2015 ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА Сер. 15 Вып. 3
ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ
УДК 7.077
П. А. Комаровская
КАРТИНА «СТАРИНА ПАРТИЙНЫЙ СЕКРЕТАРЬ» (1973):
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ И МЕСТО В
ОФИЦИАЛЬНОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ КНР
Санкт-Петербургский государственный университет,
Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7/9
Статья освещает историю одного из знаковых произведений периода «культурной революции» — картины «Старина партийный секретарь», созданной непрофессиональным крестьянским художником Лю Чжидэ. Нами сделана попытка изучить его биографию и ответить на ряд вопросов, касающихся вышеназванного произведения, которое в поздний период «культурной революции» (1970-е) позиционировалось как пример образцового проявления творческого потенциала и идейной чистоты простого китайского крестьянина.
Лю Чжидэ творит в жанре нунминьхуа (крестьянской картины) — любительского крестьянского искусства, возникшего и достигшего расцвета в периоды политических кампаний 1950-1970-х годов. Нунминьхуа, первоначально имевшая подчеркнуто пропагандистское содержание, меняется в период «реформ и открытости» 1980-х годов, к настоящему времени превратившись в новый вид народного промысла.
В среде исследователей искусства периода «культурной революции» общеизвестен факт исправлений, которые вносили профессиональные инструкторы в работы вверенных им крестьянских художников. Создатель «Старины партийного секретаря» не избежал подозрений в неполном авторстве своего главного произведения. Опираясь на данные, изложенные в вышедшей в 2011 г. китайскоязычной биографии Лю Чжидэ, а также проанализировав произведения художника разного времени, автор статьи пришла к выводу, что подобные гипотезы не имеют под собой практически никакой почвы. Библиогр. 10 назв. Ил. 6.
Ключевые слова: Лю Чжидэ, «Старина партийный секретарь», КНР, китайская крестьянская живопись, нунминьхуа, любительская живопись, «большой скачок», «культурная революция», Хусянь.
"OLD PARTY SECRETARY" (1973):
ORIGINS AND PLACE IN THE OFFICIAL ARTISTIC CULTURE OF PRC
P. A. Komarovskaya
St. Petersburg State University, 7/9, Universitetskaya nab., St. Petersburg, 199034, Russian Federation
The article discusses the history of one of the most significant works of "the great proletarian cultural revolution" period (1966-1976) — the painting called "Old party secretary", made by unprofessional peasant artist Liu Zhide. The author of the present article attempts to examine his biography and answer a series of questions related to the above-mentioned work, which was positioned as an exemplary display of creativity and ideological purity of an ordinary Chinese peasant. Liu Zhide (b. 1940)
works in the genre of nongminhua (peasant painting) — amateur peasant art that emerged and flourished during the political campaigns of 1950-1970s. Nongminhua, which initially had emphasized propaganda content, suffered some substantial changes during the period of "reform and opening up" of the 1980s, and by now turned into a new kind of handicraft. It is a well known fact among the researchers of the "cultural revolution" history that professional instructors introduced some corrections into the works of peasant artists. The author of "Old party secretary" did not escape the suspicion of partial authorship of his main works. By studying the data set forth in Chinese-language biography of Liu Zhide published in 2011 and analyzing the artist's works dated by various periods, the author came to the conclusion that such a hypothesis is practically groundless. Refs 10. Figs 6.
Keywords: Liu Zhide, "Old party secretary", PRC, chinese peasant painting, nongminhua, amateur painting, "the great leap forward", "cultural revolution", Huxian.
«Великая пролетарская культурная революция», проходившая в КНР с 1966 по 1976 г., нанесла непоправимый урон китайскому обществу. Тем не менее, несмотря на полный упадок в области культуры, в китайском сценическом и изобразительном искусстве возникло несколько ярких феноменов. Одним из них стала крестьянская любительская живопись — явление, которое в настоящий момент почти не изучено как на Западе, так и в самом Китае. В предлагаемой статье рассмотрена история одного из самых известных произведений, созданных сельскими непрофессиональными художниками КНР, а также сделана попытка дать ответ на ряд связанных с ним вопросов.
Картина «Старина партийный секретарь»1 («Лао шу цзи» рис. 1) впер-
вые была представлена публике в 1973 г. на национальной выставке в Пекине, где вызвала широкий интерес. Это произведение немедленно встало в один ряд с такими художественными символами «великой пролетарской культурной революции», как, например, картина Лю Чуньхуа (Ш^^, р. 1944) «Председатель Мао, идущий в Аньюань» («Мао чжуси цю Аньюань» ^^Ж^^Ш)2, став для официальных властей наглядной демонстрацией идейной чистоты и непревзойденного таланта простого китайского крестьянина. Картина была издана в форме плаката и почтовой марки, разлетевшись по всем концам страны. После парижской выставки 1975 г. произведение приобрело всемирную славу.
Автором картины «Старина партийный секретарь» является крестьянский художник Лю Чжидэ р. 1940), который живет и творит в уезде Хусянь (Р Щ) провинции Шэньси, ныне знаменитом центре производства картин нунминь-хуа (Мй®)3. В период «культурной революции» Лю Чжидэ прославился как талантливый крестьянский художник-самородок. Позднее он будет занимать такие посты, как вице-президент «Собрания исследователей крестьянской живописи Китая» («Чжунго нунминьхуа янцзюхуэй», член и художник первой категории «Академии исследований народного искусства КНР» («Чжунго миньсу ишу яньцзююань», член, директор и вице-предсе-
1 Допустимый вариант перевода — «Старый партийный секретарь».
2 На картине изображен молодой Мао Цзэдун, по горным утренним тропам пешком идущий в уезд Аньюань (пров. Цзянси), чтобы возглавить забастовку шахтеров. В период «культурной революции» плакаты с этим произведением, выпущенные в количестве приблизительно 900 тыс. экземпляров, имелись практически в каждом доме и учреждении [1].
3 Нунминьхуа — жанр примитивной крестьянской живописи. Более подробная информация изложена ниже.
Рис. 1. Лю Чжидэ. Старина партийный секретарь (Лао шу цзи,
датель провинциальной, городской и уездной «Ассоциации деятелей искусства» («Мэйсюэ хуэй», ^Ш^), заместитель председателя провинциальной и уездной «Ассоциации крестьянской народной картины» («Нунминьхуа сюэхуэй», МййШ [2]. Работы Лю Чжидэ обладают индивидуальностью и национальным колоритом — именно он стал одним из родоначальников современного стиля хусяньской няньхуа. В настоящее время мы знаем произведения этого жанра как популярные картины в примитивном стиле4.
Исследователь китайского искусства ХХ века Р. Кройцер приводит анекдот о картине «Старина партийный секретарь» — однажды группа профессиональных художников из Сианьской Академии Живописи усомнилась в способности простого крестьянина самостоятельно создать подобное, близкое к реалистическим изобразительным традициям, произведение, и Лю Чжидэ при них заново написал картину, «только в этот раз лучше» [3, р. 147].
Является ли сельский художник в самом деле единственным автором «Партийного секретаря»? В настоящей статье мы попытаемся дать ответ на этот вопрос.
В первую очередь необходимо детально рассмотреть картину «Старина партийный секретарь». Главный и единственный герой произведения — мужчина средних лет в крестьянской одежде. Это сильный человек — и духовно, и физически, но при этом в его образе присутствуют непосредственность и теплота. Он исправно следует заветам «председателя Мао»: свой перерыв проводит, погрузившись в самообу-
4 Работы художника доступны по ссылке: http://blog.sina.com.en/s/blog_4c7ac0700100c7v4.html (дата обращения: 03.12.2014).
чение. Композиция построена в соответствии с классическими китайскими традициями, углы картины, за исключением правого нижнего, оставлены незанятыми. Этот прием, позволяющий сосредоточить внимание зрителя на центральном персонаже, по сути, является «изюминкой» картины, выделяющей ее из ряда прочих удачных нунминьхуа 1970-х годов, которые почти всегда чрезвычайно насыщены различными мелкими деталями. Линии складок блузы и штанов выдают в авторе мастерство каллиграфа, лежащий возле героя камень и кочка, на которой он сидит, написаны в соответствии с классическими китайскими традициями и несут явный отпечаток живописи «горы и воды».
Автор картины демонстрирует навыки владения как китайскими, так и западными техниками, входившими в программу китайских художественных вузов с 1950-х годов. Кампания по созданию крестьянской картины была начата в 1957 г. Возвращаясь к заданному выше вопросу о самостоятельности создания Лю Чжидэ этой картины, трудно предположить, что человек, выросший в сельской местности и всю жизнь занимавшийся крестьянским трудом, в одночасье проявил себя столь одаренным деятелем искусства. Доподлинно известно, что художники, работавшие инструкторами на курсах живописи для крестьян, вносили коррективы в их произведения [4, р. 181].
Однако в самом ли деле Лю Чжидэ впервые взял в руки кисть незадолго до создания «Партийного секретаря»? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно проследить путь становления этого художника, неразрывно связанный с возникновением и развитием искусства нунминьхуа в уезде Хусянь.
На сегодняшний день в хусяньской «деревне художников» живет и работает более двух тысяч авторов [5]. Созданные ими произведения, которые по своему стилю могут быть отнесены к примитивной живописи, продаются в качестве сувенирной продукции по всему Китаю. Самобытность, яркие цвета, исполненное радости содержание нунминьхуа привлекает к ней любителей искусства со всего мира, однако за видимой безыскусностью крестьянской картины скрыто глубокое содержание, представляющее значительный интерес для профессиональных исследователей. Нунминьхуа по праву может считаться культурной наследницей массовой печатной картины няньхуа (^4) — искусства, которое нельзя рассматривать вне его религиозного контекста. Изображения в няньхуа были связаны с народными культами, в частности с важнейшим культом предков, и по большей части являлись благопожелательными символами, которые, как считалось, приносили в семью достаток и благополучие, а также способствовали появлению на свет большого числа сыновей, продолжателей рода. Мотив изобилия — уже не в столь догматизированной форме — красной нитью проходит через все искусство нунминьхуа. Ему подчинено множество живописных и стилистических приемов, которые прямо заимствуются из народных промыслов (вышивка, батик, декоративные вырезки из бумаги и пр.). Поскольку промежуточным звеном между няньхуа и нунминьхуа стал пропагандистский плакат, в крестьянской картине ясно видна связь с последним в его менее политизированном виде, посвященном благоденствию народа. В нунминьхуа нашла современное воплощение ребусность, присущая всему традиционному искусству Китая, которая впервые в западной синологии была отмечена и изучена советским академиком В. М. Алексеевым [6, с. 21].
Биография Лю Чжидэ вышла в 2011 г. в Сиане, одним из авторов этой книги является сын художника Лю Либинь (^Ой^). Предисловие к изданию было написано известным искусствоведом, преподавателем Сианьской Академии Искусств (Сиань Мэйшуюань, Щ^ЩШ) Чэн Чжэном (Ш®). Лю Чжидэ родился в 1940 г. в поселке Цинь (Циньчжэнь, уезда Хусянь, расположенном в живописной
местности на берегу реки Фэн (Фэнхэ, ^М). С рождения будущий художник был окружен людьми, занимавшимися народными промыслами. Его отец зарабатывал на жизнь созданием декоративных фигурок из бумаги, а няня, у которой мальчик прожил до 4-5 лет, слыла местной мастерицей. В 7 лет Лю Чжидэ с ее помощью совершает свои первые творческие шаги — овладевает ремеслом изготовления фонариков и вырезок для окон. Мальчик посещает начальную школу и параллельно учится у отца его искусству. Когда Лю было 9 лет, от болезни скончалась мать. В семье, помимо него, осталось три сестры: 3, 11 и 15 лет. Благодаря помощи старших родственниц, мальчик сумел продолжать обучение в школе до 1953 г., после чего стал работать вместе с отцом. Создание, а также роспись бумажных фигурок навсегда привили ему любовь к творчеству. В Циньчжэне были очень развиты народные ремесла и сценическое искусство: опера, акробатика и пр., что, без сомнения, повлияло на становление личности художника. Лю Чжидэ с детства любил рисовать, односельчане хвалили его работы, однако отец не одобрял увлечения сына, так как считал, что тот не должен отвлекаться от своего ремесла — изготовления бумажных фигурок, которое позволяло зарабатывать семье на жизнь. Изображая персонажей оперных спектаклей, Лю Чжидэ овладел базовыми приемами рисования людей [7, с. 1-9].
В Китае 1953 г. ознаменовался созданием колхозов, и семье Лю пришлось оставить изготовление фигурок и переключиться на сельское хозяйство. В 1956 г. Лю Чжидэ, подобно многим молодым крестьянам в те годы, отправился искать работу в Сиань, столицу его родной провинции Шэньси. Его нанимают в бригаду ирригаторов. В ее составе Лю Чжидэ постоянно переезжает с места на место, в каждом новом городе или селении стремясь посетить местные оперные представления, и значительно обогащает этим свой кругозор. Опера становится еще одним его увлечением, и художник много рисует героев увиденных спектаклей. В 1957 г. он женится на Хэ Юйся. Супруга всегда поддерживала художника во всех начинаниях, в браке с ней у Лю Чжидэ родилось четверо детей — сын и три дочери.
В произведениях художника, созданных в те годы, ярче, чем в «Партийном секретаре», проглядывают черты наивной живописи. Российский исследователь А. Н. Рылева выделяет следующие ее характеристики: подчеркнутые ракурсы, четкие границы объектов (наивные художники, как и дети, сперва создают контур, который затем раскрашивается); яркие локальные цвета (примитивисты чаще всего наносят на холст краску непосредственно из тюбика, минуя этап смешивания на палитре, — посредством кричащих красок обыгрывается присущая наивному искусству жизнерадостность); отсутствие необходимости работать с натурой; геометричность, механистичность движений, уплощение форм; нарративность (рисование сопровождается игрой-рассказом); предметы или люди на картине не заслоняют друг друга. И, наконец: картина «сама себя рисует» — фраза, сказанная Еленой Волковой, одной из российских наивных художниц, описывавшей свободный поток своего творческого процесса [8, с 133].
Композиция большинства ранних картин Лю Чжидэ достаточно удачна. Без сомнения, «Старина партийный секретарь» и рисунки, изображающие сцены из оперных спектаклей, принадлежат кисти одного и того же художника, однако в последних меньше заметна твердость линий. Кроме того, их контуры более однообразны, в них пока нет легкости и изящества. Молодой автор еще не набил руку в построении пропорций и перспективы, ему не хватает знаний в области человеческой анатомии. Помимо увлеченной работы над рисунками оперных сцен, в конце 1950-х — начале 1960-х годов Лю Чжидэ создает также ряд картин, иллюстрирующих работу ирригаторов. В постоянной экспозиции музея уезда Ху-сянь находится его картина 1963 г. на схожую тему под названием «Универсальный шлифовальный станок бригады» («Дадуй ваньнэнмо», ^^Х^ШШ, рис. 2). К этому произведению относятся все вышеперечисленные характеристики: при удачно выстроенной общей композиции фигуры людей кажутся неустойчивыми, линии не передают очертаний предметов и складок одежды. Сюжет картины в некоторой степени автобиографичен — современная шлифовальная машина появилась в Ху-сяне в 1962 г., и трудиться на ней доверили именно Лю Чжидэ, поскольку он, как бывший ирригатор, имел опыт работы с техническим оборудованием.
История нунминьхуа прослеживается с периода «большого скачка»: в 1958 г. среди сельских жителей была организована кампания по рисованию пропагандистских картин на стенах. По одной из версий, первыми ее центрами стали уезды Шулу (ЖШ, пров. Хэбэй) и Пэйсянь (®®1, пров. Цзянсу). Крестьяне Хусяня поддержали ее в том же году, но чуть позднее — местный житель впервые создает стенопись пропагандистского характера, в качестве краски использовав золу. Постепенно стали создаваться картины на бумаге. На период с 4 ноября по 3 декабря в Хусяне организует художественные курсы Чэнь Шихэн годы жизни неизвестны),
молодой выпускник Сианьской Академии Искусств. Тем не менее выставка нун-миньхуа, состоявшаяся в Пекине в том же 1958 г., прошла без участия Хусяня, в то время находившегося на периферии кампании. Художественные критики отмечали простоту и недоработанность нунминьхуа, подчеркивая, однако, скрытый за ними искренний политический энтузиазм — эти качества будут определяющими во всех без исключения ранних образцах нунминьхуа. В ряде работ проглядывали черты традиционного стиля китайской живописи. Власти провинции Шэньси, руководствуясь провозглашенным партией принципом «треть времени на работу, две трети — на обучение», решили организовать собственную выставку искусства «большого скачка», для чего создали временную художественную школу в зоне массового скопления крестьян — на стройке местного водохранилища. Школа, первые занятия которой проходили в коровнике, открылась 20 декабря 1958 г. и работала 89 дней. Прошедшие ее крестьяне впоследствии отправились в другие уезды, чтобы передать полученные знания и навыки. В феврале 1959 г., когда стройка была окончена, 27 выпускников представили свои работы на выставке в Сиане. Ее участники, как было запланировано ранее, были отправлены в деревни для организации художественных групп.
Как уже было упомянуто выше, в этот период Лю Чжидэ не проживал в Хусяне и, следовательно, не мог принимать участия в деятельности по созданию народной картины. Тем временем, в 1959 г., Китай начал ощущать губительные последствия политики «большого скачка», которые вкупе с природными бедствиями привели
страну к массовому голоду, унесшему много миллионов жизней. Во второй половине 1962 г. Лю Чжидэ возвращается в родной Циньчжэнь, где устраивается на должность клерка и параллельно занимается крестьянским трудом. В качестве подработки он расписывает сундуки для приданого. Он впервые начинает изображать на них людей — персонажей оперных спектаклей. Его работы вскоре стали известны, и некоторые покупатели специально приезжали за ними на рынок в Циньчжэнь [7, с 16-17].
В то время как в Шулу, Пэйсяне и других центрах нунминьхуа художественная деятельность в этот период замерла, в Хусяне между 1959 и 1966 г. было проведено более 120 мероприятий, направленных на развитие крестьянской живописи, и Лю Чжидэ принимает во многих из них деятельное участие, оттачивая свои навыки художника [9, с 74-75]. Работая клерком, он пишет лозунги и делает стенгазеты. Вскоре он становится главным художником местного отдела пропаганды. Именно тогда из-под его кисти выходит картина «Универсальный шлифовальный станок бригады», получившая много похвал со стороны односельчан и придавшая Лю Чжидэ больше веры в свой талант. В дальнейшем он много рисует, учится сам и учит других. Даже горе от кончины отца в 1964 г. не заставляет его отложить работу.
Следующая фаза бурного развития нунминьхуа пришлась на поздние годы «культурной революции» (1966-1976). В 1966 г. в газете «Жэньминь Жибао» появилась статья, посвященная крестьянской картине, но взлет популярности этого искусства начался чуть позднее. Более того, в начальный период «культурной революции» в Хусяне оказалась парализована деятельность всех ведавших крестьянскими художниками структур. Но Лю Чжидэ продолжает постоянно заниматься искусством у себя дома, совершенствуя рисунок, линия которого в работах конца 1960-х годов становится все более крепкой, обладающей одновременно плавностью и каллиграфичностью. В качестве примера можно привести работу 1968 г. «На защите красного режима» («Баовэй хунсэ чжэнцюань», [7, с 28]. Очертания лица и фигуры стоящего на ступенях здания крестьянина с ружьем выполнены с гораздо большим мастерством, чем те, что можно увидеть на картинах конца 1950-х годов. Очень тщательно прорисована кисть фонаря, висящего над головой героя, — она колышется от ветерка, и в ее изгибах видно живое движение. Тем не менее в картине все же есть некоторая незавершенность: например, фигура персонажа кажется зависшей над ступенькой.
В 1967 г. Лю Чжидэ получает должность главного бригадного партийного секретаря района Циньсань. На этом посту он прилагает значительные усилия для развития крестьянской картины в Хусяне. Он много работает в поле — с фотографий тех лет смотрит уже не «белый воротничок», а молодой загорелый крестьянин. В 1970-е годы Лю создает большое количество стенописей и картин пропагандистского характера, учит живописи детей и взрослых, участвует в различных культурных мероприятиях. В 1970 г. он назначен председателем художественной группы Циньсаня (Циньсань мэйшу цзу,
Из-за хаоса в политической жизни представляется сложным установить, когда именно было выдвинуто решение представить нунминьхуа как образец маоистской массовой культурной продукции, однако не вызывает сомнения, что это произошло после 1972 г. в условиях внутриполитической борьбы. В тот период
премьер Госсовета КНР Чжоу Эньлай возвратил из ссылок большое число известных художников, чьи произведения использовались для украшения отремонтированных вокзалов и гостиниц, куда прибывали посещавшие Китай иностранцы. В противовес этому «элитарному» движению Цзян Цин, лидер наиболее радикально настроенной группировки в правительстве, решила поддержать крестьянскую картину и представить ее как истинное народное искусство [3, р. 142].
Непосредственная история создания «Старины партийного секретаря» началась в апреле 1972 г., когда Лю Чжидэ и Ли Фэнлань (^М^, р. 1933), еще одна художница из Хусяня, были приглашены в Пекин для участия в конференции, прошедшей в сентябре того же года и приуроченной к первой со времени начала «культурной революции» художественной выставке. На ней были представлены работы Ли Фэнлань, а в октябре того же года в столице был издан небольшой альбом ху-сяньской крестьянской картины [3, р. 143].
В Хусянь стали приезжать видные чиновники — уезд стал интересовать их как стартовая площадка нового искусства. Сохранившиеся в местном музее произведения разных художников того периода разительно отличаются от более ранних — они технически и композиционно проработаны, для их создания использована гуашь, а не «подручные средства» (ранее краски заменялись красноземом, известью и золой). Наивность 1960-х годов сменилась ярким китчем. Причиной подобной метаморфозы стало повышение уровня художественного образования в уезде. В декабре 1972 г. тринадцать жителей Хусяня, в числе которых оказывается и Лю Чжидэ, проходят серьезный курс обучения у нескольких профессиональных живописцев. Один из преподавателей — Лю Вэньси (ЭДЖ®, р. 1933) — помимо прочих навыков передал Лю Чжидэ умение прорисовки линий, которого тому недоставало [7, с. 47]. Крестьянских художников готовят к масштабной выставке, для которой 70 авторов создают 318 работ. Выставка состоялась в октябре 1973 г. в Национальной галерее искусств в Пекине. На страницах каталога появился и «Старина партийный секретарь».
Лю Чжидэ нарисовал первый эскиз этой картины в октябре 1972 г. во время обучения на курсах, проводившихся на стройке водохранилища Бянью окончательный вариант произведения был создан в мае 1973 г. До наших дней сохранились наброски 1972 и 1973 гг.: второй из них, за исключением нескольких деталей, практически идентичен последней версии картины, первый напоминает ее лишь сюжетом (рис. 3). «Старина-секретарь» 1972 г. сидит левым, а не правым боком к зрителю, он водит концом ручки по странице, погрузившись в чтение. Скорее всего, действие происходит в вечерние часы, так как на заднем плане виден разрытый котлован, где нет ни души. Различаются и детали одежды: герой изображен со шляпой на голове, его рукава и штанины не закатаны. Без сомнения, этот вариант картины не так удачен, как окончательный — персонаж гораздо менее харизмати-чен, в его образе почти отсутствуют живость и динамика. Эскиз 1973 г. очень близок к оригиналу, отличаются лишь задний план (работающие люди), наклон головы героя, а также расположение лежащих около него предметов. В конечном варианте Лю Чжидэ избрал белый фон для своей картины, в одинаковой степени не желая показывать кадрового сотрудника отдыхающим в рабочее время и погруженным в политическое самообразование в часы, когда простые люди уже разошлись по домам. Во время обучения на курсах, в мае 1973 г., Лю Чжидэ пригласил в качестве
Рис. 2. Лю Чжидэ. Универсальный шлифовальный станок бригады (Дадуй ваньнэнмо, 7А^ШШ)
лтлн
(*#«> (1972*) <**Я> »И*-* (1973 *1
Рис. 3. Лю Чжидэ. Старина партийный секретарь (Лао шу цзи, Эскизы 1972 и 1973 гг.
Рис. 4. Лю Чжидэ. Ночная мелодия (Ецю, ШД)
Рис. 5. Лю Чжидэ. Труд (Лаоцзо,
модели пожилого партийного работника, что, без сомнения, сыграло важную роль в построении итогового образа [7, с 48-49].
Выставка открылась 1 октября 1973 г., и работа Лю Чжидэ удостоилась на ней множества похвал. Восторженные отзывы были напечатаны в ряде крупных газет. В декабре того же года в одной из них, «Цзяою Жибао» появилось даже
хвалебное стихотворение в прозе. Художник обрел всенародную славу. Кроме того, среди посетителей было немало иностранцев — несмотря на дипломатическую изоляцию страны, ряд западных либералов сочувствовал «китайской революции». В посвященных выставке репортажах говорится о присутствии более 150 гостей из более чем 30 государств. Вскоре после выставки иностранцев стали привозить в Хусянь, в связи с этим в уездном центре был построено здание музея (1975-1976). За период с 1972 по 1983 г. Хусянь посетило более 13 тыс. иностранцев. Кроме того, картины, в числе которых был и «Старина партийный секретарь», отвозились на выставки в самые разные страны — от Северного Вьетнама (1973) до Канады (начало 1980-х) [7, с 49-56].
Эта выставка полностью изменила жизнь Лю Чжидэ — после нее он буквально «проснулся знаменитым».
После смерти Мао Цзэдуна и окончания «культурной революции» в 1976 г. художники Хусяня, число которых достигло 1900 человек, по-прежнему работают над партийными заказами, создавая картины к политическим кампаниям и датам. Так, новый лидер Китая Хуа Гофэн (^Ш^, 1921-2008), желавший выглядеть близким к народу политиком и простым тружеником, санкционирует выпуск ряда соответствующих этой идее плакатов. В 1977 г. Лю Чжидэ пишет картину «Председатель Хуа приехал на наше поле» («Хуа чжуси лай дао цзань тяньцзянь»,
НИ).
Однако 1980-е годы ознаменовались реформами и разительными позитивными переменами в жизни народа. Ярый маоизм был больше не в чести — художникам нунминьхуа требовалось адаптировать свое искусство под новые времена. Без сомнения, ослабление диктата со стороны партийного руководства дало им большую свободу творчества.
У Хусяня появляются конкуренты, наиболее сильным из которых стал уезд Цзиньшань5 в Шанхае, который мог похвастаться более выгодным территориальным расположением и отсутствием ассоциаций с «культурной революцией». Стиль местных художников вобрал в себя приемы различных народных промыслов, меньше напоминал политический плакат и больше соответствовал веяниям нового времени. На пекинской Национальной выставке крестьянской картины 1983 г. работы цзиншанцев оставили Хусянь позади, без единого высшего призового места [3, р. 155].
Жесткие условия конкуренции заставили художников из Хусяня искать пути для изменения своего стиля. Подобно цзиншаньцам, они начинают использовать народные приемы в своей живописи. Лю Чжидэ активно экспериментирует, оглядываясь в том числе и на конкурентов. Стиль его произведений постепенно меняется: формы становятся проще, цвета ярче. Начиная с 1980-х годов, художник работает с различными стилями народного искусства, ряд его картин занимает
5 Уезд Цзиньшань (^ШК, с 1992 г. — район городского подчинения Цзиньшань) расположен в южной части г. Шанхай.
первые места на крупных конкурсах. К примеру, широкую известность приобретает относящаяся к 1990 г. работа под названием «Ночная мелодия» («Ецю», ^Й, рис. 4), на которой изображена женщина, работающая на ткацком станке при свете лампы. Синие цвета, преобладающие в картине, явно были заимствованы у традиционной набивной ткани, а решение форм — у оконных вырезок. Тем не менее художник не уходит и от своей излюбленной фигуративной живописи: в 2000-х годах он создает картины, в которых угадывается рука автора «Старины секретаря», например, «Труд» («Лаоцзо», 2004, рис. 5) и «Урожайный год» («Фэннянь», S Щ, 2006, рис. 6).
Возвращаясь к заданному в начале настоящей статьи вопросу о полной принадлежности картины «Старина партийный секретарь» кисти Лю Чжидэ и опираясь на изложенные выше сведения, можно с большой долей уверенности судить, что художник практиковался в живописи задолго до 1972 г., в связи с чем обладал нужной квалификацией для создания произведения подобного уровня.
В настоящее время хусяньские художники являются частыми гостями выставок и официальных церемоний на провинциальном и государственном уровнях, их работы отмечены рядом престижных наград. Наиболее известным хусяньским центром нунминьхуа является деревня Дунхань (^Й), ежегодный туристический доход которой составляет 10 млн. юаней [10, с. 531]. Во многом Хусянь обязан своей широкой популярностью именно Лю Чжидэ, который по сей день создает яркие картины.
Литература
1. Chinese Posters: Propaganda, Politics, History, Art. URL: http://chineseposters.net (дата обращения: 25.03.2015).
2. ШЩШШШШШ^'аШ.Ш^Шо = [Платформа системы обслуживания художественного агентства Бобао]. URL: http://liuzhide.findart.com.cn/zixun/335483.html (дата обращения: 29.02.2015).
3. Croizier R. Huxian Peasant painting: From revolutionary icon to market commodity // Art in Turmoil. The Chinese Cultural Revolution 1966-76 / ed. by R. King. Vancouver, Toronto: UBC Press, 2010. P. 136-167.
4. Landsberger S., van der Heijden M. Chinese posters. The IISH—Landsberger Collections. Prestel; Munich; Berlin; London; New York, 2009. 285 p.
5. 51766ШШШа = [Агентство путешествий 51766]. http://www.51766.com/img/lnhzlg/ (дата обращения: 28.03.2015).
6. Алексеев В. М. Китайская народная картина. М.: Наука, 1966. 260 с.
7. SfflM ^ШоШЯМЖЙЙШШЙо = [Цзи Хусянь нунминь хуацзя Лю Чжидэ] = [Жизнеописание хусяньского крестьянского художника Лю Чжидэ] / ред. Дань Хай-лань, Чжуан Хуэйсю, Лю Либинь. [Сиань]: [Главная издательская фирма Сианьского Педагогического Университета], 2011. [247 с.]
8. Рылева А. Н. О наивном. М.: Академический Проект: РИК, 2005. 271 с.
9. Дуань Цзинли. Й^ЬЯМЖЙЙВДЯо = [Хусянь нунминьхуа яньцзю] = [Исследование о нунминьхуа из Хусяня]. [Сиань]: [Сианьское издательство], 2002. [526 c.]
10. ФШЖЙ^ЖЯВД^Ш» = [Сборник исследований о китайской крестьянской живописи]. [Пекин]: [Народное издательство изящных искусств], 2010. [574 c.]
References
1. Chinese Posters: Propaganda, Politics, History, Art. Available at: http://chineseposters.net (accessed: 25.03.2015).
2. Platforma sistemy obsluzhivaniia khudozhestvennogo agentstva Bobao [Bobao Agency Art Service System Platform]. Available at: http://liuzhide.findart.com.cn/zixun/335483.html (accessed: 29.03.2015).
3. Croizier R. Huxian Peasant painting: From revolutionary icon to market commodity. Art in Turmoil. The Chinese Cultural Revolution 1966-76. Ed. by R. King. Vancouver, Toronto, UBC Press, 2010, pp. 136167.
4. Landsberger S., van der Heijden M. Chinese posters. The IISH—Landsberger Collections. Prestel, Munich, Berlin, London, New York, 2009, 285 p.
5. Agentstvo puteshestvii 51766 [51766 Travel Agency]. Available at: http://www.51766.com/img/ lnhzlg/ (accessed: 28.02.2015).
6. Alekseev V. M. Kitaiskaia narodnaia kartina [Chinese Popular Painting]. Moscow, Nauka Publ., 1966, 260 p. (In Russian)
7. Tszi Khusian' nunmin khuatszia Liu Chzhide = Zhizneopisanie khusian'skogo krest'ianskogo khudozhnika Liu Chzhide [Biography of Chinese Peasant Artist Liu Zhide]. Eds Dan' Khailan, Chzhuan Khueisiu, Liu Libin. [Sian']: [Glavnaia izdatel'skaia firma Sian'skogo Pedagogicheskogo Universiteta] Publ., 2011, [247 p.]
8. Ryleva A. N. O naivnom [On Naive]. Moscow, Akademicheskii Proekt: RIK Publ., 2005, 271 p. (In Russian)
9. Duan' Tszinli. Khusian' nunmin'khua ian'tsziu = Issledovanie o nunmin'khua iz Khusiania [Research of Huxian Nongminhua]. [Sian']: [Sian'skoe izdatel'stvo] Publ., 2002, [526 p.]
10. Sbornik issledovanii o kitaiskoi krest'ianskoi kartine [Chinese Peasant Art Research Corpus]. [Pekin]: [Narodnoe izdatel'stvo iziashchnykh iskusstv] Publ., 2010, [574 p.]
Статья поступила в редакцию 29 марта 2015 г.
Контактная информация
Комаровская Полина Антоновна — магистр востоковедения; yishu@yandex.ru Komarovskaya Polina A. — Master of Oriental Studies; yishu@yandex.ru