www.finestreet.ru
рынок
Каталог ELFA — 5 лет
на российском рынке электронных компонентов
Александр САВЕЛЬЕВ
[email protected] Влад ИВАНОВ
Сегодня необходимость торговли электронными компонентами в России по каталогам крупных европейских дистрибьюторов, таких как RS Components, Farnell, NEDIS и т. п., уже не оспаривается, однако такая работа, до недавнего времени, считалась в России делом неразвитым и малоперспективным. Возможно ли сделать поставки по каталогу выгодным и долгосрочным проектом? Пятилетний опыт работы компании «Вест-Эл» по каталогу шведской компании ELFA позволяет отвечать на этот вопрос с уверенным оптимизмом.
6
Во второй четверти прошлого столетия, а если быть более точными — в 1945 году, в Швеции по инициативе Нильса Йенсена, тогда служащего стокгольмской трамвайной компании, была основана компания ЕЬБА АВ.
Нильс Йенсен зарегистрировал фирму ЕЬБА как инжиниринговую компанию. Предприятие было создано, что называется, на пустом месте, и начинался этот скромный, поначалу семейный бизнес с ремонта велосипедов и продажи компонентов. Первым девизом компании был слоган «Все, что между антенной и землей». Первый каталог ЕЬРА был напечатан в 1946 году в количестве 200 копий и содержал только 64 страницы. В начале 1950-х годов, когда пришла эра телевидения, в Швеции большой популярностью пользовались наборы для самостоятельной сборки ТВ. Эти, как их сейчас называют, «киты» и стали первым открытием компании ЕЬБА.
На данный момент ЕЬБА является одной из крупнейших в Европе фирм, работающих на рынке поставок электронных компонентов по каталогу. В ежегодном каталоге ЕЬБА, содержащем сегодня свыше 2000 страниц, представлена продукция более 500 ведущих
мировых производителей компонентов, комплектующих, приборов, оборудования и инструментов для разработки, производства и сервисного обслуживания современной электронной техники. Широта номенклатуры продукции, представленной в каталоге, позволяет удовлетворить требования самого взыскательного заказчика и осуществить поставку всех необходимых изделий. В Line Card каталога входят такие известные на весь мир производители, как IR, Philips, Harting, Bulgin, Omron, EAO, OKW, Schroff, Fluke, Weller, Wima, KNIPEX и т. д.
Сегодня девиз фирмы — «Быстрее, надежнее, проще» — наиболее емко и точно отражает приоритеты в работе компании с партнерами и конечными потребителями.
Компания ELFA сейчас — это более 400 квалифицированных специалистов, 22 000 м2 складских площадей с постоянным наличием 65 000 наименований продукции, надежная система хранения, подбора и доставки комплектации, практически исключающая ошибки на различных стадиях формирования заказа. Неудивительно, что услугами фирмы пользуются такие столпы промышленности в Европе, как VOLVO, Sony Ericsson и многие другие.
Пятилетний опыт работы в России, рост интереса со стороны отечественных заказчиков, внимательное отношение компании ELFA к нашей стране показали, что каталог ELFA прочно занял свое достойное место в ряду поставщиков электроники и сопутствующих товаров на российском рынке.
Петербургская фирма «Вест-Эл» является единственным официальным дистрибьютором компании ELFA в России. Отлаженная технология доставки позволяет в короткие сроки и по конкурентным ценам осуществлять поставки всей продукции, представленной в каталоге ELFA, в любой уголок нашей
страны. Разветвленная сеть региональных представительств компании «Вест-Эл» позволяет работать практически с каждым клиентом на месте, что помогает оптимизировать сотрудничество между поставщиком и заказчиком.
Несмотря на кажущиеся, на первый взгляд, недостатки любого каталога — это цена и сроки поставок, у этого инструмента продаж есть свой покупатель. В основном это инжиниринговые компании, разработчики, которым необходим довольно широкий спектр номенклатуры электронных компонентов без ограничения по объему закупок, иногда от 1 штуки, и для которых срок поставки 2-4 недели является вполне приемлемым. Каталог ЕЬБА также ориентирован и на мелкосерийное производство — при заказе по второй, третьей, а для некоторых позиций — по четвертой колонке, цена может изменяться в 2-3 раза, а иногда и на порядок! Адресован каталог также службам ремонта, модернизации и сервиса крупных, средних и мелких предприятий, где не так велик ассортимент необходимой продукции, однако часто встречаются такие позиции, которые кроме как по каталогу получить сложно.
Что же получает клиент, делая заказ по каталогу ELFA?
• Широчайшую номенклатуру компонентов с одного склада На многих предприятиях поиск необходимых компонентов осуществляют отделы снабжения и комплектации. И здесь каталог с его огромной номенклатурой может оказать неоценимую услугу. Ведь предпочтение в выборе поставщика чаще всего отдается тому, кто сумеет «закрыть» наибольшее количество «горящих» позиций. Возможно, что некоторые из этих позиций можно было бы
КОМПОНЕНТЫ И ТЕХНОЛОГИИ • № 1 '2006
рынок 7
купить дешевле у прямого дилера того или иного поставщика. Однако потребителю выгоднее все же иметь минимальное количество поставщиков.
• Срок поставки — 10рабочих дней
Для конечного потребителя очень важно знать конкретный срок поступления товара, который для каталожных поставок не должен превышать 2-4 недели. В некоторых случаях для ремонтного сегмента рынка такой срок может оказаться неприемлемым (замер конвейер, остановился станок и т. п.), однако при наличии на производстве резервов оборудования и грамотном прогнозировании отказов указанная проблема уже не будет стоять так остро.
• Фиксированные и понятные цены
Очень важно, на наш взгляд, при поиске
и выборе комплектующего изделия по каталогу сразу же знать его цену. Причем эту цену не нужно как-то хитро высчитывать — она именно такая, какой вы видите ее в каталоге, и не меняется в течение времени его действия (как правило, 1 год).
• Техническую поддержку разработчика
В условиях модернизации оборудования, замены устаревшей элементной базы наличие каталога с его наглядностью и информативностью может оказаться весьма полезным. Сегодня уровень подготовленности персонала, как инженеров технической поддержки, так и менеджмента любой фирмы, торгующей по каталогу, должен быть такой, чтобы не только продать каталожный номер, но и дать исчерпывающую информацию
по любой позиции. Специалисты отдела инженерной поддержки просто обязаны обладать широким техническим кругозором и эрудицией. Конечно, мы не ставим своей задачей давать консультации или рекомендации по выбору элементной базы для какой-то конкретной разработки, наша задача более скромная, но не менее актуальная — сориентировать разработчика в широчайшей номенклатуре каталога и предоставить как можно более полную информацию о необходимом компоненте. А выбор элемента, в результате, должен остаться за разработчиком. В такой ситуации на рабочем столе инженера должно находиться несколько каталогов разных компаний, ибо они скорее дополняют друг друга, чем конкурируют между собой.
• Удобную форму выпуска каталога
Не суть важно, будет это бумажный каталог, Интернет или версия на CD. Кому-то удобней смотреть на экран, а кто-то привык работать с печатным изданием. Поэтому каталог ELFA предлагается в виде книги, диска и on-line-вер-сии на сайте с возможностью заказа компонентов через Интернет. В настоящее время компания «Вест-Эл» готовит к изданию DVD-версию каталога с полным объемом технической информации по большинству позиций в формате pdf.
• Каталог-справочник — ценный источник
технической информации
Как-то незаметно среди постоянных покупателей компонентов по каталогу ELFA вошел в обиход термин «каталог-справочник».
Наверное, это не случайно, так как еще одним из достоинств таких каталогов является грамотное структурирование и наличие подробной технической информации по большинству позиций в виде фотографий, рисунков, графиков, схем и таблиц. Такое наглядное, тщательно продуманное построение материала делает работу с каталогом простым и доступным. А это значит, что, если даже сегодня им пользуются только как техническим справочником, то уже завтра он превратится в «живое» решение проблем поставок.
• Доставку товара прямо на рабочее место Сейчас не проблема любой груз привезти даже в самую отдаленную точку нашей необъятной страны. Желательно только, чтобы стоимость доставки не была бы дороже самого заказа. Поэтому способ доставки согласовывается с клиентом в момент оформления заказа.
Мы уже начинаем привыкать, что, наконец, и в нашей стране можно покупать многие товары, начиная от бытовой техники и заканчивая автомобилями, не выходя из дома или офиса, просто открыв каталог. Что это — лень или расточительство? Не то и не другое, главное здесь — удобство работы с каталогом, его наглядность и информативность, простая экономия времени специалиста. Хочется верить, что и в таком не легком деле, как поставки электронных компонентов, «толстые» каталоги будут отныне достойным инструментом в руках российских инженеров. ■
КОМПОНЕНТЫ И ТЕХНОЛОГИИ • № 1 '2006