Божко Л.Л. Карта компетенций и знаний в приграничье как новая форма межрегионального взаимодействия Дата: 31/01/2011 Номер: (25) УЭкС, 1/2011
Аннотация: в статье рассмотрены теоретические аспекты разработки карты
компетенций и знаний в приграничье. Обоснованы процедурные вопросы улучшения бизнес-среды в приграничных регионах в результате активизации межрегионального взаимодействия
Ключевые слова: приграничные территории, инновации, интеграционный подход, перспективные направления, конкурентные преимущества.
Abstract: In the article are investigated theoretical aspects of development map of competence and knowledge in the border. Here were approved procedure questions of improving business-area in the border regions as a result of activation interregional interaction.
Keywords: border areas, innovations, integration approach, perspective directions, competitive advantages.
Божко Лариса Леонидовна кандидат экономических наук, доцент Рудненский индустриальный институт Республика Казахстан, г. Рудный [email protected]
Выходные данные статьи: Божко Л.Л. Карта компетенций и знаний в приграничье как новая форма межрегионального взаимодействия // Управление экономическими системами: электронный научный журнал, 2011. - № 1 (25). - № гос. рег. статьи 0421100034/. - Режим доступа к журн.: http://uecs.mcnip.ru.
Введение
Экономические национальные системы Республики Казахстана и Российской Федерации, столкнувшиеся с суровыми реалиями трансформационных процессов в ходе становления производственных отношений современного рыночного хозяйства, демонстрируют в последние годы мировому сообществу тенденцию формирования контуров общего экономического пространства.
Надежную основу данного явления должны составлять курс на индустриальноинновационное развитие, модернизационные преобразования в экономике, активизацию развития торгово-экономических связей между казахстанскими и российскими регионами, прежде всего приграничными. С 1 июля 2010г. начал свою работу Таможенный Союз между Казахстаном, Россией и Белоруссией, что позволило полностью открыть таможенные границы, подготовить единый Таможенный Кодекс и установить единые тарифы трех стран.
На 7-ом Форуме межрегионального сотрудничества Казахстана и России, прошедшим в Усть-Каменогорске в 2010г., была выдвинута инициатива создания Ассоциации регионов двух стран, которая будет разрабатывать, и проводить мониторинг конкретных проектов сотрудничества на двухстороннем и многостороннем уровне.
В этих условиях особенно актуальным является проведение системного углубленного исследования региональной интеграции, как одного из основных трендов развития современной экономики, изучение границ в качестве специфических институциональных проявлений, приграничных территорий (регионов), функционирование и развитие которых происходит в условиях новой исторической обстановки.
В современный период развитие приграничных территорий - это закономерный процесс эволюции производительных сил на качественно новом уровне производственных отношений, сосредоточивающий инновации, науку, образование и другие необходимые перспективные условия для развития личности, бизнеса, государства, охватывающий сопредельные территории. В условиях многочисленности приграничных регионов в Республике Казахстан и Российской Федерации их функционирование и устойчивое развитие как административнотерриториальных единиц, социально-экономических систем имеет стратегическое значение для региональной экономики обеих стран.
Обоснование необходимости развития инвестиционной и инновационной составляющих в приграничье
Из 14 областей Республики Казахстан 12 являются приграничными. Опыт развитых и динамично развивающихся стран показывает, что приграничные регионы стали зонами роста этих государств. Приграничные регионы выступают центрами экономической активности и способствуют успешной интеграции всей страны в мировую экономическую систему.
Создание единого экономического пространства демонстрирует собой огромные прорыв в направлении интеграционных процессов начиная не с политики, а с экономики. Участие Республики Казахстана в новой региональной организации заключается в том, чтобы с более сильных позиций принимать участие в мировой конкуренции для развития экономики и улучшения благосостояния граждан. Для практической реализации намеченных целей в рамках формирования единого экономического пространства ведутся переговоры по вопросам открытия национального рынка рынкам стран-партнеров, формируются национальные структуры производства.
Учитывая тот факт, что в условиях единого экономического пространства большая роль будет отведена именно приграничным территориям, то в процессе определения перспектив их развития целесообразно использовать экономическую модель поиска и «вытягивание» потенциально конкурентоспособных отраслей. Поиск подобных отраслей осуществляется на основе исследования детерминантов конкурентных преимуществ по четырем уровням: страна - приграничный регион - отрасль - фирма. Политика «вытягивания» потенциально конкурентоспособных отраслей реализуется по ступеням: конкурентные преимущества отраслей низких ступеней создают дополнительные ресурсы, которые используются для повышения уровня конкурентных преимуществ отраслей более высоких ступеней, после чего цикл повторяется.
Традиционные экспортоориентированные сектора индустрии исполнят роль локомотивов индустриализации за счет развития производств последующих переделов и обеспечения широкого мультипликативного эффекта от их развития на сопряженные сектора экономики.
Предприятия новых подотраслей промышленного производства - нефтехимии, космической промышленности, производства удобрений, фармацевтики, специализированного машиностроения, керамики, стекольного производства получат устойчивое развитие.
Программа поиска и «вытягивания» потенциально конкурентоспособных отраслей в приграничье будет направлена на создание привлекательных условий для прямых инвестиций в несырьевое экспортоориентированное и высокотехнологичное производство с применением следующих инструментов: инвестиционные соглашения; сервисная поддержка инвестиций; повышение инвестиционной привлекательности специальных экономических и индустриальных зон.
Инвестиционные соглашения с инвесторами, осуществляющими инвестиции в рамках приоритетных секторов Программы, целесообразно заключать на основании решений Правительства по рекомендациям Комиссии по иностранным инвестициям в целях оказания мер государственной поддержки.
Специализированная сервисная организация для оказания сервисных услуг иностранным инвесторам и представителям бизнеса включает следующие инструменты:
• информационно-презентационные мероприятия по продвижению инвестиционных возможностей Казахстана (бизнес-форумы, роуд-шоу, печатная продукция, информационные сообщения в международных СМИ);
• информационно-аналитические мероприятия (учетная функция, базы данных, исследования);
• мероприятия по сопровождению иностранных инвесторов;
• разработка и сопровождение национального инвестиционного интерактивного веб-сайта и Инвестиционного атласа страны.
Повышению инвестиционной привлекательности специальных экономических и индустриальных зон будут способствовать: налоговые льготы; упрощенный
механизм ввоза иностранной рабочей силы; оказание услуг по принципу «одного окна»; режим свободной таможенной зоны на территории специальных экономических зон.
Отбор проектов для специальных экономических и индустриальных зон следует осуществлять с учетом приоритетов Программы, выпуска продукции более высоких переделов, экспортоориентированности, высокого уровня производительности труда, а также количества создаваемых рабочих мест.
Инновационный потенциал приграничных территорий можно охарактеризовать как возможности, обусловленные научно-техническими творческими факторами. Его ядро составляют инновации, выражающиеся в изобретениях, патентах, лицензиях, промышленных образцах и т.п. Данное понятие объединяет также все формы «ноу-хау» и другие виды интеллектуальной деятельности, характеризуемым понятием интеллектуальной собственности.
Инновационный потенциал характеризуется и научно-техническим потенциалом, т.е. уровнем развития научно-технической сферы. Последний определяется численностью и структурой занятых в этой сфере, величиной затрат на научно-исследовательские работы и повышение технической оснащенности данной сферы, результирующими показателями НИОКР, показателями эффективного использования научнотехнического потенциала.
Развитие инфраструктуры научно-образовательной сферы, техническая оснащенность организаций, даже высокий квалификационный уровень ее кадров характеризуют инновационный потенциал лишь с внешней стороны. Г ораздо важнее, другая, глубинная его характеристика - продуктивность инновационной деятельности, ее эффективность, что обеспечивается организационно-экономическим механизмом, в том числе качеством управления приграничными регионами.
Инновационная функция границ наиболее сильно проявляется на третьем этапе развития приграничных связей. Активизация трансграничного сотрудничества, накопление опыта, наличие развитых образовательных и исследовательских организаций, крупных фирм, привлекательные условия для жизни и другие факторы могут привести к формированию единых кластеров, инициированию и реализации совместных инновационных проектов. Новые производства создаются на основе собственных инновационных идей, использование «чужих» идей для выхода на рынок с новыми товарами происходит на более ранних стадиях инновационного цикла - приобретаются лицензии, ноу-хау, приглашаются авторы разработок для создания совместных производств.
Как уже нами отмечалось, в лимологии известна концепция «интернационалистской» культуры, формирующейся среди населения приграничных территорий, извлекающего выгоду из приграничных контактов. Эта культура характеризуется повышенной мобильностью и восприимчивостью к инновациям. Ее носители способны бесконфликтно существовать в нескольких «культурных мирах» -национально - государственной и своей этнической культуре, иностранных культур и специфической культуры приграничного региона.
Инновационный потенциал приграничья находится в тесной взаимосвязи с ресурсами внешней среды. Характерный для приграничных территорий динамизм создает предпосылки позитивных изменений и придает определенную динамику развитию окружающей территории. Естественно, что динамизм присущ и инновационному потенциалу приграничных территорий, что выражается в трансформации его функциональной структуры, адаптации инновационных ресурсов к изменяющимся внутренним и внешним условиям. Ведь только приграничные территории могут инициировать приграничное сотрудничество.
Региональная конкурентоспособность в большой степени зависит от способности региональной экономической структуры удовлетворять спрос не только внешнего рынка, но и мирового. Однако создание новшеств поддерживается на данный момент в основном отдельными программами или инициативами. Компании в большей степени зависят от региональной структуры системы инновационного менеджмента и поддержки инновационных услуг. Более того существует огромный дефицит совместных попыток развития инициатив, продвигающих транснациональные предпринимательские структуры и способствующих построению международной сети.
В контексте инновации и знаний, основанных на региональных стратегиях в
приграничной зоне, необходимо указать на значимость взаимодействия бизнес-среды и вузов. Согласно проведенным опросам, представители бизнес-структур и региональных властей считают, что вузы слишком теоретизированы и далеки от реальности. Общественный инновационный опрос, проведенный Европейским Союзом показал, что менее 5% инновационных компаний используют информацию и знания, аккумулированные в вузах или исследовательских институтах.
Для предприятий малого и среднего бизнеса очень трудно найти подходящего эксперта - представителя академической среды, а возможности сотрудничества чаще всего не обозначены. Являясь важным источником знаний и информации, вузы, не желая того, закрыты для общественности, и сконцентрированы в основном на образовательных услугах и исследовательской деятельности. Ученые вузов обычно сотрудничают с представителями бизнес-среды без какого-либо желания извлечь экономическую ценность и социальную выгоду из знаний, которые они развивают. Таким образом, знания порождаются в основном ученым обществом для самих себя, а инновационные идеи циркулируют в их среде долгое время и процесс коммерциализации инноваций сильно растянут во времени.
Исследования показали, что конкурентные преимущества предприятий малого и среднего бизнеса в приграничных зоне в основном базируются на низкой стоимости производимой продукции или оказанных услуг, или местных природных ресурсах, а не на уникальной инновационной составляющей. Кроме того уровень интенсивности инновационной деятельности в приграничье достаточно неравномерен в контексте концепции «центра» и «периферии».
Технология подготовки приграничной карты компетенций и знаний и ее апробации
Для развития бизнес-среды инновационных знаний предлагается использовать интеграционных подход. Ключевой целью данного подхода является повышение конкурентоспособности технологически-ориентированного бизнеса в приграничных регионах посредством оказания инновационной поддержки. Можно выделить следующие целевые установки предлагаемого интеграционного подхода:
• совершенствование системы предпосылок для бизнеса (особенно в секторе, ориентированном на технологии) в приграничной зоне посредством развития приграничного сотрудничества,
• совершенствование сотрудничества между предприятиями малого и среднего бизнеса путем согласованного решения организационных, технических и административных вопросов в конкретной бизнес-среде,
• улучшение обмена информацией путем создания общей приграничной карты компетенций и знаний, идентифицирующей региональные ключевые области интересов, отражающей лучшую практику в области предпринимательства, содержащей информацию о существующих зарубежных моделях приграничного сотрудничества;
• усиление потенциала предпринимательства для международного бизнеса в приграничной зоне путем проведения тренингов, ориентированных на практику, сфокусированных на предпринимательстве и межкультурной тематике, развивающих компетенции и, следовательно, способствующих интеграции рынка труда в приграничной зоне.
В рамах исследовательской работы следует согласовать политику, проводимую на региональном уровне, с целью инновационной поддержки малых и средних
предприятий, функционирующих в сфере международного бизнеса. Необходимо оценить целесообразность создания кооперационных структур между вузами, научными парками и бизнес-средой в приграничной зоне, а также подготовить каталоги компетенций.
Основные выводы, полученные в результате проведенной аналитической работы, целесообразно представить в виде карты компетенций и знаний для участвующих приграничных регионов.
На наш взгляд приграничная карта компетенций и знаний должна идентифицировать:
• региональные ключевые интересы и области компетенций (включая региональную политику) для инновационной поддержки приоритетных бизнес-секторов;
• предложенные услуги, включая оценку соотношения «цена/качество», а также региональные характеристики (со стороны поставок - научные парки и релевантные общественные организации, со стороны спроса - компании, вновь создающиеся бизнес-структуры); примеры лучшей практики и проблемных областей для международной предпринимательской деятельности;
• существующие зарубежные модели сотрудничества предприятий малого и среднего бизнеса и новых бизнес-структур.
В процессе подготовки приграничной карты компетенций и знаний необходимо выработать общую стратегию в области региональной политики, содержащую целевые установки в контексте инновационного менеджмента и сотрудничества между академическим и деловым миром на горизонтальном и вертикальном уровнях. Важной составляющей является работа в области развития предпринимательства в технологически ориентированном секторе экономики с помощью целевой поддержки начинающих предпринимателей, роста профессионализации и трансферта инноваций между вузами и компаниями, развития инновационного бизнеса в приграничных регионах.
В качестве основной задачи можно выделить координацию и развитие сотрудничества между областью знаний (вузы, научные парки, региональные инновационные общественные объединения), административной областью (местная власть и региональные организации) и предпринимательской инновационной областью.
Весь комплекс мероприятий предлагается организовать в рамках Приграничного предпринимательского Кубка, проведение которого позволит ускорить процесс коммерциализации инноваций и сформировать команду инноваторов под руководством экспертов (представителей научного и делового мира). Первоначально бизнес-идею следует подвергнуть тестированию и в случае положительного результата начать процесс ее реализации с последующей коммерциализацией.
Деятельность в рамках Приграничного предпринимательского Кубка включает проведение тендера инновационных бизнес-идей, тренировку участников команды инноваторов и реализацию инновационных проектов.
На первом этапе необходимо провести конкурс бизнес-планов инновационных проектов, далее следует сформировать команду инноваторов, представляющих приграничные регионы. На этапе тренировочных занятий для участников команды инноваторов целесообразно провести мастер-классы по инновационному предпринимательству (с усиленной практической направленностью в области
изучения региональной деловой среды). Участников команд с каждого приграничного региона должны готовить эксперты из университетов и компаний других регионов. Например, для проведения мастер-классов для участников команды из Костанайской области Республики Казахстан будут привлечены эксперты из Челябинской области Российской Федерации. Руководящая группа, состоящая из экспертов университетов и компаний, должна сопровождать каждую команду.
Приграничный предпринимательский Кубок формально начнется с общей встречи руководителей компаний. Каждая команда получит возможность работать в региональных технологических или научных парках в течение 6 месяце, т.е. ожидаемая продолжительность Приграничного предпринимательского кубка. В этот периоды команды должны: подготовить бизнес-идеи для рынка, развить рыночную стратегию для представляемого региона, улучшить свои деловые способности, получить информацию о деловой среде региона соперников, разработать бизнес -стратегию для выхода, по меньшей мере, хотя бы на один рынок зарубежного региона.
В области поддержки зарубежного предпринимательства целесообразно сформировать комплекс контрольных бизнес-услуг относительно нужд региона, интересов и местной специфики. Услуги интернационализации представит специально созданный сервис - центр, руководящий НИОКР. В течение последующего периода представители сервис - центра примут участие в заключительном осуществление проекта, включая консультационное обеспечение транснациональных бизнес - услуг и практической деятельности в форме проведения открытых семинаров с целью приобретения представителями малого и среднего бизнеса международных предпринимательских и межкультурных навыков. А лучшие примеры практического опыта регионов будут распространены на другие территории (административное продвижение проекта).
Заключение
Таким образом, приграничные регионы могут стать ведущими операторами по развитию инновационной инфраструктуры. Формирование и развитие индустриальноинновационной инфраструктуры приграничного сотрудничества, создание и внедрение наукоемких технологий и конкурентоспособной продукции секторов «экономики будущего» позволит получить мультипликативный эффект от развития экспортного сектора на сопряженные отрасли внутренней экономики. А привлечение иностранного капитала даст толчок созданию совместных предприятий с зарубежными компаниями, что будет способствовать динамичному развитию приграничных территорий.
Библиографический список
1. Вардомский Л.Б. Российское порубежье в условиях глобализации. - М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. - 216 с.
2. Концепция межрегионального и приграничного сотрудничества государств -участников Содружества Независимых Государств, 2004г.
№ гос. рег. статьи 0421100034/
Это статья Журнал ВАК :: Управление экономическими системами: электронный научный
журнал http ://uecs.mcnip.ru
URL этой статьи: http://uecs.mcnip.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=311