УДК 130.2
КАРТИНА МИРА В ГУМАНИТАРНОЙ НАУКЕ
А. Д. Хуторянская
Данная статья посвящена статусу и структуре картины мира как научной категории.
This article is about status and structure of the picture of the world as the category in science.
Ключевые слова: дефиниция картины мира, междисциплинарные гуманитарные исследования, история изучения научной картины мира.
За последние десятилетия заметно активизировалось изучение вопроса картины мира в гуманитарной науке. Данной проблеме посвящены монографические работы Е. С. Яковлевой, Ю. М. Лотмана,
Н. П. Скурту, Г. В. Колшанского, статьи Г. А. Бру-тяна, М. М. Маковского, Т. Ф. Кузнецовой,
О. В. Магировской, Т. Г. Утробиной и других [1].
Понятие картины мира относится к числу очень широких понятий, активно функционирующих во многих областях знания: философии, психологии, языкознании, культурологии, литературоведении и т. д. Можно говорить о существовании целых научных направлений, работавших в рамках общей темы и оперирующих, помимо термина «картина мира», также терминами «образ мира», «модель мира»: в психологии (исследование феномена сознания в работах А. Н. Леонтьева и С. Д. Смирнова); в философии и истории науки (анализ культурно -категориальных оснований познания в работах
В. С. Степина, труды М. Хайдеггера, Л. Витгенштейна); в культурологии и истории культуры (работы М. М. Бахтина, Д. С. Лихачева, Г. Д. Гачева, Ю. М. Лотмана); в лингвистике и семиотике (исследование лингвистических основ балканской модели мира Т. В. Цивьян, Г. Д. Гачева, работы по языковой картине мира Вяч.Вс. Иванова, В. Н. Топорова, Е. С. Яковлевой; в литературоведении (труды Ю. М. Лотмана, М. М. Бахтина, Д. С. Лихачева,
А. К. Жолковского, Ю. К. Щеглова, Б. М. Гаспаро-ва) [2].
Понятие картины мира широко употребляется в современной науке. Причина тому - неослабевающий интерес практически всех наук к проблеме взаимоотношения человека, мышления и действительности. Между тем до сих пор не выработано однозначного понимания термина «картина мира». Для ряда ученых картина мира - это сумма наиболее общих представлений о мире. Некоторые исследователи считают, что картина мира метафорична и изображает мир в виде некоего доступного для понимания всех «рисунка», картины [3]. Этим сходство взглядов исследователей ограничивается.
Так, О. В. Магировская говорит о картине мира как об «идеальном, целостном образе мира, существующем в сознании индивида в виде определенной системы кодов» [4], для С. П. Батраковой более органично понимание картины мира как «отвлеченной матрицы цельного и непротиворечивого понимания человеком определенной культурной эпохи мироздания как сопряженного порядка космоса, природы и исторического бытия» [5], С. Скурту определяет картину мира как «целостную систему художественнообразных представлений о реальной действительности, установленных художественной практикой» [6].
Понятие «картина мира» относится к числу очень широких понятий, активно функционирующих во многих областях знания. В философии принято оперировать понятием «концептуальная картина мира». Философия традиционно признает отражательную основу концептуальной картины мира. Картина мира в концепции Л. Витгенштейна - это модель, изображение, отражение действительности; картина мира реальна, поскольку представляет собой факт. Картина имеет свою структуру: она состоит из мыслей, называемых логическими картинами факта. В отличие от Л. Витгенштейна, разводящего понятия картины и представления, признавая за картиной большую степень обобщенности, М. Хайдеггер отождествляет их: картину мира он называет представлением. Картина мира, в понимании М. Хайдеггера, - это не простое изображение действительности, а некое системное ее представление, возникшее у субъекта на основе его опыта [7].
Современная философия предлагает различные дефиниции понятия «картина мира»: модель, отражающая действительность; представление о мире, включающее в себя мировоззрение; системное и схематичное образование, упорядочивающее мировоззрение.
В психологии используется эквивалентный «концептуальной картине мира» термин «образ мира». Проблема построения образа мира связывается с проблемой восприятия. В образе мира, согласно концепции А. Н. Леонтьева, значимы также и те свойства, которые не взаимодействуют с индивидом непосредственно. В результате этого образ мира становится универсальной формой организации знаний индивида [8].
Термин «картина мира» употребляется также в культурологии. Г. Д. Гачев, используя как синонимичные понятия образа мира, картины мира и модели мира, исходит из идеи Космо-Психо-Логоса, то есть специфического для каждой нации способа восприятия мира, национального характера и склада мышления. В понимании Гачева, «особый «поворот», в котором предстает бытие данному народу, и составляет национальный образ мира» [9].
К числу работающих в культурологии принадлежит понятие религиозной картины мира. Каждая из наиболее влиятельных религий мира (христианство, мусульманство, буддизм) обладает особой картиной мира - своей системой представлений о мире и месте человека в нем.
Дискуссионным остается вопрос относительно художественной картины мира. Т. Ф. Кузнецова сближает понятия онтологии и картины мира, утверждая, что «труд писателя отливается в <...> философию жизни, которую мы можем назвать его
художественной картиной мира, или онтологией» [10]. В отличие от Т. Ф. Кузнецовой, Л. А. Закс субстанциональной, сущностной характеристикой художественной картины мира считает то, что она закрепляется и существует «через конкретные произведения» [11], в то время как «художественная модель мира, напротив, функционирует только в сфере художественного сознания как его имманентная и атрибутивная ментальная структура» [12]. Таким образом, Л. А. Закс не только предлагает собственную дефиницию термина «художественная картина мира», но и разводит понятия картины мира и модели мира.
В художественном тексте автор определенным образом фиксирует свою индивидуальную концептуальную картину мира. Способы такой фиксации, или репрезентации, исследуются в рамках лингвистики. Под концептуальной картиной мира понимается система информации об объектах, актуально и потенциально реализующаяся в деятельности индивида. Единицей картины мира признается концепт как система понятий и смыслов, несущих различную информацию об объектах [13]. В лингвистике используется также термин «языковая картина мира». Е. С. Яковлева определяет языковую картину мира как «зафиксированную в языке и специфическую для данного языкового коллектива схему восприятия действительности» [14]. С точки зрения Е. С. Яковлевой, лингвистика имеет дело с художественным текстом, рассматривая особенности языкового отражения в нем фундаментальных категорий времени, пространства и восприятия (содержащего авторскую оценку).
Существуют и иные подходы к понятиям картины и модели мира в лингвистике. Так, Т. В. Цивьян (она использует термин «модель мира») говорит о «сокращенном и упрощенном отображении» суммы представлений о реальности, акцентируя внимание на схематизме модели мира [15], В. Н. Топоров пишет о «соотношении человека и природы в рамках космического целого» [16], выделяя художественное пространство как наиболее значимый элемент модели мира автора литературного произведения.
В литературоведении сложились различные подходы к понятию и методике анализа картины мира. Рассматриваемое нами понятие закреплено в различных терминах: картина мира, образ мира, модель мира, поэтический мир и картина поэтического мира, внутренний мир литературного произведения, художественный мир и мир писателя. Картина мира в литературоведении - во многом метафорическое понятие, вероятно, поэтому нет однозначности в понимании данных терминов и конвенции их дифференцированного либо синонимичного употребления, единого подхода к анализу картины мира писателя.
М. М. Бахтин определяет образ мира как «эстетическое видение мира» [17], которое «создается лишь завершенной или завершимой жизнью других людей
- героев его» [18]. В понимании М. М. Бахтина, употребляющего термины «образ мира» и «картина мира» как синонимичные, «мир художественного видения есть мир организованный, упорядоченный и завершенный помимо заданности и смысла вокруг
данного человека как его ценностное окружение» [19]. Конкретизируя свое положение о «ценностной ориентации и уплотнении мира вокруг человека». М. М. Бахтин пишет: «Мы видим, как вокруг него становятся художественно значимыми предметные моменты и все отношения - пространственные, временные и смысловые» [20]. Включая в понятие образа мира также позицию автора, привносящую в литературно-художественное произведение «опреде-ленныш эстетический коэффициент» [21], исследователь замечает, что «художественное задание устрояет конкретный мир: пространственный с его ценностным центром - живым телом, временной с его центром - душою и, наконец, смысловой - в их конкретном взаимопроникающем единстве» [22]. Употребляя понятие «модель мира» как более широкое в сравнении с понятием «образ мира», М. М. Бахтин вкладывает в него значение целостного представления о реальности людей какой-либо эпохи и утверждает, что в основе литературного произведения - «модель последнего целого, модель мира. <...> Эта модель мира перестраивается на протяжении столетий (а радикально - тысячелетий)» [23].
Д. С. Лихачев вводит в литературоведческий оборот понимание художественного произведения как «особого мира», предложив термин «внутренний мир литературного произведения» [24]. Данный термин -обобщающий и всеобъемлющий; он описывает практически всю поэтику литературного произведения. Д. С. Лихачев выделяет в качестве элементов внутреннего мира произведения искусства «его время, пространство, социальную и материальную среду»
[25], также «законы психологии и движения идей»
[26] и «общие принципы, на основе которык все эти отдельные элементы связываются в единое художественное целое» [27]. Включая действующих лиц произведения в структуру его внутреннего мира, Д. С. Лихачев отмечает, что «...наибольшее психологическое сопротивление свободе сюжета создают характеры и типы» [28]. Литературовед считает единицей внутреннего мира художественного произведения эмоционально-оценочную точку зрения повествователя. Таким образом, Д. С. Лихачев включает в структуру внутреннего мира литературного произведения его пространство и время, предметный мир, действующих лиц, и в их числе повествователя, а также некие общие принципы объединения этих составляющих в художественное целое.
В структурализме картина мира рассматривается в целом как «семантическая система» [29]. Различные исследователи вкладывают в содержание понятия «картина мира» разное значение, употребляя также термин «модель мира».
Ю. М. Лотман связывает понятие «модель мира» с «формами пространственного конструирования мира в сознании человека» [30], поскольку «художественное пространство представляет собой модель мира данного автора, выраженную на языке его пространственных представлений» [31]. Контуры мира, воплощенного в пространственных формах в произведении искусства, находятся в зависимости от характера модели, то есть некоей схемы мира, существующей в сознании автора. Эти контуры мира, запе-
чатленные в словесной форме - в виде текста, и понимаются Ю. М. Лотманом как картина мира литературного произведения. «Художественное произведение, - пишет Ю. М. Лотман, - являющееся определенной картиной мира, некоторым сообщением на языке искусства, просто не существует вне этого языка» [32].
Считая пространственные координаты художественной реальности наиболее значимым элементом структуры картины мира, Ю.М.Лотман утверждает, что «пространственная картина мира многослойна: она включает в себя и мифологический универсум, и научное моделирование, и бытовой «здравый смысл» [33]. В отличие от картины мира конкретного автора, которая может быть гармоничной или, напротив, «дезорганизованной» [34], «хаотичной и трагичной» [35], «создаваемый культурой пространственный образ мира находится как бы между человеком и внешней реальностью Природы в постоянном притяжении к двум этим полюсам» [36]. В понимании Ю. М. Лотмана, сюжет «органически связан с картиной мира, дающей масштабы того, что является событием, а что его вариантом, не сообщающим ничего нового» [37]. Таким образом, модель мира определяется Ю. М. Лотманом как некая «конструкция», представление о мире, существующее в сознании человека; образ мира (как его синоним употребляется также термин «художественная картина мира») - это обобщенное представление о реальности, сформированное определенной культурной эпохой; картина мира есть, скорее, видение мира писателя, воплощенное в словесной ткани конкретного произведения и закодированное при помощи языка искусства, как некое сообщение.
В постструктурализме (в «поэтике выразительности») под картиной мира понимается особый способ организации содержания. А. К. Жолковский и Ю. К. Щеглов термином «картина поэтического мира» или «поэтический мир» обозначают «мир характерных мотивов и объектов одного автора» [38]. Инвариантные мотивы воплощают центральную тему (или ряд тем) писателя. Под темой понимается «угол зрения, под которым автор видит все вещи, любимая мысль, которую он вписывает во все свои художественные <...> высказывания» [39]. Б. М. Гаспаров также в качестве основной единицы анализа целостного литературного произведения использует мотив, осознавая «текст как единый феномен, данный нам в своей целостности» [40]. Картина мира произведения при таком подходе понимается и описывается как «смысловая картина» [41].
В литературоведении широко употребляются также термины «художественный мир» и «мир писателя». Данные термины могут интерпретироваться по-разному. Так, А. Чудаков определяет мир писателя как «оригинальное и неповторимое видение вещей и духовных феноменов, запечатленное словесно» [42]. В число составляющих мира художника
А. Чудаков включает героя, его природное и предметное окружение, его внутренний мир и его действия, то есть сюжет произведения. А. Волков при описании художественного мира писателя делает акцент на проблемах литературного мастерства и
средствах изображения характеров [43]. Анализ художественного мира писателя здесь осуществляется на основе историко-типологического и историкобиографического подходов.
Картина мира писателя на основе сложившихся в литературоведении подходов к данному понятию может быть определена как художественное целое, включающее пространственно-временной континуум с определенными героями, образующими ценностное ядро мира и осваивающими данный тип хронотопа в соответствии с художественным заданием автора, и воплощенное («завершенное») в словесной ткани произведения. Последнее определение мы будем использовать как рабочее.
Обозначим структуру и методику анализа картины мира писателя. В любой картине мира существуют определенные формы организации пространства и времени. В картине мира писателя действует герой, существующий в данном типе хронотопа и являющийся ценностным центром картины мира. Персонажи произведения или ряда произведений одного автора взаимодействуют друг с другом и проявляются специфичным для каждой картины мира образом. Автор занимает определенную позицию по отношению к героям, и его прямо или опосредованно выраженная оценка присутствует в тексте. В картине мира функционируют мотивы, образующие устойчивую систему лейтмотивов. Наконец, картина мира запечатлевает концепцию бытия писателя.
Таким образом, основными параметрами картины мира можно признать художественное пространство и время, предметный мир, систему действующих в ней героев, художественную онтологию и систему инвариантных мотивов.
Значимость картины мира в целостном постижении реальности позволяет говорить о необходимости дальнейшей разработки проблематики картины мира и актуальности темы для гуманитарного знания.
Литература
1. Яковлева, Е. С. Фрагменты русской языковой картины мира. (Модели пространства, времени и восприятия) [Текст] / Е. С. Яковлева. - М., 1994. - 344 с.; Лотман, Ю. М. Внутри мыслящих миров. Человек-текст-семиосфера-история [Текст] / Ю. М. Лотман. -М., 1996. - 464 с.; Скурту, Н. П. Искусство и картина мира [Текст] / Н. П. Скурту; Бэлу гос. пед. ин-т им. А.Руссо. - Кишинев, 1990. - 86 с.; Колшанский, Г. В. Объективная картина мира в познании и языке [Текст] / Г. В. Колшанский. - М., 1990. - 107 с.; Бру-тян, Г. А. Язык и картина мира [Текст] / Г. А. Брутян // Философские науки. - 1973. - № 1. - С. 108-117; Маковский, М. М. Картина мира и миры образов [Текст] / М. М. Маковский // Вопросы языкознания.
- 1992. - № 6. - С. 87-93; Кузнецова, Т. Ф. Картина мира и образы культуры: учеб. пособие для студентов и аспирантов гум. специальностей [Текст] / Т. Ф. Кузнецова, В. М. Межуев, И. О. Шайтанов и др. // Культура: теории и проблемы. - М., 1995. -
С. 135 - 161; Магировская, О. В. К понятию «картина мира» [Текст] / О. В. Магировская // Теоретические проблемы лингвистики и методики преподава-
ния иностранных языков: межвуз. сб. науч. тр. -Красноярск, 1996. - С. 84 - 90; Утробина, Т. Г. Языковые средства репрезентации концептуальной картины мира (на материале сатирических рассказов М. М. Зощенко 1920-х годов) [Текст] / Т. Г. Утроби-на // Текст: структура и функционирование: сб. ст.; под ред. В. А. Пищальниковой. Вып. 2. - Барнаул, 1997. - С. 72 - 81.
2. Леонтьев, А. Н. Образ мира [Текст] / А. Н. Леонтьев // Избранные психол. произведения: в 2 т. -М., 1983. - Т. 2. - С. 251 - 261; Смирнов, С. Д. Психология образа: проблема активности психологического отражения [Текст] / С. Д. Смирнов. - М., 1985.
- 232 с.; Степин, В. С. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации [Текст] / В. С. Степин, Л. Ф. Кузнецова. - М., 1994. - 274 с.; Хайдеггер, М. Время и бытие [Текст]: статьи и выступления / М. Хайдеггер; пер. с нем. - М., 1993. - 447 с.; Бахтин, М. М. Эстетика словесного творчества [Текст] / М. М. Бахтин; сост. С. Г. Бочаров; текст подгот. Г. С. Бернштейн и Л. В. Дерюгиным; примеч. С. С. Аверинцева и С. Г. Бочарова. - М., 1979. -424 с.; Лихачев, Д. С. Историческая поэтика русской литературы. Смех как мировоззрение [Текст] / Д. С. Лихачев. - СПб., 1997. - 508 с.; Гачев, Г. Национальные образы мира [Текст] / Г. Гачев. - М., 1988. - 448 с.; Цивьян, Т. В. Лингвистические основы балканской модели мира [Текст] / Т. В. Цивьян. - М., 1990. - 190 с.; Гачев, Г. Национальные образы мира [Текст] / Г. Гачев. - М., 1988. - 448 с.; Иванов,
В. В. Славянские языковые моделирующие системы [Текст] / В. В. Иванов, В. Н. Топоров. - М., 1965. -215 с.; Яковлева, Е. С. О некоторых моделях пространства в русской языковой картине мира [Текст] / Е. С. Яковлева // Вопросы языкознания. - 1994. -№ 5. - С. 34-49.; Лотман, Ю. М. Структура художественного текста [Текст] / Ю. М. Лотман. - М., 1970. -384 с.; Бахтин, М. М. Формы времени и хронотопа в романе [Текст] / М. М. Бахтин // Вопросы литературы и эстетики. - М., 1975. - С. 115 - 211; Бахтин, М. М. Время и пространство в произведениях Гете [Текст] / М. М. Бахтин // Эстетика словесного творчества; сост. С. Г. Бочаров; текст подгот. Г. С. Бернштейн и Л. В. Дерюгиным; примеч. С. С. Аверинцева и С. Г. Бочарова. - М., 1979. - С. 181 - 225; Лихачев, Д. С. Внутренний мир литературного произведения [Текст] / Д. С. Лихачев // Вопросы литературы. - 1968. - № 8. - С. 74 - 87; Жолковский,
A. К. Работы по поэтике выразительности: Инвари-анты-Тема-Приемы-Текст [Текст] / А. К. Жолковский, Ю. К. Щеглов; предисл. М. Л. Гаспарова. - М., 1996. - 344 с.; Гаспаров, Б. М. Литературные лейтмотивы. Очерки по русской литературе ХХ века [Текст] / Б. М. Гаспаров. - М., 1994. - 304 с.
3. Кузнецова, Т. Ф. Картина мира и образы культуры: учеб. пособие для студентов и аспирантов гум. специальностей [Текст] / Т.Ф. Кузнецова,
B. М. Межуев, И. О. Шайтанов и др. // Культура: теории и проблемы. - М., 1995. - С. 148.
4. Магировская, О. В. К понятию «картина мира» [Текст] / О. В. Магировская // Теоретические проблемы лингвистики и методики преподавания ино-
странных языков: межвуз. сб. науч. тр. - Красноярск, 1996. - С. 89.
5. Батракова, С. П. Образ мира в живописи ХХ века: к постановке проблемы [Текст] / С. П. Батракова // Мировое древо. - 1992. - № 1. - С. 83.
6. Скурту, Н. П. Искусство и картина мира [Текст] / Н. П. Скурту; отв. ред. В. И. Воробченко; Бэлу гос. пед. ин-т им. А. Руссо. - Кишинев, 1990. -
С. 43.
7. Витгенштейн, Л. Философские работы [Текст] / Л. Витгенштейн; пер. с нем. - М., 1994. - Ч. 1. -521 с.; Хайдеггер, М. Время и бытие: статьи и выступления [Текст] / М. Хайдеггер; пер. с нем. - М., 1993. - 447 с.
8. Леонтьев, А. Н. Образ мира [Текст] / А. Н. Леонтьев // Избр. психол. произведения: в 2 т. - М., 1983. - Т. 2. - С. 251-261.
9. Гачев, Г. Национальные образы мира [Текст] / Г. Гачев. - М., 1988. - С. 44.
10. Кузнецова, Т. Ф. Картина мира и образы культуры: учеб. пособие для студентов и аспирантов гум. специальностей [Текст] / Т. Ф. Кузнецова,
В. М. Межуев, И. О. Шайтанов и др.// Культура: теории и проблемы. - М., 1995. - С. 148.
11. Закс, Л. А. Художественное сознание [Текст] / Л. А. Закс. - Свердловск, 1990. - С. 75.
12. Там же. - С. 75.
13. Голикова, Т. А. Слово как интегративный компонент репрезентации концептуальной картины мира (на материале творчества В. В. Набокова) [Текст] / Т. А. Голикова: автореф. дис. ... канд. филол. наук / Алтайск. гос. ун-т. - Барнаул, 1996. - С. 7.
14. Яковлева, Е. С. Фрагменты русской языковой картины мира (модели пространства, времени и восприятия) [Текст] / Е. С. Яковлева. - М., 1994. - С. 9.
15. Цивьян, Т. В. Лингвистические основы балканской модели мира [Текст] / Т. В. Цивьян. - М., 1990. - С. 5.
16. Топоров, В. Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: исследования в области мифопоэтического [Текст]: избранное / В. Н. Топоров. - М., 1995. - С. 98.
17. Бахтин, М. М. Эстетика словесного творчества [Текст] / М. М. Бахтин; сост. С. Г. Бочаров; текст подгот. Г. С. Бернштейн и Л. В. Дерюгиным. - М., 1979. - С. 98.
18. Там же. - С. 98.
19. Бахтин, М. М. Автор и герой в эстетической деятельности [Текст] / М. М. Бахтин // Эстетика словесного творчества. - М., 1979. - С. 162.
20. Там же. - С. 163.
21. Там же. - С. 165.
22. Там же. - С. 165.
23. Бахтин, М. М. Эстетика словесного творчества [Текст] / М. М. Бахтин. - М., 1979. - С. 361.
24. Лихачев, Д. С. Внутренний мир литературного произведения [Текст] / Д. С. Лихачев // Вопросы литературы. - 1968. - № 8. - С. 74-87.
25. Там же. - С. 87.
26. Там же. - С. 87.
27. Лихачев, Д. С. Внутренний мир литературного произведения [Текст] / Д. С. Лихачев // Вопросы литературы. - 1968. - № 8. - С. 87.
28. Там же. - С. 86.
29. Эко, Умберто Предисловие к английскому изданию [Текст] I Умберто Эко II Лотман, Ю. М. Внутри мыслящих миров. Человек - текст - семи-осфера-история I Ю. М. Лотман. - М., 1996. -
С. 407.
30. Лотман, Ю. М. Внутри мыслящих миров [Текст]: кн. для учителя I Ю. М. Лотман. - М., 1996.
- С. 2З9.
31. Лотман, Ю. М. Художественное пространство в прозе Гоголя [Текст] I Ю. М. Лотман II В школе поэтического слова. Пушкин. Лермонтов. Гоголь. -М., 1988. - С. 251.
32. Лотман, Ю. М. Структура художественного текста [Текст] I Ю. М. Лотман. - М., 1970. - С. 65.
33. Лотман, Ю. М. Внутри мыслящих миров. Чело-век-текст-семиосфера-история [Текст] I Ю. М. Лотман.
- М., 1996. - С. 296.
34. Там же. - С. 224.
35. Там же. - С. 225.
36. Там же. - С. 297.
37. Лотман, Ю. М. Структура художественного текста [Текст] / Ю. М. Лотман. - М., 1970. - С. 283.
38. Жолковский, А. К. Работы по поэтике выразительности: Инварианты - Тема - Приемы - Текст [Текст] / А. К. Жолковский, Ю. К. Щеглов; предисл. М. Л. Гаспарова. - М., 1996. - С. 19.
39. Там же. - С. 19.
40. Гаспаров, Б. М. Литературные лейтмотивы. Очерки по русской литературе ХХ века [Текст] / Б. М. Гаспаров. - М., 1993. - С. 284.
41. Там же. - С. 298.
42. Чудаков, А. П. Мир Чехова: Возникновение и утверждение [Текст] / А. П. Чудаков. - М., 1986. -
С. 3.
43. Волков, А. А. Художественный мир Горького. Советские годы [Текст] / А. А. Волков. - М., 1978. - С. 367.