\ УСЛУГА СБЕРБАНКА \
Карта будущего
За восемь месяцев 2013 года Сбербанк увеличил портфель кредитных карт почти на 50%. О новых карточных продуктах и стратегии банка на этом рынке рассказывает директор Управления банковских карт и расчетно-кассовых услуг Ростислав Яныкин.
— Что сегодня влияет на глобальный и российский рынки банковских карт?
— Согласно информации ЦБ России, к началу 2013 года у нас в стране эмитировано более 200 млн банковских карт. Таким образом, на одного россиянина приходится 1,7 карты. Однако если рассматривать только дееспособную часть населения (которая по факту и использует карточные продукты), то в нашей стране в среднем на одного человека приходится две-три банковских карты. Этот показатель меньше, чем в Европе или США.
Но если обратиться к динамике роста количества эмитируемых и используемых карточек в нашей стране, то ситуация выглядит позитивной. Например, в 2008 году на одного россиянина приходилось менее одной пластиковой карты — 0,73. Количество карт за последние пять лет увеличилось более чем в 2 раза — на 132%. С каждым годом банки выпускают все больше «пластика». Российский рынок находится в стадии активного роста и имеет в запасе неплохой потенциал, до момента его насыщения пройдет еще несколько лет.
Слева направо: Ростислав Яныкин, директор Управления банковских карт и расчетно-кассовых услуг Сбербанка, Ольга Осипова, обладатель 10-миллионной карты Сбербанк-Maestro «Социальная», Алексей Решетилов, директор по продажам MasterCard.
Ростислав
яныкин,
директор Управления банковских карт и расчетно-кассовых услуг Сбербанка России
Татьяна ШКЛЯР
Большинство карт — дебетовые (они составляют 74% от всего объема карт в стране), в основном выпущенные в рамках зарплатных проектов. Сам по себе зарплатный проект в России сейчас проходит этап трансформации от простой выдачи карт сотрудникам компаний-партнеров и установки банкомата для предоставления наличных в мощный канал продаж розничных продуктов, инструмент комплексного обслуживания корпоративных клиентов. Ведь финансовые взаимоотношения компании и сотрудника не ограничиваются только выплатой заработной платы — это может быть выдача командировочных, алиментов и др. Реализация зарплатных проектов открывает огромное количество возможностей для предоставления дополнительных услуг и сервисов клиентам. С банковской картой, эмитированной в рамках зарплатного проекта, сотруднику компании удобно распоряжаться своей зарплатой, причем не только тратить, снимая наличные в банкомате, оплачивая счета (например, ЖКХ), но и сберегать, планировать свои финансовые потоки.
Для кредитных организаций зарплатный проект — надежный и недорогой источник пополнения пассивной базы и инструмент развития финансовых возможностей клиентов.
Доля кредиток в общем объеме эмитированных карточных продуктов составляет на сегодня только 7,5%. Это означает, что потенциал для роста в этом сегменте значительный. Рынок кредиток в 2012 году вырос более чем на 80% и перегнал общий прирост кредитования более чем в 2 раза. А по сравнению с 2011 годом прирост составил около 60%. В абсолютных цифрах объем портфеля кредитных карт равнялся 683 млрд руб. на 01.01.2013. Прирост за год — 315 млрд руб. Это увеличение обеспечили главным образом кредитные организации, входящие в Топ-20 российских банков. Абсолютным рекордсменом здесь, как и годом ранее, стал Сбербанк. Мы нарастили свой портфель по кредитным картам на 137%, то есть более чем в 2 раза, доведя объем до 150 млрд руб. Это позволило на 01.01.2013 занять 22,4% всего рынка, хотя в начале 2012 года этот показатель равнялся 17,1%.
Несмотря на блестящие результаты в 2012 году, в 2013-м темп роста по кредитным картам в РФ составит не более 50-60%. В абсолютных цифрах объем портфеля кредиток приблизится к отметке 1 трлн руб. Такое замедление объясняется несколькими причинами. Во-первых, отсутствует эффект низкой базы. Кроме того, банки стремятся обеспечить высокое качество своих портфелей, то есть отсечь неблагонадежных заемщиков.
Потенциал роста рынка кредитных карт в России остается значительным — только 17% из 90 млн экономически активных россиян имеют кредитки.
— Какие инновации внедряют сегодня в этой области западные и российские банки?
— Укреплять долю на карточном рынке можно двумя путями: привлекая новых клиентов и работая с портфелем существующих карт. Банки, как правило, делают акцент на привлечение новых клиентов, и именно здесь сосредоточены инновации — это запуск и карт-конструкторов (см. справку), и всевозможных новых ко-брендинговых проектов. Упрощение процессов получения новой кредитной карты — ключевой момент, многие банки уже используют технологии экспресс-одобрения
id а ¿Я
РИА.НОВОСТИ.
Я
Универсальная электронная карта (УЭК) гражданина РФ.
РИА .НОВОСТИ.
и выпуска моментальных карт. В части работы с портфелем некоторые финансисты ограничиваются лишь управлением лимитами, при этом продвинутые карточные банки активно используют более совершенные методы, основанные на сегментации: меняют клиенту параметры тарифов, предлагают рассрочку и т.п.
Укрепляя свои позиции на этом рынке, Сбербанк запустил новую технологию, благодаря которой процесс выплат сотрудникам компаний в рамках зарплатных проектов стал еще проще и удобнее. Теперь предприятию достаточно предоставить в банк по системе дистанционного банковского обслуживания реестр-список работников с указанием сумм к выплате. После этого Сбербанк самостоятельно в онлайн-режиме сформирует платежное поручение на общую сумму реестра и при условии наличия денежных средств на расчетном счете предприятия мгновенно зачислит заработную плату на карты сотрудников. Информация о результатах зачисления сразу же становится доступна предприятию, а сотрудники мгновенно получают ЭМЭ-уведомление о зачислении. Новая технология — это автоматизированный процесс, в котором не задействованы операционисты банка, а значит — полностью исключается вероятность операционных ошибок. Уровень ЭТР-операции (см. справку) по новой технологии составляет сейчас 97%.
— Можете ли вы назвать основные положения стратегии Сбербанка на рынке банковских карт на следующие пять лет?
— Стратегия Сбербанка в части кредитных карт на- Сквозная обработ-правлена на динамичный рост доли рынка при сохране- ка (Straight-Through нии и улучшении текущих уровней риска и доходности. Processing, STP) — Мы еще не полностью использовали наш текущий по- процесс непрерыв-тенциал — клиентскую базу, но уже планируем запу- ной автоматизиро-скать новые технологии и процессы, которые позволят ванной обработки увеличить продажи еще больше — за счет привлечения информации. Пер-новых для банка клиентов. Это не только новые продук- вичные данные моты, но и активная качественная работа с портфелем (ли- гут формироваться миты, применение сегментного подхода и т.п.). как автоматически— Какие результаты в этой области в 2013 году? ми системами, так
Как влияет на динамику портфеля развитие интер- и ручным вводом,
нет- и мобильного банкинга Сбербанка? но их последующая
— За восемь месяцев этого года мы увеличили порт- передача и об-фель кредитных карт почти на 50%, при этом доля Сбер- работка проис-банка на этом сегменте рынка возросла почти на 2%. ходит полностью Основным драйвером для нас пока остаются новые автоматически. выдачи. До конца года мы планируем прирасти еще Уровень stp — это на 30-40%, увеличив нашу долю на 1,5-2%. Мы делаем выраженное в про-ставки на современные технологии, такие как интернет- центах отношение и мобильный банк, и пока только движемся в направле- объема автомати-нии увеличения количества сервисов, предоставляемых чески обработан-удаленно. ной информации
— Банк России намерен обязать банки оснащать к общему объему все карты чипом, а не только магнитной полосой. обрабатываемых Для такого перехода потребуются значительные данных. средства: затраты на сертификацию в платежных системах, разработка ПО и его внедрение стоят около
\ ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ \
ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / № 10 (138) 2013
71
\ УСЛУГА СБЕРБАНКА \
Карта-конструктор
отличается возможностью выбора и подключения тех сервисов, которые нужны клиенту, например: уменьшение процентной ставки при использовании кредита, подключение услуги начисления доходов,снятие денег бесплатно во всех банкоматах, перевод средств по счету без комиссии и пр.
«ВI квартале 2014 года мы планируем обеспечить прием бесконтактных банковских карт во всех 1200 автоматах по продаже билетов и пополнению электронного кошелька «Тройка» в Московском метрополитене».
$100 тыс. Кроме того, карта с чипом стоит в 3-4 раза дороже обычной, ее цена составляет $1,3-1,4. Как такое решение повлияет на рынок?
— Банк России подготовил проект изменений в положение 382-П «О требованиях к обеспечению защиты информации при осуществлении переводов денежных средств». Согласно поправкам, все вновь эмитируемые кредитными организациями карты должны будут оснащаться микропроцессором стандарта EMV, то есть чипом.
На такие меры ЦБ подтолкнул рост мошенничества, в частности — случаев скимминга (установки на банкомат устройств, считывающих данные карт).
Мы полностью поддерживаем это решение ЦБ. Несмотря на то что переход на чип несет в себе дополнительные расходы, они куда меньше, чем потери банков от мошенников. С чиповой картой скимминг исключен, поскольку чип невозможно подделать.
С 1 июля 2013 года карты Visa и MasterCard мы стали выпускать с чипом. Все операции по такой карте подтверждаются вводом ПИН-кода, который известен только держателю карты. Кроме того, информацию, содержащуюся на чипе, нельзя скопировать. К настоящему моменту вся сеть устройств самообслуживания и торгово-сервисных точек Сбербанка России оборудована под прием чипов.
— Владельцы магнитных карт могут обменять их на чиповые?
— Чтобы получить карту, оснащенную чипом, взамен существующей магнитной, необходимо оформить заявление на досрочный или плановый перевыпуск карты в одном из отделений Сбербанка.
Мы рассчитываем, что весь портфель карт Visa и MasterCard будет переведен на чиповую технологию в течение трех лет.
— Департамент транспорта Москвы, Московский метрополитен, Сбербанк и MasterCard 28 августа запустили пилотный проект по оплате билета, а также пополнению транспортной карты «Тройка» в автоматах московского метро с помощью банковской карты с поддержкой NFC (Near Field Communication — бесконтактная технология платежей, основанная на стандарте радиосвязи ближнего радиуса, внедряется в банковские карты и мобильные устройства). Расскажите подробнее о проекте.
МаэтегСа^ РауРаээ — платежная карта с инновационной бесконтактной технологией, позволяющей совершать оплату в одно касание.
Пополняемая электронная карта «Тройка» для оплаты проезда на всех видах транспорта.
— До августа 2013 года общественный транспорт Москвы не принимал банковские карты для оплаты проезда. Благодаря совместным усилиям Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры, Московского метрополитена, MasterCard и Сбербанка начат пилотный проект по приему бесконтактных банковских карт в автоматах по продаже билетов и пополнению электронного кошелька «Тройка» (речь идет о 10 станциях, 64 устройствах). В I квартале 2014 года мы планируем обеспечить прием бесконтактных банковских карт в 1200 автоматах в Московском метрополитене. Это еще один шаг в сторону осуществления широкого спектра безналичных платежных операций с использованием банковских карт, что является важным элементом в решении задачи по сокращению наличного денежного оборота.
— Какие другие карточные продукты с NFC-техно-логией планирует внедрить Сбербанк?
— С начала нового учебного года Сбербанк и Марийский государственный университет (МарГУ) при поддержке Министерства образования и науки Республики Марий Эл реализуют совместный инновационный проект «Кампусная карта». «Универсальная карта студента» сочетает в себе несколько функций: пропуск в вуз, доступ к информационным ресурсам (расписанию, библиотеке и пр.), она является электронным аналогом студенческого билета и зачетной книжки. Ее также можно использовать как банковскую дебетовую карту — для оплаты товаров и услуг. В рамках проекта карты будут изготовлены и персонифицированы не только для студентов, но и для преподавателей и сотрудников университета. Всего планируется выпустить 11 тыс. кампусных карт. В основе такого рода карт — технологии, которые применяются при выпуске персонализированных карт платежной системы MasterCard с технологией бесконтактных платежей PayPass. В случае успешной реализации проекта мы планируем тиражировать его не только на территории республики, но и в других регионах страны.
— Внедрение каких еще инновационных продуктов — в ваших планах?
— К концу 2013 года мы планируем организовать в пилотном режиме мобильные платежи с использованием встроенных чипов в телефонах NFC. Мы работаем совместно с Visa и Samsung Electronics над возможностью демонстрации платежей NFC на зимней Олимпиаде в Сочи в феврале 2014 года.
— В феврале этого года Олимпийский комитет России, Сбербанк и компания Visa начали выпуск дебетовых карт c благотворительной программой — Visa Classic «Олимпийская команда». В чем особенность такой карты?
— Сбербанк России, являясь Генеральным партнером XXII Олимпийских зимних игр, предлагает поддержать российскую команду, оформив карту Visa Classic «Олимпийская команда». После каждой покупки по карте 0,3% от суммы Сбербанк будет автоматически переводить в поддержку Олимпийского движения. На те же цели мы перечислим половину стоимости первого года обслуживания карты при ее оформлении. Все транзакции будут происходить автоматически, владельцу карты не нужно будет заботиться об отчислениях, поскольку от его имени олимпийцам поможет Сбербанк.