ЛЦЕЙОЪ.
ó* <h
А
ЧИППКРО
УДК 378.091.398
Каскадная модель повышения квалификации: интерактивное продвижение нововведений
Т. Б. Волобуева
Cascade model of advanced training: interactive promotion of innovations
T. B. Volobueva
Аннотация. В данной статье актуализируется проблема внедрения инноваций в учебный процесс общеобразовательных организаций. Анализируются факторы, тормозящие использование новых технологий и методик на практике. Ранжируются результаты анкетирования слушателей курсов повышения квалификации. Рассматривается и визуализируется в схеме понятие инновационной готовности педагога. Доказывается преимущество гармонического объединения традиционных и инновационных методов дополнительного профессионального образования педагогических кадров. Обосновывается действенность каскадной модели повышения квалификации педагогов по освоению и применению нововведений. Выделены и охарактеризованы уровни и ведущие методы подготовки тьюторов: имитационное моделирование для обучения региональных тьюторов, кейс-стади - для городских, районных тьюторов, Е-портфолио - для педагогов. Анализируются способы повышения интерактивности в процессе повышения квалификации. Аргументируется методическая и психологическая поддержка всех этапов работы в формате супервизии и телементоринга.
Abstract. The problem of adoption of innovations in educational process of educational institutions is actualized in this article. Factors that inhibit the use of new technologies and techniques in practice are analyzed. The results of the survey of students of advanced training courses are also analyzed. The concept of innovation readiness of the teacher is visualized in the diagram. The advantage of harmonic combining traditional and innovative methods of additional professional education of pedagogical staff is proved. The author
substantiates the effectiveness of the cascade model of teachers' advanced training for the development and application of innovations. Levels and leading methods of training tutors are identified: simulation for training regional tutors, case study for regional tutors, the E-portfolio for teachers. The author analyzes ways of increasing interactivity in the process of advanced training. The methodological and psychological support for all stages of work in the format of supervision and telement-oring is argued.
Ключевые слова: каскадная модель, инновационная готовность, тьютор, педагоги, повышение квалификации, нововведение, имитационное моделирование, кейс-стади, развитие.
Keywords: cascade model, innovative readiness, tutor, teachers, advanced training, innovation, simulation modeling, case-sutdy, development.
Ключевым показателем развитого государства является эффективная система образования. Уже стало аксиомой, что в современном обществе успешным может быть только постоянно обучающийся человек. Воспитать личность с высокоразвитой учебной компетентностью может учитель, который сам является активным участником непрерывного образовательного процесса.
Институт дополнительного педагогического образования является ядром непрерывного обучения педагогов региона и полифункциональным центром профессионального развития, максимально ориентированным на запросы и потребности педагогических кадров.
Непрерывность дополнительного профессионального образования педагогических кад-
ЧИППКРО
ров обеспечивается преемственностью и мета-предметностью обучения, опережающим содержанием, опорой на педагогическую практику, синтезом формального, неформального и информального образования.
Фундаментальным исследованием концептуальных основ, функций, структуры, содержания непрерывного образования занимались многие ученые. Наиболее известные научные труды по этой теме К. Я. Вазиной [1], К. А. Абульхановой-Славской [2], В. С. Леднева [3], В. Н. Андреева [4; 5], Б. С. Гершунского [6], С. Г. Вершлов-ского [7], Ю. Н. Кулюткина [8], А. Л. Влади-славлева [9], Т. Браже [10] и других. Об интегри-рованности, преемственности, вариативности непрерывного обучения писали также зарубежные исследователи.
Чтобы обеспечить опережающий характер дополнительного профессионального образования педагогов, необходимо постоянно отслеживать тенденции развития образовательных систем своего государства и других стран, анализировать образовательные запросы социума, прогнозировать востребованные в будущем знания, компетенции, технологии. Содержательные векторы повышения квалификации насыщаются соответствующими инновациями.
Чтобы их освоение не осталось без применения в педагогической практике, необходимо учитывать ряд факторов, ключевым из которых является инновационная готовность педагогов. Ее показателями являются: осознание потребности в новациях; информированность о новейших достижениях педагогической науки и практики; ориентированность на исследовательскую, экспериментальную деятельность, разработку авторских методик; готовность к преодолению трудностей, связанных с нововведениями [11, с. 12], а также способность к самоорганизации, рефлексии; готовность отказаться от стереотипов педагогического мышления; стремление к творческим достижениям; критическое мышление [12, с. 45].
На рисунке 1 представлена авторская модель инновационной готовности педагога, в которой отражены ее компоненты и указано стандартное содержание мотивов, от которых в значительной мере зависит уровень готовности. Анализ анкетирования слушателей курсов
повышения квалификации (4236 респондентов) показал, что большинство педагогов (88%) осознают необходимость инновационных процессов. Выделили факторы, замедляющие внедрение нововведений в образовательных организациях:
- пассивность ряда педагогов (64%);
- отсутствие необходимого уровня профессионализма для реализации инновационных практик (72%);
- ограниченное знание новых технологий, методик (48%);
- недостаточная материально-техническая база (48%);
- отсутствие материального стимулирования инновационной работы (36%);
- загруженность рутинной работой (32%).
Ранжирование ответов респондентов показало, что на первые места педагоги поставили факторы, которые они могут регулировать сами. И лишь потом идут условия, создаваемые администрацией учебных заведений. Этот факт демонстрирует глубокую осознанность педагогическими кадрами своей ответственности за оптимизацию образовательно-воспитательного процесса.
Анализ состояния преподавания отдельных предметов выявил потребность в инновационно активных учителях, которые могут творчески работать в новых условиях и нацелены на непрерывное обучение и саморазвитие.
Курсы повышения квалификации в институте насыщены инновационным содержанием, хотя классические каноны в нем тоже присутствуют. Для практического освоения нововведений используются новейшие формы и методы преподавания, которые сами по себе будут ценными в работе учителя.
Практикой доказана результативность синтеза традиционных и инновационных моделей повышения квалификации. При обучении взрослых нужно учитывать, что слушатели курсов повышения квалификации имеют свой педагогический и жизненный опыт, сформированные цели и ценности.
Их мотивация отличается от образовательных побуждений детей и молодежи, поэтому основными видами деятельности на занятиях становятся интерактивные упражнения, про-ектно-поисковая и творческая работа, моделирование.
Для освоения интересных нововведений привлекаются зарубежные преподаватели, сертифицированные тренеры, опытные специалисты по выбранной теме. Внедряется каскадная модель тематического повышения квалификации (см. рис. 2). Зарубежные тьюторы проводят корпоративное обучение преподавателей института в форме тренингов с опо-
рой на имитационное моделирование. Игровое моделирование изучаемого события призвано реализовать, кроме главной дидактической цели, еще комплекс задач: создание условий для самоопределения обучающихся, побуждение к развитию их творческого потенциала, оттачивание навыков работы в команде, управление эмоциональным фоном и т. д.
Инновационная готовность педагога
А
ТГ
К аправление мотив ации
Как способ получения: дополнительного заработка
Как способ избегания напряжения во взаимоотношениях с руководств ом
Как способ достижения признания со
стороны руководства и коллег
И
Как выполнение своих обязанностей
Я'
Как способ реализации своего творческого потенциала и
саморазвития --
Готовность к реализации иннов ационнаг о обучения
т
Компетенции в педагогических инновациях
Способность к само организ ации, рефлексии
Способность отказаться от стереотипов; стремление к творческим достижениям; критическое мьллление
Владение понягийньпт! аппаратам
пед агагичв екай иннов этики. П онимание роли инновационной деятельности в педагогическом процессе. Знание методолоши творческой деятельности
Способность реализовывать инновационные модели, программы, технологии
I
Способность к прогнозиров анию рисков
II =
И ннов ационная инициатива
Вариативность педагогической деятельности, овладение методами педагогического исследования. Способность аккумулировать и использовать новаторский опыт. Способность к сотрудничеству, разработке и реализации актуальных проектов, самоанализу
иннов ационной деятельности. Умение организовать эксперимент.
Анализ новейших педагогических технологий перспективных методик; способность организовать свое обучение и самообразование по их освоению Способность адаптировать их для своей работы
Инновационная деятельно сть
Ж
Результативность инновацию иной деятельности
7Г
Ж
Адаптация Эффективное Авторские
новаторских внедрение программы,
методик инновации технологии, методики
Ж
ПродБитение-
ИННОБЭЦИИг
Рис. 1. Модель инновационной готовности педагога
Рис. 2. Каскадная модель тематического повышения квалификации
В западной дидактике постепенно отходят от термина «игра», который ассоциируется с развлечениями, и используют понятия «симуляция», «моделирование». [13, с. 55]. С другой стороны, гейм-технологии активно используют для повышения квалификации различных специалистов.
В описываемой модели по запросу преподавателей института в тренингах обучение проходит в ситуативном моделировании, которое может включать в себя ролевые игры и симуляции. В литературе нет четкого разграничения между этими понятиями. Назовем имитационным моделированием сложные ситуативные игры в условиях мнимой профессиональной деятельности, максимально приближенной к реальности. В симуляциях допускается упрощение профессиональных условий для отработки ситуации.
Эта технология приближена к ролевой игре, но существенно отличается от нее тем, что ее целью является не представление поведения разных специалистов, а иллюстрирование определенных явлений и механизмов. [13, с. 58]. Имитационное моделирование дает воз-
можность обучающимся глубже погрузиться в проблему, понять ее, найти несколько вариантов ее решения.
После освоения новации преподаватели института адаптируют ее под специфику разных категорий педагогических кадров.
На специальных курсах повышения квалификации готовятся городские, районные тьюторы для работы с педагогами в своих городах и районах. В программу курсов включаются проблемные диалогические лекции, рефлексивные беседы, эвристические дискуссии, практикумы и тренинги.
Ведущим методом является кейс-стади. (см. рис 3, 4).
Имитационные методы также широко применяются на курсах.
Кроме ситуативного моделирования, используется решение ситуативных задач, работа на методических тренажерах и модерация.
Практикуя так называемый «шведский стол», региональные тьюторы предлагают большой выбор тематических блоков, на которых будет отрабатываться изучаемое нововведение.
Рис. 3. Кейс-стади в системе методов обучения [14, с. 47]
Рис. 4. Аналитический спектр кейс-стади [14, с. 54]
ЧИППКРО
Большой популярностью пользуется микропреподавание. В упрощенной педагогической ситуации реализуется учебный процесс. Во время микропреподавания ведется видеозапись для дальнейшего просмотра и анализа оптимальности профессиональных действий.
После сдачи комплексного экзамена городские, районные тьюторы организовывают цикл целевых семинаров, на которых обучают педагогов своих городов и районов освоенному ими нововведению. Используются те же методы и приемы, что и на целевых курсах повышения квалификации, но акцент делается на Е-портфолио. Участники семинаров сразу начинают собирать учебно-методические материалы по изучаемому нововведению, адаптируя их под свою школьную практику. Многие ведут электронную записную книжку, в которую заносят свои мысли, идеи и цитаты преподавателей для последующего глубокого анализа. Видеофрагменты семинаров также вносятся в портфолио для домашнего дополнительного просмотра или демонстрации коллегам. Процесс внедрения нововведения постоянно оттачивается. Для этого региональные, городские и районные тьюторы систематически проходят супервизию у своих преподавателей, а для педагогов используется телементо-ринг. Разработана и успешно функционирует региональная модель супервизии. Телементоринг представляет собой преобразования классического менторинга через использование телекоммуникационных технологий.
Во время проведения обучающих семинаров и практического применения новации в педагогической практике веб-камеры транслируют их курирующим тьюторам и записывают учебный процесс. Далее с помощью видеоконференцсвя-зи анализируются отдельные фрагменты, обсуждаются проблемные моменты, даются советы и психологическая поддержка.
Телементоринг имеет много преимуществ, среди которых: отсутствие ограничений в пространстве и времени при сохранении визуального контакта, наглядность анализируемых эпизодов, высокая персонификация рекомендаций, мультимедийность мотиваторов и др. Обучение по принципу каскада позволяет привлечь большое количество педагогов к освоению нововведения, способствует его быстрому продвижению, создает условия для постоянного профессионального усовершенствования и
саморазвития. По каскадной модели внедряются такие проекты, как «Обучение для устойчивого развития», «Европейское языковое порт-фолио», «Межкультурное обучение», «Тим ти-чинг» и другие. Зарубежные инновации одновременно изучаются, адаптируются под региональную систему образования и реалии конкретных педагогических практик, насыщаются эффективным опытом педагогов, внедряются и развиваются.
Таким образом, описанная каскадная модель тематического повышения квалификации успешно функционирует. Последовательная подготовка разноуровневых тьюторов с использованием результативных традиционных и инновационных технологий и наращиванием уровня интерактивности позволяет быстро и грамотно внедрить в практику общеобразовательных организаций перспективные нововведения.
Супервизия и телементоринг обеспечивают поддержку хорошего уровня качества работы и шлифование мастерства тьюторов и педагогов. Отслеживание результатов обучения позволяет сделать вывод о высокой продуктивности модели.
Библиографический список:
1. Вазина К. Я. Саморазвитие человека и модульное обучение / К. Я. Вазина. - Н. Новгород : Изд-во ВИПИ, 1991. - 120 с.
2. Абульханова-Славская К. А. Типологический подход к личности профессионала / К. А. Абульханова-Славская // Психологические проблемы формирования личности профессионала : сб. науч. труд. - М. : МГУ, 1991. -С.4-9.
3. Леднев В. С. Непрерывное образование: структура и содержание / В. С. Леднев. - М. : АПН СССР, 1988. - 240 с.
4. Андреев В. И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития / В. И. Андреев. - Казань : Центр инновационных технологий, 2000. - 608 с.
5. Андреев В. И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс / В. И. Андреев. - Казань : Центр инновационных технологий, 2012. - 608 с.
6. Гершунский Б. С. Педагогическая прогностика: методология, теория, практика / Б. С. Гер-шунский. - Киев : Нар. освга, 1984. - 246 с.
7. Вершловский С. Г. Молодой учитель в системе непрерывного образования / С. Г. Вершловский // Советская педагопка. - 1986. -№ 2.- С. 71-75.
8. Кулюткин Ю. Н. Психология обучения взрослых / Ю. Н. Кулюткин. - М. : Просвещение, 1985. - 128 с.
9. Владиславлев А. Л. Основы теории педагогических систем / А. Л. Владиславлев. - Воронеж : Воронежский университет, 1997. -204 с.
10. Браже Т. Г. Развитие творческого потенциала учителя / Т. Г. Браже // Советская педагогика. - 1989. - № 8. - С. 15-21.
11. Волобуева Т. Б. Формування шновацшно активного педагога / Т. Б. Волобуева // Вюник. Луганський нащональний ушверситет iM. Тараса Шевченко. - 2012. - № 22 (256). - С. 6-15.
12. Касьянова О. М. Мониторинг в управ-лшш навчальним закладом / О. М. Касьянова. -Харьюв : Основа, 2004. - 93 с.
13. Пометун О. I. Сучасний урок. 1нтерак-тивш технологи навчання / О. I. Пометун. -Кшв : Видавництво Ф.С.К., 2004. - 192 с.
14. Волобуева Т. Б. Тренинг-площадка педагогического майстерства / Т. Б. Волобуева // Материалы Междунар. научн-практ. конф. «Профессионализм педагога: сущность, содержание, перспективы развития». - Москва, 1617 марта 2017 г. Т. 2. - C. 21-26.
References:
1. Vazina K. Y. Human self-development and unit training [Samorazvitie cheloveka i modul'noe obuchenie], Nizhny Novgorod, 1991. 120 p.
2. Abulkhanova-Slavskaya K. A. Typological approach to professional personality, Psychological problems of personality formation of a professional [Tipologicheskij podhod k lichnosti profes-sionala, Psihologicheskie problemy formirovaniya lichnosti professionala], 1991, pp. 4-9.
3. Lednev B. C. Continuing education: structure and content [Nepreryvnoe obrazovanie: struktura i soderzhanie], USSR, 1988. 240 p.
4. Andreev V. I. Pedagogics: Educational course for creative self-development [Pedagogika: Uchebnyj kurs dlya tvorcheskogo samorazvitiya], Kazan: Center for innovative technology, 2000. 608 p.
5. Andreev V. I. Pedagogy of creative self-development. Innovative course [Pedagogika tvorcheskogo samorazvitiya. Innovacionnyj kurs], Kazan: Center of innovation technologies, 2012. 608 p.
6. Gershunsky B. S. Pedagogical prognostics: methodology, theory, practice [Pedagogicheskaya prognostika: metodologiya, teoriya, praktika], Kiev, 1984.246 p.
7. Veslowski S. G. Young teacher in the continuing education [Molodoj uchitel' v sisteme nepre-ryvnogo obrazovaniya], No. 2, pp. 71-75.
8. Kulyutkin Yu. N. The psychology of adult learning [Psihologiya obucheniya vzroslyh], 1985. 128 p.
9. Vladislavlev A. L. Fundamentals of the theory of pedagogical systems [Osnovy teorii pedagog-icheskih sistem], Voronezh: Voronezh University Press, 1997. 204 p.
10. Brazhe T. G. Development of creative potential of a teacher [Razvitie tvorcheskogo potenciala uchitelya], 1989, No. 8, pp. 15-21.
11. Volobueva T. B. Formation of an innovative active teacher [Formirovanie innovacionno ak-tivnogo pedagoga], 2012, No. 22 (256), pp. 6-15.
12. Kasyanov O. M. Monitoring in the management of an educational institution [Monitoring v upravlenii uchebnym zavedeniem], 2004. 93 p.
13. Pometun O. I. Modern lesson. Interactive Learning Technologies [Sovremennyj urok. Inter-aktivnye tekhnologii obucheniya], 2004. 192 p.
14. Volobueva T. B. Training platform teaching skills, Materials of the International Scientific and Practical Conference "Professionalism of the Teacher: Essence, Content, Development Prospects" [Trening-ploshchadka pedagogicheskogo masterstva, Materialy Mezhdunar. nauchn-prakt. konf. "Professionalizm pedagoga: sushchnost', soderzhanie, perspektivy razvitiya"], Moscow, 2017, Vol. 2, pp. 21-26.