КАТАЛОГ ГЕРОЕВ В «АРГОНАВТИКЕ» АПОЛЛОНИЯ РОДОССКОГО
Резюме: Одной из особенностей устной поэзии исследователи считают использование каталогов (Гринцер П. 1974: 113). В данной статье рассматривается, как этот композиционный элемент использует в своей поэме Аполлоний Родосский. Мы ставим перед собой задачу выяснить, в чем александрийский поэт ориентируется на предшествующую традицию, и чем каталоги в «Аргонавтике» отличаются от каталогов в «Илиаде» Гомера.
Ключевые слова: древнегреческая литература, Аполлоний Родосский, «Аргонавтика», «Каталог героев», Гомер, «Илиада», «Каталог кораблей».
Исследователи называют каталогами информационные блоки, которые представляют собой списки имен и/или географических названий, объединенных одной темой (Minchin 1996: 11). Как правило, они не связаны с основным повествованием. Большинство исследователей считает, что эпические поэты использовали в своих произведениях каталоги для ретардации последующих событий (Gaertner 2001: 299). П. А. Гринцер в книге, посвященной проблемам древнеиндийского эпоса, пишет, что «обилие подобного рода каталогов, или перечислений объясняется, по-видимому, тем, что владение ими составляло непосредственную часть обучения эпического певца его искусству. Они служили для него необходимым реестром эпических имен, названий, сюжетов и, кроме того, с их помощью он всегда мог регулировать темп исполнения сказания, заполнять в нем временные лакуны и замедлять течение событий» (Гринцер П. 1974: 114). А. Б. Лорд на основании югославского материала делает вывод, что каталоги также облегчали «задачу сказителя, задавая определенный способ введения действующих лиц» (Лорд 1994: 107).
Наиболее ярким примером каталога в гомеровских поэмах, послужившим образцом для Аполлония Родосского, исследователи считают «Каталог кораблей» во второй песни «Илиады» (494-759). В его основе лежит географический принцип построения (Allen 1910). М. Эдвардс выделяет в Каталоге кораблей следующие структурные элементы: место проживание народа,
имя его предводителя и количество кораблей, которые он с собой привел (Edwards 1980: 83).
Исследователи считают Каталог самым древним композиционным элементом созданной устно эпической поэмы (Minton 1962: 205). Его возникновение они относят к микенскому времени. Д. Л. Пейдж в книге «История и «Илиада» Гомера» пишет, что многие города, упомянутые в «Каталоге кораблей», были населены до нашествия дорийцев и были неизвестны самим грекам в историческое время (Page 1959: 120-122). Он считает, что каталог представляет собой «правдивое, хотя и избранное описание микенской Греции» (Page 1959: 122) и впервые он был составлен в это время.
Р. В. Гордезиани находит этой точке зрения подтверждение в том, что «многие гомеровские названия городов засвидетельствованы в письменных документах линейного Б»; среди них «обнаружены различные каталоги, принцип составления которых напоминает гомеровский «Каталог кораблей» (Гордезиани 1978: 172). В качестве примера Гордезиани приводит каталог «гребцов, идущих в Плеврон» и «боевые таблички, точнее списки тех героев, которые собирались во время войны» (Гордезиани 1978: 328).
Сторонники микенского происхождения «Каталога кораблей» считают, что в текст «Илиады» он попал следующим образом: названия мест и имена предводителей сопровождались в нем описательными эпитетами, затем в виде формул он был унаследован эпическими певцами, в том числе Гомером (Page 1959: 123-124).
Э. Виссер на основании структурного анализа строк Каталога, содержащих названия мест, делает вывод, что они созданы в соответствии с гомеровской техникой поэтической импровизации. В них можно выделить:
а) семантически функциональные слова, которые не могут быть заменены какими-нибудь другими;
б) изменяемые, метрически подвижные слова;
в) свободные элементы (глаголы и эпитеты).
Например, приведя все возможные варианты, исследователь показывает, что в 496 стихе второй песни (ol 0’ Ypinv eve^ovxo ка! AuAiba nexp^eaaav) значимым является слово «АиЛлЬа», а изменяемым - «'TpL^v» (Visser 1997: 324 - 329).
Содержащиеся в Каталоге сведения об участниках похода против Трои, по мнению Виссера, были почерпнуты Гомером из
героических мифов, а перечисление городов и областей основано на его географических познаниях.
Исследователи считают «Каталог кораблей» значимым элементом в гомеровской поэме. А. Лорд пишет, что «такие ссылки помогают ему (Гомеру - И. Р.) создать именно «Илиаду», описав тот мир, в котором происходят события поэмы» (Лорд 1994: 420). Дж. Гертнер в своей статье дополняет А. Лорда следующим образом: перечисляя наиболее значимых представителей армий ахейцев и троянцев (2, 816-877), поэт направляет внимание читателя и определяет «его впечатление о событиях и героях» (Gaertner: 302); таким образом слушатель включается в действие произведения (Gaertner: 304). Таким образом, «Каталог кораблей», пишет Г. М. Темненко, «организует не только событийный ряд, но и смысловые акценты поэмы» (Темненко 2011: 495). Р. В. Гордезиани, подробно рассматривая в своей кандидатской диссертации проблему связи «Каталога кораблей» с «Илиадой» (Гордезиани 1967) делает следующие основные выводы:
1) В каталоге слиты воедино картины собрания ахейских кораблей в Авлиде и подготовки ахейцев в Скамандрской долине к битве.
2) Гомер вводит в действие второстепенных персонажей после того, как они представлены в каталоге.
3) Поэт распределяет сведения о героях в поэме и каталоге (в каталоге сообщается о второстепенных персонажах, а в тексте поэмы - о главных).
4) «Каталог кораблей» и «Илиада» дополняют друг друга. Например, в 685 стихе второй песни поэмы Гомер сообщает, сколько кораблей привел с собой Ахилл, а в 168 - 197 стихах шестнадцатой песни поэт называет имена предводителей мирмидонцев.
5) Без «Каталога» некоторые места «Илиады» были бы непонятны. Например, по мнению Гордезиани, поэт не мог упоминать корабли Протесилая в 13, 681; 15 705; 16, 286, если бы прежде не сообщил, почему тот не участвует в сражениях.
Исходя из этих соображений, ученый и приходит к убеждению, что Каталог является неотъемлемой частью «Илиады».
Такой же подход лежит в основании гипотезы происхождения «Каталога кораблей», которую предлагает Э. Минчин (Minchin 1996). Исследовательница считает, что он принадлежит
автором «Илиады». Однако в отличие от всей остальной поэмы он был составлен Гомером заранее, а не в присутствии слушателей. Минчин приводит следующие аргументы: элементы в каталоге должны были следовать в определенном порядке; их последовательность не допускала альтернативы; существительные редко сопровождались формульными эпитетами и, следовательно, требовали запоминания. Имена героев оставались в памяти Гомера благодаря семантическим, тематическим и контекстуальным ассоциациям, а их последовательность - как своего рода карта. При исполнении поэмы эпический поэт вставлял в нее каталог уже в готовом виде. Таким образом, считает Минчин, каталог представляет собой самостоятельный жанр устной поэзии (Minchin 199б: 3), требующий особого мастерства певца.
Чтобы показать, какое важное место занимает Каталог кораблей в его поэме, и обратить на него внимание слушателей, считает исследовательница, Гомер начинает его с обращения к Музам:
’Еопєтє vuv jlxol Mouaai ОЛи^пт 5w^ax' Exouaai-y^Q QeaL єсттє парєсттє тє істтє тє navxa,
5є кЛєод oLov оибє ті lS|J.£v-
ol Tiveg ^y£^ov£? Aavawv mi ^Lpavoi ^aav-
Музы, имеющие дома на Олимпе, ведь вы - богини, вы присутствуете везде и знаете все, мы же слышим только молву и ничего не знаем, теперь расскажите мне, кто были вождями и повелителями данайцев (2, 484-487).
Н. П. Гринцер об этом пишет следующее: «Певец вынужден иметь дело с огромным, бесчисленным множеством материала; упорядочить («расчислить») его он не в состоянии и обращается за помощью к Музам. Вступление к «Каталогу кораблей» наглядно демонстрирует такую ситуацию («Всех же бойцов рядовых не могу назвать, ни исчислить»)...Обращение к богиням, покровительствующим поэзии, продиктовано «поиском числа» как способа упорядочивания материала, нахождения правильной последовательности его изложения» (Гринцер Н., Гринцер П. 2000: 31).
С обращения к Музам Гомер начинает изображение сцен андроктасии, которые исследователи рассматривают как разновидность каталога (Beye 19б4: 352):
,Естп£т£ vuv ^01 Моиот ОЛи^та бш^.ат' ехоиста1 од т1д б^ прштод pрот6£Vт' dvбрdyрl' ’Аха1^ г)рат', £пе[ ф' £кЛ^£ [аах^ кЛитод гмоогуаюд.
А!ад фа прштод ^Ла^.^юд wTртL0V оита Гирт^б^ Мист^ ^уртора кaрт£ро0u|atov•
ФаЛк^ б' ,AvтLЛоход ка1 М£р|a£роv г^^ар^^
Мпр^пд б£ М6рuv т£ ка1 ^ппо^^а кат£кта,
Т£икрод б£ Про06^а т' гуррато ка1 П£рlф'qтnv•
Атрабпд б' ар' £п£10' cTп£ррvора по^г^а Ла^ оита ката Лапар^, 61а б' ^тсра хаЛкод афистст£ б^шстад^ фихл б£ кат' ойта^и^ wт£lЛ^v £стстит' Тп^уо^^'п, т6v б£ сткбтод остст£ каЛиф£.
Скажите теперь мне Музы, имеющие дома на Олимпе, кто первым из ахейцев приобрел окровавленные доспехи, когда славный колеблющий землю Посейдон изменил ход битвы. Аякс Теламонид первый поразил Иртия, сына Гиртия, предводителя мужественных мизов, а Антилох снял доспехи с Фалка и Мермера. Мерион же убил Мориса и Иппотиона, Тевкр вывел из строя Протоона и Перифета. Атрид затем поразил в пах пастыря народов Иперенора, и медь, пройдя через внутренности, отсекла их. Гонимая душа через зияющую рану устремилась вон, и очи закрыла мгла (14, 508-519)1.
С вопроса, кто был первым, без обращения к Музам начинаются также перечисления воинов, побежденных каким-нибудь одним героем, например, Гектором:
/Еv0a т^а прwтоv т^а б' uсттатоv ££,£vdрl£,av С/Ектшр т£ Пр1а|аою па!д ка1 хаЛк£од "Арпд; dvтL0£оv T£u0рavт', £п1 б£ пЛр^lппоv ,Oр£сттnv,
Tрлх6v т' aLX^nтЛV ALтшЛlоv OLv6|aa6v т£,
ОЬ^отб^ 0' /ЕЛ£V0V ка1 ,Oр£стpюv aLоЛо|aLтрnv,
Кого же первым и кого последним лишил доспехов Гектор, сын Приама, и медный Арес? Равного богам Тевтранта, а затем погоняющего коня Ореста, и сражающегося копьем Трехона, и Ойомая из Этолии, и Гелена, сына Ойнопа, и опоясанного блестящим поясом Оресбия (5, 703-707)2.
1 По такому же принципу описываются подвиги Агамемнона в одиннадцатой песне «Илиады» (218 - 263), только герой в основном отражает нападение противников.
2 См. также 8, 273-277; 11, 299-309; 16, 692-697.
Наконец, поэт может не задавать вопрос Музам, кто был первым, но описание сражения и в этом случае представляет собой ответ на него:
Прштод 5' AvxiAoxog Tpwwv eAev dvSpa koquctt^v £ct0Aov evl npo^axoLCTL 0aAuCTLa5nv ExenwAov-xov q' epaAe прштод кори0од фdAov 1птсо5ааепд,
Ev 5e ^£ТШПф п^^£, П£рПСТ£ 5' dp' OCTT£Ov £LCTW aiXH-Л xaAKeL^- xov 5e сткотод бстсте KdAu^ev,
Г)р1тс£ 5' шд от£ пируод evl кратеру UCTjaLvq.
Антилох первый убил троянского мужа, облаченного в шлем, лучшего из сражающихся впереди воинов, Эхепола, сына Фалисия. Он первый ударил его в гребень украшенного конскими волосами шлема и пронзил его лоб, и медное острие копье прошло внутрь кости. Мгла закрыла его очи, и он упал, как башня, в ожесточенной битве (4, 457-461)3.
Таким образом, каталоги павших в сражении воинов в «Илиаде» представляют собой развернутый ответ Муз на вопрос, заданный им поэтом (Minton 1962: 188). Упорядоченность перечисления подчеркивается словом 'пр&тод («первый») в вопросе и ответе (Minton 1962: 191). Поэт расставляет элементы, составляющие список, в алфавитном порядке или согласно какому-нибудь другому организационному принципу. Гомер создает сцены сражений механически, поскольку они, как правило, содержат идентичную информацию - имена победителей и побежденных. Переход от одной пары сражающихся воинов к другой придает динамичность и драматичность описанию битвы. Иногда поэт сопровождает смерть противника героя описанием или комментарием (Minchin 1996: 3). Таким образом он выделяет этот эпизод битвы из числа других и «делает его запоминающимся» (Minchin 1996: 10).
Отметив основные приемы построения каталогов героев у Гомера, теперь можно перейти к использованию этого же элемента эпической техники в «Аргонавтике» Аполлония Родосского. Александрийский поэт начинает перечислять участников экспедиции в Колхиду, на первый взгляд, традиционным образом:
3 См. также 5, 38-42; 6, 5-11; 8, 256-260; 11, 738-746 (Нестор вспоминает о своих подвигах в молодости) и др.
Пршта vuv Орф'род |аипстш^.є0а, т6v ра пот' аитр КаЛЛібпп ©р^ікі фа^Сєтаі єии^єїста Оіаурф сткопі^д Пі|апЛ^5од аухі тєк£ст0аі. аитар т6vy' гу£поист^ атєір£ад оирєсті п£трад 0£Л£,аі аоі5а^ гуоп^ пота^.^у тє рєє0ра-фпуоі 5' ауріабєд кє^урд єті страта |аоЛтс^д акт^ ©рпікі^ Zwvng єпі тпЛє06шстаі
С / / / •>/ <Г\ С/»") /
є^єіп? сттіхбшст^ єп^трі^оі, а? оу єпіпрб 0єЛуо|а£уад ф6р|аіууі катруаує ПlєрLn0єv.
Орф£а |J.£V 5^ тоїоу £^у £парwy6v а£0Л^
ALстоvL5ng Хє£р^од Єф-пн-остии^сті пі0^стад 5££,ато, ПlєрL^ Вістт^£5і коlраv£оvта•
Вначале давайте мы сейчас вспомним об Орфее, которого, говорят, родила около Пимплейской вершины сама Каллиопа после того, как возлегла на ложе с фракийцем Эагром. Итак, об Орфее говорят, что он очаровал в горах звучанием песен несокрушимые скалы и течения рек. На фракийском берегу около Зоны еще издалека видны знаки этой песни - стоящие близко друг к другу огромные буки, которых он свел, очаровав лирой, прямо с Пиэрийской горы. Этого Орфея, правителя бистонской Пиэрии, Ясон взял помощником в своих подвигах, следуя наставлениям Хирона. (1, 23-34).
Поэт обращается к Музам, которых он упоминает в 22 стихе («Пусть мою песню разгласят Аонийские сестры»). Далее следует каталог аргонавтов. Однако следует отметить, что меняется положение певца по отношению к Музам. Форма |хупо^|ле0а («давайте вспомним») показывает, что он уже не подчиняется их руководящей воле, как автор традиционного эпоса, а выступает с ними на равных, если не берет инициативу в свои руки. Музы в «Аргонавтике» выступают не как источник информации, а как гарантия ее достоверности или своего рода знак «авторитета» певца.
Кроме того, у Гомера со слова с корнем -прмт- начинается не каталог участников похода против Трои, а описания сражений. Аполлоний Родосский следует этому правилу, когда рассказывает о победе аргонавтов над бебриками:
... прштбд ує Оу£ра Касттшр
г)Ласт' £пєстстu^єvоv кєфаЛ^д ипєр- ц 5' £кdтєр0єv
^0а каї £у0' ш^оіст^ £п' а^фот£роісті кєаст0п
Первым Кастор отразил устремившегося на него какого-то человека, ударив его по голове. И она оказалась на плечах с обеих сторон (2, 102-104).
В первой песни «Аргонавтики» слово пр^та является уже формальным признаком, показателем того, что далее последует перечисление. Таким образом, александрийский поэт как бы сознательно «выводит на поверхность» гомеровский прием.
Как пишет О. В. Смыка, «выяснение полного состава аргонавтов, а также их генеалогии и обстоятельств их мифологических биографий было делом вовсе не легким и не простым. Автору пришлось проделать большую работу сугубо научного характера при освоении различных источников и увязывании различных мифологических версий для выработки собственной установки при решении этой проблемы» (Смыка 1976: 109). Аполлоний Родосский, в отличие от Гомера, «помещает каталог сразу после вступления, ставя его, таким образом, как бы перед действием» (Смыка 1976: 112). По мнению исследователя, александрийский поэт таким образом подчеркивает свой особый интерес к вопросу об участниках экспедиции. На это также указывает тот факт, что александрийский поэт дополняет каталоги аргонавтов в его основном источнике - четвертой Пифий-ской оде Пиндара4 - и в несохранившиеся трагедиях Эсхила («Кабиры») и Софокла («Лемниянки») именами, которых в них нет. Например, только в поэме Аполлония как аргонавты перечислены родственник Ясона Ификл и отец Патрокла Менетий.
Критическое отношение Аполлония к источникам нашло отражение в тексте «Аргонавтики». Например, александрийский поэт опровергает точку зрения, что Тесей был спутником Ясона5, сообщением, что тот в это время был в цепях в Аиде (1, 101-104). Таким образом, в каталоге Аполлоний демонстрирует свою образованность и оригинальность в трактовке темы.
4 В «Аргонавтике» и в четвертой Пифийской оде Пиндара (175 - 191) как участники похода аргонавтов указываются сыновья Зевса Диоскуры и Геракл, сыновья Борея Зет и Калаис, сыновья Гермеса Эрит и Эхион, а также Периклимен, Эвфем и Мопс. Отцом Орфея Аполлоний называет не Аполлона, а Эагра.
5 Эта точка зрения нашла отражение в произведениях Аполлодора (Мифологическая библиотека. 1, 9, 16), Гигина и Стация (Фиваида. 5, 431).
В источниках также не было единого мнения об участии в экспедиции в Колхиду Геракла. Полемика по этому вопросу находит отражение в «Мифологической библиотеке» Аполло-дора: «Но Геродор говорит, что Геракл и не начинал вовсе похода, но находился тогда в рабстве у Омфалы. Ферекид же рассказывает, что Геракл был оставлен в гавани Афеты, в Фессалии, ибо сам корабль Арго провещал человеческим голосом, что не в силах вынести его тяжесть. Демарат же передает, что Геракл доплыл до Колхиды, а Дионисий даже говорит, что он стал предводителем аргонавтов» (1, 9, 19). В своей поэме Аполлоний Родосский высказывает свое мнение по всем этим вопросам. Он пишет, что Геракл присоединился к аргонавтам (1, 122-131), уступил первенство Ясону, но на пути в Колхиду был вынужден вернуться к своим подвигам.
Как пишет Бейе (Beye 1982: 22), «справка» о том, что Тесей в это время пребывал в Аиде, определяет «время», когда происходили легендарные события поэмы. Подвиги Геракла также служат в «Аргонавтике» временными координатами: действие поэмы начинается, когда он возвращался после победы над Эриманфским кабаном (1, 124-131), и завершается, когда он добыл яблоки Гесперид (4, 1433-1435). Еще одним временным маркером в каталоге «Аргонавтики» является война лапифов с кентаврами, участниками которой были Полифем (1,40-44) и отец аргонавта Корона Кеней (1, 59-64). Таким образом, александрийский поэт помещает каталог в начале «Аргонавтики» для того, чтобы познакомить читателя с действующими лицами поэмы и определить место экспедиции аргонавтов в мифологической истории. Оставаясь «знаком» гомеровской традиции, каталог на сей раз занимает логически обоснованное место в самом начале поэмы, вводя читателя в некий «исторический контекст» и одновременно демонстрируя позицию, занимаемую автором в ученых спорах относительно содержания используемых им мифов.
Аполлоний, перечисляя аргонавтов, подробно останавливается на их генеалогии6. Это особенно важно для людей с одинаковыми именами, потому что только таким образом можно их разграничить. Как пишет Р. Клэр, задача поэта состояла в
6 Наиболее подробно Аполлоний Родосский в своей поэме восстанавливает генеалогию аргонавта Навплия, охватив в ней четыре поколения (1, 133-138).
сопоставлении сведений об участниках экспедиции в разных источниках (Clare 2002: 176). Поэтому, рассказывая о происхождении героев, Аполлоний захватывает и поколение их отцов. Сведения о некоторых из них можно найти в гомеровских поэмах. Например, о сражении лапифа Кенея с кентаврами Гомер упоминает в первой песни «Илиады» (264), а о ссоре Еврита с Аполлоном, которого он вызвал на состязание в стрельбе, - в восьмой песни «Одиссеи» (224). Таким образом, в дополнение к демонстрации собственной «учености» александрийский поэт создает переклички с произведениями предшественника.
Об этом свидетельствует и то, что сообщив имена предков персонажей своей поэмы, Аполлоний не только восстанавливает их генеалогию, как пишет Д. Левин (Levin 1971), но и обращает внимание читателей на родственные связи между ними и героями «Илиады». Например, в 90-94 стихах первой песни «Арго-навтики» сообщается, что Пелей и Теламон были братьями. Таким образом выясняется, что Ахилл и Аякс были двоюродными братьями. В экспедиции принимает участие Периклемен, который является сыном Нелея и, следовательно, братом Нестора. Точно также сын Кенея аргонавт Корон оказывается братом гомеровского героя Леонтея (Илиада. 2, 745-746). Таким образом, каталог аргонавтов в поэме Аполлония является своеобразным «комментарием» к «Илиаде».
В «Аргонавтике» есть отсылки и к «Каталогу кораблей», которые носят как бы «двусторонний» характер. Например, Аполлоний Родосский указывает, что из упомянутого Гомером города Олена (2, 639) был отец аргонавта Палемония, а отец и дед Астерия и Амфиона были героями-эпонимами городов Гипересии и Пелены, жители которых входили в состав ахейского войска (2, 573-574). В «Каталоге кораблей», в свою очередь, сообщается о потомках аргонавтов, которые прини-
гр v> т~\ v> v>
мали участие в Троянской войне. В числе предводителей ахейских войск Гомер упоминает внуков Навбола Схедия и Эпистрофа (2, 517-518), Аякса Оилида (2, 527), Аякса Теламонида (2, 557), сына Мелеагра Фоаса (2, 638), сына Геракла Тлиполема (2, 653), внуков Геракла Фидиппе и Антифе (2, 676). Таким образом создается впечатление, что события поэмы Аполлония Родосского происходят «и до и после гомеровских поэм» (Knight 1995: 28). «Аргонавтика» и «Илиада» вступают во взаимодействие: они становятся своего рода фоном друг для
друга, в результате одно произведение как бы включает в себя другое.
С точки зрения традиционности и новаторства в построении каталога в поэме Аполлония оригинальную, на наш взгляд, интерпретацию предлагает в своей монографии «Лучший из аргонавтов: Определение эпического героя в первой песни «Аргонавтики» Аполлония Родосского» Дж. Клаус (Clauss 1993). Он считает, что Аполлоний Родосский делит героев поэмы на две группы, первую из которых возглавляет Орфей, а вторую -Геракл (Clauss 1993: 30). Такая структура соответствует перечням воинов противоборствующих армий «Илиады»: Каталогу кораблей (2, 494-759) и каталогу троянцев (2, 816-877). В двухчастной структуре списка аргонавтов, по мнению исследователя, находит отражение деление героев не на две армии, как в поэме Гомера, а на два типа. Одни герои достигают цели, полагаясь на свои «коммуникативные способности»; другие добиваются успеха благодаря своей физической силе (Clauss 1993: 32). Воплощением этих двух типов в каталоге являются Ясон и Геракл, а также одетый в элегантный плащ Акаст и облаченный в бычью шкуру Арг, которые присоединяются к аргонавтам в Пагасах (1, 324-326). Если принять точку зрения Клауса, то такое внутреннее членение каталога делает его своего рода «ключом» к общей интерпретации поэмы (в ходе которой главный «герой силы», Геракл покидает аргонавтов, а Ясон добивается конечного успеха прежде всего силой слова) и лишний раз подчеркивает степень авторской рефлексии в использовании традиционного приема.
Большинство исследователей считает, что каталог аргонавтов в «Аргонавтике» строится по такому же принципу, как Каталог кораблей в «Илиаде», то есть географическомуотмечая его симметричность (Levin 1971: 25). Однако в отличие от гомеровского «Каталога кораблей» перечень героев «Аргонавтики» имеет кольцевую композицию (Clauss 1993: 27). Как пишет Бейе, «заканчивая на Акасте, местном жителе, он (Аполлоний - И. Р.) возвращает нас обратно в Иолк, из которого экспедиция отплывает» (Beye 1982: 22). По мнению О. В. Смыки, «перечисление героев Аполлоний старается осуществить так, чтобы создать впечатление, будто герои при этом собираются к месту действия» (Смыка 1976: 114, Beye 1982: 23).
Перечислив членов экспедиции в Колхиду, александрийский поэт изображает их шествие по городу к снаряженному кораб-
лю, отмечает, какое впечатление они оказывают на жителей Иолка:
... а^фі бє Ла^
СТп£рХО|а^^ бєО'У, ОІ бє фа£^^
асттєр£д шд V£ф££стстL |a£тєпр£поv. йбє б' єкасттод г^£пгу астор6^ стиу т£их£о^ ^сто^тад-"2єи dvа, тLд П£ЛLао v6од; п60і т6стооу б|alЛоv ^рш^ уа£^д ПаvаxаLLбод £кто0і раЛЛа; аигр^ар к£ бб^оид оЛоф пирі б^wст£Lаv AL^т£w, бт£ |а^ стф^у єк^ бєрод єyyuаЛL£,'q• аЛЛ' ои фикта кєЛ£и0а, п6vод б' апр-рктод LоuстLV." гОд фаоау £v0а каі £v0а ката пт6Лlv• аі бє у^аік£д поЛЛа |ааЛ' d0аvdтоLCTLV єд аL0єра х£рад d£Lроv,
£ux6^£vаL v6сттоLО тєЛод 0и^пбєд бпастош.
А вокруг собиралась в спешке толпа народа. Они же сияли, как звезды, появляющиеся среди облаков. И каждый, кто видел их, идущих с оружием, говорил: «О, владыка Зевс, чего же хочет Пелий? Зачем он такое собрание героев отсылает из Панахейской земли? Если Ээт не захочет по доброй воле отдать им руно, они в тот же день сожгут в гибельном пламени его дом. Но дороги не избежать, и труды их не будут напрасны». Так говорили тут и там по городу, а очень многие женщины поднимали руки кверху, к бессмертным богам, умоляя их о благополучном исходе (1, 238-249).
В данном месте обращает на себя внимание сравнение всей совокупности героев со звездами - сравнение, очевидным образом отсылающее к Гомеру. Однако Гомер использует это сравнение при описании воина, готового совершить подвиг, выступившего вперед: Диомеда (5, 4-6), Гектора (11, 62-64) и Ахилла (22, 25-32)7, у него это скорее индивидуальная характеристика, которую Аполлоний распространяет на весь сонм героев, возможно, подразумевая уникальность каждого из участников похода.
Надо сказать, что эта уникальность подчеркивается и куда более развернутыми, чем в «Каталоге кораблей», характеристиками каждого отдельного героя (достаточно вспомнить приведенное выше описание Орфея). Такая индивидуализация достигается указаниями прежде всего на качества, специфичные
7 Аполлоний также прибегает к этому сравнению при описании Полидевка, готовящегося к бою сАмиком (2, 38-43).
именно для данного персонажа, но при этом «поданные» в соответствии с традиционной техникой каталога. Например, вот как вводится в повествование кормчий аргонавтов Тифис:
Т1фи? S' 'AyvidSn? Е1фа1£а каЛАшх S-qjaov ©Eoniiwv, £ст0Л6? |j.£v opivo^evov npoSa^vai ки|а' аЛо? eupdn?, £ст0Л6? S' av£|aoio 0и£ЛЛа?,
«Феспиец Тифис, сын Агния, лучше всех предвидящий, когда в широком море поднимутся волны, и к тому же лучше всех разбирающийся в порывах ветра, покинул народ сифаев» (1, 105-107).
Сообщения, в чем каждый аргонавт особенно «хорош», естбЛо^, несколько раз встречаются в данном каталоге (ср. 1, 58, 106) - но что особенно интересно, полностью идентичная формула естбЛо^ |jev ... ест0Ло^ 5е встречается еще раз в третьей песни, применительно к прорицателю Мопсу Ампикиду, который:
’А|атсик£5п?, £ст0Ло? jaEv ёттсроф^гута? evicttcelv olwvou?, £ст0Ло? Se ctuv eu фpdстстaст0al Louaiv.
«лучший, с одной стороны, в истолковании появившихся птиц, а с другой стороны, дающий лучшие советы идущим» (3, 917-918).
Мопс уже упоминался в открывающем поэму каталоге, где о нем было сказано, что «его сын Лето научил лучше всех гадать по птицам»:
... ov nepL ndvxwv
An^otSn? £5L5a^£ 0eonponLa? oLwvwv- (1, 65-66).
Однако своего рода «формулу каталога» мы имеем применительно к нему именно в третьей песни, где способность Мопса «давать советы идущим» особенно уместно упомянуть перед выходом Ясона в сопровождении Арга и Мопса, собственно на главный «подвиг»: встречу с Медеей (правда, как известно, его советы не понадобились, поскольку вещий ворон заставил его оставить влюбленных наедине). Таким образом, элементы каталога проникают непосредственно в повествование, что еще раз подчеркивает стремление Аполлония максимально естественно соединять традиционные вставные элементы, вроде каталога, с собственно развитием сюжета. Как отмечает Левин, в каталоге александрийский поэт также задает перспективу, что «Идмон, Мопс и Канф погибнут на пути в Колхиду или обратно» (Levin 1971: 36).
О. В. Смыка применительно к каталогу в первой песни пишет, что «пытаясь тем самым придать своему искусно составленному перечню некоторые функции действия и включая его в сюжетное действие, Аполлоний стремится следовать гомеровскому образцу, хотя и делает это достаточно своеобразно» (Смыка 1976: 114). Каталог в «Аргонавтике» становится органичным элементом сюжета.
В таком построении каталога Аполлоний по всей видимости ориентировался на произведения Гесиода, у которого, как отмечает Минтон, «черта между информативным материалом, или каталогом, и повествованием не всегда четко обозначена» (Minton 1962: 189). Р. Хантер в своей статье показывает, что в поэме Аполлония есть отсылки к «Каталогу женщин» (Hunter 2005: 249-250). Исследователь отмечает сходство в сведениях, которые сообщают о героях Гесиод и Аполлоний. Например, Мелеагр и в «Аргонавтике», и в «Каталоге женщин» назван вторым по силе после Геракла. Также исследователь находит аллюзии на «Каталог женщин» в 77-78 и 86-89 стихах первой песни «Аргонавтики». В ряде случаев, отмечает Хантер, сложно сказать на кого ссылается Аполлоний - на Гесиода или на Гомера8.
гр /“* v> v> v>
Таким образом, александрийский поэт в своей поэме воссоздает «весь мир каталоговой поэзии» (Hunter 2005: 245). «Военный каталог» Гомера в «Аргонавтике» совмещается с генеалогическим каталогом Гесиода. Как пишет В. П. Завьялова, «александрийцы впервые подходят к пониманию «эволюции литературного ряда» или «развития» литературы, когда вся совокупность исторически сложившейся литературной реальности, т. е. совокупность реально существующих (от прошлого до настоящего) литературных произведений составляют фон, на котором возникает новое произведение» (Завьялова 2009: 137).
Завершая каталог аргонавтов, Аполлоний подытоживает его следующей «причиной»:
xoug |j.£V dpiCTTqag Mivuag TC£Qivai£xaovx£g klkA^okov jaaAa navxag, End Mivuao Ouyaxpwv
8 Например, о Еврите и его сыновьях рассказывается в 27-30 строках двадцать шестого фрагмента «Каталога женщин» и в 224-228 стихах восьмой песни «Одиссеи»; о Перо сообщается в 8-9 стихах тридцать седьмого фрагмента произведения Гесиода и в 287-297 стихах одиннадцатой песни «Одиссеи».
< Л ~ \ V ’ і ! ^ ’ '
01 плєїсттої каї арісттоі аф аі^.атод єихєто^то
V ~С'\Э\‘>Т/ / /
є|а|л^аі, шд оє каї аuтov грстоуа y£Lvато [а^т^р ААкі|аєОп КАи^еирд М^и^&од єкуєуаиіа.
Живущие вокруг всех этих лучших людей в совокупности называют минийцами, поскольку лучшие из них в большинстве гордятся, что происходят из крови дочерей Миноса. Из них матерью Ясона стала Алкимеда - порождение дочери Миноса Климены (1, 229-234)
Точно также «причинами» в «Аргонавтике» зачастую оканчиваются и каталоги, связанные с андроктасией. Так, например, завершается перечисление павших в битве с аргонавтами доли-онов (1, 1030-1048)9 и рассказ о гибели жены Кизика Клиты:
... т^ Оє каї аuтаL
vu|aфаl апоф0і|а^^ аАст^Оєд w5uраvто• каL оі апО рЛєфар^ оста Оакриа хєиат' єраСє, п^та таує кр^^ тєи£^ 0єаL, ^ каАєоист^
КЛєLтnv, Оистт^оіо пєрікАєєд о^о|аа vu|aфng.
аLvOтатоv кє^уо ДоЛюvL^стl у^аі^
аv5рdстl т' єк ДіОд ^|аар єп'qАu0єv• оиОє +уар аит^у+
єтАп тід пастстаст0аі єО^тиод оиО' єпї 5nрOv
єЕ ахє^ єруоіо ^иАпфатои є|avtoоvто,
аАА' аитшд афАєкта 5lаCw£сткоv є5оvтєg.
И когда она умерла, ее оплакали сами нимфы, и они пролили из своих глаз столько слез, что из всех их богини создали источник, который называется Клита в честь знаменитого имени несчастной невесты. И настал по воле Зевса самый страшный день для долионских женщин и мужчин. Ведь никто из них не осмеливался прикасаться к пище. И долго, скорбя, они не вспоминали о молотом на мельнице зерне, и, таким образом, они жили, употребляя его в пищу не печеным. С тех пор сейчас, когда живущие в Кизике ионийцы ежегодно возливают смешанное с водой деревянное масло для натирания, они всегда постоянно мелят муку для жертвенных лепешек на общественной мельнице (1, 1065-1077).
9 В. Найт в качестве параллелей к этому эпизоду приводит 511-522 стихи 14-ой песни «Илиады» и 329-342 стихи 15-ой песни «Илиады». Как отмечает исследователь, Гомер и Аполлоний перечисляют имена убитых с одной стороны и имена тех, кто их победил, меняя при этом глаголы, имеющие значение «убивать» (Knight 1995: 89).
Гибель Кизика и его дружины служит также объяснением, почему аргонавты были вынуждены задержаться и умилостивлять Рею жертвами (1, 1131-1139).
Надо отметить, что с точки зрения техники построения каталога, Аполлоний Родосский, в отличие от Гомера, по-разному изображает сцены сражения в первой и второй книгах «Аргонавтике». Как пишет В. Найт, битва аргонавтов с долионами изображается как одно сражение, «за которым следует каталог смертей», а во второй песни после победы Полидевка над Амиком следует «последовательность кратко описанных сцен убийства» (Knight 1995: 83). Истребление бебриков изображается с большей детализацией, чем сражение с долионами. Подобное описание характерно для гомеровских сцен андро-ктасии. Исследователь отмечает, что в первой песни сравнения обрамляют эпизод, как бы заменяя собой действие, а во второй песни они сосредоточены в конце сцены и служат для описания атмосферы сражения.
Во второй песни «Аргонавтики» «причина» следует не в самом конце эпизода сражения с бебриками, а немного позднее. Когда аргонавты прибывают к мариандянам, их царь Лик обещает воздавать божественные почести Полидевку и его брату Кастору как одержавшим победу над его злейшими врагами (2, 806-810).
Таким образом, сцены андроктасии, также как каталог героев в начале поэмы, органично вписаны в сюжет произведения. Александрийский поэт, использовав каталог как традиционный композиционный элемент эпического произведения, согласует его с потребностями избранного им жанра, которому, с нашей точки зрения, Т. Ф. Теперик дает точное определение - «этиологическая поэма» (Теперик 2010: 360). Это согласование состоит, прежде всего, в насыщении каталога дополнительной генеалогической и географической информацией, в завершении его с помощью «причин», объясняющих происхождение того или иного названия, обряда и т. п. В то же время каталоги Аполлония отличаются гораздо более продуманным и отрефлекси-рованным построением, как с точки зрения их включенности в общую структуру повествования, так и в качестве своеобразной отсылки к традиции, сознательного параллелизма или контраста по отношению к гомеровским образцам. Тем самым каталоги в «Аргонавтике» являются одной из форм реализации характерных принципов александрийской поэтики, сочетая в себе
«ученость» с «разноцветьем», следование традиции с искусным
ее варьированием.
Литература
Гордезиани 1967 - Гордезиани Р. В. «Каталог кораблей» «Илиады» (филологическо-исторический анализ). Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Тбилиси, 1967.
Гордезиани 1978 - Гордезиани Р. В. Проблемы гомеровского эпоса. Тбилиси, 1978.
Гринцер Н., Гринцер П. 2000 - Гринцер Н. П., Гринцер П. А. становление литературной теории в Древней Греции и Индии. М., 2000.
Гринцер П. 1974 - Гринцер П. А. Древнеиндийский эпос. Генезис и типология. М., 1974.
Лорд 1994 - Лорд А. Б. Сказитель. М., 1994.
Смыка 1976 - Смыка О. В. Замечания о каталоге у Аполлония Родосского // Вопросы классической филологии. Вып. 6. М., 1976. С. 105-114.
Темненко 2011 - Темненко Г..М. Перечень кораблей в «Илиаде» Гомера // Индоевропейское языкознание и классическая филология -XV. Материалы чтений, посвященных памяти профессора Иосифа Моисеевича Тронского. СПб., 2011. С. 489-495.
Теперик 2010 - Теперик Т. Ф. Художественная роль экскурсов в «Аргонавтике» Аполлония Родосского // Индоевропейское языкознание и классическая филология - Х^: Материалы Х^-х чтений памяти профессора Иосифа Моисеевича Тронского. СПб., 2010. C. 360-368.
Allen 1910 - Allen T. W. The Homeric Catalogue // The Journal of Hellenic Studies 30. 1910. P. 292-322.
Beye 1964 - Beye C. R. Homeric Battle Narrative and Catalogues // Harvard Studies in Classical Philology 68. 1964. P. 345-373.
Beye 1982 - Beye C. R. Epic and Romance in the Argonautica: Literary Structures. Carbondale, 1982.
Edwards 1980 - Edwards M. W. The Structure of Homeric Catalogues // Transactions of the American Philological Association. Vol. 110. 1980. P. 81-105.
Carspecken 1952 - Carspecken J. F. Apollonius and Homeric Epic // Yale Classical Studies 13. 1952. P. 33-143.
Clare 2002 - Clare R. J. The Path of Argo: Language, Imagery and Narrative in the Argonautica of Apollonius Rhodius. Cambridge, 2002.
Clauss 1993 - Clauss J. J. The Best of the Argonauts. The Redefinition of the Epic Hero in Book One of Apollonius’ Argonautica. Berkeley; Los Angeles, 1993.
Gaertner 2001 - Gaertner J. F. The Homeric Catalogues and their Function in Epic Narrative // Hermes. Bd. 129. H. 3. 2001. P. 298-305.
Hunter 2005 - Hunter R. The Hesiodic Catalogue and Hellenistic Poetry // Hunter R. (ed.) Hesiodic Catalogue of Women. Constructions and Reconstructions. Cambridge, 2005. P. 249-250.
Knight 1995 - Knight V. H. The Renewal of Epic. Responses to Homer in the Argonautica of Apollonius. Leiden, 1995.
Levin 1971 - Levin D. N. Apollonius’ Argonautica Re-examined. Leiden, 1971.
Minchin 199б - Minchin E. The performance of lists and catalogues in the Homeric Epics // I. Worthington (ed.) Voice into Text: Orality and Literacy in Ancient Greece. Leiden, 199б. P. 3-20.
Minton 19б2 - Minton W.W. Invocation and Catalogue in Hesiod and Homer. P. 188. // Transactions of the American Philological Association. Vol. 93. 19б2. P. 188-212.
Page 1959 - Page D. L. History and the Homeric Iliad. Berkeley; Los Angeles, 1959.
Visser 1997 - Visser E. Homers Katalog der Schiffe. Stuttgart; Leipzig, 1997.
I. V. Rybakova. The Catalogue of Heroes in the “Argonautica”
by Apollonius Rhodius
The use of catalogues is viewed as a characteristic feature of oral poetry. The paper analyzes the way this traditional element of epic composition is handled by Apollonius Rhodius in his poem. The paper aims to find out in what way the Catalogue of the Argonauts follows the older poetic tradition, and where it differs from the catalogues used in Iliad.