Научная статья на тему 'Картина мира или онтология?'

Картина мира или онтология? Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1609
148
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАРТИНА МИРА / МИРОВОЗЗРЕНИЕ / ОНТОЛОГИЯ / КЛАССИЧЕСКАЯ ОНТОЛОГИЯ / НЕКЛАССИЧЕСКАЯ ОНТОЛОГИЯ / WORLDVIEW / WORLD OUTLOOK / ONTOLOGY / CLASSICAL ONTOLOGY / NON-CLASSICAL ONTOLOGY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Рахматуллин Рафаэль Юсупович

В статье исследуется содержание понятий «картина мира» и «онтология». Под картиной мира понимается предметная сторона мировоззрения, а под онтологией философская рефлексия над картиной мира. Утверждается, что картина мира составляет важнейшую часть предметной области онтологии. В свою очередь, принципы и идеи онтологии способствуют систематизации содержания картины мира. Неклассическая онтология помогает осознать степень различия между картиной мира и самим миром.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WORLDVIEW OR ONTOLOGY?

The article examines the content of the notions “worldview” and “ontology”. Worldview is understood as a subject aspect of world outlook, and ontology as philosophical reflection of worldview. It is stated that worldview is the most important part of the subject field of ontology. In turn, the principles and ideas of ontology contribute to the systematization of the content of worldview. Non-classical ontology helps to realize the degree of difference between worldview and the world itself.

Текст научной работы на тему «Картина мира или онтология?»

Рахматуллин Рафаэль Юсупович КАРТИНА МИРА ИЛИ ОНТОЛОГИЯ?

В статье исследуется содержание понятий "картина мира" и "онтология". Под картиной мира понимается предметная сторона мировоззрения, а под онтологией - философская рефлексия над картиной мира. Утверждается, что картина мира составляет важнейшую часть предметной области онтологии. В свою очередь, принципы и идеи онтологии способствуют систематизации содержания картины мира. Неклассическая онтология помогает осознать степень различия между картиной мира и самим миром. Адрес статьи: \칫.агато1а.пе1/та1ег1а18/3/2016/1 0/43.1~Дт!

Источник

Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2016. № 10(72) C. 167-169. ISSN 1997-292X.

Адрес журнала: www.gram ota. net/ed itions/3.html

Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/3/2016/10/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: hist@gramota.net

Список литературы

1. Врачебная этика (Положения, выработанные обществом Уманских врачей) // Вестник С.-Петербургского врачебного общества взаимной помощи. 1903. Вып. VIII. С. 485-488.

2. К вопросу о принципах медицинской этики // Вестник С.-Петербургского врачебного общества взаимной помощи. 1910. Вып. XIX-XX. С. 6-22.

3. Лихтерман Б. Л., Яровинский М. Я. История медицинской этики в России. Часть 1. Дореволюционный период // Медицинское право и этика. 2002. № 2. С. 67-81.

4. Международный кодекс медицинской этики [Электронный ресурс]. URL: http://www.med-pravo.ru/Ethics/seventh1.htm (дата обращения: 15.08.2016).

5. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка: ок. 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / под ред. проф. Л. И. Скворцова. М.: Оникс; Мир и Образование, 2010. 1360 с.

6. Отчет о деятельности Правления Тверского отделения за 1902 г. // Вестник С.-Петербургского врачебного общества взаимной помощи. 1903. Вып. VI. С. 232-234.

7. Этический кодекс российского врача [Электронный ресурс]. URL: http://www.med-pravo.ru/Ethics/EthCodRF.htm (дата обращения: 15.08.2016).

MEDICAL SELF-ADVERTISEMENT THROUGH THE LENSES OF MEDICAL ETHICS (BY THE MATERIALS OF MEDICAL PERIODICALS OF THE EARLY XX CENTURY)

Pyzhova Olesya Vladimirovna, Ph. D. in Philosophy Kursk State Medical University olvp@bk.ru

The article focuses on the issue of self-advertisement in the medical community, retrospectively examines the contents of the notion "self-advertisement", its types and methods of advertising through a comparative analysis of different ethics codes and regulations that provide information about self-advertisement in medicine and were published in medical periodicals of the early XX century, in particular in the magazine "Bulletin of St. Petersburg Medical Mutual Aid Community".

Key words and phrases: medical ethics; medical deontology; advertising; self-advertisement; doctor; doctor's responsibilities; medical magazine.

УДК 111.1

Философские науки

В статье исследуется содержание понятий «картина мира» и «онтология». Под картиной мира понимается предметная сторона мировоззрения, а под онтологией - философская рефлексия над картиной мира. Утверждается, что картина мира составляет важнейшую часть предметной области онтологии. В свою очередь, принципы и идеи онтологии способствуют систематизации содержания картины мира. Неклассическая онтология помогает осознать степень различия между картиной мира и самим миром.

Ключевые слова и фразы: картина мира; мировоззрение; онтология; классическая онтология; неклассическая онтология.

Рахматуллин Рафаэль Юсупович, д. филос. н., профессор

Башкирский государственный аграрный университет rafat54@mail. гы

КАРТИНА МИРА ИЛИ ОНТОЛОГИЯ?

Появление в ХХ веке в отечественной эпистемологии понятия «картина мира» породило вопрос о его отличии от понятия «онтология». Возникла идея синонимичности этих терминов. В частности, В. Н. Костюк считает, что научная картина мира выступает в качестве онтологии научной теории [3, с. 39]. В. С. Данилова и Н. Н. Кожевников именуют дисциплинарными онтологиями картины физической и технической реальности [1, с. 98], М. В. Елинский - математическую и физическую картины мира [2, с. 47-48]. В справочном издании по эпистемологии понятия «дисциплинарная онтология» и «специальная научная картина мира» отождествляются [12, с. 581].

По нашему мнению, понятия «картина мира» и «онтология» не есть синонимы. Проблемы обоснования нашего тезиса возникают из-за того, что эти понятия применяются в философских текстах в разных смыслах. Например, в многочисленных публикациях пишут о десятках картин мира: философской, технической, языковой, этнической, музыкальной, художественной, лингвоцветовой, обыденной, комической, фразеологической и т.д. Создается впечатление, что авторы этих статей, понимают под картиной мира семантическую составляющую любого текста, с чем нельзя согласиться. С понятием «онтология» дела обстоят лучше - в основном встречаются три варианта истолкования его значения: а) в качестве эквивалента понятия «метафизика»; б) как учения об объективном мире, который человек пытается познать. Такое учение можно назвать классической онтологией; в) как философского знания о мире человека, обусловленном особенностями субъекта познания. Это учение можно назвать неклассической онтологией.

168

Издательство ГРАМОТА

www.gramota.net

Что означает картина мира? Как и многие авторы, мы убеждены, что это вид мировоззренческого знания. Она является важнейшей частью сознания, включающая те знания, которые стали убеждениями человека. В более ранних исследованиях мы пришли к выводу, что картина мира представляет собой предметную сторону мировоззрения, в которой концентрированы знания о наиболее важных для личности объектах её мира [7; 8; 9, с. 52-63]. Наличие такой связи между картиной мира и мировоззрением позволяет заявить, что число картин мира совпадает с числом типов мировоззрения. По этой причине можно утверждать, к примеру, о существовании религиозной картины мира, т.к. существует религиозное мировоззрение. Но вряд ли следует рассуждать об особенностях фразеологической картины мира, ибо не существует фразеологического мировоззрения.

Важными компонентами картины мира являются онтологизированные образы, переживаемые индивидом как подлинно существующие объекты внешнего мира. Например, в мифологической картине мира таковыми являются образы Геркулеса и Зевса, в религиозной - Бога и Апокалипсиса, в научной - ДНК и расширяющейся Вселенной. Образы картины мира организованы в систему благодаря наличию в ней принципов, законов и идей. Если в картине мира господствуют научные идеи вместе со связанными с ними онтологизированными представлениями, то мы имеем дело с научной картиной мира как предметной стороной научного мировоззрения.

Образы картины мира интересуют и онтологов: они составляют важнейшую часть предметного поля их исследования. Центральное место в христианской онтологии занимает образ Богочеловека Иисуса, в научной онтологии Нового времени - образ движущегося в пространстве-пустоте тела. Но это не означает, что картина мира и онтология суть одно и то же. В наибольшей степени картина мира близка к классической онтологии, которую характеризуют два признака: а) утверждение, что сущность предшествует существованию; б) вера в постижение этой сущности, которое возможно при элиминации субъективных факторов из процесса познания. Близость картины мира к классической онтологии объясняется её интенциональностью: образы картины мира переживаются человеком как реально существующие объекты. Этот признак характеризует и классическую онтологию: её сторонники верят, что мир выглядит так, как он представлен в их умах.

В XVII веке Дж. Локк закладывает основы неклассической онтологии, признав существование в знаниях об объективном мире субъективного компонента - так называемых «вторичных качеств» (цвета, вкуса, запаха и т.п.). Развивая идеи Локка, Дж. Беркли и Д. Юма, И. Кант обосновывает идею детерминированности онтологического знания априорно заданными психическими качествами человека. Как точно заметил Т. Рокмор, революция, которую совершил Кант, состоит в смене тезиса «знание должно соответствовать объекту» тезисом «объект должен соответствовать знанию» [11, с. 40]. Он называет эту революцию «копер-никанским переворотом»: как Коперник перевернул представления людей о строении Солнечной системы, точно так же Кант переместил источник знаний и представлений о реальности из объективного мира в мир субъективный. Классическая онтология стала уступать место в философском пространстве неклассической онтологии. В Х1Х-ХХ вв. кантовская парадигма успешно развивается неокантианцами, эмпириокритиками, неопозитивистами, постпозитивистами. Наиболее важным выводом неклассической онтологии является утверждение о невозможности абсолютно объективного знания о внешнем мире из-за обусловленности знания особенностями субъекта познания. Это позволяет говорить о единстве онтологии и гносеологии.

Принцип единства онтологии и гносеологии дает основание для утверждения, что содержание научной картины мира являются результатом конструирующей деятельности субъекта познания. Как замечает В. А. Лефевр, «теория об объекте, имеющаяся у исследователя, не является продуктом деятельности самого объекта» [5, с. 7]. Ранее нами было выяснено, что образы научной картины мира появляются в результате проецирования теоретических моделей на обыденно-практическую сферу знания [10, с. 180-181]. Не вызывает сомнения и утверждение, что мифологические или религиозные образы отражают взгляды людей определенной эпохи и культуры, а не являются копиями объективно существующих феноменов. Конечно же, образы научной картины мира являются репрезентантами вещей и событий объективного мира, то есть они не только субъективны, но и объективны. Но это не точные изображения отображенных в них объектов. А. Н. Леонтьев утверждает, что ни цветов, ни запахов, ни звуков вне субъективной реальности не существует: сам оригинал -амодален [4, с. 44]. Прав и В. Ф. Петренко, утверждающий, что «мир наполнен красками, звуками, запахами, но все эти качества производны от органов восприятия субъекта. Физика не "знает" красного, но описывает электромагнитные волны определенной длины (частоты), которые при воздействии на сетчатку глаза человека вызывают соответствующее ощущение» [6, с. 128]. Убежден в несовпадении научной картины мира с самим внешним миром и В. С. Стёпин: «Мир как бесконечно сложная, развивающаяся действительность всегда значительно богаче, нежели представления о нем, сложившиеся на определенном этапе общественно-исторической практики. Вместе с тем за счет упрощений и схематизации картина мира выделяет из бесконечного многообразия реального мира именно те его сущностные связи, познание которых и составляет основную цель науки на том или ином этапе ее исторического развития» [13, с. 188].

Предыдущие рассуждения о картине мира являются выводами неклассической онтологии, которая изучает не только наиболее значимые объекты мира, с которыми сталкивается человек, но и меру доверия к знаниям о них. Поэтому онтология, как часть философии, выполняет, прежде всего, критическую функцию: этим она отличается от картины мира. Поскольку онтология занимается репрезентантами тех же объектов, которые образуют важнейшую часть картины мира (субстанция, часть и целое, Бог и ангелы, пространство и время, прогресс и регресс и т.п.), то её можно назвать философской рефлексией над человеческой картиной мира. Поэтому можно сказать, что предметом рефлексии онтолога является не сам объективно существующий мир, а его представление в человеческой психике - картина мира. Вера же в то, что объективный мир именно таков, каким представлен в его картине, создается благодаря свойству интенциональности сознания.

Вывод: онтология не является картиной мира, а представляет собой знание, основанное на этой мировоззренческой картине. Картина мира и онтология взаимообусловлены: картина мира является важнейшим компонентом предметного поля исследования онтолога, а онтологическое знание выполняет структурирующую функцию в картине мира.

Список литературы

1. Данилова В. С., Кожевников Н. Н. Современные проблемы дисциплинарных онтологий (физика, техника) // Вестник Якутского государственного университета. 2007. Т. 4. № 1. С. 97-105.

2. Елинский М. В. Дисциплинарная онтология и неклассическая рациональность // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2008. № 4 (17). С. 46-54.

3. Костюк В. Н. Онтология изменяющегося научного знания // Философские науки. 1982. № 1. С. 36-42.

4. Леонтьев А. Н. Чувственный образ и модель в свете ленинской теории отражения // Вопросы психологии. 1970. № 2. С. 34-45.

5. Лефевр В. А. Конфликтующие структуры. М.: Институт психологии РАН, 2000. 136 с.

6. Петренко В. Ф. Вернем психологии сознание // Вестник Московского университета. Серия «Психология». 2010. № 3. С. 121-141.

7. Рахматуллин Р. Ю. Картина мира и мировоззрение // Молодой ученый. 2015. № 14. С. 632-635.

8. Рахматуллин Р. Ю. Научная картина мира как особая форма организации знания // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2013. № 12 (38). Ч. 2. С. 166-168.

9. Рахматуллин Р. Ю. Онтологизированные образы в научном познании: генезис и функции: дисс. ... д. филос. н. Уфа, 2000. 276 с.

10. Рахматуллин Р. Ю., Габбасова Л. М. Роль обыденного сознания в онтологизации теоретической модели // Вестник ВЭГУ. 2005. № 1. С. 178-185.

11. Рокмор Т. Кант о репрезентационизме и конструктивизме // Эпистемология и философия науки. 2005. № 1. С. 35-46.

12. Стёпин В. С. Научная картина мира // Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: Канон+; РООИ «Реабилитация», 2009. С. 581-584.

13. Стёпин В. С. Теоретическое знание. М.: Прогресс-Традиция, 2000. 744 с.

WORLDVIEW OR ONTOLOGY?

Rakhmatullin Rafael' Yusupovich, Doctor in Philosophy, Professor Bashkir State Agrarian University rafat54@mail. ru

The article examines the content of the notions "worldview" and "ontology". Worldview is understood as a subject aspect of world outlook, and ontology - as philosophical reflection of worldview. It is stated that worldview is the most important part of the subject field of ontology. In turn, the principles and ideas of ontology contribute to the systematization of the content of worldview. Non-classical ontology helps to realize the degree of difference between worldview and the world itself.

Key words and phrases: worldview; world outlook; ontology; classical ontology; non-classical ontology.

УДК 130.2

Философские науки

В статье освещаются проблемы формирования культуры инклюзии в современном социуме. Осмысляется роль «ретроспективно-перспективного анализа самобытия» в становлении данного понятия. Актуализируются механизмы «создания себя» в контексте обращения одного индивидуума к другому, где особую ценность представляет уникальность личности. Вскрываются механизмы осуществления глобальных социокультурных трансформаций на пути к «принимающему обществу» в контексте перезагрузки ценностно-смысловых доминант человеческой цивилизации.

Ключевые слова и фразы: глобализирующаяся реальность; культура инклюзии; принимающее общество; «другость»; «особливость»; цивилизационный кризис; социокультурные механизмы; гуманистическая парадигма; осевое время.

Судакова Наталия Евгеньевна, к. пед. н.

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Москва sovetnik. imtp@mail. гы

КУЛЬТУРА ИНКЛЮЗИИ В КОНТЕКСТЕ ПРИНИМАЮЩЕГО ОБЩЕСТВА: ВВЕДЕНИЕ В ПРОБЛЕМАТИКУ

Глобализирующаяся реальность, как суть цивилизации XXI века, стремительно проникает во все сферы жизнедеятельности современного общества, заключая в себе как положительные, так и отрицательные

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.