УДК / UDC 330.322.21
КАРТА РИСКОВ РЕАЛИЗАЦИИ ЭКОНАПРАВЛЕННОЙ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ
RISK MAP OF THE IMPLEMENTATION OF ECO-ORIENTED INVESTMENT POLICY
Матвеев B.B., к.э.н., доцент кафедры «Экономика и экономическая
безопасность»
Matveev V.V., candidate of economic sciences, Associate Professor of the Department of Economics and Economic Security ФГБОУ ВО «Среднерусский институт управления - филиал РАНХиГС»,
Орёл, Россия
Federal State Budgetary Educational Establishment of Higher Education «Central Russian Institute of Management - branch of RANEPA», Orel, Russia
E-mail: [email protected]
Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 23-28-00659, https://rscf.ru/project/23-28-00659/
Современная геополитическая ситуация обуславливает стремительный рост промышленного производства, что подтверждают многочисленные макроэкономические индикаторы. Вместе с тем рост производственных возможностей в условиях ограниченного бюджетного финансирования приводит к объективным проблемам области экологической безопасности. В подобных обстоятельствах одним из не многих способов повышения экологической сознательности бизнеса выступает стимулирование государством количества реализуемых ESG-проектов. Сущность «зеленых» инвестиции как раз предполагает усиление промышленного потенциала национальной экономики, рост количества высокотехнологичных рабочих мест, а также приток искомых бюджетных поступлений при сохранении и даже преумножении экологической безопасности фактических мест локализации таких бизнес-инициатив. Вместе с тем на практике реализация «зеленых» инвестиционных проектов объективно сталкивается с множеством экономических, инфраструктурных, административных, культурных и прочих проблем. Настоящие вызовы не просто затрудняют рост экоинвестиций, но и просто отпугивают инвесторов, а значит требуют соответствующего исследования для последующего нивелирования. В этой связи целью статьи выступает разработка соответствующей системы (карты) рисков, сдерживающих осуществление предпринимательскими структурами «зеленых» инвестиционных вливаний в национальную и региональную экономику. Для достижения настоящей цели поставлены и решены две научно-прикладные задачи по обзорному исследованию заявленной проблематики и систематизации полученных сведений. В частности сущность проводимого изыскания основана на изучении накопленного научно-эмпирического опыта в части организации инвестиционной деятельности отечественных и иностранных компании. В качестве методов исследования выбраны: анализ, синтез, сравнение и графическая интерпретация. В результате предложена авторская классификация и описательная детализации из 8 ключевых рисков, сдерживающих реализацию ESG-проектов. При этом выделенные угрозы в той или иной степени репрезентативны для практически всех субъектов РФ, включая регионы Центрального федерального округа (включая Орловскую область). Следовательно, в ходе дальнейшего изыскания необходимо уделить пристальное внимание вопросам формулирования частных научно-практических рекомендаций по минимизации сложившейся проблематики.
Ключевые слова: экологическая безопасность, «зеленые» инвестиции, субъекты предпринимательской деятельности, финансирование экоинвестиций, факторы рисков, риски ESG-проектов.
The current geopolitical situation causes rapid growth of industrial production, which is confirmed by numerous macroeconomic indicators. At the same time, the growth of production capabilities in the conditions of limited budget financing leads to objective problems in the field of environmental safety. In such circumstances, one of the few ways to increase the environmental awareness of business is the
state stimulation of the number of implemented ESG projects. The essence of "green" investments assumes strengthening of the industrial potential of the national economy, growth of the number of hightech jobs, as well as influx of the desired budget revenues while maintaining and even increasing the environmental safety of the actual locations of such business initiatives. At the same time, in practice, the implementation of "green" investment projects objectively faces many economic, infrastructural, administrative, cultural and other problems. These challenges not only hinder the growth of eco-investments, but also simply scare investors away, and therefore require appropriate research for subsequent leveling. In this regard, the objective of the article is to develop a corresponding system (map) of risks that hinder the implementation of "green" investment infusions into the national and regional economy by business structures. To achieve this goal, two scientific and applied problems were set and solved on a review study of the stated problems and systematization of the obtained information. In particular, the essence of the conducted research is based on the study of the accumulated scientific and empirical experience in terms of organizing investment activities of domestic and foreign companies. The following research methods were chosen: analysis, synthesis, comparison and graphical interpretation. As a result, the author's classification and descriptive detailing of 8 key risks hindering the implementation of ESG projects are proposed. At the same time, the identified threats are to one degree or another representative for almost all subjects of the Russian Federation, including regions of the Central Federal District (including the Orel Region). Consequently, in the course of further research it is necessary to pay close attention to the issues of formulating private scientific and practical recommendations for minimizing the existing problems.
Keywords: environmental safety, green investments, business entities, financing of eco-investments, risk factors, risks of ESG projects.
Введение. Современная необоснованная и контрпродуктивная западноевропейская санкционная политика оказывает множество негативных эффектов на развитие национальной и мировой социально-экономической системы. К числу таких риск-факторов можно безусловно отнести усиление на отечественном рынке инфляционных колебаний, ослабление курса российской валюты, рост ключевых процентных ставок, нарушение большинства транспортно-логистических цепочек, а также множество прочих деструктивных трендов. По задумке авторов санкционного давления данные условия и обстоятельства призваны не просто отчасти ослабить ключевые экономические процессы, но и оказать комплексное дестабилизирующее влияние на отечественную экономику в целом.
Однако на практике искомого эффекта настоящая экономико-политическая агрессия в полной мере не дает, и лишь отчасти сдерживает системное развитие нашей страны. Более того отдельная часть направлений получила дополнительные стимулы к положительной трансформации и совершенствованию. В частности настоящие изменения фрагментарно затронули текстильную, химическую, обрабатывающую и многие другие типы промышленности. Улучшения также коснулись максимально востребованной сегодня микроэлектроники, IT-инфраструктуры и диджитал технологий. При этом научно-практическим подтверждением отмеченных трендов является устойчивый рост соответствующих индикаторов (объема производимой и отгружаемой продукции, инвестиции, задействованных рабочих мест и других).
Объективной причиной текущего сравнительно хорошего национального положения является проводимая органами государственной власти совместно с парламентариями эффективная и активная социальная-экономическая политика, направленная на усиление ресурсного, промышленного, транспортно-логистического, инновационного и инвестиционного потенциалов российской экономики. В действительности чиновниками создаются уникальное преференциальные условия и организационно-экономические мероприятия стимулирующие рост бизнес-активности и как следствие диверсификацию выпускаемой продукции, приток «свежего» инвестиционного капитала, создание
новых (в том числе высокопроизводительных) рабочих мест, рост уровня доходов населения, наполнение бюджетной системы новыми налоговыми поступлениями и создание прочих социальных эффектов. Совокупность таких изменений безусловно оказывает положительные влияние и сдерживает возрастающее санкционное давление.
В то же время подобная индустриализация объективна связана и с рядом негативных факторов. К их числу можно отнести повышенную негативную нагрузку на уровень экологической безопасности. Согласно открытым статистическим данным Росстата сегодня наблюдается негативное изменение множества индикаторов. Например, фиксируется рост объема образования промышленных отходов (+19,7% за 5 лет) и их накопления (+53,1%), замедляется рост инвестиций в сохранение окружающей среды и развитие «чистых» энергоресурсов, а также другие аналогичные изменения.
Цель исследований. В подобных обстоятельствах, с нашей точки зрения, дополнительного изыскания заслуживают вопросы, связанные с выявлением, систематизацией, анализом, «дефективкой» действующих экономических, инфраструктурах, административных и культурных фактороы, сдерживающих отечественное эконаправленное инвестиционное развитие. При этом в контексте настоящего изыскания особого внимания заслуживают именно условия реализации так называемых «зеленых» инвестиционных проектов.
В этой связи целью текущей статьи выступает разработка соответствующей системы (карты) рисков, сдерживающих осуществление предпринимательскими структурами «зеленых» инвестиционных вливаний в национальную и региональную экономику. Для фактического достижения настоящей цели также потребуется постановка и решение следующих научно-прикладных задач: во-первых, связанных обзором современных научно-теоретических и практических мнений о наличии современной проблематики стимулирования инвестиционного потока, в том числе для ESG-пpoeктoв; а во-вторых, в части систематизации полученных сведении и развитии авторской системы (карты) рисков, сдерживающих осуществление «зеленых» инвестиций.
Условия, материалы и методы. Сущность проводимого изыскания основана на изучении накопленного научно-эмпирического опыта как в части организации инвестиционной деятельности отечественных и иностранных компании. Реализация настоящего исследования основана на применении следующих методов: анализ, синтез, сравнение (для выявления негативных факторов сдерживающие ответственное экоинвестиционное развитие); моделирования и графической интерпретации (для компиляции полученных результатов и формирования авторской модели системы (карты) рисков, сдерживающих осуществление «зеленых» инвестиций).
В качестве информационных источников использованы труды отечественных и международных ученных-исследователей, действующие нормативно-правовые документы, региональные и федеральные статистические данные, а также результаты, полученные авторами в ходе настоящего изыскания.
Результаты и обсуждение. Так в ходе первого этапа настоящего изыскания, в ходе построения искомой результативной инвестиционной политики государственным служащим, необходимо пристально выявлять фактические первопричины отказа предпринимательских структур от инвестирования. Так, например, по мнению исследователя А. И. Садыкова, ключевым компонентом инвестиционной стратегии региона, должно выступать
инвестирование не только в производственные мощности предпринимательских структур, но и вложение в развитие региональной инфраструктуры.^] Подобная авторская позиция обусловлена тем что доступный бизнесу инфраструктурный потенциал практически во всех субъектах РФ или находится на пределе своих возможностей или вовсе не достаточен даже для текущего уровня предпринимательской деятельности. В этой связи, с нашей точки зрения, можно прямо предположить, что раскрытие инвестиционного потенциала, в том числе в части интеграции отмеченных ресурсосберегающих технологий («зеленых» инвестиций), связано не только с прямым субсидированием отдельных видов предпринимательской активности, но и с развитием обеспечивающей (электроэнергетической, газовой, водообеспечивающей и водоотводящей), транспортно-логистической (дорожной, промышленной, девелоперской, логистической) и даже отчасти социальной (образовательных учреждений, мест для отдыха и досуга персонала/граждан) и прочей связанной инфраструктуры.
Схожего по содержанию мнения также придерживается группа исследователей под руководством О. Б. Угурчиева. В частности в своем изыскании они подчеркивают, что ключевым «камнем преткновения» в вопросах развития отечественной инвестиционной активности выступает «изношенность действующих сетей и объектов инфраструктуры, а также наличие объективных ограничений на подключение к ним».[3, с. 9] А значит, отмеченная нами позиция как минимум имеет определенную научно-практическую состоятельность.
Еще одной «базовой» проблематикой в вопросах наращивания как основного, так и искомого «зеленого» инвестиционных потоков выступает сравнительно низкая доходность проектов, предполагающих создание типовых (не уникальных, уже широко существующих на рынке) продуктов, работ и услуг. Аналогичного мнения придерживается и международное сообщество. В частности, группа китайский исследователей под руководством Цзиньфан Тян, изучают проблематику снижения доходности «зеленых» инвестиции в случае изменения условий «зеленого» кредитования.[4] Подобная ситуация обусловлена наличием прямо пропорциональной зависимости между объемом экоинвестиций и уровнем соответствующей государственной поддержки.
В то же время, с точки зрения аравийских и турецких ученых, на практике эффективность осуществления «зеленных» инвестиций может быть оправдана преимущественно в случае существования для рассматриваемого государства рисков энергетической и экологической безопасности. [5] Однако в масштабах нашей национальной экономики и в условиях потенциально доступного для отечественного бизнеса ресурсного потенциала вопрос интеграции «зеленых» инвестиций в энергетическом секторе в настоящее время менее актуален, чем в развитие альтернативных энергетических ресурсов для прочих стран. А значит, создание эффективной инвестиционной политики, также связано с рисками отказа предпринимательских структур от поиска и использования более экологически чистых энергетических ресурсов.
Еще одной активно обсуждаемой проблемой выступает поиск соответствующих источников финансирования. В частности, аккумулируя результаты большинства исследований, размещенных в популярных международных научных базах данных, можно прийти к выводу о том, что основным перспективным источником финансирования «зеленых» проектов выступает капитал, размещенный на открытом фондовом рынке [6, с. 1285] (что уже является определенным барьером, поскольку национальный фондовый рынок не так развит). В частности, подобного мнения придерживаются: во-
первых, группа исследователей из Греции, Испании, Франции [7], работа которых направлена на раскрытие особенностей специализированных облигационных займов и зеленых инвестиционных фондов; во-вторых, итальянских ученых [8], изучающих особенности формирования цен на зеленые облигации; в-третьих, представителя швейцарского финансового института, акцентирующего внимание на снижении доходности акций эмитента в случае выпуска зеленых облигаций [9]; в-четвертых, группы исследователей из Саудовской Аравии и Египта [10], оценивающих влияние глобальных риск-факторов на сущность и доходность «зеленых» облигаций.
В целом систематизируя отечественные и зарубежные мнения можно с определенной точностью утверждать, что создание «зеленной» инвестиционной политики имеет довольно-таки много скрытых сложностей, которые связаны преимущественно с отказом бизнеса от смещения своих целевых устремлений с базовой доходности (рентабельности) в пользу осуществления экологических инноваций и преумножения экологической безопасности. В подобных обстоятельствах, по нашему мнению, в ходе формулирования инвестиционной политики соответствующим органам государственной власти совместно с парламентариями необходимо предусмотреть качественный и вариативный набор мероприятий государственной поддержки для предпринимательских структур, осуществляющих экоинвестиции.
В ходе второго этапа настоящего исследования следует отметить, что субъекты предпринимательской деятельности, осуществляющие или планирующие реализацию экологических инвестиционных проектов, безусловно сталкиваются с множеством как уникальных так и общеотраслевых (общеэкономических) проблем. В этой связи на рисунке 1 нами проведена систематизация и представлен актуальный перечень сложностей, возникающих при реализации экологических инвестиционных проектов в отечественной практике.
Проблематика реализации ББС-проектов в отечественной практике
Культурные риски
- отсутствие устоявшейся экологической культуры у населения и бизнеса
- низкии уровень создания отечественных ресурсосберегающих технологий
Регуляторные риски
- отсутствие общей макроэкономической и геополитической стабильности
- отсутствие системы государственного стимулирования интеграции ESG-технологий
Инфраструктурные риски
- отставание действующих инфраструктурных мощностей от фактических потребностей бизнеса
- низкии уровень
развития и
использования
ресурсосберегающих
инфраструктурных
мощностей
Экономические риски
- относительный высокие затраты на покупку и внедрение ESG-технологий
- сравнительно низкая
эффективность экоинвестиций
Рисунок 1 - Система рисков, сдерживающих осуществление российскими предпринимательскими структурами экоинвестиций
Так одним из первых рисков, который подлежит обязательному нивелированию в случае формирования искомой обновленной инвестиционной экоповестки, выступает отсутствие как у населения, так и у представителей бизнес-сообщества устойчивого понимания необходимости сохранения и преумножения экологической безопасности в нашей стране. В частотности в настоящее время Российская Федерация находится на 84 месте из 180 стран мира ранжированных по индексу чистоты (EPI в 2024 году) [11].
Вместе с тем необходимо отметить, что в соответствии с действующим Паспортом национального проекта «Экология» [12] начиная с 2019 года в стране действует комплекс федеральных, региональных и муниципальных государственных программ, направленных не просто на фактическую охрану окружающей среды, но и на обеспечение экологического посвящения всего российского общества. При этом на практике полученные промежуточные результаты свидетельствуют, к сожалению, лишь о начале искомых изменений. Например, сегодня в РФ фиксируется сокращение количества несанкционированных свалок и объектов накопленного вреда, модернизация сетей тепло-, газо- и электроснабжения, переход на ресурсосберегающие и более экологически «чистые» технологии для бизнеса и общественного сектора, а также качественное улучшение экологических условий жизни граждан в целом. В этой связи в планах проекта так же значатся масштабные задачи по устранению всего накопленного вреда, восстановлению и оздоровлению большинства природных объектов, сохранению биологического разнообразия, развития системы комплексного экомониторинга и переход страны на экономику возобновляемых ресурсов.
Однако реализация настоящих мероприятий ни теоретически ни практически не возможна без принятия со стороны органов власти и парламентарием волевых решений в части прямого насаждения (организации непрерывной информационной кампании, пропаганды) охраны окружающей среды. Безусловно это потребует отвлечения огромного количества финансовых, людских, информационных и прочих ресурсов без какой-либо компенсации (за исключением изменяя экологической обстановки). Именно по этой причине ресурсообеспечение данного направления фактически производится по остаточному принципу.
Еще одним отчасти идеологическим (культурным) риском выступает ситуация с относительно низким уровнем создания отечественных ресурсосберегающих технологий. По нашем мнению, основная причина данного обстоятельства кроется даже не в отсутствии финансирования, господдержки, специалистов и/или прорывных научно-практических идей, а именно в самом отсутствии ключевых производственных мощностей. В частности, в период кризисных 90-х годов в нашей стране был практически полностью уничтожен промышленный кластер по созданию техники, станков, машин и прочего основного для бизнеса оборудования. Сегодня же данный кластер малыми темпами начинает возрождаться. Однако в условиях продвинутой технологической инициативы западных и европейских стран, а также максимально дешёвых (и максимально субсидируемых государством) китайских возможностей, развивать отмеченные типы производства весьма затруднительно. Тем более делать это с уклоном на сохранение и преумножение экологической безопасности как в ходе разработки, так и при использовании искомых технологических новаций.
Следующей, не менее важной, группой рисков, сдерживающей отечественное инвестиционное экоразвитие, выступает проблематика национальной и международной регуляторной политики. Так, например, в условиях современного необоснованного санкционного давления со стороны западного и европейского сообщества в российской экономике формируется огромное количество рисков, требующих как пристального внимания со стороны органов государственной власти, так и максимального ресурсного обеспечения с целью нивелирования фактических и потенциальных негативных последствий. В подобных обстоятельствах обеспечения экологической составляющей в реализуемой общей социально-экономической политике страны не может получить должного обеспечения.
Так же критическое влияние на рост экоинвестиций оказывает полное отсутствие как на федеральном, так и региональных уровнях специализированных форм поддержки соответствующих инвестиционных инициатив. На практике единственным исключением выступают ранее отмеченные мероприятия, предусмотренные в рамках Паспорта национального проекта «Экология». Однако, даже предварительный анализ данных управленческих решений свидетельствует об их направленности на исключительно бюджетное финансирование минимизации глобальной экологической проблематики (преимущественно без участия частного инвестиционного капитала).
Третьей группой проблем являются инфраструктурные риски, которые также можно разделить на две составляющие:
■ во-первых, проблематику связанную с отставанием действующих инфраструктурных мощностей от фактических потребностей бизнеса; на практике это выражается в необходимости для инвестора осуществлять частные инвестиционные вливания в инфраструктуру, обеспечивающую возможность локализации и реализации проекта, что фактически увеличивает объем капитальных вложений и минимизирует возможности по инвестированию в «зеленые» технологии;
■ во-вторых, проблематику низкого уровня развития и использования ресурсосберегающих инфраструктурных мощностей (например, солнечных, ветровых, газотурбинных энергоустановок); в частности, ввиду наличия в нашей стране огромных запасов нефти, угля, газа и прочих идентичных энергоресурсов серьезное развитие каких-либо альтернативных источников энергии и соответствующих ресурсосберегающих технологий ни практически ни даже теоретически невозможно.
Экономические риски также являются критически важными обстоятельствами в вопросах инвестиционного экоразвития. В частности, все ранее отмеченные негативные факторы так или иначе связаны с удорожанием стоимости инвестиционных проектов в угоду вложений в экологическое совершенствование. Иными словами финансирование капитальных вложений в «зеленые» новации как на государственном, так и корпоративном уровнях осуществляется, к сожалению, по остаточному принципу.
Вместе с тем непосредственно сама покупка и внедрение ESG-тexнoлoгий безусловно не могут быть выполнены на последние средства компании. На практике это весьма дорогостоящая инициатива, что в свою очередь негативно сказывается на экологических устремлениях и реальных возможностях инвесторов. Более того весьма затратным оказывается не только покупка и монтаж такого оборудование, но и его последующая эксплуатация в виде
обязательного сервисного (дилерского) обслуживания. При этом в действительности отмеченный рост обусловлен не просто «меркантильным» желанием производителей получить излишнюю маржинальность от своей продукции, но и объективно высокими затратами на разработку одновременно передовых, результативных и экологически «чистых» технологий в условиях повышенной конкуренции.
Дополнительно необходимо отметить, что создание экобезопасных новаций как правило связано со сравнительно низкими производственными результатами. На практике производитель (создатель) всегда состоит перед выбором между как минимум четырьмя ключевыми факторами, зависимость которых представлена нами на рисунке 2.
Рисунок 2 - Взаимосвязи факторов, влияющих на экологическую безопасность
технологической новации
Согласно представленным параметрам создание (интеграция) любых новаций всегда связана с альтернативным выбором между экологической безопасностью и конечной производительностью технологии, а также донастройкой сопутствующих параметров в части экономии на эксплуатационных затратах и первоначальных капиталовложениях. Следовательно, можно полноправно утверждать, что использование «чистых» технологий / привлечение «зеленых» инвестиций имеет относительно сниженную экономическую эффективность по сравнению с рядовыми количество-ориентированными проектами (технологиями, техникой, станками, машинами и прочим оборудованием).
Выводы. Таким образом подводя итоги настоящего изыскания нами объективно установлено, что реализация инвестиционных проектов, имеющих экологическую направленность, сталкивается с многочисленными проблемами. При этом детализированные 8 рисков безусловно являются ключевыми, но далеко не единственными. Например, одним из перспективных выступает проблематика, связанная с получением разрешительной документации как на строительство, так и на ввод «зеленых» объектов в эксплуатацию (ввиду отсутствия профильных специалистов и соответствующего опыта).
Также необходимо отметить, что выделенные риски в той или иной степени репрезентативны для практически всех субъектов РФ, включая регионы Центрального федерального округа (включая Орловскую область). Следовательно, в ходе дальнейшего исследования необходимо пристально уделить внимание вопросам формулирования частных научно-практических рекомендаций по нивелированию сложившейся проблематики.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Environmental Performance Index [Электронный ресурс] // EPI Results. - Режим доступа: https://epi.yale.edu/epi-results/2022/component/epi - (Дата обращения: 15.09.2024).
2. Садыков А.И. Роль инвестиционной политики в реализации региональных инфраструктурных проектов // Вестник евразийской науки. 2023. Т. 15. № S1.
3. Угурчиев О.Б., Угурчиева P.O. Роль инвестиционной политики в совершенствовании региональной инфраструктуры // Управленческий учет. 2022. № 8-1. С. 5-12.
4. Tian J., Sun S., Cao W., Bu D., Xue R. Make every dollar count: The impact of green credit regulation
on corporate green investment efficiency // Energy Economics, 2024, Volume 130, 107307.
5. Alsagr N., Ozturk I. How do energy security risk and ICT affect green investment? // Economic Analysis and Policy, 2024. Vol. 82(C). Pp. 1044-1055.
6. Ковалевич И.В. «Зеленые» облигации - новый инструмент финансирования «зеленых» проектов// Экономика и предпринимательство. 2020. № 11 (124). С. 1284-1287.
7. Agorakia L. K., Aslanidis N., Kouretas G.P. How has COVID-19 affected the performance of green investment funds? // Journal of International Money and Finance. 2023. Volume 131. 102792.
8. Fatica S., Panzica R., Rancan M. The Pricing of Green Bonds: Are Financial Institutions Special? // Journal of Financial Stability. 2021. Vol. 54(8). 100873.
9. Wu Y. Are Green Bonds Priced Lower Than Their Conventional Peers? // Emerging Markets Review. 2022. Vol. 52(1). 100909.
10. Billah M., Elsayed A. H., Hadhri S. Asymmetric Relationship Between Green Bonds and Sukuk Markets: The Role of Global Risk Factors // Journal of International Financial Markets, Institutions and Money. 2023. Vol. 83(2). 101728.
11. World Population Review. Cleanest Countries in the World 2024 . URL: https://worldpopulationreview.com/ country-rankings/cleanest-countries-in-the-world (Дата обращения 25.10.2024).
12. Информационно-правовой портал «КонсультантПлюс». Паспорт национального проекта «Экология», утверждённый президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24 декабря 2018 № 16. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_316096/ (дата обращения: 25.10.2024).
REFERENCES
1. Environmental Performance Index [Elektronnyy resurs] // EPI Results. - Rezhim dostupa: https://epi.yale.edu/epi-results/2022/component/epi - (Data obrashcheniya: 15.09.2024).
2. Sadykov A.I. Rol investitsionnoy politiki v realizatsii regionalnykh infrastrukturnykh proektov // Vestnik evraziyskoy nauki. 2023. T. 15. № S1.
3. Ugurchiev O.B., Ugurchieva R.O. Rol investitsionnoy politiki v sovershenstvovanii regionalnoy infrastruktury // Upravlencheskiy uchet. 2022. № 8-1. S. 5-12.
4. Tian J., Sun S., Cao W., Bu D., Xue R. Make every dollar count: The impact of green credit regulation
on corporate green investment efficiency // Energy Economics, 2024, Volume 130, 107307.
5. Alsagr N., Ozturk I. How do energy security risk and ICT affect green investment? // Economic Analysis and Policy, 2024. Vol. 82(C). Pp. 1044-1055.
6. Kovalevich I.V. «Zelenye» obligatsii - novyy instrument finansirovaniya «zelenykh» proektov // Ekonomika i predprinimatelstvo. 2020. № 11 (124). S. 1284-1287.
7. Agorakia L. K., Aslanidis N., Kouretas G.P. How has COVID-19 affected the performance of green investment funds? // Journal of International Money and Finance. 2023. Volume 131. 102792.
8. Fatica S., Panzica R., Rancan M. The Pricing of Green Bonds: Are Financial Institutions Special? // Journal of Financial Stability. 2021. Vol. 54(8). 100873.
9. Wu Y. Are Green Bonds Priced Lower Than Their Conventional Peers? // Emerging Markets Review. 2022. Vol. 52(1). 100909.
10. Billah M., Elsayed A. H., Hadhri S. Asymmetric Relationship Between Green Bonds and Sukuk Markets: The Role of Global Risk Factors // Journal of International Financial Markets, Institutions and Money. 2023. Vol. 83(2). 101728.
11. World Population Review. Cleanest Countries in the World 2024 . URL: https://worldpopulationreview.com/ country-rankings/cleanest-countries-in-the-world (Data obrashcheniya 25.10.2024).
12. Informatsionno-pravovoy portal «KonsultantPlyus». Pasport natsionalnogo proekta «Ekologiya», utverzhdennyy prezidiumom Soveta pri Prezidente RF po strategicheskomu razvitiyu i natsionalnym proektam, protokol ot 24 dekabrya 2018 № 16. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_316096/ (data obrashcheniya: 25.10.2024).