DOI 10.31250/2618-8619-2024-3(25)-47-56 УДК 391
Ольга Николаевна Меренкова
Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН
Санкт-Петербург, Российская Федерация ORCID: 0000-0002-2771-9862 E-mail: [email protected]
Кашмирские войлочные ковры намда в собрании МАЭ РАН
АННОТАЦИЯ. Кашмир издавна славился искусными мастерами, умело выполняющими сложные резные работы из дерева и камня и создающими прекрасные текстильные изделия. Яркие, тонкие и одновременно теплые кашмирские шали — желанный элемент наряда не только для жителей Индии, но и во всем мире. Кашмирские войлочные ковры намда признаны выдающимися текстильными шедеврами, они занимают особое место в мировых музейных собраниях и частных коллекциях. В статье рассматриваются редкие вышитые войлочные ковры намда, созданные в Кашмире в конце XIX — первой четверти XX столетия. В августе-сентябре 1916 г. в Кашмире супруги Александр Михайлович и Людмила Александровна Мерварт приобрели разнообразные изделия из дерева и папье-маше, украшения, ткани, вышивки, а также войлочные ковры намда. Работа по сбору коллекций проходила в рамках научной экспедиции на Цейлон и в Индию (19141918), организованной Музеем антропологии и этнографии (МАЭ). Кашмирские войлочные ковры намда, приобретенные А. М. и Л. А. Мерварт, сравниваются с современными ковровыми изделиями данного вида. Искусство изготовления намда в Кашмире передавалось семьями мастеров из поколения в поколение. Однако к началу 2000-х гг. производство намда пришло в упадок, поскольку ремесленники вместе с семьями прекращали заниматься этим ремеслом. В настоящее время власти Кашмира признали традиционное изготовление войлочных ковров намда культурным наследием, поэтому активно разрабатываются и внедряются проекты, направленные на обучение и поддержку молодых мастеров-ковроделов.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: войлочные ковры намда, ковроделие, Кашмир, Александр Михайлович Мерварт, Людмила Александровна Мерварт, музейные коллекции
ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Меренкова О. Н. Кашмирские войлочные ковры намда в собрании МАЭ РАН. Кунсткамера. 2024. 3(25): 47-56. doi 10.31250/2618-8619-2024-3(25)-47-56
Olga Merenkova
Peter the Great Museum of Anthropology and Ethnography (Kunstkamera) of the Russian Academy of Sciences
Saint Petersburg, Russian Federation ORCID: 0000-0002-2771-9862 E-mail: [email protected]
Kashmiri Namda Felts in the Collection of the MAE RAS
ABSTRACT. Kashmir has long been famous for its skilled craftsmen who brilliantly perform intricate wood and stone carvings and create beautiful textiles. Bright, thin and at the same time warm, Kashmiri shawls are a desirable element of attire not only in India, but all over the world. Kashmiri Namda felt carpets are considered now as outstanding textile masterpieces; they occupy a special place in the world's museums and private collections. This study examines rare embroidered Namda felt carpets created in Kashmir in the late 19th and first quarter of the 20th century. In August-September 1916, in Kashmir, the spouses Alexander Mikhailovich and Lyudmila Aleksandrovna Meerwarth purchased a variety of wood and papier-mache products, jewelry, fabrics, embroidery, as well as Namda felt carpets. The collecting work took place as part of a scientific expedition to Ceylon and India (1914-1918), organized by the Museum of Anthropology and Ethnography (MAE). This collection is kept today in the MAE RAS (MAE No. 3018). Kashmiri Namda felt carpets purchased by A. M. and L. A. Meerwarth, are compared with modern carpet products of this type. The art of Namda has been passed down by the families of makers from generation to generation. However, by the beginning of the 2000s Namda production declined as artisans and their families stopped practicing this craft. Currently, the authorities of Kashmir have recognized the traditional production of Namda felt carpets as a cultural heritage, therefore, projects aimed at training and supporting young carpet weavers are being actively developed and implemented.
KEYWORDS: namda felt carpets, carpet weaving, Kashmir, Alexander Mikhailovich Mervart, Lyudmila Alek-sandrovna Mervart, museum collections
FOR CITATION: Merenkova O. Kashmiri Namda Felts in the Collection of MAE RAS. Kunstkamera. 2024. 3(25): 47-56. (In Russian). doi 10.31250/2618-8619-2024-3(25)-47-56
Искусство изготовления войлочных ковров намда — традиционное ремесло, передающееся в кашмирской долине из поколения в поколение. Считается, что оно фиксируется в Кашмире с XVI в., во время правления Акбара Великого. По легенде, правитель Великих Моголов Акбар1 был в поиске теплого материала для того, чтобы укрыть своих лошадей от холода. Один из его подданных по имени Нуби предложил ему укрыть лошадей теплыми войлочными попонами. Говорят, что правитель Акбар был так впечатлен этой идеей, что пожаловал Нуби деревни и земли (Namda 2020-2022).
Кашмирские намда представляют собой небольшие прямоугольные или круглые ковры, с бахромой или без нее, украшенные вышивкой с растительным орнаментом. Вплоть до настоящего времени намда широко используются в домах обитателей Кашмирской долины наряду с габба — повседневным ковриком из старых одеял. Необходимость в теплом напольном покрытии для дома обусловлена сильными холодами с минусовой температурой. Ковры намда и габба — неотъемлемые атрибуты убранства в домах Кашмира, помогающие сберечь тепло и декорировать помещение. Производство каждого вышитого ковра намда — сложный и трудоемкий процесс, проходящий в несколько этапов, каждый из которых выполняется мастерами разных профилей.
Традиционное искусство изготовления войлочных ковров намда передавалось в Кашмире из поколения в поколение. Процесс создания войлока состоит из нескольких этапов: чесание шерсти, ее выкладывание в нужных размерах. После этого проводится разбрызгивание мыльного раствора, валяние ковра и сушка. Заключительный этап, придающий красочный вид изделию, — работа вышивальщика/цы (Agnihotri 2023).
Отличительной особенностью кашмирских намда является то, что шерстяное полотно именно валяют, а не ткут.
Принцип войлоковаляния основан на способности шерстяных волокон сцепляться друг с другом при помощи покрывающих их поверхность чешуек в процессе прессовки, трения и скатывания (валяния). Свойство шерстяных волокон к сцеплению используется и при прядении, разница состоит в подходе к материалу: в одном случае волокна шерсти вытягивают и соединяют в нить, в другом — работают с волокном как с массой (Царева 2006: 227).
При обработке волокна горячей водой или паром ускоряется и усиливается процесс сцепления волокон, ковер получается более прочным и долговечным. Будущее изделие приходится много катать, надавливая на него.
Работа по созданию войлочного ковра намда начинается с многократного прочесывания заготовленной шерсти, при этом удаляются все примеси, а изделие получает необходимую толщину. Затем шерсть смачивают водой с мылом, чтобы волокна крепко сцепились друг с другом. После этого шерсть раскладывают слоями по ровному полу на циновке из жестких стеблей травы или джута, еще раз смачивают мыльной водой, а затем прижимают с помощью большого ручного устройства для выравнивания — пинджры (pinjra) (Namda 2017). Будущий ковер скатывают, связывают веревкой и сжимают, катая по полу руками и ногами около часа, чтобы волокна крепче сцепились, а затем сушат. По окончании этого процесса получается простой, неорнаментированный ковер намда. Последующая работа вышивальщика придает изделию невероятное изящество.
Ручная вышивка аари2 сама по себе может рассматриваться как отдельный вид искусства. Она используется для декорирования различных текстильных изделий, в том числе одежды. Кашмирские платья известны своим красочным дизайном, цветочными узорами, а вышивка придает им особенно великолепный вид (Aari Embroidery of Kashmir 2024). Данный вид декорирования в Кашмире
1 Акбар I Великий (1542-1605) славился как покровитель наук, искусства и архитектуры. Исходя из принципа веротерпимости, он собрал вокруг своего престола лучших ученых, поэтов, музыкантов и художников, придерживавшихся разных вероисповеданий (Dimand 1953).
2 Вышивка аари, или ари, (англ. Kashmiri aari embroidery) — это традиционный стиль вышивки, который можно увидеть на кашмирских тканях и коврах.
КУНСТКАМЕРА I КиШТКАМЕИА № 3 (25) ■ 2024
считается одной из самых утомительных форм рукоделия. В начале работы с помощью графитового карандаша наносится эскиз, по которому затем мастер тонкой иглой делает окончательную вышивку тамбурным швом (Namda 2020-2022). Шерстяная нить, используемая в работе, предварительно вручную окрашивается в необходимые цвета. Разноцветные шерстяные нити продеваются через плотный ковер с помощью ара-кунга, специального кашмирского инструмента, используемого для петлевой вышивки. Популярны декоративные элементы в виде растительных и геометрических мотивов, встречаются также изображения птиц, в редком случае — животных. Отличительной особенностью рисунка на коврах намда является то, что в большинстве случаев он носит ненаправленный характер. Таким образом, ковер можно развернуть в любом положении. Выполняемая вручную трудоемкая декоративная вышивка аари превращает каждый ковер в уникальный предмет.
О КОВРАХ НАМДА В СОБРАНИИ МАЭ РАН
Супруги Александр Михайлович и Людмила Александровна Мерварт собрали обширные и разнообразные коллекции предметов из различных регионов в процессе комплексной научной экспедиции на Цейлон и в Индию в 1914-1918 гг., организованной Музеем антропологии и этнографии (Котин, Краснодембская, Соболева 2018). Кашмирский период экспедиции длился с августа по сентябрь 1916 г. А. М. Мерварт в отчете 1927 г. подробно написал, какие цели они с супругой ставили перед собой в рамках сбора коллекций в этом регионе, особенно подчеркивая важность приобретения войлоков:
Мы подробно изучали быт и технику кашмирских ремесленников — ткачей, резчиков по дереву, по металлу, рабочих, изготовляющих предметы из папье-маше, и собрали множество изделий и орудий производства. В связи с этой работой мы заинтересовались вопросом об орнаменте, который в Кашмире особенно ярко иллюстрирует влияния скрещивающихся в этой стране культур персидской, китайской и индийской (Мерварт, Мерварт 1927: 17).
В 1924 г. после трудного возвращения в Россию Мерварты принялись разбирать привезенные ими собрания. Они распределили и зарегистрировали вещи по тематическим предметным и иллюстративным коллекциям (Котин, Краснодембская, Соболева 2018: 236). Описи, составленные собирателями, содержат важную информацию о месте и характере сбора, особенностях и истории бытования предметов: МАЭ № 3014 «Украшения Пандитани» (см.: Меренкова 2023); МАЭ № 3015 «Штампы и набойки» (см.: Меренкова 2018), МАЭ № 3017 «Комплект для игры сиддаста» (см.: Меренкова 2022). Заметим, что описи, составленные в 1927-1929 гг., содержат лишь наименование предмета или минимальный комментарий. Их составляла помощница А. М. Мерварта Т. А. Корвин-Круковская, порой она пропускала детальное описание предметов, из-за чего поздние описи выглядят как краткий список.
В описи МАЭ № 3018 «Ковры и кошмы» (АМАЭ № 3018) данные на титульном листе написаны самим А. М. Мервартом, однако почерк вложенных внутрь тетрадных листов с описанием предметов и почерк на листах первичной описи не совпадают. Вероятно, коллекция МАЭ № 3018 была зарегистрирована после 1924 г. не самими собирателями, а Георгием Оскаровичем Монзелером (1900-1959)3 или же сотрудниками под его руководством. В описи он указан как регистратор, но нет отсылки к конкретному году. Установлено, что почерки первичных описей коллекции МАЭ № 3018 не совпадают с почерком в описи китайских коллекций, которая содержит личную подпись Г. О. Монзелера. В 1978 г. опись была перерегистрирована С. Н. Муравьевым (Опись колл. МАЭ № 3018. Л. 5).
3 В 1923-1926 гг. Г. О. Монзелер занимал должность заведующего отделом Дальнего Востока МАЭ АН СССР. В 1931 г., опасаясь ареста, он был вынужден оставить эту должность в МАЭ и уехал на Север. По возращении в Ленинград в 1933 г. Монзелер продолжил научную деятельность уже в Музее истории религии АН СССР. В начале 1950-х гг. он изучал китайские лубки, переводил китайскую поэзию, а также участвовал в создании отдела религий Востока в Музее истории религий.
В описи коллекции МАЭ № 3018 приводится унифицированное описание войлочных ковров намда. Указано, что «такие ковры употребляются в домах и лодках, служащих для жилья» (Опись колл. МАЭ № 3018. Л. 3). Всего было собрано 13 ковров, но в наличии осталось 104. Три предмета числятся отсутствующими еще по сверке 1947 г. Все ковры примерно одинакового размера: их длина варьирует от 160 до 170 см, ширина — от 120 до 125 см; толщина составляет от 0,5 до 1 см. Важно отметить, что у ковра, зарегистрированного как МАЭ № 3018-2 имеется точное указание места приобретения — «город Шринагар» (Опись колл. МАЭ № 3018. Л. 3). Можно предположить, что и остальные образцы приобретены там же, поскольку и теперь, спустя столетие, Шринагар все еще остается крупнейшим центром производства ковров намда.
Остановимся подробнее на имеющихся в МАЭ образцах намда. На всех коврах в коллекции преобладает растительный орнамент. Рисунок на ковре МАЭ № 3018-2 имеет композицию, отличающуюся от других по стилю. Этот образец представляет собой прямоугольный ковер из козьей шерсти с бахромой и вышивкой тамбурным швом (контуры изображений и внутреннее наполнение). Лицевая поверхность декорирована вышивкой шерстяными нитками темно-зеленого, травяного зеленого, коричневого, розового, желтого цветов. Рисунок представляет собой арочную композицию, в центре которой располагается ваза с разветвленным цветочным букетом с многолепестковыми цветами и листьями ланцетовидной формы. На верхушке букета изображен стилизованный пальмовый лист. По бокам от основания вазы отходят цветочные ветви с четырьмя цветами и множеством листьев. На ветвях букета сидят две птицы. Еще четыре птицы расположены по углам в обрамлении ветвей. По краям ковра проходит вышитая кайма тамбурным и прямым швом, местами с длинными прокидами5 (рис. 1, см. вклейку).
Проводя аналогию с современным производством, следует отметить, что на образцах намда, созданных в начале XXI в., встречаются похожие стилизованные изображения птиц. К сожалению, трудно определить их точный биологический вид. В Кашмире в настоящее время делают намда, где на полотне безошибочно можно различить изображение павлина или пары павлинов, восседающих на пышных цветочных ветвях. Сохраняются в современных образцах намда и композиции с цветочными букетами в вазах.
У ковров МАЭ № 3018-4, 3018-5, 3018-7 и 3018-13 схожая композиция и цветовое решение. Они все имеют прямоугольную форму и обрамлены бахромой. Лицевая поверхность ковров декорирована вышивкой шерстяными нитками (светло-зелеными, голубыми, коричневыми, желтыми, красными) тамбурным швом на светлом фоне. Растительный орнамент представляет собой вьющиеся ветви с пышными цветами и листьями разнообразной формы, которые соединены между собой (рис. 2, см. вклейку).
Ковры МАЭ № 3018-8, 3018-10 и 3018-12 отличаются от остальных по стилистике рисунка. Основные мотивы строятся вокруг центральной цветочной розетки. Таков ковер МАЭ № 3018-12. В его центре находится ромбовидная композиция из соединенных между собой ветвей с восемью голубыми цветами. В середине ромба — небольшой цветок с шестью лепестками. По краям проходит широкая полоса узора из соединенных ветвей с множеством цветов розового цвета. Эта полоса подчеркнута с одного края вышитой каймой из соединенных вместе наподобие цепочных звеньев кружочков с вышитыми внутри них овалами. Ближе к краям ковра проходит еще одна полоса орнамента из вьющихся ветвей с множеством голубых цветов и мелких листиков. Ее обрамляет вышитая кайма из кружочков, соединенных вместе наподобие цепочных звеньев6 (рис. 3, см. вклейку).
Образец намда МАЭ № 3018-9 выделяется среди остальных особой цветовой гаммой. В отличие от других образцов, где в вышивке использованы шерстяные нити песочно-желтого цвета,
4 Сохранились № 2, 4, 5, 7, 8, 9, 10, 12, 13, 14.
5 Описание составлено Е. Г. Царевой и О. Н. Меренковой во время сверки коллекции в 2018 г.
6 Описание составлено Е. Г. Царевой и О. Н. Меренковой во время сверки коллекции в 2018 г.
КУНСТКАМЕРА I КИШТКАМЕИА № 3 (25) ■ 2024
различных оттенков зеленого и коричневого, а также розового, в данном случае мы наблюдаем рисунок шерстяными нитками светло-синего, голубого, серого и светло-зеленого цветов. Контуры вышивки и ее наполнение выполнены тамбурным швом. В центре ковра — стилизованная ромбовидная композиция из ветвей с пышными многолепестковыми цветами. Внутри композиции — цветочное соцветие с пятью лепестками. По краям ковра проходит широкая полоса узора из цветочных ветвей с множеством пышных цветов. Каждая ветвь исходит из семечка-зародыша с боковым отросточком с листочком на конце. Все зародыши соединены между собой и представляют непрерывную линию (рис. 4, см. вклейку).
Для вышивки современных кашмирских намда по-прежнему используется похожая цветовая гамма, но цвета нитей выбираются более яркие и насыщенные. Изображение сходного с образцом МАЭ семечка-зародыша не встречается. Преобладает растительный орнамент из стилизованных листьев в обрамлении зигзагообразной каймы по краям изделия.
Наиболее непохожим на прочие представленные в коллекции намда является ковер МАЭ № 3018-14. Его уникальный рисунок позволяет говорить о более раннем происхождении ковра. Анализ этого образца проведен в статье Е. Г. Царевой и О. Н. Меренковой «Султан, дракон и исчезающие войлоки», опубликованной в британском издании «Хали» в 2023 г. (Tsareva, Merenkova 2023). Авторы отмечают, что, хотя вышитые растительные мотивы и позволяют отчасти сравнивать этот ковер с предыдущей группой, его отличительной особенностью является изображение стилизованных дракона и феникса, а также китайские иероглифы. По предположению Елены Георгиевны Царевой, рассматриваемый намда из-за своего необычного орнамента «скорее всего, никогда не выставлялся на всеобщее обозрение, а оставался спрятанным в недрах семейного хранилища владельцев, потому что его дизайн кажется чуждым как буддийской, так и мусульманской эстетике. Драконы были знакомым декоративным мотивом в мастерских кашмирских войлочников, которые поколениями обслуживали китайских покупателей. Однако такие изображения и символы были пугающими и, возможно, оскорбительными для большинства населения Кашмира. Предположительно, ковер мог быть сделан на заказ для состоятельного китайского заказчика» (Tsareva, Merenkova 2023: 104-108) (рис. 5, см. вклейку).
Подводя итог вышесказанному, отметим, что практически все, за единственным исключением, войлочные ковры намда, хранящиеся в МАЭ РАН, по времени изготовления относятся к концу XIX — началу ХХ столетия. Это довольно плотные изделия прямоугольной формы, обрамленные бахромой. Они выполняли функцию напольных ковров, что подтверждается данными описи. В их декорировании преобладают растительные композиции, однако встречаются и исключения, как, например, МАЭ № 3018-2 с изображением вазы с цветочными соцветиями, а также птицами, сидящими на ветвях, или МАЭ № 3018-14 со стилизованными изображениями дракона и феникса.
Очевидно, что за истекшее столетие в традиции декорирования войлочных ковров намда произошли изменения. В настоящее время в Кашмире по-прежнему делают как прямоугольные, так и круглые намда, но не всегда они обрамлены бахромой. Рисунки на современных изделиях первой четверти XXI в. отчасти напоминают те, что мы видим на образцах намда начала XX столетия в МАЭ РАН. Меняется цветовая гамма, рисунок становится очень ярким и насыщенным. Появляются новые композиции, отвечающие современному спросу, поскольку мастера вынуждены ориентироваться не только на внутренний, но и на внешний рынок (рис. 6, 7, см. вклейку).
О ТРУДНОСТЯХ И УСПЕХАХ СОВРЕМЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА КАШМИРСКИХ НАМДА
В то время как кашмирские шали и резные изделия из дерева и камня по-прежнему пользуются высоким спросом и занимают устойчивую позицию на рынке, искусство изготовления вой-
лочных ковров борется за выживание (Kumar 2022). «Когда-то в Шринагаре почти в каждом доме кто-то делал ковер намда, но уже не сейчас», — говорит Фарук Ахмад Кхан (Farooq Ahmad Khan), сорокалетний мастер (Mattoo 2022). Молодое поколение мало заинтересовано в изучении этого древнего ремесла, квалифицированных мастеров, имеющих опыт работы в этом виде искусства, становится все меньше (Agnihotri 2023). Традиционному ремеслу с его большими трудозатратами (и низкой заработной платой) трудно выжить в условиях конкуренции с дешевым массовым производством. Мастера, создающие войлочные ковры и работающие не только на внутренний, но и на внешний рынок, столкнулись с резким сокращением экспорта в период с 1998 по 2008 г. Этому способствовали нехватка сырья, отсутствие квалифицированной рабочей силы и неправильные маркетинговые стратегии (Yattoo 2023).
Осознав, что будущее ремесла под угрозой исчезновения, Министерство развития навыков и предпринимательства Индии (Ministry of Skill Development and Entrepreneurship) в ноябре 2021 г. запустило проект «Мастерство Индии» ("Skill India") по возрождению и продвижению искусства изготовления намда в рамках проекта Фонда развития ремесел при поддержке премьер-министра (Прадхан Мантри Каушал Викас Йоджана PMKVY)7, в котором было задействовано около двух тысяч мастеров из шести округов Джамму и Кашмира. Тогда успешно прошли обучение ремесленники в шести округах Кашмира: в Шринагаре, Барамулле, Гандербале, Бандипоре, Будгаме и Анантнаге (Skill India 2023).
Этот обучающий проект дал новую жизнь увядающему виду искусства, а также стал примером надежной модели государственно-частного сотрудничества, реализованного в сотрудничестве с местными отраслевыми партнерами (Yattoo 2023). Организовав обучение кашмирских ремесленников, координаторы проекта помогают им выйти на крупные международные рынки. Это способствует поддержанию интереса к производству и является важным фактором в сохранении этого традиционного ремесла (Malik 2023). Махмуд Ахмад Шах, директор отдела ремесел и ручного ткачества Кашмира, отметил, что «Россия, Япония, Соединенные Штаты и другие страны сейчас проявляют значительный интерес к войлочным коврам намда. Из этих стран стали активно поступать заказы» (Yattoo 2023).
Помимо крупных программ следует обратить внимание на активную деятельность благотворительных фондов и индивидуальных предпринимателей по оказанию помощи мастерам-изготовителям намда. Фонд «Приверженность Кашмиру» (Commitment to Kashmir)8, поддерживающий молодое поколение ремесленников Кашмира в развитии бизнеса, оказал поддержку Фаруку Ахмаду Кхану, сорокалетнему мастеру-ковроделу. Ему помогло сотрудничество с дизайнером Гунджан Джайн. Изделия мастера были адаптированы под требования рынка. Помимо ковров намда в той же технике он изготавливает игрушки, одежду, сумки и аксессуары. Организация подсказала Ф. Кхану идею применения техники нано-валяния (нано-фелтинга) при использовании валяльной машины, которая значительно увеличивает производительность. Если ручное скатывание позволяло двум людям изготовить ковер за день, то прокатная машина производит ковер такого же размера за полчаса.
Фарук Кхан начал применять австралийскую технику «фиксирования» (fixing) при изготовлении намда, что значительно ускорило декорирование ковров. «Раньше мы делали вышивку аари вручную. Это был долгий процесс с иголкой и ниткой. Сейчас мы просто "фиксируем" в ковре
7 Прадхан Мантри Каушал Викас Йоджана (PMKVY) — флагманская схема Министерства развития навыков и предпринимательства (MSDE), реализуемая Национальной корпорацией развития навыков (NSDC). Целью этой схемы сертификации навыков является предоставление индийской молодежи возможности пройти обучение соответствующим отраслевым навыкам, которое поможет им обеспечить средства к существованию.
8 Благотворительный фонд «Приверженность Кашмиру» (Commitment to Kashmir) основан и зарегистрирован в 2011 г. экономистом Л. К. Джайном. Фонд предоставляет инновационную и комплексную практическую поддержку молодому поколению кашмирских ремесленников, помогая им придать традиционным ремесленным практикам новую энергию посредством семинаров по наращиванию потенциала, наставничества в области разработки дизайна и открытия маркетинговых возможностей.
мотивы из цветной шерсти. Это экономит очень много времени» (Mattoo 2022). Мастер использует новую технику наряду с традиционными методами ремесла, а также, помимо традиционной шерсти, работает и с другими материалами. Новая технология упростила и ускорила изготовление войлочных ковров. Ф. Кхан расширил свое производство: помимо ковров в технике намда он изготавливает и другие предметы интерьера — шторы, обивку для мебели, покрывала и т. д. Это позволило увеличить производительность и доход, за что мастер благодарен фонду «Приверженность Кашмиру»: «Никогда не поздно учится чему-то новому» (Куч найа сикне ки умар нахи хоти — хинди) (Kumar 2022).
За последние четыре года ремесленная промышленность штатов Джамму и Кашмир переживает головокружительное возрождение. Растущий спрос на ковры намда превратил затухающий ремесленный сектор в существенную движущую силу экономического роста региона. Премьер-министр Индии Нарендра Моди 17 июля 2023 г. в своем выступлении отметил кашмирских мастеров за их непоколебимые усилия по возрождению искусства намда: «Это возрождение является свидетельством навыков и стойкости ремесленников, а также моментом гордости за наше богатое наследие» (Yattoo 2023).
Путь обновления искусства производства войлочных ковров намда требует обширного курса действий. Крайне важно обучать молодежь этой традиции и доводить до ее сознания значение сохранения ремесла. Не менее важно стимулировать спрос на подлинные ковры намда, которые являются частью культурного наследия Кашмира. Утрата ковров намда станет серьезным ударом по культурному наследию региона. Они часть истории. Нельзя предавать забвению эти сложные произведения ремесленного искусства.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В статье ковровая коллекция МАЭ РАН, относящаяся к концу XIX — началу ХХ столетия, рассматривается в сравнении с современным производством. Отмечаются сходство и различия в формах и декорировании изделий. Вплоть до настоящего времени традиционное производство ковров намда было сложным и трудоемким процессом, проходящим в несколько этапов и выполняемым мастерами разных профилей. Искусство изготовления намда передавалось мастерами из поколения в поколение, но к началу 2000-х из-за отсутствия экономической стабильности все чаще отмечался уход мастеров из этого ремесла, кроме того, они перестали обучать молодежь. Власти Кашмира были обеспокоены сложившейся тенденцией, понимая, что под угрозу поставлена утеря национального культурного наследия. При поддержке правительства Индии местных мастеров призывают участвовать в масштабных проектах, например в проекте «Мастерство Индии» (Skill India), направленных на сохранение традиционного производства. На возрождение искусства намда нацелены действия и небольших частных фондов, и индивидуальных предпринимателей, которые поддерживают мастеров, помогают им модернизировать производство, расширять ассортимент товаров и выйти на международные рынки.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Архив МАЭ РАН. Опись коллекции МАЭ № 3018. 10 л.
Котин И. Ю., Краснодембская Н. Г., Соболева Е. С. Экспедиция МАЭ на Цейлон и в Индию в 19141918 гг История. Коллекции. Научное наследие. СПб.: МАЭ РАН, 2018.
Мерварт А. М., Мерварт Л. А. Отчет об этнографической экспедиции в Индию в 1914-1916 гг Л.: Изд-во АН СССР, 1927.
Меренкова О. Н. Коллекционная опись Л. А. Мерварт как образец музейного документа // Кунсткамера. 2018. № 2. С. 216-223.
Меренкова О. Н. Дворцовая карточная игра «Сидаста» (по материалам МАЭ РАН) // Кунсткамера. 2022. № 3 (17). С. 60-70.
Меренкова О. Н. Украшения «Пандитани» в контексте свадебной обрядности кашмирских пандитов (по материалам МАЭ РАН) // Кунсткамера. 2023. № 3 (21). С. 145-159.
Царева Е. Г. Войлоки Евразии // Культурное наследие народов Центральной Азии, Казахстана и Кавказа. СПб.: Наука, 2006. С. 226-265. (Сборник МАЭ. Т. LII).
Aari embroidery of Kashmir // Asia InCH. Thinkers, Creators, Makers, Doers. URL: https://asiainch.org/craft/ ari-work-of-kashmir/ (дата обращения: 25.01.2024).
Agnihotri A. Discovering Namda: A timeless tradition of Kashmir's exquisite woollen carpets // Hindustani Times Srinagar. Apr 08, 2023. URL: https://www.hindustantimes.com/lifestyle/art-culture/discovering-namda-a-timeless- tradition-of-kashmir-s- exquisite- woollen- carpets-101680940064079.html (дата обращения: 25.01.2024).
Kumar A. Namda: Revival of a Dying Craft of Kashmir. March 30, 2022. URL: https://indiaheritagewalks.org/ index.php/blog/namda-revival-dying-craft-kashmir/ (дата обращения: 25.01.2024).
MalikI.A. Kashmir witnesses the revival of Namda craft after three decades. October 06, 2023 URL: https:// www.moneycontrol.com/news/trends/lifestyle/kashmir-witnesses-revival-of-namda-craft-after-three-de-cades-11490671.html (дата обращения: 25.01.2024).
Mattoo F. Reviving the Kashmiri Craft of Namda Making. 17 Dec 2022 URL: https://www.gaonconnection. com/lead-stories/kashmiri-carpets-namda-russia-export-weavers-profits-sales-sheep-wool-srinagar-australian-tech-nology-51502 (дата обращения: 02.02.2024).
Dimand M. S. Mughal Painting under Akbar the Great // The Metropolitan Museum of Art Bulletin. 1953. Vol. 12, no. 2. Р. 46-51.
Namda // Craft of India. 2020-2022. URL: https://gaatha.org/Craft-of-India/namda-craft-detail-research/ (дата обращения: 02.02.2024).
Namda: An Endangered Craft of Kashmir. URL: https://www.fibre2fashion.com/industry-article/8770/namda-an-endangered-craft-of-kashmir (дата обращения: 02.02.2024).
Namda — The traditional felted craft of Kashmir // Hindustan Times. Feb 17, 2017. URL: https://www.hmdu-stantimes.com/photos/india-news/namda-the-traditional-felted-craft-of-kashmir/photo-KuRJVeDIe1EoNgJpRJar-DI-1.html (дата обращения: 14.02.2024).
Skill India project successfully revives the dying Namda Art of Jammu and Kashmir. July14 2023. URL: https://www.pib.gov.in/PressReleasePage.aspx?PRID=1939608 (дата обращения: 14.02.2024).
TsarevaE., Merenkova O. The sultan, the dragon, and the vanishing felts // Hali. 2023. Spring. Iss. 215. P. 104-108.
Yattoo I. Namda craft sees resurgence, creates new avenues for global export // Rising Kashmir. August 5, 2023. URL: https://risingkashmir.com/namda-craft-sees-resurgence-creates-new-avenues-for-global-ex-port-b5c 18e6a-c851-49a6-9d68-b8dd3353b415 (дата обращения: 14.02.2024).
REFERENCES
Dimand M.S. Mughal Painting under Akbar the Great. The Metropolitan Museum ofArt Bulletin, 1953, vol. 12, no. 2, pp. 46-51.
Kotin I. Yu., Krasnodembskaia N. G., Soboleva E. S. Ekspeditsiia MAE na Tseilon i v Indiiu v 1914-1918 gg. Istoriia. Kollektsii. Nauchnoe nasledie [MAE Expedition to Ceylon and India in 1914-1918. History. Collections. Scientific Heritage]. St. Petersburg: MAE RAN Publ., 2018. (In Russian)
Merenkova O. N. Kollekcionnaia opis' L. A. Mervart kak obrazets muzeinogo dokumenta [Collection Inventory by L. A. Mervart as an Example of a Museum Document]. Kunstkamera, 2018, no. 2, pp. 216-223. (In Russian)
Merenkova O. N. Dvortsovaia kartochnaia igra «Sidasta» (po materialam MAE RAN) [Palace Card Game "Sidasta" (Based on Materials from the MAE RAS)]. Kunstkamera, 2022, no. 3 (17), pp. 60-70. (In Russian)
Merenkova O. N. Ukrasheniia «Panditani» v kontekste svadebnoi obriadnosti kashmirskih panditov (po mate-rialam MAE RAN) [Panditani Decorations in the Context of the Wedding Rituals of Kashmiri Pandits (on the Materials of the MAE RAS)]. Kunstkamera, 2023, no. 3 (21), pp. 145-159. (In Russian)
Mervart A. M., Mervart L. A. Otchet ob etnograficheskoi ekspeditsii vIndiiu v 1914-1916gg. [Report on the Ethnographic Expedition to India in 1914-1916]. Leningrad: Izdatel'stvo AN SSSR, 1927. (In Russian)
Tsareva E.G. Voiloki Evrazii [Felts of Eurasia]. SbornikMAE. T. LII: Kulturnoe nasledie narodov Tsentral'noi Azii, Kazakhstana i Kavkaza [Cultural Heritage of the Peoples of Central Asia, Kazakhstan and the Caucasus]. St. Petersburg: Nauka Publ., 2006, pp. 226-265. (In Russian)
Tsareva E., Merenkova O. The Sultan, the Dragon, and the Vanishing Felts. Hali, 2023, Spring, iss. 215, pp. 104-108.
Submitted: 01.03.2024 Accepted: 11.06.2024 Published: 10.10.2024
К статье О. Н. Меренковой
Рис. 1. Войлочный ковер намда. Шринагар, Кашмир. Вторая половина XIX в. МАЭ № 3018-2 Fig. 1. Namda felt carpet. Srinagar, Kashmir. Second half of the 19th century. MAE No. 3018-2
5
БНЕПЭ 30IM3
3018-12
Рис. 3. Войлочный ковер намда. Шринагар, Кашмир. Вторая половина XIX в. МАЭ № 3018-12 Fig. 3. Namda felt carpet. Srinagar, Kashmir. Second half of the 19th century. MAE No. 3018-12
гг.-I-I-J U-. 1
5018-14
Рис. 5. Войлочный ковер намда. Шринагар, Кашмир. Вторая половина XIX в. МАЭ № 3018-14.
Полный вид и фрагмент Fig. 5. Namda felt carpet. Srinagar, Kashmir. Second half of the 19th century. MAE No. 3018-14.
Full view and fragment
Рис. 6. Войлочный ковер намда. Современное производство. Фото из открытых источников, 2024 г. Fig. 6. Namda felt carpet. Modern production. Open source photo, 2024
л
Рис. 7. Войлочный ковер намда. Современное производство. Фото из открытых источников, 2024 г. Fig. 7. Namda felt carpet. Modern production. Open source photo, 2024