех аспектов исследуемой проблемы. Процессы глобализации, информатизации общества, тенденции гуманизации и гуманитаризации образования, необходимость обеспечения устойчивого развития цивилизации требуют системных исследований в области профессиональной подготовки рабочих кадров, обновления содержания и совершенствования процесса профессиональной подготовки, разработки новых методов стимулирования развития технического творчества, создания государством условий для их эффективного внедрения в соответствии с Концепцией развития системы среднего профессионального образования в современной России.
Список литературы:
1. Алиев М. И. Система приобщения учащихся-подростков к техническому творчеству в учреждениях дополнительного образования: дис. канд. пед. наук/М. И. Алиев. - Махачкала, 2003. - 190 с.
2. Белоносова В. В. Учебно-исследовательская работа студентов как средство развития их творческой деятельности: дис. канд. пед. наук/В. В. Белоносова. - СПб., 2003. - 220 с.
3. Вербицкий A. A. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции/А. А. Вербицкий, О. Г. Ларионова. - М.: Логос, 2010. - 336 с.
4. Власенко Е. В. Теоретико-методические основы обучения высшей математике будущих инженеров-маши-ностроителей с использованием информационных технологий: Автореф. дис. д-ра. пед. наук. - Черкассы, 2011. - 40 с.
5. Зубова Е. А. Формирование творческой активности будущих инженеров в процессе обучения математике на основе исследования и решения профессионально ориентированных задач. - Автореф. дис. канд. пед. наук. - Ярославль, 2009. - 24 с.
6. Осинцева М. А. Организация исследовательской деятельности будущих инженеров при обучении математике с использованием информационно-коммуникационных технологий: Автореф. дисс. канд. пед. наук. -Ярославль, 2009. - 24 с.
7. Сычева Н. В. Современные проблемы физико-математического образования: вопросы теории и практики: коллективная монография/JI. B. Воронина и др.; под общ. ред. проф. И. Г. Липатниковой. - Екатеринбург: УрГПу 2011. - С. 199-218.
8. Суворова H. A. Дидактические особенности формирования профессиональной компетентности студентов технического вуза//Российский научный журнал. - 2011. - № 2/21. - С. 216-221.
100