34 (124) - 2012
Бюджетная политика
УДК 336.146
КАССОВОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ИСПОЛНЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО БюДЖЕТА ОТДЕЛЕНИЕМ ПО г. ОНЕГЕ И ОНЕЖСКОМУ району УПРАВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕйСТВА
по архангельской области
А. С. ВАСИЛЬЕВА,
кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета, анализа и планирования, декан факультета заочного и дистанционного обучения E-mail: vasilieva_as@mail. ru Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова, филиал в г. Северодвинске
Статья посвящена исследованию организации кассового исполнения федерального бюджета Отделением по г. Онеге и Онежскому району Управления Федерального казначейства (УФК) по Архангельской области. Рассмотрены основы организации и особенности исполнения бюджета органами Федерального казначейства. Изучена ведомственная и функциональная структура расходов федерального бюджета. Исследован документооборот отделения и проведен анализ возврата платежных поручений. Выявлены проблемы кассового исполнения бюджета и определены пути их решения.
Ключевые слова: казначейство, федеральный, бюджет, бюджетополучатель, платежное поручение, ведомственная структура расходов, функциональная структура расходов.
Организация исполнения федерального бюджета в Российской Федерации требует постоянного контроля за правильным и своевременным
доведением до учреждений и организаций предусмотренных бюджетом платежей, расходованием средств федерального бюджета, за соблюдением государственной финансовой дисциплины. Эти функции выполняют органы Федерального казначейства России.
Казначейская система исполнения бюджета позволяет:
- повысить эффективность использования бюджетных средств в части обеспечения целевой направленности, своевременности и рациональности их расходования;
- снизить стоимость обслуживания внутреннего долга путем увеличения точности прогнозирования доходов, расходов на базе оперативного учета и контроля;
- ускорить оборачиваемость бюджетных средств за счет сокращения движения средств от распорядителя до конечных получателей.
Задача Казначейства России - проверить, чтобы на всех этапах исполнения утвержденного бюджета не было превышения бюджетных назначений, установленных законодателем, а также проконтролировать в момент кассового расхода целевое использование средств бюджетополучателями.
Современные особенности казначейского исполнения бюджетов представлены на рис. 1.
Отделение по г. Онеге и Онежскому району УФК по Архангельской области (далее - Отделение) создано в соответствии с Указом Президента РФ «О Федеральном казначействе» от 08.12.1992 № 1556 и Положением «О Федеральном казначействе РФ», утвержденным постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 № 703.
Отделение входит в единую централизованную систему органов Федерального казначейства и подчиняется Управлению Федерального казначейства по Архангельской области, осуществляет свою деятельность во взаимодействии с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами местного самоуправления, территориальными учреждениями Банка России, общественными объединениями и другими организациями.
В своей деятельности Отделение руководствуется Конституцией РФ, Указами Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, приказами и распоряжениями Министерства финансов РФ, нормативно-правовыми актами Архангельской области и Управления Федерального казначейства.
Главными задачами Отделения являются:
- организация исполнения федерального бюджета и контроль, управление доходами и расходами этого бюджета на счетах Отделения в расчетно-кассовом центре, исходя из принципа единства кассы;
- регулирование финансовых отноше-
ний между федеральным бюджетом и государственными внебюджетными фондами, финансовое исполнение этих фондов, контроль за поступлением и использованием внебюджетных средств;
- прогнозирование объемов государственных финансовых ресурсов района;
- сбор, обработка и анализ информации о состоянии государственных финансов, предоставление Управлению Федерального казначейства отчетности о финансовых операциях по федеральному бюджету, о государственных внебюджетных фондах;
- разработка методологических и инструктивных материалов, порядка ведения учетных операций по вопросам, относящимся к компетенции Отделения.
В соответствии с возложенными на него задачами и в пределах своей компетенции Отделение выполняет следующие функции:
- открывает в учреждениях Банка России и кредитных организациях счета по учету средств федерального бюджета и иных средств в соответствии с бюджетным законодательством РФ, лицевые счета для учета операций со средствами федерального бюджета, от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, доводит до обслуживаемых Отделением распорядителей и получателей средств федерального бюджета распределенные главными распорядителями средства федерального
Рис. 1. Современные особенности казначейского исполнения бюджетов в РФ
7х"
13
Рис. 2. Организационная структура Отделения на 01.01.2012
бюджета, лимиты бюджетных обязательств и объемы финансирования и их изменения;
- ведет учет операций по кассовому исполнению федерального бюджета, осуществляет учет операций со средствами, полученными от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
- составляет и предоставляет в установленном порядке в управление отчетность о кассовых операциях федерального бюджета на территории г. Онеги и Онежского района и об исполнении принятых Отделением на учет бюджетных обязательств, подлежащих оплате за счет средств федерального бюджета, а также иную бухгалтерскую и бюджетную отчетность;
- проводит на территории г. Онеги и Онежского района в соответствии с бюджетным законодательством РФ обслуживание исполнения бюджета субъекта РФ и местных бюджетов;
- обеспечивает проведение кассовых выплат из бюджетов бюджетной системы РФ получателей средств бюджетов, лицевые счета которых открыты в установленном порядке в Отделении;
- обеспечивает предварительный и текущий контроль за ведением операций со средствами бюджета;
- обеспечивает режим секретности и защиты государственной тайны в Отделении, а также соблюдение работниками установленных норм и требований при проведении секретных работ.
Отделение вправе в соответствии с Бюджетным кодексом РФ:
- приостанавливать в установленном порядке операции по лицевым счетам распорядителей и получателей средств бюджета в случаях нарушения законодательства РФ;
- предъявлять в судебные органы иски по основаниям, установленным законодательством РФ.
Организационная структура Отделения по г. Онеге и Онежскому району представлена на рис. 2.
Основная деятельность Отделения направлена на кассовое обслуживание и исполнение бюджетов всех уровней, контроль за целевым использованием средств бюджетов, составление бюджетной отчетности.
Все операции по исполнению бюджетов по расходам отражаются в системе балансовых счетов Федерального казначейства:
- 40105 «Средства федерального бюджета»;
- 40201 «Средства областного бюджета»;
- 40204 «Средства местных бюджетов»;
- 40503, 40603, 40703 «Средства от приносящей доход деятельности».
В Отделении на 01.01.2012 общее количество бюджетополучателей составляло 72, из них получатели средств федерального бюджета - 5, областного - 12, местного - 55 (табл. 1). Большую часть получателей составляют клиенты местного бюджета (более 70 %), т. е. количество участников бюджетного процесса федерального уровня составляет лишь 7 % от общего числа участников.
Анализ документооборота Отделения по г. Онеге и Онежскому району при исполнении федерального бюджета по расходам, представленный в табл. 2, показал, что за рассматриваемый период происходило уменьшение количества расходных расписаний - в 2011 г. на 7,3 % (по сравнению с 2009 г.) и на 0,1 % (по сравнению с 2010 г.) и платежных поручений -на 5,2 и 0,1 % соответственно. В то же время чеков на получение наличных денежных средств в 2010 г.
выписано больше на 25, а в 2011 г. - на 11.
Таблица 1
Структура бюджетополучателей за 2009-2011гг.
Получатели средств 2009 2010 2011
Количество Удельный вес, % Количество Удельный вес, % Количество Удельный вес, %
Федерального бюджета 6 8,8 5 7,1 5 6,9
Областного бюджета 12 17,6 11 15,7 12 16,7
Местного бюджета 50 73,6 54 77,2 55 76,4
Всего... 68 100 70 100 72 100
14 ^ проблемы и решения
ХЧ^ ФИНАНСОВАЯ АНАЛИТИКА
Таблица 2
Документооборот Отделения по г. Онеге и Онежскому району при исполнении федерального бюджета по расходам за 2009-2011 гг.
Документы Количество, шт. Абсолютное отклонение, шт. Темп роста, %
2009 2010 2011 2009-2011 2010-2011 2009-2011 2010-2011
Расходные расписания 248 235 230 -18 -5 92,7 97,9
Платежные поручения 7 433 7 053 7 043 -390 -10 94,8 99,9
Чеки 269 294 305 36 11 113,4 103,7
Всего... 7 950 7 582 7 578 -372 -4 95,3 99,9
За 2011 г. доведено объемов финансирования расходов федерального бюджета на сумму 212,2 млн руб., что на 19 % больше, чем в 2010 г. и на 41,4 % больше, чем в 2009 г. (рис. 3).
Лимиты бюджетных обязательств и объемы финансирования расходов федерального бюджета поступили от пяти министерств и ведомств. Наибольший удельный вес в ведомственной структуре расходов федерального бюджета за 2009-2011 гг. (табл. 3) занимают Министерство внутренних дел Российской Федерации (более 30 %) и Федеральная служба исполнения наказаний (более 50 %). ненш1наказаний»-132,1 млн руб., что на35,8%
Наибольший объем финансирования(табл.4)в большепо сравнению с2009г. ина 12,5% больше 2011 г. поступил по разделу 0305 «Система испол- посравнению с 2010г.
Таблица 3
Ведомственная структура расходов федерального бюджета за 2009-2011 гг., %
Наименование главного распорядителя средств 2009 2010 2011
Федеральная служба по надзору в сфере природопользования 3,6 3,6 3,5
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителейи благополучия человека 2,0 2,0 2
Министерство обороны Российской Федерации 3,3 0 0
Министерство внутренних дел Российской Федерации (отдел внутренних дел) 35,9 31,8 32,2
Министерство внутренних дел Российской Федерации (отдел вневедомственной охраны) 4,9 4,9 5
Федеральная служба исполнения наказаний 50,3 57,7 57,3
Всего... 100 100 100
Таблица4
Расходы федерального бюджетавразрезефункциональнойструктурыза 2009-2011 гг.
Раздел, подразделение Наименование Сумма, млн руб. Темп роста, %
2009 2010 2011 2009-2011 2010-2011
201 Вооруженные силы Российской Федерации 7,4 8,7 9,5 128,4 109,2
203 Мобилизационная и вневойсковая подготовка 5 0 0 0 -
302 Органы внутренних дел 53,8 56,7 59,3 110,2 104,6
305 Система исполнения наказаний 75,6 102,9 132,1 174,7 128,4
603 Охрана объектов растительного и животного мира и среды их обитания 5,3 6,4 7,2 135,8 112,5
907 Санитарно-эпидемиологическое благополучие 3 3,5 4,1 136,7 117,1
Всего... 150,1 178,2 212,2 141,3 119,1
Млн руб. 250 -| 200 -150 -100 -50 -0--
150,1
178,3
212,2
2009 2010 2011
Рис. 3. Объемы финансирования расходов федерального бюджета в2009-2011гг
384
400п
300-
200-
100-
296
346
2009
2010
2011
Рис. 4. Среднемесячное количество операций за 2009-2011 гг.
8000
6000
4000
2000
0
7433
6943
7053
7043
2009 I Представлено
2010
□ Санкционировано
Среднемесячное количество осуществляемых платежных операций по исполнению расходной части федерального бюджета (рис. 4) из года в год растет. В 2011 г. в месяц в среднем было совершено на 88 операций больше, чем в 2009 г., и на 38 больше, чем в 2010 г.
Анализ возвратов платежных поручений получателей средств федерального бюджета за 20092011 г. (рис. 5, табл. 5-7) показал, что количество представленных и санкционированных платежных поручений из года в год снижается. В 2011 г. в Отделение поступило 7 043 платежных поручения на сумму 226,5 млн руб. Из них санкционировано 6 497 документов (92,2 %) на сумму 212,2 млн руб. и возвращено 546 документов (7,8 %) на сумму 14,3 млн руб.
Основной причиной возврата платежных документов (табл. 8) является их неверное оформление.
Исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства федерального бюджета осуществляется Отделением в соответствии с главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации на основании исполнительных документов (исполнительных листов).
2011
! Возвращено
Рис. 5. Динамика платежных документов в 2009-2011 гг.
Таблица 5
Анализ возврата платежных поручений получателей средств федерального бюджета за 2009 г.
0
Представлено Санкционировано Возвращено
Глава Количество, Сумма, Количество, Сумма, млн руб. Количество, Сумма,
шт. млн руб. шт. шт. млн руб.
048* 833 5,6 797 5,3 36 0,3
141* 899 3,7 878 3 21 0,7
187* 624 6,4 504 5 120 1,4
188* 1 738 71,5 1 527 61,2 211 10,3
320* 3 339 78,8 3 237 75,6 102 3,2
Всего... 7 433 166 6 943 150,1 490 15,9
* 051 (048) - Федеральная служба по надзору в сфере природопользования; 141 - Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека; 187 - Министерство обороны Российской Федерации; 188 - Министерство внутренних дел Российской Федерации; 320 - Федеральная служба исполнения наказаний.
Таблица 6
Анализ возврата платежных поручений получателей средств федерального бюджета за 2010 г.
Представлено Санкционировано Возвращено
Глава Количество, Сумма, Количество, Сумма, Количество, Сумма
шт. млн руб. шт. млн руб. шт. млн руб.
051* 861 6,8 763 6,4 98 0,4
141 904 4,2 872 3,5 32 0,7
188 1 811 72,6 1 527 65,4 284 7,2
320 3 477 106,3 3 345 102,9 132 3,4
Всего... 7 053 189,9 6 507 178,2 546 11,7
* 051 - Федеральная служба по надзору в сфере природопользования.
Таблица 8
Анализ причин возвратов платежных документов получателей средств федерального бюджета за 2009-2011 гг.
Таблица 7
Анализ возврата платежных поручений получателей средств федерального бюджета за 2011 г.
Представлено Санкционировано Возвращено
Глава Количество, Сумма, Количество, Сумма, Количество, Сумма,
шт. млн руб. шт. млн руб. шт. млн руб.
051 861 7,4 763 7,2 98 0,2
141 904 4,2 872 4,1 32 0,1
188 1 811 72,6 1 527 68,8 284 3,8
320 3 467 142,3 3 335 132,1 132 10,2
Всего... 7 043 226,5 6 497 212,2 546 14,3
Основные причины возврата платежных документов
Глава Возвращено Неверное оформление Превышение бюджетных данных Отозваны клиентом
Количество, Сумма, Количество, Сумма, Количество, Сумма, Количество, Сумма,
шт. млн руб. шт. млн руб. шт. млн руб. шт. млн руб.
2009
048* 36 0,3 36 0,3 0 0 0 0
141 21 0,7 21 0,7 0 0 0 0
187 120 1,4 120 1,4 0 0 0 0
188 211 10,3 203 10,0 8 0,3 0 0
320 102 3,2 99 3,1 3 0,1 0 0
Всего... 490 15,9 479 15,5 11 0,4 0 0
2010
051 98 0,4 98 0,4 0 0 0 0
141 32 0,7 29 0,6 3 0,1 0 0
188 284 7,2 284 7,2 0 0 0 0
320 132 3,4 114 2 18 1,4 0 0
Всего... 546 11,7 546 10,2 21 1,5 0 0
2011
051 98 0,2 98 0,2 0 0 0 0
141 32 0,1 29 0,09 3 0,01 0 0
188 284 3,8 284 3,8 0 0 0 0
320 132 10,2 114 8,8 18 1,4 0 0
Всего... 546 14,3 525 12,9 21 1,41 0 0
* 051 (048) - Федеральная служба по надзору в сфере природопользования; 141 - Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека; 187 - Министерство обороны Российской Федерации; 188 - Министерство внутренних дел Российской Федерации; 320 - Федеральная служба исполнения наказаний.
В 2009 г. согласно данным отчетности о предъявленных в органы Федерального казначейства исполнительных документах по денежным обязательствам федеральных бюджетных учреждений, предусматривающих единовременные выплаты, общее количество предъявленных исполнительных документов в Отделение составило 6 на сумму 137,4 тыс. руб., в 2010 г. - 2 на сумму 96,7 тыс. руб., в 2011 г. - 3 на сумму 125,6 тыс. руб. (рис. 6).
Наибольшее количество исполнительных документов предъявлено к лицевым счетам получателей средств федерального бюджета, подведомственных
Министерству внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службе исполнения наказаний.
Основными причинами, по которым выносились судебные решения, были:
- взыскание задолженности по денежному довольствию, заработной плате, компенсации за недополученное обмундирование и затрат на проезд к месту проведения отпуска и обратно;
- взыскание морального вреда.
Процесс казначейского исполнения бюджета в настоящее время далеко не совершенен и сталкивается с рядом проблем, которые характерны не
6 6
2009 2010 2011
■ Предъявлено □ Исполнено
Рис. 6. Предъявленные и исполненные исполнительные документы за период 2009-2011 гг.
только для федерального бюджета, но и для бюджетов субъекта РФ и местных бюджетов. По мнению специалистов, острая проблема кассового исполнения в части расходов появилась с 1 января 2009 г., когда существенно изменился порядок кассового обслуживания лицевых счетов, открытых в органах Федерального казначейства. Вступили в действие более 10 новых и обновленных нормативных документов, регламентирующих этот процесс.
В связи с этим появились трудности технического плана, связанные не только с загрузкой обновлений в действовавший тогда программный продукт «Центр-КС», но и с заполнением данных форм клиентами. «Центр-КС» не позволял автоматически контролировать правильность заполнения всех полей новых документов. Сотрудникам казначейства приходится проводить визуальную проверку документов.
Существует также проблема неверного оформления плательщиками платежных документов на перечисление средств в доход бюджетов (указание неправильных реквизитов), что приводит к зачислению данных поступлений как невыясненных, а значит, и к дополнительному выяснению. Кроме того, часто неверно оформленные документы просто теряются.
Проанализировав перечисленные проблемы, можно сделать вывод, что большая часть из них возникла в силу неготовности получателей средств качественно и своевременно исполнять свои функции. Отделение для решения указанных проблем зачастую вынуждено детально разъяснять получателям средств, какие именно последовательные процедуры должны быть соблюдены для органи-
зации процесса своевременного зачисления, учета и распределения поступлений, что, в общем-то, не является функцией Федерального казначейства.
К проблемам кассового обслуживания исполнения федерального бюджета в современных условиях следует также отнести:
- увеличение документооборота;
- низкий уровень ответственности клиентов при заполнении форм документов;
- несовершенство планирования расходов и неравномерность нагрузки на работников казначейства в течение финансового года;
- отсутствие единого порядка составления и представления смет доходов и расходов бюджетных учреждений для всех главных распорядителей.
В настоящее время процесс документооборота в органах Федерального казначейства, в том числе электронного, достиг таких масштабов, что возникает объективная необходимость хранения части документов в электронном виде. К сожалению, типового решения по созданию и ведению электронных архивов пока не существует.
В числе мер, призванных решить эти проблемы, - ускорение широкого внедрения автоматизированной системы казначейского исполнения бюджетов, включая взаимоотношения со всеми его участниками, а также с учреждениями банков на всех уровнях власти и бюджетной системы на основе координации этой работы Федеральным казначейством с учетом положительных инициатив на местах.
Проблемы кассового исполнения федерального бюджета и пути их решения представлены в табл. 9.
Список литературы
1. Акперов И. Казначейская система исполнения бюджета в Российской Федерации: учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М.: КНОРУС, 2009, 640 с.
2. Артюхин Р. Е. Задачи и направления развития казначейской системы России // Финансы. 2011. № 3.
3. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ.
4. О Федеральном казначействе: постановление Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 № 703.
5. Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации: приказ Министерства финансов Российской Федерации от 21.12.2011 № 180н.
6
4
2
0
Таблица 9
Проблемы кассового исполнения федерального бюджета и пути их решения
Проблема Путь решения
Несовершенство программного продукта «Центр-КС» в органах Федерального казначейства Технологическая эксплуатация программного продукта нового уровня
Неготовность получателей средств качественно и своевременно исполнять свои функции Детальное разъяснение сотрудниками органов Федерального казначейства последовательных процедур
Низкий уровень ответственности клиентов при заполнении форм документов в соответствии с приказом № 7н Тщательное изучение клиентами Отделений приказов и порядков Федерального казначейства, проведение совещаний с клиентами Отделениями и отделами управлений
Несовершенство планирования расходов и неравномерность нагрузки на работников казначейства в течение финансового года, увеличение документооборота в конце финансового года Доведение всеми распорядителями средств бюджетных данных равномерно в течение финансового года
Отсутствие единого порядка составления и представления смет доходов и расходов бюджетных учреждений для всех главных распорядителей Разработка Минфином России нормативного документа, регламентирующего порядок составления и представления смет доходов и расходов
Возросший процесс документооборота, в том числе в электронном виде Хранение части документов в электронном виде, необходимость создания каталога (архива) документов
Трудности санкционирования ответственным специалистом кассовых заявок по подстатьям 225 и 226 Классификации операций сектора государственного управления Внесение Минфином России изменений в бюджетную классификацию с некоторым укрупнением рамок
6. Положение об Отделении по г. Онеге и Онежскому району Управления Федерального казначейства по Архангельской области от 31.03.2005 № 80.
7. Прокофьев С. Е. О кассовом исполнении расходной части федерального бюджета // Финансы. 2011. № 4.
8. Тиницкий В. М. Казначейское дело: учеб. пособие. М. КНОРУС, 2010. 152 с.
9. Федеральное казначейство: итоги и перспективы // Финансы. 2011. №3.
10. URL: http://www. buh. ru.
11. URL: http://oviont. ru.